Научная статья на тему 'Г. М. МакЛюэн: студенческие годы и начало карьеры (1930-1950-е гг.)'

Г. М. МакЛюэн: студенческие годы и начало карьеры (1930-1950-е гг.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
411
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / МАКЛЮЭН Г.М. / МАССМЕДИА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Архангельская Ирина Борисовна

В статье рассматриваются студенческие годы и период профессионального становления канадского теоретика медиа Г.М. МакЛюэна. На основе собранных в библиотеке Университета Торонто материалов автор анализирует академические интересы, особенности характера и мировоззрения ученого на первом этапе жизненного пути и приходит к выводу о том, что ранние публикации и эпистолярное наследие МакЛюэна служат ключом к пониманию как его личности, так и его трудов по теории коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student years and start of the professional career of the Canadian media theorist H. M. McLuhan are considered in the article. With the help of the materials collected at the library of the University of Toronto the author analyses academic interests, character peculiarities and specific outlook of the scholar at the first stage of his life and, as a result, comes to the conclusion that McLuhan's earlier publications and letters are keys to understanding of his personality as well as his communication studies.

Текст научной работы на тему «Г. М. МакЛюэн: студенческие годы и начало карьеры (1930-1950-е гг.)»

И. Б. Архангельская

Г. М. МАКЛЮЭН:

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ И НАЧАЛО КАРЬЕРЫ (1930-1950-е гг.)

В статье рассматриваются студенческие годы и период профессионального становления канадского теоретика медиа Г.М. МакЛюэна. На основе собранных в библиотеке Университета Торонто материалов автор анализирует академические интересы, особенности характера и мировоззрения ученого на первом этапе жизненного пути и приходит к выводу о том, что ранние публикации и эпистолярное наследие МакЛюэна служат ключом к пониманию как его личности, так и его трудов по теории коммуникации.

I. Arkhangelskaya

H. M. MCLUHAN:

STUDENT YEARS AND PROFESSIONAL CAREER START (1930-1950)

Student years and start ofthe professional career of the Canadian media theorist H. M. McLuhan are considered in the article. With the help ofthe materials collected at the library ofthe University of Toronto the author analyses academic interests, character peculiarities and specific outlook of the scholar at the first stage of his life and, as a result, comes to the conclusion that McLuhan’s earlier publications and letters are keys to understanding of his personality as well as his communication studies.

Имя канадского медиагуру Герберта метом научных интересов ученого были

Маршалла Маклюэна (Herbert Marshall McLuhan, 1911—1980) известно во всем мире как автора теории, согласно которой качественные сдвиги в истории человечества связаны с появлением новых технических средств коммуникации. Знаменитые фразы Г. М. МакЛюэна «medium is the message» («средство информации является сообщением») и «global village» («глобальная деревня» — о современном мире) стали устоявшимися клише. Пред-

в основном телевидение и другие средства коммуникации (media studies), но он, сторонник элитарного искусства, стал не только признанным специалистом в области массмедиа, «пророком эпохи информационных технологий», но и знаковой фигурой в культуре 1960-1970-х гг., встав в один ряд с такими представителями общественной мысли и искусства, как Жан Бодрийяр, Энди Уорхолл, Джон Леннон.

Во всем мире в университетские курсы по социологии, теории коммуникации, культурологии, журналистике включены работы МакЛюэна: «Механическая невеста: Фольклор человека индустриального века» (1951) (The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man), «Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры» (1962) (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man), «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека» (1964) (Understanding Media: the Extensions of Man).

МакЛюэн известен прежде всего как теоретик коммуникации, специалист по мас-смедиа и культуролог, но его наследие также включает несколько сотен литературоведческих статей, эссе и рецензий, публицистику, предисловия к книгам1. Изучение студенческих лет и периода профессионального становления МакЛюэна необходимо для понимания его трудов и личности.

