- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕС!
Ю.А. ПАЩЕНКО (Таганрог)
СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОтНИКОВ В тРАКтОВКЕ МЭРИ РИЧМОНД
Описана сущность концепции профессионального образования американских социальных работников, которая была сформулирована М. Ричмонд в первой трети ХХ в., основными направлениями деятельности которой были научное обоснование социальной работы как профессии, формулирование теоретической и практической сущности кейс-работы как основы, объединяющей специализированные области социальной работы, придание нового статуса социально-педагогической деятельности на основе внедрения концепции профессионального образования социальных работников.
Ключевые слова: профессиональное образование, кейс-работа, Мэри Ричмонд, социальная работа.
В современной России накоплен немалый опыт развития профессионального образования в области социально-педагогической работы. В то же время все еще актуально внимание наработкам в этой области зарубежных коллег, в частности - американских. Тем более что этап профессионализации социальной работы, который мы переживаем в настоящее время, начался в этой стране примерно на столетие раньше.
Анализ отечественных и зарубежных сравнительно-исторических исследований таких авторов, как М.П. Целых, А.С. Дудкин, Д.А. Смыслов, М.С. Мелкумян, R. Lubove, D. Austin, показывает, что ведущую роль в переводе американской социальной работы на профессиональные рельсы сыграла М.Э. Ричмонд. Однако в российской науке комплексного анализа ее теоретического и практического наследия до сих пор еще не предпринималось. Именно поэтому предметом рассмотрения в настоящей статье является сущность концепции профессионального образования американских социальных работников, которая была сформулирована М. Рич-
Е ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ -
монд в первой трети XX в. Практическая актуальность избранной темы обусловлена значимостью идей М. Ричмонд о взаимообусловленности развития социальной работы и системы подготовки специалистов для совершенствования процессов профессионализации социальной работы на этапе ее становления в россии.
Социально-культурная ситуация, сложившаяся в американском обществе в конце XIX -начале XX в. и послужившая контекстом формирования концепции профессионального образования социальных работников М. Ричмонд, характеризовалась обострением противоречий между традиционными историческими формами благотворительности и новыми потребностями широких масс стремительно беднеющего и маргинализирующегося населения в материальной поддержке и стимулировании личностного развития. Совокупность материальных, культурных, религиозных и нравственных форм жизнедеятельности американского общества того периода в их ци-вилизационном единстве создали предпосылки профессионализации оказания социальной помощи. Ответом на объективную потребность в квалифицированных кадрах для социальной работы явилась теоретическая и практическая деятельность М.Э. Ричмонд (1861-1928).
Основными направлениями деятельности М. Ричмонд в этот период были научное обоснование социальной работы как профессии, формирование теоретической и практической сущности кейс-работы как основы, объединяющей специализированные области социальной работы, придание нового статуса социально-педагогической деятельности на основе внедрения концепции профессионального образования социальных работников.
Идейными истоками становления мировоззрения М. Ричмонд послужили филантропические идеи британских и американских общественных деятелей и активистов Т. Чалмер-са, Ч. Лоха, О. Хилл, 3. Смит и др. о необходимости систематизации и индивидуализации социальной помощи, важности предварительного статистического анализа и всестороннего социального исследования проблем клиентов. Все эти действия были призваны обеспечить развитие заместительных видов и форм содействия нуждающимся, а также механизмов са-
О Пащенко Ю.А., 2015
мопомощи, основанных на социальных инициативах, самодеятельности и самоорганизации бедных слоев населения.
Вклад М. Ричмонд в развитие социальной работы как профессии состоял в выявлении и внедрении в содержание профессиональной подготовки кадров общих закономерностей деятельности, выразившихся в комплексной диагностической модели кейс-работы, позволявшей объяснять, оценивать и прогнозировать результаты профессиональной деятельности. в своих статьях и фундаментальном труде «Социальный диагноз», который был опубликован в 1917 г., М. ричмонд сформулировала представление о социальной работе как индивидуально ориентированной профессиональной практике (кейс-работе), направленной на развитие личности и социализацию клиента посредством изучения его межличностных взаимодействий с окружающими людьми и социальной средой. М. Ричмонд предложила следующую дефиницию: «Социальная кейс-работа включает в себя те процессы, которые развивают личность путем урегулирования отношений человека и общества, благодаря воздействию индивида на индивида» [8, р. 477]. К этому определению М. Ричмонд привела ее активная практическая деятельность в области благотворительности. в результате процесс социальной работы впервые был представлен как всеобъемлющая комплексная деятельность, главным методом которой выступал научный способ изучения социальных проблем клиентов - кейс-работа. Целью кейс-работы являлась диагностика причин, вызывающих социальные дисфункции индивида и семьи. На основе социального диагноза, по мнению М. Ричмонд, должен был происходить последующий подбор способов «лечения» социальных проблем.
