Научная статья на тему 'Современные проблемы подготовки будущих менеджеров морского торгового флота'

Современные проблемы подготовки будущих менеджеров морского торгового флота Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ФЛОТ / ПОЛИПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ / КОГНИТИВНОСТЬ / ПОЛИПРОФИЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОД / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макашина Ирина Илхамовна

В статье рассмотрены основные проблемы подготовки будущих менеджеров морского торгового флота. Раскрыта актуальность проблемы развития системы их подготовки, что обусловлено требованиями морской отрасли, предъявляемыми к менеджерам на современном этапе. Доказана необходимость их полипрофильной подготовки. Рассмотрена синергетическая структура образования менеджеров морского торгового флота. Описаны ее основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы подготовки будущих менеджеров морского торгового флота»

- готовить специалистов, обладающих полипрофильно-коммуникатив-ной когнитивностью;

- формировать облик менеджеров МТФ как носителей высокой нравственности, культуры и традиций своей страны;

- готовить менеджеров МТФ с учетом постоянно развивающейся отрасли торгового судоходства;

- разрабатывать различные (индивидуальные, ускоренные и др.) учебные планы и программы, в том числе носящие в основном «прикладной» характер, т. е. учить преимущественно тому, что необходимо в повседневной практической деятельности;

- рассчитывать учебные программы на массовые морские профессии, готовить специалистов с базовым инженерным образованием достаточно широкого профиля, с тем чтобы, с одной стороны, иметь возможности для широкого кадрового маневра, а с другой стороны, - возможность постепенно переходить к подготовке менеджеров, обладающих полипрофильно-коммуникативной когнитивностью;

- готовить менеджеров морского торгового флота, в совершенстве владеющих современными информационными компьютерными технологиями;

- обеспечивать гуманизацию морского инженерного образования, делать акцент в морском образовании на экономику, менеджмент, социологию, педагогику, психологию и экологию, готовить специалистов, глубоко понимающих проблемы защиты моря от загрязнения;

- стремиться к формированию международных образовательных морских инженерных программ, признаваемых большинством морских стран, с тем, чтобы выпускники могли получать международные, признанные во всем мире дипломы (сертификаты), и выходить на международный рынок труда, работать на судах под любым флагом и в иностранных компаниях;

- иметь систему периодического повышения квалификации всех менеджеров морского транспорта исходя из того, что ни один из уровней морского инженерного образования не может быть признан его окончательным, в силу постоянного развития отрасли.

Различные теоретические подходы, используемые в системе подготовки будущих менеджеров для МТФ (интегративный, синергетический, системный, личностно-ориентированный, деятельностный и ситуационно-функциональный) детерминированы, в первую очередь, их профессиональной деятельностью. Плюрализм теоретических подходов можно признать позитивным в плане возможности получения различных теоретических выводов, полезных для создания условий успешного функционирования системы подготовки указанных специалистов. В процессе проектирования системы подготовки будущих менеджеров МТФ нами были разработаны

основные положения нового подхода — полипрофильно-коммуникативного, опора на который при отборе содержания образования указанных специалистов позволяет усовершенствовать процесс их обучения и реализовать профессиональную подготовку как целостный конструкт, усиливающий по-липрофильную направленность [4].

Применение полипрофильно-коммуникативного подхода к проектированию содержания образования предполагает всестороннее развитие личности менеджера МТФ, его знаний и качеств, формирование которых необходимо для выполнения профессиональных функций.

Но, прежде чем начать проектирование содержания образования будущих менеджеров, мы попытались рассмотреть саму систему их профессиональной подготовки. Согласно теоретическим положениям, определяющим методологию проектирования системы профессиональной подготовки будущих менеджеров МТФ, методическая система подготовки строится как открытая динамическая структура. Синергетический эффект достигается за счет способности обеспечить гибкость организационной структуры управления, ориентированность на реализацию современных образовательных парадигм и достижения науки, техники и технологии.

