Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков'

Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1803
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНТЕРАКЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ КАК КООПЕРАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ КАК ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / COMMUNICATION AS INTERACTION / COMMUNICATION AS COOPERATION / COMMUNICATION AS INTERIORIZATION / CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забродина Любовь Александровна, Мухина Юлдуз Робертовна

В содержании статьи представлены результаты исследования, целью которого было теоретическое и экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий развития коммуникативных УУД у младших подростков. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме развития коммуникативных УУД у младших школьников, формирующий эксперимент, диагностические методы и метод математической статистики (метод определения t-критерия Стьюдента). В комплекс диагностических методик были включены: тест «Диагностика эмпатийных тенденций личности» Юсупова И.М., тест «Шкала принятия другого» В. Фейя; методика «Социометрия» Дж. Морено; методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман; методика «Совместный рисунок», рекомендованный Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный социопсихологический центр» г.о.Самара. Эмпирическая часть исследования включала пять этапов организационный, констатирующий, формирующий, контрольный и оценочный. В ходе формирующего этапа эксперимента реализовалась программа коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативных УУД, содержащая: активные методы социально-психологического обучения учащихся, психологическое консультирование по проблеме межличностных отношений и личных трудностей, психологическое просвещение учителей и родителей обучающихся по психологическим проблемам младшего подросткового возраста и индивидуальным особенностям школьников. В исследовании приняли участие подростки 12-13 лет. Выборка составила 52 человека (по 26 человек в экспериментальной и контрольной группах). В работе с подростками экспериментальной группы принимали участие классные руководители шестиклассников, их родители и педагог-психолог. Результаты. Сравнительный анализ диагностических данных, полученных в ходе контрольного этапа, показывает, у подростков экспериментальной группы произошли более заметные положительные изменения в развитии коммуникативных УУД, чем у подростков контрольной группы. Достоверность динамики показателей коммуникации как интеракции, и как кооперации у подростков экспериментальной группы подтверждена привлеченным к диагностическим данным t-критерия Стьюдента для зависимых выборок, что свидетельствует о действенности и эффективности реализуемой в экспериментальной группе коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативных УУД. Результаты исследования могут быть использованы психологами при составлении долгосрочной программы по развитию коммуникативных УУД у младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забродина Любовь Александровна, Мухина Юлдуз Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN ADOLESCENTS

The article presents the results of a study aimed at theoretical and experimental substantiation of psychological and pedagogical conditions of development of communicative UUD in younger adolescents. Research methods: theoretical analysis of literary sources on the problem of development of communicative UUD in younger students, forming an experiment, diagnostic methods and method of mathematical statistics (method of determining the student's t-test). The complex diagnostic methods were included: a test of the "Diagnosis empathive trends of personality" Yusupova, I. M., a test of "Scale-making the other" V. FAA; the method of "Sociometry" j. Moreno; the method of "Who is right?"The method of" Joint drawing "recommended by the state budget educational institution of additional professional education" regional socio-psychological center " Samara. The empirical part of the study included five stages organizational, ascertaining, forming, control and evaluation. During the formative stage of the experiment, a program of correctional and developmental program for the formation of communicative UUD was implemented, containing: active methods of socio-psychological training of students, psychological counseling on the problem of interpersonal relations and personal difficulties, psychological education of teachers and parents of students on the psychological problems of early adolescence and individual characteristics of students. The study involved adolescents 12-13 years. The sample consisted of 52 people (26 people in the experimental and control groups). In working with adolescents in the experimental group participated class teachers in the sixth grade, their parents and educational psychologist. Results. Comparative analysis of diagnostic data obtained during the control stage shows that adolescents in the experimental group had more noticeable positive changes in the development of communicative UUD than adolescents in the control group. The reliability of the dynamics of communication indicators as interaction and cooperation among adolescents of the experimental group is confirmed by the student's t-test for dependent samples involved in the diagnostic data, which indicates the effectiveness and efficiency of the correction and development program implemented in the experimental group for the formation of communicative UUD. The results of the study can be used by psychologists in the preparation of a long-term program for the development of communicative UUD in younger adolescents.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ

