Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ / ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / ТЕАТРОВЕДЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ЭТНОГРАФИЯ / ФОЛЬКЛОРИСТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гагуа Лейла Ахмедовна, Эльдарова Наталья Генадьевна

В статье рассматриваются вопросы исторического становления искусствоведческой науки в Карачаево-Черкесии. Обозначена хронология публикаций авторов разных исторических периодов, в которых присутствуют элементы народного искусства; осуществлен краткий анализ отдельных работ региональных авторов; обозначены приоритетные направления современного регионального искусствоведения. В заключение делается вывод о том, что региональная искусствоведческая наука в регионе формировалась на протяжении длительного исторического времени, пройдя путь от фрагментарных путевых заметок до фундаментальных монографических исследований современных региональных ученых разных искусствоведческих направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гагуа Лейла Ахмедовна, Эльдарова Наталья Генадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ART HISTORY IN KARACHAY-CHERKESSIA: HISTORY AND MODERNITY

The article considers the issues of the historical formation of art history in Karachay-Cherkessia. The chronology of publications of authors of different historical periods, in which there are elements of folk art, is indicated; a brief analysis of individual works of regional authors is carried out; priority directions of modern regional art criticism are indicated. In conclusion, it is concluded that the regional art history science in the region was formed over a long historical period, having gone from fragmentary travel notes to fundamental monographic studies of modern regional scientists of different art history directions.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

УДК 930«20»:07 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-160-165

ГАГУА Л.А., ЭЛЬДАРОВА Н.Г. СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ключевые слова: история искусства, искусствоведение, Карачаево-Черкесия, этномузыкология, театроведение, декоративно-прикладное искусство, этнография, фольклористика.

В статье рассматриваются вопросы исторического становления искусствоведческой науки в Карачаево-Черкесии. Обозначена хронология публикаций авторов разных исторических периодов, в которых присутствуют элементы народного искусства; осуществлен краткий анализ отдельных работ региональных авторов; обозначены приоритетные направления современного регионального искусствоведения. В заключение делается вывод о том, что региональная искусствоведческая наука в регионе формировалась на протяжении длительного исторического времени, пройдя путь от фрагментарных путевых заметок до фундаментальных монографических исследований современных региональных ученых разных искусствоведческих направлений.

GAGUA, L. A., ELDAROVA, N. G.

FORMATION OF ART HISTORY IN KARACHAY-CHERKESSIA: HISTORY AND MODERNITY

Key words: art history, Karachay-Cherkessia, ethnomusicology, theater studies, decorative-applied arts; ethnography, folklore studies.

The article considers the issues of the historical formation of art history in Karachay-Cherkessia. The chronology of publications of authors of different historical periods, in which there are elements of folk art, is indicated; a brief analysis of individual works of regional authors is carried out; priority directions of modern regional art criticism are indicated. In conclusion, it is concluded that the regional art history science in the region was formed over a long historical period, having gone from fragmentary travel notes to fundamental monographic studies of modern regional scientists of different art history directions.

На территории Карачаево-Черкесии столетиями проживают многочисленные народы -карачаевцы, черкесы, ногайцы, абазины, русские и др. Самобытное искусство и культура этих народов издревле привлекали внимание европейских и отечественных исследователей разных научных направлений, а также путешественников, просветителей, художников, музыкантов, педагогов-практиков. Однако анализ многочисленной литературы по обозначенной проблеме показывает, что, при определенной изученности отдельных аспектов традиционной культуры и искусства народов Карачаево-Черкесии, вне поля зрения исследователей остаются многие виды и жанры искусства, их современное состояние. До настоящего времени не были объектом специального изучения многие проблемы регионального искусствоведения, что актуализирует тематику данной статьи, целью которой является рассмотрение особенностей исторического развития искусствоведческой науки в Карачаево-Черкесии. Практическая значимость работы заключается в том, что все собранные материалы и выводы исследования могут получить широкое применение в научных, учебных и учебно-методических работах разных искусствоведческих направлений.

