УДК 364-78(70)(091) ББК С93(7Сле)6
ГСНТИ 16.2127
Код ВАК 13.00.08
Целых Марина Петровна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей педагогики, Таганрогский институт имени А П. Чехова - филиал Ростовского государственного экономического университета; 347936, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инициативная, д. 48; e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная работа; профессионализация; профессиональные организации; профессиональное образование; США.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме поиска профессиональной идентичности на основе самоорганизации, который был характерен для американской социальной работы в первой половине XX столетия. Целью является обоснование ведущей роли профессиональных организаций в становлении и развитии социальной работы как интеллектуальной профессии. Автором анализируются аутентичные англоязычные источники (не переводившиеся на русский язык), посвященные истории американской социальной работы. Дается характеристика основных черт профессионализма. Показана ведущая роль первых профессиональных объединений американских социальных работников в процессе перевода добровольной благотворительности в статус профессии. Описано содержание деятельности профессиональных организаций, которые явились прототипами современных ведущих профессиональных объединений - Национальной ассоциации социальной работы и Совета по образованию социальных работников. Выделены главные направления деятельности профессиональных организаций, к которым отнесены развитие стандартов деятельности и правил членства, выработка теоретических подходов и общей методики оказания социальной помощи, принятие этического Кодекса профессиональной деятельности и разработка базовых образовательных программ подготовки специалистов для различных специализаций. Приведена статистика увеличения численности профессиональных организаций как показателя их влияния на повышение статуса социальной работы. Особое внимание уделено возможностям совершенствования профессии при участии самих профессионалов.
Tselykh Marina Petrovna,
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of General Pedagogy, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov, (branch) Rostov State Economic University, Taganrog, Russia.
PROFESSIONAL ORGANIZATIONA AS A DRIVING FORCE OF THE DEVELOPMENT OF AMERICAN SOCIAL WORK
KEYWORDS: social work; professionalization; professional organizations; professional education; United States.
ABSTRACT. The article deals with the issue of the search of professional identity on the basis of self-organization, which characterized American social work in the first half of the 20 th century. The goal is to substantiate the leading role of professional organizations in the rise and development of social work as an intellectual profession. The author analyzes authentic English-language sources (which have not been translated into Russian) on the history of American social work. The main features of the tern "professionalization" are described. The leading role of the first professional organizations of American social workers in the transition of voluntary charity into the status profession is shown. The article outlines the main activities of professional organizations which used to be the prototypes of modern leading professional associations - National Association of Social Workers and Council on Social Work Education. The author shows that they were the major force in the attempt to get unity and greater cohesion for the profession. The main activities of professional organizations are highlighted: the development of professional standards and rules of membership, the search for theoretical basis, common methodology and methods of practice, the adoption of the Code of ethics for professional practice and unification of basic educational training programs for different specializations. Statistical data on the number of members of professional organizations as an indicator of their impact on the improvement of the status of social work as a profession is provided. Special attention is given to the possibilities of improving social work as a profession with the help of self-organization of professionals.
В I
х
• настоящее время в условиях перевода к общемировому открытому экономическому и социально-культурному пространству возрастает научный интерес к вопросам профессионализации социально-
1 Статья написана при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 15-06-00039 название проекта: «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности».
© Целых М. П., 2015
педагогического труда и к сравнительно-историческим аспектам, выявляющим особенности развития деятельности социальных педагогов/социальных работников в различных странах. Как новая профессия социально-педагогическая деятельность заявила о себе в России сравнительно недавно - в начале 1990-х гг., что было вызвано необходимостью преодоления негативных последствий перехода страны на рельсы рыночных социально-экономических от-
ношений. В то же время за рубежом, в частности в США, профессионализация социальной работы началась примерно на сто лет раньше и состояла в целенаправленной разработке всех ее необходимых составляющих: научно-теоретических основ, методического инструментария, организационных форм в сочетании с развитием системы профессиональной подготовки кадров для социальной сферы. Сегодня российские специалисты в области социально-педагогической деятельности сталкиваются с аналогичными проблемами профессионализации, что доказывает полезность научной рефлексии зарубежного опыта в целях определения возможных позитивных моделей, стимулирующих становление этой деятельности в качестве статусной высокоинтеллектуальной профессии в нашей стране.
