Научная статья на тему 'Особенности образовательного пространства вуза как интегративного фактора субъектно-профессионального становления будущих психологов'

Особенности образовательного пространства вуза как интегративного фактора субъектно-профессионального становления будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СТАДИИ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ / EDUCATIONAL FACILITIES OF UNIVERSITY / THE SUBJECT / PERSONALITY / PERSONALITY AND PROFESSIONAL FORMATION / THE STAGES OF PERSONALITY AND PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONAL TRAINING OF PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощеченко Ирина Петровна

В статье обоснованы методологические основания и представлена характеристика субъектно-профессионального становления будущих психологов. Данный процесс рассматривается как системные конструктивные изменения в структуре субъектности студентов-психологов, происходящих под влиянием субъективных и объективных факторов. Охарактеризованы особенности образовательного пространства факультета психологии Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, обеспечивающего результативную профессиональную подготовку выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснощеченко Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности образовательного пространства вуза как интегративного фактора субъектно-профессионального становления будущих психологов»

3. Новиков Д. А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Ин-т управления образованием РАО, 2004. 142 с.

4. Мальцев В. А. Методологические основы нравственного воспитания в довузовском профессиональном образовании. Курс лекций: учеб. пособие для системы дополнит. проф. образования / под науч. ред. д. п. н., проф. М. В. Никитина. М.: НИИ РПО г. Москвы. 2010. 355 с.

5. Павлов И. С. и др. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. 213 с.

6. Формирование теоретико-методической системы профессионального обучения и адаптации мигрантов и беженцев в учреждениях довузовского профессионального образования: практико-ориентир. моногр. / под науч. ред. М. В. Никитина. М.: Изд-во ФИРО, 2008. 347 с.

7. Формирование экономического механизма автономного учреждения довузовского профессионального образования: орг.-метод. рекомендации / под науч. ред. М. В. Никитина. М.: Федеральный ин-т развития образования, 2008. 260 с.

УДК 159.922.2

И. П. Краснощеченко

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА КАК ИНТЕГРАТИВНОГО ФАКТОРА СУБЪЕКТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ

ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье обоснованы методологические основания и представлена характеристика субъектно-профессионального становления будущих психологов. Данный процесс рассматривается как системные конструктивные изменения в структуре субъектности студентов-психологов, происходящих под влиянием субъективных и объективных факторов. Охарактеризованы особенности образовательного пространства факультета психологии Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, обеспечивающего результативную профессиональную подготовку выпускников.

Ключевые слова: образовательное пространство вуза, субъект, субъектность, субъектно-профессиональное становление, стадии субъектно-профессионального становления, профессиональная подготовка психологов.

Abstract. The paper provides a methodological basis and characteristics of formation of future of psychologists, the latter is considered as a process of constructive changing of their personality due to subjective and objective factors. The author describes the educational facilities of the Psychology Faculty of the Kaluga State Peda-

gogical University named after K. E.Tsiolkovskiy, which offers effective training to its graduates.

Index terms: educational facilities of university, the subject, personality, personality and professional formation, the stages of personality and professional formation, professional training of psychologists.

Психологическое изучение человека как субъекта, разрабатываемое на протяжении XX в. в трудах С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и значительно активизировавшееся с 80-х гг. исследованиями К. А. Абульхановой-Слав-ской, Л. И. Анцыферовой, А. В. Брушлинского, В. В. Знакова, А. К. Ос-ницкого, В. В. Селиванова и др., стало важным направлением отечественной психологии. Оно обращено к рассмотрению бытия человека в ходе его индивидуальной истории, на разных этапах развития и жизненного пути, в процессе реализации различных видов деятельности, в том числе на этапе вузовской подготовки к активному включению в профессиональную деятельность.

Основываясь на методологических идеях развития личности как субъекта деятельности и жизнедеятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн,

О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, В. В. Селиванов и др.), исследованиях профессионального развития личности (А. А. Деркач, Е. А. Климов, А. А. Мар-голис, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Е. С. Романова, Л. В. Темнова, А. Р. Фонарев, В. Д. Шадриков и др.), мы рассматриваем субъектно-профессиональное становление будущего психолога в вузе как процесс конструктивных изменений в структуре субъ-ектности (под которой понимаем центральное образование человеческой реальности, образующее целостность, интегрирующее внутренний мир, деятельность, личностное и внеличностное в психике, являющееся источником проявлений собственной активности субъекта) студента. Эти изменения происходят под влиянием образовательного пространства вуза и проявляются в формировании субъектной профессиональной позиции как интегративной характеристики, включающей присвоенные гуманистические профессиональные ценности, сформированную профессиональную идентичность, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, выраженную мотивацию успешного вхождении в самостоятельную профессиональную деятельность.

