Научная статья на тему 'Гуманитарные технологии как механизм конструирования профессий в современной образовательной системе'

Гуманитарные технологии как механизм конструирования профессий в современной образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ПРОФЕССИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИЙ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION AS A SOCIAL INSTITUTE / PROFESSION / SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF PROFESSIONS / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарубин Валерий Григорьевич, Мартьянова Наталья Александровна

Влияние образования как социального института на развитие профессий. Социологический анализ профессий в классических теоретических концепциях. Гуманитарные технологии в современной образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian Technologies as a Mechanism of Designing Professions in a Contemporary Educational System

The influence of education as a social institute on the development of professions. Sociological analysis of professions in classic theoretical conceptions. Humanitarian technologies in a contemporary educational system.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные технологии как механизм конструирования профессий в современной образовательной системе»

УДК 316.258 ББК 60.5

В. Г. Зарубин, Н. А. Мартьянова г. Санкт-Петербург, Россия

Гуманитарные технологии как механизм конструирования профессий в современной образовательной системе

Влияние образования как социального института на развитие профессий. Социологический анализ профессий в классических теоретических концепциях. Гуманитарные технологии в современной образовательной системе.

Ключевые понятия: образование как социальный институт, профессия, социологический анализ профессий, гуманитарные технологии.

V. G. Zarubin, N. A. Martjanova St. Petersburg, Russia

Humanitarian Technologies as a Mechanism of Designing Professions in a Contemporary Educational System

The influence of education as a social institute on the development of professions. Sociological analysis of professions in classic theoretical conceptions. Humanitarian technologies in a contemporary educational system.

Keywords: education as a social institute, profession, sociological analysis of professions, humanitarian technologies.

Образование как социальный институт традиционно является объектом повышенного научного интереса. Социальная природа образования характеризуется, прежде всего, его значимыми функциями, среди которых следует выделить конструирование профессий и содействие профессиональному самоопределению личности.

Конструирование профессий предполагает создание в рамках университетов новых профессионально-образовательных программ, направленных на удовлетворение потребностей современной экономики в определённых специалистах, достижение равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Конструирование профессий как сложный социальный процесс требует глубинного социологического анализа, который невозможно осуществить без обращения к наследию классиков социологии.

Исследование различных аспектов становления новых профессий представлено в трудах многих теоретиков социо-

логии, в частности Э. Дюркгейма, М. Вебера, Э. Хьюза, Т. Парсонса, Р Мертона и других. Однако прежде чем перейти к анализу профессий, необходимо определить, что же понимается под профессией в социологии и в чем отличие профессий от всех других видов занятий. Ведь практически любое занятие, обеспечивающее человека средствами к существованию, может стать объектом социологического изучения. На протяжении многих лет с точки зрения социологии изучались различные виды трудовой деятельности и в особенности те из них, которые претерпевали изменения в методике, социальной организации и в своем социально-экономическом статусе. По мнению Э. Хьюза, занятие - это, в сущности, не та или иная конкретная совокупность видов деятельности, а участие индивида в любой продолжающейся системе деятельности [2, с. 497]. Профессии представляют собой наиболее почитаемый и популярный из всех видов исторических занятий в сов-

© Зарубин В. Г., Мартьянова Н. А., 2011

ременном обществе. Они обладают особыми институционально закрепленными полномочиями, в частности доступом к запрещенному знанию, правом совершать опасные действия, возможностью влиять на других людей. Им предоставляются также многочисленные привилегии, выраженные как в сравнительно высоком материальном доходе, так и в нематериальных благах, коими является престиж, общественное признание, высокая степень автономии.

Профессии как один из видов исторических занятий разделяются на «обслуживающие» и «необслуживающие». «Обслуживающие» профессии, особенно юристы и медики, работают в основном на гонорарном принципе (даже и тогда, когда гонорары определяются по скользящей шкале), что прямо включает их в экономическую систему. Важный момент состоит здесь в том, что «обслуживающие» профессионалы получают свой гонорар прямо или косвенно от клиентов, которые сами профессионалами не являются, и потому в этом отношении они не контролируются другими членами профессии. Профессия в целом не имеет коллективной власти, способной регулировать распределение денежных вознаграждений. Она может в известной мере контролировать профессиональную репутацию в глазах широкой общественности, хотя публичная критика одним профессионалом другого встречается чрезвычайно редко и обычно осуждается [1, с. 34].

