Научная статья на тему 'Становление социальной работы как профессиональной деятельности (на примере Канады)'

Становление социальной работы как профессиональной деятельности (на примере Канады) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1914
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL WORK / CHARITY / PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Станкова Марина Васильевна

В статье анализируются процесс становления в Канаде социальной работы как профессиональной деятельности. Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью достижений зарубежной социальной работы в нашей стране. Выводы статьи рекомендуется использовать в учебном курсе при подготовке специалистов по социальной работе, а также в общей практике социальной работы, в том числе в Омском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of social work in Canada as professional activity

This article analyzed the process of becoming in Canada social work as professional work. The novelty of work is caused by an insufficient level of scrutiny of achievements of foreign social work in our country. The conclusions are recommended to be used in a training course by preparation of experts on social work, and also in the common practice of social work, including in Omsk region.

Текст научной работы на тему «Становление социальной работы как профессиональной деятельности (на примере Канады)»

если мать или отец никогда не придерживаются здорового питания, регулярно правильно питаются 3,8 % и 4,9 % соответственно. Среди респондентов, у которых матери или отцы постоянно занимаются спортом, регулярно придерживаются этой формы поведения 66,7 % и 56,9 % соответственно, у которых матери или отцы никогда не занимаются спортом — 26,9 % и 25 %.

Результаты исследования показали, что существует значительное влияние образа жизни родителей на образ жизни детей. Так как образ жизни является одним из главных факторов долголетия, то «зачатки» долгожительства происходят уже на этапе первичной социализации и родители своим примером положительного самосохранительного поведения значительно могут способствовать высокой продолжительности жизни своих детей.

При дальнейших исследованиях ценностных ориентаций молодёжи на долголетие:

— необходимо учитывать влияние типа семьи (полная, неполная, многодетная, приёмная и т.д.) на ориентации к долголетию,

— изучить причины отсутствия установок на долгую жизнь у молодёжи из обеспеченных семей.

На основе результатов социологического опроса студентов вуза были выявлены: наличие у половины респондентов ориентаций на долголетие; взаимосвязь некоторых факторов семейной социализации с ориентацией на долгую жизнь, а также влияние образа

жизни родителей на образ жизни детей. Полученные данные необходимы для дальнейших социологических и геронтологических исследований проблем долголетия человека и мотивов самосохранительного поведения. Результаты исследования также необходимы для сравнительного анализа с аналогичным ретроспективным исследованием долгожителей города Омска.

Библиографический список

1. Педагогика и психология ; под общей редакцией проф. А.А. Реана. — М. : 2008 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www/ edu-psy.ru

2. Мечников И.И. Этюды оптимизма / И.И. Мечников. — М. : Наука, 1988. — 86 с.

3. Смелзер Н. Социология / Н.Смелзер ; перевод с англ. — М. : Феникс, 1994. — 148 с.

4. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс : перевод с англ. — М., 1999 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www/ PolBu.Ru

ПЛОТНИКОВА Юлия Сергеевна, соискатель и старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 10.03.2009 г.

© Ю. С. Плотникова

УДК 364-78(71) м. В. СТАНКОВА

Омский государственный технический университет

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ)______________________

В статье анализируются процесс становления в Канаде социальной работы как профессиональной деятельности. Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью достижений зарубежной социальной работы в нашей стране. Выводы статьи рекомендуется использовать в учебном курсе при подготовке специалистов по социальной работе, а также в общей практике социальной работы, в том числе в Омском регионе. Ключевые слова: социальная работа, благотворительность, профессиональная деятельность.

Появление социальной работы в Канаде произошло в конце XIX века, позднее, чем в Великобритании и Соединенных Штатах, с которыми ее связывают тесные политические, экономические и культурные связи, потому что экономика этой страны была преимущественно аграрной и здесь позже стал развиваться капитализм. Рассматривая становление социальной работы как профессиональной деятельности на примере Канады, можно выделить несколько этапов в этом процессе.

