Научная статья на тему 'Профессиональное образование: поиск новых форм и методов обучения социальных педагогов'

Профессиональное образование: поиск новых форм и методов обучения социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL WORK / PROFESSIONAL EDUCATION / FORMS AND METHODS OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целых Марина Петровна

Статья посвящена проблеме поиска новых форм и методов профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля. Автор доказывает необходимость анализа и обобщения современного и исторического опыта для обновления путей и средств образования. Дана ретроспектива использования метода кейс-стади в образовании американских социальных работников на этапе генезиса профессии. Приведены примеры использования инновационных методов в системе современного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional education: in search for new forms and methods in social work education

The article deals with the issue of the search for new forms and methods of social work education. The author proves the need for the analysis and synthesis of modern and historical experience to update the ways and means of education. The author shows the use of case-study method in the training of American social workers at the stage of genesis of the profession. Special attention is paid to the use of innovative methods in the modern professional education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование: поиск новых форм и методов обучения социальных педагогов»

References

1. Balakhonova N.A. Education of patriotism and citizenship of the preschool children / N. A. Balakhonova, V. I. Kruchinkina // Actual problems of modern pedagogy: materials VI Intern. sci. Conf. (Ufa, March 2015). Ufa: Leto, 2015. pp. 46-48. - Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7411 (Accessed 13 March 2018). (in Russian)

2. Kirillov D. V. Formation of a civic position of high school students in teaching humanities courses: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01. Volgograd, 2005, 208 p. (in Russian)

3. Kobeleva T. I. Building of the civic position of senior students by means of social design: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01. Samara, 2006, 186 p. (in Russian)

4. Tolstoy L. N. Collected Works: 5 volumes / L.T. Tolstoy. Moscow: Sh. Amonashwili Pub., 1996. V. 2. (in Russian)

УДК 378.2

ББК 74.58

Ц349

Целых Марина Петровна

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета). Таганрог, Россия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОИСК НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Статья посвящена проблеме поиска новых форм и методов профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля. Автор доказывает необходимость анализа и обобщения современного и исторического опыта для обновления путей и средств образования. Дана ретроспектива использования метода кейс-стади в образовании американских социальных работников на этапе генезиса профессии. Приведены примеры использования инновационных методов в системе современного профессионального образования.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальная работа, профессиональное образование, формы и методы обучения.

Marina Tselykh

Taganrog, Russia

PROFESSIONAL EDUCATION: IN SEARCH FOR NEW FORMS AND METHODS IN

SOCIAL WORK EDUCATION

The article deals with the issue of the search for new forms and methods of social work education. The author proves the need for the analysis and synthesis of modern and historical experience to update the ways and means of education. The author shows the use of case-study method in the training of American social workers at the stage of genesis of the profession. Special attention is paid to the use of innovative methods in the modern professional education.

Keywords: social pedagogy, social work; professional education; forms and methods of education.

Сегодня, когда поток информации, которую должны усвоить обучающиеся, постоянно увеличивается, уже невозможно ограничиваться традиционными методами обучения. Поэтому поиск эффективных методов и форм обучения чрезвычайно необходим. Это закономерное требование времени и общества, которое является ориентиром не только для школы, но и для профессиональной подготовки кадров. В данном случае предметом рассмотрения выступает педагогическое образование и обучение социально-педагогических работников в вузе, которое должно соответствовать реалиям современности и вооружать студентов практическими умениями для развития инновационных форм социальной помощи и ускорения развития различных профессиональных форм в оказании социальных услуг.

Одним из источников идей для обновления путей и средств образования является анализ и обобщение современного и исторического опыта, имеющегося как в нашей стране, так и за рубежом. Нередко в новых условиях методические приемы прошлого, разрабатывавшиеся в инокультурном контексте, могут зазвучать по-новому, а их умелая адаптация - принести желаемые результаты.

