Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (1967-2021 ГГ.)'

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (1967-2021 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боташева Наталья Пантелеевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы художественного образования в Карачаево-Черкесии. Выделяются учебные структуры, реализующие подготовку специалистов в разных областях художественной культуры в регионе. Выделены основные цели и задачи каждого учебного подразделения, предложены общие перспективные направления их развития: сохранение и внедрение в образовательные процессы самобытной культуры народов республики; издание концептуально новых научных трудов по видам искусств, истории и теории региональной культуры, методических работ по региональному художественному образованию; эффективное использование в учебном процессе новых информационных технологий и т.д. В заключение делается вывод о том, что современная система художественного образования в КЧР представляет собой синтез передовых образовательных технологий с европейскими, русскими и этнокультурными традициями народов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боташева Наталья Пантелеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MODERN SYSTEM OF ART EDUCATION IN KARACHAYOV-CHERKESIA (1967-2021)

The article considers the relevant problems of art education in Karachay-Cherkessia. There are educational structures that implement the training of specialists in various fields of artistic culture in the region. The main goals and objectives of each educational unit are highlighted, general promising directions of their development are proposed: the preservation and introduction of the original culture of the peoples of the republic into educational processes; the publication of conceptually new scientific works on the types of arts, the history and theory of regional culture, methodological works on regional art education; effective use of new information technologies in the educational process, etc. In conclusion, it is concluded that the modern system of art education in the KCR is a synthesis of advanced pedagogical technologies with European, Russian and ethno-cultural traditions of the peoples of the region.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (1967-2021 ГГ.)»

процесса, формированию у студентов прочных знаний, совершенствованию учебно-материальной базы и содержания производственной практики.

Развал СССР, общественно-политический кризис в республике, разрушение связей с федеральным центром и последовавшие военные действия не позволили руководству Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий и другим учреждениям среднего профессионального образования Чеченской Республики реализовать в начале 1990-х гг. открывшиеся возможности по перестройке учебного процесса в соответствии с достижениями научно-технической революции.

Литература и источники

1. Протоколы педагогических советов ГТМУ за 1984-1987 гг. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

2. История среднего профессионального образования в России. Кн. 1. / Рук. авт. колл. В.М. Жураковский. - М.: НМЦ СПО, 2000. - 704 с.

3. Приказ по Грозненскому техникуму механизации учета № 18-ПС от 08.02.1989 г. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

4. Переписка с Госкомстатом РСФСР. 1990 г. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

5. Переписка с разными организациями. 1991 г. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

6. Информация Грозненского техникума механизации учета на письмо Управления кадров и учебных заведений Госкомстата России от 23.01.1990 г. № 16-3-53/14 о ходе перестройки учебного процесса в техникуме // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий. - 5 л.

7. Исходящие письма 1980-х - начала 1990-х гг. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

8. Трофименко В.И., Зюлин В.В., Потехина М.В. Среднее специальное образование России во второй половине XX века. 1941 -2005 гг. - Волгоград, 2007. - 108 с.

9. Советская Россия. - 1990. - 20 октября.

10. Приказы по Грозненскому техникуму механизации учета за 1985 год // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

References and Sources

1. Protokoly pedagogicheskih sovetov GTMU za 1984-1987 gg. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

2. Istoriya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii. Kn. 1. / Ruk. avt. koll. V.M. ZHurakovskij. - M.: NMC SPO, 2000. - 704 s.

3. Prikaz po Groznenskomu tekhnikumu mekhanizacii ucheta № 18-PS ot 08.02.1989 g. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

4. Perepiska s Goskomstatom RSFSR. 1990 g. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

5. Perepiska s raznymi organizaciyami. 1991 g. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

6. Informaciya Groznenskogo tekhnikuma mekhanizacii ucheta na pis'mo Upravleniya kadrov i uchebnyh zavedenij Goskomstata Rossii ot 23.01.1990 g. № 16-3-53/14 o hode perestrojki uchebnogo processa v tekhnikume // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij. - 5 l.