Первый этап связан с двумя общественными движениями второй половины XIX века, послужившими

основой появления социальной работы в Канаде: движением благотворительности, представленным Обществом организованной благотворительности и движением «домов поселения». Они одновременно появились в Англии, а затем в Соединенных Штатах и Канаде. В то время как цели этих движений были схожи, взгляды на мир и подходы к работе радикально отличались [1].

Участники движения благотворительности считали, что бедность — признак греховной жизни и ее облегчение — благое дело, что лучше помогать людям с проблемами, чем наказывать их или подвергать

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

остракизму. Развитие капитализма они рассматривали как естественное явление и ставили перед собой задачу помочь дезадаптированным людям приспособиться к окружающей среде.

Первое Общество по организации благотворительности (Charity Organization Society) было основано в Великобритании в 1869 году. Лидером этого движения был шотландский министр Томас Чалмерс. Первое североамериканское Общество по организации благотворительности открылось в Нью-Йорке в 1877 году. Аналогичная организация в Торонто появилась в 1888 году. К 1892 году филиалы общества существовали в 92 городах Северной Америки. Изначально они организовывали или координировали помощь нуждающимся, а не обеспечивали ее прямое оказание [2].

К 1910 году участвующие в работе общества волонтеры, ранее называемые «сочувствующими посетителями» (friendly visitors), стали именоваться социальными работниками (caseworkers). Они рассматривались как профессионалы и получали, хоть и незначительную, зарплату. На протяжении первой половины XX века произошла трансформация Обществ по организации благотворительности в современные агентства обслуживания семьи, функционирующие в данный момент в Канаде и Соединенных Штатах [3].

Влияние движения милосердия на социальную работу было огромно: возникло понимание того, что основой индивидуальной помощи, как метода социальной работы, являются межличностные отношения между социальным работником и клиентом. «Сочувствующие посетители» также полагали, что для выработки правильных действий необходимо верно оценить ситуацию клиента. Они заложили основы разработки процесса оказания помощи.

Движение «домов поселения» (settlement house movements) началось в конце 1800-х годов. Слово «поселение» в данном случае использовалось в смысле поселения в новый дом. «Поселения» были зданиями в трущобах, в которых жили и работали многие из участников движения. Участники движения видели причину бедности в капиталистической системе. «Поселения» выполняли две функции: первая заключалась в том, что некоторые из них добивались реформ, которые улучшали качество жизни бедных, и активно участвовали в политической жизни, считая благотворительную деятельность формой социального контроля, закрепляющей нищету. Поэтому участников движения «домов поселения» рассматривают как социальных реформаторов. В Канаде это направление деятельности было менее развито, чем в Великобритании и Соединенных Штатах. Вторая функция: обеспечение услуг жителям бедных районов. Часто участники движения «домов поселения» выступали как консультанты, помогая жителям окрестностей учреждения, столкнувшимся с социальной несправедливостью. Участники «домов поселения» часто использовали деятельность как средство для достижения другой важной цели, которая была завуалирована. Например, они могли организовать из нескольких женщин — эмигранток группу для пошива одежды, с целью помочь им изучить английский язык. Организаторы сообщества «домов поселений» Торонто создали в 1914 году хорошую детскую клинику, библиотеку для эмигрантов, каток и сотни других проектов для улучшения жизни неимущих [2].

В большинстве крупных канадских городов был, по крайней мере, один «дом поселения». Первый в Канаде «дом поселения» назывался «Евангелия» (Evan-gelia) и открылся в 1902 году в Торонто. В Канаде и Соединенных Штатах «дома поселения» в основном

занимались работой с эмигрантами. В Северной Америке работники «домов поселения» способствовали созданию детских садов, введению ювенальной юстиции, социального страхования, общедоступного медицинского страхования, организации профсоюзов, предоставлению материальных компенсаций рабочим. Участниками этого движения были заложены основы социальной работы с группой и в сообществе. Движение стало менее значимым с началом Первой мировой войны. В течение Большой депрессии «дома поселения» в Торонто обеспечивали материальную помощь нуждающимся (продовольствием, одеждой и другими товарами). К 1960 годам «дома поселения» в их первоначальном виде исчезли. Большинство оставшихся «домов поселений» стали общественными центрами (некоторые с плавательными бассейнами и гимнастическими залами), где люди могут встретиться с соседями и провести досуг.