По результатам обзора собранной литературы по теме исследования мы можем выделить несколько групп литературных источников. Так, по языку изложенного материала все искусствоведческие работы можно объединить в три группы: 1) публикации на языках народов Карачаево-Черкесии; 2) публикации, переведенные с языка оригинала на другие языки (русский, турецкий, английский, немецкий, казахский и др.). По жанрово-тематическому признаку выделяется следующая группа источников:

1. Материалы путешественников и просветителей прошлых столетий, опубликованные в различных исторических и этнографических журналах, в которых дается фрагментарное описание предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в контексте обрядов, материальной и духовной культуры народов региона.

2. Публикации ученых смежных с искусствоведением научных направлений (языковедов, филологов, фольклористов, этнографов и др.) XX-XXI вв., в которых дана более объемная информация о видах народного творчества, предметах материальной культуры, упоминаются имена талантливых народных певцов, инструменталистов, приводятся тексты фольклорных произведений.

3. Научные монографии и статьи современных региональных исследователей -искусствоведов, этномузыкологов, культурологов и т.д. В их работах происходит дифференциация народного и индивидуально-авторского творчества. Особенностью многих работ является рассмотрение народного искусства не через призму этнографического видения, а их интерпретация на ином качественном уровне - рассмотрение в качестве эстетического явления.

Еще в античных трактатах, датируемых V в до н.э. [1], отмечалась самобытность культуры древних племен, заселявших Северный Кавказ, в том числе и территорию современной Карачаево-Черкесии, описывались их быт и обряды. Вся подобная информация до настоящего времени сохранена в архивных документах, научных трактатах, научных, популярных журналах и т.д. Эти источники имеют определенную научную ценность, как документальные источники, содержащие важные сведения, транслирующие культурные традиции прошлых веков.

Особый интерес представляют работы путешественников XVI-XIX вв., посещавших Северный Кавказ, наблюдавших за жизнью и бытом местных народов, их материальной и духовной культурой, в том числе и искусством [2]. Например, интересные сведения содержатся в публикации автора XIX в. Джеймса Белла об игре на народных музыкальных инструментах: «Один из черкесов и его друг с орлиным взором, с наслаждением, по-видимому, предаются игре на очень простом инструменте - вид гобоя. Это небольшой ствол дерева, около 2-х футов длины, выдолбленный до самой коры и просверленный у нижнего конца тремя отверстиями. Верхний конец не имеет рупора, но играющий, закрывая наполовину отверстие трубки губами и языком, дует в остальную часть отверстия и таким образом производит несколько очень нежных звуков, иногда сопровождая их нечленораздельными звуками...» [3, с.458].

С 30-х годов XX столетия сбором песенных текстов, информации о талантливых певцах, исполнителях на музыкальных инструментах начинают заниматься региональные просветители, фольклористы, педагоги, а с 60-70-х годов фольклор народов КЧР начинает исследоваться в работах региональных ученых - фольклористов и филологов: А.И-М. Сикалиева [4; 5], Р.К. Ортабаевой [6]. Ими рассматривается преимущественно традиционное наследие народов Карачаево-Черкесии, творчество народных певцов прошлых столетий, даётся краткое описание народных музыкальных инструментов. С этого же периода начинают издаваться монографические исследования региональных ученых-этнографов Р.Х. Керейтова [7], Л.З. Кунижевой [8], в работах которых рассматриваются предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Определенный интерес представляют их описания орнаментальных украшений на одежде и предметах быта. Помимо всего, в работах Р.Х. Керейтова огромное внимание уделяется вопросам этнокультурной общности ногайской культуры с культурами родственных народов (казахов, каракалпаков, башкир, татар и др.).

В 70-е годы XX столетия в регионе появляется новое научное направление -этномузыкология. Наиболее ранней работой в этом направлении является монографическое исследование черкесского композитора и музыковеда А.А. Даурова «Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии» [9], в которой описывается музыкальный фольклор народов региона: песенные жанры, нотные образцы народных песен и пр. Последняя глава монографии посвящена развитию музыкальной культуры в Карачаево-Черкесии в первой половине XX века.

Немалый вклад в изучение карачаевской и черкесской музыкальной культуры внесла музыковед Л.А. Кивалова-Вишневская. В ее работах рассматриваются преимущественно теоретические аспекты карачаевских и черкесских народных песен [10]. Большинство записей карачаевских народных песен, приводимых в ее работах, собраны и нотированы карачаевским композитором - фольклористом М.У. Ногайлиевым.

