Научная статья на тему 'Особенности становления и развития гражданского воспитания в Канаде'

Особенности становления и развития гражданского воспитания в Канаде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / БИЛИНГВИЗМ / БИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC UPBRINGING / DISCRIMINATION / BILINGUISM / BICULTURAL SOCIETY / NATIVE POPULATION / MULTICULTURAL SOCIETY / MORAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Анастасия Викторовна

Статья посвящена вопросам становления и развития гражданского воспитания в Канаде. В ней представлены этапы формирования различных подходов к идее гражданского воспитания в американском обществе с учетом этнической неоднородности и разнообразия взглядов на систему образования в целом в различные исторические периоды в различных провинциях Канады. Рассмотрена трансформация идеи гражданского воспитания и интерес к данной сфере воспитания, проведен анализ связи социальных вызовов и их влияния на школьную политику в контексте формирования будущих граждан стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the problems of establishment and development of civic upbringing in Canada. Stages of formation of different approaches to the idea of civic upbringing in American society with taking into account its ethnical inhomogeneity and variety in views on the education system in whole in different historical periods in different provinces of Canada are presented in it. It is considered the changes in the understanding of the civic upbringingand interest to this sphere of upbringing, analysis of the relations of social demands and their influence on the school policy in the context of forming future citizens of the country.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и развития гражданского воспитания в Канаде»

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 37И

Фахрутдинова Анастасия Викторовна

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина

avfach@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАНАДЕ

Статья посвящена вопросам становления и развития гражданского воспитания в Канаде. В ней представлены этапы формирования различных подходов к идее гражданского воспитания в американском обществе с учетом этнической неоднородности и разнообразия взглядов на систему образования в целом в различные исторические периоды в различных провинциях Канады. Рассмотрена трансформация идеи гражданского воспитания и интерес к данной сфере воспитания, проведен анализ связи социальных вызовов и их влияния на школьную политику в контексте формирования будущих граждан стран.

Ключевые слова: гражданское воспитание, дискриминация, билингвизм, бикультурное общество, коренное население, мультикультурное общество, нравственное воспитание

Исчерпывающий и четкий анализ истории организации гражданского воспи-. тания в пределах школьной структуры в Канаде - это сложная и практически неразрешимая задача по ряду объективных причин. Произошло это, возможно потому, что единого понимания гражданства на различных исторических этапах в Канадском обществе не существовало. Так, по исторически сложившимся причинам Квебек крайне осторожно реагировал на свою роль неотъемлемой части единого государства, а Онтарио претендовал на приоритетность, отождествляя себя с Центром Канады и считая все остальные штаты и территории канадской провинцией. Хрупкий баланс между общенациональным и местным пониманием гражданства породил фактическое и терминологическое разнообразие в понимании гражданского воспитания по территориальному и социальному принципам. Тем не менее, как и в Американских школах в истории развития и становления Канадской школы можно выделить несколько периодов. Канадский исследователь Кен Осборн (Ken Osbome) дает следующую периодизацию гражданского воспитания:

1880-1920 гг.: формирование идентификации граждан Канады как канадцев;

1920 - середина 1960-х гг.: под влиянием представителей прогрессивной эры (США) гражданское воспитание рассматривалось с точки зрения подготовки подрастающих граждан к общественному сосуществованию при демократии вне политического контекста. (концепция гражданского воспитания Дьюи);

середина 1960-х - 1990 гг.: ориентир на панКанадские знания и ассимиляцию новых граждан.

1990 - наше время: изменение ориентира школьного образования с подготовки граждан к жизни в демократическом сообществе к подготовке граждан к жизни в активно меняющемся мире с точки зрения экономики [1].

