Научная статья на тему 'Совершенствование процесса подготовки менеджеров для морского торгового флота'

Совершенствование процесса подготовки менеджеров для морского торгового флота Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ / МОДЕЛЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PREPARATION PROCESS / MODEL / PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макашина Ирина Илхамовна

Автор описывает ситуативно-функциональную модель процесса формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки, выделены функциональные блоки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of preparation of specialists for sea Merchant Fleet

The author describes а situational functional model of multi-profile communicative cognition for the future managers in the course of vocational training. The model is divided into functional blocks.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса подготовки менеджеров для морского торгового флота»

УДК 378.147

И. И. Макашина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ МОРСКОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА

В последнее время возросло влияние Мирового океана на развитие страны и потребность защиты ее национальных интересов во всех отраслях. С изменением политического и экономического устройства государства изменились системы и условия обучения кадров. Новые тенденции развития отрасли торгового судоходства обусловили необходимость реформирования системы морского образования, создали объективные предпосылки для обновления его содержания. Положение, которое занимает Россия в мировом торговом флоте, требует новых подходов к подготовке управленческого персонала, обеспечивающих эффективную работу его в современных условиях. Изучение программ подготовки менеджеров показало, что практика российского управленческого образования развивается, реализовываясь в разнообразных программах подготовки менеджеров. Однако это развитие отстает от роста новых требований.

Необходимость в менеджерах для морского торгового флота обусловлена уже тем фактом, что в наше время 75% всех транспортных перевозок в мире осуществляется морским торговым флотом. Поэтому подготовка будущих менеджеров для МТФ, специалистов в разных областях деятельности морской индустрии (фрахтование, перевозка, финансирование, страхование, экспедирование, хранение и т. д.) особенно актуальна.

От менеджеров морского торгового флота требуются знания эксплуатации флота (подбор кадров, их обучение, охрана здоровья, уровень заработной платы, работа с профсоюзами, заключение трудовых соглашений), маркетинга (исследование рынков, связи с организациями, продвижение рекламы, учет провозной способности на рынках балкерных и линейных перевозок), финансовых операций (привлечение капитала, контроль за движением наличности, различные виды учета, страхование, бюджет и др.). Непременными личными качествами менеджера МТФ должны быть энергичность, инициативность, способность быстро ориентироваться в меняющейся ситуации и находить решения, способность к компромиссам и общая благожелательность. Все эти качества должны быть основаны на профессиональной эрудиции и совершенном владении английским языком.

Выполнение требований государственных образовательных стандартов и международной морской организации, особенно к практической подготовке будущих морских специалистов зависит от следующих обстоятельств:

- расширение требуемого круга практических навыков (работа в мно-

гоязычном экипаже, внесение в обязательные квалификационные требования противопожарной, медицинской и других видов специальной подготовки);

- ускорение прогресса в разработке и внедрении новых технологий, знание которых необходимо выпускнику;

- резкое сокращение учебных и учебно-производственных судов в России и отсутствие перспективы их пополнения;

- отсутствие национальной системы стандартов качества подготовки менеджеров МТФ;

- отсутствие у обучающегося определенного уровня практической подготовки для работы в области морского торгового мореплавания.

Выполнение указанных требований подразумевает специальную подготовку преподавательского состава, наличие в учебном заведении большого объема лабораторного и тренажерного оборудования и его постоянное обновление, что в свою очередь требует больших капиталовложений.

Развитие морского транспорта как неотъемлемой части единой транспортной системы России определено подпрограммой «Морской транспорт», являющейся логическим продолжением федеральной целевой программы «Возрождение торгового флота России», в которой одним из наиболее важных моментов, выступает подготовка высококвалифицированных морских специалистов, предусматривающая:

- создание условий для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления морской деятельностью;

- сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности;

- создание системы подготовки руководящих кадров органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ в области морской деятельности;

- обеспечение государственной поддержки в содержании и эксплуатации учебных судов, материально-технической базы образовательных учреждений морского профиля.

Речь идет о подготовке специалиста с высокой профессиональной культурой, имеющего глубокую фундаментальную подготовку, в первую очередь по дисциплинам экономико-управленческого цикла, и, главное, умеющего самостоятельно мыслить, анализировать и принимать эффективные решения.

