В статье представлена характеристика субъектно-профессионального становления будущих психологов. Данный процесс рассматривается как системные конструктивные изменения в структуре субъектности студентов-психологов, происходящих под влиянием субъективных и объективных факторов.
Краснощеченко Ирина Петровна
кандидат психологических наук, доцент декан факультета психологии Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Каковы особенности образовательного пространства ВУЗа?
Ключевые слова: образовательное пространство вуза, субъект, субъектность, субъектно-профессиональное становление, стадии субъектно-профессионального становления, профессиональная подготовка психологов.
Психологическое изучение человека как субъекта, разрабатываемое на протяжении XX в. в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,
A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и значительно активизировавшееся с 80-ых годов исследованиями К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферо-вой, A.B. Брушлинского, В.В. Знакова, А.К. Осницкого,
B.В. Селиванова и др., стало важным направлением отечественной психологии, обращенным к рассмотрению бытия человека в ходе его индивидуальной истории, на разных этапах развития и жизненного пути, в процессе реализации различных видов деятельности, в том числе на этапе вузовской подготовки к активному к активному включению в профессиональную деятельность.
Основываясь на методологических идеях развития личности как субъекта деятельности и жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, A.B. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, O.A. Конопкин, А.К. Осницкий, В.В.Селиванов и др.), исследованиях профессионального развития личности (A.A. Деркач, Е.А.Климов, A.A. Марголис, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряж-никова, Е.С. Романова, Л.В. Темнова, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков и др.), мы рассматриваем субъектнопрофессиональное становление будущего психолога в вузе как процесс конструктивных изменений в структуре субъектности (под которой понимаем центральное образование человеческой реальности, образующее целостность, интегрирующее внутренний мир, деятельность, личностное и внеличностное в психике, являющееся источником проявлений собственной активности субъекта) студента, происходящих
под влиянием образовательного пространства вуза, проявляющихся в формировании субъектной профессиональной позиции как интегративной характеристики, включающей присвоенные гуманистические профессиональные ценности, сформированную профессиональную идентичность, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, выраженную мотивацию успешного вхождении в самостоятельную профессиональную деятельность.
Исследования профессионализации (Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.Ю. Пряж-никова, Н.С.Пряжников, В.А.Сластенин и др.), ориентируют нас на понимание становления студента-психолога субъектом будущей профессиональной деятельности как длительного, многоэтапного процесса, включающего довузовский, собственно вузовский и послевузовский этапы, на каждом из которых решаются специфические задачи, а «активность проявляется в определении задач деятельности, т.е. способе сочетания тех условий и требований, тех трудностей и усилий, которые потребуются для их решения» [1, с. 46] . Субъектно-профессиональное становление (здесь и далее - СПС) будущих психологов в вузе мы рассматриваем как процесс конструктивных изменений в структуре субъектности студентов и изменение меры проявления его профессиональной субъектности.
Вузовский этап становления субъекта профессионально-психологической деятельности является ключевым и основополагающим, т.к. именно в данный период закладываются и формируются профессиональная компетентность будущего психолога, его профессиональная позиция, профессиональное
самосознание, профессиональная Я-концепция, и пр. Процесс диалектического преобразования субъекта учебно-профессиональной деятельности в субъекта профессионально-психологической деятельности
происходит в условиях образовательного пространства вуза. Вузовский этап СПС будущих психологов, в свою очередь, является стадиальным процессом, развертывающимся под влиянием факторов образовательного пространства и собственной активности студента. В разработанной нами концепции субъектно-профессионального становления будущих психологов выделяются следующие стадии рис. 1):
• стадия адаптирующейся учебно-профессиональной субъектности - первый год обучения студентов;
• стадия функционирующей учебно-профессиональной субъектности, продолжающаяся примерно со второй половины первого учебного года по третий год обучения включительно;
• стадия специализирующейся учебно-профессиональной субъектности, примерно соответствующей обучению на четвертом курсе и до середины пятого;
• стадия позиционной профессиональной субъектности, преемственно связанную с дальнейшим поствузовским развитием субъекта профессиональной деятельности.
