Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1985-1991 ГГ.)[4'

ИЗ ИСТОРИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1985-1991 ГГ.)[4 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРОЗНЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ УЧЕТА / ССУЗ / ТЕХНИКУМ / КОЛЛЕДЖ / ПЕРЕСТРОЙКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСКОМСТАТ РСФСР / УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайрабеков Аюб Якубович

Статья посвящена исследованию истории развития Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий в период перестройки и развала СССР (1985-1991 гг.). При написании статьи использованы сохранившиеся в ходе военных действий материалы из архива учебного заведения - переписка с вышестоящими организациями, приказы и протоколы заседаний педагогического совета. Показано, что в 1980-е годы техникум относился ко второму уровню компьютерной подготовки специалистов (из трех). Здесь готовили кадры по 4-м специальностям, по трем из которых, согласно учебным планам, получали квалификации, непосредственно связанные с вычислительной техникой. Отмечается, что фондовооруженность техникума в расчете на одного учащегося была недостаточной. Поэтому для достижения нового качества образования предпринимались меры, призванные кардинально улучшить учебную и производственную базу. Обоснован вывод о том, что на территории Чечено-Ингушетии к концу 1980-х - началу 1990-х гг. действовала эффективная система подготовки специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием для экономики и социальной сферы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION OF THE CHECHEN REPUBLIC (GROZNY STATE COLLEGE OF ECONOMY AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN 1985-1991)

The article is devoted to the study of the history of the development of the Grozny State College of Economics and Information Technologies during the period of perestroika and the collapse of the USSR (1985-1991). When writing the article, materials from the archives of the educational institution, preserved during the hostilities, were used - correspondence with higher organizations, orders and minutes of meetings of the pedagogical council. It is shown that in the 1980s the technical school belonged to the second level of computer training of specialists (out of three). Here they trained personnel in 4 specialties, in three of which, according to the curriculum, they received qualifications directly related to computer technology. It is noted that the capital-labor ratio of the technical school per student was insufficient. Therefore, in order to achieve a new quality of education, measures were taken to radically improve the educational and industrial base. The conclusion is substantiated that in the territory of Checheno-Ingushetia by the end of the 1980s - beginning of the 1990s. there was an effective system of training specialists with vocational and secondary specialized education for the economy and social sphere of the region.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1985-1991 ГГ.)[4»

9. Ozmen S. Tiirkiye'de ve diinyada iktisadi Devlet Tesekkulleri. - Ankara, 1967. - 219 p.

10. Розалиев Ю.Н. Классы и классовая борьба в Турции. Буржуазия и пролетариат. - М.: Наука, 1966. - 167 с.

11. Моисеев П. П., Гасратян М. А. Турция. - М.: Мысль, 1965. - 158 с.

12. НовичевА.Д. Турция. Краткая история. - М.: Наука, 1965. - 271 с.

13. Уакт S. Hangi Erbakan. - Ankara, 1995. - 267 с.

14. ВдовиченкоД.И. Борьба политических партий в Турции 1944-1965 гг. - М.: Наука, 1967. - 308 с.

15. ДанцигБ.М. Ближний Восток. - М.: Наука, 1976. - 359 с.

16. КиреевН.Г. История Турции. XX век. - М.: Крафт+ ИВ РАН, 2007. - 608 с.

17. Tarhanli I.B. Musluman Toplum 'Laik' Devlet. Turkiye'de Diyanet isleri Bajkanligi. - Istanbul, 1993. - 226 с.

18. Landau J.M. Pan-Turkism. - L.: Indiana University Press, 1995. - 275 с.

References and Sources

1. Novejshaya istoriya Turcii. - M.: Nauka, 1968. - 396 s.

2. Rozaliev Yu.N. Ocherki polozheniya promyshlennogo proletariata Turcii posle vtoroj mirovoj vojny. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1956. - 208 s.

3. Leventglu, M. Atattirk'un Vasiyeti. Istanbul, 1968. - 104 s.

4. Moiseev P.P. Tureckaya respublika. Krest'yanstvo i social'no-politicheskie processy v derevne. - M.: Nauka, 1994. - 180 s.

