УДК 373.5.015.3:[373.5.091.32:911-027.44] DOI 10.18413/2687-0940-2020-39-1-66-74
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ)
WAYS TO MAKE A COMFORTABLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE LESSON IN THE CONDITIONS OF EDUCATION INFORMATIZATION (ON THE EXAMPLE OF LESSONS OF GEOGRAPHY)
Ю.Ю. Чикина Yu.Yu. Chikina
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 91011, г. Луганск, ул. Оборонная, 2
Lugansk National University named after Taras Shevchenko, 2 Oboronnaya St, Lugansk, 91011
E-mail: [email protected]
Аннотация
Важным условием гармоничного развития личности обучающегося является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях информатизации образования, широкого применения современных средств информационно-коммуникационных технологий. При широком применении информационных технологий недостаточное количество работ в аспекте влияние социально-психологического климата на качество учебно-воспитательного процессе изучено недостаточно. Цель исследования - рассмотреть на примере уроков географии основные факторы, направленные на формирование благоприятного социально-психологического климата в условиях широкого применения средств информационно-коммуникационных технологий. В результате исследования дана характеристика благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата на уроках географии. Обозначены психологические механизмы воздействия информатизации образования на учащихся в учебно-воспитательном процессе. Выделены основные факторы, которые помогают создать доброжелательную эмоциональную атмосферу на уроках географии в условиях широкого применения средств информатизации, определены основные способы формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата на занятии в условиях информатизации образования.
Abstract
An important condition for the harmonious development of the student's personality is the presence of a favorable socio-psychological climate in the school and classroom. This problem is particularly relevant in the context of Informatization of education, the widespread use of modern means of information and communication technologies. With the wide use of information technologies, the insufficient number of works in the aspect of the impact of the social and psychological climate on the quality of the educational process has not been sufficiently studied. The purpose of the study is to consider the main factors aimed at creating a favorable socio-psychological climate in the conditions of widespread use of information and communication technologies using the example of geography lessons. As a result of the research, the characteristic of favorable and unfavorable social and psychological climate in geography lessons is given. Psychological mechanisms of influence of Informatization of education on students in the educational process are indicated. The main factors that help to create a friendly emotional atmosphere at geography lessons in the conditions of widespread use of Informatization tools are identified, the main
ways of forming and maintaining a favorable socio-psychological climate in the classroom in the conditions of Informatization of education are identified.
Ключевые слова: психологический климат, социально-психологический климат, информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, современные средства обучения, информатизация образования.
Keywords: psychological climate, socio-psychological climate, information technology, information and communication technology, modern teaching aids, computerization of education.
Введение
Широкое применение в школьной практике информационных технологий позволяет вносить изменения в традиционные элементы системы образования. Происходит постепенная смена обычного класса на мультимедийный, а доски и мела - на электронную доску и компьютерные обучающие системы. География - один из школьных предметов, требующих опоры на применение различных средств, как в процессе традиционного обучения, так и в условиях информатизации образования. Использование на уроках географии средств информационно-коммуникационных технологий обеспечивает более полную визуализацию информации об объектах и явлениях, позволяет повысить качество учебного процесса. В этой ситуации методически целесообразное применение информационно-коммуникационных технологий позволяет учителю географии подбирать формы и методы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников и интенсификацию процесса обучения.
Однако в условиях информатизации образования и сокращения в некоторой степени личностного общения особое внимание учителю географии следует уделять созданию комфортного социально-психологического климата в классе. Именно климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне учащиеся либо раскрываются, активно взаимодействуют с педагогом и коллективом, либо становятся пассивными, замкнутыми, отстраненными.
Анализ научно-педагогической литературы показал важность и актуально затронутой проблемы. В ряде работ [Аникеева, 1989; Бойко и др., 1998; Малимонов, 2016; Васильева, 2018; Васькевич, Саутина, 2018] рассмотрены различные аспекты особенностей формирования социально-психологического климата в коллективе. Другими авторами [Полат, 2007; Насс, 2009; Зверева, 2016] основное внимание уделено совершенствованию учебно-воспитательного процесса с помощью информационных технологий. Но проблема формирования комфортного социально-психологического климата в условиях широкого применения информационных технологий на уроках географии исследована недостаточно.
