Научная статья на тему 'ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ МАЭ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ'

ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ МАЭ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ СЕЛЬКУПЫ / ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ / СИБИРЕВЕДЫ Г.Н. И Е.Д. ПРОКОФЬЕВЫ / СЕЛЬКУПСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ И БЫТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна

В статье изучаются материалы фотоколлекции МАЭ № И-1177, собранной Г.Н. Прокофьевым во время работы среди селькупов в 1925-1928 гг. в пос. Янов Стан Туруханского края. Новизна исследования и его значение для сибиреведения определяются тем, что эту фотоколлекцию, в совокупности содержащихся в ней материалов, до сих пор никто из ученых не рассматривал. Цель исследования состоит в том, чтобы дать характеристику фотоколлекции в ее целостном виде и тем самым ввести ее в научный оборот в качестве источника изучения истории и этнографии северных селькупов. В результате исследования обоснован вывод о том, что коллекция МАЭ № И-1177 содержит богатые и редкие материалы по различным сторонам жизни северных селькупов - традиционному мировоззрению, хозяйству, быту, а также первым советским преобразованиям в жизни селькупов. Материалы коллекции могут стать основой или частью исследований по многим вопросам истории и этнографии селькупов и других народов Сибири, чем определяется их высокая научная ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAE PHOTO COLLECTION AS A SOURCE ON THE HISTORY AND ETHNOGRAPHY OF THE NORTHERN SELKUP

The article studied materials from the MAE photo collection No. I-1177, collected by G.N. Prokofiev while working among the Selkups in 1925-1928 in the village Yanov Stan, Turukhansk region. The novelty of the research and its significance for Siberian studies is determined by the fact that so far none of the scientists has considered this photo collection in the aggregate of the materials it contains. The aim of the study was to characterize the photo collection in its entirety and thereby introduce it into scientific circulation as a source of study on the history and ethnography of the northern Selkups. As a result of the study, the following conclusions were made. The MAE collection No. I-1177 contains rich and rare materials on various aspects of the life of the northern Selkups - the traditional worldview, economy, everyday life, as well as the first Soviet transformations that came to the life of the Selkups during the period of the Prokofievs' work. The collection materials can become the basis or part of research on many issues of the history and ethnography of the Selkups and other peoples of Siberia, which determines their high scientific value.

Текст научной работы на тему «ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ МАЭ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ»

24. Kardanova B.B., Dzhanbekova M.A. Metodika raboty s fol'klornym (narodnym) kollektivom. Uchebnoe posobie. - Karachaevsk: KCHGU, 2013. -146 s.

25. Kardanova B.B. Metodika sbora i obrabotki muzykal'nogo fol'klora narodov Karachaevo-Cherkesii. Uchebno-metodicheskoe posobie. -Karachaevsk: Izd-vo KCHGU, 2008. - 67 s.

ГАГУА ЛЕЙЛА АХМЕДОВНА - старший преподаватель Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Дж. Алиева, г. Карачаевск (beka-09.kardanova@yandex.ru).

ЭЛЬДАРОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА - старший преподаватель Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Дж. Алиева, г. Карачаевск.

GAGUA, LEYLA A. - Senior Lecturer, Karachay-Cherkess State University named after U. J. Aliyev, Karachayevsk ELDAROVA, NATALIA G. - Senior Lecturer, Karachay-Cherkess State University named after U. J. Aliyev, Karachayevsk.

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ

УДК 398.4(=511.2) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-165-169

СТЕПАНОВА О.Б.

ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ МАЭ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ

СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ

Ключевые слова: северные селькупы, фотоколлекция Музея антропологии и этнографии, сибиреведы Г.Н. и Е.Д. Прокофьевы, селькупское мировоззрение, хозяйственные занятия и быт.

