#
ПЬЕР ЭЛЛИОТ ТРЮДО: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
PIERRE ELLIOT TRUDEAU: POLITICAL PORTRAIT Э. А. Бабаев
Статья посвящена анализу биографии и политической деятельности премьер-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо. Автор уделил основное внимание вкладу этого канадского лидера в формирование современной внутренней и внешней политики страны, а также его стремлению вывести Канаду из-под значительного влияния США.
Ключевые слова: премьер-министр Канады, «кана-дизация», внешняя политика.
E. A. Babaev
The article is devoted to the analysis of the biography and political activity of the prime minister of Canada Pierre Elliot Trudeau. The author focuses his attention at the contribution of this Canadian leader to the development of the country's modern internal and foreign policy, as well as to his aspiration to take Canada away from the significant influence of the USA.
Keywords: prime minister of Canada, «canadization», foreign policy.
В мае 2011 г. исполнилось сорок лет со времени первого в истории российско-канадских отношений официального визита премьер-министра Канады в нашу страну. Человеком, совершившим этот шаг, был Пьер Эллиот Трюдо. В канадской научной литературе последней трети ХХ - начала XXI в. появилось немало исследований, посвященных личности П. Э. Трюдо, его влиянию на проведение внутренней и внешней политики. Это способствовало тому, что в стране появилась целая серия работ, которые носили во многом биографический характер (так называемая «трюдониана»). Причем большинство авторов очень высоко оценивали усилия канадского премьер-министра, предпринимаемые внутри страны и на международной арене [1].
В то же время были опубликованы и специальные работы, в которых анализировались усилия правительства П. Э. Трюдо внутри страны и на международной арене. Часть из них были выдержаны в апологетичном духе - преимущественно исследования историков и политологов либерального толка. Так, Э. Уэстелл отмечал, что внутри- и внешнеполитическая «доктрина Трюдо» заключалась в том, чтобы «сопротивляться прямым посягательствам на канадский суверенитет и идентичность, а также нивелировать американское влияние на Канаду с помощью установления контактов с другими государствами» [2, р. 21].
Однако не все авторы разделяли подобные оценки. Радикалы (канадские социал-демократы) в книге «Либеральная идея Канады. П. Трюдо и вопрос канадского выживания» обвинили канадского лидера в континентальной ориентации, заявив, что «обусловленный общей защитой интересов частного бизнеса и экономики свободного рынка его популистский поворот вправо стал двигателем очередного толчка к континентальной экономической интеграции, означавшего остановку курса канадского государства на ограничение американского господства в канадской экономике» [3, р. 101].
Представители же консервативного направления в историографии подвергли резкой критике пересмотр
1
внешней политики, предпринятый правительством П. Э. Трюдо на рубеже 1960-1970-х гг. Так, Л. Зинк отмечал, что «политика абсолютного пацифизма и абсолютного нейтрализма» премьер-министра не была принята большинством канадцев. А нашумевшее решение П. Трюдо «сократить канадские взносы в НАТО во время советского вторжения и оккупации Чехословакии оказало Кремлю большую поддержку» [4, р. 82].
В нашей стране личность Пьера Эллиота Трюдо остается пока малоизученной, хотя отдельные моменты его деятельности освещены в ряде статей С. Ф. Молочкова [5; 6]. Несмотря на то, что именно в годы правления П. Э. Трюдо произошел качественный скачок в улучшении советско-канадских отношений, у нас пока не предпринималось попыток комплексного анализа жизни и деятельности этой исторической фигуры. Поэтому целью данной статьи стало исследование политического портрета этого премьер-министра Канады.
На пути к власти
Пьер Эллиот Трюдо родился 18 октября 1919 г. в Монреале в семье предпринимателя. Его семейные корни типичны для Канады - он был потомком французских и шотландских переселенцев. После окончания школы молодой Пьер стал изучать право, экономику и политические науки сначала в Монреальском университете, а затем в Гарварде. После окончания Второй мировой войны он отправился в Европу, где продолжил обучение в Лондонской школе экономики и Парижском университете.
В 1949 г. по возвращении в Канаду возмужавший Пьер занялся адвокатской практикой и включился в политическую жизнь (в частности, в профсоюзное движение Квебека). В качестве юрисконсульта ряда профсоюзов он принял участие в забастовке рабочих асбестовых карьеров и получил известность на уровне провинции как защитник гражданских свобод. Этому событию посвящена первая из широко известных книг П. Э. Трюдо «Асбестовая забастовка» [7].
Ф
В молодости он отличался социальным радикализмом, по своим взглядам был близок к Новой демократической партии (канадская социал-демократия). В 1950-е гг. на страницах леволиберальных политических журналов П. Э. Трюдо неоднократно выступал с критикой социально-экономической политики федеральных правительств Л. Сен-Лорана и Дж. Дифенбейкера, осуждал авторитарные методы правления квебекского премьера М. Дюплесси.