Синергетический подход к познанию и моделированию социальных, политических и образовательных систем обычно обозначается следующими направлениями:

1) общенаучное - синергетика выступает как новая динамическая модель описания мира;

2) философское - синергетика как новый метод познания и анализа мира, более широкий и глубокий, чем диалектический материализм, который до появления синергетики был единственным научным методом объяснения развития мира;

3) методологическое - синергетика выступает новым методом научного познания, применяемого к описанию процессов развития систем разной природы;

4) педагогическое - синергетика является методом математического моделирования в педагогических исследованиях и управлении образовательным процессом, становления и развития педагогических систем и личности;

5) социальное - синергетика представляет развитие общества в целом и всех его подсистем с позиции самоорганизации (культура, политика, образование и т.д.).

Свойства открытости, гибкости и мобильности методической системы профессиональной подготовки будущих менеджеров МТФ обеспечиваются:

- структурой и содержанием подготовки, допускающей возможность изменения состава и содержания выбранных курсов;

- постоянной модернизацией средств и технологий обучения, применяемых в процессе подготовки;

- спецификой организации и содержания самостоятельной работы обучаемых;

- открытостью профессионально ориентированной образовательной среды, обеспечивающей формирование положительной мотивации и развитие познавательной активности обучаемых.

Сегодня идея применения синергетики к исследованию социальных явлений находит все больше и больше сторонников [1]. Нелинейная система имеет свои уникальные свойства, а управление такой системой свои особенности. Известно, что у нелинейных систем есть внутренние интегральные свойства, которые нельзя игнорировать, поскольку попытки управлять нелинейной системой, не зная ее внутренних свойств, и навязать ей желаемое поведение могут привести к непредвиденным результатам. Устойчивость, стабильность нелинейной системы очень уязвима по отношению к внешним воздействиям, тогда как неустойчивость есть способ самообновления, развития и согласования всех ее компонентов. Поведение такой системы нельзя предсказать на длительное время, но возможно предсказать общие тенденции, выработать главную политику, оставляя детали на долю самоорганизации, тем самым использовать ее с максимальным эффектом.

Решить проблемы подготовки будущих менеджеров МТФ нам поможет рассмотрение образовательной системы их подготовки как открытой нелинейной динамической системы. Такой подход оправдан, поскольку в системе образования взаимодействуют многочисленные противоборствующие силы. С одной стороны, система образования консервативна и инертна, так как опирается на традиции, а с другой - она должна быть оптимизирована, т. е. настроена на развитие и изменения, происходящие в окружающем мире. Планирование, структурирование и контроль приводят образовательную систему в устойчивое, упорядоченное состояние, а инициатива, новаторство, образовательные эксперименты способствуют её неустойчивости, состоянию, предшествующему переходу на качественно новый уровень.

Синергетическую структуру образования менеджеров МТФ (рисунок) можно представить следующей взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов: цель обучения (постоянное наполнение профессиональных свойств менеджера МТФ), содержание обучения (полипрофиль-но-коммуникативная когнитивность), учащиеся, педагог и действие учения. При таком подходе образовательный процесс может быть рассмотрен как целостное педагогическое явление.

Сформированность полипрофильно-коммуникативной когнитивности, выступает в качестве систематизирующего фактора. Достижение этого результата осуществляется при помощи включенных в систему компонентов.

Сфера морского торгового флота и включенная в нее профессиональная полипрофильная деятельность менеджера МТФ с педагогическим компонентом и знанием иностранного языка рассматривается нами как вектор, определяющий направление построения содержания образования будущего специалиста.

Синергетическая структура образования менеджера МТФ

Учащийся во всем многообразии его потребностей, интересов, ценностных ориентаций, мировоззрений, убеждений и установок является исходной структурой, на основе которой формируется полипрофильно-комму-никативная когнитивность. Индивидуальные качества или стороны личности - когнитивная, «эмоцийная», ценностная и коммуникативная в процессе действия учения под управлением педагога меняются, приспосабливаются к новым требованиям, задаваемым образом менеджера МТФ и сферой морского торгового флота. Функциональные связи между компонентами способствуют развитию как каждого отдельного компонента, так и всей системы в целом. Осваивая образы менеджера морского торгового флота, образовательного и приспособленного действия, с помощью средств действия, предлагаемых педагогом, учащийся превращает общественный опыт в индивидуальный способ деятельности, способствуя постоянному наполнению профессиональных свойств менеджера МТФ.