В статье изучаются материалы фотоколлекции МАЭ № И-1177, собранной Г.Н. Прокофьевым во время работы среди селькупов в 1925-1928 гг. в пос. Янов Стан Туруханского края. Новизна исследования и его значение для сибиреведения определяются тем, что эту фотоколлекцию, в совокупности содержащихся в ней материалов, до сих пор никто из ученых не рассматривал. Цель исследования состоит в том, чтобы дать характеристику фотоколлекции в ее целостном виде и тем самым ввести ее в научный оборот в качестве источника изучения истории и этнографии северных селькупов. В результате исследования обоснован вывод о том, что коллекция МАЭ № И-1177 содержит богатые и редкие материалы по различным сторонам жизни северных селькупов - традиционному мировоззрению, хозяйству, быту, а также первым советским преобразованиям в жизни селькупов. Материалы коллекции могут стать основой или частью исследований по многим вопросам истории и этнографии селькупов и других народов Сибири, чем определяется их высокая научная ценность.

STEPANOVA, O.B. MAE PHOTO COLLECTION AS A SOURCE ON THE HISTORY AND ETHNOGRAPHY OF THE NORTHERN SELKUP

Key words: Northern Selkups, photo collection of the Museum of Anthropology and Ethnography, Siberian scholars G.N. and E.D. The Prokofievs, the Selkup worldview, economic activities and everyday life.

The article studied materials from the MAE photo collection No. I-1177, collected by G.N. Prokofiev while working among the Selkups in 1925-1928 in the village Yanov Stan, Turukhansk region. The novelty of the research and its significance for Siberian studies is determined by the fact that so far none of the scientists has considered this photo collection in the aggregate of the materials it contains. The aim of the study was to characterize the photo collection in its entirety and thereby introduce it into scientific circulation as a source of study on the history and ethnography of the northern Selkups. As a result of the study, the following conclusions were made. The MAE collection No. I-1177 contains rich and rare materials on various aspects of the life of the northern Selkups - the traditional worldview, economy, everyday life, as well as the first Soviet transformations that came to the life of the Selkups during the period of the Prokofievs' work. The collection materials can become the basis or part of research on many issues of the history and ethnography of the Selkups and other peoples of Siberia, which determines their high scientific value.

Статья посвящена исследованию фотоколлекции № И-1177 Музея антропологии и этнографии, собранной Георгием Николаевичем Прокофьевым во время совместной с Екатериной Дмитриевной Прокофьевой (его женой), работы среди селькупов в поселке Янов Стан Тазовского района Туруханского края в 1925-1928 гг. Коллекция № И-1177 целиком еще ни разу не становилась предметом изучения, что усиливает актуальность и научное значение темы исследования. Часть входящих в коллекцию фотографий ранее легла в основу ряда исследовательских работ Прокофьевых [1, 2, 3, 5, 6, 7]. Однако Прокофьевы использовали далеко не весь скрытый в коллекции - как в отдельных ее кадрах, так и суммарно - научный потенциал. При этом материалы коллекции обрабатывались и публиковались главным образом Е.Д. Прокофьевой, поскольку Г.Н. Прокофьев умер в 1942 г., находясь на пике своей научной деятельности.

В данном контексте автор стремится рассмотреть, как в коллекции № И-1177 отразилась материальная культура, мировоззрение и современное положение северных селькупов на момент работы Прокофьевых в Яновом Стане, и дать характеристику материалам коллекции в их совокупности. В состав коллекции входит 131 фотография, отпечатанная со стеклянных негативов, хранящихся отдельно в негатеке МАЭ. В 2019-2020 гг. негативы были оцифрованы и в виде электронных фотографий выложены на официальном сайте музея. Вся коллекция была отснята в одном месте - Туруханском районе и в одно время - в 1925-1928 гг. Более точной датировки ее кадры не имеют. Коллекционная опись была сделана Е.Д. Прокофьевой в 1947-1948 гг.

