Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаева Зумат Сулеймановна

Цель исследования - обосновать возможности использования педагогического потенциала изобразительного искусства народов Карачаево-Черкесии (далее - КЧР) в процессе формирования этнокультурной компетентности учащихся общеобразовательных школ республики. Рассмат-риваются педагогические условия формирования этнокультурной компетентности учащихся, содер-жание авторской программы, излагаются результаты педагогического эксперимента. Научная но-визна заключается в выявлении педагогического потенциала регионального изобразительного ис-кусства; в определении педагогических методов и форм, обеспечивающих формирование этнокуль-турной компетентности учащихся. Результаты исследования показали, что использование в учебном процессе материалов по региональному изобразительному искусству привело к росту национального самосознания учащихся, их желанию лучше узнать свою этнокультуру, традиции других народов, умению гармонично пребывать в полиэтническом социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING PUPILS’ ETHNO-CULTURAL COMPETENCE BY MEANS OF KARACHAY-CIRCASSIA VISUAL ART

The paper justifies the ethno-pedagogical potential of the Karachay-Circassia visual art when forming ethno-cultural competence in secondary school pupils in Karachay-Circassia. The article examines pedagogical conditions of pupils’ ethno-cultural competence formation, analyses content of the authorial program, presents results of a pedagogical experiment. The researcher reveals the pedagogical potential of regional visual art, identifies pedagogical methods and techniques promoting the formation of pupils’ ethno-cultural competence, and herein lies scientific originality of the study. The findings indicate that introducing regional visual art into educational process helps to raise pupils’ national consciousness, to evoke their interest in native culture, other people’s traditions, promotes the ability to exist harmoniously in the multiethnic society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ»

Z rpQmÔTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 3. С. 382-388 | 2021. Volume 6. Issue 3. P. 382-388

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Формирование этнокультурной компетентности учащихся средствами изобразительного искусства народов Карачаево-Черкесии

Батчаева З. С.

Аннотация. Цель исследования - обосновать возможности использования педагогического потенциала изобразительного искусства народов Карачаево-Черкесии (далее - КЧР) в процессе формирования этнокультурной компетентности учащихся общеобразовательных школ республики. Рассматриваются педагогические условия формирования этнокультурной компетентности учащихся, содержание авторской программы, излагаются результаты педагогического эксперимента. Научная новизна заключается в выявлении педагогического потенциала регионального изобразительного искусства; в определении педагогических методов и форм, обеспечивающих формирование этнокультурной компетентности учащихся. Результаты исследования показали, что использование в учебном процессе материалов по региональному изобразительному искусству привело к росту национального самосознания учащихся, их желанию лучше узнать свою этнокультуру, традиции других народов, умению гармонично пребывать в полиэтническом социуме.

EN

Forming Pupils' Ethno-Cultural Competence by Means of Karachay-Circassia Visual Art

Batchaeva Z. S.

Abstract. The paper justifies the ethno-pedagogical potential of the Karachay-Circassia visual art when forming ethno-cultural competence in secondary school pupils in Karachay-Circassia. The article examines pedagogical conditions of pupils' ethno-cultural competence formation, analyses content of the authorial program, presents results of a pedagogical experiment. The researcher reveals the pedagogical potential of regional visual art, identifies pedagogical methods and techniques promoting the formation of pupils' ethno-cultural competence, and herein lies scientific originality of the study. The findings indicate that introducing regional visual art into educational process helps to raise pupils' national consciousness, to evoke their interest in native culture, other people's traditions, promotes the ability to exist harmoniously in the multiethnic society.

Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между потребностью общества формировать этнокультурную компетентность подрастающего поколения и необходимостью активизировать этот процесс; между воспитательным потенциалом этнической культуры и отсутствием на практике необходимой научно-методической литературы в многонациональных регионах нашей страны.

Первые десятилетия XXI в. характеризуются стремлением всего мирового сообщества к этническому возрождению, всплеском осознания миллионов людей своей принадлежности к определенному этносу, освоением своей этнической культуры, как материальной, так и духовной. В этих социально-политических условиях глобального масштаба особое место отводится системе общего образования, направленной на формирование личности с высокоразвитой этнической компетентностью, этническим самосознанием, способной функционировать в современном полиэтническом (многонациональном) пространстве.

