Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАНАДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСКУССИИ 1960–1970-х гг.'

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАНАДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСКУССИИ 1960–1970-х гг. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Канада / национальная идентичность / дискурс / интеллектуальная элита / университеты / гуманитарное образование / Canada / national identity / discourse / intellectual elite / universi-ties / humanities

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Еременко Ксения Сергеевна

В статье рассматривается влияние идей «нового национализма» на сферу высшего образования в Канаде в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Автор обращается к истокам движения за канадизацию университетов, чтобы проследить, как его сторонники представляли себе роль высшего образования в формировании канадской национальной идентичности и какими средствами они предлагали бороться с американизацией этой «чувствительной» сферы духовной жизни канадского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Higher Education in the Formation of Cana-dian National Identity: Public Discussions of the 1960s–1970s

The article examines the impact of the «new nationalism» ideas on the sphere of higher education in Canada in the late 1960s – early 1970s. The author focuses on the origins of the movement for Canadianization of universities to see how its proponents saw the role of higher education in the formation of Canadian national identity and what means they proposed use to struggle against Americanization of this «sensitive» area of the spiritual life of Canadian society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАНАДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСКУССИИ 1960–1970-х гг.»

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

УДК94(71)

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАНАДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕДИСКУССИИ 1960-1970-х гг.

© 2015 г. К. С. Еременко

Дальневосточный федеральный университет, Школа гуманитарных наук, г. Владивосток, Российская Федерация

В статье рассматривается влияние идей «нового национализма» на сферу высшего образования в Канаде в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Автор обращается к истокам движения за канадизацию университетов, чтобы проследить, как его сторонники представляли себе роль высшего образования в формировании канадской национальной идентичности и какими средствами они предлагали бороться с американизацией этой «чувствительной» сферы духовной жизни канадского общества.

Ключевые слова: Канада; национальная идентичность; дискурс; интеллектуальная элита; университеты; гуманитарное образование

The article examines the impact of the «new nationalism» ideas on the sphere of higher education in Canada in the late 1960s - early 1970s. The author focuses on the origins of the movement for Canadianization of universities to see how its proponents saw the role of higher education in the formation of Canadian national identity and what means they proposed use to struggle against Americanization of this «sensitive» area of the spiritual life of Canadian society.

Key words: Canada; national identity; discourse; intellectual elite; universities; humanities

Культурный климат и общественная жизнь в Канаде в 1950-1970-е гг. в значительной степени формировались под влиянием поисков национальной идентичности. В этот период времени канадцы осмысляли многие сферы общественной жизни своей страны - экономику, культуру, образование, средства массовой информации - через призму построения процветающей и независимой канадской нации. Роль «другого» для канадцев начиная с послевоенных лет вместо Ве-

Еременко Ксения Сергеевна - кандидат исторических наук, Дальневосточный федеральный университет, Школа гуманитарных наук, г. Владивосток, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

77

Роль высшего образования

ликобритании играли Соединенные Штаты, чье растущее влияние на все аспекты жизни канадского общества воспринималось если не как угроза, то как вызов, требующий осмысления и ответа. Как следствие, усилия канадской интеллектуальной элиты в эти десятилетия были направлены не только на то, чтобы описать, в чем же собственно состоит уникальность канадской идентичности, но и на то, чтобы сохранить ее «канадской» и защитить от агрессивных внешних влияний.

Карикатура «Канадский университет»

Источник: Canadian Dimension. 1969. Vol. 5. No. 8. February. P. 16.

Сфера высшего образования в Канаде также стала ареной для поисков национальной идентичности и горячих споров о том, какое место должен занимать в этой системе национальный компонент - будь то читаемые курсы, учебные пособия или сами преподаватели. Идеи «нового национализма» проникли в эту сферу гораздо позже других -лишь в конце 1960-х гг., а в полной мере проявили себя в десятилетие 1970-х гг., что было связано прежде всего с исторической спецификой развития канадских ВУЗов.

78

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

В 1950-1960-е гг. в Канаде значительно увеличилось число высших учебных заведений, а многие из уже существующих университетов переживали этап расширения и роста. Это было связано как с потребностью растущей экономики во все большем числе квалифицированных кадров, так и с ростом числа абитуриентов. В первые послевоенные годы этот рост происходил благодаря программе реабилитации ветеранов войны: так, за счет бывших фронтовиков, воспользовавшихся возможностью получить бесплатное образование, в одном лишь Университете Британской Колумбии число первокурсников возросло с 3000 чел. в 1944 г. до 9500 чел. в 1948 г. [4, 33]. В последующие десятилетия число поступающих в университеты резко выросло в связи с увеличением доли молодежи в общем составе населения, особенно по мере взросления поколения бэби-бумеров. К 1961 г. численность студентов канадских университетов достигла 113 тыс. человек, что вдвое превышало данные на 1956 г., а к 1966 г. этот показатель превысил 200 тыс. чел и приближался к 300 тыс. [1, 243].