Главная тема, которая содержится в материалах коллекции - «шаманская», эти материалы более других эксплуатировались в публикациях Е.Д. Прокофьевой. Три фотографии из коллекции № И-1177 вошли в статью Е.Д. Прокофьевой «Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана». Это портрет шамана Максима Безруких в шаманском облачении [2, с. 343, Рис. 4] (фото или рисунки остальных элементов шаманского костюма Максима Безруких из коллекции МАЭ, размещенные в статье «Костюм...», были сделаны уже в МАЭ специально для этой публикации), фото бубна и колотушки шамана Андрея Безруких № И-1177-20 [2, с. 353, Рис. 17] и фото шаманской землянки с тремя священными деревьями № И-1177-21 [2, с. 373, Рис. 37]. Статья содержит подробные сведения об изображенных на них объектах. Коллекция содержит еще ряд неопубликованных снимков Максима Безруких, где он, также одетый в полный шаманский костюм, стоит в разных позах (№№ И-1177-19, 22, 23) и проводит сеанс шаманского камлания (№№ И-1177-24, 25, 26). Сведения из статьи применимы также и к этим снимкам.

На фото № И-1177-1 запечатлен известный по нескольким статьям Е.Д. Прокофьевой легендарный шаман Тама-ира - «Мышь-старик». Снимки № И-1177-48 и № И-1177-49 показывают, каким был один из главных информантов Георгия Николаевича - мальчик-подросток Лыпа («Темный») Кусамин, сын шамана. Георгий Николаевич называл его «сплошная этнография» [8, с. 103]. На фото №№ И-1177-6, 54 изображен шаман Лука Кагалев, в кадре № И-1177-4 - шаман, имя которого в описи отсутствует.

Интересно, что в статье Е.Д. Прокофьевой по костюму селькупских шаманов есть фото парки известного в Тазовской тундре шамана Карлушки Иры [2, с. 367, Рис. 29], но среди кадров фотоколлекции нет ни изображений его парки, ни его самого, хотя, по логике вещей, они там должны быть: больше Прокофьеву их негде было сделать. Их отсутствие говорит о том, что не все фотографии, отснятые в Яновом Стане, вошли в коллекцию № И-1177.

Три фотографии коллекции (№№ И-1177-16, 17, 18) запечатлели рисунки селькупских шаманов, отображающих представления селькупов об устройстве мира. Всего для Г.Н. Прокофьева селькупами было нарисовано пять таких рисунков, из которых была сформирована предметная коллекция № 6361. В 1961 г. у Прокофьевой вышла известная впоследствии статья «Представления селькупских шаманов о мире (по рисункам и акварелям селькупов)» [5], в основу которой легла опись этой коллекции. В записке, приложенной к описи, говорится, что на рисунках имеются сделанные Г.Н. Прокофьевым «надписи на селькупском языке». Та же записка поясняет, что Рис. 1 выполнен тазовским селькупом Саввой Агичевым, 19 лет, Рис. 2 - баишенским селькупом Николаем Кусаминым, 18 лет, Рис. 3 - тазовским селькупом Лукой Кагалевым, 19 лет, Рис. 4 - тазовским селькупом Оккыр Сай-ира, 23 лет, Рис. 5 - баишенским селькупом Иваном Щадриным. Все они были учениками Г.Н. Прокофьева в школе Янова Стана. Лица троих из них есть среди неопубликованных портретов фотоколлекции. Это шаманский сын Савва Агичев (кадр № И-1177-12, первый слева), шаманский сын Николай/Лыпа Кусамин (кадры №№ И-1177-48, 49) и шаман Лука Кагалев (кадры №№ И-1177-6, 54). Однако Лука Кагалев на кадрах фотоколлекции - старик, которому никак нельзя дать 19 лет. Автором третьего рисунка мог бы быть какой-то другой Лука Кагалев, его тезка, но это маловероятно, так как селькупское окружение Г.Н. Прокофьева было невелико. Вероятно, Прокофьевы в описаниях какой-то из коллекций сделали ошибку.

В кадрах фотоколлекции есть еще одно «шаманское» фото - № И-1177-111, на котором изображен амбар, где хранились изображения шаманских и родовых духов. Фото подтверждает, что у северных селькупов были такие же священные амбары, как у южных селькупов. О священных амбарчиках селькупов Е.Д. Прокофьева писала в статье «К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия)» [3].