В 1928 г., решив стать инженером, Г. М. МакЛюэн поступил в Университет Манитобы штата Виннипег, Канада. Уже тогда проявился его писательский дар. Статьи МакЛюэна регулярно появлялись в университетской газете «Манитобиан» (The Manitobian). Проблемы образования, особенности национального немецкого характера, взаимоотношения Германии и Канады, феномен интернационализма, творчество Д. Мередита — таковы темы студенческих статей М. МакЛюэна.

Интерес к литературе, истории, философии заставил М. МакЛюэна поменять специальность. В 1933 г. он получил степень бакалавра искусств (В.А.), а в 1934 г., защитив дипломную работу на тему «Джордж Мередит как поэт и драматургический романист» (George Meredith as a Poet and Dramatic Novelist), — степень магистра искусств (М. А.) в университете Манитобы. Затем МакЛюэн решил продолжить образование в Великобритании и поступил в престижный Тринити колледж Кембриджского университета. Именно там сформировались его литературные пристрастия,

зародился интерес к медиа. Имея степень магистра искусств, полученную в Университете Манитобы, МакЛюэн мог заняться работой над докторской диссертацией, но он считал своих знаний недостаточными, поэтому прошел полное обучение в области английской литературы в Кембридже, пройдя уровень бакалавриата, магистратуры, и только после этого приступил к работе над докторской диссертацией.

Курс англо-американской литературы в университете Манитобы заканчивался изучением У. Вордсворта. Современная литература не была включена в программу, писатели-модернисты (Д. Джойс, Э. Паунд, Т. Элиот), чье творчество в те годы обсуждалось в интеллектуальных кругах Америки и Европы были за пределами университетского курса. В Кембридже ситуация была иная. В 1910—1930 гг. Кембридж считался пионером в области изучения английского языка и литературы, причем обучение было организовано по противоречивой программе короля Эдварда VII, акцент в которой делался в большей степени на критический, чем филологический анализ. Это отличало Кембридж от Оксфорда.

В Кембридже М. МакЛюэн серьезно изучал античную и средневековую историю и литературу, а также современную английскую и американскую литературу. Особый интерес он проявил к творчеству Т. С. Элиота и поэзии викторианцев — А. Теннисо-на, М. Арнольда, читал художественные и философские сочинения Г.К. Честертона. В 1936 г. МакЛюэн получил степень бакалавра искусств, а в 1939 г. — степень магистра искусств. По мнению канадской исследовательницы Ж. Марчиссо, изучение английской литературы, языка и культуры в Кембридже во многом определило методологические подходы МакЛюэна к исследованию медиа и появлению его концепции средств массовой коммуникации, в которой ярко выражено ощущение материальности и техничности языка, что во многом обусловлено любовью канадского ученого к поэзии2.

Большое влияние на формирование интересов МакЛюэна оказали профессора Кембриджа А. А. Ричардс (I. A. Richards) и Ф. Р. Ливис (F. A. Leavis), которых называли «дедушками Новой критики» (grandaddies of New Criticism)3. Принципы школы «Новой критики» близки русской формальной школе, и, согласно им, автор произведения не так важен, как его труд. «Новых критиков» не интересовал жизненный путь того или иного писателя или поэта, значение для них имели только форма, стиль, технология создания текста.

По образованию психолог, А. Ричардс преподавал литературу. Объектом его научного интереса был процесс чтения. Для Ричардса было важно не толкование содержания поэтического произведения, а то, как стихотворение влияет на читателя, какие мысли и чувства оно порождает. Он считал, что всякий опыт непосредственно связан с господствующими на тот момент условиями существования, уровнем жизни людей. Ричардс обращал внимание студентов на систему образов, ритм, метафору, иронию; объяснял, что может сказать художник, мастерски используя средства языка.

