УДК 373.5
Кузина Надежда Сергеевна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО КЛАССА КАК ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проводившейся в подростковом классе. Отражена динамика показателей развития класса как группы и межличностных отношений по результатам социометрии, оценки психологической атмосферы в коллективе, опроса по самооцениванию сформированности параметров развития школьного класса, интерпретации поведения и рефлексивных высказываний воспитанников, а также данным наблюдения. В ходе опытно-экспериментальной работы определено, что регулировка общения и отношений школьников, складывающихся в совместной деятельности, активизация деятельности органов самоуправления в классе, содействие поддержанию благоприятного микроклимата в коллективе, поощрение положительной инициативы учащихся способствуют активизации личностного потенциала подростков и межличностного взаимодействия в классе. Выявлено, что развитие школьного класса как группы делает его фактором воспитания старших подростков.
Ключевые слова: развитие личности, развитие класса, воспитание, социометрия, динамика показателей, старшие подростки, наблюдение, опрос, психологический климат.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Иными словами, социализация - это развитие человека, обусловленное конкретными социальными условиями [6].
А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы: ме-гафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество, государство), мезофакто-ры (тип поселения, СМИ, субкультуры) и микрофакторы (семья, соседи, группы сверстников, различные организации), т.е. группы людей, которые оказывают непосредственное влияние на человека. В последние десятилетия группы сверстников стали одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений [6]. В рамках нашей работы, нас, прежде всего, интересует группа сверстников, с которой чаще всего взаимодействует подросток, а именно школьный класс.
Воспитание, рассматриваемое в контексте социализации, имеет определенные возможности влияния на позитивный характер социализации конкретного человека. Социальное воспитание дает человеку опыт взаимодействия с людьми, создает условия для самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения [5].
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с большим количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти условия, побуждающие человека к активному действию, называются факторами социализации, которые одновременно являются и факторами развития личности.
Одним из таких факторов, влияющих на формирование личности, является развитие школь-
ного класса как группы. О том, что процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом, говорится во многих научных трудах, авторами которых являются М.Р. Битянова, Н.М. Борытко, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, С. Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин [1; 2; 3; 7; 8; 9; 10; 11] и др. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений [8]. Чем выше уровень развития класса, тем больше его воздействие на школьников данного класса, как следствие складывающихся групповых норм, статусной структуры и иных характеристик класса как группы [1].
В педагогической и психологической литературе описаны исследования школьного подросткового класса (С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова, В .Р. Ясницкая [9; 10; 11; 13; 14] и др.). Н.Л. Селиванова изучала развитие отношений в подростковом классе, своеобразие их характера. В.Р. Ясницкая в своём исследовании раскрывает воспитательный потенциал подросткового класса, уделяя особое внимание организации социального воспитания подростков, средствам воспитания, предлагаемым классному руководителю.
Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности, созданную ею, программу воспитания школьника [13], в которой определены педагогические задачи в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. В подростковом классе, согласно этой программе, происходит формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни через решение возникающих жизненных проблем, реализации, осваивания ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми.
© Кузина Н.С., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
29
Работы С. Д. Полякова посвящены развитию и воспитанию классных коллективов, в том числе и подростковых. В работе «Психопедагогика воспитания и обучения» [9] раскрываются особенности конкретного возраста не только учащихся, но и класса в целом. Автор описывает их с педагогически значимых позиций: потребности возраста, образ Я, значимое в совместной деятельности, характер межличностного общения и взаимодействия, ожидания от учителя, а также потенциалы личностного развития в данном возрасте. Так, для подросткового класса характерно развитие общения и взаимодействия, стремление к общим, групповым переживаниям, появление смешанных (девочки-подростки и мальчики-подростки) приятельских групп. Привлекательна социально значимая совместная деятельность с возможностями личного и группового самоутверждения [9].
Общение, совместная деятельность, общие переживания в классе создают условия для развития школьника, и таким образом оказывают на него воспитывающее влияние. Показателями этого являются: социально-позитивный микроклимат группы, удовлетворённость положением в классе и референтность класса как группы [9].
Качество микроклимата определяет воспитательный потенциал группы. Удовлетворённость положением в классе отражает социометрический статус члена группы и удовлетворённость отношениями в группе. Референтность группы показывает значимость ценности жизни класса для школьников.
Целью статьи является анализ и наглядное представление результатов опытно-экспериментальной работы по развитию школьного класса как фактора воспитания старших подростков, проводившейся на протяжении трёх лет в 7-9-х классах Ундоровского лицея. В состав контрольной группы вошли учащиеся 7-9 «А» класса. В состав экспериментальной группы - учащиеся 7-9 «Б» класса. Результаты диагностики по описанным выше показателям представлены ниже.
