педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ...
УДК 37.018.2
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0001
К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
© 2019
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Вопросам воспитания личности на разных этапах ее становления посвящено достаточное количество работ. Большая роль в этом процессе принадлежит коллективу, в котором находится воспитанник. Развитие ребенка во многом зависит именно от того, какое место он занимает в системе межличностных отношений в группе, в системе общения. В статье рассмотрены понятия «коллектив», «детский коллектив», его признаки, этапы и уровни развития, а также его воспитательное влияние на личность. Представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение уровня развития классного коллектива, межличностных отношений в нем и их влияния на личность обучающегося. В работе приняли участие 243 обучающихся в возрасте 12-15 лет. Использовались методики «Социометрия», «Какой у нас коллектив», «Психологический климат коллектива». В результате проведенного исследования было установлено, что уровень развития коллектива, психологический климат в нем, оказывают значительное влияние на воспитание личности: в классах, находящихся на высоком уровне группового развития царит благоприятный психологический климат, в них не выявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповой сплоченности. А это ведет к развитию коммуникативных качеств обучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в себе, своих сил. Коллектив обеспечивает обучающимся возможности самовыражения и самоутверждения как личности, он является основной базой накопления детьми и подростками позитивного социального опыта.
Ключевые слова: коллектив, детский коллектив, развитие детского коллектива, стадии развития детского коллектива, признаки коллектива, воспитание личности в коллективе, межличностные отношения в коллективе, социометрический статус членов коллектива, психологический климат коллектива.
TO THE INTERACTION OF UPBRINGING AND DEVELOPMENT
OF THE TEAM
© 2019
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk
(462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])
Abstract. A sufficient number of works are devoted to the issues of personal education at different stages of its formation. A big role in this process belongs to the team, which is a pupil. The development of a child largely depends on the place it occupies in the system of interpersonal relations in the group, in the system of communication. The article deals with the concept of "team", "children's team", its features, stages and levels of development, as well as its educational impact on the individual. The article presents the results of a study aimed at studying the level of development of the class team, interpersonal relationships in it and their impact on the student's personality. The work was carried out on the basis of secondary schools in Orsk. The work was attended by 243 students aged 12-15 years. Used technique "Sociometry", "What's the collective", "the Psychological climate of the collective." As a result of the study it was found that the level of development of the team, the psychological climate in it, have a significant impact on the education of the individual: in classes at a high level of group development there is a favorable psychological climate, they are not identified "isolated" adolescents, there is a high level of group cohesion. And this leads to the development of communicative qualities of students, forms their adequate self-esteem, self-esteem, self-confidence, their strength. The team provides students with opportunities for self-expression and self-affirmation as a person, it is the main basis for the accumulation of children and adolescents positive social experience.
Keywords: team, children's team, children's team, the stage of development of a group of children, characteristics of staff, education of the individual in the team, interpersonal relations, sociometric status of the members of the team, the psychological climate of the team.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема воспитания личности на разных этапах ее становления актуальна во все времена. Также огромную роль в этом процессе играет коллектив, в котором находится воспитанник.
Развитие ребенка во многом зависит именно от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения [1].
Необходимо отметить, что формирование успешной личности является основным требованием воспитания и развития ребенка, о чем написано в Ф3-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [2] и требованиях ФГОС начального и основного общего образования [3; 4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной литературы показывает, что вопросам влияния коллектива на личность посвящены изыска-
ния великих педагогов и психологов разных времен (И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский и др.). В настоящее время различные аспекты данного процесса затрагиваются в работах М.Б. Ахтаева [5], Е.А. Бакулиной, Н.Н. Рубцовой, В.В. Виноградова [6], Н.С. Велиевой [1], А.Н. Дорохова [7], М.В. Игнатьковой и Е.А. Казаевой [8], А.И. Куликовой [9], Л.А. Никитиной и Р.В. Пригар [10],Т.С. Петряйкиной [11], Г.А. Поделякиной, Л.П.Назаровой [12] и др.[13, 14, 15].