СПС будущих психологов происходит в образовательном пространстве вуза, задающем и определяющем условия, необходимые для реализации внутренних возможностей будущих психологов и их
становления субъектами будущей профессиональной деятельности. Под образовательным пространством мы понимаем пространство культуры, отношений, взаимодействия и переживания его субъектов (студентов, преподавателей, аспирантов и др.), включаясь в которое студенты для осуществления основной - учебно-профессиональной, а также других видов деятельности - могут выбрать меру и способы их реализации с учетом собственных возможностей, интересов, подготовленности для выстраивания индивидуальной траектории субъектно-профессионального становления, а также с учетом установленных требований (ГОС ВПО, образовательная программа специальности ВПО, другие нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс), используемых образовательных технологий, а также сложившихся и воспроизводящихся в учебно-профессиональном сообществе ценностей, норм и традиций. Многочисленные факторы образовательного пространства вуза (объективные и субъективные, управляемые и стихийные) оказывают влияние на когнитивные, мотивационно-ценностные, нравственные и др. параметры состояний его субъектов.
Образовательное пространство имеет уровневое строение, в котором интегрированы: уровень отдельной личности; студенческой группы; учебного курса; факультета; вуза в целом; а также уровни, выходящие за пределы вуза - региональный, государственный, общеевропейский, общемировой и т.д., оказывающие влияние на образовательный процесс. Основополагающими идеями, на основе которых управленческой
Адаптирующаяся
Функционирующая
Специали-
зирующаяся
Учебно-профессиональная
Позиционно-
профессиональная
>
Мотивация и
ценности
Профессио-
нальная
идентич-
ность
Профессиональная компетентность
Профессио-
нально-важные
качества
Субъектный
опыт
Профессиональная
готовность
Рис. 1. Стадиальная модель становления субъектности будущих психологов
командой факультета образовательный процесс ориентирован на достижение цели содействия становлению студентов субъектами будущей профессиональной деятельности, стали теоретические положения о субъекте и субъектности [2; 3; 4; 5]; психолого-педа-гогическом сопровождении студентов в образовательном пространстве [6]; социализации и профессионализации [7], миссионности профессиональной деятельности психолога в условиях нестабильности общества на современном этапе и в этой связи ценности лидерства, трансформирующего действительность [8]; положения В.И. Слободчикова о "событийной общности” [9] и субъект-субъектном способе взаимоотношений в образовательной среде [10]; интериоризации профессиональных ценностей и эталонов профессионально важных качеств психолога в процессе активного освоения учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, научной и др. видов социально-полезной деятельности [11] в образовательном пространстве вуза.
Исследуя возможности целенаправленного влияния образовательного пространства вуза на процесс субъектно-профессионального становления будущих психологов, мы, прежде всего, акцентируем его функции обеспечения и содействия процессам: адаптации к изменяющимся требованиям учебного процесса; социализации как масштабного двухстороннего процесса; профессионализации и получения высшего профессионально-психологического образования;
структурирования жизнедеятельности (включая целе-полагание, самоорганизацию, формирование жизненных задач и планов) и самоактуализации.
В образовательном пространстве факультета психологии обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение СПС будущих психологов, под которым мы понимаем процесс создания будущим психологам (с учетом стадии субъектно-профессионального становления) возможностей в развитии и развертывании профессионально-психологического потенциала личности, аксиологической направленности и профессионального сознания; социального и профессионального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; позитивного отношения к миру и к себе; профессионально важных качеств: рефлексивности, ответственности, самостоятельности, автономности, уверенности в себе, аутокомпетентности и т.д.