По инициативе и при поддержке федерального правительства в этот период были созданы такие университеты, как Университет Ватерлоо (1956), Лаврентийский университет (1960), Университет Реджайны (1961), Университет Виктории (1963), Университет Гуэлфа

(1964) , Университет Трент (1964), Университет Саймона Фрейзера

(1965) , Университет Лейкхэд (1965), Университет Калгари (1966) и другие. Описанные изменения привели к значительному увеличению государственных субсидий для высших учебных заведений и активизации государственного участия в регулировании университетской системы страны. Обоснованием тесного взаимодействия государства и канадских университетов, а также значительных расходов по этой статье бюджета служила идея о том, что высшее образование представляет собой ключевой фактор для процветания и благосостояния любой нации.

Увеличение числа университетов в послевоенной Канаде создало острую нехватку квалифицированного профессорско-преподавательского персонала. Стремясь решить кадровую проблему в кратчайшие сроки, университеты зачастую принимали на преподавательские должности выпускников американских университетов. Те, в свою очередь, добиваясь высоких постов, не стремились нанимать в данные учреждения недавно защитивших диссертации канадцев, предпочитая им своих соотечественников и формируя таким образом своеобразную «традицию». «Когда у вас слишком много американцев, то учебные

79

Роль высшего образования

курсы не касаются Канады. И еще вы получаете своеобразный клуб бывших одноклассников. Американцы при должностях приглашают своих американских друзей» [Цит. по: 6, 172], - отмечал в 1969 г. президент Канадского союза студентов Мартин Лоуэри.

Существующее положение дел выглядело все более неестественным и одиозным по мере того, как набирала обороты другая тенденция - популяризация канадоведческих исследований в университетах и научных учреждениях страны, отчасти связанная с приближающимся столетием Канадской Конфедерации. В 1966 г. под эгидой Университета Трент был основан «Джорнел оф Кэнэдиэн Стадиз». Стоявшие у его истоков представители университетской интеллигенции основывались наубеждении, что жизнь и история Канады, по большей части все еще неизученные, заслуживают общего изучения сторонниками самых разных подходов и взглядов. За «флагманом» канадоведения последовали другие специализированные издания канадской направленности - «Джорнэл оф Кэнэдиэн Фикшн» в 1972 г., «Стадиз ин Кэнэдиэн Литерачур» в 1976 г. и «Кэнэдиэн Поетри» в 1977 г. В 1969 г. Университет Маунт Элисон впервые ввел программу подготовки бакалавров по направлению канадских исследований. В этом же году Институт Онтарио по изучению образования провел трехдневную конференцию на тему канадских исследований.

На фоне общего роста национального самосознания канадцев преобладание американской профессуры в канадских университетах стало вызывать негативные оценки и прежде всего - в среде канадских интеллектуалов. Проводя параллели с проблемой преобладания американских инвестиций в канадской экономике, они указывали на то, что массовое привлечение американских преподавателей аналогичным образом превратило канадские университеты в своеобразные филиальные предприятия, лишенные национальной индивидуальности. К концу 1960-х гг. все чаще стали высказываться опасения, что большое количество иностранцев, работающих «в столь чувствительном учреждении, как университет, где сотни молодых людей проходят социализацию и приобщение к доминирующим культурным ценностям общества, приведет лишь к серьезным и долгосрочным проблемам культурной идентичности нации» [3, 7].

Вышедшая в свет в ноябре 1969 г. книга «Борьба за канадские университеты» [7] в буквальном смысле слова стала отправным пунктом активной борьбы патриотически настроенных канадцев за «канадиза-цию» системы высшего образования страны. Книга без намеков прямо

80

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

рассказывала о том, что канадцам сложно устроиться на работу в университеты своей страны, так как предпочтение отдается американским и английским профессорам. Тенденция полагаться на иностранную профессуру негативно сказывалась и на содержании учебного процесса, особенно - на факультетах гуманитарной и социологической направленности. Так, по свидетельству авторов, в Карлтонском университете в Оттаве из 59% студентов-политологов, желавших писать дипломные работы по канадской тематике, далеко не все могли осуществить свое желание, потому как лишь 17% преподавателей факультета обладали необходимыми знаниями для руководства работами по данной тематике [7, 4].