Каждый человек с самого детства существует внутри какой-либо социальной группы. Первоначально - это семья, позже - детский сад, школа, учреждения дополнительного и профессионального образования, рабочий коллектив и др. Личность всю жизнь взаимодействует с каким-либо коллективом [9], а он воздействует на нее.
В психологическом словаре говорится, что коллектив - это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития [16].
Детский коллектив - это детская группа, в которой
Andrienko Oksana Aleksandrovna pedagogical
TO THE INTERACTION OF UPBRINGING ... sciences
создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена [17].
Каждый детский коллектив в своем развитии проходит следующие этапы:
Первый этап - создание коллектива.
Второй этап - возникновение отношений ответственных зависимостей и действие самоуправления (актива).
Третий этап - «расцвет коллектива», характеризуется активной позицией детей в деятельности, а педагог воспринимается как уважаемый и авторитетный участник общих дел.
Что касается четвертого этапа, то современные теоретики не всегда его выделяют, считая продолжением третьего этапа. Тем не менее он получил наименование «этап гуманистических отношений», проявляющихся в активном участии в коллективной жизни, в предъявлении всеми членами коллектива высоких требований к самим себе и стремлении быть на уровне нравственных ценностей [18].
Так, Л.И. Уманский выделяет следующие стадии становления воспитательного коллектива:
1) группа-конгломерат, характеризующаяся поверхностным общением. Цель, поставленная педагогом, заставляет действовать членов группы;
2) группа-ассоциация, отличающаяся готовностью членов группы совместно действовать, но при этом еще не сложившимися еще товарищескими отношениями;
3) группа-кооперация, характеризующаяся единством организации, авторитетностью актива, деловым характером отношений;
4) коллектив, главной чертой которого является высокий и устойчивый уровень нравственной направленности общественной деятельности, организационное единство и коммуникативность [18].
Г.М. Коджаспирова выделяет следующие признаки детского коллектива:
1) сознательное объединение людей;
2) совпадение общих и личных целей;
3) определенное время функционирования;
4) структура взаимоотношений;
5) органы самоуправления;
6) общие ценности и нормы поведения;
7) благоприятный климат;
8) эмоциональный комфорт;
9) сплоченность;
10) коллективная деятельность, результат которой -вклад в нее каждого члена группы;
11) межличностные отношения определяются отношением к общему делу [17].
Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи выделяют,
во-первых, организационную функцию (коллектив детей - субъект управления своей общественно полезной деятельностью);
во-вторых, идейно-воспитательную функцию (детский коллектив - это носитель и пропагандист определенных идейно-нравственных убеждений);
в-третьих, стимулирующую функцию (коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений) [19].
В работе Н.С. Велиевой указывается, что «отношения между коллективом и личностью могут развиваться по определенной модели:
1. Личность подчиняется коллективу (конформизм).
2. Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония).
3. Личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм)» [1, с. 28]._
Различные исследования влияния школьного класса на личность обучающегося ведутся достаточно давно и продуктивно.
Классный коллектив оказывает на формирование и развитие обучающегося большое влияние, он предоставляет возможности удовлетворения потребностей в общении, самоактуализации, общественном признании [5, с.123].
На формирование мотивов поведения обучающегося, его отношение к учебе и другим жизненным ценностям влияет внутригрупповой статус личности в классе. Наибольшим влиянием обладают полярные характеристики статуса: высокий и низкий.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение уровня развития классного коллектива, межличностных отношений в нем и их влияния на личность обучающегося.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе общеобразовательных школ г.Орска. В ней приняли участие 243 человека (10 классных коллективов) в возрасте 12-15 лет.
В исследовании использовались следующие методики: «Социометрия» [20], «Какой у нас коллектив» (автор А.Н. Лутошкин) [21], «Психологический климат коллектива» [22].
Ученическая группа - важнейшая группа принадлежности обучающегося. Чем бы не определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.