М. Ричмонд подробно изложила технологию работы с делом клиента, которую представила в виде процесса сбора всеобъемлющей информации для вывода о причинах, вызвавших отклонение в социальном функционировании отдельного человека или семьи в целом. Окончательный итог изучения (asses-тей) всех обстоятельств дела клиента она определила термином «социальный диагноз». Системный подход и методика постановки диагноза были заимствованы М. Ричмонд из медицинской практики, в которой для определения диагноза применяются методы науки. Тщательный сбор информации проводился
по аналогии с правилами сбора свидетельств в юриспруденции. таким образом, медицина и право, являясь развитыми, интеллектуальными, статусными отраслями, послужили позитивным образцом для формирующейся отрасли социальной работы, в которой активно велся поиск профессиональной идентичности.
Если в медицине ставится диагноз болезни, то в социальной работе определялся социальный диагноз. Это было связано с тем, что в технологии кейс-работы М. Ричмонд отразилась характерная особенность того периода, когда социальные науки (в том числе и социология) влияли на практику социальной работы особенно сильно. Психология еще не развилась до такой степени, чтобы объяснять личность в точных, а не общих понятиях. Именно поэтому дискурс в книге М. Ричмонд «Социальный диагноз» не психологический, а социальный.
комплекс взглядов М. Ричмонд на социальную работу определил способ построения системы обучения специалистов в первых профессиональных школах, а также отразился в цели, методах, средствах и содержании подготовки, которые были развиты и воплощены на практике автором концепции. таким образом, концепция М. Ричмонд определяла стратегию образовательной деятельности, обусловливая разработку конструктивных составляющих этого процесса: научно-теоретическую основу, целевую направленность, содержательное наполнение, методический инструментарий и организационные формы.
Содержание образования в концепции выступало главным средством подготовки специалистов к профессиональной деятельности. Детально описанная М. Ричмонд технология результативного решения социальных проблем (состоявшая из четырех структурных элементов: тщательное исследование, точный диагноз, кооперация со всеми возможными источниками социальной помощи и профессиональное воздействие) составила главную доминанту целевого и содержательного компонентов профессионального образования в первых школах социальной работы США. Детализация кейс-метода в виде систематичного, логичного процесса позволила поставить профессиональное образование социальных работников на более высокий фундаментальный уровень, наполнив его адекватным теоретическим содержанием и определив конечный результат под-
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕС!
готовки специалистов в учебном заведении: владение профессиональным методом социальной помощи. Качество профессиональной деятельности специалиста в концепции М. Ричмонд оценивалось личностным ростом клиента, который неизменно приводил к разрешению социальной проблемы, являвшейся объектом социальной работы.
Идеей, положенной М. Ричмонд в основание концепции профессионального образования социальных работников, явилось представление о социальной работе как индивидуально ориентированной профессиональной практике (кейс-работе), направленной на развитие личности и социализацию клиента посредством изменения его межличностных взаимодействий с окружающими людьми и социальной средой. В этой идее содержался мощный потенциал для развития профессии и формирования профессиональной идентичности на основе освоения общего метода, применяемого профессионалами в различных сферах социальной практики.
Главной целью обучения социальных работников в концепции М. Ричмонд является освоение технологии постановки социального диагноза, детальное описание которого было дано в одноименной книге. Студенты должны были освоить знания и умения, необходимые для реализации процесса кейс-работы, который, согласно Ричмонд, приводит к социальному диагнозу, а от него - к разработке плана социального воздействия. Этот процесс начинается со сбора свидетельств, или расследования (investigation). Затем следует критическая оценка и сравнение свидетельств. завершающим этапом являются интерпретация и определение социальной проблемы [10, p. 51].
в своих последующих работах М. Ричмонд подчеркивала, что процесс разрешения социальной проблемы неотделим от диагностической фазы и нужно как можно лучше выполнить исследовательскую задачу, чтобы добиться успешности действий, вытекающих из нее [8, p. 484-491]. Благодаря разработанному М. Ричмонд методу социальные работники могли теперь осуществлять профессиональную экспертизу. Освоив в процессе обучения в профессиональных школах научный метод постановки социального диагноза, они получали возможность стать фасилитаторами социальных изменений и просветителями для членов общества, находившихся в невыгодных жизнен-
Е ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ -
ных условиях. Эта профессиональная роль, полученная благодаря профессиональному образованию, выводила их за рамки функционеров, ремесленников или технологов и поднимала социальную работу на интеллектуальный, научный уровень. Таким образом, можно констатировать, что научная деятельность М. Ричмонд была органично соотнесена с деятельностью практической и являлась безостановочным процессом, в ходе которого она генерировала знания как дескриптивного, так и научного характера.
«Социальный диагноз», в известном смысле, вырос из научной филантропии XIX в. и продолжал ее традиции. Методику этой традиционной благотворительной работы М. Ричмонд систематизировала и облекла в стройную форму технологии, т.е. алгоритма действий. Сама М. Ричмонд называла процесс кейс-работы социальным воздействием, или социальной терапией (social treatment), что также не оставляет сомнения в характере той основы, на которую она опиралась. Это - ресурсы в социальном окружении клиента, в его личностных способностях и характере. Если М. Ричмонд и видела силу влияния психологии на процесс кейс-работы, то, скорее, в развитии работы в малых группах, подкрепляемой новыми открытиями в социальной психологии: «Это естественно, что социальным практикам следует все больше и больше обращаться к возможностям психиатрии; им будет нужна помощь в анализе психических механизмов личности. Но на самом деле психология малых групп, если она когда-либо разовьется в самостоятельную отрасль, будет только дополнять, но не заменит тех полезных средств, которые мы имеем сейчас» [Там же, p. 488].
