Научная статья на тему 'Диагностика уровня сформированности психологического климата в коллективе младших подростков'

Диагностика уровня сформированности психологического климата в коллективе младших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1389
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / КОЛЛЕКТИВ / СОЦИОМЕТРИЯ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронина Евгения Владимировна, Малюгина Марина Валентиновна, Идрисова Елена Сергеевна

В статье представлены критерии, показатели и диагностические материалы изучения психологического климата в детском коллективе. Благоприятный психологический климат способствует саморазвитию каждой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронина Евгения Владимировна, Малюгина Марина Валентиновна, Идрисова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня сформированности психологического климата в коллективе младших подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

влияют на изменение соматического здоровья студенток и повышение качества их жизни. Список использованной литературы:

1. Алансари, А.М. Совершенствование школьных программ по физической культуре на основе исследования физического развития: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / А.М. Алансари [РГПУ им. А.И. Герцена]. - СПб., 2000. - 114 с.

2. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 195 с. - ISBN 5-9718-0076-0.

3. Петренко, Е.Б. Возрастные аспекты физического воспитания человека / Е.Б. Петренко. - М.: Спорт, 2002. - С. 12-26.

4. Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики/ И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова.- СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003.- С. 58-59.

5. Освальд, К. Стретчинг для всех/ К. Освальд, С. Баско.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 192с.

6. Синяков, А.Ф. Самоконтроль физкультурника/А.Ф. Синяков.- М.: Знание,1987.- №1.- С. 12-15.

7. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика// Учебное пособие/ Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов.- М.: Терра-Спорт, 2000.- 127с.

8. Crawford H.J., Jull G.A. The influence of thoracic posture and movement on range of arm elevation. Physiotherapy Theory and Practice, 1993, 9(3), 143-148.

9. Christiansen C., Baum C. Performance deficits as sources of stress. In C. Christiansen and C. Baum, (Eds.), Occupational therapy: Overcoming human performance deficits (pp. 68-96). Thorofare, NJ: Slack, 1991.

© Венгерова Н.Н., 2016

УДК 37.02

Воронина Евгения Владимировна

Канд. пед. наук, доцент ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим, РФ

Е-mail: voronina_evgenya@mail.ru Малюгина Марина Валентиновна зам.директора по УВР учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №7, г. Ишим, РФ Е-mail: marina_71.71@mail.ru Идрисова Елена Сергеевна учитель истории и обществознания МАОУ Стрехнинская СОШ, Ишимский р-н, РФ Е-mail: marina_71.71@mail.ru

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье представлены критерии, показатели и диагностические материалы изучения психологического климата в детском коллективе. Благоприятный психологический климат способствует саморазвитию каждой личности.

Ключевые слова

Психологический климат, коллектив, социометрия, диагностика.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Психологический климат характеризует статус подросткового коллектива и трактуется как мобильное поле взаимоотношений, в рамках которого происходит групповая деятельность и которое определяет саморазвитие личности, уровень проявления личностного «Я» [1].

Подростковый коллектив - это фундамент накопления личностью благоприятного социального опыта. В младшем подростковом возрасте значимым для развития обучающегося и становления его личности становится общение в коллективе ровесников. Во взаимодействии подростков эффективнее осуществляется познавательная предметная деятельность, успешнее осваиваются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения [2].

Вслед за В.М. Шепелем под психологическим климатом будем понимать эмоционально окрашенные психологические связи между членами коллектива, возникающие на основе их симпатии, сходства характеров, интересов, склонностей [3].

Для определения уровня благоприятного психологического климата в коллективе обучащихся основной школы нами были выделены определённые критерии, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели, диагностические методики

Критерии Показатели Методики

Мотивационный Эмоционально-мотивационная составляющая самооценки Методика Дембо-Рубинштейна

Эмоционально -этический Характер взаимоотношений между учащимися (отсутствие детей со статусом «не принятые», наличие взаимности выбора). Знание правил поведения. Социометрический эксперимент в модификации Я.Л. Коломинского

Поведенческий Поведение, соответствующее тенденциям: общительность, избегание борьбы. Методика Q-сортировки В. Стефансона наблюдение

По каждому критерию выделялись уровни благоприятного психологического климата в коллективе учащихся начальной школы: высокий, средний и низкий.

Высокий - присутствие и отчётливая выраженность благополучных взаимоотношений в коллективе, адекватное представление о себе, общительность и доброжелательность испытуемых, активное желание подростка принимать участие в жизни группы, иметь высокий статус в системе межличностных взаимоотношений.

Средний - слабая выраженность сформированнности благоприятного психологического климата в подростковом коллективе. Стремление избежать взаимодействия, сохранение нейтральной позиции в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссам. Средний и низкий уровень самооценки.

Низкий - отсутствие, либо эпизодическая выраженность благополучных взаимоотношений в коллективе учащихся начальной школы. Низкая самооценка. Отстраненность от коллективной деятельности. Признак нерешительности, уклончивости, астеничности.

Я. Л. Коломинский предложил варианты социометрии для детских групп: «Выбор в действии», «Поздравь товарища», «У кого больше?». Сфера межличностных отношений неоднозначна. Именно социометрия помогает корректно изучить ее [4].

Для диагностики выборов младших подростков в данном коллективе, мы задавали следующий вопрос: «Представьте себе, что ваш коллектив расформировывают, вы пойдете в другой класс, который скоро организуют. Кого из вашего класса вы хотели бы взять с собой? Вы можете взять с собой только трех человек».

Именно использование данной методики в изучении психологического климата дает нам возможность оценить такие характеристики как зависимость, общительность и направленность на борьбу, выделить в структуре личности каждого индивида наличие внутриличностного конфликта.

Обобщенные результаты выявления уровня сформированности благоприятного психологического климата в коллективе младших подростков отражены в таблице 2.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Таблица 2

Результаты диагностики сформированное™ благоприятного психологического климата

в коллективе младших подростков

Уровни благоприятного психологического климата Группы

Контрольная Экспериментальная

Кол-во % Кол-во %

Высокий 3 11,54 5 19,23

Средний 17 65,38 15 57,69

Низкий 6 23,08 6 23,08

На основе данных проведённого исследования, мы пришли к выводу, что у большинства учеников осознают средний уровень благоприятного психологического климата, что обусловлено желанием избежать, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям, часто держаться особняком от окружающих. Необходима формирующая работа по повышению уровня благоприятного психологического климата и выстраивания позитивных взаимоотношений в коллективе. Список использованной литературы:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с.

2. Дереча И.И. Технологии организации воспитательного процесса. Учебно-методическое пособие.- Ишим: Изд-во ИГПИ, 2009.

3. Шепель В.М. Управленческая антропология.-М.: Народное образование, 1999.- 432 с.1986.- 248с.

4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива.- Мн.: Нар. асвета, 1984, 239 с.

© Воронина Е.В., Малюгина М.В., Идрисова Е.С., 2016

УДК 37.01

Гаджиева Патимат Дайитбеговна

канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: krik020304@mail.ru г.Махачкала, РД

ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье дано теоретическое обоснование вопроса формирования конкурентоспособной личности в условиях образовательной среды современного вуза; описаны основополагающие закономерности, влияние гуманитарной среды университета на процесс становления личности будущего специалиста.

Ключевые слова

Социализация, конкурентоспособная личность, гуманитарная среда.

Фундаментальной задачей совершенствования российского образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. В настоящее время, однако, наблюдается неадекватная реакция системы профессионального образования на потребности экономики и общества. Это объясняется как недостаточной разработанностью теоретико-педагогических предпосылок, так и отсутствием практических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие специфических личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.