Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЬНИКОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА УРОКА / БЛАГОПРИЯТНЫЙ МИКРОКЛИМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова М.А., Тенитилова К.С., Абаева С.М.

В статье произведен анализ феноменологии социально-психологического климата коллектива; обоснована зависимость психологического климата от степени развития рефлексивных качеств классного руководителя. Сделан вывод о том, что благоприятный социально-психологический климат в ученическом коллективе обусловлен развитой рефлексивной способностью педагога. Освещается явление коммуникативной толерантности как важного фактора благоприятного эмоционального климата группы. Рассмотрены причины и последствия негативного микроклимата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова М.А., Тенитилова К.С., Абаева С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE STUDENT TEAM: THE DIDACTIC ASPECT

The article analyzes the phenomenology of the socio-psychological climate of the team; the dependence of the psychological climate on the degree of development of reflexive qualities of the class teacher is justified. It is concluded that the favorable socio-psychological climate in the student team is due to the developed reflexive ability of the teacher. The article highlights the phenomenon of communicative tolerance as an important factor in the favorable emotional climate of the group. The causes and consequences of negative microclimate are considered.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 159.922+159.923:316.6 ФЕДОРОВА М.А.

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: 09011975m@gmail.com ТЕНИТИЛОВА К.С.

студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru АБАЕВА С.М.

студентка 2 курса бакалавриата, институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: silena01012201@gmail.com

UDC 159.922+159.923:316.6 FEDOROVA M.A.

Associate Professor, PhD in Education, Associate Professor of Pedagogy and Professional Education Department, Orel

State University E-mail: 09011975m@gmail.com TENITILOVA K.S.

2nd Year Undergraduate Student, Institute of Natural Sciences and Biotechnology, Orel State University E-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru ABAEVA S.M.

2nd Year Undergraduate Student, Institute of Natural Sciences and Biotechnology, Orel State University E-mail: silena01012201@gmail.com

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

FORMATION OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE STUDENT TEAM: THE DIDACTIC ASPECT

В статье произведен анализ феноменологии социально-психологического климата коллектива; обоснована зависимость психологического климата от степени развития рефлексивных качеств классного руководителя. Сделан вывод о том, что благоприятный социально-психологический климат в ученическом коллективе обусловлен развитой рефлексивной способностью педагога. Освещается явление коммуникативной толерантности как важного фактора благоприятного эмоционального климата группы. Рассмотрены причины и последствия негативного микроклимата.

Ключевые слова: психологический климат, коллектив школьников, эмоциональная атмосфера урока, благоприятный микроклимат.

The article analyzes the phenomenology of the socio-psychological climate of the team; the dependence of the psychological climate on the degree of development of reflexive qualities of the class teacher is justified. It is concluded that the favorable socio-psychological climate in the student team is due to the developed reflexive ability of the teacher. The article highlights the phenomenon of communicative tolerance as an important factor in the favorable emotional climate of the group. The causes and consequences of negative microclimate are considered.

Keywords: psychological climate, group of students, emotional atmosphere of the lesson, favorable microclimate.

В современном мире социализация школьников, формирование нравственных и коммуникативных качеств, мировоззрения происходит в образовательном учреждении. От того как личность переживает эмоциональное благополучие, зависит степень влияния коллектива на отдельного учащегося. Поэтому одним из необходимых условий успешного воспитания на протяжении всего периода обучения является становление благоприятного социально - психологического климата ученического коллектива, которое начинается с момента формирования класса. В благоприятной среде, где присутствует сотрудничество, непринужденная обстановка, раскованная атмосфера труда повышается работоспособность ребенка. Взаимоотношения приобретают особую эмоциональную окраску, которая определяется ценностями, идеалами, взглядами членов коллектива. Затронув данный термин нельзя обойти и

его понятие.

По мнению В.А. Сластенина, социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения [1]. В то же время под этим понятием К.К. Платонов рассматривает такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [2]. В трудах исследователя феномен психологического климата понимается как проявление коллективного сознания, но есть и другие подходы к его осмыслению. Н. В. Коган определяет климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, спло-

© Федорова М.А., Тенитилова К.С., Абаева С.М. © Fedorova M.A., Tenitilova K.S., Abaeva S.M.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ченности, наличия общих мнений, обычаев, традиций [3].

Анализ работ по теме исследования свидетельствует о том, что в педагогической науке не существует единого понимания природы социально-психологического климата коллектива, что является следствием различий профессиональных подходов педагогов и психологов по данному направлению. Это понятие сложное и неоднозначное, рассматривается в качестве полифункционального показателя, имеет многокомпонентную структуру, и насчитывает несколько десятков определений.

