Научная статья на тему 'Становление студенчества: от адаптации к профессиональному выбору'

Становление студенчества: от адаптации к профессиональному выбору Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО / СТУДЕНЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / UNIVERSITY COMMUNITY / STUDENTS / PROFESSIONALIZATION / ADAPTATION / PROFESSIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Начкин Александр Иванович

Рассмотрена профессионализация как социологическая проблема. Проанализированы профессиональная и социальная адаптация студенчества в университетском сообществе, а также факторы, влияющие на профессиональный выбор студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Начкин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS: FROM ADAPTATION TO PROFESSIONAL CHOICE

The article considers professionalization as a sociological problem. The professional and social adaptation of students in the university community, and also the factors influencing on a professional choice of students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Становление студенчества: от адаптации к профессиональному выбору»

УДК 316

СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА:

ОТ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ

© Александр Иванович Начкин

Российский государственный педагогический университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, кандидат военных наук, докторант кафедры истории и теории социологии, e-mail: vg_zarubin@mail.ru

Рассмотрена профессионализация как социологическая проблема. Проанализированы профессиональная и социальная адаптация студенчества в университетском сообществе, а также факторы, влияющие на профессиональный выбор студентов.

Ключевые слова: университетское сообщество; студенчество; профессионализация; адаптация; профессиональный выбор.

Проблема профессионального становления является ключевым аспектом понимания места и роли студенчества в условиях модернизации российского общества. В отечественной литературе, посвященной проблемам высшей школы, термин «профессиональное становление» используется достаточно широко. Исследователи рассматривают проблему «профессионального становления» с различных позиций. Например, Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный про-

цесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса - профессиональное самоопределение [1]. Т.В. Зеер трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [2]. К.М. Левитан исследует «профессиональное становление» личности как решение профессионально значимых, все более усложняющихся задач -

познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего специалист овладевает необходимым комплексом связанных с его профессией деловых и нравственных качеств [3].

Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями «развитие» и «формирование». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения. Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т. е. циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. Становление является отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений. В отличие от формирования становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата.

Развитие студента в университетском сообществе происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню целостности, т. е. превращению студента в квалифицированного специалиста. Развитие

предполагает изменение сущностных сил студента, преобразование сложившихся установок, ориентаций, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений. Развитие студента осуществляется через выявление профессиональной направленности его деятельности. Профессиональная направленность студента является результатом противоречивого единства социализации, т. е. усвоения социального опыта и культуры и индивидуализации (развитие интеллекта, воли и творческих способностей). В ходе развития происходит становление студента как квалифицированного специалиста. В результате профессионального становления возникает новая социальная целостность. Эта целостность заключается в двух сущностных моментах. Во-первых, в подчинении всех элементов деятельности студента

профессиональной направленности. Во-вторых, университетское сообщество обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов профессионального становления студентов.

Критерием профессионального развития студента выступает объективная ценность реализации его личностных качеств в профессиональной деятельности. Основная

предпосылка профессионального развития -профессиональная направленность. Она выражается в социальных установках и ценностных ориентациях студентов.

Понять соотношение понятий «профессиональное становление» и «профессиональное формирование» помогают исследования в области социальной психологии. С точки зрения Л.И. Анциферовой, развитие - основной способ существования личности: «Социальное и психическое становление личности не ограничено какими-то определенными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию» [4]. Таким образом, постоянная незавершенность, а следовательно, не-скончаемость процесса становления - характерная черта психологической организации личности студента и одно из обязательных условий ее способности к безграничному развитию.

Студент, оказавшись в университетском сообществе, формируется в профессиональном плане. Профессиональное становление представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под становлением обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, студент сам себя формирует.