Итак, вопрос, чему учить социальных работников в профессиональных школах, в концепции М. Ричмонд был решен однозначно - кейс-методу. вопрос, где учить, также не вызывал у нее сомнения: школы должны находиться под эгидой частных социальных агентств. на содержание профессионального обучения не должны оказывать подавляющего влияния университеты, поскольку они не заботятся о нуждах реальной практики, а продвигают развитие «чистой» науки. Проблема «как учить» решалась в пользу метода «кейс-стадии», который вырос из традиционной формы совместных конференций сотрудников обществ организованной благотворительности для обсуждения дел клиен-
тов. Кроме того, М. Ричмонд особо подчеркивала важность и необходимость организации учебной практики студентов под руководством опытных наставников в социальных агентствах.
Таким образом, концепция профессионального образования, сформулированная М. ричмонд, обладает всеми характеристиками, признаками и свойствами системного научного знания: ей присущи определенная внутренняя структура, иерархия элементов, взаимодействие между ними, а также с практикой профессиональной социальной работы. Концепция помогла реализовать важную общественную функцию подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. В этом и состоит одна из важнейших форм проявления единства теоретического и практического в наследии М. ричмонд.
Список литературы
1. Дудкин А.С. Мэри Эллен Ричмонд и исторические истоки социальной работы со случаем «case work» [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/artemii/dudkin-mary-richmondxivsocchtenia2012.
2. Мелкумян М.С. Роль и значение школ социальной работы в становлении профессионального образования социальных работников в США. Историко-педагогический аспект // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 36. С. 193-203.
3. Смыслов Д. А. Мэри Ричмонд. Основательница профессиональной социальной работы [Электронный ресурс]. URL: http://docent-psy.ucoz.net/index/mehri_richmond_osnovatelnica_ professionalnoj_socialnoj_raboty/0-150.
4. Целых М.П. Образование социальных работников в США. История и основные тенденции развития (1890-1920 гг.): монография. Ростов н/Д., 2005.
5. Целых М.П. Роль Мэри Ричмонд в истории развития профессиональной работы // Педагогика. 2011. № 9. С. 85-93.
6. Austin David M. A history of social work education. Austin: School of Social Work, University of Texas at Austin, 1986.
7. Lubove Roy. The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930. Cambridge: Harvard University Press, 1965.
8. Richmond M.E. Some next steps in social treatment // Long View. 1930. P. 484-491.
9. Richmond M. E. The Term "Social Case Worker" // Long View. 1930. P. 474-478.
10. Richmond Mary Ellen. Social Diagnosis. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1917.
1. Dudkin A.S. Mjeri Jellen Richmond i istori-cheskie istoki social'noj raboty so sluchaem «case work» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.slideshare.net/ artemii/dudkin-mary-richmondxivsocchtenia2012.
2. Melkumjan M.S. Rol' i znachenie shkol social'noj raboty v stanovlenii professional'nogo obrazovanija social'nyh rabotnikov v SShA. Istoriko-pedagogicheskij aspekt // Aktual'nye voprosy sov-remennoj nauki. 2014. № 36. S. 193-203.
3. Smyslov D. A. Mjeri Richmond. Osnovatel'nica professional'noj social'noj raboty [Jelektronnyj resurs]. URL: http://docent-psy.ucoz.net/index/mehri_ richmond_osnovatelnica_professionalnoj_socialnoj_ raboty/0-150.
4. Celyh M.P. Obrazovanie social'nyh rabotnikov v SShA. Istorija i osnovnye tendencii razvitija (18901920 gg.): monografija. Rostov n/D., 2005.
5. Celyh M.P. Rol' Mjeri Richmond v istorii razvitija professional'noj raboty // Pedagogika. 2011. № 9. S. 85-93.
6. Austin David M. A history of social work education. Austin: School of Social Work, University of Texas at Austin, 1986.
7. Lubove Roy. The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930. Cambridge: Harvard University Press, 1965.
8. Richmond M.E. Some next steps in social treatment // Long View. 1930. P. 484-491.
9. Richmond M. E. The Term "Social Case Worker" // Long View. 1930. P. 474-478.
10. Richmond Mary Ellen. Social Diagnosis. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1917.
Conception of professional education of social workers in interpretation by Mary Richmond
There is considered the essence of the conception of professional education of American social workers which was formulated by M. Richmond in the first third of the XX century, whose basic areas of work were scientific grounds of social work as a profession, formulation of the theoretical and practical essence of case-work as the foundation that unites some specialized areas of social work, giving the new status to the social and pedagogical work based on implementation of the conception of professional education of social workers.
Key words: case-work, Mary Richmond, social work, professional education.
(Статья поступила в редакцию 10.11.2015)
* *
*