Свою концепцию преподавания литературы и анализа литературного текста Ричардс изложил в опубликованной в 1929 г. книге «Практический критицизм. Исследование литературного суждения» (Practical Criticism: A Study of Literary Judgment), в которой, обобщая опыт работы со студентами, требовал от критика «страстного» постижения поэзии наряду с бесстрастным психологическим анализом. На занятиях Ричардс иногда раздавал студентам стихотворения, сняв их названия и имена авторов. Студенты должны были проанализировать тексты: объяснить символику произведения и причину, по которой к этой теме обратился автор; охарактеризовать поэтическую форму, стилистические и лингвистические особенности стихотворения. Цель таких заданий заключалась в том, чтобы заставить учащихся сконцентрироваться на содержании («the words on

the page»), а не на существующем уже и высказанном кем-то мнении о произведении. Ричардс хотел, чтобы студенты могли понять психологию поэта, раскрыть его внутренний мир. Такие формы работы развивали навыки критического мышления, умение выразить свои мысли на бумаге. Работы студентов затем зачитывались вслух и анализировались в аудитории, при этом Ричардс позволял себе саркастические замечания и иронию в адрес своих учеников. Подобный подход к анализу литературного текста воспитал в МакЛюэне нестандартное мышление. Продолжая традиции Ричардса в общении с коллегами, студентами, а позднее читателями и даже поклонниками, он также позволял себе саркастические и иронические замечания и комментарии.

Сначала МакЛюэн скептически относился к предложенной Ричардсом технологии литературного анализа текста, но потом она захватила его, впоследствии он использовал эту методику при изучении средств коммуникации и рекламы. Во многих трудах МакЛюэна ощутим интерес к метафорической природе языка, иронии, подтексту. Работая в Университете Сент-Луиса (St. Louis University) в 1930-е гг., Мак-Люэн вел курс практического критицизма (Practical Criticism), обучая анализу текста по методике Ричардса.

Профессор Ф.Р. Ливис учил студентов анализировать окружающую их культурную среду, в том числе рекламу, так же, как и литературное произведение. Он предлагал соединить мир науки и литературы. Влияние Ливиса ощутимо в первой книге МакЛюэна «Механическая невеста: Фольклор человека индустриального века», где в серии эссе реклама рассматривается с учетом исторических и культурологических корней. Идеи и стиль Ливиса МакЛюэн использовал позднее в преподавании курсов по культурологии.

МакЛюэн гордился школой, которую он прошел в Кембридже. По словам Г. Уил-мотта, начав преподавательскую деятель-

ность в Университете Висконсина, а затем в 1937 г. в Университете Сент-Луиса, МакЛюэн ощущал «себя единственным человеком в США, получившим в Кембридже хорошие знания приемов и техники Ричардса, Эмпсона и Ливиса. МакЛюэн ощущал и продавал себя как представитель авангарда Новой критики»4.

В 1930-е гг. многие университетские интеллектуалы придерживались левых взглядов, в литературной критике был популярен марксистский подход к анализу произведений, что выражалось в акценте на историко-социальных аспектах биографии и творчества писателей. МакЛюэн категорически отвергал такой подход к изучению литературного текста и преподавал литературу студентам и младших и старших курсов так, как его учили в Кембридже Ливис и Ричардс. В поздних трудах, посвященных проблемам массовой коммуникации, Мак-Люэн большое внимание уделяет историческому и культурологическому контексту, в меньшей степени экономике, при этом его никогда не интересовала классовая борьба. Из писем МакЛюэна понятно, что он с большим недоверием относился к коммунизму, СССР. До начала Второй мировой войны он полагал, что реальная угроза исходит не от гитлеровской Германии, а от Коминтерна5.