Сегодня в век глобализации и информатизации ни отдельный педагог, ни отдельная система образования не могут нормально существовать и плодотворно развиваться в изоляции от научных, технологических и методических достижений других стран и народов. Поэтому современную жизнь нельзя представить без межкультурных научных и деловых контактов с коллегами из разных стран. Изучение и анализ образовательных инноваций позволяет путем их культурной интерпретации и адаптации в условиях смыслового несовпадения осваивать достижения другой культуры и, тем самым, постигать и по-новому интерпретировать потенциал различных образовательных традиций и находок в подготовке профессиональных кадров. М. М. Бахтин справедливо писал, что для лучшего понимания чужой культуры не нужно забывать свою культуру: «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур» [Бахтин, 1979, а 276]. Разумеется, встреча и соприкосновение различных культур в образовательной сфере, диалог между ними - являются чрезвычайно полезным и важным делом, позволяющим «найти новые свои стороны, новые смысловые глубины» [Бахтин, 1979, с. 276], взаимно обогатить, в том числе, и процессы профессиональной подготовки.

Несомненно, этому способствуют различные программы обмена учеными, которые реализуются в нашей стране на базе зарубежных и отечественных научных фондов, грантовых программ и стипендий. Благодаря участию в программах различной направленности (одна из них программа Фулбрайта (США), 2004 - 2005 гг. и 2011 г.) нам удалось познакомиться на практике с процессом профессионального обучения социальных работников в школе социальной политики и практики Пенсильванского университета (г. Филадельфия, США). В фокусе научного внимания были вопросы совершенствования образования социальных работников, разработки учебных программ, содержания практики социально-педагогической работы, направленной на формирование у студентов активной жизненной позиции и готовности к участию в социальных преобразованиях. Нас особенно интересовали те инноваци-

онные методы обучения, которые развивают у будущих специалистов способности использовать альтернативные источники финансирования и рыночные технологии для оказания качественных социальных услуг населению.

С этой целью был проведен детальный анализ системы образования социальных работников в США (в частности, программ, учебных планов, содержания дисциплин, образовательных стандартов, статистических данных о количестве обучающихся, востребованности специалистов и пр.); определены основные тенденции изменения требований к знаниям и умениям современных социальных работников на различных исторических этапах эволюции профессии. Широкое представление о наиболее эффективных способах обучения, которые обеспечивают необходимый уровень компетентности специалистов, дал экскурс в историю возникновения и становления профессии в США.

На основе изучения аутентичных источников [Ehrenreich, 1985; Leighninger, 1987; Lubove, 1965; Popple, 2011] нами было выявлено, что на этапе генезиса профессиональной социальной помощи в США, Великобритании и других экономически развитых странах (рубеж XIX - ХХ вв.) наиболее распространенным был кейс-метод, который представлял собой индивидуальную работу, направленную на преодоление причин социальных проблем в конкретном случае отдельного клиента. В дальнейшем кейс-метод оказал интегрирующее влияние на объединение различных видов специализаций социальной работы, детерминировал содержание образования и разработку дидактических приемов профессионального обучения социальных работников.

Сегодня в обучении социальных работников в США, наряду с теоретическими методами, имеет место и такой практический прием, как кейс-стади. В его основе лежит обсуждение реальных ситуаций из практики социальной работы, которыми и являются «кейсы» - «дела клиентов» (дословный перевод с английского слова «case» означает - случай; обстоятельство, положение; дело, история; факт (http://www.lingvo-online.ru/ru/Translate/en-ru).

В разработке метода кейс-стади особая роль принадлежит Мэри Ричмонд - активному организатору и теоретику профессионального образования американских социальных работников. На рубеже XIX-XX веков М. Ричмонд выкристаллизовала из практики работы бла-

готворительности так называемый «кейс-метод». Ее заслуга состояла в том, что она теоретически структурировала процесс сбора и анализа свидетельств, документов и данных, собиравшихся работниками благотворительности о клиентах. Эти сведения лежали в основе процедуры установления «социального диагноза» - вынесения решения о причинах кризиса и тех действиях, которые нужно принять в интересах исправления сложившейся ситуации.