Социологическое виденье проблемы позволяет описать процесс профессионального

становления студенчества. Но прежде обратимся к анализу теоретических подходов. Рассматривая феномен профессионального становления, исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые свойственны этому процессу. По мнению Е.А. Климова, можно выделить следующие фазы профессионального становления: оптант - фаза выбора профессии; адепт - человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее; адаптант - привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы; интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями; мастер, авторитет, наставник [5]. К.М. Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств студента; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил специалиста с целью его полной самореализации в профессиональной деятельности [3, с. 11].

Таким образом, профессиональное становление студента - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности.

В нашем понимании процесс профессионального становления включает несколько стадий: первая стадия - выбор вуза, вторая стадия - реализация студенчества внутри университетского сообщества и третья стадия - профессиональные и карьерные ожидания студенчества.

Неослабевающий интерес научного сообщества социологов к проблемам социальной адаптации объясняется целым рядом причин. Во-первых, он уходит корнями в историю социальных наук. В социологии приоритетными считались темы, связанные с биологизмом, эволюционизмом. Отметим, что в широком смысле адаптация понимается как «форма отношения организмов к внешней среде, которая обусловливает выживание достаточного количества индивидуумов для сохранения вида» [6]. Данный эволюционноисторический аспект при рассмотрении адаптации только теперь уже в узком смысле -

для характеристики процесса взаимодействия организма с внешней, социальной средой -был заимствован социологами из биологии.

Во-вторых, тема адаптации популярна потому, что адаптация является частью широкого и масштабного процесса социализации личности. Социализация - одна из главных тем социологии. Адаптация - один из способов социализации личности, она позволяет личности (или группе) активно включаться в разные структурные элементы социальной среды, реагировать на динамические изменения внешнего окружения. Такого мнения придерживается группа ученых -Б.Д. Парыгин и И.А. Милославова. Другая группа исследователей (А.В. Назаров, Т. Ши-бутин и др.), напротив, рассматривают адаптацию как более широкое понятие по отношению к социализации. В данном методическом материале мы будем придерживаться первой точки зрения.

И, наконец, в-третьих, интерес российских ученых к адаптации объясняется специфической социально-экономической и социально-политической ситуацией в постпе-рестроечной России.

Прикладное социологическое исследование, которое проводилось в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в октябре-ноябре 2008 г. (опрошено 458 студентов по квотной выборке), выявило ряд тенденций, характеризующих процесс социальной адаптации и ранней профессионализации студентов.

1. Стабильность выбора как основа ранней профессионализации. На вопрос анкеты о том, повторили бы первокурсники свой выбор вуза, ответы распределились следующим образом: 39,1 % респондентов ответили - «определенно, да», 28,4 % - «скорее да, чем нет». Следовательно, 67,5 % респондентов удовлетворены сделанным выбором. На вопрос о повторном выборе факультета ответы распределились так: 42,4 % респондентов ответили, что повторили бы выбор факультета, 24,0 % сделали бы это с большой долей вероятности.

Ситуация сложилась такая же, что и в случае с выбором вуза - 66,4 % респондентов удовлетворены выбором факультета, а значит, и будущей профессией. Стабильность выбора подтверждается и тем, что большинство респондентов (67,0 %) посоветовали бы

поступать в Герценовский университет друзьям или родственникам: 26,6 % респондентов уверенно ответили: «Да, посоветовали бы», 40,4 % посоветовали бы, хотя и с некоторыми оговорками.

Мотивация выбора выражена в ответе на вопрос: «Если Вы убедились в том, что сделали правильный выбор, то обоснуйте, почему это произошло?». Ответы студентов-первокурсников распределились следующим образом (табл. 1).

Модальным в этом случае является ответ: «хочу обязательно получить высшее образование» (39,5 %). На втором месте ответ: «это мой осознанный выбор» (29,5 %). Этому ответу ближе всего утверждение: «хотел поступить в РГПУ именно на этот факультет» (22,1 %). Настораживает отсутствие преемственности: только 2,4 % респондентов выбрали педагогический университет, руководствуясь семейной традицией.

