УДК 378.147
И. И. Макашина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ МОРСКОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА
В последнее время возросло влияние Мирового океана на развитие страны и потребность защиты ее национальных интересов во всех отраслях. С изменением политического и экономического устройства государства изменились системы и условия обучения кадров. Новые тенденции развития отрасли торгового судоходства обусловили необходимость реформирования системы морского образования, создали объективные предпосылки для обновления его содержания. Положение, которое занимает Россия в мировом торговом флоте, требует новых подходов к подготовке управленческого персонала, обеспечивающих эффективную работу его в современных условиях. Изучение программ подготовки менеджеров показало, что практика российского управленческого образования развивается, реализовываясь в разнообразных программах подготовки менеджеров. Однако это развитие отстает от роста новых требований.
Необходимость в менеджерах для морского торгового флота обусловлена уже тем фактом, что в наше время 75% всех транспортных перевозок в мире осуществляется морским торговым флотом. Поэтому подготовка будущих менеджеров для МТФ, специалистов в разных областях деятельности морской индустрии (фрахтование, перевозка, финансирование, страхование, экспедирование, хранение и т. д.) особенно актуальна.
От менеджеров морского торгового флота требуются знания эксплуатации флота (подбор кадров, их обучение, охрана здоровья, уровень заработной платы, работа с профсоюзами, заключение трудовых соглашений), маркетинга (исследование рынков, связи с организациями, продвижение рекламы, учет провозной способности на рынках балкерных и линейных перевозок), финансовых операций (привлечение капитала, контроль за движением наличности, различные виды учета, страхование, бюджет и др.). Непременными личными качествами менеджера МТФ должны быть энергичность, инициативность, способность быстро ориентироваться в меняющейся ситуации и находить решения, способность к компромиссам и общая благожелательность. Все эти качества должны быть основаны на профессиональной эрудиции и совершенном владении английским языком.
Выполнение требований государственных образовательных стандартов и международной морской организации, особенно к практической подготовке будущих морских специалистов зависит от следующих обстоятельств:
- расширение требуемого круга практических навыков (работа в мно-
гоязычном экипаже, внесение в обязательные квалификационные требования противопожарной, медицинской и других видов специальной подготовки);
- ускорение прогресса в разработке и внедрении новых технологий, знание которых необходимо выпускнику;
- резкое сокращение учебных и учебно-производственных судов в России и отсутствие перспективы их пополнения;
- отсутствие национальной системы стандартов качества подготовки менеджеров МТФ;
- отсутствие у обучающегося определенного уровня практической подготовки для работы в области морского торгового мореплавания.
Выполнение указанных требований подразумевает специальную подготовку преподавательского состава, наличие в учебном заведении большого объема лабораторного и тренажерного оборудования и его постоянное обновление, что в свою очередь требует больших капиталовложений.
Развитие морского транспорта как неотъемлемой части единой транспортной системы России определено подпрограммой «Морской транспорт», являющейся логическим продолжением федеральной целевой программы «Возрождение торгового флота России», в которой одним из наиболее важных моментов, выступает подготовка высококвалифицированных морских специалистов, предусматривающая:
- создание условий для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления морской деятельностью;
- сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности;
- создание системы подготовки руководящих кадров органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ в области морской деятельности;
- обеспечение государственной поддержки в содержании и эксплуатации учебных судов, материально-технической базы образовательных учреждений морского профиля.
Речь идет о подготовке специалиста с высокой профессиональной культурой, имеющего глубокую фундаментальную подготовку, в первую очередь по дисциплинам экономико-управленческого цикла, и, главное, умеющего самостоятельно мыслить, анализировать и принимать эффективные решения.
Задача совершенствования системы подготовки менеджеров для МТФ приобретает особую актуальность. Сегодня не достаточно свести подготовку менеджера МТФ к простому набору знаний и умений, приобретаемых в процессе обучения. Система подготовки должна быть нацелена на постоянное накопление сущностных профессиональных свойств менеджера МТФ, адекватно отражающих специфику природы его профессионализма. Целью
обучения должно стать формирование у обучаемого качества, сочетающего межпредметные, полипрофессиональные, культурологические и иноязычные знания.