Мэри Ричмонд, являясь в течение 20 лет директором Отделения благотворительных организаций в фонде Рассела Сейджа (г. Нью-Йорк), вела сбор и анализ отчетов работников местных филиалов о ходе и результатах оказываемой социальной помощи [Agnew, 2004]. Она анализировала и классифицировала реальные примеры дел клиентов в целях их дальнейшего использования в обучении молодых специалистов. М. Ричмонд подготовила и издала несколько сборников подобных ситуаций. Все это послужило в качестве основы для теоретического обобщения способов социальной помощи клиентам, выработки алгоритма профессионального поведения специалистов и выбора оптимальных вариантов действий в однотипных ситуациях. Идеи Мэри Ричмонд о кейс методе как ведущей технологии социальной работы нашли отражение в многочисленных статьях и книгах. Широкую известность приобрела работа М. Ричмонд «Социальный диагноз» [Richmond, 1917], в которой излагался метод изучения проблем клиента, предваряющий процесс их целенаправленного преодоления. Эта книга получила статус учебника в школах социальной работы в США и довольно долго использовалась при подготовке студентов. Несомненно, деятельность М. Ричмонд, направленная на детализацию процесса сбора, анализа и классификации дел клиентов, способствовала формированию научных основ социальной кейс-работы и привела к профессионализации этого вида деятельности.

Сегодня нередко можно встретить неоправданно восторженные мнения относительно использования метода кейс-стади в профессиональном образовании. Однако нельзя забывать, что его активное распространение было вызвано отсутствием научной базы новой профессии «социальная работа». Закономерно, что в первых школах социальной работы метод кейс-стади восполнял недостаток учебников и методических пособий. Безусловно, примеры из реальной практики социальной работы и сегодня являются хорошим дидактическим подспорьем наряду с фундаментальным освоением теоретического материала.

Признавая социальную, экономическую, политическую и культурную аутентичность России, мы считаем изучение зарубежного опыта перспективным и используем его элементы в процессе профессионального обучения в Таганрогском институте имени А. П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ). Особое внимание мы уделяем формированию у студентов готовности к участию в социальных преобразованиях и сбалансированному подходу к удовлетворению интересов общества и личности. С этой целью мы используем методы, направленные на формирование умений создавать и реализовывать авторские социальные проекты, взаимодействовать с малым и средним бизнесом, находить альтернативные источники финансирования и поддержки социальных инициатив различных групп населения, нуждающихся в социальной помощи. В ходе интерактивного развивающего обучения и учебной практики в социальных учреждениях различного типа студенты получают такие задания, которые учат их внедрять инновационные технологии, проектировать изменения, отвечающие актуальным социальным потребностям.

Поскольку задачей образования социальных педагогов является формирование реальной готовности к профессиональной деятельности, в его ходе мы используем разнообразные методы и формы обучения, включая инновационные. Наиболее эффективными, как показывает опыт подготовки специалистов социально-педагогического профиля, являются инновационные методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий, активизирующих обучающихся на самореализацию, самодисциплину, «создание себя» как профессионала. К ним мы относим:

1. Анализ конкретных ситуаций, так называемый метод кейс-стади. Задача этого метода обучения - формирование способностей студентов к самостоятельному анализу. В данном случае важно не столько принятое решение, сколько его анализ. В ходе данного курса мы используем ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, которые подбирает как преподаватель, так и сами студенты. В качестве ситуаций-иллюстраций используются медиатексты и фрагменты художественных фильмов отечественного и зарубежного кино. В качестве ситуаций-проблем используются записи студентов в ходе учебной практики. В качестве ситуаций-упражнений используются ситуации, подбираемые специально педагогом по изучаемой теме.

2. Методы проблемного обучения. В отличие от метода анализа ситуаций, этот метод включает ряд способов организации обучения, а именно:

• объяснение практической ситуации, требующей научной разработки;

• выяснение причины возникновения изучаемого явления;

• формулирование ситуации, научное объяснение которой расходится с общепринятым;

• сравнение различных ситуаций, явлений и фактов;

• выдвижение гипотез, анализ которых позволит сформулировать выводы;

• установление межпредметных связей.