В научной литературе понятие «профессионализация» чаще всего рассматривается с точки зрения становления личности специалиста, которое характеризуется такими показателями, как профессиональная пригодность и готовность к труду, выступающими в качестве главного условия профессионального мастерства работника, достижения им высокой эффективности деятельности [3; 4]. В данном случае профессионализация рассматривается со стороны ее носителя -человека. При этом главным объектом исследования становится психолого-педагогический процесс последовательного и поэтапного включения индивида в мир труда по избранной специальности.
С другой стороны профессионализация может обозначать феномен появления новых сфер труда, на определенном этапе развития общества выделяющихся из форм созидательной деятельности человека [1; 2; 5]. В этом случае главным объектом исследовательского интереса выступают проблемы формирования профессиональной общности, профессиональных знаний, выработки стандартов и способов контроля за их соблюдением, а также проблемы профессионального образования и достижения профессиональной группой высокого социального статуса благодаря интеллектуализации труда. В данной статье мы ставим задачей рассмотреть становление социальной работы в США именно в этом ключе.
Обзор научной литературы [7; 9; 14; 15] показывает, что условия и факторы, способствующие профессионализации социально-педагогической деятельности весьма разнообразны. При рассмотрении данной проблемы мы исходим из того, что социальная педагогика и социальная работа, являясь профессиональным социальным взаимодействием «специалист - клиент», направленным на достижение позитивных инди-
видуальных и социальных изменений, основывается на исторически, социально и культурно конструируемых знаниях и на возможностях совершенствования профессии при участии самих профессионалов.
Одной их ведущих форм самоорганизации в любой профессиональной сфере является деятельность профессиональных ассоциаций. Об этом свидетельствуют работы отечественных и зарубежных исследователей по данной тематике. Алексис де Ток-виль, французский мыслитель и общественный деятель, изучавший особенности американской жизни XIX столетия обратил внимание на то, что американцы всех возрастов и сословий постоянно стремятся к учреждению различного типа ассоциаций и сообществ, не только коммерческих, деловых, но и религиозных, досуговых, образовательных и пр. [18, р. 13]. Де Токвиль объяснял это приверженностью американских граждан принципам равенства, лежащим в основании демократии: демократическое общество, или общество равных возможностей, не может функционировать без умения сочетать личные цели с целями общества. В противном случае отношения в обществе могут принять авторитарные формы
Фрэнк Бруно, который возглавлял Американскую ассоциацию социальных работников (1928-1930 гг.) и Национальную конференцию социальной работы (19321933 гг.) писал, что Соединенные штаты -это страна ассоциаций и объединений. Путем их учреждения, по его мнению, профессионалы из одной и той же сферы деятельности стремятся преодолеть обширность разделяющих их территорий [9].
Современные авторы, такие как, например, Ф. Попл и Л. Лейнингер утверждают, что ярким показателем статусности профессиональной деятельности является высокий уровень развития профессиональных обществ, объединений, ассоциаций [17, р. 57]. Эти авторы доказывают, что успешно развиваются лишь те профессии, которые сформировали профессиональные организации, способные реализовать цели саморазвития.
О том, что в развитии профессии большую роль играют профессиональные организации пишет Т. Шанин. Он считает, что идея «профессионализма», через профессиональные организации задает соответствующую модель и стандарт поведения специалистов, а также концептуально формирует процесс подготовки будущих специалистов в высшей школе [6].