Таким образом, к 1920 году в Канаде уже сформировались многие методы практической социальной работы, каждый из которых имел различные виды специализации. Например, существовали социальные работники в области здравоохранения (medical caseworkers), работники в области социального обеспечения (public welfare workers); социальные работники в области психиатрии (psychiatric caseworkers), работники в области коррекции (correction workers) и работники в области социального обеспечения детей (child welfare workers). Каждый вид деятельности был изолирован от других. Существовали профессиональные ассоциации специалистов в ограниченных сферах деятельности, но не было общего профессионального объединения социальных работников (social workers). Кроме того, методы практической социальной работы в разных провинциях Канады отличались до такой степени, что любая попытка сделать обобщение была невозможна. Однако к середине 1920-х годов некоторые ученые, характеризуя различные направления практической социальной работы, стали использовать такие понятия как «общая база» или «общая социальная работа». В 1926 году была создана Канадская ассоциация социальных работников (CASW), представляющая собой федерацию провинциальных ассоциаций. Канадская ассоциация социальных работников с ее провинциальными филиалами остается и до настоящего времени главной профессиональной организацией социальной работы в Канаде. Данное событие можно считать началом второго этапа в становлении социальной работы в стране. В это время социальная работа от периода добровольческих движений перешла к профессиональной деятельности [1].

С 1920-х до середины 1960-х годов развитие социальной работы в Канаде находилось под определяющим влиянием американской Национальной ассоциации социальных работников (NASW). Большинство канадских программ обучения социальной работе было аккредитовано американским Советом образования по социальной работе (CSWE), вследствие чего обучение социальной работе в Канаде дублировало свой американский аналог. Для получения полноценного образования студенты должны были посещать американские университеты. Причиной было отставание канадской системы профессионального образования в сфере социальной работы от американской.

Первая канадская университетская программа по социальной работе появилась в 1914 году в университете Торонто, на 11 лет позже первой американской программы. В Соединенных Штатах в 1920-х годах существовало уже много образовательных программ

специализации, а в 1939 году были аккредитованы университетские программы магистратуры. В университете Торонто только в 1947 году впервые в Канаде была присвоена степень магистра по социальной работе. Магистерский уровень образования в области социальной работы стал обычным в Канаде к 1960 году [1].

Хотя программы обучения социальной работе уже существовали в Канаде во многих университетах к концу 1940-х годов, дефицит профессионально подготовленных социальных работников в стране был в это время очень ощутимым. Ситуация не изменилась к лучшему в течение последующих 20 лет. В 1960 году Канадская ассоциация социальных работников потребовала, чтобы федеральное правительство предоставило специальное финансирование университетам для увеличения числа студентов, обучаемых этой специальности.

В 1960-е годы канадские университеты переживали период стремительного развития. Существование магистратуры по социальной работе как начальной ступени профессионального университетского образования, противоречащее образовательным стандартам других стран, стало рассматриваться скептически. К тому же некоторые магистерские программы фактически соответствовали уровню бакалавриата.

Большинство программ магистратуры представляли собой изучение одного или нескольких методов социальной работы (исследование условий жизни, групповой работы, организации сообщества), что не отражало реальной практики социальной работы. Преподаватели и практики в ходе многочисленных обсуждений этой проблемы пришли к выводу, что многие социальные работники фактически работают во всех трех областях. В стране чувствовалась нехватка социальных работников с университетским образованием. Канадские специалисты рассмотрели все эти проблемы достаточно серьезно и согласились, что необходимо изменить концепцию профессионального образования в этой области таким образом, чтобы образовательная система отличалась от существующей в Соединенных Штатах.

