Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / РОДНОЙ ЯЗЫК / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна

В статье обобщенно представлены результаты эмпирического исследования формирования этнокультурных компетенций будущих педагогов в образовательной практике Хакасского госуниверситета им. Н. Ф. Катанова. Цель статьи - раскрыть педагогический опыт формирования этнокультурной компетентности у будущих педагогов регионального полиэтнического вуза в условиях глобализации. Предметом исследовательского внимания выбрана практика формирования этнокультурной компетентности студентов педагогического направления в ходе изучения дисциплин этнокультурной направленности. В исследовании использован комплекс методов: ретроспективный анализ практического опыта преподавания, обобщающий анализ, наблюдение и изучение рефлексивных сочинений обучающихся, беседа, опрос студентов, что позволило получить в целом позитивную картину о качественной этнокультурной подготовке будущих педагогов, воспитателей. Среди выявленных проблем можно отметить недостаточность методических пособий, учитывающих этнорегиональные особенности местности. В работе отмечена ведущая роль преподавателя в формировании этнокультурной компетентности студентов при использовании активных форм и методов обучения. Уделено внимание роли родного языка как фактора формирования этнокультурной компетентности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING ETHNOPEDAGOGY

The article summarizes the results of an empirical study of developing the ethnocultural competences of future teachers in the educational practice of Khakas State University named after N. F. Katanov. The purpose of the article is to reveal the pedagogical experience of forming ethno-cultural competence of future teachers in a regional multi-ethnic University in the context of globalization. The research focuses on the practice of forming the ethno-cultural competence of students, majoring in education, in the course of studying ethno-cultural disciplines. A set of methods was used for the research: a retrospective analysis of practical teaching experience, a generalizing analysis, observation and study of students' reflexive essays, a conversation and interviewing, which allowed us to get a generally positive picture of the quality of ethno-cultural training of future teachers and educators. Among the identified problems we can note the lack of methodological manuals that take into account the ethno-regional characteristics of the area. The pedagogical influence of the teacher on the process of forming the ethnocultural competence in students while using active forms and methods of teaching is shown. We paid attention to the role of the mother tongue as a factor of forming the student's ethno-cultural competence.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ»

УДК 378.016+378.147 ББК 74. 66

DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-87-95

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ1

FORMING ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING ETHNOPEDAGOGY

Султанбаева Клавдия Ивановна

Профессор кафедры дошкольного и специального образования, доктор педагогических наук, доцент федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан E-mail: ski57@ya.ru

Аннотация. В статье обобщенно представлены результаты эмпирического исследования формирования этнокультурных компетенций будущих педагогов в образовательной практике Хакасского госуниверситета им. Н. Ф. Катанова. Цель статьи - раскрыть педагогический опыт формирования этнокультурной компетентности у будущих педагогов регионального полиэтнического вуза в условиях глобализации. Предметом исследовательского внимания выбрана практика формирования

Sultanbaeva Klavdia I.

Professor at the Department of Preschool and Special Education, Khakas State University named after N. F. Katanov, Abakan, ScD in Education, Associate Professor E-mail: ski57@ya.ru

Abstract. The article summarizes the results of an empirical study of developing the ethno-cultural competences of future teachers in the educational practice of Khakas State University named after N. F. Katanov. The purpose of the article is to reveal the pedagogical experience of forming ethno-cultural competence of future teachers in a regional multi-ethnic University in the context of globalization. The research focuses on the practice of forming the ethno-cultural competence

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01300661.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Султанбаева К. И., 2021

этнокультурной компетентности студентов педагогического направления в ходе изучения дисциплин этнокультурной направленности. В исследовании использован комплекс методов: ретроспективный анализ практического опыта преподавания, обобщающий анализ, наблюдение и изучение рефлексивных сочинений обучающихся, беседа, опрос студентов, что позволило получить в целом позитивную картину о качественной этнокультурной подготовке будущих педагогов, воспитателей. Среди выявленных проблем можно отметить недостаточность методических пособий, учитывающих этнорегиональные особенности местности. В работе отмечена ведущая роль преподавателя в формировании этнокультурной компетентности студентов при использовании активных форм и методов обучения. Уделено внимание роли родного языка как фактора формирования этнокультурной компетентности обучающегося.

of students, majoring in education, in the course of studying ethno-cultural disciplines. A set of methods was used for the research: a retrospective analysis of practical teaching experience, a generalizing analysis, observation and study of students' reflexive essays, a conversation and interviewing, which allowed us to get a generally positive picture of the quality of ethno-cultural training of future teachers and educators. Among the identified problems we can note the lack of methodological manuals that take into account the ethno-regional characteristics of the area. The pedagogical influence of the teacher on the process of forming the ethnocultural competence in students while using active forms and methods of teaching is shown. We paid attention to the role of the mother tongue as a factor of forming the student's ethno-cultural competence.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, этнопедагогика, родной язык, будущий педагог, этнокультурное образование.