© 2018

Забродина Любовь Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Мухина Юлдуз Робертовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, 65/67; e-mail: iuliya.muhina@yandexl.ru)

Аннотация. В содержании статьи представлены результаты исследования, целью которого было теоретическое и экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий развития коммуникативных УУД у младших подростков. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме развития коммуникативных УУД у младших школьников, формирующий эксперимент, диагностические методы и метод математической статистики (метод определения t-критерия Стьюдента). В комплекс диагностических методик были включены: тест «Диагностика эмпатийных тенденций личности» Юсупова И.М., тест «Шкала принятия другого» В. Фейя; методика «Социометрия» Дж. Морено; методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман; методика «Совместный рисунок», рекомендованный Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный социопсихологический центр» г.о.Самара. Эмпирическая часть исследования включала пять этапов - организационный, констатирующий, формирующий, контрольный и оценочный. В ходе формирующего этапа эксперимента реализовалась программа коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативных УУД, содержащая: активные методы социально-психологического обучения учащихся, психологическое консультирование по проблеме межличностных отношений и личных трудностей, психологическое просвещение учителей и родителей обучающихся по психологическим проблемам младшего подросткового возраста и индивидуальным особенностям школьников. В исследовании приняли участие подростки 12-13 лет. Выборка составила 52 человека (по 26 человек в экспериментальной и контрольной группах). В работе с подростками экспериментальной группы принимали участие классные руководители шестиклассников, их родители и педагог-психолог. Результаты. Сравнительный анализ диагностических данных, полученных в ходе контрольного этапа, показывает, у подростков экспериментальной группы произошли более заметные положительные изменения в развитии коммуникативных УУД, чем у подростков контрольной группы. Достоверность динамики показателей коммуникации как интеракции, и как кооперации у подростков экспериментальной группы подтверждена привлеченным к диагностическим данным t-критерия Стьюдента для зависимых выборок, что свидетельствует о действенности и эффективности реализуемой в экспериментальной группе коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативных УУД. Результаты исследования могут быть использованы психологами при составлении долгосрочной программы по развитию коммуникативных УУД у младших подростков.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникация как интеракция, коммуникация как кооперация, коммуникация как интериоризация, условия развития коммуникативных универсальных учебных действий.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL

EDUCATIONAL ACTIONS IN ADOLESCENTS

© 2018

Zabrodina Lyubov Aleksandrovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of pedagogy and psychology Department Mukhina Yulduz Robertovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of pedagogy and psychology Department Samara State Socio-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, 65/67; e-mail: iuliya.muhina@yandexl.ru)

Abstract. The article presents the results of a study aimed at theoretical and experimental substantiation of psychological and pedagogical conditions of development of communicative UUD in younger adolescents. Research methods: theoretical analysis of literary sources on the problem of development of communicative UUD in younger students, forming an experiment, diagnostic methods and method of mathematical statistics (method of determining the student's t-test). The complex diagnostic methods were included: a test of the "Diagnosis empathive trends of personality" Yusupova, I. M., a test of "Scale-making the other" V. FAA; the method of "Sociometiy" j. Moreno; the method of "Who is right?"The method of' Joint drawing "recommended by the state budget educational institution of additional professional education" regional socio-psychological center " Samara. The empirical part of the study included five stages - organizational, ascertaining, forming, control and evaluation. During the formative stage of the experiment, a program of correctional and developmental program for the formation of communicative UUD was implemented, containing: active methods of socio-psychological training of students, psychological counseling on the problem of interpersonal relations and personal difficulties, psychological education of teachers and parents of students on the psychological problems of early adolescence and individual characteristics of students. The study involved adolescents 12-13 years. The sample consisted of 52 people (26 people in the experimental and control groups). In working with adolescents in the experimental group participated class teachers in the sixth grade, their parents and educational psychologist. Results. Comparative analysis of diagnostic data obtained during the control stage shows that adolescents in the experimental group had more noticeable positive changes in the development of communicative UUD than adolescents in the control group. The reliability of the dynamics of communication indicators as interaction and cooperation among adolescents of the experimental group is confirmed by the student's t-test for dependent samples involved in the diagnostic data, which indicates the effectiveness and efficiency of the correction and development program implemented in the experimental group for the formation of communicative UUD. The results of the study can be used by psychologists in the preparation of a long-term program for the development of communicative UUD in younger adolescents.

