Научная статья на тему 'Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению'

Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СТУДЕНТЫ / ПЕРВОКУРСНИКИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / STUDENTS / FRESHMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ксения Владиславовна

Рассматриваются теоретические аспекты социально-психологического климата. Анализируется проблема формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе и его влияние на процесс обучения. Успешность обучения группы зависит от климата, сформовавшегося в ней с первого курса. В заключении анализа делается вывод, что благодаря наличию общих интересов и целей группа сможет показать наилучшие результаты в учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Social and Psychological Climate in the Formation of Motivation of Students to Training

The theoretical aspects of the socio-psychological climate are considered. The problem of forming a favorable socio-psychological climate in the student group and its influence on the learning process is analyzed. The success of the training group depends on the climate, it is formed in the first year. In conclusion, the conclusion is the analysis that due to the presence of common interests and goals of the group will be able to show the best results in their studies.

Текст научной работы на тему «Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

УДК 371.15 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/75

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ

©Андреева К. В., Московский государственный психолого-педагогический университет

г. Москва, Россия, [email protected]

THE ROLE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE FORMATION OF MOTIVATION OF STUDENTS TO TRAINING

©Andreeva K., Moscow State University of Psychology & Education Moscow, Russia, [email protected]

Аннотация. Рассматриваются теоретические аспекты социально-психологического климата. Анализируется проблема формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе и его влияние на процесс обучения. Успешность обучения группы зависит от климата, сформовавшегося в ней с первого курса. В заключении анализа делается вывод, что благодаря наличию общих интересов и целей группа сможет показать наилучшие результаты в учебе.

Abstract. The theoretical aspects of the socio-psychological climate are considered. The problem of forming a favorable socio-psychological climate in the student group and its influence on the learning process is analyzed. The success of the training group depends on the climate, it is formed in the first year. In conclusion, the conclusion is the analysis that due to the presence of common interests and goals of the group will be able to show the best results in their studies.

Ключевые слова: социально-психологический климат, студенты, первокурсники.

Keywords: socio-psychological climate, students, freshmen.

На сегодняшний день, в условиях регулярных нововведений в систему образования, огромное значение имеет состояние внутри определенной студенческой группы, ее социально-психологический климат. Создание благоприятных условий для обучения помогает студентам стать сплоченной группы, изначально заинтересованной в продуктивном обучении.

Актуальность проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата у студентов, начиная с первого курса, обуславливается необходимостью создания в группе рабочей атмосферы, направленной на обучение и формирование компетентных специалистов.

Многие авторы по-разному интерпретируют понятие «социально-психологический климат» [1-2]. Так, Петрова Т. Ю. и Арсенова М. А. определяют его как «систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения» [3].

Г. М. Андреева под социально-психологическим климатом понимает «целостное состояние коллектива, отличающееся относительно устойчивым для него эмоциональным настроем и отражающее как реальную ситуацию трудовой (учебной) деятельности (характер,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

условия, организация), так и характер межличностных отношений» [4].

Парыгин Б. Д. в своей работе отмечает, что социально-психологический климат это «преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу» [5].

Рассмотрев данные определения, можно утверждать, что социально-психологический климат это определенное состояние коллектива, отражающее систему взаимоотношений между его членами и формирующееся из совокупности условий, способствующих или препятствующих осуществлению профессиональной деятельности и развитию личности в данном коллективе. Мотивы выступают основанием социальной активности личности, побуждают ее осуществлять различные виды социально-значимой деятельности. Структура мотивации социальной активности современной молодежи включает четыре группы мотивов социальные, селективные, мобилизационные и компетентностные, которые в зависимости от уровня активности разных групп молодежи приобретают характер ведущих мотивов [6].

Это состояние, отражающее степень удовлетворенности индивида нахождением в группе и определяющее общее настроение и действия группы.

Социально-психологический климат состоит из трех компонентов:

-социального, зависящего от того насколько уважительно относятся к каждому члену коллектива, насколько соблюдаются права и обязанности каждого, осознанно ли люди подходят к своим задачам, и чувствует ли себя человек свободным в данном коллективе;

-морального, который определяют нормы и ценности, существующие и одобряемые в коллективе;

-психологического, представляющего собой взаимоотношения между членами коллектива, складывающиеся не только во время работы, но и вне ее, то есть неофициальные отношения между людьми.

Социально-психологический климат формируется с помощью ряда субъективных и объективных факторов [7].

К субъективным относятся характеры членов коллектива, их цели, установки, взгляды на жизнь, ориентиры, стереотипы и множество других факторов, с помощью которых люди получают представление о других.

Объективные включают в себя технические и санитарно-гигиенические условия работы, такие как шум за окном, сквозняки, духота, чистота аудитории, а также уровень освещения в ней и уровень оснащенности. Хорошо оборудованные места и достаточно комфортные условия помогут создать в коллективе положительный социально-психологический климат.