5. Miller A.F. Ocherki novejshej istorii Turcii. - M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1948. - 280 s.

6. Erkin F.C. Disislerinde 34 Yil. Anilar-Yorumlar. Cilt I. - Ankara, 1987. - 322 c.

7. Sovremennaya Turciya. Spravochnik / Otv. red. M.A. Gasratyan. - M.: Nauka, 1965. - 335.

8. Duman D. Demokrasi siirecinde Turkiye'de islamcilik. - Izmir, 1997. - 404 p.

9. Ozmen S. Tiirkiye'de ve diinyada iktisadi Devlet Tesekkulleri. - Ankara, 1967. - 219 p.

10. Rozaliev Yu.N. Klassy i klassovaya bor'ba v Turcii. Burzhuaziya i proletariat. - M.: Nauka, 1966. - 167 s.

11. Moiseev P. P., Gasratyan M. A. Turciya. - M.: Mysl', 1965. - 158 s.

12. Novichev A.D. Turciya. Kratkaya istoriya. - M.: Nauka, 1965. - 271 s.

13. Ualcin S. Hangi Erbakan. - Ankara, 1995. - 267 s.

14. Vdovichenko D.I. Bor'ba politicheskih partij v Turcii 1944-1965 gg. - M.: Nauka, 1967. - 308 s.

15. Dancig B.M. Blizhnij Vostok. - M.: Nauka, 1976. - 359 s.

16. Kireev N.G. Istoriya Turcii. XX vek. - M.: Kraft+ IV RAN, 2007. - 608 s.

17. Tarhanli I.B. Musluman Toplum 'Laik' Devlet. Turkiye'de Diyanet isleri Bajkanligi. - Istanbul, 1993. - 226 s.

18. Landau J.M. Pan-Turkism. - L.: Indiana University Press, 1995. - 275 s.

МУСАЕВА САЛИХАТ ИБРАГИМОВНА - доктор исторических наук, профессор, факультет востоковедения Дагестанского государственного университета (sirsa888@mail.ru).

MUSAYEVA, SALIHAT I. - Doctor of History, Professor, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (sirsa888@mail.ru).

УДК 94(47).084.9:377«1985-1991» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-5-113-120

ГАЙРАБЕКОВ А.Я.

ИЗ ИСТОРИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 1985-1991 гг.)4

Ключевые слова: Грозненский техникум механизации учета, ССУЗ, техникум, колледж, перестройка, непрерывное образование, Госкомстат РСФСР, учебно-материальная база.

Статья посвящена исследованию истории развития Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий в период перестройки и развала СССР (1985-1991 гг.). При написании статьи использованы сохранившиеся в ходе военных действий материалы из архива учебного заведения - переписка с вышестоящими организациями, приказы и протоколы заседаний педагогического совета. Показано, что в 1980-е годы техникум относился ко второму уровню компьютерной подготовки специалистов (из трех). Здесь готовили кадры по 4-м специальностям, по трем из которых, согласно учебным планам, получали квалификации, непосредственно связанные с вычислительной техникой. Отмечается, что фондовооруженность техникума в расчете на одного учащегося была недостаточной. Поэтому для достижения нового качества образования предпринимались меры, призванные кардинально улучшить учебную и производственную базу. Обоснован вывод о том, что на территории Чечено-Ингушетии к концу 1980-х - началу 1990-х гг. действовала эффективная система подготовки специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием для экономики и социальной сферы региона.

GAYRABEKOV, A.Ya.

FROM THE HISTORY OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION OF THE CHECHEN REPUBLIC (GROZNY STATE COLLEGE OF ECONOMY AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN 1985-1991)

Key words: Grozny College of Mechanization of Accounting, SSUZ, technical school, college, perestroika, continuing education, Goskomstat of the RSFSR, educational and material base.

The article is devoted to the study of the history of the development of the Grozny State College of Economics and Information Technologies during the period of perestroika and the collapse of the USSR (1985-1991). When writing the article, materials from the archives of the educational institution, preserved during the hostilities, were used - correspondence with higher organizations, orders

4 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках реализации гранта № 21-09-43022 СССР «Чечено-Ингушетия в годы советской власти»; The work was carried out with the financial support of the RFBR as part of the implementation of the USSR grant №21-09-43022 «Chechen-Ingushetia during the Soviet years».

and minutes of meetings of the pedagogical council. It is shown that in the 1980s the technical school belonged to the second level of computer training of specialists (out of three). Here they trained personnel in 4 specialties, in three of which, according to the curriculum, they received qualifications directly related to computer technology. It is noted that the capital-labor ratio of the technical school per student was insufficient. Therefore, in order to achieve a new quality of education, measures were taken to radically improve the educational and industrial base. The conclusion is substantiated that in the territory of Checheno-Ingushetia by the end of the 1980s - beginning of the 1990s. there was an effective system of training specialists with vocational and secondary specialized education for the economy and social sphere of the region.