Не случайно в действующем сегодня «Этическом кодексе» социального работника США в одном из разделов в качестве обязанности профессионалов записано требо-
вание об этической ответственности специалистов перед профессией. В частности, в нем говорится, что:
• «социальные работники должны способствовать поддержанию и развитию высоких стандартов профессиональной практики;
• социальные работники должны защищать и развивать ценности, этику, знания и миссию социальной работы как профессии. социальные работники должны защищать, усиливать и повышать единство профессии посредством изучения, исследований, активных дискуссий и конструктивной критики профессии;
• социальные работники должны уделять время и профессиональные усилия деятельности, которая способствует развитию ценностей, единства и умений социальной работы как профессии; эта деятельность может включать обучение, ведение исследований, консультации, услуги, юридические свидетельства, презентации в сообществах, участие в деятельности профессиональных организаций;
• социальные работники должны развивать базу знаний социальной работы и делиться с коллегами своими знаниями, относящимися к исследовательской практике и этике; социальные работники должны стремиться публиковаться в профессиональных изданиях и делиться своими знаниями на профессиональных собраниях и конференциях;
• социальные работники должны препятствовать ведению неквалифицированной и запрещенной деятельности в социальной работе» [20].
Анализ истории развития американской социальной работы доказывает, что решения по самому широкому кругу вопросов, связанных с историческим переходом благотворительности в статус социальной работы как профессии, а затем ее дальнейшей профессионализации в течение всего ХХ столетия принимались именно благодаря усилиям лидеров и активных членов различных профессиональных организаций. Таких профессиональных объединений и ассоциаций по социальной работе и социальному обеспечению в США было создано немало. Одной из первых стала «Конференция благотворительности».
Известно, что социальная работа как профессия уходит корнями в благотворительность. Благодаря проведенному нами исследованию [19] мы можем утверждать, что в США первые попытки перевода благотворительности в статус профессии следует связывать с деятельностью частных благотворительных организаций, которые активизировались в последней трети XIX века.
Этому способствовало распространение идей о необходимости внедрения принципов кооперации и менеджмента в организацию благотворительной помощи нуждающимся. На этой волне в 1882 г. из Американской ассоциации социальных наук выделилась группа активистов, которая сформировала первое профессиональное объединение, получившее название Конференция благотворительности (Conference of Charities). Следует отметить, что слово «conference» в английском языке имеет два значения: 1) собрание, конференция, встреча (официальное мероприятие) и 2) ассоциация, объединение. Поэтому перевод в разных русскоязычных источниках может варьироваться. Уже в 1884 г. это объединение было переименовано в Национальную конференцию благотворительности и коррекции (National Conference of Charities and Corrections), а затем в 1917 г. в Национальную конференцию социальной работы (National Conference of Social Work). Благодаря новому профессиональному сообществу и его ежегодным общим собраниям, как добровольцы, так и оплачиваемые работники социальных агентств впервые получили возможность обмениваться идеями, обсуждать насущные проблемы своей деятельности, вырабатывать критерии и показатели эффективности процесса оказания социальной помощи. В 1956 г. эта профессиональная организация в очередной раз была переименована и получила название Национальной конференции социального обеспечения (National Conference on Social Welfare). Она просуществовала до 1985 г., оказав большое влияние на развитие профессиональной социальной работы. До этого времени ежегодные собрания Национальной конференции продолжали служить трибуной коллективного обсуждения актуальных профессиональных проблем и поиска путей их решения с помощью совершенствования мастерства специалистов в области социальной работы [9].
Помимо Национальной конференции благотворительности и коррекции в США работало много других профессиональных объединений так или иначе связанных с социальной работой, которые сформировались в специализированные направления социальной работы. Выделение специализаций в американской социальной работе наметилось в конце XIX века, а в начале следующего столетия уже достаточно четко прояснились ее основные виды. Помимо индивидуальной работы с бедняками, распределения материальной помощи и работы в сеттльментах, социальные работники нашли применение в таких сферах как медицина, образование, психиатрия и др.