После получения степени бакалавра искусств в Кембриджском университете М. МакЛюэн начал преподавать историю и литературу эпохи Возрождения, вел курсы по культурологии, английской литературе. Свою академическую карьеру он начал в Университете штата Висконсин, где организовал неформальные дискуссионные клубы для молодых ученых. Бывший коллега МакЛюэна по этому университету Кеннет Кэмерон (Kenneth Cameron) вспоминал, что удивительными были не столько взгляды МакЛюэна, сколько манера их преподнесения. МакЛюэна отличало необыкновенное красноречие. По словам К. Кэмерона, он умел «исключительно ясно и четко выражать мысли.... Если бы

Вы записали его речь на магнитофон и затем расшифровали ее, то получили бы великолепное эссе»6. Возможно, дар красноречия Г. М. МакЛюэн унаследовал от матери, получившей театральное образование и имевшей опыт выступления с концертами в разных уголках Канады. В Кембридже М. МакЛюэн основательно изучал риторику, что, несомненно, было хорошей практической базой для публичных выступлений.

В 1940-е гг. М. МакЛюэн стремился сделать карьеру в академической среде. В 1943 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Классический тривиум: Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени» (The Classical Trivium: The Place of Thomas Nashe in the LearningofHis Time). Получив звание доктора философии (Ph. D.), он стал искать вакансии на должность профессора в североамериканских университетах. В 1944 г. МакЛюэн переехал из США в Канаду и сменил место работы. С 1944 по 1946 гг. он работал в Университете г. Уинзор, штат Онтарио, а затем перешел в католический колледж Святого Майкла, который был частью Университета Торонто. В этом учебном заведении он проработал до 1979 г.

Работая в католическом колледже, Мак-Люэн, убежденный томист, с одной стороны, гордился тем, что выполняет свой долг по отношении к церкви, воспитывая молодежь в соответствии с учением Святого Престола. С другой стороны, он тяготился строгими порядками, установленными в учебном заведении.

О консерватизме колледжа Святого Майкла можно судить по его правилам. Каждое занятие в нем начиналось молитвой, ряд книг, таких как «Том Джонс» Г. Филдинга, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, «Элои-за к Абеляру» А. Поупа, были в списке запрещенных; для работы с ними требовалось специальное разрешение. Зарплаты в колледже были значительно ниже, чем в светских подразделениях университета, а уровень преподавания не соответствовал современным стандартам того времени. Мак-

Люэн считал своей задачей продвигать католические идеи среди молодежи и делал это с энтузиазмом, но чувствовал себя некомфортно в чуждой ему среде. Молодой профессор с кембриджским образованием, энциклопедизмом и остротой ума раздражал многих коллег-католиков. Интеллектуальная жизнь в Торонто не нравилась МакЛюэну. Он жаловался своим американским коллегам, что в этом городе к культуре относятся в основном как к «неприятной моральной обязанности»7.

В письме к американскому поэту Э. Паунду от 30 июля 1948 г. МакЛюэн рисовал достаточно грустную картину жизни и работы в Университете Торонто: «Ни одним колледжем. больше не управляют нормальные люди. Мне не удалось еще встретить людей, которые бы знали, что они делают, не говоря уже о том, зачем они это делают... Как с этим быть? Зомби. Лунатики. Не могу с такими спорить. Они соглашаются со всем, что вы говорите, и идут дальше. Отметьте это как черту нашего времени. Возражений больше нет»8. Этот печальный образ академической жизни в Торонто похож на отрывки из «Бесплодной земли» Т. С. Элиота. Возможно, именно под влиянием поэмы Элиота МакЛюэн в таких мрачных красках описал место своей работы.

На самом деле в 1940-50-е гг. Университет Торонто был центром англоязычной культуры Канады, где в это время работали такие блестящие умы, как литературовед Нортроп Фрай (Northrope Frye), экономисты Джон Истенбрук (John Easternbrook) и Гарольд Иннис (Harold Innis). Возможно, негативизм МакЛюэна по отношению к университетской жизни объясняется тем, что ему не очень нравилась педагогическая работа. Преподавание на младших курсах он считал бесполезной рутиной («useless routine»)9. МакЛюэну хотелось творить. Он ощущал, что в нем есть талант литератора, поэтому Паунду он писал, что не читает лекции, а пишет поэмы, используя метод Паунда из книги «Алфавит для чтения»10.