Напротив, в «необслуживающих» профессиях, особенно тех, что связаны с преподаванием и исследовательской работой, профессиональное мастерство не является объектом «продажи». Даже преподавание в этом смысле представляет собой качественно другое явление; это не удовлетворение «потребности», подобное тому, которое имеет место при врачебной помощи или юридической консультации, ибо речь идёт не о реакции на немедленный индивидуальный кризис. За эффективность образования в той же

степени ответственен как обучаемый, так и обучающий. (Если врач чувствует себя ответственным в случае, когда предлагаемые им способы лечения не помогают, то от профессора обычно не требуется, чтобы он стремился продолжить обучение студента после того, как тот провалился на экзамене) [1, с. 35].

Таким образом, профессии представляют собой социальную группу, наделённую особыми правами (на получение информации, отступление от норм, совершение опасных действий) и имеющую специфические обязанности (удовлетворять определённые потребности людей).

Представители американского структурного функционализма, прежде всего Т. Парсонс и Р. Мертон, уделяли особое внимание изучению профессий, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. Следует отметить, что профессии рассматриваются обоими социологами с позиции их общих теоретических концепций. К примеру, Т. Парсонс изучал профессии с точки зрения их значимости для поддержания равновесия в социальной системе, а Р. Мертон фокусировал внимание на структурном принуждении профессионалов.

Значение профессий для социальной структуры в трактовке Т. Парсонса может быть суммировано следующими выводами: профессиональный тип - это институциональная рамка труда, в которую внесены многие важные социальные функции, особенно занятие наукой, профессиональной подготовкой и практическим применением в медицине, технологии, праве и преподавании. Профессиональный тип зависит от поддержки институциональной структуры, которая создает комплексный баланс разных социальных сил [12, с. 34-46].

Исследование профессий в структурном функционализме продолжил Р. Мертон. В своей статье «Некоторые замечания о профессиях в американском обществе» (1960) он говорит о том, что профессии занимают наивысшее положение в общественном

сознании. Выбор профессии является важнейшим выбором для человека и, в случае неудачи, самым частым поводом для сожалений. Мертон не называет современную эпоху «эрой профессионалов», так как не любит наклеивать ярлыки, но подчеркивает, что именно сейчас профессионалы становятся «героями нашего времени», а это является показателем высокого уровня социальных и культурных ценностей в современном обществе [11, с. 6].

Мертон неоднократно подчеркивает, что профессии пользуются большим уважением, чем все другие виды занятий. Это подтверждает количество исследований, изучающих атрибутивные, структурные, функциональные, описательные аспекты профессий. В качестве примера можно привести работы таких учёных, как А. Флекснер [5, с. 576-590], Л. Бран-дейс [3], Э. Гринвуд [7, с. 44-55], Р Нолл [8, с. 92-104] или У Гуд [6, с. 194-200], рассматривающих профессии как «превосходящие» другие виды занятий. По результатам многочисленных исследований профессии, связанные с медициной, юриспруденцией, преподаванием в университетах, духовенством и архитектурой, находятся на вершине иерархии престижных профессий в США (в эту иерархию не входят высшие посты в правительстве, Верховном суде и т. д.).

Мертон отмечает распространяющуюся тенденцию профессионализации в современном обществе, сравнивая её с другими социальными процессами, например, с урбанизацией. Подобно тому, как развиваются, урбанизируются маленькие города, происходит и профессионализация многих традиционно не-профессио-нальных отраслей, таких как бизнес или индустрия. Эти отрасли приобретают по меньшей мере внешнюю видимость, а часто и внутреннее содержание профессиональных стандартов, ценностей и образования. Как отмечает Мертон, «мы сейчас слышим почти столько же о профессионализации коммерции, сколько о коммерциализации профессий» [11, с. 7].

