Научная статья на тему 'Психологические аспекты информатизации образовательной системы'

Психологические аспекты информатизации образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1792
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС / AN EDUCATED PROCESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / THE PSYCHOLOGICAL ASPECT OF INFORMATION STRESS / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / COMPUTERIZATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / COMPUTER GAMES / ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / GAME ADDICTION / АУТИЗМ / AUTISM / ДЕПРЕССИЯ / DEPRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Нупайсат Пахрудиновна, Курбанова Зулейхат Салаховна

В данной статье рассматриваются психологические аспекты информатизации образовательной системы в РФ. Актуальность темы нашего исследования связана с существенным возрастанием социальной роли информации в жизни общества и ускорением процесса информатизации общества и необходимости перехода в системе образования на новые принципы информатизации, применение новейших информационных, коммуникационных технологий, которые должны стать эффективным средством поддержки педагогического процесса в образовательных учреждениях. В настоящее время информатизация образования предусматривает применение инновационных методов, основывающихся на вовлечении студентов в исследовательские проекты, творческие занятия, тренинги. Это в свою очередь способствует формированию креативного мышления, умению принимать решения в нестандартных ситуациях, формулировать цели и задачи, осознавать возможности в перспективе реализовывать их в профессиональной деятельности. Однако, включение информационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений далеко не всегда эффективно, и иногда усугубляет некоторые стороны обучения: формализует учебный процесс, уменьшает степень общения студентов, наблюдается тенденция отхода студентов от самого процесса обучения в мир виртуальных увлечений. Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, хакерством, программированием и информационными технологиями в целом. Все эти виды увлечений при разной феноменологии имеют близкие психологические механизмы и особенности. В данной статье так же рассматривается и другая проблема информатизации, а именно, психологический стресс информационный. Для решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо создать при вузах кабинеты профессиональной психологической помощи нуждающимся в этом студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

This article deals with the psychological aspects of informatization of the educational system in the Russian Federation. The relevance of the topic of our research is related to a significant increase in the social role of information in the life of society and the acceleration of the process of informatization of society and the need for transition in the education system to new principles of informatization, the use of new information and communication technologies that should be an effective means of supporting the pedagogical process in educational institutions. Currently, informatization of education provides for the use of innovative methods based on the involvement of students in research projects, creative classes, trainings. This, in turn, contributes to the formation of creative thinking, the ability to make decisions in non-standard situations, formulate goals and objectives, to realize opportunities in the future to implement them in professional activities. However, the inclusion of information technology in the educational process of educational institutions is not always effective, and sometimes exacerbates some aspects of learning: formalizes the educational process, reduces the degree of communication of students, there is a tendency of students away from the process of learning in the world of virtual hobbies. Examples of such a negative change in personality can be: hobbies of computer games, the Internet, hacking, programming and information technologies in general. All these types of hobbies under different phenomenology have close psychological mechanisms and features. This article also considers another problem of Informatization, namely, psychological stress as an information one. To solve this problem, in our opinion, it is necessary to create at universities offices of professional psychological assistance to students in need.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты информатизации образовательной системы»

педагогические науки

Исмаилова Нупайсат Пахрудиновна, Курбанова Зулейхат Салаховна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ...