Keywords: ethno-cultural competence, ethnic pedagogy, mother tongue, future teacher, ethno-cultural education.

Введение. Глобальные изменения в современном мире ведут к существенной перестройке сознания подрастающих поколений, ориентированных на успешную карьеру в обществе, на поиск путей самореализации с использованием различных средств, включая цифровые технологии. Всеобщая цифровизация социальных систем и структур создает новую реальность параллельно существующей, обнаруживаемой даже без специальных исследований. Трудно представить сегодня повседневную жизнь без интернет-технологий и иных технических средств связи. Возникает вопрос: в условиях единой глобальной сети взаимодействия людей есть ли необходимость в развитии «особых» этнических культур или религий, а также индивидуализации личностного бытия? На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: это необязательно, ибо успешность современного человека не зависит целиком и полностью от его религиозности или принадлежности к этносу.

Однако в жизни все гораздо сложнее: в некоторых точках социокультурного соприкосновения в едином межкультурном пространстве возникают противоречия, основанные на неверных представлениях людей друг о друге, обусловленных национальными традициями и культурной идентичностью. Дело в том, что приверженность к национальным

традициям и обычаям обеспечивает этническому сообществу чувство защищенности и уверенности в будущем - необходимое условие для полноценной самореализации каждого члена этнической группы. Как утверждают философы и этнологи (М. М. Бахтин, Л. П. Буева, М. С. Каган, С. В. Лурье, В. А. Тишков), этнокультурное образование и этно-педагогическое воспитание есть механизм трансляции национальных идей, ценностей и мироощущения для этнического сообщества. В связи со сказанным обозначена цель статьи - показать педагогический опыт формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов регионального полиэтнического вуза в условиях глобализации.

Методология и методы исследования. Актуальность проблемы самопознания и самореализации личности состоит в том, что каждое новое поколение выбирает для себя оптимальные способы бытия и творчества в самом широком смысле слова. «Творить» означает свершать, делать или осуществлять. В этом контексте несомненное значение имеет, какие ценности и смыслы выбирает молодежь в качестве ведущих трендов в творческой деятельности. Негативизм в сознании действующего человека обычно приводит к дестабилизации ситуации, разрушению сложившихся социальных порядков и норм. Не случайно в печати и социальных сетях Интернета преобладают противоречивые суждения и моральные оценки происходящего в стране и мире: от оптимистических до крайне негативных, в эмоционально негативной окраске. Отсюда необходимо изучать и понимать вектор ценностных ориентаций современных молодых людей, в частности студентов - будущих педагогов [1; 2].

В совокупности ценностных представлений личности этническому слою принадлежит важное место: самоопределение связано с родным языком общения, который есть сущностное содержание личности как социального субъекта. Как отмечал К. Д. Ушинский, «... весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь» [3, с. 113]. Соответственно, язык предопределяет этническое ядро сознания личности.

В контексте методологии этнологических и этнокультурных исследований значимыми выступают выводы наших ученых о специфике этнокультурного воспитания и образования. Так, в исследованиях отечественных ученых (А. Б. Афанасьева, В. И. Баймурзина, С. А. Боргояков, Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, М. Н. Кузьмин, А. Б. Панькин, Т. Н. Петрова, Т. В. Поштарева, С. Н. Федорова, Ф. Г. Ялалов) осмысление ключевых понятий «этнокультурное образование (воспитание)», «этнокультурная компетентность» осуществляется с позиций культурно-антропологического, цивилизационного, аксиологического или полипарадиг-мального подходов. В этнопедагогической теории Г. Н. Волкова, преемственно восходящей к идеям Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, И. Я. Яковлева о народности отечественного воспитания и обучения, обоснованы всеобщие принципы народного воспитания: естественность или природосообразность, демократичность и гуманизм, обусловливающие содержание педагогического процесса и всей педагогической культуры [4].

При многообразии трактовок этнокультурного образования и воспитания общепризнанным положением является следующее: ядро этнической и педагогической культуры и образовательно-воспитательного процесса составляет родной язык ученика,

воспитанника. Во всех известных современных концепциях этнокультурного образования объединяющим началом выступает признание родного языка ученика как базы формирования этнического самосознания и идентичности личности.