7. Iskhodyashchie pis'ma 1980-h - nachala 1990-h gg. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

8. Trofimenko V.I., Zyulin V.V., Potekhina M.V. Srednee special'noe obrazovanie Rossii vo vtoroj polovine XX veka. 1941-2005 gg. - Volgograd, 2007. - 108 s.

9. Sovetskaya Rossiya. - 1990. - 20 oktyabrya.

10. Prikazy po Groznenskomu tekhnikumu mekhanizacii ucheta za 1985 god // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

ГАЙРАБЕКОВ АЮБ ЯКУБОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Чеченского государственного педагогического университета (ayub1955@mail.ru).

GAYRABEKOV, AYUB Ya. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History, Chechen State Pedagogical University.

УДК 930«20»:07(470.631) Б01: 10.24412/2308-264Х-2021-5-120-125

БОТАШЕВА Н.П.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (1967-2021 гг.)

Ключевые слова: Карачаево-Черкесия, художественное образование, современная система, региональное развитие.

В статье рассматриваются актуальные проблемы художественного образования в Карачаево-Черкесии. Выделяются учебные структуры, реализующие подготовку специалистов в разных областях художественной культуры в регионе. Выделены основные цели и задачи каждого учебного подразделения, предложены общие перспективные направления их развития: сохранение и внедрение в образовательные процессы самобытной культуры народов республики; издание концептуально новых научных трудов по видам искусств, истории и теории региональной культуры, методических работ по региональному художественному образованию; эффективное использование в учебном процессе новых информационных технологий и т.д. В заключение делается вывод о том, что современная система художественного образования в КЧР представляет собой синтез передовых образовательных технологий с европейскими, русскими и этнокультурными традициями народов региона.

BOTASHEVA, N.P.

FORMATION OF A MODERN SYSTEM OF ART EDUCATION IN KARACHAYOV-CHERKESIA (1967-2021)

Key words: Karachay-Cherkessia, art education, educational institutions, modern system, regional development, ethnocultural traditions.

The article considers the relevant problems of art education in Karachay-Cherkessia. There are educational structures that implement the training of specialists in various fields of artistic culture in the region. The main goals and objectives of each educational unit are highlighted, general promising directions of their development are proposed: the preservation and introduction of the original culture of the peoples of the republic into educational processes; the publication of conceptually new scientific works on the types of arts, the history and theory of regional culture, methodological works on regional art education; effective use of new information technologies in the educational process, etc. In conclusion, it is concluded that the modern system of art education in the KCR is a synthesis of advanced pedagogical technologies with European, Russian and ethno-cultural traditions of the peoples of the region.

Система художественного образования в полиэтническом и поликультурном регионе Карачаево-Черкесии имеет свои особенности и играет важную роль в культурной жизни его народов. Обусловлено это противоречием между национально-этнической спецификой художественных традиций проживающих здесь народов, имеющих многовековую историю, с одной стороны, и вхождением общества (и культуры) в постиндустриальную эпоху, влиянием на систему образования процессов, происходящих в информационном обществе (глобализацию образования, расширение дистанционных систем обучения и др.), приводящих к искаженному восприятию высокого искусства, классических художественных произведений и явлений - с другой стороны.

Вопросы эстетического воспитания детей, обучения подростков и юношества разным видам искусств в многоуровневых образовательных системах успешно освещены в работах исследователей разных регионов России (В.В. Алексеева [1], М.М. Байрамбекова [2], Р.Ч. Барциц [3; 4], О.В. Кривцова [5], Н.Я. Маслов [6], М.А. Некрасова [7], А.А. Прищепа [8], Т.Я. Шпикалова [9] и др.). В их работах затрагиваются вопросы художественного образования и воспитания, обозначаются модели эстетико-воспитательного процесса в системе художественно-педагогического образования, отмечается роль спецкурсов и факультативов, практических занятий и педагогических практик в подготовке обучающихся к творческой и педагогической работе, рассматриваются современные требования к образовательному процессу, проблемы адаптации и использования в нем мировой и национально-региональной художественной культуры и многое другое.