Менеджеру МТФ необходимы знания в области экономики и управления предприятиями морской отрасли, в проблемах хозяйственной деятельности, правовых вопросах, знание техники транспорта и транспортной технологии, владение вычислительной техникой и иностранными языками, умение организовывать производственные процессы и создавать благоприятную творческую обстановку в коллективах предприятий и организаций морского транспорта. С целью совершенствования системы подготовки менеджеров МТФ и ее адаптации к международным требованиям в учебном процессе необходимо использовать не только нормативные положения, которые применяются в европейских странах, но и создавать интегрированные программы, направленные на формирование специалиста, обладающего полипрофильной когнитивностью. Термин «когнитивность» используется в широком смысле, обозначая сам акт познания или само знание. Полипро-фильная когнитивность предполагает приобретение знаний разных профилей.
Изучение структур деятельности менеджеров МТФ - наиболее важный вопрос для данного исследования в плане взаимосвязи, взаимодействия, вза-имообогащения функций вовлеченных областей профессиональной деятельности менеджеров МТФ. Знание этих функций определяет широту профессиональной деятельности, способствует систематизации состава, содержания интегрированной профессиональной деятельности, выраженной в объектах и процессах деятельностного содержания, а так же в действиях осмысления изучаемой деятельности.
В целях совершенствования процесса обучения указанных специалистов, нами была разработана образовательная ситуация подготовки менеджеров для МТФ, рассматриваемая нами как подсистема учебной деятельности, направленная на создание условий деятельности учения. Эта подсистема включает в себя ряд компонентов, взаимодействие которых при организованном управлении ведет к формированию его полипрофильно-коммуника-тивной когнитивности.
Мы соотносим полипрофильно-коммуникативную когнитивность со способностью человека справляться с теми или иными социальными ролями, умением создавать т. н. «межличностное пространство», осуществлять профессиональное общение с представителями разных профилей, делать собственные коммуникативные действия понятными для окружающих людей и др.
Образовательная ситуация подготовки менеджеров МТФ должна строиться на основе анализа их профессиональной полипрофильной деятельности.
Нами была разработана общая дидактическая модель образовательной ситуации процесса формирования полипрофильно-коммуникативной когни-тивности будущих менеджеров МТФ как основы их профессиональной культуры. В основе модели лежит ситуационно-функциональный подход, разработанный Э. Г. Малиночкой. В образовательном взаимодействии функционируют два участника - наставник и учащийся. В сознании и окружающей обстановке у них существует действийный центр. Наставник из своего центра передает учащемуся информацию о сложившейся или задаваемой социальной ситуации, включая задачу, которую надо решить. Эта информация попадает в действийный центр учащегося, в котором (в памяти) хранится освоенная им информация и находится действийный орган личности. Здесь принимается решение и выполняются побуждения на выполнение действий. Побуждения приводят в движение действийный инструментарий социализации учащегося [1].
Итак, при разработке ситуативно-функциональной модели процесс формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности будущих менеджеров МТФ в ходе их профессиональной подготовки в вузе был представлен как сложная, динамическая система, в которой выделен ряд структурных компонентов [2, с. 16]. Мы сочли возможным применить моделирование, позволяющее описать объект с точки зрения его компонентов и функций и как результат выявить характеристики профессиональной деятельности менеджера МТФ.
Функциональные блоки выделены в качестве составляющих системы деятельности, так как отражаемые в них структуры являются основными компонентами реальной деятельности.
Связи между блоками представленной системы являются функциональными, т.е. обеспечивают их взаимодействие в достижении цели - подготовленности процесса формирования полипрофильно-коммуникативной когни-тивности. В ходе процесса формирования системы определяется ее компонентный состав, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.
Первым блоком является готовность студентов к образовательным действиям. Один из основных компонентов отражает потребность общества в менеджерах МТФ. Потребность отрасли в менеджерах МТФ, объясняется вхождением России в мировое сообщество, развитием рыночных отношений, что невозможно без подготовки управленческого персонала, способного работать в новых условиях. Профессиональная культура менеджеров МТФ становится ведущим ресурсом в социально-экономическом развитии морской отрасли.
Следующий компонент первого блока представляет собой текущую по-липрофильно-коммуникативную когнитивность студента, которая имеет следующее содержание:
- начальные профессиональные знания;
- базовые знания о родственных профессиональных группах;
- начальные иноязычные знания;
- коммуникативная способность;
- элементарный опыт межкультурного общения;
- лингвострановедческие знания.