Использование Е.Д. Прокофьевой «шаманских» фотографий коллекции № И-1177 в своих статьях говорит об их значении для изучения культуры селькупов и других сибирских народов. Фотографии шаманской тематики, больше, чем другие снимки коллекции, дают представление о богатстве этнографического материала, с которым повезло работать Прокофьевым в Яновом Стане.

Фотографии, отображающие быт и хозяйственные занятия селькупов, составляют большую часть фотоколлекции № И-1177. Эти материалы использовались Е.Д. Прокофьевой при написании раздела «Селькупы» в энциклопедии «Народы Сибири» [4, с. 665-687]. В нем были опубликованы следующие фото коллекции: «Кормление прирученного орла» (№ И-1177-110), «Чум и нарты с ларями для перевозки имущества» (№ И-1177-130) и «Первое радио у селькупов. 30-е годы. Школа в пос. Янов Стан, Тазовская тундра» (№ И-1177-92). Кроме этих фотографий раздел «Селькупы» был иллюстрирован несколькими рисунками, сделанными с кадров фотоколлекции. Нужно заметить, что неопубликованные материалы фотоколлекции по хозяйству и быту селькупов, наверняка, тоже помогали Е.Д. Прокофьевой писать текст в «Народах Сибири». В частности, обращает на себя внимание отсутствие в фотоколлекции фотографии, опубликованной в томе «Народы Сибири» - хорошо запоминающегося кадра «Охотник в челноке-ветке». Кадр с охотником в ветке должен быть в фотоколлекции, раз он есть в «Народах Сибири». Его отсутствие указывает на некомплектность коллекции № И-1177: т.е. Г.Н. Прокофьевым было отснято больше кадров, чем впоследствии зарегистрировала Е.Д. Прокофьева.

На неопубликованных кадрах коллекции запечатлены селькупские чумы и землянки, снаружи и изнутри, зимние и летние, богатые и бедные, амбары, лыжи, нарты, олени, очаги, лодки, а также сами селькупы - с характерными лицами, прическами, в одежде того времени -традиционной и европейской, с кошками, курительными трубками, за хозяйственными занятиями, за чаепитием и т.п. Многие из изображений - единственные из сохранившихся, например, фото селькупского чувала. Упоминания о нем в литературе есть, но нет ни описаний, ни изображений. В традиционной культуре селькупов остается неисследованным еще множество вопросов. Материалы фотоколлекции Г.Н. Прокофьева - ценный источник для их изучения.

В архиве МАЭ РАН хранится недописанная монография Е.Д. Прокофьевой «Селькупы» или «Очерки этнографии тазовских селькупов», как ее называет Л.В. Хомич [9, с. 7], посвященная вопросам хозяйства и быта северных селькупов. В нее входят главы по селькупскому оленеводству, рыболовству, охоте, транспорту, одежде, здравоохранению и т.д. Законченной в монографии можно считать только главу по оленеводству - она была издана отдельной статьей [6], у остальных глав разная степень готовности, некоторые главы не продвинулись дальше подборки материалов. Насколько можно судить по имеющимся текстам, Е.Д. Прокофьева писала монографию, используя свое давнее знакомство с селькупским бытом, свежие материалы, собранные во время поездки в Красноселькупский район в 1962 г., а также фотографии коллекции № И-1177 - несколько снимков коллекции лежат в папке с текстами монографии.

Следующий тематический блок коллекции № И-1177 - педагогический. В него входят фотографии здания школы в пос. Янов Стан (№ И-1177-86), школьной столярной мастерской (№ И-1177-91), урока рисования (№ И-1177-90), просто урока (№ И-1177-93), экскурсии школьников в ближайший лес (№№ И-1177-87, 88), фотографии, где школьники заряжают батареи радиоприемника (№ И-1177-89), и молодые люди слушают установленное в школе радио (№№ И-1177-47, 92). Часть этих фотографий была опубликована в статье Г.Н. Прокофьева «Три года в самоедской школе» [1], где он описывает все проблемы процесса обучения разновозрастных селькупских детей, никогда не занимавшихся в школе. Наиболее интересными представляются описания национальных черт характера и бытовых привычек учеников, с которыми ему пришлось вести непримиримую борьбу.

