Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 378.2 ББК 74.58 Ц349
М. П. Целых Таганрог, Россия
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В США
В статье рассматривается процесс профессионализации социальной работы в США в историческом аспекте. Предметом анализа является проблема формирования профессионального статуса и определение понятия профессии социальная работа. Рассматриваются различные критерии, черты и признаки, характеризующие уровень развития социальной работы как профессии. Показано, что в качестве ведущих компонентов профессиональной деятельности выступают: система знаний, профессиональный авторитет специалистов, санкция общества, этический кодекс и профессиональная культура. Выявлено, что ведущим фактором профессионализации социальной работы в США является активная деятельность самих профессионалов, объединенных в профессиональные ассоциации.
Ключевые слова: социальная работа, профессия, профессионализация.
M. P. Tselykh Taganrog, Russia
PROFESSIONALIZATION OF SOCIAL WORK IN THE UNITED STATES
The article describes the process of professionalization of social work in the United States in historical aspect. The subject of the analysis is the problem of the formation of the professional status and the definition of social work. Various criteria and features describing the level of development of social work as a profession are discussed. The author shows that the leading component of professionalization of so-
© Целых M. П., 2015
cial work is the system of knowledge, professional authority of the specialists; approval of the society; Code of ethics and professional culture. It is revealed that the leading factor of the professionalization of social work in the United States is the activity of professionals united in professional associations.
Keywords: social work, profession, professionalization.
Работа написана при поддержке гранта РГНФ «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности», Проект № 15-06-00039.
В настоящее время в российской науке быстрыми темпами идёт развитие концептуальных основ социально-педагогической науки и практики. Возрастание интереса учёных к проблеме профессиональной идентичности специалиста социально-педагогической сферы связано с осознанием того, что будущее этой профессии и научной дисциплины во многом зависит от способности профессионалов отстаивать право на собственное видение проблем, на идеологическую и организационную самостоятельность для выполнения специфических функций в обществе. В связи с этим определенный интерес представляет анализ опыта профессионализации американской социальной работы как потенциально полезного знания для понимания возможных путей развития этой профессии в России.
Поиск профессиональной идентичности был характерен для социальной работы США на протяжении всего XX века. В этой области американскими учёными были сделаны существенные достижения, которые позитивно повлияли на статус социальной работы не только в этой стране, но и за её рубежами. Ни в одной другой стране мира эта профессия не достигла такого высокого уровня развития, как в США. Сегодня это отражается в массовости профессии, во множестве социальных агентств, занимающихся оказанием социальной помощи, в высокой активности профессиональных организаций, а также в боль-
шом количестве дипломированных бакалавров, магистров и докторов социальной работы.
Проблема развития профессий обсуждается в различных контекстах, но учёные, и зарубежные и отечественные, сходятся во мнении, что профессия -это род трудовых занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования для человека. По определению Л. В. Мардахаева профессиональная деятельность - это специально организованная и регламентированная деятельность специалиста с применением определённых средств и направленная на достижение прогнозируемого результата [Мардахаев, 2005].
В этом смысле начало становления социальной работы как профессии в США относится к концу XIX века. За сто лет своего существования социальная работа претерпела значительные изменения как по своим целям и предназначению, так и по своим теоретическим основам и технологиям. И, прежде всего, это относится к выработке определения профессии - социальная работа. До сих пор в научной литературе не существует однозначной формулировки понятия профессии, и профессии социального работника в частности. Некоторые авторы подвергают сомнению принадлежность социальной работы к профессиональной деятельности и нередко высказывают мнения о том, что эта сфера труда не является по-настоящему профессиональной.
На протяжении всего XX века проблема формирования профессионального статуса являлась для американских социальных работников весьма актуальной задачей. За это время было сделано много попыток дать определение данной профессии.
Одним из первых в 1915 году на ежегодной конференции социальных работников, проходившей в Балтиморе, экспертизу социальной работы с точки зрения её профессиональных характеристик провел Абрахам Флекснер. Он приобрел широкую известность благодаря участию в реформировании системы образования медиков, которое привело к значительному повышению качества подготовки специалистов медицинского профиля.