В исследованиях профессионализации (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников, В. А. Сла-стенин и др.) отмечается, что студент-психолог становится субъектом будущей профессиональной деятельности в ходе длительного, многоэтапного процесса, включающего довузовский, собственно вузовский и послевузовский этапы, на каждом из которых решаются специфические задачи, а «активность проявляется в определении задач деятельности, т. е. способе сочетания тех условий и требований, тех трудностей и усилий, которые

потребуются для их решения» [9, с. 46]. Субъектно-профессиональное становление (далее - СПС) будущих психологов в вузе мы рассматриваем как процесс конструктивных изменений в структуре субъектности студента и изменение меры проявления его профессиональной субъектности.

Вузовский этап становления субъекта профессионально-психологической деятельности является ключевым и основополагающим, так как именно в данный период закладываются и формируются профессиональная компетентность будущего психолога, его профессиональная позиция, профессиональное самосознание, профессиональная Я-концепция и пр. Процесс диалектического преобразования субъекта учебно-профессиональной деятельности в субъекта профессионально-психологической деятельности происходит в условиях образовательного пространства вуза. Вузовский этап СПС будущих психологов, в свою очередь, является стадиальным процессом, развертывающимся под влиянием факторов образовательного пространства и собственной активности студента. В разработанной нами концепции субъектно-профессионального становления будущих психологов выделяются следующие стадии:

• адаптирующейся учебно-профессиональной субъектности - первый год обучения студентов;

• функционирующей учебно-профессиональной субъектности, - примерно со второй половины первого учебного года по третий год обучения включительно;

• специализирующейся учебно-профессиональной субъектности -четвертый - середина пятого курса;

• позиционной профессиональной субъектности - стадия преемственности, связанная с дальнейшим поствузовским развитием субъекта профессиональной деятельности.

Образовательное пространство вуза задает и определяет условия реализации внутренних возможностей будущих психологов и их становления субъектами будущей профессиональной деятельности. Под образовательным пространством мы понимаем пространство культуры, отношений, взаимодействия его субъектов (студентов, преподавателей, аспирантов и др.), интегрирующее в себе комплекс факторов, включаясь в которое студенты для осуществления основной - учебно-профессиональной -и других видов деятельности могут выбирать меру и способы их реализации с учетом собственных возможностей, интересов, подготовленности для выстраивания индивидуальной траектории субъектно-профессионального становления, установленных требований (ФГОС ВПО, образовательная программа специальности ВПО, другие нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс), используемых образовательных технологий, а также сложившихся и воспроизводящихся в учебно-профессиональном сообществе ценностей, норм и традиций. Многочисленные факторы образовательного пространства вуза (объективные и субъективные, управляемые и стихийные) оказывают влияние

на когнитивные, физические, эмоциональные, нравственные, мотивационно-ценностные и др. параметры состояний его субъектов.

Образовательное пространство имеет уровневое строение, в котором интегрированы уровень отдельной личности; студенческой группы; учебного курса, факультета; вуза в целом; а также уровни, выходящие за пределы вуза, - региональный, государственный, общеевропейский и т. д., оказывающие влияние на образовательный процесс.

Рассмотрим опыт организации образовательного пространства на факультете психологии Калужского государственного педагогического университета (КГПУ) им. К. Э. Циолковского. Основополагающими идеями, на основе которых управленческой командой факультета образовательный процесс ориентирован на достижение цели содействия становлению студентов субъектами будущей профессиональной деятельности, стали теоретические положения о субъекте и субъектности [1, 2, 10, 11]; пси-холого-педагогическом сопровождении студентов в образовательном пространстве [6]; социализации и профессионализации [5, 8], миссионности профессиональной деятельности психолога в условиях нестабильности общества на современном этапе и ценности лидерства, трансформирующего действительность [4]; положения В. И. Слободчикова о «событийной общности» [12] и субъект-субъектном способе взаимоотношений в образовательной среде [3]; интериоризации профессиональных ценностей и эталонов профессионально важных качеств психолога в процессе активного освоения учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, научной и др. видов социально-полезной деятельности в образовательном пространстве вуза [7].

Исследуя возможности целенаправленного влияния образовательного пространства вуза на процесс субъектно-профессионального становления будущих психологов, мы, прежде всего, акцентировали его функции обеспечения и содействия:

• адаптации к изменяющимся требованиям учебной деятельности;

• социализации как масштабного двухстороннего процесса;

• профессионализации и получения высшего профессионально-психологического образования;

• структурирования жизнедеятельности (включая целеполагание, самоорганизацию, формирование жизненных задач и планов) и самоактуализации.