Расширение поля деятельности, сфер специализаций и типов агентств, которые оказывали разнообразную социальную помощь, сопровождалось учреждением соответствующих ассоциаций и объединений социальных работников. Вот только некоторые из них:
- Американская ассоциация медицинских социальных работников - 1918 г.
- Национальная ассоциация школьных социальных работников - 1919 г.
- Американская ассоциация психиатрических социальных работников - 1926 г.
- Американская ассоциация групповой социальной работы - 1936 г.
- Американская ассоциация изучения общинных организаций - 1946 г. и др. [16, р. 62].
Все эти направления социальной работы по-своему способствовали развитию профессии и внесли определенный вклад в становление образования по социальной работе. Рой Любов, известный историк социальной работы, расценивал выделение функциональных специализаций как позитивный фактор, содействовавший формированию у первых кейс работников профессиональных амбиций. «Трудоустройство социальных работников в ряде общественных институтов, эффективность деятельности которых была невысока из-за отсутствия внимания к социальным условиям жизни клиентов или пациентов, стала решающим фактором в профессионализации социальной работы» [15, р. 22]. Работая в сотрудничестве со специалистами уже признанных профессий (с медиками, психиатрами, юристами, учителями), социальные работники остро чувствовали необходимость обретения собственной профессиональной идентичности.
В 1920-е годы объединению профессии в единое целое, поиску интегративного метода социальной работы и стандартизации образовательных программ стали уделять особое внимание. В результате в этой области произошли определенные изменения, чему способствовала деятельность профессиональных ассоциаций и в том числе Американской Ассоциации социальных работников. Профессиональная ассоциация социальных работников развилась из отдельных обществ социальных работников местного уровня, которые были связаны с Конференцией Благотворительности и Коррекции. В 1913 г. Бюро занятости организовало особое Бюро социальных работников, которое было преобразовано в 1917 г. в Национальную биржу социальной работы. Любой, кто считал, что он имеет на это право, мог стать ее членом. В 1921 г. эта организация была преобразована в Американскую ассо-
циацию социальных работников. К 1929 г. в 43 отделениях Американской Ассоциации социальных работников уже состояло 4600 членов. Столько же членов насчитывала и Американская Ассоциация медицинских и психиатрических социальных работников
[14, р. 152].
Американская Ассоциация социальных работников взяла на себя обязанность определить траекторию дальнейшего развития профессии. При этом она полагалась на силу коллективного мышления и совместные усилия всех социальных работников, занятых в практике социальной помощи. Наряду с усилиями, направленными на объединение разрозненных видов практики социальной работы, деятельность этой профессиональной организации способствовала повышению уровня и качества подготовки социальных работников.
Одним из средств достижения обозначенной цели стало установление высоких профессиональных стандартов, учитывающих наличие профессионального образования у специалистов социальных агентств. Именно поэтому в 1920-е годы Американская ассоциация социальных работников, изменяя правила членства, регулярно повышала требования к образованию тех, кто собирался стать ее полноправным членом. Причем разработанные ею квалификационные стандарты распространялись не только на членов Ассоциации, но и на всех представителей профессии [14].
В 1922 году, например, для полного членства в Ассоциации соискателю требовался четырехлетний стаж работы в хорошо зарекомендовавшей себя социальной организации и образование, гарантирующее успешную деятельность в области социальной работы (хотя диплом об окончании школы социальной работы не был обязателен). Помимо этого, особое внимание уделялось возрасту членов Ассоциации - соискатель не должен быть моложе 25 лет. Для младших членов организации было достаточно одного года практической работы под руководством наставника и диплома аккредитованной программы при колледже или университете.