Вопросы этничности, этнического самосознания привлекали внимание исследователей разных эпох и научных направлений - педагогов, психологов, культурологов, искусствоведов, философов, социологов: Ю. В. Бромлея [9], Л. И. Нехвядович [16], М. А. Некрасову [15], А. Д. Алехина [2], В. Н. Стасевич [19]. Проблемы организации учебно-воспитательного процесса освещены в трудах отечественных педагогов - исследователей, методистов, психологов, практиков: В. В. Алексеевой [1], М. М. Байрамбекова [3], В. А. Ядова [24], Ю. А. Волкова [10], Л. И. Божович [5]. На сегодняшний день разработаны учебные программы по изобразительному искусству федерального и регионального уровней [13; 18]. Специфика художественного искусства

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210060

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.ora/licenses/by/4.0/

Карачаево-Черкесии, приобщение к нему подрастающего поколения рассматриваются в трудах региональных исследователей: М. И. Блимготовой [4], Н. П. Боташевой [6-8], Н. С. Кириченко [11], А. А. Ульбашевой [20; 21]. Однако, как показывает теоретический анализ научной и методической литературы, в художественном образовании до настоящего времени не уделялось должного внимания проблеме формирования этнокультурной компетентности учащихся средствами изобразительного искусства народов Карачаево-Черкесии.

В соответствии с целями нашего исследования решались следующие задачи:

- выявить сущность и составляющие педагогического потенциала регионального изобразительного искусства;

- обозначить педагогические условия, обеспечивающие формирование этнокультурной компетентности учащихся на материале регионального изобразительного искусства;

- рассмотреть формы и методы обучения, используемые при формировании этнокультурной компетентности учащихся;

- обосновать эффективность авторской программы как инструмента формирования этнокультурной компетентности учащихся в процессе изучения регионального изобразительного искусства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и обобщение материалов по вопросам исследования); эмпирические (беседа, педагогический эксперимент, сравнительный анализ полученных результатов).

Теоретическую основу статьи составили труды исследователей в области этнологии, культурологии, общей и специальной педагогики: В. В. Алексеевой [1], М. М. Байрамбекова [3], М. И. Блимготовой [4], Н. П. Боташевой [6; 8], Н. С. Кириченко [11], Е. Ф. Командышко [12], О. Г. Лопуховой [14], Ю. А. Полуянова [17], В. Н. Стасевич [19], Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова [22; 23].

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные и апробированные нами программы спецкурса «Изобразительное искусство народов КЧР» могут использоваться в учебном процессе общеобразовательных школ региона. Результаты исследования будут полезны при разработке научно-методических материалов, связанных с учебным процессом образовательных систем разных уровней.

Педагогический потенциал регионального изобразительного искусства

Сущность педагогического потенциала искусства можно определить «как многоплановый структурно-сложный феномен, в составе которого единство познавательных, воспитательных, развивающих и коммуникативных возможностей, которые способствуют созданию в педагогическом процессе эффективных условий для творческого развития личности на основе образной модели основных видов человеческой деятельности и художественного творчества» [12, с. 32]. Педагогический потенциал искусства неразрывно связан с педагогическим процессом, предполагающим единство развития, воспитания и обучения ученика средствами искусства. Воспитание, творческое развитие и формирование личности ребенка посредством искусства происходят только в процессе включения его в активную деятельность. Уровень этнокультурной компетентности современного подрастающего поколения в поликультурном регионе определяется сформирован-ностью у них позитивного отношения к другим этносам, их традициям и культуре, готовностью к диалогу с представителями других этносов на принципах взаимоуважения.

Развить у подрастающего поколения уровень этнокультурной компетентности возможно через овладение материальными и духовными ценностями, создававшимися тысячелетиями народами КЧР. Традиционная культура, нашедшая отражение в этническом изобразительном искусстве, является важным связующим звеном поколений, транслируя в специфических художественных формах и образах историю, мировоззрение, традиции прошлых поколений.