Что же является источником процесса профессионализации? Мертон считает, что возрастающий престиж профессий происходит благодаря тройному сочетанию социальных ценностей. Это, во-первых, ценность, относящаяся к систематическому знанию и специализированному интеллекту: знание. Почти каждое определение профессий ссылается на их особый комплекс теоретических и эмпирических знаний, которые не имеют широкого распространения среди населения в целом. Профессия, незакреплённая расширяющимся систематически организованным знанием, становится, по словам Альфреда Уайтхеда, «беспорядочным набором прошлых отблесков рассудка, повторяющихся в традиционных действиях» [15, с. 60]. Во-вторых, к профессиям относится ценность, связанная с техническим мастерством и подготовленной способностью: умение. От профессионалов ожидается применение их теоретических знаний для решения первостепенных жизненных проблем: в случаях болезни, беззакония, греха и нарушения человеческих прав. Поиск путей решения главных проблем обычно имеет превосходство перед рутинными требованиями повседневной жизни. Профессиональная экспертиза требуется в момент кризиса, когда ставки и риски высоки. Третьей ценностью, присущей профессиональной роли помимо знания и умения, является служение другим: содействие. Профессии отличаются от других занятий своей приверженностью «идеалу служения» [6, с. 198], «коллективной ориентацией» [13, с. 489] и «служением общественности» [14, с. 96]. Профессиональные отношения руководствуются принципом объективности, когда профессионалы становятся в результате доверенными лицами на страже интересов клиента [4, с. 422].

Профессии, таким образом, имеют свой особый «эмоционально выраженный комплекс ценностей и норм, представленных в форме предписаний, предпочтений, допущений, запрещений. Они узаконены

в терминах институциональных ценностей» [10, с. 605]. Ценность «содействие», определяемая нормой альтруизма, наряду с ценностями «знание» и «умение» является частью профессионального этоса [9, с. 114-115].

Как и в любой социальной системе, действие, ориентированное на нормы в профессиях, поддерживается благодаря, прежде всего, процессам социализации и профессионального самоопределения. Р. Мертон определяет социализацию как процесс приобщения индивидов к своей культуре. Более конкретно с точки зрения индивидов это понятие «обозначает процесс, с помощью которого люди выборочно приобретают ценности и установки, ин-

тересы, умения и знания (иными словами, культуру), распространенные в группах, членами которых они являются или хотят быть» [9, с. 186-187]. Более кратко можно определить социализацию как отображение целостной социальной структуры - норм, возможностей и мнений - на личности человеческих индивидов.

Таким образом, обращение к классическим социологическим концепциям позволяет сделать вывод о решающей роли института образования в становлении и развитии новых профессий. Можно сказать, что конструирование современных профессий также напрямую связано с институтом образования и детерминировано им.

Список литературы

1. Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки / пер. с англ. Л. А. Седова // Научная деятельность : структура и институты : сб. пер. М. : Прогресс, 1980. 320 с.

2. Хьюз Э. Исследование занятий // Социология сегодня : проблемы и перспективы / сокр. пер. с англ. ; под ред. Г. В. Осипова. М. : Прогресс, 1965. 560 с.

3. Brandeis L. D. Business - A Profession Boston: Small, Maynard, 1925. 122 p.

4. Carr-Saunders A.M., Wilson P.A. The Professions Oxford: The Clarendon Press, 1933. 560 p.

5. Flexner A. Is Social Work a Profession? // Proceeding of the National Conference of Charities and Corrections. Chicago, 1915.

6. Goode W. J. Community Within a Community: The Professions // American Sociological Review. 1957. № 22.

7. Greenwood E. Attributes of a Profession // Social Work. 1957. № 2.

8. Hall R. H. Professionalization and Bureaucratization // American Sociological Review. 1968. № 33.

9. Merton R. K. Social Research and Practicing Professions / Ed. By A. Rosenblatt and T F. Gieryn. Cambridge, Massachusetts: Abt Books, 1982. 820 p.

10. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Enl. ed. New York: The Free Press, 1968. 740 p.

11. Merton R. K. Some Thought on the Professions in American Society // Brown University Papers. 1960. № 37.

12. Parsons T. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press, 1966.

13. Parsons T. The Social System. New York: The Free Press, 1951.

14. Tawney R.H. The Acquisitive Society. New York: Harvest Books, 1946.

15. Whitehead A.N. Adventures of Ideas. New York: The Free Press, 1933. 340 p.

Рукопись поступила в редакцию 17.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.