За исключением некоторых публикаций в периодической печати о деятельности отдельных учреждений училищ, техникумов и колледжей, по истории развития среднего профессионального образования Чечено-Ингушетии в советский период системных научных исследований, охватывающих всю сферу подготовки квалифицированных кадров среднего звена, практически не было подготовлено. Работы Джамбулатовой Ж.К., Умарова М.У., Герзелиева Х.М., Юсупова Т.Р., Матаговой Х.А., Хурцаевой Э.Ш. и других авторов в научных журналах, в материалах научно-практических конференций и в отдельных монографиях в основном посвящены развитию общего образования или истории высших учебных заведений Чечено-Ингушетии. Изучению поэтапного развития средней профессиональной школы на всесоюзном и федеральном уровне посвящены работы Трофименко В.И., Зюлина В.В., Потехиной М.В., авторского коллектива под руководством Жураковского В.М.

В данном контексте представляется актуальным восстановить этапы развития региональной системы среднего профессионального образования в годы советской власти на примере Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий, используя сохранившиеся архивные источники и свидетельства педагогических работников.

Обращаясь к истории системы образования Чечено-Ингушской АССР, прежде всего, отметим, что 1970-1980 годы были самыми благоприятными для ее развития. При этом свое участие в этой деятельности принимали не только узко профильные ведомства. В середине 1980-х гг. непосредственное управление высшими и средними специальными учебными заведениями осуществляли десятки отраслевых министерств и ведомств. В Чечено-Ингушетии в подчинении союзных и федеральных министерств находились Грозненский политехнический техникум, Грозненский химико-технологический техникум, Грозненский нефтяной техникум, Серноводский сельскохозяйственный техникум и Грозненский техникум механизации учета.

Учредителем Грозненского техникума механизации учета (ГТМУ) с 1958 г. являлось Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Министров РСФСР, преобразованное в августе 1987 г. в Государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР). ГТМУ в 1990 г. был переименован в Грозненский техникум информатики и вычислительной техники (ГТИВТ), а в марте 2009 г. реорганизован в Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий (ГГКЭИТ). В 1979-1985 гг. директором Грозненского техникума механизации учета являлся Сайко А.Л., а с апреля 1985 г. по октябрь 1992 г. в этой должности работала Мирзоева Л.В.

К середине 1980-х гг. в Чечено-Ингушетии для техникумов и училищ была создана совершенная для своего времени учебно-материальная база. За ними были закреплены базы для производственной практики. Выпускники учебных заведений федерального подчинения, в соответствие с поступившими заявками от предприятий, организаций и учреждений, распределялись по всей территории СССР. Начатая в середине 1980-х гг. образовательная реформа поставила перед коллективом Грозненского техникума механизации учета задачи дальнейшего повышения качества подготовки специалистов технического профиля. В ситуации, когда огромное значение придавалось математической подготовке специалистов, а Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.03.1985 г. прямо обязывало дать основу для формирования твёрдых вычислительных навыков у учащихся, повышать вычислительную культуру для работы с компьютерной техникой, в техникуме был разработан конкретный план мероприятий по выполнению данного постановления.

Курсовое и дипломное проектирование проводилось в строгом соответствии с Инструкцией Минвуза СССР № 204 от 27.06.1964 г. Обязательным являлось наличие экспериментальной части курсовых, но особо поощрялось выполнение реальных дипломных проектов с внедрением в производство. Стремились повысить долю дипломных проектов, разрабатываемых по заказу ИВЦ, ВЦ предприятий, организаций и УВЦ техникума. Высокое качество и успеваемость на защите

114

дипломных и курсовых работ, их актуальность, практическое значение и соответствие уровню развития АСУ отраслей народного хозяйства ежегодно отмечали председатели Государственных квалификационных комиссий (ГКК). Курсовым и дипломным проектированием у механиков, как правило, руководили опытные преподаватели - Кириченко А.М, Рекашев В.Я., Шабанов А., Тищенко М.П.

В решении педагогического совета техникума от 08.10.1984 г. отмечалось, что на защите дипломных проектов на отделении 1734 «учащихся показали по сравнению с 1983 годом более высокие знания, с лучшей теоретической подготовкой, 89,1% учащихся защитили дипломные проекты на "4" и "5", а 9 человек получили диплом с отличием». В 1986 г. при защите дипломных проектов Государственной квалификационной комиссией (ГКК) было рекомендовано для практических целей 23 проекта, из них внедрено в производство - 14.

Большая работа проводилась педагогическим коллективом техникума по реализации Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении экономического образования и воспитания трудящихся». Так, на педагогическом совете техникума 26.06.1985 г. по данной проблеме были заслушаны отчеты предметных (цикловых) комиссий по специальности 1728 «Бухгалтерский учет в промышленности» (председатель Кулакова В.И.), по специальности 1734 «Механизация учета и вычислительных работ» (председатель Киселёва К.П), по специальности 0643 «Эксплуатация и ремонт счетных и счетно-аналитических машин» (председатель Кириченко А.М.) об итогах работы за 1984-1985 учебный год [1].