Когнитивная сторона личности учащегося подразумевает освоение будущей деятельности и освоение новых знаний. Закладываются предпосылки формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности.

«Эмоцийная» сторона личности предполагает устойчивые положительные эмоциональные состояния при освоении будущей профессии, избирательное эмоциональное устойчивое отношение к средствам деятельности и отчетливые эмоциональные реакции на норму и отклонения от нее.

Ценностная сторона личности подразумевает сознательность учебной деятельности, ее значимость для дальнейшего собственного развития и понимания своего места в социуме.

Коммуникативная сторона выступает в качестве доминирующего компонента. Личность рассматривается как субъект устойчивой системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении. Б. Ф. Ломов подчеркивал: «... психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту - общественному индивиду-лич-ности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на проблему личности... через анализ деятельности и общения психология раскрывает ... психический склад личности, ее внутренний духовный мир» [2, с. 289].

В выполняемых студентом в образовательном процессе действиях приводятся в движение все эти компоненты. Действия студента изменяют его объект, приводят его в новое состояние. Функциональная информация об этом состоянии поступает и к студенту, и к педагогу. Но она не является сущностной, образовательный процесс создается не для того, чтобы преобразовывать этот объект. В изменении объекта проявляются его свойства, информация о которых откладывается в сознании студента. Это и есть сущностная информация образовательного процесса, ради которой он проводится [3].

Действие учения рассматривается как ведущая деятельность будущего специалиста, в которой происходят основные психологические изменения личности. Педагог, используя действие учения и, управляя процессом формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности учащегося, уточняет цели деятельности, выбирает средства действия, детализирует образ менеджера МТФ, общий образ образовательного действия и образ приспособленного действия, что ведет к постоянному совершенствованию текущей когнитивности обучаемого.

Текущая полипрофильно-коммуникативная когнитивность подразумевает некое состояние, уже сформированное на момент начала текущего преобразовательного действия и готового к изменениям, задаваемым педагогом, использующего соответствующие средства. Текущая полипрофильно-

коммуникативная когнитивность студента имеет следующее содержание: начальные профессиональные знания; базовые знания о родственных профессиональных группах; начальные иноязычные знания; коммуникативную способность и элементарный опыт межкулыурного общения.

Системное рассмотрение взаимодействия субъектов выявляет и другую особенность, заключающуюся в том что, будучи субъектом воздействия, педагог привносит свой опыт, свое видение проблем, свое понимание педагогических задач. Связь между субъектами становится двойной и взаимной. Для студента преподаватель преобразуется в «учебное средство» (модель, образ для анализа и возможного подражания). В то же время студент готовится на роль менеджера МТФ, который является субъектом воздействия на своих подчинённых, которые будут выступать объектами. А эти подчиненные, в свою очередь, станут субъектами профессиональной деятельности. Учет этих двойных связей и постоянная смена ролей в ходе обучения подразумевает возможность активизации связи теории с практикой, действительного использования педагогического опыта.

Функциональными компонентами в данной системе выступают:

- социум (состояние социума и потребности общества в менеджерах МТФ определяют те социальные качества, которые учащиеся должны приобрести);

- культура (конструирование образовательного процесса как культурного акта, должно опираться на закономерности и механизмы усвоения содержания в виде значений и смыслов путем перевода их субъектами на уровень личностных культурных смыслов);

- образ менеджера МТФ (модель специалиста, обладающего профессионально важными качествами, среди которых в качестве основного выделен педагогический компонент. Это общее знание о том, что объект, орудия, условия труда кем-то организованы, созданы, а результаты кому-то предназначены. Это информация о сфере морского торгового флота, как о целостной системе отрасли производства, представление о специалистах, работающих в данной отрасли, о партнерах внешних и внутренних);

- общий образ образовательного действия (результат встречного процесса «педагог - учащийся» в ситуационно-функциональной системе [2]. Полнота и качество общего образа образовательного действия определяет его степень совершенства);