Фотография здания новой школы Янова Стана, нигде не опубликованная, имеет историческую ценность. На ней изображено третье здание яновстановской школы в годы пребывания там Прокофьевых, оно было построено в 1927 г. Комитетом Севера и Туруханским исполкомом благодаря хлопотам Г.Н. Прокофьева. Первая школа находилась в избушке размером 5 х 5,8 м, где ученики занимались, ели и спали, в 1926 г. она была перестроена и расширена до двух комнат и кухни.

«Школьные» фотографии дают визуальное представление о месте (и процессе) педагогического подвига Прокофьевых и отражают нововведения, которые пришли в быт селькупов вместе с советской властью.

В коллекции № И-1177 есть групповые фото с заседаний Тазовского тундрового совета (№№ И-1177-94, 95, 96) и фото председателя Тазовского кооператива (№№ И-1177-117). Школа, Тазовский тундровый совет и Тазовский кооператив - это три организации, которые воплощали и осуществляли советскую власть в Тазовской тундре. Г.Н. Прокофьев запечатлел проводников советских преобразований с явным любованием, гордостью, если не сказать восхищением: все фотографии постановочные, тщательно выбраны ракурсы, композиции, декорации, позы, в каждом фотографируемом лице видно достоинство (а за выражение лица фотографируемых тоже отвечает фотограф). Во взглядах позирующих людей читается доверие к тому, кто их фотографирует. Эти снимки - полная противоположность «традиционным» дореволюционным фотографиям селькупов, на которых они стоят с вжатой в плечи головой и смотрят исподлобья, источая задавленность и убогость. Вместе со школьными снимками данные фото позволяют предположить, что и Г.Н. Прокофьев, и селькупы, по крайней мере на том отрезке времени, приветствовали советскую власть, приняли ее и всячески ей содействовали. Как тесно и по-дружески переплеталась работа школы, Тазовского совета и Общества потребителей Г.Н. Прокофьев рассказывает в вышеназванной статье о школьном бытии.

«Географический» кейс тематики коллекции № И-1177 отражает маршруты перемещений Г.Н. Прокофьева по району и географию его научных интересов. Четыре фотографии коллекции посвящены кетам; кетские чумы сфотографированы на берегах Енисея (№№ И-1177-118-121). Фотографии тазовских ненцев и их имущества (№№ И-1177-122-130), имеющиеся в фотоколлекции Г.Н. Прокофьева, были сделаны в Яновом Стане, куда ненцы приезжали в магазин кооперативного общества за товарами. На снимках коллекции ненцы запечатлены в чуме за чаепитием, рядом с чумом в зимней верхней одежде; есть отдельные фото ненецких чумов, нарт и оленей. Несколько фото сделаны в с. Церковенском на р. Таз (№№ И-1177-84, 85) - Е.Д. Прокофьева ошиблась, назвав его в описи коллекции пос. Красноселькупском: в 1925-1928 гг. Красноселькупска еще не было, он возник в 1938 г., когда Церковенское было перевезено/переселено на факторию Нярый Мач, открытую незадолго до этого. На карточках фотографий эта ошибка была Прокофьевой исправлена. Церковенское являлось центром расселения селькупов тымско-караконского рода.

Два фото коллекции сделаны на фактории Кэт-Пар, расположенной в 12 верстах выше Янова Стана (№№ И-1177-97, 98), где заведующим был местный житель П.В. Завадовский. Г.Н. Прокофьев несколько раз ездил к нему и расспрашивал о быте остяко-самоедов, о чем оставил записи в своем полевом дневнике. Кадры с. Церковенского и фактории Кэт-Пар являются единственными фотографиями этих уже давно исчезнувших населенных пунктов.