А. Флекснер назвал шесть признаков, которым должна соответствовать любая профессия. По его мнению, профессиональным статусом обладает только та деятельность, которой присущи следующие черты, или профессиональные «тавро»:
1. Профессия представляет собой интеллектуальную деятельность, подразумевающую персональную ответственность специалиста.
2. Она основывается на научных знаниях, которые выводят из практики.
3. Профессиональная деятельность направлена на результативное решение конкретной практической проблемы.
4. Профессионалы обладают технологией, которую можно усвоить только в процессе профессионального образования.
5. Профессионалы стремятся к объединению в профессиональные организации.
6. Профессиональной деятельности свойственна альтруистическая направленность, т. е. она ведется ради общественного блага [ Flexner, 1915, p. 578-581].
Исходя из данных критериев, А. Флекснер публично признал, что к 1915 году социальная работа в США еще не стала в полной мере профессией. Он был согласен, что деятельность социальных работников носит не механический и не рутинный характер. Практикующие специалисты уже проявляют аналитические умения, способность к дифференциации и обобщениям, широту и гибкость мышления, ответственность за принятые решения и обладают навыками использования разнообразных ресурсов. Однако все эти интеллектуальные признаки, по мнению Флекснера, не мешали социальной работе все еще оставаться деятельностью промежуточного характера. Этот вывод эксперт пояснил следующим образом: определив проблему клиента и сделав заключение о её причинах, социальные работники затем передают дело в специализированное агентство, где её решением занимаются узкие специалисты. Из этого следует, что социальные работники являются как бы агентами, или посредниками между клиентом и профессионалами, которые непосредственно решают имеющиеся
проблемы. Так, если затруднения клиента связаны с его здоровьем, социальный работник помогает найти специалиста или лечебное заведение, которое бы занялось его лечением. Если для полноценного функционирования в обществе клиенту не хватает образования, социальный работник рекомендует подходящую образовательную программу и т. п. Данные особенности неправомерно расширяют область деятельности социальных работников, в то время как профессия должна иметь более конкретные границы и цели [Flexner, 1915, p. 585].
Анализ состояния профессии социального работника, проведённый А. Флекснером, был полезен и конструктивен. Социальные работники как бы увидели себя со стороны глазами квалифицированного эксперта. Это позволило им критически оценить достигнутое, осознать реальное состояние дел и имевшиеся недостатки, наметить пути дальнейшего развития профессии и системы профессиональной подготовки. С этого момента у социальных работников появилась серьезная озабоченность и желание придать своей деятельности профессиональный статус. Началась целенаправленная работа по увеличению количества аккредитованных школ для подготовки специалистов. Были приняты стандартизированные учебные планы и программы подготовки социальных работников, определены умения, необходимые для профессиональной деятельности в различных социальных сферах.
В результате энергичных действий, включавших: разработку методологической базы; улучшение системы подготовки специалистов; расширение объема научных знаний, основанных на опыте; объединение профессиональных ассоциаций и др., к концу 1950-х годов американские социальные работники смогли доказать, что их деятельность носит профессиональный характер.
В 1957 году Эрнест Гринвуд в статье «Признаки профессии» привёл следующие характерные элементы, являющиеся неотъемлемыми компонентами профессиональной деятельности: 1) система знаний; 2) профессиональный авторитет; 3) санкция общества; 4) этический кодекс; 5) профессиональная культура [Greenwood, 1976, p. 303].
Согласно Грннвуду наличие когнитивного, т. е. знаниевого компонента базируется на относительно абстрактном, системном обобщении и осмыслении практической деятельности. «Теория служит основой, благодаря которой профессионал рационализирует свои действия в конкретной ситуации» [Greenwood, 1976, p. 304]. Поэтому знания являются основанием практики, а их приобретение должно проходить в процессе специальной образовательной подготовки (теоретической и практической). Автор подчеркивает важность того, что систему ученичества необходимо повсеместно заменить профессиональным обучением в стенах академических заведений.
Владение знаниями и умение ими пользоваться на практике делает человека экспертом в конкретной профессиональной области, вызывает доверие к нему со стороны общества и клиентов, говорит о его компетентности. Э. Гринвуд пишет, что в сравнении с «любителями» у профессионалов есть прерогатива и право диктовать потребителям услуг «что - хорошо, а что - плохо» [Greenwood, 1976]. Так возникают профессиональные взаимоотношения, строящиеся на доверии к специалисту со стороны клиента.