В содержании произведений изобразительного искусства народов КЧР (народный орнамент, художественные картины) обнаруживается множество типологически схожих элементов и тем, содержащих важные познавательные и воспитательные функции, формирующие внутренний мир детей и подростков, приобщающие их к общечеловеческим ценностям, позволяющие воспринимать окружающий их мир по-иному. К наиболее часто встречающимся темам относятся: героическое прошлое народов, конкретные исторические события, темы дружбы, борьбы с устаревшими традициями, представления народов о добре и зле, справедливости и благородстве.

Многие картины региональных художников изображают сельский пейзаж (картины Х. М. Чомаева), традиционный домашний интерьер, старинные убранства, бытовые сюжеты (картина «Девушки из Аккермана» Ю. Б. Карасова, изображающая процесс прядения нитей из шерсти, которыми обшивались войлочные ковры), портреты известных в народе личностей, музыкантов (картина «Йырав» Ю. Б. Карасова, изображающая певца-сказителя, играющего на домбре). Подобные картины не только знакомят учеников с традиционной культурой, образом жизни, трудовым бытом народа, но и приобщают их к семейному и общественному этикету.

На многих картинах региональных художников изображены мифологические, эпические и исторические персонажи и сюжеты. Они знакомят учащихся с древней духовной культурой, мифологической и религиозной картиной мира народов, с их исторической судьбой, прививают чувство гордости за свой народ или же сострадания к его трагической судьбе («Горец» М. Хахандукова; «Депортация народов Северного Кавказа» М. Борлакова).

Почти все региональные художники изображают картины родной природы: заснеженные горные вершины Домбая, дремучие леса Архыза, бурлящие реки Теберды, закат и восход солнца. Такие пейзажи вырабатывают в учениках умение эстетически воспринимать окружающую природу («Белалакая» В. И. Эркенова; «Архызские картины» Н. С. Кириченко (Сорель); «А по камушкам вода бежит» Б. Н. Тамбиева).

Таким образом, существенным транслятором этнической культуры является изобразительное искусство (как народное, так и профессиональное), в процессе изучения которого может успешно развиваться этнокультурная компетентность детей и подростков. Педагогический потенциал изобразительного искусства народов КЧР обусловлен его способностью отражать в специфических художественных формах материальные и духовные ценности этносов, их историю; возможностью показать социально-политические, природно-климатические и географические особенности региона проживания данных социумов. Педагогический потенциал изобразительного искусства приобретает особую значимость и в связи с его возможностью формировать мотивацию личности к познавательной деятельности, транслируя культурный багаж, выработанный и накопленный предшествующими поколениями.

Педагогические условия, обеспечивающие формирование этнокультурной компетентности учащихся СОШ КЧР на материале регионального изобразительного искусства

В современных условиях сложились предпосылки для научно-педагогического решения проблемы формирования этнокультурной компетентности учащихся: теоретические (актуализация в педагогической науке личности как человека этнической культуры); практические (создание в образовательных системах среды воспитания, отражающей индивидуальные особенности этнорегиональных культур); социальные (потребность современного общества в личности как субъекте этнической культуры).

В основе содержания современного отечественного обучения лежит соответствие знаний учащихся мировым стандартам, при этом в содержании образовательных программ должны присутствовать этническая специфика, раскрываться общие и отличительные черты в культурах этносов, проживающих в конкретных регионах, выявляться и подчеркиваться их уникальные особенности.

В организации деятельности по формированию этнокультурной компетентности учащихся, как правило, на первом месте стоит их мотивация. Отсюда следует, что в педагогических технологиях, направленных на актуализацию познания истории и культуры этносов, должен доминировать интерес к этнической культуре, необходима направленная работа по подбору соответствующего учебного материала, отражающего этнокультурное своеобразие региона.

Анализ педагогической литературы [3; 4; 8; 12; 17] по рассматриваемой проблеме показал, что в формировании этнокультурной компетентности младшей возрастной группы ведущая роль принадлежит региональному фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства, педагогический потенциал которых заложен в их многообразных функциях (информационной, дидактической, эмоциональной). Этот потенциал необходимо направлять на познание истории, культуры и быта своего народа, на формирование гордости за него.