Keywords: communicative competence, universal educational actions, communicative universal educational actions, communication as interaction, communication as cooperation, communication as interiorization, conditions of development of communicative universal educational actions.

Современная система образования в условиях реали- зуемого федерального государственного образователь-

Zabrodina Lyubov Aleksandrovna, Mukhina Yulduz Robertovna PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT .

ного стандарта (ФГОС), направлена на развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать собственные достижения, то есть на развитие у обучающихся «умения учиться».

Достижение этого умения становится возможным при формировании системы универсальных учебных действий (УУД), которые как совокупность действия учеников, обеспечивает его способность к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1,10].

Одной из современных образовательных целей ФГОС является развитие коммуникативных возможностей человека, которые являются необходимой частью социального пространства и социальных отношений, в которых существует и развивается личность.

Рассматривая в данной статье более подробно психолого-педагогические условия развития у обучающихся коммуникативных УУД, важно уточнить основное содержание понятия «коммуникативные универсальные учебные действия».

В рамках концепции развития универсальных учебных действий, коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят: ориентация на партнера по общению; овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; умение слушать собеседника; потребность ученика в общении с взрослыми и сверстниками; позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Коммуникативные УУД включают в себя обеспечение социальной компетентности; умение слушать и вступать в диалог, полно и точно выражать свои мысли; умение учитывать позиции других людей; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми; участвовать в коллективном обсуждении проблем. [19]

В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования коммуникативные УУД должны быть сформированы в трех направлениях.

В первое направление: «коммуникация как интеракция» входят коммуникативные действия, которые учитывают позицию собеседника, партнера по деятельности. В процессе совместной деятельности, учебного сотрудничества у учеников развивается способность не только учитывать, но и предвидеть возможность различных взглядов, позиций других людей, и обосновывать собственное мнение. Ориентация на позицию других людей, помогает обучающимся уважать другую точку зрения, отличную от своей, понимать возможности различных оснований для оценки одного и того же предмета, относительности оценок и подходов к выбору.

Основой второго направления: «коммуникации как кооперации» является согласование усилий учеников по достижению их общей цели по организации и реализации совместной деятельности. Такое конструктивное взаимодействие в процессе совместной деятельности развивает у учеников способность к взаимопомощи, взаимоконтролю, умение договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Готовность подростков обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации, вместо того, чтобы настаивать на своем, навязывать свое мнение, решение, или покорно подчиняться авторитету партнера, является важным условием для сохранения доброжелательных отношений между партнерами. Создание конструктивных взаимоотношений возможно не только в случае общей заинтересованности партнеров, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфлик-

та интересов.

Третье направление: «коммуникация как интери-оризация» состоит из речевых действий, которые необходимы для передачи информации другим людям, и содействуют осознанию и усвоению отображаемого содержания. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить в познавательную деятельность. Данное направление нацелено на формирование у обучающихся умения более полно и точно выражать свои мысли, понятные для собеседника; получать необходимую информацию от партнера, используя различные вопросы; способности к рефлексии собственных действий. [11,19]

Данные три аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как условие интерио-ризации, являются одной из составляющих универсальных учебных действий.

В стандартах второго поколения ФГОС в концепции УУД коммуникацию рассматривают как компонент универсальных учебных действий, то есть не как обмен информацией, например учебной, а как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных отношений. [11]

Процесс активного формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) происходит именно в младшем подростковом возрасте, так как данный возраст наиболее благоприятен для овладения коммуникативными умениями и навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общения.