Таким образом, для тех, кто имел практический опыт работы, характер полученного образования не имел решающего значения. В Ассоциацию также принимались соискатели, прошедшие двухлетний курс обучения в аккредитованной школе социальной работы и имевшие двухлетний опыт работы, или окончившие годичные профессиональные курсы и имевшие трехлетний опыт работы [10, р. 27; 14, р. 29]. Как видно, данные требования не содержали ограничений относительно типа полученного об-
разования, его продолжительности и уровня приобретенной квалификации. Это объяснялось тем, что в начале 1920-х годов социальные работники, прошедшие подготовку в школах социальной работы, все еще были в меньшинстве по сравнению с теми, кто приобрел профессиональные навыки путем «ученичества» в конкретном социальном агентстве.
По официальным данным в ноябре 1922 года в Американской Ассоциации социальных работников состояло 2500 членов, представлявших все американские штаты, Канаду и Мексику. «Среди специалистов - кейс-работники, организаторы общин, работники клубов, сеттльментов, исследователи, социальные работники, занятые в промышленности, здравоохранении и многих других областях» [10, p. 27-28].
Интересные цифры об уровне образования членов Ассоциации были получены в ходе исследования, которое провел в 1922 году ее научный секретарь Поль Бейсер (Paul Beisser). Он опросил 1375 социальных работников относительно их специализации и областей деятельности, образования и времени его получения. Выяснилось, что 65% опрошенных прошли по крайней мере двухлетний курс обучения в колледже, и лишь 28% имели профессиональную подготовку; 2/3 опрошенных начали учиться уже после того, как они приобрели опыт работы в сфере социальной помощи [13, р. 393]. Эти данные говорят о том, что лишь немногие из социальных работников того времени проходили предварительную профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях, прежде чем стать сотрудниками социальных агентств.
Однако далеко не все социальные работники становились членами профессиональной Ассоциации. Зачастую для рядовых сотрудников социальных агентств, не стремившихся к членству в Ассоциации, профессиональное образование вообще не требовалось. При приеме на работу руководители агентств исходили из потребностей практики и не обращали внимания на то, есть ли у новых сотрудников соответствующее образование. Из этого можно сделать вывод, что в 1920-е годы все еще было возможно получить статус социального работника, не имея свидетельства об окончании профессиональной программы, курсов или школы.
Для решения этих вопросов был необходим организационный и координирующий центр. Таким центром стала созданная в 1919 году Ассоциация школ подготовки к профессиональной социальной работе (Association of Training Schools for Professional Social Work). Деятельность этой организа-
ции возглавил Портер Ли. Приступая к работе, П. Ли выразил уверенность в том, что созданная Ассоциация будет активно способствовать развитию стандартов образования по социальной работе [12, р. 173].
В Ассоциацию вошло 17 школ подготовки социальных работников. Среди них были школы социальной работы Нью-Йорка, Бостона, Пенсильвании, Сент-Луиса, Чикагская школа гражданского права и филантропии, Ричмонд колледж, Брин Мар колледж, Институт технологии Карнеги, Смит колледж, университет Чикаго, университет Миннесоты, государственный университет Огайо, университет Питсбурга, университет Торонто и Западный университет.
В 1924 году Ассоциация школ подготовки к профессиональной социальной работе была переименована в Американскую ассоциацию школ социальной работы (American Association of Schools of Social Work or AASSW), а в 1952 - реорганизована в Совет по образованию социальных работников (Council on Social Work Education), активно работающий и в настоящее время [8, p. 24-25].