Однако подобные профессиональные взаимоотношения чреваты негативными последствиями, если специалист не будет придерживаться нравственных норм и требований. Для того чтобы регулировать профессиональное поведение специалистов и поддерживать положительное общественное мнение, профессионалы должны уделять большое внимание соблюдению этического кодекса. Этический кодекс как четко сформулированная система ценностей и принципов деятельности служит для специалистов ориентиром при определении приоритетов и разрешении профессиональных проблем.
Для статусной профессии также характерно наличие монополии в организации профессионального образования и определении его содержания и конечного результата. Это достигается с помощью процедуры аккредитации образовательных программ. Благодаря аккредитации возможна корректировка содержания, характера и уровней обучения, структуры подготовки, количества обучающихся и учебных заведений.
Немаловажным признаком профессии является то, что специалисты - организованная группа, выполняющая функции, востребованные большинством членов общества. Пространство деятельности профессионалов институциали-зировано. Это больницы, фирмы, клиники, институты, офисы и, наконец, социальные агентства. Именно в рамках этих формальных и неформальных организаций происходит профессиональный контакт специалистов с клиентами и предоставляются профессиональные услуги. Профессионалы действуют в соответствии с культурными ценностями и нормами профессии. В зависимости от вида трудовой деятельности специалисты вырабатывают комплекс норм и ценностей, который и становится субкультурным феноменом профессии. Он, в некотором роде, отличает один вид профессиональной деятельности от другого, хотя и является во многом общим для многих из них.
Используя все перечисленные показатели применительно к анализу социальный работы конца 1950-х годов, Эрнест Гринвуд констатировал, что она приобрела статус профессиональной деятельности. Кроме того, он отметил, что эта профессия завоевала достаточно высокий авторитет в сравнении с другими интеллектуальными специальностями и продолжает становиться все престижнее [Greenwood, 1976].
Именно на характеристики, выделенные Гринвудом, чаще всего ссылаются в научной литературе по американской социальной работе, когда рассматривают этот вид деятельности с точки зрения её профессионализма.
В дальнейшем ученые неоднократно возвращались к проблеме описания основных признаков профессий вообще и социальной работы, в частности. Так, например, по мнению Т. Парсонса и Н. Сторера, любая профессия определяется четырьмя главными особенностями. Во-первых, это профессиональная ответственность за хранение, передачу, использование и расширение специализированной суммы знаний. Во-вторых, подготовка профессионалов и контроль за их деятельностью. В-третьих, поддержка и признание в обществе, и, в-четвёртых, наличие вознаграждения за деятельность, которое служит стимулом для профессионалов [Парсонс, Сторер, 1980, с. 29-30].
Сегодня существует несколько моделей описания профессиональной деятельности. Некоторые учёные кладут в основу своих подходов характеристики таких устоявшихся интеллектуальных профессий, как медицина и юриспруденция, и считают их носителями основных признаков профессии. Отдельные авторы критикуют подобный подход и считают его описательным и статичным.
Филипп Попл и Лесли Лейнингер придерживаются процессуальной модели классификации профессий. В соответствии с ней в качестве главных показателей эти авторы выделяют те способы, с помощью которых специалисты реализуют внутреннее единство профессиональной деятельности, ведут поиск признания обществом важности выполняемых работниками функций, устанавливают особый статус и права специалистов, позволяющих им практиковать в конкретной области или сфере занятий [Popple, 2002, p. 57]. Эти учёные указывают, что высокого уровня развития могут достичь лишь те профессии, которые сформировали профессиональные организации, способные реализовать данные цели. Наряду с описательными характеристиками ярким показателем статусности профессиональной деятельности зачастую является уровень развития профессиональных обществ, объединений, ассоциаций.