Цель исследования заключается в научном обосновании факторов, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата на уроках географии в условиях широкого применения средств информационно-коммуникационных технологий.
Результаты и их обсуждение
Рассмотрение проблемы формирования благоприятного психологического климата на уроках географии в условиях информатизации образования считаем целесообразным начать с дефиниции основных понятий. Подходы к трактовке термина «психологический климат» отражены в публикациях монографического и учебно-методического характера. Это понятие определяется как «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препят-
ствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [Ма-лимонов, 2016; Шепель, 2002].
Стоит отметить, что в социальной психологии проявляется устойчивый интерес к явлению, получившему определение социально-психологического, нравственного или психологического климата. Термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров. Автор считает, что это «эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [Мансуров, 1992]. Другой исследователь М.И. Малимонов рассматривает это понятие как качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся «в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [Ма-лимонов, 2016].
Наиболее распространенным является трактовка этого понятия В.М. Шепель, которая рассматривает «психологический климат через особенности взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом» [Шепель, 2002, стр. 17]. Автор считает, что «климат отношений состоит из трех климатических зон. Во-первых, климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в конкретном коллективе осознаны цели и задачи общества. Во-вторых, климатическая зона - моральный климат, который рассматривается, как моральные ценности, принятые в отдельно взятом коллективе. В-третьих, климатическая зона - психологический климат, который представлен как микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата» [Шепель, 2002, стр. 19],
В современной педагогической литературе значительное внимание уделено трактовке понятия «информатизация образования». Так, Г.М. Коджаспирова данное понятие рассматривает, как «массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых» [Коджаспирова, 2000, стр. 34]. По мнению Зверевой Ю.С., «процесс информатизации образования подразумевает не только применение в школах, университетах и других учебных заведениях новейших информационных технологий, но и совершенствование системы организации учебной деятельности путем трансформации методов и форм преподнесения информации с целью пробуждения у обучающихся интереса к получению новых знаний, развития у них творческой активности» [Зверева, 2016, стр. 23].
Значительное внимание в условиях современной школы уделяется проблеме развития средств информационно-коммуникационных технологий и максимального использования их образовательных возможностей: охват большей аудитории учащихся, увеличение информационной емкости и пропускной способности современных средств обучения, индивидуализация каналов подачи учебной информации [Charles Eisher, 1996]. Так, например, Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский отмечают, что компьютерное обучение позволяет обучающимся усваивать за единицу времени в 10 раз больше учебных понятий, чем при слушание новой темы в группах [Бабаева, Войскунский, 1998].
Вопросам использования информационных технологий в образовательном процессе посвящено большое количество фундаментальных и прикладных психолого-педагогических исследований. В педагогическом словаре термин «информационная технология» рассматривается как методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Под понятием «информационные технологии» Е.С. Полат понимает «технологии в сфере образования, которые используют специальные
способы, программные и технические средства (компьютеры, аудио, видео, телекоммуникационные сети) для работы с информацией и достижения педагогических целей» [Полат, 2007, стр. 29]. В.А. Трайнев и И.В. Трайнев трактуют данное понятие, как «систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств» [Трайнев, 2013, стр. 21].
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, различных аспектов применения информационных технологий в учебном процессе показал, что к педагогическим задачам использования информационных технологий в учебном процессе по географии можно отнести следующее: повышение наглядности географического материала и облегчение восприятия за счет компактного и четкого представления информации; развитие творческого потенциала школьников, их способностей, коммуникативных действий, повышение мотивации обучения; интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества [Голов, 1987]. В процессе применения учителем географии современных средств обучения происходит развитие личности учащихся и коммуникативных способностей за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование умений принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Нет никакого сомнения, что учитель был и останется центральной фигурой учебного процесса, однако его роль становится более сложной. Только педагог выполняет управляющее воздействий по отношению к ученикам; оценивает, отбирает и использует средства информационных технологий для организации и проведения различного рода занятий, позволяющих более эффективно использовать учебное время; контролирует ход их решения и определяет характер и степень помощи; сосредотачивает внимание на индивидуальной помощи, консультации, развитии личностных качеств учащихся. В этом случае информационно-коммуникационные технологии в образовании не подменяют педагога, а лишь перераспределяют функции между учителем и компьютером, совершенствуют отдельные компоненты педагогической деятельности. Таким образом, при широком использовании современных средств обучения педагог является помощником, воспитателем, консультантом [Даринский, Луканенкова, 1983].