Из имеющихся научных публикаций по обозначенной проблеме особо отметим работы региональных исследователей (Г.В. Беда [10], М.И. Блимготова [11], М.Х. Данашев [12], Н.С. Кириченко [13] и др.), в которых освещаются вопросы художественного образования, как фактора формирования творческой личности, потребности современного общества в людях, способных созидать новое в различных сферах жизни, проблемы подготовки специалистов в разных видах художественной культуры (дизайнеров, фотографов, мастеров разных народных промыслов).

Однако при наличии в обозначенном регионе определенного количества трудов по теме исследования, налицо недостаточная ее изученность, отсутствие работ, дающих целостное представление об особенностях художественного образования в республике, учитывающих этнокультурную направленность, что актуализирует тематику настоящего исследования. Целью статьи является рассмотрение эволюции системы художественного образования в Карачаево-Черкесии в 1967 - 2021 гг.

Художественное образование, как процесс освоения индивидом своей этнической, национальной и, в целом, мировой художественной культуры, является одним из важнейших и мощнейших способов развития и формирования современной личности. Основополагающей в вопросах развития подрастающего поколения в КЧР, включая его социально-культурные и творческие аспекты, лежит реализация общероссийской концепции художественного образования. За основу же практической реализации этой задачи взята исторически сложившаяся в КЧР целостная система художественного образования, включающая три направления -эстетическое воспитание, общее и профессиональное художественное образование, которые осуществляются в разных типах и видах учреждений, функционирующих с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Эстетическое воспитание и начальное художественное образование осуществляется в дошкольных учреждениях (детских садах), которые широко распространены в каждом населенном пункте республики. «В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность» [14]. Цели и задачи дошкольных учреждений сводятся к художественному образованию и эстетическому воспитанию детей средствами искусства путем художественно-творческой деятельности.

Массовое приобщение детей и подростков к мировой, отечественной и национально-этнической художественной культуре осуществляется в общеобразовательных школах региона, имеющих два уровня образования - начальное и среднее: «В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности» [14].

К началу 70-х годов прошлого столетия в Карачаево-Черкесии складывается трехуровневая система художественного образования - детская художественная школа (школы искусств) -художественное училище (колледж) - высшее учебное заведение (вузы).

Начальным звеном непрерывного художественного образования в регионе являются детские художественные школы и школы искусств, которые имеются во всех городах и селениях КЧР (г. Черкесск, г. Карачаевск, г. Теберда, г. Усть-Джегута, пос. Московский, а. Адыге-Хабль, а. Хабез и др.), которые также вовлекают детское и подростковое население в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков.

К следующему звену художественного образования в регионе относится учреждение среднего профессионального образования: «В средних специальных <...> заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности» [14]. Образование такого уровня получают на отделении декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в Карачаево-Черкесском государственном колледже культуры и искусств им. А.А. Даурова (КЧГККиИ). Это необходимое для региона отделение было открыто уже в 1992 г. В его стенах готовят специалистов - художников народных художественных промыслов.

Третий уровень художественного образования в республике осуществляется в двух высших учебных заведениях - Институте культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Дж. Алиева (далее КЧГУ) (г. Карачаевск) и на факультете дизайна и искусств Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (далее СевКав ГГТА) (г. Черкесск).

История высшего художественного образования в регионе насчитывает более полувека и уходит к 1967 г., когда в г. Карачаевске был открыт художественно-графический факультет. Появление этой уникальной творческой структуры имело стратегическое значение для развития региональной национальной художественной культуры, подготовки профессиональных квалифицированных кадров в сфере художественного образования (специалистов по декоративно-прикладному и художественно-графическому искусству, дизайнеров, искусствоведов и других специалистов). Система высшего художественного образования в регионе эволюционировала, принимая разные статусы: факультета, отделения, специальности в структурах института культуры и искусств и факультета дизайна и искусств.

Для налаживания педагогического процесса в вузах [10] были задействованы российские (советские) и региональные художники, педагоги, доктора, кандидаты наук. За период своего существования ими оставлен «золотой след» в культурной жизни не только Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа, а также в целом всей России. В стенах подразделений художественного образования сформировалась целая плеяда известных за пределами региона талантливых

художников, скульпторов, мастеров-ювелиров, ученых, педагогов. Из их стен вышли ученые (доктора и кандидаты наук), члены-корреспонденты академии наук, члены творческих Союзов (Союзов художников), Заслуженные деятели искусств, Заслуженные работники культуры разных уровней и т.д.