До сих пор вопрос относительно того, является ли социальная работа профессией, не нашел однозначного решения в американской литературе. Если Гринвуд еще в 1950-е годы назвал социальную работу профессией, то другие исследователи не были столь уверены в этом даже десятилетия спустя. Так, например, Нина Торен (Nina Toren) считает, что социальная работа не является самостоятельной и полностью сформировавшейся профессией. Автор обосновывает свое заключение тем, что социальная работа соответствует не всем показателям, выделенным Гринвудом. В частности, это касается уровня развития её теоретической базы [Popple, 2002, p. 57]. Действительно, известно, что социальная работа пользуется психологическими и социальными теориями, методами и технологиями, применяемыми и в других областях социальной практики. Нет ни одной теории или метода, которые бы представляли ценность исключительно для практики социальной работы. Большинство методов при соответ-
ствующей адаптации могут применяться в различных профессиональных сферах, связанных с решением социальных, индивидуальных и межличностных проблем. Таким образом, теории и технологии социальной работы могут считаться универсальными, а значит, у этой профессии нет исключительного права на их использование.
Многие исследователи [Barker, 1995; Johnson, 1997; Kendall, 1986] поддерживают точку зрения о том, что процесс формирования социальной работы как профессии еще не завершился, он продолжается. В качестве недостатков, тормозящих её развитие, называют: относительно низкую степень авторитета социальных работников в обществе, наличие менее жестких требований к лицензированию, отсутствие автономии профессиональной деятельности в сравнении со специалистами медицинского, юридического и других профильных видов труда.
В связи с этим учёные, заинтересованные в развитии социальной работы, призывают обратить особое внимание на решение вопросов лицензирования, повышения статуса и требований к квалификации специалистов данного профиля, прояснения сущности социальной работы и раскрытия её отличительных профессиональных черт.
До сих пор даже в США многие не вполне понимают, в чем же состоит суть профессиональной социальной работы. Леон Гинзберг (Leon Ginsberg) выделяет несколько причин, в силу которых это происходит [Ginsberg, 1997]. Во-первых, термин «социальная работа» нередко смешивают с другими похожими по звучанию названиями профессий, например, с социологией, социальными науками, социальной политикой и др. Во-вторых, большинство людей, жизнь которых протекает нормально, не нуждаются в услугах социальных работников и редко встречаются с ними. А если и встречаются, то не считают их социальными работниками, потому что в организациях и агентствах социальных работников зачастую не именуют «социальными работниками». Их должности называются: «специалист», «старший сотрудник», «консультант», «советник», «директор», «педагог» и др. Это приводит к тому, что потребители социальных
услуг соотносят специалиста не с профессией в целом, а с его должностными обязанностями.
В-третьих, социальная работа - это предмет, который не изучается в общеобразовательной школе в рамках традиционных учебных дисциплин. Масс медиа не освещают деятельность социальных работников также широко, как труд в области медицины, юриспруденции, образования и пр. Если социальные работники и становятся героями радио и телепередач, то зачастую их профессиональная принадлежность не обозначается. Поэтому молодые люди много знают о профессиях врачей, адвокатов, военных, учителей и очень мало - о социальных работниках.
В-четвертых, социальные работники не популяризируют свою профессию так, как она этого заслуживает. Социальная работа - это неприбыльная сфера деятельности. Являясь сотрудниками государственных или частных некоммерческих социальных учреждений, специалисты не считают возможным использовать свое время и ресурсы для профессиональной ориентации и пропаганды в то время, когда многие клиенты еще не получили необходимую социальную помощь [Ginsberg, 1997].
Несмотря на то, что к социальной работе готовят на 504 аккредитованных отделениях бакалавриата и на более чем 235 магистерских отделениях университетов (текущая информация на февраль 2015 г.) эта профессия, по-прежнему, является малой частью сферы высшего профессионального образования [Council on Social Work Education, 2015].
Социальное неблагополучие - основная проблема, которой занимаются профессионалы, а их клиентами становятся уязвимые группы населения, отличающиеся от благополучного большинства членов общества, или индивиды с различными социальными, физическими и психологическими девиациями. И хотя общество в целом признает социальную работу как профессиональный вид деятельности, возникает проблема репутации специалистов, которая складывается из того, «что» и «кто» является объектом социальной помощи.