В Университете Торонто МакЛюэн преподавал творчество У. Шекспира студентам первых курсов, современную поэзию и драму студентам-отличникам четвертого курса («Fourth Year Honours»), а позднее английскую поэзию 1500—1660 гг. лучшим студентам второго курса («Second Year Honours»). Он также вел семинары по современной критике и междисциплинарный семинар по коммуникации. По воспоминаниям коллег и студентов он мало интересовался программами курсов, но много времени уделял темам и произведениям, которые считал достойными серьезного внимания11.

МакЛюэн всегда пытался окружить себя близкими ему по духу людьми — литераторами, большинство из которых были католиками. В Университете Сент-Луиса в этот круг входили профессор Феликс Джова-нелли, литературный критик Джон Ферел-ли (John Ferelli) и писатель Джон Фарелл (John Farell). В Торонто он сблизился с многообещающим молодым преподавателем английской и американской литературы Хью Кеннером, для которого в первые годы знакомства был своеобразным наставником.

По воспоминаниям Хью Кеннера, Мак-Люэн отличался от тех профессоров, которые учили его в Торонтском университете. Он раскрыл молодому коллеге мир поэзии Т. С. Элиота, познакомил с трудами А. А. Ричардса «Практическая критика» и Ф. Р. Ли-виса «Новые ориентиры в английской поэзии», а также с работами У. Льюиса. В письме к Филиппу Марчанду Кеннер признавался, что встреча с МакЛюэном оказала на него огромное влияние и для него «раскрылось столько окон»12.

В 1940-е гг. МакЛюэн в своих работах обращался к творчеству А. Теннисона, Д. Кит-са, C. Колриджа, А. Поупа, но особый интерес он проявил к поэзии и критике Э. Паунда и Т. Элиота, прозе Д. Джойса. В этот период времени МакЛюэн был также увлечен исследованием феномена массовой культуры, в частности рекламой. Читая

курс современной рекламы и культуры, он вырезал для занятий рекламные модули и тексты из газет и журналов. Он предлагал студентам оценить их, связать с европейскими художественными и литературными традициями. Анализу на занятиях подвергались и популярные комиксы 1930-1940-х гг. Из этих собранных материалов возникла первая книга канадского исследователя «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека». Сначала отрывки из книги под названием «Фольклор индустриального человека» были опубликованы в журнале «Ньюроти-ка» (Neurotica)13. В этом же в 1951 г. в издательстве «Вангард пресс» книга вышла целиком.

В «Механической невесте», как и во многих публикациях 1940-х гг., МакЛюэн планировал обрушиться с критикой на современное североамериканское общество. Книга содержала фотографии комиксов, постеров, рекламных объявлений и комментарии к ним в формате эссе. В «Механической невесте» МакЛюэн задумал покритиковать не только современную рекламу, но и современную культуру в целом: он пытался развенчать романтику американских вестернов, комиксы, прославлявшие суперменов, рекламу дезодорантов, обещавшую море счастье их покупателям.

Основные темы книги: персонаж американских комиксов Дэгвуд как образ современного американского мужчины; сухой американский рационализм, который охватывает разные стороны жизни, в том числе образование; истоки образа современного сыщика; грубость и цинизм, стоящие за методом самосовершенствования в стиле Дейла Карнеги.

Однако в «Механической невесте» и более поздних трудах исследователь МакЛю-эн победил консерватора МакЛюэна. Докапываясь до истоков американской поп-культуры, канадский профессор обращал-

ся к эпосу народов Европы, к литературе и искусству Средневековья и эпохи Возрождения. Проводя параллели между персонажами комиксов (например, Суперменом) и средневековыми героями, МакЛюэн доказывал, что комиксы, вестерны и даже реклама являются своеобразным эпосом американского народа с его недолгой историей, «фольклором индустриального человека».