Для учащихся средней возрастной группы формирование этнокультурной компетентности реализуется посредством включения в предметный цикл этнокультурного компонента, направленного на активизацию исследовательского интереса к историческим и культурным ценностям своего этноса. Это могут быть поиски и сбор образцов декоративного изобразительного творчества народных умельцев и современного регионального искусства, которые должны быть более сложными по форме, содержанию и идейной направленности.

В старших классах процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся строится через их приобщение к этнокультурным ценностям, соответствующим уровню общей культуры конкретного индивида, его интеграции с мировой культурой посредством усвоения знаний о культуре своего этноса, создание собственных вариантов изобразительного искусства (копирование и интерпретация орнаментальных рисунков, создание собственных художественных картин). В современном обществе у старшеклассников появляется интерес к своей религии, традиционным обрядам и праздникам.

Таким образом, наиболее важным педагогическим условием формирования этнокультурной компетентности учащихся является их приобщение к национальной культуре с учетом мотивационно-потребностной сферы. К другим организационно-педагогическим условиям в этом направлении относится последовательное включение учащихся в этническую культуру (эмоционально-познавательное, исследовательское, созидательное), учитывающее возрастные особенности и физиологические возможности учеников, их национальную, конфессионную, традиционную принадлежность; полиэтническое окружение, интеграцию конкретного ученика с мировой культурой.

Формы и методы формирования этнокультурной компетентности учащихся

Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) установлены образовательные стандарты, позволяющие субъектам РФ включать в учебные программы материалы по региональной этнокультуре, используя возможности всех форм обучения: общеклассных, групповых и индивидуальных, внеклассных. Основной формой обучения является урок, который должен органично дополняться другими формами организации учебно-воспитательного процесса.

Урок, как базовая форма обучения, имеет самые широкие возможности для формирования этнокультурной компетентности учащихся на материале регионального искусства. Опыт нашей педагогической работы в общеобразовательных школах КЧР показывает, что наиболее предпочтительной является монопредметная модель

национально-регионального компонента образования, при которой региональное искусство в ряде общеобразовательных школ КЧР изучается на занятиях спецкурса «Изобразительное искусство народов КЧР».

Введение в содержание учебных предметов этнокультурного компонента возможно с использованием комплексной модели обучения через обновление содержания различных видов уроков, интеграцию учебных предметов (объединение уроков изобразительного искусства, музыки, литературы, истории), с использованием видеофильмов (самостоятельным их озвучиванием), просмотром передач из культурной жизни региона, о творчестве региональных художников. На таких занятиях действенным окажется прослушивание фрагментов народной музыки, тематически связанных с художественными картинами, использование поэтических произведений, соответствующих содержанию изучаемой художественной картины. Анализ конкретных произведений должен отражать их связь с жизнью народа, его средой проживания, менталитетом.

При формировании этнокультурной компетентности учащихся неограниченные возможности открываются на практических занятиях, во время которых ученики рисуют и развивают свои творческие способности. Особенно предпочтительны такие занятия в процессе изучения декоративного орнамента, в ходе которого у учеников формируются умения самостоятельно создавать образцы народного декоративного орнамента, разбираться в их этнической специфике, творчески их перерабатывать и адаптировать в современных условиях. Эффективными оказываются научно-практические конференции, проводимые по этнокультурной тематике, на которых ученики выступают с заранее подготовленными докладами.

Действенной формой развития этнокультурной компетентности учащихся является дополняющая модель образования - интеграция учебной и внеучебной деятельности с использованием этнокультурного компонента. Эффективной является деятельность кружков («Изобразительное искусство», «Декоративное искусство»), которые направлены не только на развитие художественных способностей, но и на изучение истории и культуры народов региона. К внеклассным мероприятиям также относятся конкурсы по различной тематике, например «Традиции и искусство моего народа», где ученики представляют свою национальность, узнают о культуре других этносов. Подобные мероприятия направлены на формирование у детей межкультурной компетентности. Качественное усвоение учащимися знаний о собственном этносе и его культуре обеспечит работа школы с семьями. Родители могут участвовать во внеклассных, школьных мероприятиях (праздники национальных культур, сбор экспонатов прикладного искусства).