В то же время из-за сложности и широты социальных проблем, имеющихся в обществе, в этой области деятельности задействованы не только социальные работники, но и медики, учителя, политики и пр. Это значит, что социальные работники хотя и доминируют, но не являются единственными экспертами и не имеют исключительного права на практику в этой сфере. Кроме того, в американском обществе, еще не преодолевшем тендерное неравенство, социальными работниками становятся, преимущественно, женщины. Все это не способствует повышению престижа профессии.
И, тем не менее, количество специалистов данного профиля достаточно велико и продолжает расти с каждым годом. Недавно «US News and World Report» назвал социальную работу среди 20 наиболее популярных и востребованных профессий в США [Ginsberg, 1997, p. 3].
Национальная Ассоциация социальных работников США указывает, что, в соответствии со статистическими данными Бюро труда США, в настоящее время более 650 тыс. получили образование и имеют квалификацию социальный работник. В прогнозах этого Бюро предполагается дальнейший рост специалистов, который в период с 2012 по 2022 гг. составит 18 % от нынешнего числа социальных работников [Bureau of Labor Statistics, 2015].
В настоящее время более половины всех социальных работников имеют профессиональное образование, что составляет самый большой процент за все время существования социальной работы в стране. Это говорит о том, что квалификационная идентификация социальных работников напрямую связана с приобретением высшего образования. Поэтому сегодня в этой стране термин «социальный работник» означает специалиста, обязанного иметь диплом бакалавра или магистра для того, чтобы он был официально допущен к работе в сфере социального обслуживания.
По определению энциклопедии социальные работники - это специально подготовленные профессионалы, которые обеспечивают консультирование, поддержку и руководство людям, нуждающимся в помощи. Такая помощь дает возможность человеку понять самого себя, свои жизненные условия и достичь
наивысшего уровня развития [The World Book Encyclopedia, p. 558]. А. Пинкус и А. Минахан уточняют, что социальный работник - это «агент изменения, тот, кто специально направляет свои усилия на то, чтобы достичь запланированных социальных улучшений» [Pincus, 1973, p. 54].
Современные социальные работники в США могут выполнять многообразные функции и роли, занимать различные должности от индивидуальных консультантов до менеджеров или законодателей в области социальной политики. Социальный работник должен уметь вести деятельность на различных уровнях: с индивидом, семьей, группами, организациями и сообществами.
Благодаря введению лицензирования, сертифицирования и других форм регуляции в области социальной работы США сейчас у этой профессии есть достаточная степень авторитета в обществе, признание её значимости, сложившиеся черты и особенности, отличающие её от других гуманитарных профессий. Социальная работа выделилась в особый вид профессиональной деятельности и отличается от работы, например, психологов, психиатров, адвокатов, учителей, священников, так как имеет свои четкие границы и круг деятельности, специфические цели, задачи и принципы, разработанный и применяемый на практике Кодекс профессиональной этики.
В США практически все современные социальные работники трудоустроены в системе социального обеспечения. Сегодня они находят применение в медицине, психологии, образовании, индивидуальном консультировании, в реабилитационной работе, коррекции, профессиональной переподготовке и во многих других областях.
Возрастающие потребности в профессионалах подобного рода объясняются исследователями тем, что американское общество стареет, растет количество людей, страдающих психическими заболеваниями, инвалидов, требующих специального ухода и заботы. Исследователи в области социального обеспечения подчеркивают, что сегодня все еще плохо удовлетворяются основные жизненные потребности нуждающихся членов общества. Широко распространена бедность (особенно среди этнических меньшинств), связанная с определенными
жизненными циклами (среди стариков, в семьях с несовершеннолетними детьми, в неполных семьях, воспитывающих детей и пр.). Многие американцы страдают от следующих негативных факторов: упадок в развитии городов, экономическая нестабильность, нехватка финансирования системы образования и воспитания, безработица, низкая оплата труда и др. Все эти обстоятельства делают профессию социальных работников актуальной и востребованной даже в такой высокоразвитой стране, как США [Parry, 1979, pp. 161-176].
Это означает, что социальная работа еще долго будет оставаться востребованной профессией, представители которой постоянно ищут новые способы преодоления нерешенных персональных и социальных проблем.
Библиографический список
1. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.
2. Парсонс Т. Научная дисциплина и дифференциация науки / Т. Парсонс, Н. Сторер // Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980. С. 27-55.