Характеризуя состояние социальной работы в первые десятилетия ХХ века, следует отметить большое количество специализаций, многообразие областей деятельности и типов учреждений, в которых находили применение социальные работники. Между ними не имелось объединяющей основы [11, p. 119]. Это напрямую касалось развития системы образования по социальной работе, поскольку это разнообразие вносило дополнительные проблемы в разработку учебных планов, выбор содержания и поиск единых стандартов. Поэтому Ассоциация школ социальной работы (АШСР) стала объединяющим, координирующим и регулирующим органом, который способствовал унификации профессионального образования и совершенствованию его качества. То, что Ассоциацию (АШСР) первоначально составляли школы различного типа (частные, государственные, университетские, самостоятельные, такие как Нью-йоркская и Пенсильванская), означало, что было достигнуто понимание необходимости упорядочить и привести к единообразию существовавшие программы и одновременно разработать общие правила для открывающихся новых профессиональных школ. В 1919 году процесс объединения только начался, и он обещал быть трудным и противоречивым. Корректировка учебных планов и содержания образования была необходима прежде всего потому, что деятельность в отдельных областях социальной работы достаточно сильно различалась по характеру. На первый взгляд, методы и приемы ра-
боты, цели и задачи, стоявшие перед социальными работниками в разных областях деятельности, имели между собой мало общего. Все это осложняло формирование представлений о социальной работе как о целостной профессии и создание единых учебных планов для профессиональной подготовки специалистов.
Для первых членов Ассоциации (АШСР) ограничения на вхождение в ее состав были минимальными, оговаривалось лишь наличие годичной программы обучения, включающей аудиторные занятия и полевую практику. Со временем Ассоциация ужесточила требования к принятию новых членов, а также стремилась осуществлять контроль над качеством профессионального образования за счет установления единых правил, условий и норм, касающихся интеграции школ социальной работы с университетами, сроков обучения, учебных планов, перечня обязательных курсов и их содержания. Впоследствии они не раз пересматривались и изменялись, но первый утвержденный Ассоциацией стандарт предъявлял высокие требования к программам школ социальной работы - они должны были соответствовать магистерскому уровню. Именно этим критерием стали пользоваться в дальнейшем при приеме профессиональных школ социальной работы в Ассоциацию.
Право называться профессиональным социальным работником, согласно решению АШСР, давал только диплом магистра, полученный в аккредитованной школе социальной работы, отвечающей утвержденным положениям. Подобное требование стало возможным, так как процесс присоединения школ социальной работы к университетам в конце 1920-х годов активизировался. Фрэнк Бруно указывал, что «к 1923 году, когда состоялась 15-е собрание Национальной конференции социальной работы, все независимые профессиональные школы, за исключением Нью-йоркской, Пенсильванской, Национальной католической школы в Вашингтоне и Национальной еврейской школы социальной службы в Нью-Йорке, вошли в состав аккредитованных университетов» [9, р. 144].
В конце 1940-х гг. в американской социальной работе наметилась тенденция к объединению разрозненных профессиональных объединений в единое целое. В это время был создан временный комитет для выработки концепции объединения 7 обособленных организаций социальных работников различных специализаций: социальных работников в психиатрии, в медицине, групповых социальных работников, социальных работников в сообществах, иссле-
дователей социальной работы и пр. Было предложено несколько возможных путей коалиции, но победила идея создания новой организации широкого обобщенного типа. Она должна была собрать воедино все существовавшие прежде организации, занимавшиеся социальной работой, в одну структуру с общим органом управления, состоящим из выборных представителей и совета директоров. В октябре 1955 г. новая профессиональная организация «Национальная ассоциация социальных работников» (National Association of Social Workers, NASW) начала свою работу. Ее первым президентом стал Натан Коен (Nathan Cohen). Сам факт объединения и дальнейшая работа организации стала мощным толчком для утверждения позиций социальной работы в качестве общепризнанной профессиональной деятельности.
Одним из первых проектов Национальной ассоциации была выработка обобщенного определения социальной работы и принятие стандартов для членства в организации. Эта работа сопровождалась большими трудностями и дебатами, поскольку была поставлена трудная задача: соединить воедино требования всех специализаций и направлений, включая индивидуальную, групповую, общинную работу, а также деятельность по социальному обеспечению и социальной политике.
Что касается школ социальной работы, то Совет по образованию социальных работников также способствовал кооперации различных сегментов профессии путем выработки общих основ содержания образования специалистов, улучшения взаимоотношений между школами, унификации учебных планов и программ, разработки теорий, методов и стандартов профессионального образования.