В фокусе научных интересов музыковеда оказывалось и творчество профессиональных региональных композиторов - А. Даурова, С. Крымского, М. Туаршева [11]. Особенностью этих научных работ является рассмотрение творчества композиторов в контексте музыкального фольклора народов Карачаево-Черкесии. Исследования музыковеда отличаются высоким профессионализмом, глубокой теоретизацией рассматриваемых объектов и явлений регионального музыкального искусства.

80-е годы XX столетия обозначены новым витком развития региональной искусствоведческой науки в Карачаево-Черкесии. С формированием в КЧНИИ (Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт), позже переименованный в КЧИГИ (Карачаево-

Черкесский институт гуманитарных исследований), сектора искусствоведения, сюда приходят специалисты разных научных направлений. Ими вырабатывается научная концепция развития искусствоведческой науки в регионе, определяются исследовательские направления: музыковедение (Б.Б. Карданова), театроведение (З.Н. Загаштокова-Алемединова), декоративно-прикладное и изобразительное искусство (Л.А. Асланова, Е.И. Браткова) и др. Создание сектора было обусловлено противоречием между необходимостью изучать искусство полиэтнического региона и нехваткой специалистов в этих направлениях. Первые результаты исследовательской деятельности искусствоведов были освещены в общеинститутских и секторальных сборниках («Современное искусство народов Карачаево-Черкесии» [12], «Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии» [13]). Первый сборник - «Современное искусство народов Карачаево-Черкесии» - посвящен современному состоянию традиционного искусств народов региона, творчеству самодеятельных и профессиональных мастеров, художников и музыкантов. В статьях Л.А. Аслановой и Е.И. Братковой рассматривается современное художественное творчество народных мастеров (А. Туаршевой, Г. Мамхяговой, Н. Текеевой, А.Ф. Ищенко). В статьях Б.Б. Кардановой и Л.А. Киваловой анализируется творчество современных самодеятельных и профессиональных музыкантов КЧР (черкесского композитора и пианиста М. Туаршева, ногайских песенников Мурата Сеитова, Риммы и Магомеда Утесимовых, Вайдат Абазовой,Кельди-Хан Баисовой). В статье З.Н. Загаштоковой затрагиваются проблемы национально-художественных традиций в современной черкесской драматургии.

Второй сборник - «Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии» - освещает вопросы регионального традиционного искусства. Так, этническая специфика национальных орнаментов рассматривается в статьях Е.И. Братковой и Л.А. Аслановой, вопросам генезиса черкесского театра посвящены статьи З.Н. Загаштоковой (Алемединовой), проблемы генезиса адыгских (черкесских) народных танцев рассмотрены в статье Х.М. Шемирзова, музыкальный фольклор народов Карачаево-Черкесии рассматривается в статьях Б.Б. Кардановой и Л.А. Киваловой.

В 2000-е годы активизируется работа в области искусствоведения в стенах института культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета (г. Карачаевск). Исследовательские работы профессорско-преподавательского состава велись (и ведутся в настоящее время) в нескольких научных направлениях: этномузыкология, музыковедение, ДНИ, ИЗО, дизайн и компьютерная графика. Итогом научно-исследовательской деятельности коллектива института и демонстрацией их творческих интересов являются публикации в сборниках научных конференций: «Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика» [14; 15], «Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания в контексте культуры и искусства» [16] и др. Целью коллективных изданий было обобщение и трансляция результатов научного поиска в области художественной и музыкальной культуры и искусства. В сборники вошли статьи, проблемное поле которых составили: вопросы культурно-нравственных ценностей в современном мире, традиционного искусства и культуры, искусства и культуры XXI века, инновационные технологии и современные информационные системы в искусстве и культуре.

Анализ содержания названных публикаций позволяет выделить несколько проблемных направлений, интересующих региональных исследователей в области искусства:

- традиционное и современное декоративно-прикладное искусство народов КЧР, освещенные в статьях Б.Н. Тамбиева (орнаментальные образы золотого шитья карачаевцев), В.Б. Огузова (декоративно-прикладное искусство абазин), Каноковой Ф.Ю. (декоративно-прикладное искусство ногайцев);

- история и теория народной музыки (Б.Б. Карданова);

- фольклор и композитор (интерпретация народной музыки в произведениях композиторов Северного Кавказа), затрагиваются в работах (Б.Б. Кардановой, Л.А. Гагуа, Н.Г. Эльдаровой);