В этих условиях особое внимание придавалось должному техническому оснащению профессиональных учебных заведений. В реализации этой задачи в каждом учебном заведении возникали серьезные проблемы, связанные со спецификой подготовки специалистов и состоянием учебно-материальной базы. Главный вопрос состоял в том, в каком объёме давать знания, умения и навыки в области вычислительной техники. В соответствие с разработанными Минвузом СССР нормативами, которыми определялись три уровня компьютерной подготовки (общий - базовый, первый и второй), техникум относился ко второму уровню. Здесь в те годы готовили кадры по 4-м специальностям, по трем из которых, согласно учебным планам, получали квалификации, непосредственно связанные с вычислительной техникой. Статистики осваивали предметы: 1) основы информатики и вычислительной техники; 2) техника вычислений - 78 часов, из них: 48 лекционных, 30 часов практических занятий; 3) учебная практика по ЭВМ - 6 недель. По окончании учебной практики учащиеся сдавали квалификационные испытания на присвоение рабочей профессией "оператор КВМ". Техники по механизации учёта и механики - это будущие работники вычислительных центров и к ним предъявлялись особые требования. В стороне от вычислительной техники уже тогда не могли оставаться и бухгалтерские группы.

Решая задачи, поставленные вышестоящими органами по организации компьютеризации профессионального образования и внедрению в учебный процесс новейших образовательных технологий, педагогический совет ГТМУ от 16.05.1986 г. обсуждал основной вопрос повестки дня о влиянии внедрения вычислительной техники в учебный процесс на повышение качества выпускаемых специалистов [1].

Одним из показателей технической грамотности специалиста является правильная организация внеурочной работы учащихся. Поэтому для активизации этой работы в техникуме на отделении 0643 «Эксплуатация и ремонт счетных и счетно-аналитических машин» при цикловой комиссии общетехнических и специальных дисциплин работали три кружка при кабинетах: ПУ ЭВМ - руководитель Рекашев В.Я., черчение - Шумлянский А.И., КВМ - Шабанов А. Участвуя в кружковой работе, учащиеся подготавливали слайды, наглядные пособия, выпускали кружковые газеты, занимались ремонтом технических средств обучения (ТСО).

Тем не менее, в текущей работе техникума имелось немало проблем. На августовском совещании педагогических работников 30 августа 1985 г. в докладе секретаря Грозненского горкома КПСС Белоглазовой Л.Г. техникум подвергся серьёзной критике за низкие показатели по успеваемости и качеству знаний учащихся. Качество знаний по сравнению с предыдущим учебным годом снизилось на 7,7%. Поэтому вся работа педагогического коллектива, общественных организаций, комитета ВЛКСМ, ученического профкома была направлена на повышение успеваемости и учебной дисциплины. В центре внимания руководства техникума в

1985-1990 гг. находились вопросы целевой подготовки специалистов на договорной основе, совершенствования содержания производственной практики на всех её этапах: учебной, технологической, преддипломной, улучшения материально-технической базы.

В рассматриваемый период выпускники техникумов получили возможность получить высшее образование в сокращенные сроки при поступлении в вуз по профилю избранной специальности. Для реализации этой задачи руководство Грозненского техникума механизации учета заключило договор о сотрудничестве с Чечено-Ингушским государственным университетом.

Госкомстат РСФСР по заявкам учебных заведений централизованно обеспечивал все техникумы системы государственной статистики учебниками по всем учебным дисциплинам. Учебно-методический кабинет ведомства регулярно обновлял и направлял своим подведомственным образовательным учреждениям учебные программы по специальным предметам, инструктивный материал, учебно-методическую литературу по заочному обучению, проводил совещания преподавателей-предметников по специальностям и привлекал их к составлению учебных программ. График учебного процесса, билеты для Государственной аттестационной комиссии (ГАК), персональный состав ГАК - все согласовывалось с отделом учебных заведений Госкомстата РСФСР. Места для распределения выпускников по всей территории России и другим республикам СССР ежегодно заранее направлялись учредителем.

Исследования показали, что в 1987 г. фондовооруженность техникумов в расчете на одного учащегося составила в среднем по стране 850 руб., а по учебным заведениям, находящимся в подчинении республиканских министерств и ведомств, - 370 руб. [2]. Для достижения нового качества образования требовалось кардинально улучшить учебную и производственную базу учреждений среднего специального образования. Поэтому производственный корпус техникума был преобразован в учебно-вычислительный центр ГТМУ и введены новые должности начальника учебно-вычислительного центра и начальника машины [3].