К началу 1970-х годов во многих канадских университетах, ведущих подготовку социальных работников, первой профессиональной степенью был бакалавр социальной работы (три или четыре года обучения). Некоторые из этих университетов ввели степень магистра социальной работы, основанную на бакалавриате. Несколько университетов, включая университет Торонто и университет Уилфрида Лорира в Ватерлоо провинции Онтарио, сохранили степень магистра социальной работы без введения бакалавриата, что было заметным отступлением от американской образовательной системы. В это время процесс аккредитации американским Советом образования по социальной работе не предусматривал бакалавриат и однолетнюю магистерскую степень.

Изменение канадского образования в области социальной работы, заключающееся в развитии бакалавриата, обусловило потребность канадских школ социальной работы в новом учебном плане. В 1967 году была создана Канадская ассоциация школ социальной работы (CASSW), поставившая перед собой цель установить стандарты учебного плана и аккредитовать новые бакалаврскую и магистерскую программы и уже существующую двухгодичную магистерскую программу. Процесс аккредитации под эгидой CASSW имел место уже к началу 1970-х годов в нескольких университетах, выпускавших бакалавров ранее, чем в конце 1960-х годов.

В 1969 году 460 магистров социальной работы закончили канадские университеты; в 1972 году — 1058 бакалавров и магистров получили высшее образование. Новые бакалаврские программы предусматривали этот рост числа выпускников. Университетские программы бакалавриата по социальной работе обычно требовали, согласно стандартам аккредитации Канадской ассоциации школ социальной работы, чтобы 40 — 50 процентов их учебных курсов приходились на гуманитарные и социальные науки. Такое построение программы обосновывалось тем, что социальные работники должны быть широко образованными профессионалами. В 1970-е годы начался этап организационно независимого развития профессиональной социальной работы в Канаде.

Поскольку бакалавриат в Канаде развивался, программы социальной работы появились в колледжах. Некоторые из них имеют полный учебный план универсальной ориентации. Специалисты, закончившие обучение по этим программам, обычно получали диплом и работу во многих областях практической социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, социальное обслуживание детей и семей, социальную коррекцию. В большинстве колледжей программы направлены на подготовку профессионально квалифицированных специалистов в ограниченной области, например социального обслуживания семей и детей. В последние годы эти колледжи сформировали партнерские связи с университетами таким образом, чтобы значительная часть их кредитов засчитывалась при обучении в бакалавриате университетов.

С конца 1960-х годов модель университетского образования, представляющая собой получение степени бакалавра, а затем магистра, стала в Канаде нормой. Развитие магистратуры, основанной на бакалавриате, привело к коренному изменению в концепции самой социальной работы. Если до 1970 года большинство социальных работников получало специализированную подготовку, позволявшую им работать в отдельных областях социальной сферы, то теперь университеты ввели степень бакалавра универсальной подготовки. Программа подготовки магистра включала предметы специализации, но не ограничивалась ими. Решение развивать универсальное образование базировалось на убеждении, что все направления социальной работы имеют общую основу. Кроме того, многие члены профессионального сообщества утверждали, что социальные работники должны владеть методами работы в разнообразных областях. Это привлекло внимание к проблеме отсутствия согласованной общей теоретической основы универсальной практики социальной работы или очевидного способа ее формулировки.

Как и в США, теория социальной работы в Канаде на протяжении почти пятидесяти лет, начиная с 1920-х годов, находилась под влиянием фрейдистской и неофрейдистской, а затем интеракционистской теорий. К тому же в отличие от американской практики, канадская социальная работа испытала воздействие британского социализма, который развивал идеологию государства всеобщего благосостояния.