Эффективности процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся способствует широкое использование в образовательном процессе СОШ традиционных и интерактивных форм обучения. Основной общеклассной формой организации занятий, как было указано выше, является урок, на котором могут использоваться общедидактические и специальные педагогические методы обучения, представляющие собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников [18]. Педагогические методы используются в различных сочетаниях, а их выбор зависит от конкретно изучаемых тем, которые, в свою очередь, определяются в зависимости от возрастных особенностей и возможностей учеников.

На протяжении всего периода изучения изобразительного искусства народов КЧР актуальным является применение словесных методов - рассказа, беседы, объяснения, специфика которых зависит от эстетической (художественной) подготовки учащихся и жанрово-художественного своеобразия изучаемых произведений. Не менее эффективными оказываются и другие методы: наглядные (иллюстрации), практические (лабораторные работы, самостоятельные работы по изготовлению предметов и рисованию орнаментов, картин). Использование разных методов способствует развитию у учащихся интереса к национальной культуре, воспитывает их мыслительные способности и образное мышление.

Таким образом, формирование этнокультурной компетентности учащихся обеспечивается комплексом (совокупностью) педагогических форм обучения: основных (уроки монопредметные, комплексные); вспомогательных (экскурсии, консультации, домашняя работа, конференции, дополнительные занятия, практикумы, кружки, конкурсы) и методов обучения: словесных (рассказ, беседа, объяснение), наглядных (иллюстрации), практических (лабораторные, самостоятельные работы).

Авторская программа как инструмент эффективного формирования этнокультурной компетентности учащихся

в процессе изучения регионального изобразительного искусства

Учитывая полиэтническую специфику обозначенного региона, нами разработано несколько вариантов программ, позволяющих использовать региональный материал как в моноэтнических, так и в полиэтнических школах, в частности для карачаевских, черкесских, абазинских и ногайских школ. Кроме того, составлены программы для полиэтнических школ, в которых обучаются ученики разных национальностей и в которых искусство народов республики изучается в сравнении. Данные авторские программы отчасти базируются на программе «Изобразительное искусство» [13], основной задачей которой являются приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности.

Программа спецкурса «Изобразительное искусство народов КЧР» состоит из двух разделов: 1. «Орнаментальное изображение», изучаемое с 1 по 4 классы (16 ч.), и 2. «Художественное изображение», изучаемое с 5 по 8 классы (16 ч.) (всего 32 ч.).

Раздел 1 «Орнаментальное изображение» предполагает ознакомление учащихся с орнаментами наиболее распространенных видов народного искусства КЧР. Так, ученики изучают орнаментальный декор различных

видов народного искусства: ковры (паласы), чеканная посуда, гончарные изделия (посуда, игрушки), предметы быта. Различные виды орнаментального искусства, техники их освоения направлены на познавательное и личностное развитие учащихся, поддержку их интереса к орнаментально-изобразительному творчеству.

Раздел 2 «Художественное изображение» предусматривает формирование у школьников умений и навыков художественного изображения. Изучается творчество национальных художников республики: карачаевских (М. Бостанов, В. Эркенов, Б. Тамбиев, Ю. Алиев), русских (Н. Кузнецов, Н. Кириченко), черкесских (М. Хахандуков, М. Карданов, И. Аков), ногайских (Ю. Карасов, К. Зарманбетов, У. Мижев), абазинских (В. Огузов, М. Бзасажи, Х. Гогуев).

Эффективность формирования этнокультурной компетентности учащихся в процессе изучения регионального изобразительного искусства была проверена экспериментальным путем. К данной работе привлекались преподаватели и студенты-практиканты института культуры и искусств и учащиеся общеобразовательной школы аула Верхняя Теберда КЧР. Всего было задействовано 50 респондентов: 2 педагога и 2 студента-практиканта, 46 учеников (два восьмых класса), из числа которых были сформированы 2 группы: 1-я группа, занимавшаяся по федеральной программе (23 человека), и 2-я группа, занимавшаяся по программе спецкурса «Изобразительное искусство народов КЧР» (23 человека).