Однако если мы рассматриваем процесс обучения в динамике, то компьютер «берёт» на себя ещё и функции учителя. Программы, заложенные в нем, сами проводят оценку совершённых учащимися действий и предлагают инструкции по дальнейшей работе. Обучающая программа рассчитана на определённое количество времени и дает возможность ученикам изучать новый учебный материал без помощи учителя. В программе географическая информация представлена красочно, наглядно, с необходимыми объяснениями. Использование такой программы на уроке географии позволяет управлять процессом обучения с учетом индивидуальных интересов учащихся, что дает им возможность изучать различные аспекты темы более подробно [Fabry, 1997].
Информационные технологии помогают сделать преподавание географии интересным и простым, а процесс усвоения знаний и приобретения практических навыков работы с картой и другими инструментами - более эффективным.
В условиях широкого использования на уроках географии современных средств обучения происходит сокращение времени на межличностное общение. В связи с этим, учащийся может испытывать внутреннюю напряженность, быть не успешным в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности в различных коллективах. В такой ситуации учителю географии необходимо уделить обратить внимание на психологический климат в коллективе, отражающий общее состояние взаимоотношений и сте-
пени удовлетворенности различными факторами и являющийся комплексной характеристикой группы. Стоит отметить, что комфортный климат на уроке географии зависит от многих факторов. Отношение школьников к учителю - это одно из основополагающих условий психологической атмосферы на уроке.
Для изучения социально-психологического климата в классе в условиях информатизации обучения педагогу необходимо учитывать характеристики его формирования. Так, характеристиками благоприятного социально-психологического климата в классе является следующее:
- преобладание бодрого и жизнерадостного тона взаимоотношений;
- сотрудничество, доброжелательность и взаимопомощь в отношениях;
- участие в общих делах класса;
- высказывание критики с добрыми пожеланиями и поддержкой в коллективе;
- ответственность, трудолюбие, бескорыстность и честность;
- поддержка слабым и уважительное отношение ко всему коллективу.
К характеристикам неблагоприятного психологического климата относят такие:
- преобладание пессимизма, подавленного настроения, конфликтность и агрессивность;
- отсутствие норм справедливости и равенства;
- презрительность в отношении к слабым.
Информационно-коммуникационные технологии меняют деятельность педагога и
школьников, оказывая как прямое, так и косвенное воздействие на личность учащихся. В научно-педагогической литературе рассматриваются ситуации, обуславливающие воздействие современных средств обучения на психику обучающихся. По мнению О.В. Насс, акцент следует делать на непосредственном взаимодействии школьников с различными информационными технологиями в рамках учебно-воспитательного процесса, а также широком распространении компьютерных игр, которые основаны на технологии виртуальной реальности [Насс, 2009]. Процессы информатизации образования в различной степени могут оказывать влияние на личность учащегося. Так, например, степень влияния может быть локального уровня, который охватывает определенный круг психических явлений (компьютерный сленг). Однако в современных условиях развития образования достаточно распространенной является глобальная степень влияния, которая приводит к изменению личности ученика в целом (синдром хакера, Шете^зависимость).