- отдельные аспекты становления профессионального художественно-графического искусства в КЧР, жанровое многообразие произведений региональных художников (Л.Н. Хубиева);

- творческие портреты профессиональных художников КЧР и Северного Кавказа: Ю.Б. Карасова, С. Батырова, В. Эркенова, Б.Н. Тамбиева,М.Х. Бзасажи (Ф.Ю. Канокова, Н.Н. Боташева, В.Б. Огузов, К. Зармнбетов);

- вопросы взаимосвязи изобразительного искусства и физической культуры и спорта (А.К. Каракетов);

- дизайн в современном искусстве и мире (Д.З. Тохчукова);

- характеристика творчества профессиональных и самодеятельных композиторов: М. Ногайлиева, А. Даурова, А. Готова, И. Комарчук, Ш. Эбзеева, И. Джабаева, А. Хабичева, А. Узденова, С. Узденова, Х. Хубиева, Б. Кечеруковой, Р. Боташева.

Важным этапом в региональном искусствоведении можно считать появление фундаментальных монографических исследований по карачаевскому и черкесскому театрам. В монографии З.Н. Алемединовой «Театральное искусство черкесов (от истоков до XXI в.)» [17] представлен обширный историографический материал по развитию театральнозрелищных традиций народа, по истории профессионального черкесского театра. В монографии З.Б. Боташевой «Карачаевский театр. Истоки. Самодеятельность. Профессиональное искусство» [18] также осуществлена попытка ретроспективного рассмотрения карачаевского театра - от истоков до современности. В монографиях ногайского искусствоведа Ф.Ю. Каноковой («Декоративно-прикладное искусство ногайцев. Художественный войлок» [19], «Декоративно-прикладное искусство ногайцев. Одежда. Ювелирные украшения [20]) представлен обзор традиционного искусства ногайцев.

Существенно и то, что научные проекты региональных искусствоведов поддерживаются Российскими и региональными фондами фундаментальных исследований: «Народно-песенное искусство ногайцев», «Народно-песенное искусство верхнекубанских казаков» (Б.Б. Карданова, Л.А. Гагуа, 2011 г.).

Новым направлением оказались издания, связанные с практическим применением результатов научных исследований региональных искусствоведов. К настоящему времени возрастает количество опубликованных учебных и методических работ, вызванных необходимостью в современных условиях передавать подрастающему поколению духовное и материальное наследие народов региона. Такого рода работы основаны на национально-региональном компоненте на всех уровнях образования - от среднего до высшего профессионального. Примером работ в этом направлении являются: учебные пособия для общеобразовательных школ: «Национально-региональный компонент в общеобразовательной школе (на музыкальном материале Карачаево-Черкесии)» [21] для Детских музыкальных школ «Фольклорное сольфеджио» (составители Ф.М. Токова, Б.Б. Карданова, Л.А, Кивалова, А.И. Рахаев и др.) [22]. К учебным пособиям, адресованным студентам средних и высших учебных заведений, относятся: «Фольклорный ансамбль» [23], «Методика работы с фольклорным (народным) коллективом (Б.Б. Карданова, М.А, Дженбекова) [24], «Методика сбора и обработки музыкального фольклора народов Карачаево-Черкесии» (Б.Б. Карданова) [25] и др. Все перечисленные работы основаны на научных исследованиях и фольклорном материале, собранном в фольклорных экспедициях.

Таким образом, анализ публикаций, посвященных региональному искусству, привел нас к следующим выводам: региональная искусствоведческая наука формировалась на протяжении длительного исторического времени, трансформируясь от фрагментарных путевых заметок авторов прошлых столетий до фундаментальных монографических исследований современных региональных ученых разных искусствоведческих направлений.

При определенной изученности многих объектов и явлений культуры и искусства народов КЧР, до сих пор не опубликованы и не получили научного осмысления произведения современных художников, скульпторов, композиторов и т.д Карачаево-Черкесский научный мир, образовательные учреждения все еще остро нуждаются в искусствоведческих исследованиях многочисленных народов республики. Все перечисленные обстоятельства обязывают региональное научное сообщество вести активную исследовательскую работу в сфере культуры и искусства народов КЧР.

Литература и источники

1. Античные источники о Северном Кавказе. - Нальчик, 1990. - 307 с.