Несмотря на серьезные разногласия по ключевым профессиональным вопросам к концу 1950-х гг. в американской социальной работе было достигнуто относительное согласие. Национальная ассоциация начала работу по введению государственного лицензирования для социальных работников. Большое значение имели проводимые исследования о состоянии практики и образования социальных работников, которые были инициированы профессиональными организациями. Так, отчет, составленный по результатам исследования 1955-1960 гг. под руководством Вернера Боема (Werner Boehm), послужил отправной точкой для согласования учебных планов школ социальной работы по подготовке специалистов различной направленности: от социального обеспечения до кейс-работы и от групповой работы до социальной политики.
В 1959 г. Совет по образованию разработал единый учебный план для школ магистерского уровня (2-х летний курс обучения). Затем было признано правомерным существование 2 уровней профессионального образования для социальной работы -бакалавриата и магистратуры.
В 1960 г. Национальная ассоциация приняла единый Этический кодекс профессии. Первая попытка создания Кодекса профессиональной этики социальной работы была предпринята еще в 1921 году. В 1923 г. проект Кодекса был предложен Ассоциацией американских социальных работников для рассмотрения на конференции по социальному обеспечению, но не был принят. Однако сам факт такого начинания представляет определенный интерес и показывает стремление социальных работников иметь четкие принципы и положения, которых следует придерживаться в профессиональной деятельности [16, р. 62].
Усилия двух профессиональных организаций, направленные на объединение профессии в единое целое, обеспечили необходимые предпосылки для унификации теоретических, методических и образовательных основ социальной работы. Правительство США и государственные органы различного государственного уровня тра-
диционно находились в стороне от вопросов профессионализации. Они не несли ответственности за развитие социальной работы и программ подготовки специалистов, а лишь предоставляли финансовую поддержку для проведения научных исследований и целевых программ в этой области.
Таким образом, можно заключить, что поступательное развитие социальной работы как профессии было обусловлено активностью и персональной заинтересованностью конкретных людей - активных членов профессиональных ассоциаций - теоретиков и практиков социальной работы. Они чувствовали свою сопричастность развитию профессии и ускоряли его посредством целенаправленного совершенствования организационных форм практики, профессионального образования, проектирования содержания обучения, способного обеспечить подготовку конкурентоспособных и востребованных работодателями специалистов. Доказательством этого служит то, что сегодня Национальная ассоциация социальных работников отмечая свой 60 летний юбилей, является одной из самых многочисленных профессиональных организаций в мире: ее численность составляет 140 тысяч членов и продолжает ежегодно увеличиваться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропология профессий : сб. науч. ст. / под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. Саратов : Центр социальной политики и гендерных исслед. : Научная книга, 2005.
2. Бетурлакин В. В. Профессионализация социальной работы как ресурс управления социальными службами : дис. ... канд. социол. Наук. Саратов, 2007.
3. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996.
5. Овсяник O.A. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника : дис.... канд. психол. наук. М., 1999.
6. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности. Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня // Русский журнал. 1997. Апрель.
7. Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе. М. : Дашков и К°, 2007.
8. Целых М. П. Становление социальной работы и профессионального образования социальных работников в США: историко-педагогический аспект : дис.... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006.
9. Aldridge G. J., McGrath E. J. Liberal education and social work. New York : Institute of Higher Education by Teachers College Press, 1965.
10. Bruno F. J. Trends in social work, 1874-1956; a history based on the Proceedings of the National conference of social work. With chapters by Louis Towley. New York : Columbia University Press, 1957.
11. Buell J. B. The American Association of Social Workers // Journal of Social Forces. 1922. Vol. 1. No. 1. P. 27-28.
12. Cohen N. E. Social work in the American tradition: field, body of knowledge, process method and point of view. New York : Holt, Rinehart and Winston, 1958.