Авторами нашумевшей книги были Робин Мэтьюз и Джеймс Стили, причем имя первого впоследствии фактически стало синонимом «канадизации». Робин Мэтьюз был родом из провинции Британская Колумбия, он получил образование в области английской филологии и в начале 1960-х гг. был принят на преподавательскую должность в Университет Альберты, а в 1968 г. перешел на работу в Карлтонский университет. Его соратник Джеймс Стили родился в городе Лондон провинции Онтарио, в университетские годы он специализировался на изучении английской литературы и защитил диссертацию в этой же области в Великобритании. Став преподавателем Карлтонского университета, Стили познакомился в 1968 г. с Мэтьюзом. Оба они считали, что текущее положение дел в канадских университетах является совершенно неприемлемым и может быть охарактеризовано как кризисное, оба были обеспокоены большим количеством иностранных профессоров в канадских университетах притом, что количество канадских профессоров неуклонно уменьшалось. «В 1963 г. в Канаду иммигрировало приблизительно 539 университетских преподавателя, в 1965 г. - 1048, в 1967 г. - 1986» [7, 16], - подсчитали позже авторы в своей книге.

Однако еще до выхода книги идеи Мэтьюза и Стили впервые были сформулированы и опубликованы в так называемом Карлтонском меморандуме в 1968 г., который был подготовлен ими для рассмотрения на очередном заседании Ассоциации преподавателей Карлтонского университета [3, 25]. Главный вывод меморандума, подкрепленный обширными данными статистики, звучал так: канадские профессора быстро превращаются в меньшинство внутри канадских университетов. Кроме выводов, документ содержал и требования к руководству Карлтонского университета: ввести более прозрачную и открытую

81

Роль высшего образования

процедуру конкурсного избрания преподавателей, обеспечить количественное преобладание канадских преподавателей (не менее 2/3 от общего количества), установить правило, согласно которому все руководящие должности в университете вплоть до заведующих кафедрами должны были заниматься исключительно канадскими гражданами и другие.

Меморандум был заслушан на заседании Ассоциации, состоявшемся 11 декабря 1968 г. Ко времени заседания общественность за пределами университета уже была хорошо знакома с содержанием требований Мэтьюза и Стили и пристально следила за ходом обсуждения. Заседание, по словам Мэтьюза, больше походило на «эмоциональную оргию»: кое-кто пригрозил привлечь инициаторов меморандума к ответственности за нарушение прав человека и даже обвинил в «неофашизме и всех прочих предрассудках» [8, 15]. В итоге ассоциация подавляющим большинством проголосовала против положений Кар-лтонского меморандума. Тем не менее, важно было то, что Мэтьюз и Стили впервые открыто сформулировали давно существующую внутри университетской системы проблему, смогли привлечь к ней внимание широкой общественности и прессы. Существующее положение дел Мэтьюз и его сторонники отныне характеризовали не иначе, как «американизацию» канадских университетов, спасением от которой могла стать только их «канадизация» [12, 21].

В последующем Мэтьюз и Стили инициировали кампанию в поддержку «канадизации» университетов: в течение 1969 г. они неоднократно выступали в университетах Канады с открытыми лекциями, а также активно обосновывали свою точку зрения на проблему в публикациях в прессе, одновременно работая над написанием книги. Эта кампания и, наконец, выход совместной книги Мэтьюза и Стили способствовали еще большей активизации общественных дискуссий на эту тему.

За время, прошедшее со дня обсуждения Карлтонского меморандума, сторонники «канадизации» смогли добиться широкой поддержки студенческой молодежи, которая изначально была настроена против предлагаемых мер [5, 29]. По словам Мэтьюза, существующий в канадских университетах порядок вещей являлся явно «дискриминирующим» в отношении канадских студентов, которые были лишены права на «полные и свободные знания о своей стране» [11, 46]. Кроме того, Мэтьюз и его сторонники обнародовали ряд фактов, свидетельствующих о том, что американское руководство в канадских универси-

82

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

тетах ведет себя пристрастно при распределении разного рода поощрительных стипендий, которые в итоге достаются американским студентам и аспирантам, проходящим обучение в канадских университетах [12, 21].