Психологами, педагогами, специалистами в области информационных технологий большое внимание уделяется рассмотрению вопросов последствия информатизации для учебной, игровой и профессиональной деятельности [Васькевич, Саутина, 2018]. В таких условиях педагогу необходимо направить усилия на нейтрализацию негативного воздействия средств информационных технологий на личность школьника, а также на создание условий, которые помогут ученикам в наибольшей степени проявлять себя, применяя современные средства обучения. Сегодня некоторые учащиеся придерживаются мнения, что использование информационных технологий обеспечит легкость получения различной информации. Поэтому учителю географии необходимо направить усилия школьников на самостоятельную выработку новых знаний, которые будут представлять результат познавательного процесса. В такой ситуации потенциал информационных технологий может вывести на новый уровень «традиционные» навыки школьников, которые связаны с поиском и установлением взаимосвязей между различными параметрами, сопоставление методов решения, анализ результатов и обобщение полученных знаний. Использование современных средств обучения на уроках географии преобразует учебную деятельность, внося в нее четкость, эффективность и последовательность.
Выделим психологические механизмы воздействия информатизации на учащихся в учебно-воспитательном процессе по географии. Учителю следует продемонстрировать
школьникам как выбрать и использовать оптимальные алгоритмы решения задач по аналогии с компьютером, но применяя рациональный подход к построению оригинального решения. В такой ситуации путь к решению проблемы ученику может подсказать интуиция, неординарный взгляд.
Применение информационных технологий на уроках географии способствует развитию новых форм учебной деятельности, получению новых знаний, умений и навыков. Так, например, для эффективного использования современных средств обучения школьникам необходимо придерживаться определенных правил поиска в сети Internet, этикета электронной деловой и личной переписки, специфического символьного языка, позволяющего передать в сообщении свое настроение.
В научной литературе авторы выделяют ряд основных факторов, способствующих благоприятному психологическому климату на уроке в условиях применения как традиционных средств обучения, так и средств информационных технологий. Обобщая мнения исследователей [Аникеева, 1989; Бойко и др., 1998; Васильева, 2018], мы выделили факторы, которые помогают создать комфортную и доброжелательную эмоциональную атмосферу на уроке географии в условиях информатизации образования:
1. Учителю необходимо общаться с учащимися в доброжелательной форме, быть деликатным и вежливым.
2. Любое эмоциональное состояние педагог должен выражать в деликатной форме.
3. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учеников, развивать педагогическую наблюдательность.
4. Особое внимание следует обращать на регулирование и коррекцию поведения школьников на уроке.
5. Обучение и воспитание необходимо строить без окриков и порицаний.
6. Психологический дискомфорт для педагога и учеников зачастую возникает от непрофессиональной компетентности учителя.
7. Урок нужно начинать так, чтобы каждый учащий был занят делом.
8. Учителю необходимо увлечь школьников материалом и пресекать попытки нарушения рабочего ритма урока, чаще задавать вопросы тем, кто может отвлечься на занятии. Контролировать и держать в поле зрения весь класс.
9. Завершать урок стоит как общей оценкой работы класса, так и работой отдельных учеников, чтобы все чувствовали удовлетворенность от занятия.
Благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к школьникам. В работе педагога с учащимися в условиях информатизации образования приоритетной задачей является создание комфортной психологической атмосферы в течение всего урока. Такие условия помогают ученикам активно общаться с учителем и сверстниками, развиваться и показывать свой талант [Циулина, 2016].
Позитивная обстановка на занятии характеризуется коммуникабельностью, уважением друг к другу, дружелюбием, вежливостью, созданием комфортных условий для совместной деятельности. Однако в ситуации, когда происходит дисбаланс эмоционального настроя учеников на уроке географии, может возникнуть недоброжелательная обстановка, которая тормозит развитие учащегося, способствует состоянию незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Поэтому широкому внедрению на занятиях современных средств обучения обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие ученика. Так, учителю во время урока с использованием информационно-коммуникационных технологий важно наблюдать и контролировать психологический климат классного коллектива, ведь положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению географического материала и
способствует разностороннему развитию индивидуальности школьников [Антонова, 2013; Бабаева, Войскунский, 1998].
Благоприятное эмоциональное настроение на занятии по географии в условиях информатизации образования обеспечивает учащимся не только защищенность и психологический комфорт, но и способствует активному вовлечению их в общее дело и проявлению творчества. Считаем, что учителю географии необходимо шире применять различные формы и методы, оказывающие влияние на эмоциональное состояние учеников на уроке. Так, например, верно подобранные музыка или видео фрагменты могут способствовать положительному отношению между учащимися в эмоционально комфортной обстановке.