13. Dore M. M. The retail method of social work: the role of the New York School in the Development of clinical practice / / Social Service Review. 1999. P. 168-190.
14. Harap H. The proposed curriculum for schools of social work // Journal of Social Forces. 1923. Vol. 1. No. 4. Р. 393-394.
15. Leighninger L. Social work: search for identity. New York : Greenwood Press, 1987.
16. Lubove R. The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930. Cambridge : Harvard University Press, 1965.
17. Morales A., Sheafor B. W. Social work: a profession of many faces. Boston : Pearson/A. and B., 2004.
18. Popple P. R., Leighninger L. Social work, social welfare, and American society. Boston; London : Allyn and Bacon, 2002.
19. Tocqueville A. de. Democracy in America / translated by A. Goldhammer. De la démocratie en Amérique. English. New York : Library of America: Penguin Putnam, 2004.
20. URL: http://www.socialworkers.org/pubs/code/code.asp.
REFERENCES
1. Antropologiya professiy : sb. nauch. st. / pod red. P. V. Romanova, E. R. Yarskoy-Smirnovoy. Saratov : Tsentr sotsial'noy politiki i gendernykh issled. : Nauchnaya kniga, 2005.
2. Beturlakin V. V. Professionalizatsiya sotsial'noy raboty kak resurs upravleniya sotsial'nymi sluzhbami : dis. ... kand. sotsiol. Nauk. Saratov, 2007.
3. Glukhanyuk N. S. Psikhologiya professionalizatsii pedagoga. Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2005.
4. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. M. : Znanie, 1996.
5. Ovsyanik O.A. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty professionalizma sotsial'nogo rabotnika : dis.... kand. psikhol. nauk. M., 1999.
6. Shanin T. Sotsial'naya rabota kak kul'turnyy fenomen sovremennosti. Novaya professiya i akade-micheskaya distsiplina v kontekste sotsial'noy teorii i politicheskoy praktiki nashego dnya // Russkiy zhurnal. 1997. Aprel'.
7. Kholostova E. I. Professionalizm v sotsial'noy rabote. M. : Dashkov i K°, 2007.
8. Tselykh M. P. Stanovlenie sotsial'noy raboty i professional'nogo obrazovaniya sotsial'nykh rabotnikov v SShA: istoriko-pedagogicheskiy aspekt : dis.... d-ra ped. nauk. Rostov n/D., 2006.
9. Aldridge G. J., McGrath E. J. Liberal education and social work. New York : Institute of Higher Education by Teachers College Press, 1965.
10. Bruno F. J. Trends in social work, 1874-1956; a history based on the Proceedings of the National conference of social work. With chapters by Louis Towley. New York : Columbia University Press, 1957.
11. Buell J. B. The American Association of Social Workers // Journal of Social Forces. 1922. Vol. 1. No. 1. P. 27-28.
12. Cohen N. E. Social work in the American tradition: field, body of knowledge, process method and point of view. New York : Holt, Rinehart and Winston, 1958.
13. Dore M. M. The retail method of social work: the role of the New York School in the Development of cli-ni-cal practice / / Social Service Review. 1999. P. 168-190.
14. Harap H. The proposed curriculum for schools of social work // Journal of Social Forces. 1923. Vol. 1. No. 4. R. 393-394.
15. Leighninger L. Social work: search for identity. New York : Greenwood Press, 1987.
16. Lubove R. The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930. Cambridge : Harvard University Press, 1965.
17. Morales A., Sheafor B. W. Social work: a profession of many faces. Boston : Pearson/A. and B., 2004.
18. Popple P. R., Leighninger L. Social work, social welfare, and American society. Boston; London : Allyn and Bacon, 2002.
19. Tocqueville A. de. Democracy in America / translated by A. Goldhammer. De la démocratie en Amérique. English. New York : Library of America: Penguin Putnam, 2004.
20. URL: http://www.socialworkers.org/pubs/code/code.asp.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. В. Федоров.