Эксперимент длился один учебный год, обучение учащихся обеих групп основывалось на комплексе педагогических условий (учёт возрастных особенностей и мотивационно-потребностной сферы учеников, последовательное включение в этническую культуру) и на традиционных формах обучения (классные, внеклассные, внешкольные) и методах, перечисленных ранее в данном исследовании. В ходе занятий решались образовательные задачи: получение комплекса знаний о духовной культуре своего народа, его закономерностях, художественно-выразительных средствах, наиболее важных этапах развития регионального искусства, его основных направлениях; формирование восприимчивости учащихся к региональному искусству; развитие в них волевых качеств личности.

Работа проводилась в несколько этапов:

1) констатирующий этап - предварительное выявление уровня этнокультурной компетентности учеников;

2) формирующий этап - внедрение в обучение педагогических условий, способствующих эффективному формированию этнокультурной компетентности учеников;

3) контрольный этап - выявление изменений в развитии этнокультурной компетентности учащихся.

Перед началом занятий были определены критерии оценки уровня этнокультурной компетентности учащихся: когнитивный, ценностно-смысловой, мотивационный и поведенческий; определен предварительный уровень этнокультурной компетентности учащихся путем их анкетирования с использованием традиционной системы оценок (5, 4, 3, 2): 5 - полный и правильный ответ; 4 - неполный правильный ответ; 3 - частично правильный ответ; 2 - отказ от ответа.

Результаты диагностики уровня сформированности этнокультурной компетентности учащихся контрольной и опытной групп (составлено Ф. Р. Азаматовой)

Критерии Уровень сформированности этнокультурной компетентности

Высокий Средний Низкий

контр. гр. опыт. гр. контр. гр. опыт. гр. контр. гр. опыт. гр.

Когнитивный 19,2% 67,8% 44,3% 24,8% 37,0% 7,4%

Ценностно-смысловой 22,2% 33,4% 33,2% 54,1% 44,6% 12,5%

Мотивационный 17,2% 67,8% 46,3% 24,8% 37,0% 7,4%

Поведенческий 21,3% 55,2% 52,7% 35,1% 26,0% 8,1%

Анализ уровня сформированности этнокультурной компетентности учащихся двух групп до проведения опытной работы и по её завершении дал следующие результаты.

В первой группе наблюдалось: поверхностное знание изобразительного искусства своего народа; безразличие к традициям и культуре других народов; предвзятое отношение к представителям другого этноса, конфессии, традиции.

Во второй (экспериментальной) группе было отмечено повышение уровня этнокультурной компетентности, в отличие от учащихся первой группы; доброжелательное отношение к представителям других национальностей, конфессий, традиций и культур; желание лучше узнать другие этнокультурные традиции; умение гармонично пребывать в полиэтническом социуме.

Результаты экспериментальной работы показали важность использования педагогического потенциала регионального изобразительного искусства, разных организационных форм и методов обучения в деле эффективного формирования этнокультурной компетентности учащихся.

Заключение

Теоретическое и эмпирическое исследование особенностей формирования этнокультурной компетентности учащихся средствами изобразительного искусства народов КЧР привело нас к следующим результатам.

Региональное изобразительное искусство, являясь частью этнической культуры, выступает его транслятором, приобщая подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа. Педагогический

потенциал изобразительного искусства народов КЧР обусловлен комплексом его возможностей: освещать в художественно-образных формах прошлое и настоящее народов; учить детей гармоничным взаимоотношениям с представителями старших поколений, других традиций.

Формирование этнокультурной компетентности учащихся обеспечивается комплексом:

- педагогических условий: последовательное включение детей в этническую культуру; учет их мотива-ционно-потребностной сферы, возрастных особенностей, специфики полиэтнического окружения;

- педагогических форм обучения: основных (уроки монопредметные, комплексные); вспомогательных (экскурсии, консультации, домашняя работа, конференции, дополнительные занятия, практикумы, кружки, конкурсы);

- методов обучения: словесных (рассказ, беседа, объяснение), наглядных (иллюстрации), практических (лабораторные, самостоятельные работы).

Результаты педагогического эксперимента показали, что формирование этнокультурной компетентности посредством изобразительного искусства народов КЧР позволяет повысить уровень этнокультурной компетентности учащихся; воспитать доброжелательное отношение к представителям других национальностей, конфессий, традиций; вызвать повышенный интерес учащихся к культуре других этносов; развивать умение гармонично пребывать в полиэтническом социуме.