В образовательном пространстве факультета обеспечивается психоло-го-педагогическое сопровождение СПС будущих специалистов, под которым нами понимается создание для них возможностей для включения в субъект-субъектные отношения и развивающие формы деятельности, способствующие развертыванию профессионально-психологического потенциала личности, формированию аксиологической направленности и профессионального сознания, социального и профессионального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, позитивного отношения к миру и к себе, профессионально важ-

ных качеств: рефлексивности, ответственности, самостоятельности, автономности, уверенности в себе, аутокомпетентности и т. д.

Так, для студентов-первокурсников, находящихся на стадии адаптирующейся учебно-профессиональной субъектности, созданы условия для их вхождения в учебно-профессиональную деятельность (имеющую специфические особенности по сравнению со школой), преодоления противоречий и трудностей в ее осуществлении; дальнейшего развития под ее влиянием когнитивных способностей, самоорганизации и саморегуляции. Успешное прохождение данной стадии проявляется у первокурсников в адаптации к учебной группе и новой социальной общности - студенчеству, вхождении в организационную и профессиональную культуру учебно-профессионального сообщества студентов и преподавателей факультета, принятии его норм и ценностей, включая ценности успешного освоения будущей профессии и личностно-профессионального развития.

Данным изменениям в структуре субъектности будущих психологов способствует реализуемая на факультете программа психолого-педагогичес-кого сопровождения. Она предоставляет первокурсникам возможность участия в таких формах аудиторной и внеаудиторной работы, как «Тренинг успешного студенчества» и «Лагерь успешного студенчества» («ноу-хау» факультета), тренинги учебных умений и тренинг «Экзамениада», деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога» по курсу «Введение в профессию» и т. д. Происходящие на данной стадии качественные и количественные изменения в структуре субъектности студен-тов-психологов (преодоление тревожности и страха - состояний, характеризующих их вхождение в новую социальную общность; ощущение удовлетворенности складывающимися взаимоотношениями в студенческой группе, сделанным профессиональным выбором; осознание студентами личных целей получения образования, перспектив профессионально-личностного развития, обусловливающих возрастание мотивации учебнопрофессиональной и др. видов деятельности; постановка задач развития с учетом самооценки имеющегося потенциала и раскрывающихся возможностей получаемого образования) готовят их к переходу на следующую стадию СПС.

Психолого-педагогическое сопровождение на стадии функционирующей учебно-профессиональной субъектности (вторая половина первого курса и примерно до конца третьего курса обучения) имеет целью содействие дальнейшему продвижению студентов по образовательной траектории специальности. В образовательном пространстве факультета созданы условия для освоения будущими психологами теоретических основ профессиональной деятельности, приобщения к практической профессиональной деятельности в периоды учебно-ознакомительной, учебноисследовательской и педагогической практик, а также активного включения в научно-исследовательскую, проектную, творческую деятельность (участие в подготовке и проведении выездных психологических школ, со-

циально-ориентированных проектов и т. д.), что в целом содействует дальнейшему когнитивному развитию студентов, формированию их профессиональной Я-концепции, специальных компетенций, а также совершенствованию общих компетенций (целеполагание, самоорганизация, ответственность, саморегуляция и т. д.)

На стадии специализирующейся учебно-профессиональной субъектности (4-5-й курсы обучения) в соответствии с программой специализации в рамках специальности «Психология» студентам предоставлены возможности для приобретения опыта решения профессиональных задач и дальнейшего развития профессионально важных качеств. Направленность преподавания учебных дисциплин на подготовку к специализированной профессиональной деятельности, освоение ее теоретических основ, форм, алгоритмов, технологий и ее моделирование в рамках учебного процесса и производственной практики, творческий подход к решению профессиональных задач обеспечивают дальнейшее «взращивание» позиции субъекта будущей профессиональной деятельности, формируют профессиональный и социальный опыт студента.

Последняя, заключительная стадия вузовского этапа СПС в образовательном пространстве вуза - стадия позиционной профессиональной субъектности, - как правило, достигается студентами к завершающему этапу обучения в вузе и связана с прохождением производственной, преддипломной практики, итоговой государственной аттестацией и получением диплома о высшем образовании. Критериями изменений профессиональной субъектности на данной стадии являются готовность выпускника к включению в профессиональную деятельность, сформированность профессиональных компетенций, принятие своей профессии, осознание ее значимости и наличие опыта осуществления, удовлетворенность достигнутыми результатами, мотивация включения в профессиональную деятельность и понимание связанной с нею жизненной перспективы.