В целях решения задачи по совершенствованию материально-технической базы учебного заведения Госкомстат РСФСР выделил для техникума денежные средства в размере 300 тыс. руб. на приобретение дисплейного класса на базе ЕС ПЭВМ на 15 рабочих мест и другой вычислительной техники. Управление статистики ЧИАССР в 1990 г. передало на баланс техникума 10 шт. машин «Искра 1030», необходимых для качественной подготовки программистов [4]. В 1991 г. техникум получил от работодателя ИМ НПО два комплекта ПВМ «Роботрон-1715М с АРМ бухгалтера в порядке технической помощи за оплату [5]. Преподаватели техникума, работавшие в учебно-вычислительном центре, были командированы на курсы повышения квалификации в Ярославский учебный комбинат Госкомстата РСФСР для обучения в группе специалистов по использованию программных средств ППЭВМ «Искра-1030», «Искра-1030-М». Проведенная работа по оснащению УВЦ новой вычислительной техникой и переподготовке преподавателей позволила в 1992 г. начать подготовку кадров по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

Однако в числе основных направлений работы в Грозненском техникуме механизации учета в конце 1980-х - начале 1990-х гг. было немало формального, заидеологизированного, непосредственно не связанного с его специализацией, к примеру, перестройка преподавания общественных дисциплин, создание психолого-педагогического центра, аттестация преподавателей на профессиональную компетентность на открытых заседаниях предметных комиссий, разработка типовых тематических планов по предметам и т.д. [6, л. 1-4].

В техникуме уделялось большое внимание подбору и расстановке педагогических кадров. На каждые 5 лет разрабатывался и утверждался план-график аттестации преподавателей и руководящих работников. За 1990 год была проведена плановая аттестация 7 преподавателей, а также внеочередная аттестация заместителей директора по учебной, воспитательной и учебно-производственной работе, внеочередная аттестация на звание «преподаватель-методист» преподавателя Кошман Л.С.

При поддержке Госкомстата РСФСР преподаватели техникума ежегодно проходили повышение квалификации в ведущих вузах России, в учебных комбинатах системы государственной статистики. Так, в 1990/1991 учебном году преподаватель Мирзоева Л.В. повысила квалификацию при Московском автодорожном институте.

В связи с некоторым перепрофилированием техникума, в 1990 г. было проведено обучение преподавателей бухгалтерского учета Хамидова А.Д., Бережанской Г.С. на ФПК с отрывом от производства в г. Кишиневе, а Уянов В.М. повышал квалификацию для работы на ПЭВМ. Преподаватели-экономисты Франгова М.А. и Аванесова Т.И. (специальности 0106 «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности» и 0102 «Статистика») прошли стажировку на предприятиях г. Грозного.

Для совершенствования знаний преподавателей по педагогике и методике преподавания работала школа молодого преподавателя и педагогический семинар под руководством преподавателей-методистов Уланкиной Г.М. и Агабековой Ж.Б. [7].

В 1991/1992 учебном году преподаватели техникума прошли повышение квалификации в разных регионах страны:

- Шиянова Т.Л. - в Ярославском учебном комбинате Госкомстата;

- Касьянов В.С. - на факультете ФПК Новосибирского электротехнического института;

- Рекашев В.Я. - в Ярославском учебном комбинате Госкомстата;

- Гуменюк Л.Г. - на факультете ФПК Санкт-Петербургского госуниверситета;

- Володин В.Ф. - в Краснодарском институте физкультуры;

- Гуменюк Д.Д. - в Московском экономико-статистическом институте.

Решением вышестоящих органов управления еще в середине 1970-х гг. повсеместно стали создаваться региональные советы директоров учреждений профессионально-технического образования и среднего специального образования [8, с. 309-310]. В республике Совет директоров средних специальных учебных заведений (ССУЗов) возглавлял директор Грозненского кооперативного техникума Бисчеков А.Б., а с 1990 г. Советом руководил директор Грозненского педагогического училища Заирханов А.Н.

В соответствии с приказом Государственного комитета по народному образованию №224 от 21.07.1990 г., утвердившим новый перечень специальностей, в техникуме прекратилась подготовка специалистов по специальности 1734 «Механизация учета и вычислительных работ». В этот период техникум осуществлял подготовку кадров по следующим специальностям:

- 0102 «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности»;

- 0106 «Статистика»;

- 2204 «Программирование для ЭВМ».