Задача совершенствования системы подготовки менеджеров для МТФ приобретает особую актуальность. Сегодня не достаточно свести подготовку менеджера МТФ к простому набору знаний и умений, приобретаемых в процессе обучения. Система подготовки должна быть нацелена на постоянное накопление сущностных профессиональных свойств менеджера МТФ, адекватно отражающих специфику природы его профессионализма. Целью

обучения должно стать формирование у обучаемого качества, сочетающего межпредметные, полипрофессиональные, культурологические и иноязычные знания.

Менеджеру МТФ необходимы знания в области экономики и управления предприятиями морской отрасли, в проблемах хозяйственной деятельности, правовых вопросах, знание техники транспорта и транспортной технологии, владение вычислительной техникой и иностранными языками, умение организовывать производственные процессы и создавать благоприятную творческую обстановку в коллективах предприятий и организаций морского транспорта. С целью совершенствования системы подготовки менеджеров МТФ и ее адаптации к международным требованиям в учебном процессе необходимо использовать не только нормативные положения, которые применяются в европейских странах, но и создавать интегрированные программы, направленные на формирование специалиста, обладающего полипрофильной когнитивностью. Термин «когнитивность» используется в широком смысле, обозначая сам акт познания или само знание. Полипро-фильная когнитивность предполагает приобретение знаний разных профилей.

Изучение структур деятельности менеджеров МТФ - наиболее важный вопрос для данного исследования в плане взаимосвязи, взаимодействия, вза-имообогащения функций вовлеченных областей профессиональной деятельности менеджеров МТФ. Знание этих функций определяет широту профессиональной деятельности, способствует систематизации состава, содержания интегрированной профессиональной деятельности, выраженной в объектах и процессах деятельностного содержания, а так же в действиях осмысления изучаемой деятельности.

В целях совершенствования процесса обучения указанных специалистов, нами была разработана образовательная ситуация подготовки менеджеров для МТФ, рассматриваемая нами как подсистема учебной деятельности, направленная на создание условий деятельности учения. Эта подсистема включает в себя ряд компонентов, взаимодействие которых при организованном управлении ведет к формированию его полипрофильно-коммуника-тивной когнитивности.

Мы соотносим полипрофильно-коммуникативную когнитивность со способностью человека справляться с теми или иными социальными ролями, умением создавать т. н. «межличностное пространство», осуществлять профессиональное общение с представителями разных профилей, делать собственные коммуникативные действия понятными для окружающих людей и др.

Образовательная ситуация подготовки менеджеров МТФ должна строиться на основе анализа их профессиональной полипрофильной деятельности.

Нами была разработана общая дидактическая модель образовательной ситуации процесса формирования полипрофильно-коммуникативной когни-тивности будущих менеджеров МТФ как основы их профессиональной культуры. В основе модели лежит ситуационно-функциональный подход, разработанный Э. Г. Малиночкой. В образовательном взаимодействии функционируют два участника - наставник и учащийся. В сознании и окружающей обстановке у них существует действийный центр. Наставник из своего центра передает учащемуся информацию о сложившейся или задаваемой социальной ситуации, включая задачу, которую надо решить. Эта информация попадает в действийный центр учащегося, в котором (в памяти) хранится освоенная им информация и находится действийный орган личности. Здесь принимается решение и выполняются побуждения на выполнение действий. Побуждения приводят в движение действийный инструментарий социализации учащегося [1].

Итак, при разработке ситуативно-функциональной модели процесс формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности будущих менеджеров МТФ в ходе их профессиональной подготовки в вузе был представлен как сложная, динамическая система, в которой выделен ряд структурных компонентов [2, с. 16]. Мы сочли возможным применить моделирование, позволяющее описать объект с точки зрения его компонентов и функций и как результат выявить характеристики профессиональной деятельности менеджера МТФ.

Функциональные блоки выделены в качестве составляющих системы деятельности, так как отражаемые в них структуры являются основными компонентами реальной деятельности.

Связи между блоками представленной системы являются функциональными, т.е. обеспечивают их взаимодействие в достижении цели - подготовленности процесса формирования полипрофильно-коммуникативной когни-тивности. В ходе процесса формирования системы определяется ее компонентный состав, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

Первым блоком является готовность студентов к образовательным действиям. Один из основных компонентов отражает потребность общества в менеджерах МТФ. Потребность отрасли в менеджерах МТФ, объясняется вхождением России в мировое сообщество, развитием рыночных отношений, что невозможно без подготовки управленческого персонала, способного работать в новых условиях. Профессиональная культура менеджеров МТФ становится ведущим ресурсом в социально-экономическом развитии морской отрасли.