Для младших подростков интимно-личностное общение со сверстниками является ведущим типом деятельности. В процессе общения со сверстниками у них формируются новые интересы и ценности (более понятные именно сверстнику, чем взрослому), возникает потребность в осознании собственных ценностей, в размышлениях о себе, у них появляется интерес к собственной персоне. В общении как деятельности происходит усвоение подростком социальных норм, переоценка своих ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Младший подростковый возраст важный этап социализации и развития коммуникации и коммуникативной компетентности. [7,17]

Коммуникативная компетентность характеризуется, как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи, способность определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации и быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения [12].

Коммуникативная компетентность для младшего подростка имеет большое значение, потому что она является ключом к успешной деятельности и благополучным взаимоотношениям. [18]

Одним из важных факторов социализации младшего подростка является школьный класс. Общение со сверстниками начинает постепенно выходить за пределы учебной деятельности, затрагивает новые интересы и увлечения подростков, оказывает сильное и значимое влияние на их поведение и самосознание. Однако группа сверстников лишь тогда является благоприятной средой для развития социализации у подростка и усвоения им основ социальных норм и ценностей, когда его статус достаточно высок в референтной группе. [14,16]

Место в системе взаимоотношений часто зависит от индивидно-личностных особенностей подростков, в том числе и от таких, как общительность, открытость, юмор, толерантность, способность к эмпатии и рефлексии. Оно также зависит от сформированных у подростков различ-

ных коммуникативных умений: умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически верно и ситуативно обусловлено, вступать в общение с взрослыми и сверстниками; прогнозировать реакции партнеров на собственные действия; психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников; адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; овладевать и удерживать инициативу в общении; преодолевать психологические барьеры в общении и снимать излишнее напряжение; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи и другое. [2,3,6] Поэтому для формирования коммуникативных умений и коммуникативных УУД, необходимы эффективные психолого-педагогические условия их развития.

Анализ теоретических источников показывает, что в научных работах многих исследователей, занимающихся вопросами педагогической психологии, психологии развития и общения (Битяновой М.Р., Демаковой И.Д., Дубровиной И.В., Козловой В.В., Кондаковой А.М., Кривцовой С.В., Клюевой Т.Н, Реана А.А., Якиманской И.С. и др.), подробно исследуются различные условия, способствующие формированию и развитию коммуникативных УУД у младших подростков.

Одним из основополагающих психологических условий является психолого-педагогическая диагностика, с помощью которой изучаются: уровень сформирован-ности различных УУД и коммуникативных УУД, в частности; особенности микроклимата ученических коллективов; причины низкого уровня развития коммуникативных УУД у подростков; проблемы неблагоприятного социально-психологического климата в классе и низкого социального статуса подростков в коллективе сверстников и др. (Битянова М.Р., Козлова В.В., Кондакова А.М., Клюева Т.Н, Реан А.А. и др.).

Другим важным психолого-педагогическим условием является проведение различных видов психологического просвещения с субъектами образования с целью повышения их психологической культуры по вопросам развития коммуникативных УУД.

Психолого-педагогическим условием развития коммуникативных УУД является проведение группового и индивидуального консультирования с педагогами, которое помогает установить вероятные сложности в формировании УУД у младших подростков, организовать и реализовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого обучающегося (Козлова В.В., Кондакова А.М, Якиманская И.С. и др.).

Значимым психолого-педагогическим условием для формирования УУД является коррекционно-раз-вивающая работа психолога с младшими подростками. Данный вид деятельности психолога ориентируется на результаты диагностических обследований, направлен на устранение проблем развития коммуникативной сферы подростков и формирование коммуникативных умений для установления конструктивных межличностных отношений среди сверстников (Вачков И.В., Грецов А.Г. и др.). [3,4,5]

Не менее важным психолого-педагогическим условием для развития коммуникативных УУД у младших подростков является сплоченный ученический коллектив, благоприятный социально-психологический климат в классе и в школе, статус в группе сверстников.