Для выявления уровня признания подростка в классном коллективе использовалась социометрическая методика.
Полученные результаты позволили условно выделить три группы обучающихся с различным характером положения в системе межличностных отношений.
Первая группа - школьники, положение которых среди одноклассников характеризуется как очень благоприятное. Это подростки, имеющие шесть и более выборов.
Вторая группа - ее составили мальчики и девочки, получившие от трех до пяти выборов, положение в группе характеризуется как благоприятное.
Третья группа - в нее вошли обучающиеся, положение которых в классе характеризуется как неблагоприятное. Эти школьники получили менее трех выборов или не получили их вообще (изолированные) [23].
Отметим, что социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений внутри нее [24, 25].
В результате проведения методики «Социометрия» были получены следующие данные:
- 8% мальчиков и девочек имеют очень благоприятное положение в классном коллективе - это так называемые «лидеры» и «предпочитаемые»,
- у 48% респондентов выявлено благоприятное положение - «принятые»,
- 44% характеризуются неблагоприятным положением в классе - «пренебрегаемые» и «изолированные». В данном случае необходимо учитывать тот факт, что подросток мог набрать небольшое количество выборов, но все они взаимные, что может говорить о психологическом комфорте школьника в классе.
Ранее мы уже отмечали, что изолированное положение обучающегося в классе также не всегда является исчерпывающим показателем дезадаптированности. Необходимо его сопоставить с качествами характера, интровертированности личности, референтностью группы и т.д. [23].
В результате проведения социометрии была произведена оценка места каждого подростка в группе, но и уровень благополучия взаимоотношений в классе в целом. Уровень благополучия считается высоким, если
а) «звезд», «предпочитаемых» и «принятых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных»;
педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ...
б) средним, если эти показатели равны;
в) низким, если «звезд», «предпочитаемых» и «принятых» меньше, чем «пренебрегаемых», «изолированных» [20].
В целом по исследуемым группам можно сказать следующее: у 30% групп - высокий уровень благополучия отношений в классе; у 40% - средний и 30% классных коллективов имеют низкий уровень благополучия отношений.
После проведения методики А.Н. Лутошкина, направленной на диагностику уровня развития коллектива было выявлено, что диффузных групп («Песчаная россыпь»), характеризующихся отсутствием стержня, авторитетного центра, ненужностью друг другу членов группы среди исследуемых классов не выявлено.
10% групп - это группы-ассоциации («Мягкая глина»), где существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Проблема здесь заключается в отсутствии хорошего организатора.
50% классов относятся к типу групп - кооперация («Мерцающий маяк»), которым свойственны желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить, наличие актива. Данная группа выделяется уже своей индивидуальностью.
На четвертой ступени развития находится 30% исследуемых классов - это группы-автономии («Алый парус»), характеризующиеся дружеским участием и заинтересованностью делами друг друга в сочетании с принципиальностью и взаимной требовательностью. Школьники интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, и иногда приходят на помощь, когда их просят об этом.
И всего один класс (10%) оценил свой коллектив, как группу, не замыкающуюся в узких рамках сплоченного объединения, не равнодушных, идущих на помощь людей. («Горящий факел»).
В результате проведения методики, направленной на изучение психологического климата в коллективе, было выявлено, что у 30% групп высокая степень благоприятности отношений в классе, проявляющаяся в преобладании бодрого, жизнерадостного настроения, доброжелательном отношении и взаимных симпатиях, понимании, желании проводить время вместе, участии в совместной деятельности, активности, энергии, взаимной поддержке.
У 60% исследуемых групп - средняя степень благополучия в классе.
У 10% - низкая степень благоприятности, характеризующаяся подавленным настроением, конфликтностью в отношениях, антипатией, безразличием к более тесному общению, выражением отрицательного отношения к совместной деятельности, пассивностью, инертностью, заметным разделением на «привилегированных» и «пре-небрегаемых», пренебрежительным отношением к слабым.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В результате проведенного исследования было установлено, что уровень развития коллектива, психологический климат в нем, оказывают значительное влияние на воспитание личности в коллективе: в классах, находящихся на высоком уровне группового развития царит благоприятный психологический климат, в них не выявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповой сплоченности. А это, в свою очередь, ведет к развитию коммуникативных качеств обучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в себе, своих силах.