1880-1920 гг. - формирование идентификации граждан Канады как канадцев

XIX век в Канаде характеризуется как время формирования самоидентификации граждан Канады, как канадцев. Поэтому задачей школы было и воспитание граждан и подготовка рабочей силы для индустриального общества. Встала задача обучения единому языку, введения национального контекста в содержание школьных предметов, в изучение традиций и организацию национальных фестивалей и празднований, в сотни других попыток дать детям возможность идентифицировать себя с Канадой, как своей страной. Процесс был весьма успешным [4]. Особо четко это прослеживалось в Онтарио, и на западных территориях, где процессу «канадизации» подвергалось большое количество не англо-говорящих эмигрантов. Квебек оставался в стороне от этого процесса. Попытка повсеместного внедрения английского языка воспринималась жителями этой провинции как угроза культурной самобытности. Опыт Манитобы и Онтарио, а также присоединившихся в 1905 году Альберты и Саскачивана с повсеместным введением английского языка разрушили надежды большого числа населения,

210

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Фахрутдинова А.В., 2010

что Канада будет биязычной и мультикультурной страной.

Многие исследователи того времени пишут, что патриотизм Канады того периода подразумевал лояльность по отношению к Великобритании и гордость за английскую империю. Особенно яркий пример насаждения английской культуры и языка - это провинция Онтарио, где большая часть населения не были бывшими британскими подданными. Школы учили всех детей лояльности и принятию всех прав и обязанностей нового канадского государства [8]. Кроме учебных предметов важной признавалась атмосфера, царившая в школе. Всевозможные церемонии, ритуалы, День Империи, а также события, происходившие в королевской семье: дни рождения суверенов, королевские похороны, коронации. Важную роль в этот период играли церемонии поднятия флага, развешенные на стенах карты, символические картины и плакаты [5]. По словам одного из школьных инспекторов: «они (символы) должны не только содержать в себе истинно канадский дух, они должны передавать этот дух детям. И те в свою очередь должны не только знать, дети должны чувствовать, что Канада великая страна» [5, с. 29]. Однако все реципиенты гражданского воспитания хотели его получить. Так, например, представители коренного населения понимали, что гражданское воспитание, преподаваемое их детям в школах-интернатах, где ученики проживали по нескольку лет (до 5) не видя семьи, отрывает их от корней и истории своего народа [1].

1920-е - 1960-е. гг. - социализация граждан и жизнь в обществе

Социально политическая и экономическая обстановка после окончания первой мировой войны, великая депрессия, рабочий радикализм, вторая мировая война, и отголоски холодной войны не могли не найти отражения в школьной практике. В этот период произошло изменение концепции гражданского воспитания. Теперь это был не столько вопрос национального самоопределения, сколько нравственного воспитания граждан и подготовка детей к жизни в обществе. Концептуальная идея текущего периода - деполити-зациия гражданского воспитания. Рассмотрим две концепции, отражающие данную идею.

Первая - воспитание детей, направленное на формирование общих устремлений и целей, для

того чтобы население Канады стало одной дружной семьей с лозунгом «...один за всех и все за одного...» [9, с. 38].

Вторая - замена политической активности путем вовлечения детей, да и всего населения в волонтерское движение, в благотворительность, создание церковных общин, и другие формы активного участия не в политической, но социальной жизни общества [9].

Такой подход был принят обществом и широко применялся не только в школьной практике но и учитывался при организации активного досуга детей: бой скауты (Boy Scouts), гэл гайды (Girl Guides), клубы Аж-4 (H-4 clubs), организация подготовки девушек Канады (Canadian Girls in Training), молодежный красный крест (Junior Red Cross) и т.д. численность детей, вовлеченных в эти организации, достигала нескольких сотен тысяч детей. Гражданское воспитание часто рассматривалось педагогами, политиками, общественными деятелями и учеными как профилактическая мера, особенно после Виннепигской всеобщей забастовки 1919 года и ряда других волнений волной прошедших по стране в период между первой и второй мировыми войнами [2]. В научной литературе этого периода прослеживается изменение отношения к гражданскому воспитанию и с точки зрения рассмотрения Канады как самостоятельного государства, а не как доминиона. Книги с текстами по истории были озаглавлены: «Создание канадской нации» (Building the Canadian nation), «Канада, нация и что впереди» (Canada, Nation and How It Come to Be), «От колонии к нации»^шт Colony to Nation) [4]. Педагоги разделяли возрастающее понимание самостоятельности страны. История Канады теперь была отделена от истории Великобритании, большое внимание уделялось уже непосредственно формированию Канады. Наряду с вышесказанным следует упомянуть о фактах, имеющих непосредственное отношение к трудностям в вопросах организации гражданского воспитания и чувства гражданства: В этот период наблюдалась возрастающая американизация общества. Образование коренного населения продолжало оставаться за пределами внимания общественности [3].