В «Механической невесте» МакЛюэн впервые высказал мысль о том, что средства коммуникации являются продолжением человека. Изучая рекламу автомобилей, МакЛюэн отмечает, что между человеком и машиной много общего, и часто они продолжают друг друга. Так, в рекламе «Выбор Мужа» («Husband’s Choice») изгиб идеальной фигуры молодой женщины напоминает форму совершенного Понтиака. Более подробно ученый развил эту идею в книге «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека».

Большую часть своей жизни Г. М. Мак-Люэн проработал профессором английской литературы в университете Торонто, где основал Центр культуры и технологии14. За время работы в университете им было написано более сотни литературоведческих статей, посвященных творчеству У. Шекспира, поэтам викторианской эпохи (У. Тен-нисону, М. Арнольду), французским по-этам-символистам (Ш. Бодлеру, С. Малларме), Д. Киплингу, писателям и критикам американского Юга, литературе модернизма (Э. Паунду, Т. С. Элиоту, Д. Джойсу).

Изучение первого этапа жизненного пути Г. М. МакЛюэна, его первых публикаций, посвященных как литературе, так и разным общественным явлениям, анализ ранних академических исследований способствуют пониманию как личности канадского теоретика медиа, так и особенностей формирования его научных интересов в области коммуникации.

1 См., напр.: MacLuhan M. Introduction / M. MacLuhan // Kenner H. Paradox in Chesterton. — New York: Sheed and Ward, 1947. — Р. XI—XXII; MacLuhan M. Introduction / M. MacLuhan // Kenner H. Pound Era. — Berkeley: University of California Press: Faber and Faber, 1971.

2 Marchessault J. Marshall McLuhan. Cosmic Media / J. Marchessault. — London; New Delhi: Sage Publications, 2005.

3 См., напр.: Fitzgerald J. Marshall McLuhan: Wise Guy / J. Fitzgerald. — Quebec: XYZ Publishing, 2001. - P. 33.

4 «When McLuhan took his first positions at the University ofWisconsin in 1936 and at St. Lois University in 1937, he did so feeling he was ‘the only man in the USA’ with ‘a thorough grounding in the techniques of Richards, Empson and Leavis at Cambridge. McLuhan saw himself, and sold himself, as a representative of the New Critical avant-guard». (Willmot G. McLuhan, or Modernism in Reverse / G. Willmot. — Toronto: Univ. of Toronto Press. 1996. — P. 24).

5 Letters of Marshall McLuhan / Selected and ed. by M. Molinaro, C. McLuhan, W. Toye. — Toronto; Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 1987. —P. 97.

6 «He was extraordinary articulate... If you had tape recorded his remarks and transcribed them, you would virtually have a perfect essay» (Цит. по: Marchand P. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger / P. Marchand. — New York: Ticknor & Fields, 1989. — P. 43).

7 Подробнее об этом см.: Marchand Ph. Op. cit. P. 80—93.

8 «No college . is run by human any more. I have yet to meet anybody who knew what he was doing let alone why he was doing it. How to tackle this situation? Zombies. Sleep-walkers. Can’t argue with such. They agree with anything you say and go on. Mark that as a present feature» (Letters. — P. 198—199).

9 Ibid. P. 198.

10 Ibid.

11 Ibid. P. 172.

12 Marchand Ph. Op. cit. P. 93.

13 McLuhan M. The Folklore of Industrial Man // Neurotica. — 1951. — Vol. 8. — N 3. Spring. — Р. 3—20.

14 Центр культуры и технологии МакЛюэна был основан в 1963 г. Он был закрыт вскоре после смерти ученого. Однако в здании бывшего Центра проходят семинары и лекции Программы Г. М. Мак-Люэна, директором которой является ученик МакЛюэна профессор Деррик де Керкове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.