В образовательном пространстве вуза для студен-тов-первокурсников, находящихся на стадии адаптирующейся учебно-профессиональной субъектности, созданы условия для их вхождения в учебно-профессиональную деятельность в вузе (имеющую специфические особенности по сравнению со школой), преодоления противоречий и трудностей в ее осуществлении; для дальнейшего развития под влиянием учебно-профессиональной деятельности когнитивных способностей, самоорганизации и саморегуляции. Успешное прохождение данной стадии проявляется у студентов-первокурсников адаптацией к учебной группе и новой социальной общности - студенчеству, вхождением в организационную и профессиональную культуру учебно-профессионального сообщества студентов и преподавателей факультета, принятием его норм
и ценностей, включая ценности успешного освоения будущей профессии и личностно-профессионального развития. Данным изменениям в структуре субъектности будущих психологов способствует реализуемая на факультете программа психолого-педагогического сопровождения, предоставляющая первокурсникам возможность последовательного включения и участия на начальном этапе обучения в вузе в таких формах аудиторной и внеаудиторной работы как тренинг и лагерь успешного студенчества, тренинги учебных умений и «экзамениада», деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога» по курсу «Введение в профессию» и т.д. Происходящие в структуре субъектности студента-психолога качественные и количественные изменения (преодоление тревожности и страха, обусловленным попаданием в новую социальную общность, развитие мотивация учебно-профессиональной деятельности и др. видов деятельности, удовлетворенность сделанным выбором, взаимоотношениями в студенческой группе и со старшекурсниками, осознание личных целей получения образования, постановка задач развития с учетом самооценки имеющегося потенциала и раскрывающихся возможностей получаемого образования) на данной стадии подготавливают переход студентов на следующую стадию СПС.
Психолого-педагогическое сопровождение на стадии функционирующей учебно-профессиональной субъектности (вторая половина первого курса и примерно до конца третьего курса обучения) имеет целью содействие дальнейшему продвижению студентов по образовательной траектории специальности. В образовательном пространстве факультета на данной стадии созданы условия для освоения будущими психологами теоретических основ профессиональной деятельности, приобщения к практической профессиональной деятельности в периоды учебно-ознакомительной, учебно-исследовательской и педагогической практик, а также активного включения в научно-исследовательскую, проектную, творческую деятельности (участие в подготовке и проведении выездных психологических школ, социально-ориентированных проектов и т.д.), что в целом содействует дальнейшему развитию профессиональной Я-концепции, когнитивному развитию студентов, формированию специальных компетенций, а также совершенствованию общих компетенций (целеполагание, самоорганизация, ответственность, саморегуляция и т.д.)
На стадии специализирующейся учебно-профессиональной субъектности (4-5 курсы обучения) в соответствии программой специализации в рамках получаемой специальности «Психология», студентам предоставлены возможности для приобретения опыта решения профессиональных задач и дальнейшего развития профессионально-важных качеств. Направленность преподавания учебных дисциплин на подготовку будущих психологов к реализации специализированной профессиональной деятельности, освоение ее теоретических основ, форм, алгоритмов, технологий и ее моделирование в рамках учебного процесса и производственной практики, творческий подход к решению профессиональных задач обеспечивают дальнейшее «взращивание» позиции
субъекта будущей профессиональной деятельности у студента-психолога, формируют профессиональный и социальный опыт, подготавливают его к переходу на следующую стадию - стадию позиционной профессиональной субъектности.
Последняя, заключительная стадия вузовского этапа СПСБП в образовательном пространстве вуза -стадия позиционной профессиональной субъектности, как правило, достигается студентом к завершающему этапу обучения в вузе и связана с прохождением производственной, преддипломной практики, итоговой государственной аттестации и получением диплома о высшем образовании. Критериями изменений профессиональной субъектности на данной стадии являются готовность выпускника факультета психологии к включению в профессиональную деятельность, сформированные профессиональные компетенции, принятие своей профессии, осознание ее значимости, удовлетворенность достигнутыми результатами и имеющимся опытом ее осуществления, сформированная мотивация включения в профессиональную деятельность и связанная с нею жизненная перспектива.