За полувековой период развития высшего художественного образования в республике неоднократно менялись сроки обучения в вузах. Первый уровень образования - «специалитет» -имел пятилетний срок обучения. С переходом вузов на двухуровневую систему обучения художественное образование получают в течении 4-х (бакалавриат) и 6-и (4+2) (магистратура) лет. В учебные планы включены помимо аудиторных занятий разные виды практик (производственная, педагогическая, музейная), а также летний пленэр, в том числе с выездом на высокогорную учебную базу «Махар», где студенты рисуют с натуры горные пейзажи Кавказа и др. [15].

Оба вуза имеют разные направления художественного образования:

1. Художественно-педагогическое, готовящее учителей, преподающих дисциплины эстетических циклов для общеобразовательных школ. Специалистов такого направления готовят на художественно-графическом факультете, позже институте культуры и искусств (КЧГУ). В число основных целей этого образовательного направления входят, помимо всего, повышение уровня значимости культуры и искусств в общем образовании. В соответствии с этой целью, решаются задачи:

- подготовка творческих кадров к деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- использование художественного образования для раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения;

- изучение художественных традиций народов КЧР и России как средства формирования этнокультурной компетентности, толерантного отношения к культурам соседних народов;

- реализация нравственного потенциала художественной культуры как средства формирования гармоничной личности.

2. Прикладная художественная культура - подготовка специалистов широкой направленности регионального значения: дизайнеры среды, малых архитектурных форм, одежды; мастера декоративно-прикладных искусств (ДНИ) (СКГГТА, КЧГУ). В задачи этого образовательного направления входит, помимо перечисленных, сохранение и передача новым поколениям традиций народных и профессиональных художественных отраслей и видов искусств; формирование у студентов навыков самостоятельной творческой деятельности.

3. Непосредственно художественное направление - живопись и рисунок, изобразительное искусство - осваиваются на соответствующих кафедрах вузов. В задачи художественного образования этого направления входит подготовка кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры.

На отделениях и кафедрах не педагогической направленности получают дополнительные специальности с изучением основ общей и специальной педагогики, методики преподавания художественных дисциплин, что позволяет будущим специалистам в области академической и прикладной художественной культуры заниматься, помимо творческой, и педагогической деятельностью, на что собственно и ориентированы магистерские программы «Художественное образование», «Образование в области ИЗО и технологии» - (КЧГУ).

Послевузовское и дополнительное профессиональное образование осуществляется в Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования и курсах профессиональной переподготовки в региональных вузах.

Современные социально-экономические реалии в обществе обусловливают решение множества проблем в области региональной художественной культуры, к числу которых относятся:

- отрицание роли художественной культуры в современном мире;

- сокращение количества учебных часов по предметам эстетического цикла в общем художественном образовании;

- слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования и др.

Задачей современного общества в регионе является устранение обозначенных и многих других проблем в национальном художественном образовании, решение которых может быть обеспечено целым комплексом материально-технических, учебно-методических и кадровых условий:

- координация работы управления культурно-образовательных органов на федеральном и региональном уровнях;

- сохранение и внедрение в учебные процессы самобытной художественной культуры народов республики;

- издание концептуально новых научных работ по видам искусств, истории и теории национально-региональной художественной культуры, учебно-методических работ по региональному искусству и образованию;

- эффективное использование в художественно-образовательном процессе новых информационных технологий;

- повышение профессионального уровня педагогических кадров в сфере регионального художественного образования [16].

Таким образом, развитие регионального художественного образования в исследуемый период нами трактуется как формирование целостной системы, в которой цели, задачи и пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных концепций и принципов. Для эффективного функционирования и дальнейшего успешного развития художественного образования в регионе необходима разработка специальной программы развития, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на качественное улучшение учебных процессов всех уровней художественного образования, что обеспечит рост творческого потенциала обучающихся и в целом процветание современной региональной художественной культуры.