Для младшего подростка очень важно являться членом референтной группы, в которой могут разделяться их ценности, взгляды и интересы. Такие группы восполняют потребность подростков в свободном общении, которое не контролируется взрослыми, и с помощью которых у них повышается уверенность в собственных возможностях, возникают дополнительные возможности для самоутверждения [14].

Еще одним важным психолого-педагогическим условием развития коммуникативных УУД у подростков яв-

ляется сотрудничество обучающихся в процессе учебной деятельности и вне ее. В учебном процессе- это организация взаимной проверки заданий; учебный конфликт и обсуждение участниками способов своих действий; совместные задания, с помощью которых ученики распределяют между собой роли, определяют функции каждого участника группы, планируют деятельность и др. В свободное от учебной деятельности время для развития коммуникативных УУД могут разрабатываться различные проекты значимой совместной деятельности обучающихся («Благотворительные ярмарки», «Волонтерское движение», «Аллея памяти» и др.), специальные тре-нинговые занятия по развитию коммуникативных УУД и другое (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и Г.А. Цукерман и др.).

Многие психологи (Дубровина И.В., Реан А.А. и др.) отмечают, что в условиях традиционной школы коммуникативные трудности обучающихся преодолеваются с трудом и проявляются в виде деструктивного стиля общения. [2,6,16]

С нашей точки зрения объективируется важная проблема исследования, которая связанна с тем, что на данный момент в общеобразовательных организациях встречаются подростки средних и старших классов с трудностями в общении, самораскрытии и межличностных отношениях. На сегодняшний день, недостаточно разработаны конкретные средства, методы и технологии, которые позволяют наиболее успешно устранить данные трудности у подростков и начать систематическую работу психологу по развитию коммуникативных УУД, начиная с младшего подросткового возраста. Поэтому, определив объект (коммуникативные УУД подростков) и предмет исследования (психолого-педагогические условия коммуникативных УУД младших подростков), была сформулирована цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий развития коммуникативных УУД у младших подростков.

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие младшие подростки, обучающиеся в шестых классах. Возраст испытуемых - от 12 до 13 лет. Общую выборку составили 52 человека. По 26 младших подростков вошло в экспериментальную и контрольную группы. В работе с подростками экспериментальной группы принимали участие классные руководители шестиклассников, их родители и педагог-психолог.

Процедура исследования включала 5 этапов. На первом организационном этапе исследования были организованы беседы с классными руководителями контрольной и экспериментальной групп подростков с целью определения даты проведения диагностического исследования младших подростков, определения времени, места и периода проведения коррекционно-развива-ющей программы по формированию коммуникативных УУД у младших подростков. Кроме этого был подобран комплекс диагностических методик: «Диагностика эм-патийных тенденций личности» Юсупова И.М. с целью определения уровня эмпатии; методика «Шкала принятия другого» В. Фейя с целью выявления уровни принятия другого человека; методика «Социометрия» Дж. Морено с целью уточнения социометрического статуса подростков; методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман с целью изучения уровня коммуникации как интеракции; методика «Совместный рисунок» с целью исследования уровня коммуникации как кооперации. Данный комплекс диагностических методик был рекомендован ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» г.о.Самара. [8, 13, 15, 20]

В ходе следующего этапа исследования - констатирующего - было проведено диагностическое исследование с младшими подростками контрольной и экспериментальной групп, обработаны результаты исследования, которые легли в основу разработки коррекционно-развивающей программы по формированию коммуника-

Zabrodina Lyubov Aleksandrovna, Mukhina Yulduz Robertovna PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT .

тивных УУД у младших подростков.

В ходе третьего этапа исследования - формирующего, была реализована экспериментальная программа с подростками экспериментальной группы.

На четвертом контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика с младшими подростками контрольной и экспериментальной групп по методикам констатирующего этапа эксперимента.