Отсюда всеобщее внимание к проблемам сохранения и изучения родного языка этноса. С точки зрения аксиологического подхода родной язык следует признать одной из высших человеческих ценностей, наряду с жизнью, свободой, трудом и гуманизмом. По исследованиям В. А. Тишкова и В. В. Степанова, проведенным в республиках Поволжского федерального округа и Северного Кавказа, «.. .изучение родных языков и этнических культур не способствует обострению межэтнических отношений. Столько же экспертов [имеется в виду 76% региональных экспертов] заявило, что изучение родных языков и этнических культур не может снижать общий уровень образовательной подготовки учащихся и ограничивать их перспективы на общероссийском рынке труда» [5, с. 886].

Изучение, сохранение и развитие родных языков российских народов в связи с действием федеральных образовательных стандартов на всех уровнях системы общего и профессионального образования требуют новых решений, учитывающих как всеобщую цифровизацию, так и изменяющиеся потребности регионов с этнокультурным содержанием образования.

Для этнических представителей коренных народностей многонациональной России общение на родных языках и их сохранение параллельно с русским государственным в рамках регионального образования должно восприниматься как естественное явление, не противопоставляемое общегосударственным и межкультурным процессам. Бесспорным очагом национально-этнического образования и подготовки квалифицированных кадров в республиках Российской Федерации являются региональные вузы и колледжи.

В образовательной деятельности Хакасского госуниверситета им. Н. Ф. Катанова по педагогическому направлению подготовки бакалавров и магистрантов накоплен достаточный практический опыт формирования этнокультурной компетентности обучающихся. Говоря об этнокультурной компетентности, сформулируем определение, основанное на аналитическом обобщении ведущих концепций отечественных ученых: С. А. Боргоя-кова [6], В. В. Мирошниченко [7], И. Л. Набока [8], А. Б. Панькина [9], Т. Н. Петровой [10], С. Н. Федоровой [11], Ф. П. Харитоновой [12].

Этнокультурная компетентность - необходимая составляющая профессиональной компетентности современного учителя, воспитателя, трудящегося в условиях поликультурности и полиэтничности; это есть совокупность профессионально значимых способностей педагога, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей детей, их родителей в сохранении родного языка, развитии этнической культуры в межэтническом пространстве, владение культурой межэтнического взаимодействия в поликультурной и полиэтнической среде [13].

В проявлении этнокультурной компетентности педагога на первый план выступает общая педагогическая культура и его личностная гуманистическая позиция. Если рассматривать компоненты этнокультурной компетентности педагога, то обнаруживаются, прежде всего, знания в области этнических культур, способы их осуществления и готовность их передачи молодежи. Почему важно сегодняшнему специалисту иметь этнокультурную компетентность? Ответ очевиден: глобализационные мировые процессы сделали близкими многие этнические культуры народов планеты и содействуют их общению, то есть создается полиязыковое

и поликультурное пространство. В поликультурной ситуации выигрышную позицию занимает человек с этнокультурной компетентностью, стержневую ось которой составляют родной язык, этническое самосознание и идентичность, преданность народным интересам, а также толерантные установки на доброжелательные контакты с «не своими» представителями.

В качестве основных методов эмпирического исследования использованы ретроспективный анализ практического опыта преподавания, обобщающий анализ теоретических концепций в науке, наблюдение и изучение рефлексивных сочинений обучающихся, беседа, опрос студентов-заочников. В общей сложности исследовательским вниманием охвачены обучающиеся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с профилем «Дошкольное образование»; 44.03.05 с профилями: «Дошкольное образование. Изобразительное искусство»; 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (магистратура), а также 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Педагогическая психология (магистратура).

Число обследованных студентов, изучавших дисциплины этнокультурной и региональной направленности, превышает 100 человек, из них 42 магистранта, 70 бакалавров (20 первокурсников очной формы обучения, 50 старшекурсников-заочников). Это представители хакасской, русской, тувинской, немецкой, азербайджанской этнических групп, а также из смешанных семей.