Итак, коллекция № И-1177 дает наглядное представление о состоянии в 1925-1928 гг., т.е. на время работы Прокофьевых в Яновом Стане, материальной и духовной культуры северных селькупов. Состояние это характеризуется высокой сохранностью еще почти не тронутой советскими преобразованиями селькупской традиции. Коллекция содержит редкие и потому ценнейшие материалы по селькупскому шаманизму, быту и хозяйственным занятиям. Отражая традицию, материалы коллекции одновременно освещают совсем недавние нововведения, которые пришли к селькупам вместе с только что победившей советской властью, показывают в лицах, как выглядела новая власть, и вскрывают отношение к ней селькупов. Коллекция визуализирует селькупское поле Прокофьевых, демонстрируя богатство материала, с которым они имели дело, и иллюстрирует созданные учеными труды. Исследование коллекции № И-1177 показало, что собранные Г.Н. Прокофьевым фотоматериалы являются важным источником по этнографии, истории и историографии северных селькупов. С учетом этого, автор настоящей статьи, чьи исследования, так или иначе, связаны с трудами Г.Н. и Е.Д. Прокофьевых [10, 11, 12], планирует последовательно вводить в научный оборот этнографические материалы из фотоколлекции Г.Н. Прокофьева.

Литература и источники

1. Прокофьев Г.Н. Три года в самоедской школе // Советский Север. - 1931. - №7-8. - С. 143-160.

2. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // Сборник МАЭ. - Т. 11. - М.-Л.: АН СССР, 1949. -С. 335-375.

3. Прокофьева Е.Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия) // Сибирский этнографический сборник. ТИЭ. Новая серия. - Т. 18. - М.-Л.: Наука ЛО, 1952. - С.88-107.

4. Прокофьева Е.Д. Селькупы // Народы Сибири. - М.-Л.: АН СССР, 195б. - С. бб5-686.

5. Прокофьева Е.Д. Представления селькупских шаманов о мире (по рисункам и акварелям селькупов) // Сборник МАЭ. - Т. 20. - М.-Л.: АН СССР ЛО, 19б1. - С. 54-74.

6. Прокофьева Е.Д. Оленеводство тазовских селькупов // Материальная культура народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 197б. - С. 139-155.

7. Прокофьева Е.Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // Сборник МАЭ. - Т. 33. - Л.: Наука ЛО, 1977. - С. 66-79.

8. Гаген-Торн Н.И. Прокофьевы в Яновом Стане // Этнографическое обозрение. 1992. - № 4. - С. 91-110.

9. Хомич Л.В. Е.Д. Прокофьева - исследователь традиционной культуры селькупов // Хомич Л.В., Ириков С.И., Аюпова Г.Е. Тазовские селькупы. Очерки традиционной культуры. - СПб.: Просвещение, 2QQ2. - 149 с.

10. Степанова О.Б. Материалы по погребальному обряду тазовских селькупов // Радловские чтения, 2QQ5. - СПб.: МАЭ РАН, 2005. - С. 1б5-169.

11. Степанова О.Б. Село Толька и не только // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. - Вып. 1б. - СПб: МАЭ РАН, 2016. - С. 4б-66.

12. Степанова О.Б. Красные селькупы: революционные преобразования среди населения Таза и Турухана // Уральский исторический вестник. - 2018. - № 1 (58). - С. 91-100.

References and Sources

1. Prokofev G.N. Tri goda v samoedskoj shkole // Sovetskij Sever. - 1931. - №7-8. - S. 143-160.

2. Prokofeva E.D. Kostyum sel'kupskogo (ostyako-samoedskogo) shamana // Sbornik MAE. - T. 11. - M.-L.: AN SSSR, 1949. - S. 335-375.

3. Prokofeva E.D. K voprosu o social'noj organizacii sel'kupov (rod i fratriya) // Sibirskij etnograficheskij sbornik. TIE. Novaya seriya. - T. 18. - M.-L.: Nauka LO, 1952. - S.88-107.