УДК 378.178+004

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© 2018

Исмаилова Нупайсат Пахрудиновна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Курбанова Зулейхат Салаховна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Всероссийский государственный университет юстиции (367008, Россия, Махачкала, проспект Акушинского, 7, e-mail:Zuleikakurbanova@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические аспекты информатизации образовательной системы в РФ. Актуальность темы нашего исследования связана с существенным возрастанием социальной роли информации в жизни общества и ускорением процесса информатизации общества и необходимости перехода в системе образования на новые принципы информатизации, применение новейших информационных, коммуникационных технологий, которые должны стать эффективным средством поддержки педагогического процесса в образовательных учреждениях. В настоящее время информатизация образования предусматривает применение инновационных методов, основывающихся на вовлечении студентов в исследовательские проекты, творческие занятия, тренинги. Это в свою очередь способствует формированию креативного мышления, умению принимать решения в нестандартных ситуациях, формулировать цели и задачи, осознавать возможности в перспективе реализовывать их в профессиональной деятельности. Однако, включение информационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений далеко не всегда эффективно, и иногда усугубляет некоторые стороны обучения: формализует учебный процесс, уменьшает степень общения студентов, наблюдается тенденция отхода студентов от самого процесса обучения в мир виртуальных увлечений. Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, хакерством, программированием и информационными технологиями в целом. Все эти виды увлечений при разной феноменологии имеют близкие психологические механизмы и особенности. В данной статье так же рассматривается и другая проблема информатизации, а именно, психологический стресс - информационный. Для решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо создать при вузах кабинеты профессиональной психологической помощи нуждающимся в этом студентам.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, образованный процесс, психологический аспект информационный стресс, компьютеризация, инновации, компьютерные игры, игровая зависимость, аутизм, депрессия.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

© 2018

Ismailova Nupaisat Pakhrudinovna, Ph.D. of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Kurbanova Zulejhat Salakhovna, Ph.D. of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Russian State University of Justice (367008, Russia, Makhachkala, Akushinsky Avenue, 7, e-mail: Zuleikakurbanova@mail.ru)

Abstract. This article deals with the psychological aspects of informatization of the educational system in the Russian Federation. The relevance of the topic of our research is related to a significant increase in the social role of information in the life of society and the acceleration of the process of informatization of society and the need for transition in the education system to new principles of informatization, the use of new information and communication technologies that should be an effective means of supporting the pedagogical process in educational institutions. Currently, informatization of education provides for the use of innovative methods based on the involvement of students in research projects, creative classes, trainings. This, in turn, contributes to the formation of creative thinking, the ability to make decisions in non-standard situations, formulate goals and objectives, to realize opportunities in the future to implement them in professional activities. However, the inclusion of information technology in the educational process of educational institutions is not always effective, and sometimes exacerbates some aspects of learning: formalizes the educational process, reduces the degree of communication of students, there is a tendency of students away from the process of learning in the world of virtual hobbies. Examples of such a negative change in personality can be: hobbies of computer games, the Internet, hacking, programming and information technologies in general. All these types of hobbies under different phenomenology have close psychological mechanisms and features. This article also considers another problem of Informatization, namely, psychological stress as an information one. To solve this problem, in our opinion, it is necessary to create at universities offices of professional psychological assistance to students in need.

Keywords: informatization, information technologies, an educated process, the psychological aspect of information stress, computerization, innovations, computer games, game addiction, autism, depression.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время, как отмечают многие исследователи (Колин К.К. [1], Бекетов Н.В. [2], Цирихова Е.В. [3] и т. д. [4-6]), проблема модернизации образования приобретает все более актуальное значение в условиях перехода современного общества в информационном поле. Мы являемся свидетелями реформы системы высшего образования, в которой все больше внимания уделяется инновационным методам обучения студентов [7]. Не секрет, что эффективность учебного процесса во многом определяется методикой преподавания. Инновационные методы обучения основаны на участии студентов в исследовательских проектах, творческих занятиях, тренингах. Это, в свою очередь, способствует формированию креативного мышления, способности принимать

решения в необычных ситуациях, формулировать цели и задачи, реализовать возможности в долгосрочной перспективе реализовать их в профессиональной деятельности [8].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Психолого-педагогической основой исследования в этой области послужили работы авторов [9-17], в которых рассматриваются проблемы информатизации и компьютеризации учебного процесса. Наиболее часто встречающейся проблемой, с которой сталкиваются студенты, является, несомненно, информационный стресс, влияющий на моти-вационно-личностную сферы субъекта, который так же несет и выраженный негативный характер.