Литература и источники

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1967. - 19 с.

2. Байрамбекова М.М. Содержание этнокультурного образования в изучении изобразительного искусства в начальной школе в соответствии с ФГОС //Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания в контексте культуры и искусства. Мат-лы международной научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2018. - С.196-205.

3. Барциц Р.Ч. Актуальные проблемы профессиональной и специальной подготовки художников-дизайнеров в современных условиях. Теория и практика. - М.: МОСА, 2011. - 245 с.

4. Барциц Р.Ч. Специальная и профессиональная подготовка художников - педагогов средствами художественной и печатной графики-эстампа. Теория и практика. - М.: Издательство «Прометей», 2003. - 320 с.

5. Кривцова О.В. История искусства в художественном образовании. поиск современных форм обучения //Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания в контексте культуры и искусства. Материалы международной научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2018. - С.246-251.

6. Маслов Н.Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству: учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.

8. Прищепа А.А., Власова И.М. Формирование профессиональной компетентности студентов дизайнеров высшей школы универсальными дизайн-методами. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2017. - 160 с.

9. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80 с.

10. Беда Г.В. Опыт организации учебного процесса на художественно-графическом факультете в условиях Карачаево-Черкесской автономной области // Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. - Карачаевск: КЧПИ, 1972. - С. 39-50.

11. Блимготова М.И. Развитие изобразительного творчества молодежи в традиционной и современной педагогической культуре карачаево-балкарского народа. - Ставрополь: СГУ, 2008. - 410 с.

12. Данашев М.Х. Методическое наследие русской академической школы рисунка и его использование в подготовке специалистов на художественно-графических факультетах пед. институтов: дис. ... кан. пед. наук. - М.: 1982. - 161 с.

13. Кириченко Н.С. Декоративное рисование в системе художественного образования. - Карачаевск: КЧГУ, 2016. - 120 с.

14. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28.12.2001 № 1403.

15. Алиев Ю.М. Природа Карачаево-Черкесии как объект пленэрной живописи студентов // Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания в контексте культуры и искусства. Мат-лы международной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2018: КЧГУ. - С.178-185.

16. О развития культуры и искусства в Карачаево-Черкесской республике. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04 июля 2006 года N 204).

References and Sources

1. Alekseeva V. V. Fine art and aesthetic éducation: abstract of the dissertation ... cand. art criticism. - M., 1967. - 19 p.

2. Bayrambekova M. M. The content of ethno-cultural education in the study of fine arts in primary school in accordance with the Federal State Educational Standard //Actual problems of art education and aesthetic education in the context of culture and art. Materials of the international scientific and practical conference. - Karachayevsk: KCHSU, 2018. - Pp. 196-205.

3. Bartsits R. Ch. Actual problems of professional and special training of artists-designers in modern conditions. Theory and practice. - Moscow: MOSA, 2011. - 245 p.

4. Bartsits R. Ch. Special and professional training of artists-teachers by means of artistic and printed graphics-prints. Theory and practice. - Moscow: Prometheus Publishing House, 2003. - 320 p.

5. Krivtsova O. V. History of art in art education. search for modern forms of education //Actual problems of art education and aesthetic education in the context of culture and art. Materials of the international scientific and practical conference. - Karachayevsk: KCHSU, 2018. - p. 246-251.

6. Maslov N. Ya. Plein air: practice in fine art: studies. manual for students of the KHGF Pedagogical Institute-Moscow: Prosveshchenie, 1984. - 112 p.

7. Nekrasova M. A. Folk art as a part of culture. - Moscow: Fine Art, 1983. - 344 p.

8. Prishchepa A. A., Vlasova I. M. Formation of professional competence of students of designers of the higher school by universal design methods. -Rostov-on-Don: DSTU, 2017. - 160 p.

9. Shpikalova T. Ya., Sokolnikova N. M., etc. Visual art. Fundamentals of folk and decorative and applied art. 1st class-Moscow: Mosaic-Synthesis, 1996. - 80 p.