Оценка психологического климата в коллективе осуществлялась по методике А.Ф. Фидлера [12, с. 190-191]. Учащимся предлагалось оценить по специальной шкале противоположные по смыслу пары слов (например: дружелюбие - враждебность, теплота - холодность, взаимная поддержка - недоброжелательность и др.), с помощью которых можно описать психологическую атмосферу в классе (рис. 1).
6В
Таким образом, в течение трех лет в экспериментальном классе происходило повышение среднего балла при оценке психологической атмосферы в классе, что говорит об улучшении микроклимата в коллективе. В контрольном классе такой закономерности не выявлено.
Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования на каждом этапе опытно-экспериментальной работы проводилась социометрия[4]
По результатам социометрии наблюдается определенная динамика социометрических показателей, а именно социометрического статуса, коэффициента удовлетворённости отношениями группе, коэффициента социометрической сплочённости.
Изменения в социометрическом статусе класса как группы демонстрирует рисунок 2.
Таким образом, с 7 по 9 класс происходило уменьшение количества детей, находившихся в неблагоприятных статусных категориях («принятых» и «изолированных») и переход их в благоприятные статусы («популярные» и «предпочитаемые»).
Соотнося эти данные, можно сказать о появившейся стойкости симпатий в классе, то есть
способности долго поддерживать дружеские отношения. Большинство детей группы находятся в благоприятных статусных категориях, значит уровень благополучия взаимоотношений высокий. Это говорит о благополучии большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенности в общении, признании сверстниками.
Также с 7 по 9 класс произошло снижение количества изолированных. В 7 классе их было двое, а в 8 и 9 классах все ребята получили хотя бы по одному выбору, таким образом, индекс изолированности уменьшился с 13% до 0% в 8 и 9 классах.
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями, на основании которого можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями, также изменялся в 7-9 классах (рис. 3).
Из диаграммы видно, что происходило увеличение коэффициента удовлетворенности взаимоотношениями с 7 по 8 класс, но было небольшое снижение с 8 по 9 класс, хотя данный коэффициент всё же остался на высоком уровне. Снижение объясняется тем, что одна ученица не получила ни одного взаимного выбора (только не взаимные) в девятом классе, вероятнее всего из-за частого отсутствия в школе по болезни. Вследствие
I Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями
7 класс 3 класс 9 класс
Рис. 3. Динамика коэффициента удовлетворенности взаимоотношениями
I Индекс групповой сплоченности
1 класс 3 класс 9 класс
Рис. 4. Динамика индекса групповой сплоченности
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
31
Таблица 1
Средние баллы самооценивания сформированности параметров развития школьных классов
Параллель Совместная деятельность Комфортность группового общения Пространство для проявления творческой индивидуальности Социальная направленность
7 кл. 8 кл. 9 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
А 1,3 1,4 1,7 1,1 1,6 2,1 1,2 1,2 1,4 1,2 1,4 1,6
Б 1,6 1,6 2,2 1,9 2,3 2,7 1,8 2,1 2,2 1,8 1,9 2,2
этого принимала мало участия в коллективной жизни класса.
С каждым годом происходило увеличение взаимных выборов (рис. 4).
Таким образом, увеличился индекс групповой сплочённости с 0,44 (низкий) в 7 классе до 0,58 (средний) в 8 классе и до 0,71 (высокий) в 9 классе.
Также увеличилось и количество взаимных выборов между мальчиками и девочками. Важным моментом еще является и то, что девочек стали часто выбирать мальчики и наоборот (в седьмом классе такие случаи были единичны, причем только девочки выбирали мальчиков, а мальчики девочек - нет).
Опрос по самооцениванию сформированности параметров развития школьного класса также позволяет увидеть положительную динамику с 7 по 9 класс. Школьники оценивали сформированность каждого параметра по 4-х балльной системе, где 0 -наименьший балл, 3 - наивысший балл (табл. 1).
Результаты опросника показали, что вследствие проводившейся работы с 7, 8, 9 «Б» классом (экспериментальная группа) показатели выше, чем в сравниваемом классе.
Таким образом, наблюдаемая положительная динамика показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной говорит об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию школьного класса как фактора воспитания старших подростков.
Осуществление классным руководителем психолого-педагогической поддержки воспитанников через стимулирование, планирование, коррекцию действий и организации совместной деятельности; содействие созданию благоприятного климата в коллективе; оказание помощи школьникам в установлении отношений с одноклассниками через организацию свободного общения и вовлечения в интересную для них деятельность; активизация деятельности органов самоуправления в классе, поощрение положительной инициативы учащихся способствуют активизации личностного потенциала подростков и межличностного взаимодействия в классе.