В то же время он выступал твердым сторонником канадского федерализма и противником франкоканадского национализма. Свои взгляды в отношении национального вопроса П. Э. Трюдо изложил в известной монографии, в которой идейно противостоял любым попыткам усилить политическую роль провинции Квебек в ущерб полномочий федерального центра [8].
В 1965 г. П. Э. Трюдо - к тому времени уже профессор права Монреальского университета - вступил в либеральную партию Канады с намерением реформировать ее изнутри. Спустя два года премьер-министр Л. Пирсон назначил П. Э. Трюдо министром юстиции. От имени федерального правительства П. Э. Трюдо выступал в качестве главного оппонента квебекского премьера Д. Джонсона, пытавшегося добиться для Квебека особого статуса. В этой деятельности он проявил себя блестяще, поэтому в апреле 1968 г. на федеральном конгрессе Пьер Эллиот Трюдо был избран новым лидером либеральной партии и стал премьер-министром Канады.
«Вернем Канаду канадцам»
Первой важной мерой в области внутренней политики стала проводимая правительством П. Э. Трюдо государственная политика двуязычия, стержнем которой стал закон об официальных языках. Согласно закону 1969 г. провозглашалось равенство английского и французского языков в звеньях государственного аппарата; в районах, где число говорящих на втором языке превышает 10%, должен применяться принцип двуязычия [9, с. 277].
Важнейшим же приоритетом нового руководства страны стала политика «канадизации» - попытка вывести промышленность Канады из-под контроля иностранного (преимущественного американского) капитала. Такие меры правительства П. Э. Трюдо, как национализация ряда добывающих компаний, основание государственной нефтяной корпорации «Петро-Кэнада» и передача ей всех перспективных месторождений, получили полную поддержку общественного мнения страны и вызвали неодобрение и критику со стороны администрации США и ряда европейских государств.
В декабре 1973 г. правительство П. Трюдо подготовило и провело через парламент законопроект о создании Агентства по контролю над иностранными инвестициями (ФИРА). Согласно этому документу «учреждение нового бизнеса или расширение экономической активности» должно происходить исключительно под контролем правительственного агентства, которое обладало правом запрещать приобретение канадских фирм «неканадцами».
Закон регламентировал деятельность иностранных инвесторов с целью «предоставить возможность канадцам осуществлять контроль над экономическим развитием своей страны в национальных интересах» [10, р. 585-586].
В октябре 1980 г. правительство П. Э. Трюдо опубликовало «Национальную энергетическую программу». Она предусматривала установление контроля канадского государства и бизнеса над рядом крупнейших нефтегазовых компаний страны, поддержание внутренних цен на энергоносители на более низком уровне, чем мировые, и в перспективе добиться самообеспеченности Канады нефтью. Уже к концу следующего года под контроль канадцев перешли одиннадцать компаний отрасли, а государственная корпорация «Петро-Кэнада» стала четвертой по значению в нефтегазовой сфере страны [11, с. 132].
Наконец в 1982 г. канадский лидер выступил инициатором изменений в федеральной конституции (репатриации) с целью положить конец полномочиям британского парламента. Столкнувшись с оппозицией этому предложению в провинциях, П. Э. Трюдо мобилизовал общественное мнение, важнейшие лоббистские группы в стране на поддержку Хартии прав и свобод (как части конституции). Ему удалось убедить все англоязычные провинции принять конституцию, Квебек же занял особую позицию и отказался от поправок.
В поисках «третьей альтернативы»
Неординарные способности и харизма Пьера Эллиота Трюдо в полной мере проявились при проведении им внешней политики Канады. Внешнеполитический курс правительства П. Э. Трюдо в зарубежной историографии получил название политики «третьей альтернативы». Практически все обозреватели отмечали исключительно важное (до проявлений волюнтаризма) влияние личных взглядов и предпочтений премьер-министра Канады при выборе действий на международной арене.
Глобальный пересмотр внешнеполитических приоритетов Канады, предпринятый правительством П. Э. Трю-до на рубеже 1960-1970-х гг., способствовал тому, что в последующее десятилетие руководство страны проводило политику, отстаивающую исключительно национальные интересы. Особую роль при этом правительство П. Э. Трюдо уделяло участию представителей страны в работе таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций и НАТО, Британское содружество и Франкофония, Генеральное соглашение о тарифах и торговле и «Большая семерка». Именно с активизацией усилий в работе этих организаций правительство П. Э. Трюдо связывало надежды на укрепление международного авторитета Канады при одновременном отстаивании национальных интересов страны на международной арене [12, с. 112].