2. Высокий уровень профессиональных ожиданий. Дополнительными факторами стабильности выбора являются профессиональные ожидания студентов-первокурс-ников. Положительные характеристики выбранной специальности таковы (табл. 2).

Приоритетным здесь является ожидание, связанное с реальной возможностью найти работу по избранной специальности (48,3 %). Остальные ожидания: престиж профессии, возможность высокого заработка возмож-

ность карьерного роста - распределились в интервале от 10,9 до 14,2 %.

3. Высокий уровень доверия студентов-первокурсников к вузу в вопросе подготовки квалифицированных специалистов. Речь идет о подготовке профессионала - человека, компетентного в конкретной сфере деятельности. Студенты оценивали различные аспекты подготовки специалиста в Герценов-ском университете:

- готовность к высококвалифицированной деятельности,

- готовность к управлению в определенной сфере,

- развитие творческого потенциала личности,

- умение получать фундаментальные научные знания,

- владение технологиями, которые необходимы для будущей работы,

- владение технологиями, которые необходимы в процессе профессионального и межличностного общения,

- владение технологиями самообразования,

- владение современными информационными технологиями,

- практическое владение иностранными языками.

Анализ социологических данных свидетельствует, что большинство респондентов (от 48,5 до 67,3 %) высоко оценивают уровень подготовки специалистов в вузе.

Таблица 1

Мотив выбора вуза

Количество упоминаний Данные в процентах

Хотел поступить в РГПУ именно на этот факультет 101 22,1

Хочу обязательно получить высшее образование 181 39,5

Это мой осознанный выбор 135 29,5

Я продолжаю семейную традицию 11 2,4

Не ответили на вопрос 30 6,6

Таблица 2

Дополнительны факторы выбора вуза

Количество упоминаний Данные в процентах

Можно найти работу по избранной специальности 221 48,3

Высокий престиж профессии 50 10,9

Возможность высокого заработка 61 13,3

Возможность карьерного роста 65 14,2

Не ответили на вопрос 61 13,3

Таким образом, практика развития высшей школы показывает, что открывается возможность профессиональной универсализации высшего педагогического образования. Это, на наш взгляд, позволит найти адекватные ответы на вызовы современности.

Первый вызов современности состоит в том, что унифицированные учебные планы, принятые в учебных заведениях, приводят к искусственной интеграции членов общества, создавая единообразный уровень образованности. Это обеспечивает благоприятные условия для авторитарного стиля управления. В настоящее время преобладание авторитарного стиля управления вступило в противоречие с многообразием профессиональных возможностей, которые создают условиях для обогащения традиционных профессий и конструирования новых.

Второй вызов современности заключается в поиске органичного сочетания гуманитарных, специальных, профессиональнотеоретических и естественно-научных дисциплин. До недавнего времени высшая школа была проводником идеологических ценностей. В настоящее время наблюдаются

принципы деидеологизации и деполитизации высшей школы. Сегодня высшая школа освобождена обществом от выполнения интегрирующей функции на идеологической основе. Новый тип интеграции возможен только в том случае, если объедение возникнет на профессиональной основе.

1. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 41.

2. Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск, 1988. С. 52-53.

3. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1991. С. 77.

4. Психология формирования и развития личности / ред. Л.И. Анциферова. М., 1981. С. 8-9.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. С. 44-63.

6. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И. Царегородцева. М., 1975. С. 35.

Поступила в редакцию 13.02.2011 г.

UDC 316

FORMATION OF STUDENTS: FROM ADAPTATION TO PROFESSIONAL CHOICE

Aleksander Ivanovich Nachkin, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, Candidate of Military Sciences, Candidate for Doctoral Degree of History and Sociology Theory Department, e-mail: vg_zarubin@mail.ru

The article considers professionalization as a sociological problem. The professional and social adaptation of students in the university community, and also the factors influencing on a professional choice of students are analyzed.

Key words: university community; students; professionalization; adaptation; professional choice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.