Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение субъектнопрофессионального становления будущих психологов в образовательном пространстве вуза'

Психолого-педагогическое сопровождение субъектнопрофессионального становления будущих психологов в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
8
0
Поделиться
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Краснощеченко И. П.

Рассматривается проблема субъектно-профессионального становления будущих специалистов в образовательном пространстве вуза и роль психолого-педагогического сопровождения в данном процессе.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Краснощеченко И.П.,

THE PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT FOR THE SUBJECT-PROFESSIONAL BECOMING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS IN THE EDUCATIONAL FIELD OF HIGH SCHOOL

The problem of subject-professional formation of the future experts in educational space of high school and a role of psychological-pedagogical support in the given process is considered

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение субъектнопрофессионального становления будущих психологов в образовательном пространстве вуза»

В заключение слушателями определены основные компетенции, которые необходимо

учитывать при обработке информационных потоков:

- передача информации, заключенной в управленческом решении. Значение имеет быстрота передачи информации, которая прямо связана с рациональностью и эффективностью управления, поскольку замедление, тем более существенное, ведет к потере информации, ее устареванию, снижению ее организующе-регулирующих возможностей;

- не менее значимо и сохранение аутентичности управленческой информации при ее передаче. При проходе через многие звенья, особенно в случаях принятия решений «во исполнение», информация нередко получает такое толкование, которое может и отличаться от оригинала. Поэтому необходимо как можно быстрее направлять управленческие решения непосредственно исполнителям;

- понимание и интерпретация информации, выраженной в соответствующем управленческом решении. Возникает немало трудностей из-за того, что исполнители порой не понимают или понимают неадекватно смысл соответствующих решений, по-своему интерпретируют предъявляемые к ним управленческие требования.

- организация обратных информационных связей, оперативного информационного контроля, позволяющих своевременно и достоверно знать о том, как прошла передача информации, как она сохранилась и понята, как воспринята, усвоена и принята к исполнению. Такое знание создает возможности для повторного разъяснения (при необходимости), дополнительного комментирования, принятия иных мер, гарантирующих правильное начало реализации решения.

И.П. Краснощеченко, Калуга

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Ключевые слова: становление, образовательное пространство, психологопедагогическое сопровождение

Keywords: formation, educational space, psychological-pedagogical support

Успешность профессиональной деятельности и конкурентоспособность молодых специалистов в значительной мере определяется результативностью их профессионального становления в вузе, где под влиянием образовательного процесса, включения в учебно-профессиональное сообщество, учебно-профессиональную деятельность, а также различные формы и виды социально-полезной активности происходит становление их как субъектов будущей профессиональной деятельности, готовых к успешному осуществлению профессиональной деятельности, разрешению проблем и противоречий в ней, способных нести ответственность за свои выборы и поступки, ориентированных на дальнейшее личностно-профессиональное развитие. В этой связи в число актуальных выдвигается проблема субъектно-профессионального становления будущих специалистов и их психологопедагогического сопровождения в образовательном пространстве вуза.

Разработка проблемы субъектно-профессионального становления будущих психологов (далее — СПСБП) в образовательном пространстве вуза опирается:

- на методологические основы, заложенные в трудах Б.Г Ананьева и в настоящее время

активно развивающиеся учеными Московской акмеологической школы (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, С.В. Макаров, А.К. Маркова, В.Н. Марков, В.Н. Маркин, А.Ф. Фоминых, Е.В. Селезнева, Л.А. Степнова и др.), изучающими целостное развитие человека,

способного достигать вершин в различных сферах деятельности на разных этапах жизненного пути;

- на исследования учеников и последователей С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Знаков, А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, В.В. Селиванов, Е.А. Сергеенко и др.), разрабатывающих проблемы психологии индивидуального и группового субъекта;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- исследования проблемы профессионального становления личности специалиста в социо-гуманитарных профессиях (И.В. Вачков, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, В.А. Сла-стенин, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков и др.) и собственно профессиональнопсихологической деятельности (Т.М. Буякас, Ф.Е. Василюк, Г.Ю. Любимова, Е.П. Кринчик, А.А. Марголис, Е.С. Романова, Л.В. Темнова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Т.Н. Чиркова и др.), а также сопровождения личностного и профессионального развития (Т.Н. Арсеньева, М.Р. Битянова, В.И. Богословская, Л.Н. Бе-режнова, Н.Б. Лисовская, Е.И. Казакова, В.В. Семикин и др.).