Следующий компонент первого блока представляет собой текущую по-липрофильно-коммуникативную когнитивность студента, которая имеет следующее содержание:

- начальные профессиональные знания;

- базовые знания о родственных профессиональных группах;

- начальные иноязычные знания;

- коммуникативная способность;

- элементарный опыт межкультурного общения;

- лингвострановедческие знания.

Кроме вышеперечисленного, полипрофильно-коммуникативная когнитив-ность предполагает эмоциональное содержание. Любые действия, выполняемые субъектом деятельности, имеют эмоциональную окраску. Эмоциональные процессы не противопоставляются процессам познавательным, как внешние, исключающие противоположности. Это единство эмоционального и интеллектуального, зависимые компоненты конкретной деятельности (в нашем случае полипрофильно-коммуникативной). Текущая полипрофиль-но-коммуникативная когнитивность подразумевает некое состояние, уже сформированное на момент начала текущего преобразовательного действия и готового к изменениям, задаваемым педагогом, использующего соответствующие средства.

Противоречие между желаемым и действительным отражается в соответствующих эмоциональных переживаниях, стимулирует мотивационную функцию энергетической возможности и детерминирует, направляет текущую полипрофильно-коммуникативную когнитивность. У обучаемого должна сформироваться потребность в овладении тем содержанием, которое предлагается для изучения. Появляется дополнительная мотивация усвоения дополнительных знаний. Внутренними условиями проявления мотива является потребность общества в менеджерах МТФ и текущая полипрофиль-но-коммуникативная когнитивность.

В качестве мотивов формирования заданного качества и, как следствие готовности студента к образовательным действиям, могут выступать:

- непосредственный интерес к будущей профессии;

- осознание важности получаемых знаний для достижения определенных целей в жизни сегодня и в будущем;

- желание испытать и проявить свои способности;

- потребность утвердиться в иерархии социальных отношений в группе;

- необходимость получить одобрение преподавателей, родителей и друзей.

Присутствие текущей полипрофильно-коммуникативной когнитивности студента как основы образовательной возможности предстоящего действия и присутствие мотива как стремления достичь поставленной цели, обуславливают постановку цели действия, которая выступает как цель обогащения полипрофильно-коммуникативной когнитивности.

Второй блок модели представлен готовностью педагога к формиро-

ванию полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов, состоящей из трех компонентов. Первый компонент - это педагогическая образованность. Педагог должен иметь не только специальное образование, включающее знание психолого-педагогических дисциплин, но и обладать новыми технологиями, формами, методами, приемами, средствами обучения и воспитания, а также владеть навыками межпредметной организации процесса обучения. Именно педагогическая образованность определяет качество усвоения образовательного материала. Педагогическая образованность подразумевает программу педагогических действий, целью ко -торых выступает подготовка сознания обучаемого к восприятию новой значимой информации.

Педагогическая образованность предполагает профессиональную компетентность и устойчивую мотивацию на профессиональное творчество; организацию поисковой познавательной деятельности студентов на всех видах занятий; органическую связь содержания дисциплин с методами и средствами творчества; накопление практического опыта по решению творческих профессиональных задач; связь содержания обучения с проблемами отрасли, в нашем случае, морского транспорта.

Другим компонентом данного интегрального единства - готовность педагога к формированию полипрофильно-коммуникативной когнитивности, основы профессиональной культуры будущих менеджеров является информированность о текущем состоянии полипрофильно-коммуникативной когнитивности у студентов.

Информированность о состоянии полипрофильно-коммуникативной ког-нитивности студентов подразумевает создание условий и предпосылок, позволяющих приобрести новые знания и развивать уже имеющиеся. На основе педагогической образованности и информированности о состоянии полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов создается образовательная программа действий. Она состоит из совокупности конечного состояния полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов и действий преобразования профиля, коммуникативности и когнитивности.

Под конечным состоянием полипрофильно-коммуникативной когнитив-ности студентов понимается сформированность профессиональной компетентности будущего менеджера МТФ, т. е. глубокое знание сущности выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков. Полипрофиьлно-ком-муникативная когнитивность будущего менеджера МТФ выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть значимого результата.

Полипрофильно-коммуникативная когнитивность будущего менеджера МТФ предполагает наличие у него умения актуализировать накопленные полипрофильные знания и умения и в нужный момент использовать их в

процессе реализации своих профессиональных функций, ключевых квалификаций и ключевых компетенций.