Заключение
На наш взгляд, к наиболее эффективным способам формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата на уроке географии в условиях информатизации образования можно отнести поиск учителем географии общих тем или интересов, которые объединили бы учеников класса, и на их основе организовывать общие дела с помощью информационных технологий; формирование традиций класса и воплощение различных идей с помощью современных средств обучения; применение информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности; создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, представленных учителем географии с помощью мультимедийных учебников, интерактивной доски; развитие коммуникативной культуры и навыков общения и сотрудничества, создание условий для повышения комфортности для школьников на уроке географии и сохранение стабильно положительных отношений между педагогом и учениками в процессе использования информационных технологий.
Доброжелательность, внимание, оформление, обстановка, музыкальное и видеосопровождение, многообразие форм работы с применением информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности - это те приемы, благодаря которым учитель географии может создать положительный эмоциональный настрой коллектива.
Автором впервые обозначены психологические механизмы воздействия информатизации на учащихся в учебно-воспитательном процессе по географии. В данном исследовании получили дальнейшее развитие научные представления о характеристике благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата на уроке географии в условиях информатизации образования; уточнены и дополнены основные факторы, которые помогают создать комфортную и доброжелательную эмоциональную атмосферу на уроке географии в процессе использования информационных технологий, определены способы формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата на уроке географии.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. 1989. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., Просвещение, 178 c.
2. Антонова Ю.О. 2013. Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Достижения вузовской науки, 7: 165-172.
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. 1998. Психологические последствия информатизации. Психологический журнал, 1: 45-51.
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. 1998. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., Мысль, 240 c.
5. Васильева Е.А. 2018. Формирование социально-психологического климата в коллективе педагогов. Психология, социология и педагогика, 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/01/8488 (дата обращения: 07.08.2019).
6. Васькевич М.Э., Саутина А.В. 2018. Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. URL: https://nauchforum.ru/studconf/gum/iv/995 (дата обращения: 07.08.2019).
7. Голов В.П. 1987. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М., Просвещение, 222 c.
8. Даринский А.В., Луканенкова В.К. 1983. Самообразование учителя географии. М., Просвещение, 159 с.
9. Зверева Ю.С. 2016. Информатизация образования. Молодой ученый, 6 (3): 23-26. URL: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 20.08.2019).
10. Коджаспирова Г.М. 2000. Педагогический словарь. М., Академия, 176 с.
11. -Малимонов М.И. 2016. Социально-психологические методы и средства, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе, 3: 148-152.
12. Мансуров Н.С. 1992. Морально-психологический климат и его изучение. М., Просвещение, 132 с.
13. Насс О.В. 2009. Сущностные характеристики педагогического феномена компьютерных средств. Высшее образование сегодня, 10: 86-88.
14. Полат Е.С. 2007. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М, Академия, 364 с.
15. Трайнев В.А. 2013. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. М., «Дашков и К°», 320 с.
16. -Циулина М.В. 2016. Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки. Теория и практика образования в современном мире. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10726/ (дата обращения: 02.08.2019).
17. Шепель В.М. 2002. Понятие психологического климата. Вопросы психологии, 3:
17-21.
18. Charles Eisher, David C. Dwyer, Keith Yocam. 1996. Education and Technology: reflections on computing in classrooms. San Francisco, Jossey-Bass Publishers, 316 p.
19. Fabry D.L. 1997. Barriers to the effective use of technology in education: current status. Journal of Educational Computing Research, 17 (4): 385-395.
References
1. Anikeeva N.P. 1989. Uchitelyu o psihologicheskom klimate v kollektive [Teacher about the psychological climate in the team]. M., Prosveshchenie, 178 p.
2. Antonova YU.O. 2013. Formirovanie social'no-psihologicheskogo klimata v pedagogicheskom kollektive [The formation of the socio-psychological climate in the teaching staff]. Dostizheniya vuzovskoj nauki, 7: 165-172.
3. Babaeva YU.D., Vojskunskij АБ. 1998. Psikhologicheskie posledstviya informatizatsii [The psychological consequences of informatization]. Psikhologicheskij zhurnal, 1: 45-51.