Обращаясь к проблеме становления будущих психологов субъектами профессиональной деятельности, мы разделяем позицию ученых, утверждающих, что субъект — неотторжимая, атрибутивная характеристика человека (В.Н. Маркин). Человек сразу рождается субъектом, в процессе социализации происходит становление авторского субъекта. Важной характеристикой субъекта выступает его многоуровневая природа и множественность конкретных проявлений (В.В. Селиванов, 2002). Субъект полимодален. Обучаясь в высшем учебном заведении, молодой человек — студент, развиваясь в качестве субъекта учебно-профессиональной деятельности, усиливает свою субъектность как организатора собственного жизненного пути, постепенно становится субъектом будущей профессиональной деятельности — инициатором собственной профессиональной активности.

Мы рассматриваем СПСБП в вузе как процесс конструктивных изменений в структуре субъектности студента, происходящих под влиянием образовательного пространства вуза и собственной целенаправленной активности студента. Результатом СПСБП является сформированность субъектной профессиональной позиции личности как интегративная характеристика, включающая присвоенные гуманистические профессиональные ценности, профессиональную идентичность, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, выраженную мотивацию успешного вхождении в самостоятельную профессиональную деятельность. Ядром профессиональной субъектности психологов является мотивационно-ценностная сфера личности.

СПСБП — процесс длительный и многоэтапный, в структуре которого выделяются довузовский, вузовский и послевузовский этапы. Ключевым для становления субъекта профессиональной деятельности, по нашему мнению, является именно этап профессионального обучения в вузе, который включает стадии:

адаптирующейся учебно-профессиональной субъектности — первый год обучения студентов (характеризуется вхождением в условия учебной деятельности в вузе, имеющей специфические особенности по сравнению со школой, преодолением противоречий и трудностей в ее осуществлении; адаптацией к учебной группе, к новому учебно-профессиональному сообществу, его организационной культуре, принятием его норм и ценностей, включая ценности успешного освоения будущей профессии и личностно-профессионального развития; дальнейшим развитием когнитивных способностей, саморегуляцией и самоорганизацией, обеспечивающими усвоение программ преподаваемых дисциплин и успешное прохождение форм промежуточной аттестации);

функционирующей учебно-профессиональной субъектности, продолжающейся до конца третьего года обучения включительно (связана с дальнейшим продвижением по образовательной траектории специальности, освоением теоретических основ профессиональной деятельности, приобщением к практической профессиональной деятельности в периоды учебно-ознакомительной, учебно-исследовательской и педагогической практик, а также активным включением в научно-исследовательскую, проектную, творческую деятельности, студенческое самоуправление, способствующие когнитивному развитию студентов, повышению уровня их ответственности и саморегуляции и т.д.);

специализирующейся учебно-профессиональной субъектности, примерно соответствующей обучению на четвертом курсе и до середины пятого (характеризующейся освоением специализации в рамках получаемой профессии, ориентацией на профессиональные задачи и способы их решения. Направленность преподавания учебных дисциплин на подготовку будущих психологов к реализации специализированной профессиональной деятельности, освоение ее теоретических основ, форм, алгоритмов, технологий и ее моделирование в учебном процессе и производственной практике, развитие творческого подхода к решению профессиональных задач обеспечивают дальнейшее «взращивание» позиции субъекта будущей профессиональной деятельности у студентов-психологов);

позиционной профессиональной субъектности, достигаемой студентами по завершении обучения в высшей школе и связанной с прохождением производственной практики, итоговой государственной аттестации, получением диплома о высшем образовании как подтверждением освоения государственного образовательного стандарта специальности, готовностью к работе, поиском рабочего места, трудоустройством и профессиональной самореализацией, обеспечивающими в полной мере выраженность профессиональной субъектной позиции.

Собственная активность студента — субъекта учебно-профессиональной деятельности — важнейший фактор его успешного СПСБП в вузе. Однако, оптимизация данного процесса — это задача психолого-педагогического сопровождения. Э.Ф Зеер в контексте проблематики профессионального становления личности определяет психологическое сопровождение как «целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности», как «создание ориентационного поля ее развития» (Э.Ф Зеер, 2006). В качестве философского обоснования системы сопровождения человека он опирается на концепцию свободного выбора как условия развития и личностно-ориентированный подход, в логике которого понимает развитие как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления.