- образ приспособленного действия (представление, информация о реальном действии как элементе деятельности менеджера МТФ. В качестве доминирующего компонента выступает педагогический. Конкретное представление о содержании будущего труда, специфических трудностях, полипрофильных и полисубъектных отношениях, необходимость педагогического знания позволяют создать условия для формирования полипро-фильно-коммуникативной когнитивности с педагогическим компонентом. В процессе реализации образа приспособленного действия исходный образ

видоизменяется, накапливая в себе опыт практического взаимодействия будущего менеджера МТФ со средой);

- средства действия (операции, входящие в состав действия учения и нацеленные на развитие текущей когнитивности);

- текущее образование менеджера МТФ (совокупность профессиональных знаний и умений, а также профессионально важных качеств, выступающая в качестве модели специалиста и определяющая успех выполняемой деятельности).

К функциональным компонентам можно отнести и связи, существующие между структурными компонентами в синергетической структуре образования менеджера МТФ, определяемые как: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский и функциональные компоненты. Гностический компонент включает в себя знание учебного материала, умения и навыки по его извлечению из различных информационных источников. Проектировочный подразумевает перспективное планирование задач и способов их решений. Конструктивный способствует композиционному построению информации. Коммуникативный включает действия по установлению взаимоотношений между участниками процесса обучения. Организаторский реализует обучение посредством специальной организации. Связи между компонентами структуры являются функциональными, т. е. обеспечивают их взаимодействие в достижении цели.

Результат (постоянное накопление профессиональных свойств менеджера МТФ) является одним из структурных компонентов системы. В педагогической системе отставание одного компонента вызывает отставание остальных, и как результат - низкий уровень функционирования системы. Сравнивая цель (как идеал) и результат (как реальность), система может перестраивать свою деятельность по мере необходимости.

Синергетическая структура образования менеджера МТФ характеризуется принципом целостности, включающим в себя и структуру, без которой невозможно создание системы, и связи (в том числе связи управления), без которых невозможно функционирование системы. Данная система - педагогическая, т. к. представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчиненное целям воспитания и обучения будущего менеджера МТФ, формированию у него заданного качества.

Основным ориентиром при создании системы подготовки будущего менеджера МТФ выступает полипрофильность его профессиональной деятельности, которая объясняется интенсификацией производства во всех сферах деятельности морского транспорта, что в свою очередь выдвигает повышенные требования к организации производства, к подготовке, пере-

подготовке и повышению квалификации специалистов морской отрасли и менеджеров МТФ, в первую очередь.

Библиографический список

1. Ильясов, Д. Ф., Сериков, Г. Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике [Текст] / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. - М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-336 с.

2. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

3. Макашина, И. И., Малиночка Э. Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота: Монография [Текст] / И. И. Макашина, Э. Г. Малиночка. - Краснода:. КРО АПСН. 2007. - 44 с.

4. Макашина, И. И. Подготовка менеджеров для морского торгового флота: Монография [Текст] / И. И. Макашина. - Краснодар: КубГУ. 2007. - 137 с.

УДК 378

С. А. Пакулина, С. М. Кетько

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Технология управления самостоятельной работой студентов в вузе

Ведущей стороной подготовки творческих и инициативных специалистов высшей школы является их самостоятельная работа, создающая фундамент будущих практических умений и навыков. Совершенствование подготовки специалистов в условиях нарастающего информационного потока и требований практики без теоретически обоснованного, методически скоординированного и целенаправленно управляемого процесса самостоятельной работой студентов вузов невозможно.

Совокупность объектов управления, организации и руководства самостоятельной работой студентов в вузе и их функционирование представляет собой систему упорядоченного множества взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Для того чтобы рассмотреть процесс функционирования системы, необходимо выделить общие характеристики управления, организации и руководства самостоятельной работой студентов в вузе.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДСТВА...

Управление в самом широком смысле - это перевод какой-либо системы волевыми действиями в целесообразное состояние, в узком смысле - это группа воздействий извне, или взаимодействий элементов системы в результате которых достигается определенная, заранее поставленная цель.