Актуальность проблемы диктуется возросшими требованиями к оптимизации взаимодействия личности и социума. Центральное значение в формировании здорового психологического климата имеет классный руководитель и требует понимания психологии школьника, его духовных переживаний, эмоционального тонуса, межличностных отношений с одноклассниками. При осуществлении педагогической деятельности для учителя значима способность к формулированию разумных представлений о позиции к нему со стороны учащихся. В широком смысле слова с помощью этой способности активизируются различные виды деятельности, к которым относится, например, рефлексивное самопознание, позволяющее встать в позицию наблюдателя по отношению к самому себе, а также прогноз последствий педагогических решений, регулирование политики достижения желаемых целей деятельности. Из этого следует, что низкая степень развитости со-циорефлексивной способности учителя предполагает переоценивание отношения школьников к нему. Если же классный руководитель имеет выраженные рефлексивные способности, что является профессионально-значимой особенностью его педагогической практики, то без труда он может осуществлять анализ своих действий, усовершенствование собственной деятельности. Прослеживается согласованность оценочных мнений учеников и субъектных взглядов учителя. Вследствие этого, можно говорить о существенном воздействии развитости рефлексивных качеств на становление положительного социально-психологического климата. Эта проблема является фундаментальной и лежит в русле инновационных направлений совершенствования научно-педагогической мысли.

Важным фактором, оказывающим влияние на становление благоприятного психологического климата, является коммуникативная толерантность. Е.Г. Виноградова считает, что коммуникативная «толерантность - основное качество личности, проявляющимся в терпимости, бесконфликтности, а также устойчивости, доверительности и способности спокойно и без раздражения принимать индивидуальности других людей» [4, с. 11]. Степень ее несформирован-ности характеризуется тем, насколько сильно человек переносит отрицательные эмоции по поводу отличительных свойств личности партнера, в какой степени он находит эти отличия неприемлемымии неприятными. Эмоциональная устойчивость как индивидуально - психологическая характеристика личности напрямую

связана с коммуникативной толерантностью и определяет многие моменты поведения и общения.

Низкий уровень умения контролировать эмоции делает личность менее защищенной, приводит к психологическим страданиям, неспособности благоразумно действовать в напряженной ситуации. Рассматривая генезис развития подростка, можно сказать, что особенности его коммуникативной толерантности играют определяющую роль во взаимоотношениях каждого отдельного ребенка с другими детьми и, соответственно, в восприятии морально-психологической атмосферы коллектива класса.

При формировании эмоционально комфортного микроклимата в коллективе необходимо обучать школьников психологической культуре, навыкам совместной деятельности и коллективного взаимодействия, предоставлять материал для размышлений о специфике межличностного общения, личности человека, взаимооценок. Эта информация необходима, так как подростковый возраст - время повышенной рефлексии, когда общение особенно важно и достаточно селективно. Одной из главных социально-психологических функций педагога является сплочение ученического коллектива. Поскольку только такой коллектив способен противостоять внутренним и внешним силам, направленным на истощение и разрушение внутрикол-лективных связей. Чтобы оказать воздействие на формирование сплоченного школьного коллектива, отследить его динамику, найти персональный подход к учащимся классному руководителю следует изучить систему межличностных взаимоотношений в классе. Весомым для объединения группы считается накопление положительных обычаев и традиций, а также внеурочная деятельность, к которой относятся спортивные секции, конкурсы, олимпиады, кружки, походы, дидактические игры, творческие вечера, занятия в библиотеках.

К другим способам поддержания благоприятного микроклимата относятся постановка общих целей, задач деятельности, создание комфортного самочувствия, ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, развитие навыков сотрудничества и эмпатий-ных способностей, а также использование различных психолого-педагогических приемов. Одним из таких приемов является определение и коррекция неформальной структуры класса, своевременное выявление конфликтов и причин их появления, проведение тренингов и консультаций.

Социально-психологический климат характеризуется не только взаимоотношениями между учащимися, но характером взаимосвязи в системе «учитель - ученик». Эмоциональное благополучие учащихся во многом определяется стилем руководства этим коллективом со стороны классного руководителя и особенностями его личности. При демократическом стиле «доверительное пространство» между субъектами педагогического процесса приобретает выраженный характер, происходит преобразование субъект-объектной формы отношений в субъект-субъектную. Инициатором формирования

положительного характера взаимодействия в системе «учитель - ученик» является педагог, в связи с чем актуальным остается вопрос поиска детерминант, которые бы могли порождать гармоничные взаимоотношения с классным руководителем и благоприятный эмоциональный настрой всего классного состава, при котором человек может «расцвести» в личностном отношении.

Мажорный тон группы можно задать, используя «игровой» стиль поведения и организации урока педагогом. Элементы игры в учебно-воспитательном процессе способствуют его творческому оформлению и эмоциональному подъему личности. Между трудом и игрой возникает диалектическое единство и в коллективе создается атмосфера полноценного труда, где игровая деятельность выступает уже следствием учебного процесса, а не его стимулом.