Существовали проблемы полового неравенства в вопросах гражданства.

Гражданское воспитание того периода не учитывало би-язычности и би-культурности Канадского общества. При изучении фактов британской

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

211

истории представителями всех национальностей, история Франции, ее культура часто игнорировались. В адрес французских школ высказывалась критика, что там учат детей ненавидеть англичан [8]. Но исследования Канадской Образовательной Ассоциацией английских и французских школ, позволило выявить полное отсутствие подстрекательства к ненависти. Учителя часто занимались в школах только «натаскиванием» учеников по экзаменационным предметам. Ведь от них требовались показатели по уровню знаний, и времени на работу по воплощению в жизнь программы «англизации» практически не оставалось [7].

Середина 1960-х - 1990-е гг. - ориентир на пан-Канадские знания и ассимиляцию новых граждан, «Изучение Канады»

1960 год - время разгара тихой революции в Квебеке, влияние которой было заметно на территории всей Канады. Основным вопросом было определение места Квебека в Канаде и вообще определение истинной природы конфедерации [8]. Перед широкой аудиторией эти вопросы ставит Королевская комиссия по би-лингвизму и би-культурности канадского общества (Royal Commission on Bilingualism and Biculturalism). Внимание к би-лингвизму привело к пониманию мультикультурализма, который и был принят парламентом в 1971 году. Таким образом создались условия для возрождения национального достоинства представителей коренного населения Канады. В 1960 году канадские индейцы получили право избирательного голоса [1; 3].

Празднование 100 годовщины Канады усилило противопоставление конфедерации и колоний, как единиц конфедерации. На повестке дня встал вопрос о самой возможности существования страны на протяжении еще одного столетия. Канадская самоидентификация оказалась под угрозой из-за возрастающего влияния американской культуры и экономики [10].

В 1970 была создана организация по изучению Канады (Canada Studies Foundation). Подход к изучению Канады теперь изменил свой курс в сторону пан-Канадского, который доносил до учеников общую информацию: географическое положение, знания по культуре, этническому составу страны и т.д. [9]. Более того, данная организация всячески поддерживала учителей в разработке новых курсов. Возникло огромное количе-

ство новых программ, которые часто не имели ничего общего с гражданским воспитанием.

Тем не менее, противопоставления франкофонного Квебека в англофонных школах и наоборот прослеживался часто, оставляя Квебеку отдельное место в канадском обществе.

Когда мы говорим об усилении внимания со стороны представителей общественности и образования к проблемам «канадизации» важно учитывать особенности канадской конфедерации. В середине 1960 годов историки Кук и Кэрелесс (Cook, Careless) отмечали, что на тот момент не существовало ни одной работающей теории по канадской самоидентификации. Канада воспринималась как общий дом для всех наций [6].

В 1960-х годах правительство определяло канадскую идею как би-лингвистическую и би-культурную, но позднее в 1970-х годах произошло изменение парадигмы общества в сторону официального би-лингвизма и мультикультурализма. На такое изменение быстро откликнулись школы. Для англоговорящих студентов были введены курсы французского языка, организованны программы обмена, и наконец, представители коренного населения получили контроль над своими школами. Ассимиляционная англикизация уступила место мультикультурализму общества [6].

В 1970-1980-х годах увеличилось внимание педагогов к мировым проблемам. Отчасти это произошло из-за возрастающей волны эмигрантов, поскольку состав учащихся в школах стал все более «пестрым». Но куда большую роль сыграло то, что канадские учителя к концу 20 века стали понимать гражданство в контексте глобализации мирового пространства.