Результаты исследования. Четкое понимание сущности этнической культуры, ее функций показали первокурсники (75%) в рефлексивных сочинениях после обзорной экскурсии по республиканскому краеведческому музею им. Л. Р. Кызласова в г. Абакане. В первую очередь, это студентки - уроженки Хакасии, имеющие хорошие представления о культуре хакасского и русского народов. Открытия в области этнокультуры для себя сделали студенты из соседних регионов. В частности, студентка А. В. пишет о том, что ранее ее не интересовала культура Хакасии, так как она считала ее неинтересной. Но благодаря экскурсоводу за короткое время удалось ей «открыть глаза на уникальность и значимость культуры древней Хакасии» [14, из соч. А. В., гр. Д-16]. В ходе беседы со студентами выяснили, что этнокультурное воспитание в общем смысле все связывают с патриотическим, воспринимают музей как место для раскрытия исторических загадок и тайн Хакасии, место для ознакомления детей с малой родиной.

В результате изучения этнопедагогики студенты третьего курса заочной формы обучения в количестве 50 человек показали различные уровни осмысления и усвоения содержания ключевых понятий: этнопедагогические принципы, народная культура, народное воспитание и народные традиции воспитания. Сто процентов обучающихся указали на необходимость знаний в области народных традиций воспитания, при этом отметили недостаточность своих знаний и слабую подготовленность к их применению в практике, хотя позитивная мотивация к этому имеется.

В рамках изучения дисциплины «Региональные аспекты образования» в учебных планах магистратуры по программам «44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование», «44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Педагогическая психология», кроме теоретических вопросов, обучающимися выполняются практические задания, типа: «Покажите вклад выдающихся исследователей Сибири, Хакасии и Саяно-Алтая в исследование сибирского региона», «Охарактеризуйте вклад ученых-сибиреведов советского периода в развитие науки и образования региона».

Следует отметить, что магистранты в большинстве своем на начальном этапе проявляют недостаточный уровень краеведческих знаний, не владеют историко-краеведческой информацией, постепенно приобщаются к регионоведению в процессе учебных дискуссий. Одной из особенностей преподавания данной дисциплины является интегрирован-ность содержания, охват широкого круга актуальных тем по блокам: историко-педагогиче-скому, этнокультурному, литературно-фольклорному, научно-исследовательскому.

Обсуждение. Важным в нашей практической деятельности видится просветительно-образовательное и воспитательное воздействие преподавателя, читающего дисциплины этнокультурной направленности, заключающееся не только в информировании обучающихся, но и в формировании у них ценностных ориентаций, создании атмосферы культуры толерантного взаимодействия друг с другом, в особенности на первом курсе. Немаловажную роль при этом играют лидеры студенческих групп - своего рода связующее звено между преподавателями и студентами.

Содержательный анализ рефлексивных сочинений, опросников и бесед со студентами заочной формы обучения с целью выявления их этнокультурной компетентности (50 чел. в 2019-2020 уч. г.) показал, что подавляющая часть обучавшихся оценивала свои знания в этой области как «средние», за исключением 5 человек, посчитавших свои знания «хорошими». Аргументы простые: «учусь заочно, поэтому мало лекций и семинаров»; «мало времени на изучение литературы, так как работаю». А наша проверка знаний студентов предвыпускно-го и выпускного курсов бакалавриата выявила, что у них имеются общие представления об этнической культуре, этнопедагогике и народных традициях, однако они расплывчаты или логически разорваны. Например, «в моем понимании этнопедагогика - это наука о воспитании и образовании детей, которая объясняет народную педагогику и предлагает использование в современных условиях» [14, соч. А. Х., гр. Д-16]. Или: «для себя из курса этнопедагогики я взяла то, что нужно знать культуру своего народа и по возможности передать ее детям» [14, соч. О. К., гр. Д-16]. Для изучения установок на продолжение самостоятельного образования задавались вопросы о том, что и как они бы хотели узнать еще. В ответах у всех студентов, за исключением двух человек, зафиксировано, что «хотелось бы узнать как можно больше о народном и семейном воспитании разных культур»; «как применить этнопедагогику в воспитании дошкольников»; «больше узнать о традициях своего народа, о ценностях и обычаях».

На вопрос, как они бы хотели обогащать свою компетентность в этой области, были получены различные ответы. 16% ответили, что они хотели бы получать сведения из лекций и семинаров в вузе и ориентироваться на методические рекомендации преподавателей. 84% студентов выбрали различные варианты, в первую очередь, работу с интернет-источниками, затем - посещение библиотеки и краеведческого музея или местных музеев. Вероятно, свою ориентирующую роль сыграла дисциплина «Музейная педагогика в образовании детей», которую автор проводила годом раньше и использовала такие активные формы, как посещение Хакасского республиканского краеведческого музея, дискуссионные семинары, разработка тематического проекта с последующей защитой на семинаре, проведение виртуальной экскурсии для гостей города Абакана.