2. Тамбиева З.Ю. Публикации шотландских и английских авторов XVIII-XIX вв. о народах Северного Кавказа// International scientific research 2017. Сборник материалов XXVI международной научно-практической конференции 19 ноября 2017 г. - М.: Издательство «Олимп», 2017. - С 53-55.

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. /сост., ред. переводов и вступ. статьи к текстам В.К. Гарданова. - Нальчик: Эльбрус, 1974.

4. Ногай халк йырлары (Ногайские народные песни) / Запись Калмыковой С., Сикалиева А. И.-М.; сост. Калмыковой С. - М.: Наука, 1969. - 216 с. (на ногайск. яз.).

5. Сикалиев А. И.-М. Айт десенъиз, айтайым... (Если просите, спою...). - Черкесск: Карачаево-Черкесская областная типография, 1971. - 144 с.

6. Ортабаева Р. А-К. Карачаево-балкарские народные песни. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение ставропольского книжного издательства, 1977. - 150 с.

7. КерейтовР.Х. Ногайцы: Особенности этнической истории и бытовой культуры. - Ставрополь: «Сервисшкола», 2009. - 486 с.

8. Абазины. Историко-этнографический очерк. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного изд-ва, 1989. - 240 с.

9. ДауровА.А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск: Ставропольское книжное изд-во, 1974. - 84 с.

10. Кивалова Л.А. Черты раннефольклорного интонирования в черкесских и карачаевских народных песнях// Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск: Республиканское издательско-полиграфическое объединение «Адыгея». - С. 76-92.

11. Кивалова Л.А. Композитор М. Туаршев. Творческий портрет// Современное искусство Карачаево-Черкесии. - Черкесск: Издательско-полиграфическое и книготорговое производственное объединение «Адыгея», 1991. - С. 85-96.

12. Современное искусство Карачаево-Черкесии. Сборник статей. - Черкесск: Адыгея, 1991. - 115 с.

13. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск: Адыгея, 1993. - 139 с.

14. Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика. Материалы региональной научной конференции. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2009. - 146 с.

15. Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика. Материалы региональной научной конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2010. - 117 с.

16. Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания в контексте культуры и искусства. Материалы международной научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2018. - 236 с.

17. Алемединова З. Н. Театральное искусство черкесов (от истоков до XXI в.). - Черкесск, 2010. - 246 с.

18. Хабичева-Боташева З. Б. Карачаевский театр. Истоки. Самодеятельность. Профессиональное искусство. - М.: ГИТИС, 2012. - 524 с.

19. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев. Художественный войлок. - Ставрополь: Логос, 2017.

20. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев. Одежда. Ювелирные украшения. - Нальчик: Принт Центр, 2018.

21. Карданова Б.Б. Национально-региональный компонент в общеобразовательной школе (на музыкальном материале Карачаево-Черкесии). Учебно-методическое пособие. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2008. - 137 с.

22. Карданова Б.Б. Фольклорное сольфеджио. Учебное пособие. - Карачаевск-Черкесск, 2002. - 147с.

23. Карданова Б.Б. Фольклорный ансамбль. Учебно-методическое пособие. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2008. - 58 с.

24. Карданова Б.Б., Джанбекова М.А. Методика работы с фольклорным (народным) коллективом. Учебное пособие. -Карачаевск: КЧГУ, 2013. -146 с.

25. Карданова Б.Б. Методика сбора и обработки музыкального фольклора народов Карачаево-Черкесии. Учебно-методическое пособие. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2008. - 67 с.

References and Sources

1. Antichnye istochniki o Severnom Kavkaze. - Nal'chik, 1990. - 307 s.

2. Tambieva Z.Yu. Publikacii shotlandskih i anglijskih avtorov XVIII-XIX vv. o narodah Severnogo Kavkaza// International scientific research 2017. Sbornik materialov XXVI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 19 noyabrya 2017 g. - M.: Izdatel'stvo «Olimp», 2017. - S 53-55.

3. Adygi, balkarcy i karachaevcy v izvestiyah evropejskih avtorov XIII-XIX vv. /sost., red. perevodov i vstup. stat'i k tekstam V.K. Gardanova. -Nal'chik: El'brus, 1974.