В этот период было признано, что гражданство должно быть активным, а не пассивным. Пришло понимание того, что граждане должны были активно участвовать в делах, а не оставаться в стороне. Эта традиция гражданского воспитания и гражданства уходит корнями к традициям ранних греческих республик, но она нова для описываемого периода канадской истории образования.

Свой рассвет гражданское воспитание получило на рубеже XX-XXI веков.

Библиографический список

1. Bumsted, J. M. A History of the Canadian People. Ontario: Oxford University Press, 2003.

2. Canada. Winnipeg School District. Annual Report. Winnipeg: Winnipeg School District, 1888.

212

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

3. Canada. Committee for Aboriginal Electoral Reform. The Path to Electoral Equality. Ottawa: Committee for Aboriginal Electoral Reform, 1989.

4. Donald, Neil G. "David J. Goggin: Promoter of National Schools." Shaping the Schools of the Canadian West. Ed. D. C. Jones, N. M. Sheehan, and R. M. Stamp. Calgary: Detselig Enterprises, 1979.-p.14-28.

5. Francis, R. D., Richard Jones, and Donald B. Smith. Destinies: Canadian History Since Confederation. Toronto: Nelson Education, 2007.

6. Francis, R. D., Richard Jones, and Donald B. Smith. Journeys: A History of Canada. Toronto:

Nelson Education, 2009.

7. Henley, Richard, and John Pampallis. The Campaign for Compulsory Education in Manitoba// Canadian Journal of Education.-1982.-vol.7.-P. 59-83.

8. Laloux-Jain, Genevieve. Nationalism and Educational Politics in Ontario and Quebec, 18671914. Canadian schools and Canadian identity. Toronto: Gage Educational Pub., 1977.

9. Murray, W C. Education and the National Spirit // Western School Journal XII.-1917.-vol. 19.- 39-37.

10. Sandwell, Ruth W._To the Past: History Education, Public Memory, and Citizenship in Canada. Toronto: University of Toronto Press, 2006.

УДК 37

Айнутдинова Ирина Наильевна

Казанский федеральный университет Irina.Ainjutdinova@ksu.ru

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ОПЫТ США

В статье представлены особенности, структура и содержание профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов. Подчеркнута важность вопроса о постановке цели и задач современного профессионального образования, а также проектирование уровня эффективности их выполнения в образовательном процессе. Дана экспертная оценка программ подготовки компетентных специалистов социальной сферы в университетах США.

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, социальная сфера, опыт США, содержание образовательных программ.

Исследование американского опыта подготовки конкурентоспособных специалистов важно не для механического заимствования тех или иных общественных парадигм и доктрин, а, прежде всего, для осмысления естественных процессов взаимодействия, взаимообогащения и постепенной интеграции все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных российской и американской социальных систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования всесторонних интеграционных процессов. Кроме того, «изучение и анализ различных явлений в области профессиональной подготовки специалистов развитых стран становится ныне фактически нормой нашей жизни и научного взаимодействия» [2, с. 47]. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеет место как излишняя переоценка, даже известная абсолютизация американского опыта, так и его недооценка [1].

Отечественная литература по вопросам генезиса американских теорий профессиональной под-

готовки конкурентоспособных специалистов социальной сферы, к сожалению, фрагментарна и невелика. Мы изучили работы зарубежных исследователей, переведенные на русский язык и рассматривающие социальную работу и проблемы подготовки социальных работников и педагогов в США, Великобритании, Германии и других странах, которые оказывают значительное влияние на состояние социальной работы в России [3; 4; 5].

Современная высшая школа США характеризуется высокой степенью дифференциации содержания образования и организации учебного процесса. Эта существенная черта системы высшего образования сложилась под воздействием ряда исторических, экономических, социокультурных факторов. «Особое влияние на формирование дифференцированного подхода к обучению оказали идеи протестантской религии, которую исповедует подавляющее большинство американцев» [2, с. 79].

Изучение нормативных документов современных американских вузов и знакомство с орга-

© Айнутдинова И.Н., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.