Процесс управления самостоятельной работой студентов в вузе сложен, он включает в себя определение объекта, предмета, цели, задач управления и состоит из принятия решения, коммуникации, мотивирования и контроля. При разработке целей и задач управления сравниваются перспективы и актуальные состояния подсистем, создается программа управленческого воздействия как ряда взаимосвязанных и значимых действий. Мотивирование занимает стержневое положение в процессе управления. Оно включает в себя актуализацию необходимых ценностных ориентаций, если они имеются, и создает ограничения для проявлений ненужных ориентаций. Принятие управленческого решения - это волевой процесс ограничения степеней свободы во взаимодействиях коллектива механизмами детерминирования [1]. Детерминирование предполагает создание причинно-следственных отношений и связей, позволяющих осуществлять влияние для получения необходимых действий и результатов. Определяется содержание, форма воздействия, и только потом осуществляется собственно процесс организации.

Как метод управления организация самостоятельной работы через планирование обеспечивает средства взаимодействия по месту и времени, создает органы взаимодействия. Например, в нормировании затрат ресурсов на выполнение самостоятельной работы, одним из главных элементов является время для самостоятельного усвоения учебного материала. Организация рабочего места создает условия для выполнения самостоятельной работы, мотивирования к ней. Таким образом, программа и варианты плана, мероприятия и их альтернативы составляют содержание процесса организации самостоятельной работы студентов, а руководитель осуществляет контроль их исполнения посредством распорядительных и регулятивных функций.

Совокупность способов, методов осуществления в определенной последовательности организации и руководства самостоятельной работой является технологией управления. Входящие в нее процессы коммуникации, характер взаимодействий, выбор ресурсов позволяют немедленно «здесь и теперь» измерить результаты организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов в вузе (ОУР). Технология позволяет увидеть положительные стороны, недостатки, ход и структуру управленческого взаимодействия, отнести его к определенному типу, осуществить коррекцию полученного результата. Таким образом, воздействие и взаимодействие в системе управления самостоятельной работой студентов в вузе имеет свою технологию и отношения в ближайшем социальном окружении, результа-

том которых является подготовленность преподавателей-руководителей и студентов-исполнителей для ее выполнения.

Организация самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности студентов в вузе опирается на следующие принципы управления субъект-субъектным взаимодействием [3, с. 14]:

1. Принцип единства требований преподавателей к организации самостоятельной работы студентов.

2. Принцип систематичности, последовательности и преемственности самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, который обеспечивает равномерность распределения самостоятельной работы в системе управления: «деканат —> кафедра —> преподаватель —> студент».

По результатам исследования особенностей организации, руководства и самоорганизации самостоятельной работы студентов первых-вторых курсов только 32% из них систематически и планомерно занимаются в течение семестра самостоятельной работой внеаудиторно, на последующих курсах процент продолжает снижаться.

3. Принцип учета единства неосознаваемых и осознаваемых компонентов познавательного процесса (освоение навыков высокого порядка, а именно построение целостных иерархических структур учебного действия, который осуществляется без явного вербального контроля).

4. Принцип диалектического творческо-поискового стиля углубления знаний об изучаемом объекте. В этом принципе реализуется закон творческих производных В. Вундта: слагаясь из элементов явлений, образуется не просто механическая сумма, а некое новое качество. Творческо-поисковый стиль реализуется в процессе восхождения к вершинам знания по пути от незнания к знанию, от проблем к теории, от теории к практике, от практики к новым проблемам и снова к теории.

5. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов самостоятельной работы.

6. Принцип индивидуализации и дифференциации учебных задач (учет личных интересов, потребностей и индивидуальных особенностей студентов, актуального уровня развития навыков самостоятельной работы, дифференциация заданий по содержанию и объему). По результатам исследования отношения студентов к выполнению самостоятельной работы в процессе обучения выявлено, что для 60% студентов первого и второго курсов дифференцированность учебного задания выступает как эффективное действие педагогического стимулирования самостоятельной работы.

7. Принцип динамической полимотивации в ходе руководства аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой студентов.

8. Принцип рефлексивного контроля, сочетающего контроль самостоятельной работы студентов по процессу и результату, который проявляется в форме обмена мнениями между студентом и преподавателем в равноправном диалоге. Студент рассказывает, как он делает работу, преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.