4. Nogaj halk jyrlary (Nogajskie narodnye pesni) / Zapis' Kalmykovoj S., Sikalieva A. I.-M.; sost. Kalmykovoj S. - M.: Nauka, 1969. - 216 s. (na nogajsk. yaz.).

5. Sikaliev A. I.-M. Ajt desen"iz, ajtajym... (Esli prosite, spoyu...). - Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskaya oblastnaya tipografiya, 1971. - 144 s.

6. Ortabaeva R. A-K. Karachaevo-balkarskie narodnye pesni. - Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskoe otdelenie stavropol'skogo knizhnogo izdatel'stva, 1977. - 150 s.

7. Kerejtov R.H. Nogajcy: Osobennosti etnicheskoj istorii i bytovoj kul'tury. - Stavropol': «Servisshkola», 2009. - 486 s.

8. Abaziny. Istoriko-etnograficheskij ocherk. - Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskoe otdelenie Stavropol'skogo knizhnogo izd-va, 1989. - 240 s.

9. Daurov A.A. Muzykal'naya kul'tura narodov Karachaevo-Cherkesii. - Cherkessk: Stavropol'skoe knizhnoe izd-vo, 1974. - 84 s.

10. Kivalova L.A. Cherty rannefol'klornogo intonirovaniya v cherkesskih i karachaevskih narodnyh pesnyah// Voprosy iskusstva narodov Karachaevo-Cherkesii. - Cherkessk: Respublikanskoe izdatel'sko-poligraficheskoe ob"edinenie «Adygeya». - S. 76-92.

11. Kivalova L.A. Kompozitor M. Tuarshev. Tvorcheskij portret// Sovremennoe iskusstvo Karachaevo-Cherkesii. - Cherkessk: Izdatel'sko-poligraficheskoe i knigotorgovoe proizvodstvennoe ob"edinenie «Adygeya», 1991. - S. 85-96.

12. Sovremennoe iskusstvo Karachaevo-Cherkesii. Sbornik statej. - Cherkessk: Adygeya, 1991. - 115 s.

13. Voprosy iskusstva narodov Karachaevo-Cherkesii. - Cherkessk: Adygeya, 1993. - 139 s.

14. Iskusstvo narodov Severnogo Kavkaza: teoriya i praktika. Materialy regional'noj nauchnoj konferencii. - Karachaevsk: Izd-vo KCHGU, 2009. -146 s.

15. Iskusstvo narodov Severnogo Kavkaza: teoriya i praktika. Materialy regional'noj nauchnoj konferencii. - Karachaevsk: KCHGU, 2010. - 117 s.

16. Aktual'nye problemy hudozhestvennogo obrazovaniya i esteticheskogo vospitaniya v kontekste kul'tury i iskusstva. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Karachaevsk: KCHGU, 2018. - 236 s.

17. Alemedinova Z. N. Teatral'noe iskusstvo cherkesov (ot istokov do HKHI v.). - Cherkessk, 2010. - 246 s.

18. Habicheva-Botasheva Z.B. Karachaevskij teatr. Istoki. Samodeyatel'nost'. Professional'noe iskusstvo. - M.: GITIS, 2012. - 524 s.

19. Kanokova F.Yu. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo nogajcev. Hudozhestvennyj vojlok. - Stavropol': Logos, 2017.

20. Kanokova F.Yu. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo nogajcev. Odezhda. Yuvelirnye ukrasheniya. - Nal'chik: Print Centr, 2018.

21. Kardanova B.B. Nacional'no-regional'nyj komponent v obshcheobrazovatel'noj shkole (na muzykal'nom materiale Karachaevo-Cherkesii). Uchebno-metodicheskoe posobie. - Karachaevsk: Izd-vo KCHGU, 2008. - 137 s.

22. Kardanova B.B. Fol'klornoe sol'fedzhio. Uchebnoe posobie. - Karachaevsk-Cherkessk, 2002. - 147s.

23. Kardanova B.B. Fol'klornyj ansambl'. Uchebno-metodicheskoe posobie. - Karachaevsk: Izd-vo KCHGU, 2008. - 58 s.

24. Kardanova B.B., Dzhanbekova M.A. Metodika raboty s fol'klornym (narodnym) kollektivom. Uchebnoe posobie. - Karachaevsk: KCHGU, 2013. -146 s.