В нашем исследовании используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение СПСБП в образовательном пространстве вуза», которое мы понимаем как управляемый процесс создания и актуализации условий для профессионального и личностного развития с учетом стадии субъектно-профессионального становления, характеризующийся постепенным (от младших курсов к старшим) возрастанием самоуправления данным процессом со стороны самых студентов — субъектов профессионального становления.

По мере продвижения студентов-психологов в образовательном пространстве от одной стадии к другой изменяется характер проявления их активности и занимаемой позиции в реализуемых видах деятельности — от позиции ведомого на начальной стадии до исполнителя конкретной частной функции в соответствии с предъявленным заданием или образцом в последующем и до реализации позиции субъекта квазипрофессиональной и собственно профессиональной деятельности, способного определить проблемное поле, сформулировать цель и задачи, предложить проект разрешения проблемы и апробировать его — на завершающей стадии обучения в вузе.

Изменения в характере и уровне реализации деятельности являются следствием изменяющегося взаимодействия студентов с организаторами образовательного пространства — преподавателями, кураторами, методистами, реализующими психолого-педагогическое сопровождение СПСБП в образовательном пространстве вуза, и возрастающими внутренними возможностями студентов по мере их продвижения по образовательной траектории в вузе.

В образовательном пространстве Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского определены как результативные формы психологопедагогического сопровождения СПСБП на этапе адаптации первокурсников — «Тренинг успешного студенчества», «Лагерь успешного студенчества», деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога», тренинг «Экзаменида» и «Тренинг учебных умений»; предоставление возможности включения в студенческое самоуправление и проектную деятельность (подготовка и проведение Психологических школ, Психологических

олимпиад, участие в исследовательских и практических проектах) в качестве исполнителей определенной частной функции — на стадии функционирующей учебно-профессиональной субъектности; участие в проектной, практической деятельности, самоуправлении в качестве ответственного за конкретное направление групповой деятельности, а также организация собственной проектной деятельности при методическом руководстве - на стадии специализирующейся учебно-профессиональной субъектности; самореализация профессиональной позиции в период производственной практики (и на рабочем месте в случае успешного трудоустройства, соответствующего полученному образованию) — на стадии позиционной профессиональной субъектности.

В учебном процессе в психолого-педагогическом сопровождении СПСБП используются акмеологические технологии (деловые, ролевые игры, тренинги, а на старших курсах, кроме того — стратегические семинары, моделирование профессиональной деятельности, ее конкретных методических форм и проектное исполнение). Весь пятилетний период обучения студентов в вузе сопровождается мониторингом СПСБП, позволяющим оценивать изменения, происходящие в структуре субъектности, выявлять затруднения и своевременно использовать адекватные коррекционные методы работы.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В качестве критериев эффективности психолого-педагогического сопровождения СПСБП мы рассматриваем положительную динамику и результативность СПСБП на вузовском этапе, а по завершении обучения — готовность выпускников к реализации профессиональной деятельности, сформированность их субъектной профессиональной позиции.

А.С. Одинг, О.И. Марар, Воронеж

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИЙ, СВЯЗАННЫХ С РИСКОМ

Ключевые слова: акмеологическое обеспечение, психологическое обследование, акмеологическая поддержка

Keywords: acmeological maintenance, psychological inspection, acmeological support

ентральной задачей акмеологии как науки является определение закономерностей, I I условий и факторов, обеспечивающих возможность достижения человеком вершины * своего развития, как профессионала и личности. Кроме того, акмеология стремится выявить и по возможности нейтрализовать препятствия, возникающие на этом пути.

По мнению ведущего специалиста в данной области, профессора А.А. Деркача, объектом акмеологии на нынешнем этапе ее развития является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональных достижениях. Предметом являются закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, соответствующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям (А.А. Деркач, 1999). Выявление вышеуказанных механизмов, закономерностей и, особенно, препятствий и профессиональных деформаций особенно актуально для специалистов опасных профессий, когда от их действий напрямую зависит жизнь людей. К таким специалистам относятся люди, работающие на авиапредприятиях, в первую очередь, летный, диспетчерский состав, а также инженерно-технические работники, занимающиеся обслуживанием воздушных судов.

Акмеологическое обеспечение деятельности специалистов авиапредприятия является целостной системой организационных и методических мероприятий по совершенствованию отбора и расстановки персонала, а также оптимизации профессиональной деятельности летного состава и других работников авиапредприятия, с использованием средств и методов акмеологии, психологии и медицины, направленных на обеспечение безопасности полетов и повышения эффективности работы авиакомпании.