4. Prokofeva E.D. Sel'kupy // Narody Sibiri. - M.-L.: AN SSSR, 1956. - S. 665-686.

5. Prokofeva E.D. Predstavleniya sel'kupskih shamanov o mire (po risunkam i akvarelyam sel'kupov) // Sbornik MAE. - T. 20. - M.-L.: AN SSSR LO, 1961. - S. 54-74.

6. Prokofeva E.D. Olenevodstvo tazovskih sel'kupov // Material'naya kul'tura narodov Sibiri i Severa. - L.: Nauka, 1976. - S. 139-155.

7. Prokofeva E.D. Nekotorye religioznye kul'ty tazovskih sel'kupov // Sbornik MAE. - T. 33. - L.: Nauka LO, 1977. - S. 66-79.

8. Gagen-Torn N.I. Prokof evy v Yanovom Stane // Etnograficheskoe obozrenie. 1992. - N° 4. - S. 91-110.

9. Homich L.V. E.D. Prokofeva - issledovatel' tradicionnoj kul'tury sel'kupov // Homich L.V., Irikov S.I., Ayupova G.E. Tazovskie sel'kupy. Ocherki tradicionnoj kul'tury. - SPb.: Prosveshchenie, 2002. - 149 s.

10. Stepanova O.B. Materialy po pogrebal'nomu obryadu tazovskih sel'kupov // Radlovskie chteniya, 2005. - SPb.: MAE RAN, 2005. - S. 165-169.

11. Stepanova O.B. Selo Tol'ka i ne tol'ko // Materialy polevyh issledovanij MAE RAN. - Vyp. 16. - SPb: MAE RAN, 2016. - S. 46-66.

12. Stepanova O.B. Krasnye sel'kupy: revolyucionnye preobrazovaniya sredi naseleniya Taza i Turuhana // Ural'skij istoricheskij vestnik. - 2018. - N° 1 (58). - S. 91-100.

СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (stepanova67@mail.ru).

STEPANOVA, OLGA B. - Ph.D. in History, Researcher at the Department of Siberia, Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS (stepanova67@mail.ru).

УДК 394.262.2(398.33) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-169-174

КУЛУМБЕГОВ Р.П. «ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ» - НАЧАЛО ВЕСЕННЕГО ЦИКЛА АГРАРНОГО КАЛЕНДАРЯ ОСЕТИН

Ключевые слова: Осетия, Северный Кавказ, крестьянство, аграрный календарь, праздник, ритуал первой борозды, магия, плуг, пахота, сев, урожай.

В статье рассматриваются существовавшие в быту горцев Кавказа и, в частности, осетин, церемонии и празднества, связанные с началом сельскохозяйственных работ, с первым днем пахоты. В прошлом первый день выхода в поле был большим праздником и отмечался очень широко. Это и не удивительно, так как земледелие составляло основу хозяйственной жизни и материального благополучия почти всех кавказских народов. Ритуальным пахоте и севу придавали большое значение не только земледельческие народы Кавказа, но и всего мира, возводя празднование этого дня в разряд общенародных и сопровождая его различными церемониями и обрядами.

KULUMBE GOV, R.P. THE "FIRST FURROW DAY" - THE BEGENNING OF THE SPRING CYCLE IN AGRICULTURAL CALENDAR SPRING CYCLE OF OSSETIANS

Key words: Ossetia, North Caucasus, peasantry, agrarian calendar, holiday, ritual of the first furrow, magic, plow, plowing, sowing, harvest.

The article considers ceremonies and festivities related to the beginning of agricultural work and the first day of plowing occupied an important place in the life of the mountaineers of the Caucasus and, in particular, the Ossetians. In the past, the first day of going out to the fields was a big holiday, and people widely celebrated it. This is not surprising, because agriculture was the basis of economic life and material well-being of almost all Caucasian peoples. Ritual plowing and sowing were given great importance not only by the agricultural peoples of the Caucasus but also by the whole world, raising the celebration of this day to the level of the nationwide and accompanying it with various ceremonies and rituals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.