Студентами отмечены такие варианты самостоятельного пополнения знаний, как участие в коллективном проекте детского сада, поездка на малую родину с собственными детьми для ознакомления с красивой природой и воспитания любви к ней, участие в ежегодном международном фестивале «Этнова», который традиционно проводится в с. Шушенское

и собирает лучших музыкантов и исполнителей этнической музыки Красноярского края, юга Сибири и всей России с участием зарубежных гостей. Большинство обучавшихся указывали на то, что они получили знания о хакасской народной педагогике, о культурных традициях и обычаях других народов, которые можно использовать в практической деятельности. Очевидно, что студенты вышли в своих ориентациях за пределы учебной дисциплины.

Итак, сравнительный анализ результатов изучения будущими педагогами дисциплин с этнокультурной направленностью по педагогическому направлению подготовки бакалавров с запланированными компетенциями (УК-5; ОПК-4) показывает, что они владеют необходимым уровнем этнокультурных знаний, практическими умениями выстраивать эффективные взаимоотношения в профессиональной поликультурной и полиэтнической среде, готовы к толерантному межэтническому общению.

Немаловажное значение для этнокультурного образования будущих педагогов имели курсовые и выпускные квалификационные работы, выполняемые по этнокультурной тематике, охватывающей исследование региональных этнопедагогических и семейных традиций. При этом возникают практические проблемы, связанные с малой исследованностью народных игровых традиций, особенностями семейного воспитания сибирских этносов, а также с ограниченными возможностями самих студентов, проживающих в отдаленных районах Тувы, Красноярского края. Не всем удается опубликовать результаты своих исследований.

Заключение. Система нашей работы по формированию этнокультурных компетенций будущих педагогов основана на интегрированном содержании историко-педагогических, культурологических и лингвистических сведений о родной Хакасии и Сибири. Активно используется педагогический потенциал краеведческих музеев в г. Абакане и Минусинске, школьных музеев, также включение студентов в музейно-педагогическую деятельность в рамках педагогических практик способствует расширению их педагогических компетенций.

Многолетний педагогический опыт в формировании этнокультурной компетентности будущего педагога в условиях поликультурного и полиэтнического образовательного пространства позволяет резюмировать следующее: во-первых, на первый план необходимо выдвигать идеи гуманизации и уважения к любому представителю студенческой группы наряду с учетом индивидуальных и этнопсихологических особенностей обучающихся. Кроме того, целесообразно показывать различия научно-исследовательской проблемы и практико-ориентированных вопросов и, соответственно, демонстрировать методические аспекты этнопедагогики в реальной практике. Воспитание этнокультурно образованного специалиста в современности - сложная задача, требующая интегрированного и полипарадигмального подхода в системе подготовки педагогических кадров. Одной из актуальных задач этнокультурной подготовки специалиста, готового трудиться в полиэтническом регионе, является разработка методических пособий и практических материалов.

Список литературы

1. Богуславский М. В. Страсти по синергетике // Мир образования. 1997. № 5. С. 18-21.

2. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы: история и прогноз // Магистр. 1992. Сентябрь. С. 13-20.

3. Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский. Антология гуманной педагогики. Пере-изд. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002. С. 113-121.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.

5. Тишков В. А., Степанов В. В. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России // Вестн. Российской академии наук. 2017. Т. 87, № 10. С. 875-890.

6. Боргояков С. А. Проблемы формирования этнической идентичности учащейся молодежи в условиях становления гражданского общества // Этнокультурное (национальное) образование в Российской Федерации. Вып. 1. / под ред. Р. С. Бозиева, С. Н. Чистяковой, С. А. Боргоякова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. С. 18-31.

7. Мирошниченко В. В. Основные направления этнорегиональной подготовки учителей в вузе // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посв. 90-летию со дня рождения акад. Г. Н. Волкова / отв. ред. С. Л. Михеева. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2017. С. 265-267.

8. Набок И. Л. Образование и идентичность // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности: сб. ст. по материалам X Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008): в 2 ч. Ч. 1 / под науч. ред. И. Л. Набока. СПб.: Астерион, 2008. С. 26-29.

9. Панькин А. Б. Концепция этнокультурного развития системы образования Республики Калмыкия // Этнокультурное (национальное) образование в Российской Федерации. Вып. 1 / под ред. Р. С. Бозиева, С. Н. Чистяковой, С. А. Боргоякова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. С. 31-40.