В ходе последнего этапа исследования - оценочного, была определена динамика формирования коммуникативных УУД у младших подростков контрольной и экспериментальной групп. Для обработки результатов исследования был использован ^критерий Стьюдента, разработанный У. Госсетом для установления факта наличия или отсутствия различий между показателями на диагностическом и контрольном этапах у каждого обучающегося [9].

Привлеченный к результатам констатирующего этапа метод определения ^критерия Стьюдента к независимой выборке не показал статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группами (по всем изучаемым показателям эмпирическое значение ^критерия Стьюдентар>0,05).Данные констатирующего этапа позволили сделать вывод о том, что у большинства подростков из контрольной и экспериментальной групп выявлена слабая сформированность коммуникативных УУД. Об этом свидетельствуют низкие результаты эмпатии в межличностных отношениях (у 83% от числа обследованных), средние (65,5%) и низкие (у 5%) уровни принятия другого человека, установленные у 50% школьников неблагоприятные социометрические статусы («непринятые» (45%) и «пренебрегаемые» (у 5%), низкие уровни коммуникации как интеракции (у 54,5%) и низкие уровни коммуникации как кооперации (у 73,5%).

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативных навыков младших подростков и результаты констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу коррекционно-развивающую программу по формированию коммуникативных УУД у младших подростков из экспериментальной группы. Программа содержала три раздела: практический, консультационный и просветительский. Практический блок программы был реализован в виде групповых тренинговых занятий (по 10 занятий в каждой группе). Коррекционно-развивающая программа по формированию коммуникативных УУД у младших подростков была направлена на развитие социальной компетентности, учета позиции других людей, умения слушать и вступать в диалог, участия в коллективном обсуждении, построения продуктивного взаимодействия.

В консультационном блоке проводились индивидуальные, дистанционные и групповые консультации с учениками, родителями и учителями шестого класса. Родителям учеников предоставлялись общие результаты диагностических обследований, полученные по классам в ходе реализации программы, и были даны рекомендации по развитию коммуникативных навыков подростков. Просветительский блок программы реализовался в форме психологического просвещения подростков в ходе групповых занятий, учителей в ходе индивидуальных бесед, родителей обучающихся на родительских собраниях.

Повторное диагностирование подростков, проведенное в ходе контрольного этапа эксперимента после реализованной в экспериментальной группе коррекци-онно-развивающей программы по формированию коммуникативных УУД у младших подростков, показало положительную динамику численности подростков из экспериментальной группы, повысивших свою эмпа-тийность к другому человеку: количество подростков с низким уровнем эмпатии уменьшилось после проведения развивающей программы (на 6%), а группа

с высоким уровнем эмпатии, наоборот, увеличилась (на 10%). Привлечение к этим данным метода определения ^критерия Стьюдента для зависимых выборок позволило выявить различия в динамике показателей коммуникативных УУД у подростков контрольной (по результатам 1-го и 2-го диагностических срезов) и экспериментальной (до и после проведения развивающей программы) групп. В контрольной группе подростков этот метод не выявил достоверных различий между диагностическими данными по эмпатии, полученными в ходе первого и второго обследований (1=-1,090, р>0,05), а в отношении результатов диагностирования подростков экспериментальной группы, полученных до и после реализации программы развития коммуникативных УУД, метод определения ^критерия Стьюдента для зависимых выборок, наоборот, подтверждает положительную динамику эмпатии подростков (1=-3,600,р<0,05).

Результаты, полученные по методике В. Фейя «Шкала принятия другого», свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе после проведения развивающей программе подростки с «высоким» показателем принятия других составили на 9% больше, чем до программы, в контрольной группе подростков, наоборот, обнаружено уменьшение числа учеников с «высоким» показателем принятия других на 19%. Привлечение ^критерия Стъюдента к диагностическим результатам подростков из контрольной группы, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, не выявил достоверных различий, так как показатель парных выборок составил t=1,022 (р>0,05). Также недостоверными оказались и результаты, характеризующие динамику принятия другого у подростков из экспериментальной группы ^=0,328, р>0,05). Мы полагаем, что полученные данные по методике В. Фейя могут свидетельствовать либо о том, что методы программы оказались недостаточными, чтобы у подростков произошли серьезные изменения в такой характеристике как «принятие другого», либо о том, что сам процесс, связанный с толерантным отношением к другому, требует большего времени для формирования этой характеристики. [8,9]