Ismailova Nupaisat Pakhrudinovna, Kurbanova Zulejhat Salakhovna pedagogical

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATIZATION ... sciences

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является изучение и всесторонний анализ психологического аспекта информатизации образовательного процесса, выявление негативных паттернов воздействия компьютеров на психоэмоциональное состояние студентов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Модернизация образования является в настоящее время стратегической задачей российской образовательной политики.

Модернизация российского образования обеспечивает повышение его доступности, качества и эффективности, а также включение информационных технологий в учебный процесс [18]. Предыдущая система образования и обучения поставила задачу освоить знания, умения и навыки. Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования направлен на развитие личностно-ориентирован-ных образовательных программ, на повышение уровня компетентности всех участников образовательного процесса [4,8]. Все это, несомненно, развивает способности открыто выражать собственные мысли, формировать умения принимать решения в нестандартных ситуациях, формулировать цели и задачи, понимать возможности и реализовывать их на практике.

Модернизация системы образования в современных условиях развития информационного общества осуществляется на основе применения новейших информационных и телекоммуникационных технологий [18]. Это позволяет нам реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования надежных знаний в процессе обучения, удовлетворяя спрос участников этого процесса на информационные продукты и услуги.

Информатизация образования обеспечивает достижение двух важных целей:

- повысить эффективность всех видов образовательной деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

- улучшить качество подготовки специалистов с новым типом мышления.

Информатизация и компьютеризация образования позволяют внедрять принципиально новые интерактивные методы обучения, недоступные традиционным методам обучения [6].

Включение информационных технологий в учебный процесс учебных заведений не всегда эффективно и иногда усугубляет некоторые аспекты обучения: формализует процесс обучения, уменьшает степень общения между учащимися, обедняет формы учебной деятельности, затрудняет передачу знания, полученные для некомпьютерной деятельности. Это, в свою очередь, проявляется в трудностях, связанных с независимым выражением мыслей, направляет студента на электронный чит-лист, сужает его творческое мышление, не позволяет развивать талантливых, творчески мыслящих студентов. Психофизиологические возможности не используются в полной мере, реальное общение заменяется виртуальным, и студенты привыкают к рутинным и шаблонным навыкам применения технологий и пользовательских интерфейсов, которые, на наш взгляд, отрицательно влияют на качество и эффективность образования и влияют на умственную, психическую деятельность обучаемых [7,8].

Выделим ряд основных принципов реализации воздействий такого рода:

- принцип интерференции преобразований - одни психологические последствия информатизации накладываются на другие, что может привести и к гиперболизации, и к нейтрализации последствий. Технологический процесс информатизации все более уступает место социально-психологическому [7]. Социологизация и психологизация информационной реальности становится 88

основным аспектом становления информационной цивилизации и информационной культуры общества.

- принцип возвратных воздействий - это соответствие применяемых информационных технологий целям образования, возрастным и психологическим особенностям студентов. К числу таких инновационных технологий можно отнести, например, интерактивные доски, позволяющие комплексно задействовать все каналы восприятия учебной информации, в том числе и тактильный, или электронные образовательные ресурсы.

- принцип оптимального сочетания традиционных и информационных технологий в обучении студентов - это предполагает необходимость и возможность разработки новых дидактических подходов, учитывающих те преимущества, которыми обладают современные информационные технологии, и, одновременно, опирающихся на традиции образования [4].

Процесс информатизации образования оказывает прямое или косвенное влияние на психическую деятельность, что приводит к изменению всей мотивационной и личной сферы субъекта, которая также может иметь ярко выраженный отрицательный характер [10].

В последнее время наблюдается тенденция отхода студентов от самого процесса обучения в мир виртуальных увлечений. Примерами такого негативного изменения личности студентов могут быть: увлечения компьютерными играми, Интернет, хакингом, программированием и информационными технологиями в целом. Все эти виды увлечений под разными феноменология-ми имеют близкие психологические механизмы и свои особенности. Например, игровая зависимость. Многие исследователи полагают, что «механизм формирования игровой зависимости основан на частично бессознательных стремлениях, потребностях: выходе из реальности и принятии роли» [19], что также приводит к трудностям в общении с родителями и своими сверстниками.