3. Barker R.L. The Social Work Dictionary, 3rd ed. - Washington, DC: National Association of Social Workers, NASW Press, 1995. 447 p.
4. Eileen Blackey, Pathfinder for the Profession / Katherine A. Kendall, editor; commentary and analysis by Werner W. Boehm. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers, 1986. 151 p.
5. Flexner, Abraham. Is social work a profession // Proceedings of the National Conference of Charities and Correction. The Hilman printing Co. Chicago, Ill, 1915. P. 576-590.
6. Ginsberg, Leon H. Careers in Social Work. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. 246 p.
7. Greenwood, E. Attributes of a Profession. In: The emergence of Social Welfare and Social work, [readings / selected by] Neil Gilbert and Harry Specht. Itasca, Ill.: F. E. Peacock Publishers, 1976. 520 p.
8. Johnson, Louise C. Social Work Pactice: A Generalist Approach. -6th ed. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. 461 p.
9. Parry, Noel and Parry, Jose. Social Work, Professionalism and the State // Social work, welfare and the state. Edited by Noel Parry, Michael Rustin and Carole Satyamyrti. London: Edward Arnold, 1979. P. 21-47.
10. Pincus, Allen. Social Work Practice: Model and Method / by Allen Pincus, Anne Minahan. Itasca, Ill., F. E. Peacock, 1973. 355 p.
11. Popple, Philip R. Social Work, Social Welfare, and American Society / Philip R. Popple, Leslie Leighninger. 5th ed. Boston; London: Allyn and Bacon, 2002. 632 p.
12. The World Book Encyclopedia Chicago: World Book, 1994. 22 v.
13. Council on Social Work Education (CSWE) // [Электронный ресурс]. - 2015. URL: http://www.cswe.org (дата обращения: 10.10.2010).
14. Bureau of Labor Statistics // [Электронный ресурс]. - 2015. URL: http://www.bls.gov (дата обращения: 10.10.2010).
REFERENCES (CYRILLIC LETTERS ARE TRANSLITERATED)
1. Barker, R.L. The Social Work Dictionary, 3rd ed. - Washington, DC: National Association of Social Workers, NASW Press, 1995. - 447 p.
2. Eileen Blackey, Pathfinder for the Profession / Katherine A. Kendall, editor; commentary and analysis by Werner W. Boehm. - Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers, 1986. - 151 p.
3. Flexner, Abraham. Is social work a profession // Proceedings of the National Conference of Charities and Correction. - The Hilman printing Co. Chicago, Ill, 1915. - P. 576-590.
4. Ginsberg, Leon H. Careers in Social Work. - Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. - 246 p.
5. Greenwood, E. Attributes of a Profession. In: The emergence of Social Welfare and Social work, [readings / selected by] Neil Gilbert and Harry Specht. - Itasca, Ill.: F. E. Peacock Publishers, 1976. - 520 p.
6. Johnson, Louise C. Social Work Pactice: A Generalist Approach. -6th ed. - Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. - 461 p.
7. Mardakhaev L. V. Sotcialnaya pedagogika. Text book. - M.: Gardariki, 2005. - 269 p.
8. Parry, Noel and Parry, Jose. Social Work, Professionalism and the State // Social work, welfare and the state. Edited by Noel Parry, Michael Rustin and Carole Satyamyrti. - London: Edward Arnold, 1979. - pp. 21-47.
9. Parsons Т., Storer N. Nauchnaya distsiplina I differetsiatsiya nauki // Nauchnaya deyatelnost: struktura I instituty. M.: Progress, 1980. - pp. 27-55.
10. Pincus, Allen. Social Work Practice: Model and Method / by Allen Pincus, Anne Minahan. - Itasca, Ill., F. E. Peacock, 1973. - 355 p.
11. Popple, Philip R. Social Work, Social Welfare, and American Society / Philip R. Popple, Leslie Leighninger. - 5th ed. - Boston; London: Allyn and Bacon, 2002. - 632 p.
12. The World Book Encyclopedia Chicago: World Book, 1994. 22 v.
13. Council on Social Work Education (CSWE). URL: http://www.cswe.org.
14. Bureau of Labor Statistics. URL: http://www.bls.gov.