Кроме вышеперечисленного, полипрофильно-коммуникативная когнитив-ность предполагает эмоциональное содержание. Любые действия, выполняемые субъектом деятельности, имеют эмоциональную окраску. Эмоциональные процессы не противопоставляются процессам познавательным, как внешние, исключающие противоположности. Это единство эмоционального и интеллектуального, зависимые компоненты конкретной деятельности (в нашем случае полипрофильно-коммуникативной). Текущая полипрофиль-но-коммуникативная когнитивность подразумевает некое состояние, уже сформированное на момент начала текущего преобразовательного действия и готового к изменениям, задаваемым педагогом, использующего соответствующие средства.
Противоречие между желаемым и действительным отражается в соответствующих эмоциональных переживаниях, стимулирует мотивационную функцию энергетической возможности и детерминирует, направляет текущую полипрофильно-коммуникативную когнитивность. У обучаемого должна сформироваться потребность в овладении тем содержанием, которое предлагается для изучения. Появляется дополнительная мотивация усвоения дополнительных знаний. Внутренними условиями проявления мотива является потребность общества в менеджерах МТФ и текущая полипрофиль-но-коммуникативная когнитивность.
В качестве мотивов формирования заданного качества и, как следствие готовности студента к образовательным действиям, могут выступать:
- непосредственный интерес к будущей профессии;
- осознание важности получаемых знаний для достижения определенных целей в жизни сегодня и в будущем;
- желание испытать и проявить свои способности;
- потребность утвердиться в иерархии социальных отношений в группе;
- необходимость получить одобрение преподавателей, родителей и друзей.
Присутствие текущей полипрофильно-коммуникативной когнитивности студента как основы образовательной возможности предстоящего действия и присутствие мотива как стремления достичь поставленной цели, обуславливают постановку цели действия, которая выступает как цель обогащения полипрофильно-коммуникативной когнитивности.
Второй блок модели представлен готовностью педагога к формиро-
ванию полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов, состоящей из трех компонентов. Первый компонент - это педагогическая образованность. Педагог должен иметь не только специальное образование, включающее знание психолого-педагогических дисциплин, но и обладать новыми технологиями, формами, методами, приемами, средствами обучения и воспитания, а также владеть навыками межпредметной организации процесса обучения. Именно педагогическая образованность определяет качество усвоения образовательного материала. Педагогическая образованность подразумевает программу педагогических действий, целью ко -торых выступает подготовка сознания обучаемого к восприятию новой значимой информации.
Педагогическая образованность предполагает профессиональную компетентность и устойчивую мотивацию на профессиональное творчество; организацию поисковой познавательной деятельности студентов на всех видах занятий; органическую связь содержания дисциплин с методами и средствами творчества; накопление практического опыта по решению творческих профессиональных задач; связь содержания обучения с проблемами отрасли, в нашем случае, морского транспорта.
Другим компонентом данного интегрального единства - готовность педагога к формированию полипрофильно-коммуникативной когнитивности, основы профессиональной культуры будущих менеджеров является информированность о текущем состоянии полипрофильно-коммуникативной когнитивности у студентов.
Информированность о состоянии полипрофильно-коммуникативной ког-нитивности студентов подразумевает создание условий и предпосылок, позволяющих приобрести новые знания и развивать уже имеющиеся. На основе педагогической образованности и информированности о состоянии полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов создается образовательная программа действий. Она состоит из совокупности конечного состояния полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов и действий преобразования профиля, коммуникативности и когнитивности.
Под конечным состоянием полипрофильно-коммуникативной когнитив-ности студентов понимается сформированность профессиональной компетентности будущего менеджера МТФ, т. е. глубокое знание сущности выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков. Полипрофиьлно-ком-муникативная когнитивность будущего менеджера МТФ выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть значимого результата.
Полипрофильно-коммуникативная когнитивность будущего менеджера МТФ предполагает наличие у него умения актуализировать накопленные полипрофильные знания и умения и в нужный момент использовать их в
процессе реализации своих профессиональных функций, ключевых квалификаций и ключевых компетенций.