Психологические аспекты перехода в виртуальную реальность основаны на естественном желании человека избавиться от всех видов проблем, в том числе, связанных с повседневной жизнью, и фактически с трудностями обучения в вузе. Ролевая компьютерная игра - это простой и доступный способ моделирования другого мира или жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет на самом деле. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стресса, снижая уровень депрессии, то есть своего рода терапевтический метод [11]. На практике, однако, студенты обычно злоупотребляют таким способом решения проблем, тем самым, избегая действительности, теряют чувство меры, играя в течение длительного времени. Как следствие, существует опасность не временного, а полного отстранения от реальности, формирования очень сильной психологической зависимости от компьютера.

Современные компьютерные игры, видеофильмы изобилуют сценами насилия, убийства. В апрельском номере журнала «Личность и социальная психология» за 2000год в статье «Видеоигры и агрессивные мысли, чувства, поведение в лаборатории и в жизни» были опубликованы результаты проведенных исследований психологами Крейг Андерсон и Карэн Дил, которые подтвердили, что существует связь между жестокостью компьютерных игр и агрессивным поведением подростков, юношей, что может привести к преступлениям и убийствам. В обращении к Сенату США К. Андерсон сказал: «Хотя в области исследования поведенческих особенностей есть много сложностей, одну простую и ясную вещь нужно знать всем: компьютерные игры увеличивают жестокость и насилие. Наше исследование показало: влияние на агрессивность поведения у жестоких компьютерных игр даже серьезнее, чем у жестоких телепередач и фильмов».

Очень много примеров подтверждающих это встречается в газетах, журналах, на сайтах в сети Интернет: в

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Исмаилова Нупайсат Пахрудиновна, Курбанова Зулейхат Салаховна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ...

Екатеринбурге, 21 июня 2016 года, после 12 часов, проведенных в одном из местных клубов, получил инсульт 17-летний студент, после чего он умер в ближайшей больнице. Причина его смерти - чрезмерное увлечение компьютерными играми; в 2017 году 14-летний подросток убил своего 17-летнего друга. Ему захотелось проверить, каково убийство в реальной жизни. Подросток был поклонником игры, в которой нужно было гоняться за обычными прохожими и убивать их с помощью разного оружия. А в реальной жизни он совершил убийство с помощью ножа и молотка гвоздодера.

Еще одна проблема информатизации и компьютеризации образовательного процесса, с которой сталкиваются студенты, - это, несомненно, психологический стресс, а именно информационный. Факторы информационного стресса следующие: он может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в комнатной температуре, плохого освещения или чрезмерного шума, большого объема информации. Под воздействием этих негативных факторов организм человека испытывает стресс. Наиболее распространенными признаками стрессового состояния (по мнению Шеффера) являются: невозможность сосредоточиться на чем-либо, периодические пробелы в обучении, память ухудшается, возникает чувство усталости, очень быстрая речь, внимание рассеивается, частые головные боли, повышенная психо-эмоциональная возбудимость, потеря чувства юмора, появляется или усиливается склонность к сигаретам и алкогольным напиткам, аппетит напрочь исчезает, есть общая потеря вкуса к пище, дефицит времени для подготовки к занятиям [14]. Частые стрессы, по мнению Селье, могут привести к истощению адаптивной защитной системы организма, что, в свою очередь, может вызвать психосоматические заболевания (например, пассивность). Он проявляется в человеке, чей адаптивный резерв недостаточен, и организм не в состоянии противостоять стрессу, а студенты являются наиболее уязвимы в этом отношении [16]. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. В более раннем возрасте существует опасность развития детского аутизма, об этом говорится в Информационном письме Министерства образования Российской Федерации за № 42/3 от 12.09.95 «Об информационной культуре в семейном образовании» подписанном заместителем Министра образования Российской Федерации А.Г. Асмоловым, в котором отмечается, что доступные информационные технологии облегчают уход подростков из реальности, т. е. аутизм. В связи с этим в письме сформулированы необходимые действия в рамках программы по борьбе с аутизмом. Многолетний опыт исследований в этой области [9-17] показали, что компьютерные, электронные игры, а также поглощение детей различными гаджетами и собственно программирование, могут привести к развитию аутизма. Кроме того, отмечается сужение интересов поглощенных информационными технологиями детей за счет внимания лишь к новинкам в области информационных технологий, следования моде в этой области (тем более что дети и подростки подвержены тенденции следования моде). Интересы могут сужаться и за счет ранней специализации, хотя область информационных технологий - одно из немногих детских увлечений, которые не будут помехой во взрослой жизни [20].