Влияние духовной атмосферы на ребенка может быть двояким: с одной стороны - активизирующим творческую инициативу, способствующим продуктивной совместной деятельности, а с другой - тормозящим, подавляющим единство поведения, вызывающим агрессию, эмоциональную подавленность, поведенческие расстройства, проблемы с социальной адаптацией личности, различные формы делинквентного поведения.

Неблагоприятный психологический климат является одной из причин образовательной депривации. Это явление имеет место, когда в образовательной среде возникают условия, которые подавляют нормальное развитие личности и ограничивают возможности ее самореализации. Неврозогенное воздействие педагога и всего учебного процесса на школьника является следствием авторитарного стиля руководства, поскольку для него характерна закрытость в общении, высокая требовательность, использование методов принуждения, строгий контроль за выполнением заданий, пренебрежение к гуманистическим способам взаимодействия с учащимися. Часто такой стиль преподавания вызывает болезненную психическую реакцию, умственное

утомление, снижение дееспособности, дидактогению. Для предотвращения подобных проявлений требуется своевременно вносить коррективы в систему воспитательной работы, повышать культуру педагогического общения, так как она служит образцом социального поведения для учащихся.

Одним из проявлений негативного микроклимата может стать эгоцентризм. Его дестабилизирующая роль состоит в снижении процессов коммуникации и кооперации. Эгоцентрическая позиция детерминированна изменением социального статуса в системе социально-психологических и межличностных отношений, напряженным эмоциональным состоянием группы, а также интрапсихическими процессами отдельной личности. Проявление эгоцентрического поведения требует психологической коррекции. С этой целью педагог должен провести комплексную методическую работу, и включить в учебно-воспитательный процесс систему развития качеств, позволяющих подавить эгоцентризм, выработать навыки конструктивного общения, способность представить себя на месте другого, сформировать механизмы обратной связи, повысить общий уровень конфликтной и коммуникативной компетенции. К числу таких навыков, воспитание которых является основной частью психотерапии эгоцентрических свойств личности можно отнести эмпатию, рефлексию, способность к децентрации.

Положительный психологический настрой имеет широкий диапазон нравственных чувств и выступает динамическим полем разнообразных взаимосвязей между людьми. Он говорит о духовной целостности и устойчивости, готовности к осуществлению действий в пользу класса, об удовлетворенности в процессе совместной деятельности и осознании себя частью целого. Микроклимат может стать базисной основой для преодоления насилия в школе. Он представляет собой своеобразный индикатор препятствий, стоящих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Библиографический список

1. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин , И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.

2. Платонов К.К. Краткий психологический словарь.-2-е издание, переработаное и дополненное.: Высшая школа, 1984. 179 с.

3. Почебут Л.Г., ЧикерВ.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь. 2002. 483 с.

4. Виноградова Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 /Е.Г. Виноградова; Нижегор. гос. пед. ун-т. Сочи, 2002. 23 с.

5. Бабурова И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе школьников. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.

6. Овсянников А., Шувалова В., Шиняева О. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей. Аналитическая записка по результатам республиканского социологического исследования // Народное образование. 1993. № 7-8. С. 27-35.

7. Платонов К.К. О формировании психологического климата в коллективе // Среднее специальное образование. 1977. № 2. С. 45-47.

8. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.

9. ПанфиловаА.П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. М.: Академия, 2011.

10. ДежниковаН.С. Педагогический коллектив школы. М.: Мысль, 1984. С. 18.

References

1. Study guide for students. higher PED. studies'. institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; edited by V. A. Slastenin. Moscow: publishing center "Academy", 2013. 576 p.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

2. Platonov K.K. Short psychological dictionary. 2nd edition, revised and expanded.: High school,1984. 179 p.

3. PochebutL.G., Chiker V.A. Organizational social psychology. SPb.: Speech. 2002. 483 p.

4. Vinogradova E.G. Subjective prerequisites of tolerance of the individual: autoref. Diss. ... Cand. psychology: 19.00.01 / E.G. Vinogradova; Nizhegorod state pedagogical University. Sochi, 2002. 23 p.

5. Baburova I.V. Professional training of teachers to form a favorable socio-psychological climate in a group of schoolchildren. Abstract. Diss. ... candidate of pedagogical Sciences, Moscow, 1997, 16 p.

6. Ovsyannikov A., Shuvalova V., Shinyaeva O. Microclimate in school and the health of students and teachers. Analytical note on the results of the Republican sociological research / / National education. 1993. No. 7-8. Pp. 27-35.

7. Platonov K.K. On the formation of a psychological climate in the team // Secondary special education. 1977. No. 2. Pp. 45-47.

8. Boyko V.V., KovalevA.G., Panferov V.N. Socio-psychological climate of the collective and personality. M.: Thought, 1983.

9. Panfilova A.P. Socio-psychological climate in the pedagogical collective. M.: Academy, 2011.

10. Dezhnikova N.S. Pedagogical staff of the school. Moscow: Mysl, 1984. Pp. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.