В связи с изменением профиля подготовки специалистов, Управление кадров и учебных заведений Госкомстата РСФСР предложило изменить название техникума. После обсуждения на общем собрании трудового коллектива по согласованию с Советом народных депутатов г. Грозного было предложено новое название «техникум экономической информатики». Однако все подведомственные учебные заведения приказом Госкомстата РСФСР № 123 от 18.07.1990 г. были переименованы в техникумы информатики и вычислительной техники.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Государственный комитет РСФСР по делам науки и учебных заведений принял целый ряд документов, запрещающих взимание платы за обучение граждан в государственных высших и средних специальных заведениях, независимо от их подчиненности, на территории РСФСР [9]. Госкомстат РСФСР в своем письме № 16-3-46/207 от 02.09.1991 г. обязал руководителей высших и средних специальных учебных заведений не допускать взимания платы за поступление на обучение и осуществлять бесплатную подготовку кадров в соответствии с обязательным перечнем дисциплин типового и рабочего учебного плана по конкретной специальности с выдачей диплома установленного образца. При этом допускалась возможность оплаты заинтересованными предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных учебных занятий со студентами и учащимися, проводимых на основе договоров учебных заведений с этими предприятиями, учреждениями, организациями.

Однако, в реальности в вузах и ССУЗах страны в этот период наряду с государственным уже существовало платное - внебюджетное обучение. В Грозненском техникуме информатики и вычислительной техники, как и в других техникумах республики, с 1991 г. дополнительно к бюджетному был начат прием на коммерческой (платной) основе по специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности», а позже и по вновь открытой специальности «Банковское дело». Кроме того, с 1 октября 1991 г. техникум с целью получения внебюджетных средств объявил хозрасчетные курсы по следующим направлениям:

1. Бухгалтерский учет в промышленности.

2. Бухгалтерский учет бюджетных организациях.

3. Бухгалтерский учет в кооперативных, малых предприятиях.

4. Оператор ПЭВМ.

5. Программист ПЭВМ.

6. Секретарь-машинистка.

По согласованию с Управлением кадров и учебных заведений Госкомстата РСФСР учебные планы и программы по учебным дисциплинам курсов были утверждены Московским институтом подготовки кадров учета и статистики Госкомстата СССР [5].

В марте-апреле 1986 г. в республике проходил смотр-конкурс на лучшее учебное заведение по постановке военно-патриотического воспитания. Лучше всех была оценена эта работа в Грозненском педагогическом училище, а техникум механизации учета занял второе место.

В техникуме были созданы благоприятные условия для занятий физической культурой и спортом. В хорошо оборудованном спортивном зале работали секции легкой и тяжелой атлетики, баскетбола, волейбола, настольного тенниса, стрелковая и шахматная. Творчески работали преподаватели физкультуры Володин В.Ф. (руководитель физвоспитания), Рвач А.Н. и Душко А.А. Проводились товарищеские встречи с командами техникумов, училищ и школ г. Грозного. Спортсмены техникума неоднократно выступали и занимали призовые места в городских и республиканских соревнованиях, а также на спартакиаде техникумов механизации учета РСФСР, которая проводилась ежегодно.

Весной 1991 г. студенты техникума отлично выступили на республиканских спортивных соревнованиях:

- 23 февраля на соревнованиях по плаванию, а с 1 по 6 марта 1991 г. на состязаниях по баскетболу в зачет спартакиады ССУЗов Чечено-Ингушской Республики (ЧИР) команда техникума заняла 1 -е места;

- 16 марта на легкоатлетическом кроссе на первенство высших и средних специальных учебных заведений ЧИР студентка техникума Мастерова Елена заняла 1 место;

- с 9 по 19 апреля на II летней Спартакиаде отдела физического воспитания студенческой и учащейся молодежи ЧИ ВДФГО профсоюзов по 13 видам спорта среди 14 средних специальных учебных заведений республики сборная техникума заняла 1 место.

Приказами по техникуму всем студентам, участвовавшим в республиканских первенствах, была объявлена благодарность с премией в размере 30 руб. (Приказы по ГТИВТ № 17-У от 23.03.1991 г. и № 27-У от 7.05.1991 г.)

Учащиеся, проживающие в общежитии, особенно активно участвовали в озеленение техникума. Под руководством участника Великой Отечественной войны, заслуженного агронома РСФСР Перлова Н.С. проводилась большая работа по созданию уголка друзей природы. Исполком Грозненского городского Совета народных депутатов и Президиум республиканского Совета общества охраны природы ЧИАССР по результатам смотра своим решением № 334 от 04.12.1984 года присудил Грозненскому техникуму механизации учета диплом I степени за бережное отношение и содержание зеленых насаждений (Приказ по ГТМУ № 28-ПС от 22.03.1985 года) [10].

Преподаватели, сотрудники и студенты техникума активно участвовали в общественно-политической жизни республики. Представители учебного заведения были делегатами республиканских, городских и районных партийных, комсомольских и профсоюзных отчетно-выборных конференций. В целях демократизации системы управления учебным заведением в 1989 г. был избран Совет техникума, в который вошли лучшие представители администрации, преподавателей, сотрудников и студентов.