На основании вышесказанного, можно сформулировать следующие рекомендации по снижению негативного влияния компьютеризации на умственную и психическую деятельность студентов: ограничивать время работы с компьютером, стараться не переутомляться, регулярно устраивать себе отдых, так как постоянное напряжение порождает стрессы и депрессию.

Одним из необходимых условий для снятия напряжения, стресса, вызванного влиянием информатизации образовательного процесса, является проведение со студентами антистрессовых тренингов. Для реализа-

ции этой цели необходимо создать при вузах кабинеты оказания профессиональной психологической помощи нуждающимся в этом студентам.

Со студентами 1-4 курсов Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) нами были проведены психодиагностические мероприятия на предмет выявления уровня стрессоустойчивости с использованием психодиагностических методов: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка, методика реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л .Ханина. В ходе которого у большинства студентов был выявлен высокий уровень тревожности и низкая самооценка.

По результатам исследования были проведены психологические тренинги, в ходе которых был повышен уровень стрессоустойчивости студентов и улучшено их отношение к учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования //Открытое образование. 2009. № 3(74). С.4-16.

2. Бекетов Н.В. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности // Проблемы современной экономики: международный научно-аналитический журнал (СПб). 2005. № 3-4 (15-16). С.365-368.

3. Цирихова Е.В. Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца. 2011. С.15-17.

4. Носов А. Л. Проблемы информатизации системы образования в постиндустриальном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 1 (январь). С.1-5.

5. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. № 4. С.41-45.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. 147 с.

7. Соколов И.А., Колин К.К. Новый этап информатизации общества и проблемы образования. // Информатика и ее применения. Том 1, вып. 2. 2008. С.67-76.

8. Ковалевич И.А. Современные подходы к использованию информационно-образовательного потенциала образовательного учреждения для профессиональной ориентации в контексте их успешной социализации // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 4. С.7-13.

9. Савин С.З., Казеннов В.Е., Левкова Е.А., Буд-ницкий А.А. Психологические компоненты информатизации образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2017. №1. С.223-230

10. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М.: ИИО РАО, 2010. 356 с.

11. Борытко Н.М. Методология и методов психолого-педагогических исследований. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 320 с.

12. Бодров В.А. Информационный стресс. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.

13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб,: Питер, 2008. 256 с.

14. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ., 2006. 528 с.

15. Одинцова М., Захарова Н. Психология стресса. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 300 с.

16. Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И. Специальная психология. Авторы: М.:Просвещение, 2013. 201 с.

17. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.

Ismailova Nupaisat Pakhrudinovna, Kurbanova Zulejhat Salakhovna PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATIZATION ...

pedagogical sciences

18. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815-р // Собрание законодательства РФ. 2010. №46. С.6026.

19. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно историческое понимание развития человека. М.:Издательский центр «Академия», 2010. 448 с.

20. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие. СПб,: Издательство «Дидактика плюс», 2004. 78 с.

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

90

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.