Интерпретация поведения и рефлексивных высказываний воспитанников, результаты наблюдения показывают, что в процессе развития класса подростки начинали размышлять об изменениях ценностей, интересов, мотивов деятельности не только у себя, но и у одноклассников, сотрудничать
с товарищами, корректировать свои действия для достижения общей цели. Подростки, общаясь с одноклассниками, чаще стали отбирать и применять адекватные способы взаимодействия. Школьники активно участвовали в творческих мероприятиях, совместных делах с личностно и общественно значимым содержанием; чаще выдвигали идеи, предложения по их организации; росло число подростков, которые сами выступали организаторами мероприятий. Эти феномены можно интерпретировать как развитие в процессе жизнедеятельности класса деловитости, предприимчивости и других значимых социально-деловых качеств школьников.
Таким образом, можно утверждать, что по мере развития класса как группы, он становится существенным фактором воспитания современных подростков.
Экспертное обсуждение результатов нашей опытно-экспериментальной работы позволяет предположить, что выявленные признаки развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков являются не столько специфичными для данного класса, сколько отражают некоторые особенности воспитывающего влияния подростковых школьных классов как группы на современных школьников.
Библиографический список
1. Битянова М.Р. Школьный класс как малая группа // Школьный психолог. - М.: Первое сентября, 2000. - № 32 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://psy.1september.ru/article. рИр?ГО=200003210 (дата обращения: 25.05.2018).
2. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова / под общ. ред. В.А. Сластенина и И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
3. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитать человека. - М.: Вентана-Граф, 2002. - С. 81-82.
4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Мн.: Народная асвета, 1984. - 240 с.
5. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2008. - № 3 (10). - С. 7-24.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
7. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Се-
32
Вестник КГУ 2018
ливановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. -М.: ПЕР СЭ, 2010. - 335 с.
8. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
9. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной монографии. - М.: Новая школа, 2003. - 160 с.
10. Поляков С. Д. Современный отечественный подросток и социокультурная ситуация развития: опыт пилотажных исследований // Мир психологии. - 2008. - № 3. - С. 142-149.
11. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.
12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 48 с.
14. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков. - М.: Просвещение, 2008. - 223 с.
References
1. Bityanova M.R. SHkol'nyj klass kak malaya gruppa // SHkol'nyj psiholog. - M.: Pervoe sentyabrya, 2000. - № 32 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003210 (data obrashcheniya: 25.05.2018).
2. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga / I.A. Kolesnikova, N.M. Borytko, S.D. Polyakov, N.L. Selivanova / pod obshch. red. VA. Slastenina i I.A. Kolesnikovoj. - M.: Akademiya, 2008. - 336 s.
3. Karakovskij V.A. Vospitanie ehffektivno, esli ono sistemno // Vospitat' cheloveka. - M.: Ventana-Graf, 2002. - S. 81-82.
4. Kolominskij YA.L. Psihologiya detskogo kollektiva. - Mn.: Narodnaya asveta, 1984. - 240 s.
5. Mudrik A.V. Vospitanie kak sostavnaya chast' processa socializacii // Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psihologiya. - 2008. - № 3 (10). - S. 7-24.
6. Mudrik A.V Social'naya pedagogika. - M.: Akademiya, 2009. - 224 s.
7. Novikova L.I. Pedagogika vospitaniya: izbrannye pedagogicheskie trudy / pod red. N.L. Selivanovoj, A.V. Mudrika; sost. E.I. Sokolova. - M.: PER SEH, 2010. - 335 s.
8. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N. SHiyanov. - 3-e izd. - M.: SHkola-Press, 2000. - 512 s.
9. Polyakov S.D. Psihopedagogika vospitaniya i obucheniya: opyt populyarnoj monografii. - M.: Novaya shkola, 2003. - 160 s.
10. Polyakov S.D. Sovremennyj otechestvennyj podrostok i sociokul'turnaya situaciya razvitiya: opyt pilotazhnyh issledovanij // Mir psihologii. - 2008. -№ 3. - S. 142-149.
11. Selivanova N.L. Sovremennye predstavleniya o vospitatel'nom prostranstve // Razvitie lichnosti shkol'nika v vospitatel'nom prostranstve: problemy upravleniya / pod red. N.L. Selivanovoj. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001. - 284 s.
12. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. - M.: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. - 490 s.
13. SHCHurkova N.E. Programma vospitaniya shkol'nika. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1998. - 48 s.
14. YAsnickaya V.R. Kak sdelat' klass klassnym: vospitanie podrostkov. - M.: Prosveshchenie, 2008. -223 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №3
зз