В попытке сбалансировать внешнеполитические и внешнеэкономические связи Канады ее новое руководство взяло курс на отход от однобокой ориентации на США. По словам советских историков В. А Тишкова и Л. В. Коше-лева, центральной идеей внешнеполитической программы
$
П. Э. Трюдо в 1970-е гг. «явилась концепция создания противовесов во внешней политике Канады, которая имела в виду противовесы зависимости от США» [13, с. 190].
В правительственной Белой книге «Внешняя политика для канадцев» отмечалось, что «курс на дальнейшую политико-экономическую интеграцию с Соединенными Штатами может благоприятно повлиять на рост канадского благосостояния, однако существует постоянная опасность того, что при этом может пострадать национальный суверенитет и культурная самобытность Канады. Эта опасность порождает необходимость добиваться диверсификации внешнеторговых и укрепления научно-технических связей со странами Европы и Японией» [14, р. 23].
Большое значение в 1970-е гг. приобрела политика государственной помощи Канады развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. Эта программа экономической и гуманитарной помощи стала важной частью канадской внешней политики не только потому, что закрепляла за Канадой «благотворительный» имидж. Предоставление помощи рассматривалось правящими кругами Канады как гарант экспансии канадского бизнеса в эти государства, а также как важный инструмент укрепления и развития экономической и политической самостоятельности в отношениях с Соединенными Штатами.
Канада не стала проводить, подобно американцам, антисоветского курса. Напротив, в первой половине 1970-х гг. произошло заметное улучшение политических и экономических отношений Канады и СССР. Так, в конце января 1971 г. министрами иностранных дел двух стран было подписано советско-канадское соглашение о сотрудничестве по внедрению в промышленность достижений науки и техники. Выступая в канадском парламенте, П. Э. Трюдо назвал этот документ «соглашением, которое отражает признание руководством СССР Канады в качестве обладателя важных новейших технологий и наше восхищение прогрессом Советского Союза, сделанного в ряде областей» [15, р. 218].
В течение 1971-1984 гг. Канада и СССР обменялись многочисленными визитами делегаций различного уровня, а двусторонние отношения несмотря на рецидивы «холодной войны» продолжали оставаться дружественными. В опубликованных в середине 1990-х гг. мемуарах П. Э. Трюдо отдал должное советскому руководству и высказал мысль о том, что в годы его правления между двумя общественно-политическими системами не было неразрешимых противоречий [16, р. 261].
Подводя итог, следует отметить, что основы современной прогрессивной внутренней и внешней политики Канады, ее позитивный имидж были заложены в годы пятнадцатилетнего правления П. Э. Трюдо. Пройдя путь от левого либерала до центриста и «экономического нацио-
налиста», он способствовал началу проведения Канадой подлинно самостоятельной политической линии. Даже уйдя в отставку с поста премьер-министра в 1984 г., он еще целое десятилетие продолжал оставаться самым авторитетным политиком государства. Благодаря своим убеждениям и личным качествам Пьер Эллиот Трюдо сумел значительно поднять авторитет страны на международной арене, а саму Канаду сделать «лучшим местом для жизни», по многочисленным рейтингам ООН.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Gwyn R. The Northern Magus. - Toronto, 1981.
2. Westell A. Paradox. Trudeau as Prime Minister. -Scarborough, 1972.
3. Laxer J., Laxer R. The Liberal Idea of Canada. Pierre Trudeau and the Question of Canada's Survival. - Toronto, 1977.
4. Zink L. Trudeaucracy. - Toronto, 1972.
5. Молочков С. Ф. Внешняя политика Канады в 70-е годы: судьба «третьей альтернативы» // США: экономика, политика, идеология. - 1979. - № 3.
6. Молочков С. Ф. Пьер Трюдо уходит в историю // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2000. - № 12.
7. Trudeau P. La Grave de l'Amiante. - Montreal, 1956.
8. Trudeau P. Federalism and French-Canadian Nationalism. - Montreal, 1967.
9. Сороко-Цюпа О. С. История Канады. - М.: Высш. школа, 1985.
10. Documenting Canada. A History of Modern Canada in Documents. - Saskatoon, 1992.
11. Канада-США: экономические и политические отношения / Отв. ред. С. Ф. Молочков, В. Б. По-валоцкий. - М.: Наука, 1983.
12. Бабаев Э. А. Канада и международные организации в 70-е гг. ХХ века // Британские доминионы: история и современность / Отв. ред. Э. А. Бабаев. - Красноярск: КГПУ, 2006.
13. Тишков В. А., Кошелев Л. В. История Канады. -М., 1981.
14. Foreign Policy for Canadians. General. - Ottawa, 1970.
15. Granatstein J., Bothwell R. Pirouette. Pierre Trudeau and Canadian Foreign Policy. - Toronto, 1990.
16. Trudeau P., Head I. The Canadian Way. Shaping Canada's Foreign Policy 1968-1984. - Toronto, 1995.