Как справедливо отмечалось в журнале «Кэнэдиен Форум», ситуация, сложившаяся в сфере кадрового обеспечения университетов, являлась лишь частью более обширной картины, к которой относились и доклад Мэлвила Уоткинса относительно промышленности, и доклад О’Лири о вещании, и выход таких книг, как «Новые римляне или люди к югу от 49й параллели» под редакцией А. Парди. «Очевидно, что университеты - лишь один из фронтов многогранного конфликта» [2, 78], - подчеркивалось в журнале. Мэтьюзу удалось уловить и точно передать царившую в обществе обеспокоенность и судьбой нации, и судьбой университетов, которые должны служить проводниками ее традиций и ценностей: «На карту поставлено выживание страны. И это немалая вещь, так как у нас есть свой образ жизни, традиции, которые воспитывают в нас миролюбие, умеренность и справедливость <...> Мы не должны позволить им или этой стране исчезнуть» [3, 28].

По мнению Мэтьюза и его соратников, самые негативные последствия «нашествие» американских профессоров имело именно для таких важных с идеологической точки зрения подразделений университета, как факультеты гуманитарных и социальных наук. В своих статьях Мэтьюз неустанно иллюстрирует цифрами критическое преобладание иностранной профессуры в этих «весьма чувствительных» научных областях. Так, на факультете социологии Университета Йорк в 1969 г. преподавало 15 американцев и всего 1 канадец, а кафедрами политической экономии и политологии в Университете Торонто, Йорк и МакМастер заведовали исключительно американцы [8, 15].

Несмотря на то, что именно студенты, изучающие историю, философию, политологию, литературоведение, социологию и другие подобные дисциплины, должны были в процессе обучения получать исчерпывающие знания о национальной специфике канадского общества в его самых разных сферах, в реальности все обстояло иначе. Судя по множеству приводимых Мэтьюзом примеров, численно преобладающие на этих факультетах американские преподаватели практически не привлекали для чтения своих курсов иллюстрации из истории, экономики, литературы Канады и т.д. Кроме того, американские преподаватели, работающие на кафедрах политологии, зачастую имели весьма слабое представление «о парламентской системе Канады и о Канаде в

83

Роль высшего образования

целом», а иногда и вовсе питали «презрение к канадской форме правления» [8, 15].

Убеждения и взгляды Мэтьюза были созвучны тому, о чем писал и говорил Абрахам Ротштейн, профессор экономики из Торонто, который стал одним из основателей и главных идеологов Комитета за независимую Канаду. Мэтьюз вошел в состав Комитета уже через месяц после его создания. Ротштейн полагал, что американизация канадской системы высшего образования создает «противоречие между либеральной идеологией и непрерывностью культуры. Идеология полагает, что происхождение преподавателя не имеет значения: важна лишь квалификация. Но если одной из функций университета является сохранение в веках общества и его культуры, мы должны задаться вопросом: способен ли он выполнять эту функцию, когда большую часть преподавания осуществляют иностранцы». И Ротштейн, и Мэтьюз, и писатель Хью Макленнан, который также выступил активным сторонником «канадизации» университетов, весьма высоко оценивали роль университета в системе конструирования канадской национальной идентичности. По словам Макленанна, все выдающиеся учебные заведения мира, такие как Г арвард и Йель, Оксфорд и Кембридж, университет Эдинбурга и Сорбонну, объединяет именно то, что они служат ярким отражением идентичности той нации, которая их породила и в формировании которой они в свою очередь играют важную роль [2, 78].

В 1970-е гг. популяризация канадоведческих исследований в стране приобрела институализированные формы, а движение за «канадиза-цию» университетов продолжало привлекать все большее число сторонников. Так, в 1972 г. по инициативе Ассоциации университетов и колледжей Канады была учреждена Комиссия по вопросам канадских исследований под председательством Томаса Б. Саймонса, известного ученого и государственного деятеля, основателя и первого ректора Университета Трент, стоявшего у истоков создания «Журнала канадских исследований». Ее главной целью было изучение системы преподавания дисциплин канадской тематики и проблем канадоведческих исследований для подготовки докладов и рекомендаций в данной области. По итогам своей работы Комиссия подготовила получивший широкую популярность доклад под названием «Познать самих себя», также известный как доклад Саймонса [10]. В докладе утверждалась мысль о том, что отличия канадцев от американцев являются важными сами по себе и требуют изучения в свете борьбы с внутренними про-