В соответствии с решением Президиума Верховного Совета ЧИР 21 июня 1991 г., в г. Грозном в Дворце культуры имени В.И. Ленина проводился I съезд народов Чечено-Ингушской Республики, на котором от Грозненского техникума информатики и вычислительной техники приняли участие преподаватель Кротова Н.Д. (русская) и сотрудница Вахраева С.И. (финка) [5].

К началу 1990-х гг. материальное положение преподавателей и сотрудников средних специальных учебных заведений находилось на достаточно низком уровне. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19.04.1991 г. «О порядке ведения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» и Письма Госкомстата

РСФСР № 1028/1 приказом по техникуму был установлен минимальный размер оплаты труда сотрудников техникума с 1 октября 1991 г. - 180 руб., а с 1 января 1992 г. - 195 руб. в месяц с учетом компенсации, введенной с 1 апреля 1991 г. в связи с повышением розничных цен. Успевающим студентам техникума была установлена стипендия в размере 70 % минимальной оплаты труда сотрудников - 126 руб., обучающимся на «4» и «5» доплата 20% с выплатой 157 руб. 50 коп., а обучающимся на «5» - 50 % с выплатой 189 руб. (Приказ по ГТИВТ № 79-ПС от 21.11.1991 г.).

В 1980-е гг. очень остро стоял вопрос обеспечения жильём семей преподавателей и сотрудников средних специальных учебных заведений республики. Грозненскому техникуму информатики и вычислительной техники на 1990 год после многочисленных обращений в вышестоящие организации было выделено 40 тыс. руб. на долевое участие в жилищном строительстве для преподавателей и сотрудников и 10 тыс. руб. на коммунальное строительство. Передача указанных сумм была оформлена в Госплане СССР за счёт средств Союзного бюджета. Однако ни в 1990г. ни позже жильё не было получено. В своих письмах заместителю председателя Госкомстат РСФСР Гулидову А.Д. и председателю Грозненского горисполкома Баймурадову М.Э. накануне юбилея техникума, руководство учебного заведения отмечало, что за 60 лет коллектив получил лишь две квартиры на долевое участие. Многодетные семьи преподавателей и сотрудников или совсем не имели жилья, или ютились в однокомнатных квартирах бывшего студенческого общежития по ул. Первомайской.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1990-1991 гг. управление капитального строительства Грозненского горисполкома не освоило капитальные вложения и сократило жилищное строительство. В 1990 г. было освоено лишь 31%. Из суммы, выделенной техникуму по долевому участию, это составляло 12,4 тыс. руб.; а после удержания 44% на социальное развитие города (5,6 тыс. руб.) оставалось 6,8 тыс. руб., за которые по тогдашним ценам на жильё учебное заведение ничего не могло получить. Кроме того, оставшаяся неосвоенной сумма, как считали в горисполкоме, обратно вернулась в госбюджет РСФСР.

Напрашивался вывод, что только выделением дополнительных сумм на долевое участие в жилищном строительстве решить жилищную проблему в техникуме в ближайшие годы даже частично не удастся. Поэтому руководство обращалось в Госкомстат РСФСР с просьбой, чтобы денежные средства, выделенные техникуму на 1992 год на долевое участие в жилищном строительстве, в сумме 50 тыс. руб. перевести на расчётной счёт учебного заведения целевым назначением на приобретение жилья преподавателям и сотрудникам по договорённости с владельцами жилья. Такая практика широко применялось в нашей республике многими предприятиями и организациями, и себя оправдывала. Однако, развал Советского Союза и последовавшие за тем события не позволили решить эту проблему.

Продолжительная переписка с Госкомстатом РСФСР и республиканскими органами власти результата не дала. За счет федерального финансирования решит квартирный вопрос не удалось. Улучшению жилищных условий семей работников техникума, проживавших в общежитии по ул. Первомайской, способствовали сложившиеся обстоятельства, когда на этом месте власти Грозного задумали построить 9-этажный многоквартирный дом для работников завода «Красный молот». Жильцов, прописанных в нашем общежитии, городским властям нужно было расселить, предоставляя новое жильё. В результате многие преподаватели и сотрудники техникума получили квартиры в Ленинском районе г. Грозного: Гетта Н.И., Бейлина Н.Л. Кошман Л.С., Тищенко М.П., Касьянов В.С., Уянов М.М., Володин В.Ф., Лепешкин С.Н., Рвач А.И., Гуменюк Л.Г. и Д.Д. Гордюшина М.И., Машкова И. и др.