3. Игровое проектирование, предполагающее разработку того или иного вопроса в форме проекта. При этом используется взаимное рецензирование подготовленных проектов. После разбора проектов выбираются возможные варианты решений.

4. Метод разыгрывания ролей, который отличается от других активных методов обучения тем, что студенты «назначаются на конкретные должности» и играют определенные роли субъектов процесса социально-педагогической работы. Этот метод позволяет обратить внимание на формирование нового понимания профессионализма, связанного с выполнением должностных и функциональных обязанностей, а также на желание найти общий язык с коллегами и потребителями социально-педагогических услуг. Таким образом происходит осмысление студентом профессиональных взаимоотношений как дискурса взаимопонимания.

5. Использование Интернет ресурсов и электронных баз данных для создания заявок на реализацию социально-педагогических проектов. Данный вид учебной деятельности помогает подготовить специалистов, способных использовать альтернативные источники финансирования и рыночные технологии для развития инновационных социальных услуг. Несмотря на то, что в современной России большинство социальных программ осуществляется правительством и финансируется из федерального бюджета, частный негосударственный сектор является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, а его роль неуклонно возрастает. На этот факт нельзя не обращать внимания, поскольку образование носит опере-

жающий характер и должно соответствовать реалиям современности. Следовательно, необходимо так организовать образование студентов, чтобы они научились создавать программы и проекты, отвечающие актуальным социальным потребностям.

Анализ опыта профессионального самоопределения выпускников Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) позволяет нам сделать вывод об эффективности использования перечисленных методов и технологий, которые помогают изменить позицию студентов в обучении, сделать их субъектами этой деятельности, равноправными участниками педагогического процесса. Названные методы повышают качество подготовки путем развития у студентов творческих способностей, самостоятельности и активизации творческого потенциала.

Библиографический список

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.

2. Agnew Elizabeth N. From charity to social work: Mary E. Richmond and the creation of an American profession. Urbana: University of Illinois Press, 2004. 288 p.

3. LeighningerLeslie Social work: search for identity. New York: Greenwood Press, 1987. 250 p.

4. Lubove Roy. The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930. Cambridge: Harvard University Press, 1965. 291 p.

5. Social work, social welfare, and American society / Philip R. Popple, Leslie Leighninger. Boston: Allyn & Bacon, 2011. 634 p.

6. Richmond Mary Ellen. Social diagnosis. New York: Russell Sage Foundation, 1917. 511 p.

7. Ehrenreich John. The altruistic imagination: a history of social work and social policy in the United States. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1985. 271 p.

References

1. BakhtinM. M. (1979). Aesthetics of verbal creativity / Comp. S. G. Bocharov, notes S. S. Averintsev and S. G. Bocharov. Moscow: Iskusstvo, 1979. 423 p. (in Russian)

2. Agnew Elizabeth N. (2004). From charity to social work: Mary E. Richmond and the creation of an American profession. Urbana: University of Illinois Press, 2004. 288 p. (in English)

3. Leighninger Leslie (1987). Social work: search for identity. New York: Greenwood Press, 1987. 250 p. (in English)

4. Lubove Roy. (1965). The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930. Cambridge: Harvard University Press, 1965. 291 p. (in English)

5. Social work, social welfare, and American society / Philip R. Popple, Leslie Leighninger. Boston: Allyn & Bacon, 2011. 634 p. (in English)

6. Richmond Mary Ellen (1917). Social diagnosis. New York: Russell Sage Foundation, 1917. 511 p. (in English)

7. Ehrenreich John. (1985). The altruistic imagination: a history of social work and social policy in the United States. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1985. 271 p. (in English)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 159.95 + 372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73 М911

Мурашова Ирина Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института Иркутского государственного университета. Иркутск, Россия.

Лыткина Ксения Викторовна

Студент направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Специальная психология» Педагогического института Иркутского государственного университета. Иркутск, Россия.

ДИАГНОСТИКА ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье анализируются результаты исследования ведущей (доминантной) модальности восприятия детей седьмого года жизни с задержкой психического развития в сравнении со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.