4. Bojko V.V., Kovalev A.G., Panferov V.N. 1998. Social'no-psihologicheskij klimat kollektiva i lichnost' [Socio-psychological climate of the team and personality]. M., Mysl', 240 p.
5. Vasil'eva E.A. 2018. Formirovanie social'no-psihologicheskogo klimata v kollektive pedagogov [The formation of a socio-psychological climate in a team of teachers]. Psihologiya, sociologiya i pedagogika, 1. Available at: http://psychology.snauka.ru/2018/01/8488 (accessed: 07.08.2019).
6. Vas'kevich M.E., Sautina A.V. 2018. Formirovanie blagopriyatnogo psihologicheskogo klimata v uchenicheskom kollektive [The formation of a favorable psychological climate in the student team]. Available at: https://nauchforum.ru/studconf/gum/iv/995 (accessed: 07.08.2019).
7. Golov V.P. 1987. Sredstva obucheniya geografii i usloviya ikh ehffektivnogo ispol'zovaniya [Geography teaching tools and conditions for their effective use]. M., Prosveshhenie, 222 p.
8. Darinskij АУ., Lukanenkova V.K. 1983. Samoobrazovanie uchitelya geografii [Geography teacher self-education]. M., Prosveshhenie, 159 p.
9. Zvereva YU.S. 2016. Informatizaciya obrazovaniya [Education Informatization]. Molodoj uchenyj, 6 (3): 23-26. Available at: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (accessed: 20.08.2019).
10. Kodzhaspirova G.M. 2000. Pedagogicheskij slovar'. [Pedagogical dictionary]. M., Akademiya, 176 р.
11. Malimonov M.I. 2016. Social'no-psihologicheskie metody i sredstva, vliyayushchie na formirovanie polozhitel'nogo social'no-psihologicheskogo klimata v kollektive [Socio-psychological methods and tools that influence the formation of a positive socio-psychological climate in the team]. Zakonomernosti i tendencii razvitiya nauki v sovremennom obshchestve, 3: 148-152.
12. Mansurov N.S. 1992. Moral'no-psikhologicheskij klimat i ego izuchenie. [Moral and psychological climate and its study]. M., Prosveshhenie, 132 р.
13. Nass O.V. 2009. Sushhnostnye kharakteristiki pedagogicheskogo fenomena komp'yuternykh sredstv [Essential characteristics of the pedagogical phenomenon of computer tools]. Vysshee obrazovanie segodnya, 10: 86-88.
14. Polat E.S. 2007. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. M, Akademiya, 364 p.
15. Trajnev V.A. 2013. Novye informatsionnye kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. [New informational communication technologies in education]. M., «Dashkov i K°», 320 р.
16. -TSiulina M.V. 2016. Professional'naya podgotovka pedagoga: sotsial'no-pedagogicheskie predposylki [Teacher training: socio-pedagogical background.]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10726/ (accessed: 02.08.2019).
17. SHepel' V.M. 2002. Ponyatie psikhologicheskogo klimata [The concept of psychological climate]. Voprosy psikhologii, 3: 17-21.
18. Charles Eisher, David C. Dwyer, Keith Yocam. 1996. Education and Technology: reflections on computing in classrooms. San Francisco, Jossey-Bass Publishers, 316 p.
19.Fabry D.L. 1997. Barriers to the effective use of technology in education: current status. Journal of Educational Computing Research, 17 (4): 385-395.
Ссылка для цитирования статьи For citation
Чикина Ю.Ю. 2020. Способы создания комфортного социально-психологического климата на занятии в условиях информатизации образования (на примере уроков географии). Вопросы журналистики, педагогики, языкознания,39 (1): 66-74. DOI: 10.18413/2687-0940-2020-39-1-66-74
Chikina Yu.Yu. 2020. Ways to make a comfortable socio-psychological climate in the lesson in the conditions of education informatization (on the example of lessons of geography). Issues in Journalism, Education, Linguistics, 39 (1): 66-74. (in Russian). DOI:- 0.18413/2687-0940-2020-39-1-66-74