Коллектив обеспечивает обучающимся возможность самовыражения и самоутверждения как личности, он является основной базой накопления детьми и подростками позитивного социального опыта.
Поэтому педагогу очень важно своевременно увидеть, диагностировать нарушения межличностных от-
ношении в классе, проводить своевременную их коррекцию, а также проводить работу на сплочение школьного коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Велиева Н. С. Личность и коллектив: точки соприкосновения // Образование личности. 2012. № 1. С. 27-30.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https:// base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 05.03.19).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant. ru/197127/ (дата обращения 05.03.19).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения 05.03.19).
5. Ахтаев М. Б., Буркитбаева Д. Б., Жорабекова Г., Жунисбекова Ж. А., Мусаева М. Роль детского коллектива в воспитании личности //Международный студенческий научный вестник. 2018. № 2. С. 119.
6. Бакулина Е. А., Рубцова Н. Н., Виноградов В. В. Влияние ученического коллектива на формирование личности в младшем школьном возрасте //Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. 2017. № 1. С. 167-172.
7. Дорохов А. Н. Влияние общества и коллектива на формирование личности /Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». 2016. Издательство: ООО «Маркер», С. 98-99.
8. ИгнатьковаМ. В., КазаеваЕ. А. Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте /В сборнике: Всероссийская весенняя психологическая сессия Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 150-154.
9. Куликова А. И. Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в детском и подростковом возрасте / В сборнике: Молодёжь в меняющемся мире: вызовы современности Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. В 2-х выпусках. 2017. С. 139-144.
10. Никитина Л. А., Пригар Р.В. Детский коллектив как фактор становления самооценки младших школьников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (28). С. 76-79.
11. Петряйкина Т. С. Проблемы воспитания в школе: коллектив как необходимый этап становления личности // В сборнике: Философия отечественного образования: история и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией П. А. Гагаева. 2014. С. 335-339.
12. Поделякина Г. А., Назарова Л. П. Влияние коллектива на развитие личности //Матрица научного познания. 2018. № 6. С. 92-94.
13. Сараева Е.В. Вклад научных лабораторий в разработку проблемы детского коллектива (вторая половина ХХ в.) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 30-32.
14. Рочев К.В., Коршунов Г.В. Формирование конкурентной среды в студенческом коллективе для повышения учебной и внеучебной активности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 40-42.
15. Зверева С.В., Антонова И.Г. Половозрастные особенности вклада индивидных социально-психологических факторов в социометрический статус подростков и юношества в коллективе сверстников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 262-266.
16. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, Харвест 1998.
17. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М. : Издательство Юрайт, 2016. 719 с.
18. Голованова Н. Ф. Педагогика. М. : Издательство Юрайт, 2018. 377 с.
19. Скотникова А. А. Влияние коллектива на развитие личности школьника // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004366 (дата обращения: 05.03.2019).
20. Социометрия. [Электронный ресурс] URL: https://hrliga.com/ index.php?module=profession&op=view&id=1022 (дата обращения 05.03.19).
21. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» [Электронный ресурс] URL: http:// nnovschool183.narod.ru/olderfiles/3/Testirovanie_kollektiva_po_ Lutoshkinu.pdf (дата обращения 05.03.19).
22. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.
23. Андриенко О. А. Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
24. Синявская М. А., Есина С. В. Социометрия как инструмент повышения успеваемости учащихся / В сборнике: Системогенез учебной и профессиональной деятельности материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 103-105.
Andrienko Oksana Aleksandrovna
TO THE INTERACTION OF UPBRINGING ...
pedagogical sciences
25. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной литературе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 275-278.
Статья поступила в редакцию 10.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019