Образовательное пространство СПС будущих психологов интегрирует комплекс факторов и условий, взаимодействующих между собой и влияющих на выбор возможностей и формы проявления активности субъекта, его социализацию и профессионализацию. Особенностью образовательного пространства вуза, осуществляющего профессиональную подготовку психологов, является его гуманистическая ориентация - выраженность гуманистических ценностей, определяющих взаимоотношения субъектов, ориентированность на личность студента и его развитие, обеспечение возможности выбора форм и способов деятельности и самореализации и т. д. Гуманистически ориентированное образовательное пространство субъектно-профессионального становления психологов характеризуется признаками, присущими университетской среде:

• академичностью;

• фундаментальностью;

• открытостью (включенностью и связью с широкой социальной средой);

• самостоятельностью студентов в определении индивидуальных траекторий профессионального становления;

• сотворчеством студентов и преподавателей в учебной, научной, практической деятельности;

• интеграцией форм деятельности субъектов и др.

В нашей концепции выделены структурные компоненты образовательного пространства вуза (субъектный, ценностно-смысловой; содержательно-информационный; организационно-культурный; материальный; деятельностный и событийный), тесно взаимосвязанные между собой. Мониторинг, осуществляемый в процессе психолого-педагогического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов в образовательном пространстве вуза с первого года и до завершения обучения, позволяет оценить результативность влияния компонентов образовательного пространства на достигаемый результат. Оценка результативности субъектно-профессионального становления будущих психологов в образовательном пространстве вуза проводится с использованием комплекса количественных и качественных методов. Обработка получаемых данных осуществляется с помощью специального статистического программного пакета для психологов (8Р88), позволяющего интегрировать оценки с учетом индикаторов субъектно-профессиональной позиции выпускников (удовлетворенность полученным образованием; идентификация с профессией и специализацией; выраженность гуманистических ценностей в структуре ценностно-смысловой сферы; мотивация к работе по профессии; сформированность профессионально важных качеств (анализируются как самооценки, так и экспертные оценки); профессиональная компетентность (экспертные оценки); наличие жизненных планов и видение дальнейшего развития себя; опыт трудовой деятельности и трудоустройство выпускника к моменту завершения обучения).

Анализ результатов СПС будущих психологов на каждом из этапов на факультете психологии КГПУ им. К. Э. Циолковского позволяет констатировать следующее:

• выстроенная система психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве вуза посредством интеграции аудиторных и внеаудиторных форм деятельности студентов (учебно-профессиональной, научной, квазипрофессиональной, социально-полезной, проектной видов деятельности) создает возможности для самопознания, саморазвития, самоопределения, самореализации и повышения меры профессиональной субъектности в процессе последовательного прохождения стадий СПС;

• утверждение нравственных ценностей как приоритетных в образовательном пространстве факультета, реализация в профессиональной подготовке будущих психологов общих гуманистических, а также специфических профессиональных ценностей: профессионально-миссионнъх, инструментальнъа:, профессионально-статуснъх: [6] - обеспечивает при-

нятие и формирование у студентов личностно и общественно значимых целей, развитие мотивационно-ценностной сферы как стержневой характеристики субъектности. Таким образом, несмотря на массированное внедрение в современное российское общество и молодежную культуру индивидуалистических ценностей, в структуре мотивационно-ценностной сферы будущих психологов прагматические мотивы (собственное благополучие, развитие себя, удовлетворение от работы) дополняются и уравновешиваются гуманистическими (интерес к другому, его внутреннему миру, готовность помогать и поддерживать других);

• реализация соответствующего содержания, модели, образовательных технологий, средств учебно-методического и управленческого обеспечения в целом способствуют достижению успешности субъектно-профессионального становления большинства студентов - будущих психологов. Названный результат проявляется конструктивными изменениями в структуре личности и уровне субъектности студентов: в формировании их субъектного опыта, профессионального самосознания, профессиональных ценностей, базовых профессиональных компетенций, профессионально важных качеств, выраженной мотивации успешного освоения учебно-профессиональной деятельности и в ряде случаев включением в самостоятельную профессиональную деятельность уже к завершению обучения в вузе.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Идеальность или реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Моросановой. М.: Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. С. 31-45.

2. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 623 с.

3. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию. // Вопр. психологии. 2007. № 3. С. 16-29.

4. Дайл Д., Канджеми Дж., Ковальски К. Трансформирующее действительность лидерство // Психология: журн. высш. шк. экономики. 2004. № 1. С. 98-109.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академ. проект, 2006. 336 с.

6. Краснощеченко И. П. Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов // Вестн. Тамбовск. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 2 (58). С. 338-342.

7. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.

8. Миронова С. П. Профессиональная идентификация личности: постановка проблемы и определение понятия // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 4. С. 81-87

9. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с.

10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.

11. Селиванов В. В. Мышление в личностном развитии субъекта / науч. ред. А. В. Брушлинский; Смоленск. гуманитар. ун-т. 2-е изд., доп. и перераб. Смоленск: Универсум, 2003. 311 с.

12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип развития в психологии // Вопр. психологии. 1998. № 3. С. 3-17.

13. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе / отв. ред. Л. Н. Бережнова, В. И. Богословская, В. В. Семикин. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2002. 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.