84

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

блемами страны. Этот документ предлагал произвести пересмотр учебных планов в сторону увеличения канадского содержания курсов, ввести поощрение исследований по канадской тематике и др. В декабре того же года Канадская социологическая и антропологическая ассоциация озвучила доклад двух своих подкомитетов, изучавших проблему «канадизации» и канадских исследований. В докладе подтверждалось наличие барьеров для канадских ученых при приеме на работу в университеты, отсутствие интереса у иностранных преподавателей канадских вузов в исследованиях по канадской тематике. Доклад рекомендовал, чтобы должности заведующих кафедрами и деканов занимались исключительно канадцами, которые, в свою очередь, стимулировались бы к привлечению на профессорско-преподавательские должности канадцев, а также чтобы 75% мест для аспирантов резервировались для канадцев[6, 168]. По оценкам исследователя Дж. Кормье, начиная с 1972 г. именно Канадская социологическая и антропологическая ассоциация стала флагманом движения за «канадизацию» университетов страны [3, 91].

К началу 1980-х гг. благодаря усилиям сторонников «канадизации» высшего образования в канадских университетах значительно выросло количество курсов, посвященных изучению различных аспектов жизни канадского общества, его культуры и истории. В 2006 г. ветераны движения за «канадизацию» университетов Мэтьюз и Стили, проанализировав учебные планы пяти различных программ в шести университетах страны, пришли к выводу, что с 1970 г. по 1975 г. количество дисциплин с «канадским содержанием» возросло на 73%, а к 1980 г. -увеличилось более чем в два раза [9].

Таким образом, смело можно утверждать, что изменения в системе высшего образования Канады в период 1960-1970-х гг. явились одним из важнейших факторов обретения канадской национальной идентичности, а представления интеллектуальной элиты о национальной системе высшего образования прошли путь от признания факта образовательной и научной зависимости от американской высшей школы до осознания уникальности собственного опыта и необходимости его разностороннего изучения и популяризации.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bothwell R., Drummond I. M., English J. Canadasince 1945. - Toronto: University of Toronto Press, 1989.

85

Роль высшего образования

2. Burgess J. P. Canadianizing the university // Canadian Forum. - 1969. -Vol. 49. - July. - P. 77-79.

3. Cormier J. The Canadianization movement: emergence, survival, and success. - Toronto: University of Toronto Press, 2004.

4. Dennison J. D. Higher education in British Columbia, 1945-1995: opportunity and diversity // Higher education in Canada: different systems, different perspectives / Ed. by A. G. Jones. - L.: Routledge, 2012. - P. 31-58.

5. Douglas B. ‘Canadianization’ campaign bearing fruit, says Mathews // Ottawa Citizen. - October 28, 1969. - P. 29.

6. Edwardson R. Canadian content: culture and the quest for nationhood. -Toronto: University of Toronto Press, 2008.

7. Mathews R., Steele J. The struggle for Canadian universities. - Toronto: New Press, 1969.

8. Mathews R. The Americanization of Canadian universities // Canadian Dimension. - 1969. - Vol. 5. - No. 8. - February. - P. 15-16, 53.

9. Mathews R., Steele J. Canadianization revisited: acomment on Cormier’s «The Canadianization Movement in Context» // Canadian Journal of Sociology. - 2006. - Vol. 31. - No. 4. P. 493-497.

10. Symons T. H. B. To know ourselves: the report of the Commission on Canadian studies. Vol. I-II. - Ottawa: Association of Universities and Colleges of Canada, 1975.

11. University crisis seen in minority Canadian faculty // The Montreal Gazette. April 11, 1969. - P. 46.

12. US bias reported at college // The Montreal Gazette. - 2 August 1969.-P. 21.

Информация об авторе

Ф.И.О.: Еременко Ксения Сергеевна/ Eremenko Kseniya Sergeevna

Место работы: Дальневосточный федеральный университет

/ Far Eastern Federal University

Подразделение: Школа гуманитарных наук, кафедра всеобщей истории, археологии и антропологии

Должность: старший преподаватель

86

Канадский ежегодник

Выпуск 19 - 2015

Ученая степень: кандидат исторических наук

Электронная почта: [email protected]

Почтовый адрес: 690950, Владивосток, ул. Суханова, д. 8

Название статьи: Роль высшего образования в формировании канадской национальной идентичности: общественные дискуссии

1960-1970-х гг. / The Role of Higher Education in the Formation of Canadian National Identity: Public Discussions of the 1960s-1970s

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.