При проектировании образовательной программы действий необходимо опираться на те мотивы, которые, в конечном итоге, привели студентов в вуз, и которые определяют характер его учебной деятельности. На деятельность студента в вузе огромное влияние оказывает наличие ( или отсутствие) у него глубокого интереса и склонности к будущей профессиональной деятельности. В этом случае действия преобразования профиля, коммуникативности и когнитивности вызовут у обучаемого глубокое эмоциональное удовлетворение, чувство радости от приобретаемых знаний, от овладения общими учебными и профессиональными умениями и навыками.
Третий блок представлен средствами формирования полипрофиль-но-коммуникативной когнитивности студентов, включающим содержание соответствующей когнитивности и инструментарий ее формирования. Первый компонент включает состояние (конечное, программное) формируемых свойств студентов - субъектов деятельности и изобразители формируемых свойств (носители информации).
Конечное состояние формируемых свойств обучаемых - будущих менеджеров МТФ изучается нами с установкой на вид их будущей деятельности и с учетом обучающей системы, где эта готовность развивается и формируется.
Конечное, программное состояние формируемых свойств рассматривается как целостное личностное образование, предполагающее умение самостоятельно мыслить и принимать нестандартные решения в ситуациях из профессиональной деятельности.
Второй компонент также включает в себя две составляющие: средства изменения проявлений студентами профиля, коммуникативности и когни-тивности и средства осознания проектируемых проявлений профиля, коммуникативности и когнитивности. Указанные группы средств охватывают широкий набор материальных и идеальных средств обучения. К ним мы относим и процесс изучения иностранного языка, рассматриваемый нами как средство обучения профессиональной деятельности. Выделенные группы средств не изолированы друг от друга, а существуют во взаимосвязях и взаимообусловлены. Их совокупность носит средовой характер и обеспечивает возможность образовательных действий.
Совокупность готовности студента к образовательным действиям, готовности педагога к формированию названного качества и средств его формирования представляет собой подготовленность процесса формирования по-липрофильно-коммуникативной когнитивности студентов.
Подготовленность процесса формирования полипрофильно-коммуника-тивной когнитивности студентов отражает состояние, в котором учащийся уже владеет знаниями, умениями, умеет практически их использовать, а также
обладает высокой мотивацией к расширению опыта их применения в научном поиске, и готов к их дальнейшему совершенствованию. Таким образом, исходя из выдвигаемых нами замечаний, под подготовленностью процесса формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности студента будем понимать целостное внутреннее свойство (интегративную способность), благодаря которому (которой) он может осуществлять соответствующую деятельность на определенном уровне качества. Подготовленность полипрофильно-коммуникативной когнитивности студента можно представить в виде специфического внутреннего свойства человека, уровень образования которого позволяет ему реализовать свои потребности на заданном этапе обучения с дальнейшим ее развитием для применения в соответствующей сфере общественно полезного труда.
Менеджер, морского торгового флота - это не просто умелый работник, выросший в силу ряда причин и способностей до руководителя, а особая самостоятельная профессия, требующая высокого уровня специального образования. Современная модель подготовки будущих менеджеров МТФ основывается на создании школ бизнеса как многофункциональных образовательных, исследовательских, профессиональных центров в области менеджмента. Недостатком такого подхода является то, что центр тяжести обучения будущих менеджеров приходится не на базовое высшее профессиональное образование, а на дополнительное послевузовское образование. Это связано со спецификой управленческой профессии, которую, как правило, получают люди, уже имеющие практический опыт и осознанно подходящие к выбору дальнейшей карьеры.
Существующая система подготовки специалистов морского транспорта, в целом, обеспечивает потребности предприятий и организаций отрасли в подготовке, повышении квалификации и переподготовке морских специалистов. В тоже время эта система должна постоянно улучшаться, что обусловлено развитием морской отрасли и требованиям, предъявляемым к морским специалистам вообще и к менеджерам МТФ, в частности. Наш подход к данной проблеме может способствовать достижению положительных результатов в подготовке морских специалистов.
Библиографический список
1. Макашина, И. И. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота / И. И. Макашина, Э. Г. Малиночка. Монография. - Краснодар: КРО АПСН. 2007. -44 с.
2. Макашина, И. И. Подготовка менеджеров для морского торгового флота / И. И. Макашина. Монография. - Краснодар: КубГУ. - 2007. - 137 с.
3. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-169
4. Гусельников, Н. С., Тихонов, А. С. Педвуз малого города в условиях рыночной экономики // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 78 - 85.