10. Иванов В. Н., Петрова, Т. Н. Основные положения развития этнопедагогики как науки в условиях новой парадигмы образования // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2017. № 2 (94). С. 103-110.

11. Федорова С. Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов. Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008. 436 с.

12. Харитонова, Ф. П. Этнопедагогические технологии в профессиональной подготовке педагогов в поликультурном образовательном пространстве // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посв. 90-летию со дня рождения акад. Г. Н. Волкова / отв. ред. С. Л. Михеева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. С. 199-202.

13. Султанбаева К. И. Генезис этнокультурных образовательных концепций в отечественной педагогике во второй половине XIX - начале XX веков: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2018. 491 с.

14. Рукописи студенческих работ из личного архива К. И. Султанбаевой. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2018-2019.

References

1. Boguslavskiy M. V. Strasti po sinergetike. Mir obrazovaniya. 1997, No. 5, pp. 18-21.

2. Boguslavskiy M. V., Kornetov G. B. Pedagogicheskiye paradigmy: istoriya i prognoz. Magistr. 1992. Sept., pp. 13-20.

3. Ushinskiy K. D. Rodnoye slovo. In: Ushinskiy K. D. Antologiya gumannoy pedagogiki. Moscow: Publishing House Shalvy Amonashvili, 2002. Pp. 113-121.

4. Volkov G. N. Etnopedagogika. Moscow: Academia, 1999. 168 p.

5. Tishkov V. A., Stepanov V. V. Mezhetnicheskiye otnosheniya i etnokulturnoye obrazovaniye v Rossii. In: Vestn. Rossiyskoy Academii nauk, 2017. Vol. 87, No. 10, pp. 875-890.

6. Borgoyakov S. A. Problemy formirovaniya etnicheskoy identichnosti uchashcheysya molodezhi v usloviyakh stanovleniya grazhdanskogo obshchestva. In: Etnokulturnoye (natsionalnoye) obrazovaniye v Rossiyskoy Federatsii, Iss. 1. Ufa: BGPU, 2016. Pp. 18-31.

7. Miroshnichenko V. V. Osnovnyye napravleniya etnoregionalnoy podgotovki uchiteley v vuze. In: Etnopedagogika kak faktor sokhraneniya rossiyskoy identichnosti. Proceedings of the International Conference, devoted to the 90-th anniversary Academ. G. N. Volkov. Cheboksary: Chuvash State Pedagogic University, 2017. Pp. 265-267.

8. Nabok I. L. Obrazovaniye i identichnost. In: Realnost etnosa. Obrazovaniye i gumanitarnyye tekhnologii integratsii etnicheskoy, etnoregionalnoy i grazhdanskoy identichnosti. Proceedings of the X International Conference, St. Petersburg, April 8-11, 2008. St. Petersburg: Asterion, 2008. Vol. 1, pp. 26-29.

9. Pankin A. B. Kontseptsiya etnokulturnogo razvitiya sistemy obrazovaniya Respubliki Kalmykiya. In: Boziev R. S., Chistyakova S. N., Borgoyakov S. A. (ed.) Etnokulturnoye (natsionalnoye) obrazovaniye v Rossiyskoy Federatsii. Ufa: BGPU, 2016. Iss. 1, pp. 31-40.

10. Ivanov V. N., Petrova T. N. Osnovnyye polozheniya razvitiya etnopedagogiki kak nauki v usloviyakh novoy paradigmy obrazovaniya. In: Bulletin of the I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. 2017, No. 2 (94), pp. 103-110.

11. Fedorova S. N. Sistemnyy podkhod k etnokulturologicheskoy podgotovke budushchikh pedagogov. Yoshkar-Ola: Mari State University, 2008. 436 p.

12. Kharitonova F. P. Etnopedagogicheskiye tekhnologii v professionalnoy podgotovke pedagogov v polikulturnom obrazovatelnom prostranstve. In: Etnopedagogika kak faktor sokhraneniya rossiyskoy identichnosti. Proceedings of the International Conference, devoted to the 90-th anniversary Academ. G. N. Volkov. Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University, 2017. Pp. 199-202.

13. Sultanbayeva K. I. Genezis etnokulturnykh obrazovatelnykh kontseptsiy v otechestvennoy pedagogike vo vtoroy polovine XIX - nachale XX vekov. PhD dissertation (Pedagogics). Moscow: In-t strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2018.

14. Manuscripts of students from K .I. Sultanbayeva's archives. Abakan: Katanov Khakass State University, 2018-2019.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1

Статья поступила в редакцию 22.07.2020 The article was received on 22.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.