При проектировании образовательной программы действий необходимо опираться на те мотивы, которые, в конечном итоге, привели студентов в вуз, и которые определяют характер его учебной деятельности. На деятельность студента в вузе огромное влияние оказывает наличие ( или отсутствие) у него глубокого интереса и склонности к будущей профессиональной деятельности. В этом случае действия преобразования профиля, коммуникативности и когнитивности вызовут у обучаемого глубокое эмоциональное удовлетворение, чувство радости от приобретаемых знаний, от овладения общими учебными и профессиональными умениями и навыками.

Третий блок представлен средствами формирования полипрофиль-но-коммуникативной когнитивности студентов, включающим содержание соответствующей когнитивности и инструментарий ее формирования. Первый компонент включает состояние (конечное, программное) формируемых свойств студентов - субъектов деятельности и изобразители формируемых свойств (носители информации).

Конечное состояние формируемых свойств обучаемых - будущих менеджеров МТФ изучается нами с установкой на вид их будущей деятельности и с учетом обучающей системы, где эта готовность развивается и формируется.

Конечное, программное состояние формируемых свойств рассматривается как целостное личностное образование, предполагающее умение самостоятельно мыслить и принимать нестандартные решения в ситуациях из профессиональной деятельности.

Второй компонент также включает в себя две составляющие: средства изменения проявлений студентами профиля, коммуникативности и когни-тивности и средства осознания проектируемых проявлений профиля, коммуникативности и когнитивности. Указанные группы средств охватывают широкий набор материальных и идеальных средств обучения. К ним мы относим и процесс изучения иностранного языка, рассматриваемый нами как средство обучения профессиональной деятельности. Выделенные группы средств не изолированы друг от друга, а существуют во взаимосвязях и взаимообусловлены. Их совокупность носит средовой характер и обеспечивает возможность образовательных действий.

Совокупность готовности студента к образовательным действиям, готовности педагога к формированию названного качества и средств его формирования представляет собой подготовленность процесса формирования по-липрофильно-коммуникативной когнитивности студентов.

Подготовленность процесса формирования полипрофильно-коммуника-тивной когнитивности студентов отражает состояние, в котором учащийся уже владеет знаниями, умениями, умеет практически их использовать, а также

обладает высокой мотивацией к расширению опыта их применения в научном поиске, и готов к их дальнейшему совершенствованию. Таким образом, исходя из выдвигаемых нами замечаний, под подготовленностью процесса формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности студента будем понимать целостное внутреннее свойство (интегративную способность), благодаря которому (которой) он может осуществлять соответствующую деятельность на определенном уровне качества. Подготовленность полипрофильно-коммуникативной когнитивности студента можно представить в виде специфического внутреннего свойства человека, уровень образования которого позволяет ему реализовать свои потребности на заданном этапе обучения с дальнейшим ее развитием для применения в соответствующей сфере общественно полезного труда.

Менеджер, морского торгового флота - это не просто умелый работник, выросший в силу ряда причин и способностей до руководителя, а особая самостоятельная профессия, требующая высокого уровня специального образования. Современная модель подготовки будущих менеджеров МТФ основывается на создании школ бизнеса как многофункциональных образовательных, исследовательских, профессиональных центров в области менеджмента. Недостатком такого подхода является то, что центр тяжести обучения будущих менеджеров приходится не на базовое высшее профессиональное образование, а на дополнительное послевузовское образование. Это связано со спецификой управленческой профессии, которую, как правило, получают люди, уже имеющие практический опыт и осознанно подходящие к выбору дальнейшей карьеры.

Существующая система подготовки специалистов морского транспорта, в целом, обеспечивает потребности предприятий и организаций отрасли в подготовке, повышении квалификации и переподготовке морских специалистов. В тоже время эта система должна постоянно улучшаться, что обусловлено развитием морской отрасли и требованиям, предъявляемым к морским специалистам вообще и к менеджерам МТФ, в частности. Наш подход к данной проблеме может способствовать достижению положительных результатов в подготовке морских специалистов.

Библиографический список

1. Макашина, И. И. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота / И. И. Макашина, Э. Г. Малиночка. Монография. - Краснодар: КРО АПСН. 2007. -44 с.

2. Макашина, И. И. Подготовка менеджеров для морского торгового флота / И. И. Макашина. Монография. - Краснодар: КубГУ. - 2007. - 137 с.

3. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-169

4. Гусельников, Н. С., Тихонов, А. С. Педвуз малого города в условиях рыночной экономики // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 78 - 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.