Образовательное пространство СПСБП интегрирует комплекс факторов и условий, связанных и взаимодействующих между собой, и влияющих на выбор возможностей и формы проявления активности субъекта, его социализацию и профессионализацию. Особенностью образовательного пространства вуза, осуществляющего профессиональную подготовку психологов, является его гуманистическая ориентация - выраженность гуманистических ценностей, определяющих взаимоотношения субъектов, ориентированность наличность студента и его развитие, обеспечение возможности выбора форм и способов деятельности и самореализации, и т.д. Гуманистически ориентированное образовательное пространство субъектно-профессионального становления психологов характеризуется признаками, присущими университетской среде: академичностью, фундаментальностью, открытостью (включенностью и связью с широкой социальной средой), самостоятельностью студентов в определении индивидуальных траекторий профессионального становления, сотворчеством студентов и преподавателей в учебной, научной, практической деятельностях, интеграцией форм деятельности субъектов и др.
В нашей концепции выделены структурные компоненты образовательного пространства вуза (субъектный, ценностно-смысловой; содержательно-информационный; организационно-культурный; материальный; деятельностный и событийный), тесно взаимосвязанные между собой. Мониторинг, осуществляемый в процессе психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов в образовательном пространстве вуза с первого года и до завершения обучения, позволяет оценить результативность влияния компонентов образовательного пространства на достигаемый результат. Оценка результативности субъектно-профессионального становления будущих психологов в образовательном пространстве вуза проводится с использованием комплекса количественных и качественных методов, а обработка получаемых данных осуществляется с помощью программы БРвБ, позволяющей
интегрировать оценки с учетом индикаторов субъектно-профессиональной позиции выпускников (удовлетворенность полученным образованием; идентификация с профессией и специализацией; выраженность гуманистических ценностей в структуре ценностносмысловой сферы; мотивация работы по профессии; сформированность ПВК (самооценки и экспертные оценки); профессиональная компетентность (экспертные оценки); наличие жизненных планов и видение дальнейшего развития себя; опыт трудовой деятельности и трудоустройство выпускника к моменту завершения обучения.
Анализ результатов СПС будущих психологов на каждом из этапов СПСБП на факультете психологии КГПУ им. К.Э.Циолковского позволяет констатировать, следующее:
• выстроенная система психолого-педагогического сопровождения СПС будущих психологов в образовательном пространстве вуза посредством интеграции аудиторных и внеаудиторных форм деятельности студентов (учебно-профессиональной, научной, ква-зипрофессиональной, социально-полезной проектной видов деятельности) создает возможности для их самопознания, саморазвития, самоопределения, самореализации и повышения меры профессиональной субъектности в процессе последовательного прохождения стадий СПСБП;
• утверждение нравственных ценностей как приоритетных в образовательном пространстве факультета, реализация в профессиональной подготовке будущих психологов общих гуманистических, а также и специфических профессиональных ценностей: професси-онально-миссионных, инструментальных, профессионально-статусных [12] - обеспечивает принятие и формирование у студентов личностно и общественно значимых целей, развитие у них мотивационно-ценностной сферы как стержневой характеристики субъектности таким образом, что, несмотря на массированное внедрение в современное российское общество и молодежную культуру индивидуалистических ценностей, в структуре мотивационно - ценностной сферы будущих психологов прагматические мотивы (собственное благополучие, развитие себя, удовлетворение от работы) дополняются и уравновешиваются гуманистическими (интерес к другому, его внутреннему миру, готовность помогать и поддерживать других);
• реализация соответствующего содержания, модели, образовательных технологий, средств учебно-методического и управленческого обеспечения в целом способствуют достижению успешности субъектно-профессионального становления большинства студентов - будущих психологов, что проявляется конструктивными изменениями в структуре личности и уровне субъектности студентов: в формировании их субъектного опыта, профессионального самосознания, профессиональных ценностей, базовых профессиональных компетенций, профессионально важных качеств, выраженной мотивации успешного освоения учебно-профессиональной деятельности и, в ряде случаев, включением в самостоятельную профессиональную деятельность уже к завершению обучения в вузе.