В завершение исследования следует отметить, что изучение этнокультурной компетентности учащихся средствами региональной художественной культуры далеко не исчерпано. Дальнейших исследований требуют вопросы формирования этнокультурной компетентности учащихся в разных возрастных группах, внедрения в учебные процессы инновационных технологий, подготовки учебных программ, пособий, наглядно-иллюстративного материала по региональному искусству, профессиональной подготовки специалистов в системе современного образования.

Источники | References

1. Алексеева В. В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание: автореф. дисс. ... к. иск. М., 1967. 19 с.

2. Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М.: Знание, 1973. 144 с.

3. Байрамбеков М. М. Содержание этнокультурного образования в изучении изобразительного искусства в начальной школе в соответствии с ФГОС // Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания в контексте культуры и искусства: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Института культуры и искусств (художественно-графического факультета). Карачаевск: КЧГУ, 2018. С. 196-203.

4. Блимготова М. И. Развитие изобразительного творчества молодежи в традиционной и современной педагогической культуре карачаево-балкарского народа. Ставрополь: СГУ, 2008. 410 с.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна; вст. ст. Д. И. Фельдштей-на. М. - Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1995. 352 с.

6. Боташева Н. П. Народное искусство как фактор эстетического воспитания подростков // Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика: материалы Региональной научной конференции / под ред. Б. Б. Кар-дановой. Карачаевск: КЧГУ, 2009. С. 23-26.

7. Боташева Н. П. Поликультурная среда как социально-культурный феномен // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 3. С. 145-150.

8. Боташева Н. П. Психофизиологические предпосылки как условие в эстетическом воспитании подростков на занятиях по изобразительному искусству // Педагогика и жизнь: межд. сб. науч. тр. / под ред. проф. И. О. Ки-рикова. Воронеж: ВГПУ, 2011. Вып. XVI. С. 139-150.

9. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография: научная монография. М.: Наука, 1973. 285 с.

10. Волков Ю. А. Работа над живописными этюдами. М.: Просвещение, 1984. 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кириченко Н. С. Декоративное рисование в системе художественного образования. Карачаевск: КЧГУ, 2016. 120 с.

12. Командышко Е. Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: инте-гративный подход: монография. М.: ИХО РАО, 2011. 284 с.

13. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Долгоаршинных Н. В. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. Изд-е 5-е, перераб. М.: Дрофа, 2012. 46 с.

14. Лопухова О. Г. Психология этнического самосознания и межкультурного общения: учебное пособие. Казань: Бриг, 2015. 124 с.

15. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.

16. Нехвядович Л. И. Этнические традиции как основа художественного своеобразия современного искусства // Культурное наследие Сибири. 2013. № 14. С. 102-106.

17. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: пособие для школьных психологов. М. - Рига: Эксперимент, 2000. 160 с.

18. Программа «Изобразительное искусство» (с тематическим планированием уроков): начальные классы (1-4) / Мин-во образования; НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи. Изд-е 2-е, перераб. Махачкала: НИИ педагогики, 2013. 80 с.

19. Стасевич В. Н., Сорока-Росинский В. Н. Учеба, творчество, искусство. Слагаемые понятия культуры. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2014. 160 с.

20. Ульбашева А. А. Семиотическое пространство карачаево-балкарской художественной культуры // Сборник научных работ молодых ученых КБГУ. Нальчик: КБГУ, 2001. С. 244-248.

21. Ульбашева А. А. Этнокультурные архетипы в карачаево-балкарском искусстве // Литературная Кабардино-Балкария. 2001. № 2. С. 95-103.

22. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2016. 175 с.

23. Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс. М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.

24. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1997. № 3-4. С. 12-19.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Батчаева Зумат Сулеймановна1, к. пед. н.

1 Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск Batchaeva Zumat Suleimanovna1, PhD

1 Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev, Karachayevsk

1 beka-09.kardanova@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 18.05.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): этнокультурная компетентность; изобразительное искусство; педагогические условия; авторская программа; общеобразовательная школа; ethno-cultural competence; visual art; pedagogical conditions; authorial program; secondary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.