К 1950-м годам интерес к внутреннему миру человека в литературе по социальной работе снизился. В 1957 году Элен Перлман связала изучение условий жизни с ролевой теорией и переместила центр внимания на окружающую среду. В конце 1950-х годов Национальная ассоциация социальных работников создала комиссию, чтобы вновь изучить общую базу практической социальной работы. Работа этой ко-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

миссии стала отправной точкой для статей Бартлетта и Гордона, опубликованных в 1960-е годы. Они заложили базу для теории социальной работы, основанной на изучении взаимодействия человека с окружающей средой. Целый ряд канадских университетов в 1970-е годы выбрал концепцию, основанную на системном и экологическом подходах, предложенных Гордоном и Бартлеттом. В 1980- 1990-е годы Мейер, Жермен и Життерман сформулировали экосистем-ный подход к социальной работе [1].

Середину 1980-х годов можно считать началом нового этапа в развитии социальной работы Канады. Если ранее теоретические модели и подходы социальной работы в Канаде были главным образом заимствованы из Соединенных Штатов, то в дальнейшем они стали развиваться независимо. Это особенно касается трех подходов к социальной работе (базирующегося на культуре аборигенов, структурного и феминистского), которые соответствуют специфике канадского менталитета. Однако единой универсаль-

ной теории практической социальной работы не существует до сих пор.

Библиографический список.

1. Heinonen, T. Social work practice: Problem Solving and Beyond/ T. Heinonen, L. Spearman. — 2nd ed. — Toronto: Nelson, 2006. - 366 p.

2. Irving, A. Neighbors: Three social settlements in downtown Toronto/ A. Irving, H. Parsons, D. Bellamy. — Toronto: Canadian Scholars-Press, 1995. — 215 p.

3. Wills, G. A marriage of convenience: Business and social work in Toronto 1918-1957/ G. Wills. — Toronto: University of Toronto Press,1995. — 350 p.

СТАНКОВА Марина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Статья поступила в редакцию 26.05.2009 г.

© М. В. Станкова

уДК 364 Е. М. КУЗНЕЦОВА

Т. В. ЩИТОВА

Омский государственный технический университет

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В 1992-2003 гг.

В статье рассматривается становление современной системы социальной защиты населения на территории Омской области. Проанализировано одно из основных направлений деятельности в 1992—2003 гг.: развитие социального обслуживания.

Ключевые слова: социальная защита населения, социальное обслуживание населения.

Социальная сфера, по сравнению с другими сферами функционирования общества, наиболее чувствительна к различным преобразованиям, происходящим в стране, что, в первую очередь, сказывается на уровне и качестве жизни граждан. Кризис политической и экономической сфер российского государства начала 90-х годов ХХ века обусловил кризис и социальной сферы, в частности той части, которая представляет собой систему социальной защиты населения.

Советская система социальной защиты населения, главной задачей которой было социальное обеспечение граждан (что, собственно, и отражалось в названии территориальных органов — собесы), к концу 1991 г. завершила свое существование. С 1992 года началось формирование российской системы социальной защиты населения. В Омской области формировалась региональная подсистема. В соответствии с постановлением главы администрации Омской области от 27 декабря 1991 г. № 66-П «Об организации комитетов, управлений, отделов администрации Омской области», на базе бывшего Управления социального обеспечения было организовано Управление

социальной защиты населения Омской области1. Основными направлениями деятельности Управления являлись: назначение и выплата государственных пенсий и пособий, организация социального обслуживания граждан, проведение медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи и др. [1].

Главной особенностью начального этапа становления современной системы социальной защиты населения стало формирование сети учреждений социального обслуживания нестационарного и полустаци-онарного типов. Следует отметить, что во второй половине 80-х гг. XX в. при Нежинском доме-интернате было создано отделение социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения2. Вместе с тем, как в России, так и в Омской области, масштабное развитие сети нестационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания началось с 1992 г.

В СССР социальное обслуживание населения осуществлялось в форме стационарного обслуживания, существовала сеть учреждений стационарного типа:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.