Полученные по методике «Социометрия» Дж. Морено результаты показали, что изменения произошли и в контрольной, и экспериментальной группах подростков, однако в нашей работе мы делали акцент на работе с группами «пренебрегаемых» и «непринятые» подростки из экспериментальной группы. С ними проводились дополнительно индивидуальные и дистанционные консультации. Полагаем, что эта специально организованная работа дала положительные результаты: при повторной диагностике было установлено 73% от группы шестиклассников, находящихся в зоне «благоприятного положения» (по данным констатирующего этапа таковых было 52%).В контрольной группе также отмечена положительная динамика числа подростков с благоприятными социометрическими статусами, но не столь явная (на 12%).

Сравнительный анализ динамики коммуникации как интеракции, и как кооперации у подростков из контрольной и экспериментальной групп показывает, что она положительная в обеих группах, однако, в экспериментальной группе эта динамика установлена более заметная, чем в контрольной. Так, в экспериментальной группе подростков наблюдается уменьшение числа подростков с низкими уровнями коммуникации как интеракции (на 22%) и как кооперации (на 24%); в контрольной группе, соответственно, на 14% и на 18%.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что у подростков экспериментальной группы произошли более значительные положительные изменения в развитии коммуникативных УУД, чем у подростков контрольной группы, что, как мы полагаем, свидетельствует о действенности и эффективности реализуемой в этой группе коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативных УУД.

Таким образом, к важным условиям развития коммуникативных УУД у младших подростков относятся активные методы социально-психологического обучения учащихся, психологическое консультирование по проблеме межличностных отношений и личных трудностей, психологическое просвещение учителей и родителей обучающихся по психологическим проблемам младшего подросткового возраста и индивидуальным особенностям школьников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Теория формирования и развития универсальных учебных действий. — М.: Просвещение, 2011

2. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2003.- 475с.

3. Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь /А. А. Бодалев. — М.: Когито-Центр, 2011. — 600 с.

4. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы: [учеб. пособие для вузов].М.: Eksmo Education, 2007.— 416 с.

5. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. /А.Г. Грецов. — СПб: Питер, 2011. — 414с.

6. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: 2001.

7. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. //Хрестоматия возрастной психологии/ Под ред. Фельдштейн Д.И. М.: Институт практической психологии, 1996. С.239-247

8. Лабунская, В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288с.

9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб: Речь, 2004. - 392с.

10. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010.

11. Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. - М.: Вентана-Граф, 2013.- 160с.- (Современное образование).

12. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. /Л.А. Петровская. — М.: МГУ, 1989. — 87с.

13. Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС // авторы: Клюева Т.Н. , к.псх.н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В., Флоренко Е.Ю., Баранова О.О., Геворкян Е.С., Яхина Р.Р. /Под общей редакцией Клюевой Т.Н., к.псх.н. — Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011.-104с.

14. Психология подростка. Учебник. Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана — СПб.: «Прайм — ЕВРО-ЗНАК», 2003.- 480с.-(Серия «Мэтры психологии»)

15. Райгородский Д.Я. (ред.-сост.) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672с.

16. Реан А.А., Коломинскмй Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: ЗАО «»Издательство ''Питер''», 1999. -416с.

17. Толстых Н. Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков / Н.Н. Толстых // Ребёнок в современном обществе. — М., 2007.

18. Фадеева М.П. Развитие социального интеллекта как способ успешной адаптации к социуму. // Образование и психологическое здоровье. Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции, Самара, 12-13ноября 2009г.-Самара: Региональный социопсихологический центр, 2009. -С.191-194

19. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.: ил

20. Юсупов И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: Методическое руководство. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1992. — 32с.

Статья поступила в редакцию 26.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.