10. Beda G. V. Experience of organizing the educational process at the art and graphic faculty in the conditions of the Karachay-Cherkess Autonomous region //Materials of the sixth seminar of teachers of art and graphic faculties of pedagogical institutes of the RSFSR. - Karachayevsk: KCHPI, 1972. - pp. 39-50.

11. Blimgotova M. I. The development of visual creativity of youth in the traditional and modern pedagogical culture of the Karachay-Balkar people. -Stavropol: SSU, 2008. - 410 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Danashev M. H. Methodological heritage of the Russian academic school of drawing and its use in the training of specialists at the art and graphic faculties of the Pedagogical Academy. institutes: dis. ... kan. ped. nauk. - M.: 1982. - 161 p.

13. Kirichenko N. S. Decorative drawing in the system of art education. - Karachayevsk: KCHSU, 2016. - 120 p.

14. The concept of art education in the Russian Federation. Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation No. 1403 of 28.12.2001.

15. Aliyev Yu. M. The nature of Karachay-Cherkessia as an object of plein-air painting of students //Actual problems of art education and aesthetic education in the context of culture and art /Materials of the international scientific and practical conference. - Karachayevsk, 2018: KCHSU. - p. 178185.

16. On the development of culture and art in the Karachay-Cherkess Republic. Resolution of the Government of the Karachay-Cherkess Republic of July 04, 2006 No. 204).

БОТАШЕВА НАТАЛЬЯ ПАНТЕЛЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент, и.о. завкафедрой изобразительного искусства Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Дж. Алиева, г. Карачаевск

BOTASHEVA, NATALIA P. - Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Fine Arts of the U. J. Aliyev Karachay-Cherkess State University, Karachayevsk (beka-09.kardanova@yandex.ru).

УДК 94(470)« 190/195»(091) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-125-129

ВЕСЕЛОВ А.А.

БЕЛОРУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОФЕССОРА Э.Б. ЕРШОВОЙ

Ключевые слова: Э.Б. Ершова, белорусская художественная интеллигенция, историография, интеллигентоведение, политическая борьба, эмиграция.

Статья носит преимущественно историографический характер. Она посвящена научной деятельности доктора исторических наук, профессора Э.Б. Ершовой. Впервые подробно рассматривается авторский подход профессора Э.Б. Ершовой к изучению проблем истории и исторического наследия белорусской художественной интеллигенции. Показано, что центральное значение для исследователя имеют вопросы о том, какую роль в подготовке кадров культпросветработников играла Компартия Советской Белоруссии, как творческая интеллигенция Белоруссии помогала властям решить вопрос о ликвидации неграмотности среди населения, особенно крестьянства. Широко используя архивные материалы, воспоминания и творческие работы деятелей того времени, она большое внимание уделяет частным аспектам исторических судеб художественной интеллигенции Белоруссии в довоенный период.

VESELOV, A.A.

BELARUSIAN CREATIVE INTELLIGENTSIA OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY IN THE HISTORICAL RESEARCH OF PROFESSOR E.B. ERSHOVA

Key words: E.B. Ershova, Belarusian creative intelligentsia, historiography, intellectual studies, political struggle, emigration.

The article is predominantly historiographic in nature. It is dedicated to the scientific activities of Doctor of Historical Sciences, Professor E.B. Ershova. For the first time, the author's approach of Professor E.B. Ershova to the study of the problems of history and historical heritage of the Belarusian artistic intelligentsia. It is shown that the central importance for the researcher is the question of what role the Communist Party of Soviet Belarus played in the training of cultural educators, how the creative intelligentsia of Belarus helped the authorities to resolve the issue of eliminating illiteracy among the population, especially the peasantry. Making extensive use of archival materials, memoirs and creative works of figures of that time, she pays great attention to particular aspects of the historical fate of the artistic intelligentsia of Belarus in the pre-war period.

Обращение профессора Э.Б. Ершовой к проблемам истории белорусской художественной интеллигенции было связано с тем, что четверть ХХ века (1960-1985 гг.) она жила и работала в различных учреждениях культуры Белоруссии. Её кандидатская диссертация, защита которой состоялась в Минском государственном педагогическом институте в июне 1979 г., была

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.