Таким образом, на территории Чечено-Ингушетии к концу 1980-х - началу 1990-х гг. действовала эффективная система подготовки специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием для экономики и социальной сферы региона. Средние специальные учебные заведения республики имели прекрасные учебные и учебно-производственные корпуса, квалифицированные педагогические кадры и учебно-методическое обеспечение.

Педагогические коллективы ССУЗов республики в период перестройки и демократизации общества успешно решали ответственные задачи, стоящие перед системой среднего профессионального образования, по дальнейшему повышению качества учебно-воспитательного

процесса, формированию у студентов прочных знаний, совершенствованию учебно-материальной базы и содержания производственной практики.

Развал СССР, общественно-политический кризис в республике, разрушение связей с федеральным центром и последовавшие военные действия не позволили руководству Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий и другим учреждениям среднего профессионального образования Чеченской Республики реализовать в начале 1990-х гг. открывшиеся возможности по перестройке учебного процесса в соответствии с достижениями научно-технической революции.

Литература и источники

1. Протоколы педагогических советов ГТМУ за 1984-1987 гг. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

2. История среднего профессионального образования в России. Кн. 1. / Рук. авт. колл. В.М. Жураковский. - М.: НМЦ СПО, 2000. - 704 с.

3. Приказ по Грозненскому техникуму механизации учета № 18-ПС от 08.02.1989 г. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

4. Переписка с Госкомстатом РСФСР. 1990 г. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

5. Переписка с разными организациями. 1991 г. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

6. Информация Грозненского техникума механизации учета на письмо Управления кадров и учебных заведений Госкомстата России от 23.01.1990 г. № 16-3-53/14 о ходе перестройки учебного процесса в техникуме // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий. - 5 л.

7. Исходящие письма 1980-х - начала 1990-х гг. // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

8. Трофименко В.И., Зюлин В.В., Потехина М.В. Среднее специальное образование России во второй половине XX века. 1941 -2005 гг. - Волгоград, 2007. - 108 с.

9. Советская Россия. - 1990. - 20 октября.

10. Приказы по Грозненскому техникуму механизации учета за 1985 год // Архив Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий.

References and Sources

1. Protokoly pedagogicheskih sovetov GTMU za 1984-1987 gg. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

2. Istoriya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii. Kn. 1. / Ruk. avt. koll. V.M. ZHurakovskij. - M.: NMC SPO, 2000. - 704 s.

3. Prikaz po Groznenskomu tekhnikumu mekhanizacii ucheta № 18-PS ot 08.02.1989 g. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

4. Perepiska s Goskomstatom RSFSR. 1990 g. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

5. Perepiska s raznymi organizaciyami. 1991 g. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

6. Informaciya Groznenskogo tekhnikuma mekhanizacii ucheta na pis'mo Upravleniya kadrov i uchebnyh zavedenij Goskomstata Rossii ot 23.01.1990 g. № 16-3-53/14 o hode perestrojki uchebnogo processa v tekhnikume // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij. - 5 l.

7. Iskhodyashchie pis'ma 1980-h - nachala 1990-h gg. // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

8. Trofimenko V.I., Zyulin V.V., Potekhina M.V. Srednee special'noe obrazovanie Rossii vo vtoroj polovine XX veka. 1941-2005 gg. - Volgograd, 2007. - 108 s.

9. Sovetskaya Rossiya. - 1990. - 20 oktyabrya.

10. Prikazy po Groznenskomu tekhnikumu mekhanizacii ucheta za 1985 god // Arhiv Groznenskogo gosudarstvennogo kolledzha ekonomiki i informacionnyh tekhnologij.

ГАЙРАБЕКОВ АЮБ ЯКУБОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Чеченского государственного педагогического университета (ayub1955@mail.ru).

GAYRABEKOV, AYUB Ya. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History, Chechen State Pedagogical University.

УДК 930«20»:07(470.631) БОГ 10.24412/2308-264Х-2021-5-120-125

БОТАШЕВА Н.П.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (1967-2021 гг.)

Ключевые слова: Карачаево-Черкесия, художественное образование, современная система, региональное развитие.

В статье рассматриваются актуальные проблемы художественного образования в Карачаево-Черкесии. Выделяются учебные структуры, реализующие подготовку специалистов в разных областях художественной культуры в регионе. Выделены основные цели и задачи каждого учебного подразделения, предложены общие перспективные направления их развития: сохранение и внедрение в образовательные процессы самобытной культуры народов республики; издание концептуально новых научных трудов по видам искусств, истории и теории региональной культуры, методических работ по региональному художественному образованию; эффективное использование в учебном процессе новых информационных технологий и т.д. В заключение делается вывод о том, что современная система художественного образования в КЧР представляет собой синтез передовых образовательных технологий с европейскими, русскими и этнокультурными традициями народов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.