25. Kardanova B.B. Metodika sbora i obrabotki muzykal'nogo fol'klora narodov Karachaevo-Cherkesii. Uchebno-metodicheskoe posobie. -Karachaevsk: Izd-vo KCHGU, 2008. - 67 s.

ГАГУА ЛЕИЛА АХМЕДОВНА - старший преподаватель Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Дж. Алиева, г. Карачаевск (beka-09.kardanova@yandex.ru).

ЭЛЬДАРОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА - старший преподаватель Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Дж. Алиева, г. Карачаевск.

GAGUA, LEYLA A. - Senior Lecturer, Karachay-Cherkess State University named after U. J. Aliyev, Karachayevsk ELDAROVA, NATALIA G. - Senior Lecturer, Karachay-Cherkess State University named after U. J. Aliyev, Karachayevsk.

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 398.4(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-165-169

СТЕПАНОВА О.Б.

ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ МАЭ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ

СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ

Ключевые слова: северные селькупы, фотоколлекция Музея антропологии и этнографии, сибиреведы Г.Н. и Е.Д. Прокофьевы, селькупское мировоззрение, хозяйственные занятия и быт.

В статье изучаются материалы фотоколлекции МАЭ № И-1177, собранной Г.Н. Прокофьевым во время работы среди селькупов в 1925-1928 гг. в пос. Янов Стан Туруханского края. Новизна исследования и его значение для сибиреведения определяются тем, что эту фотоколлекцию, в совокупности содержащихся в ней материалов, до сих пор никто из ученых не рассматривал. Цель исследования состоит в том, чтобы дать характеристику фотоколлекции в ее целостном виде и тем самым ввести ее в научный оборот в качестве источника изучения истории и этнографии северных селькупов. В результате исследования обоснован вывод о том, что коллекция МАЭ № И-1177 содержит богатые и редкие материалы по различным сторонам жизни северных селькупов - традиционному мировоззрению, хозяйству, быту, а также первым советским преобразованиям в жизни селькупов. Материалы коллекции могут стать основой или частью исследований по многим вопросам истории и этнографии селькупов и других народов Сибири, чем определяется их высокая научная ценность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STEPANOVA, O.B. MAE PHOTO COLLECTION AS A SOURCE ON THE HISTORY AND ETHNOGRAPHY OF THE NORTHERN SELKUP

Key words: Northern Selkups, photo collection of the Museum of Anthropology and Ethnography, Siberian scholars G.N. and E.D. The Prokofievs, the Selkup worldview, economic activities and everyday life.

The article studied materials from the MAE photo collection No. I-1177, collected by G.N. Prokofiev while working among the Selkups in 1925-1928 in the village Yanov Stan, Turukhansk region. The novelty of the research and its significance for Siberian studies is determined by the fact that so far none of the scientists has considered this photo collection in the aggregate of the materials it contains. The aim of the study was to characterize the photo collection in its entirety and thereby introduce it into scientific circulation as a source of study on the history and ethnography of the northern Selkups. As a result of the study, the following conclusions were made. The MAE collection No. I-1177 contains rich and rare materials on various aspects of the life of the northern Selkups - the traditional worldview, economy, everyday life, as well as the first Soviet transformations that came to the life of the Selkups during the period of the Prokofievs' work. The collection materials can become the basis or part of research on many issues of the history and ethnography of the Selkups and other peoples of Siberia, which determines their high scientific value.

Статья посвящена исследованию фотоколлекции № И-1177 Музея антропологии и этнографии, собранной Георгием Николаевичем Прокофьевым во время совместной с Екатериной Дмитриевной Прокофьевой (его женой), работы среди селькупов в поселке Янов Стан Тазовского района Туруханского края в 1925-1928 гг. Коллекция № И-1177 целиком еще ни разу не становилась предметом изучения, что усиливает актуальность и научное значение темы исследования. Часть входящих в коллекцию фотографий ранее легла в основу ряда исследовательских работ Прокофьевых [1, 2, 3, 5, 6, 7]. Однако Прокофьевы использовали далеко не весь скрытый в коллекции - как в отдельных ее кадрах, так и суммарно - научный потенциал. При этом материалы коллекции обрабатывались и публиковались главным образом Е.Д. Прокофьевой, поскольку Г.Н. Прокофьев умер в 1942 г., находясь на пике своей научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.