Социально-психологический климат существует в каждом коллективе, однако не во всех он способствует повышению работоспособности и увеличению эффективности труда [6]. Климат, положительно влияющий на процесс работы, является благоприятным. Его характеризуют такие показатели как хорошее настроение, открытость, оптимизм, уверенность в себе, желание вносить вклад в деятельность группы и самосовершенствоваться и т. д. Помимо благоприятного климата, существует неблагоприятный — деструктивно влияющий на работоспособность коллектива. Его характеризуют: напряженность, раздражительность, пессимизм, плохое настроение, недоверием к коллегам и др. [8].

Рассмотрим более детально социально-психологический климат студенческой группы,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

в частности группы первокурсников. Его можно определить как совокупность взаимоотношений каждого студента и группы в целом, влияние студентов друг на друга, мешающее или способствующее достижению ими своих целей и удовлетворению потребностей. Студент может любить свою группу или ненавидеть ее, пренебрегать или гордиться своим членством в ней. От этого зависит то, какую стратегию достижения цели он выберет: соперничество и конфронтация или же наоборот сотрудничество и компромисс [810].

Особенность студенческой группы заключается в том, что задача, которая ставится перед всей группой, является и задачей каждого студента по отдельности. С одной стороны, такая невозможность разделения задач замедляет развитие коллективной деятельности и мешает студентам поближе узнать друг друга в процессе учебы. Однако с другой — выполнение одинаковых или схожих заданий позволяет обмениваться опытом, оценивать методы решения задач у одногруппников, помогать друг другу, посредством чего в группе развиваются чувства ответственности и взаимопомощи.

Специфика группы студентов первого курса заключается в необходимости не только влиться в атмосферу университета и факультета, но и сформировать свой собственный социально-психологический климат, в своей сравнительно небольшой группе.

На начальном периоде обучения первокурсники не имеют представления друг о друге, как о партнере для осуществления совместной деятельности в пределах учебной группы. Из-за этого им сложно согласовывать свои мнения и вырабатывать систему единых взглядов, что приводит к затрате большего времени и больших усилий на учебный процесс.

Для студентов первого курса очень важно развивать навыки коллективного мышления, так как группа студентов, у которой одни цели в учебе и которая живет одной жизнью, быстрее вливается в учебный процесс, и с помощью коллективного обсуждения проблем достигает высоких результатов в учебе.

В формировании социально-психологического климата на первом курсе значительную роль играют личностные особенности каждого студента. Некоторые проявляют свои лидерские качества (амбиции) и становятся во главе коллектива или микрогрупп, образовавшихся в нем. Другие же наоборот, становятся аутсайдерами, участвующими в коллективной деятельности только наблюдением со стороны. Для них студенческая группа перестает быть референтной, что приводит к снижению желания находиться в ней и появлению более значимых групп вне вуза.

Каждый из обучающихся, неважно лидер он или аутсайдер, вносит свой вклад в формирование климата. Усилия, приложенные каждым студентом, его мотивация будут влиять на мотивацию всей группы в целом. При благоприятном социально-психологическом климате в группе создается обстановка взаимопонимания и взаимопомощи. Первокурсники приобретают опыт личного и совместного решения внутригрупповых и учебных проблем, что способствует повышению уровня заинтересованности в учебе, работоспособности и, как следствие, хорошей успеваемости группы в будущем.

На первом курсе начинается процесс формирования будущего специалиста. Именно на этом этапе важно, чтобы группа стала одной командой, совместно решающей проблемы и помогающей друг другу. В такой группе образуется благоприятный социально-психологический климат, способствующий:

-формированию правильного отношения к учебе;

-повышению процента посещаемости занятий (лекций, семинаров, практик, тренингов);

-хорошим результатам тестирований;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

-продуктивному и качественному выполнению заданий.

Процесс формирования социально-психологического климата во многом зависит не только от первокурсников, но и от преподавательского состава. Во время взаимодействия со студентами, они замечают сильные стороны каждого и помогают развивать их. Для того чтобы создать позитивную атмосферу в группе, преподаватели могут в рамках учебных занятий:

-знакомить студентов друг с другом с помощью разнообразных заданий.

-давать не только индивидуальные, но и коллективные задания, предполагающие самостоятельное распределение ролей.

-давать задачи, предполагающие творческое решение.

-проводить тренинги, помогающие студентам первого курса раскрыть себя.

Все это способствует созданию благоприятной атмосферы на занятиях, помогает первокурсникам лучше узнать друг друга, учиться распределять обязанности, чувствовать ответственность перед группой и не бояться публичных выступлений.

Успешность обучения группы во многом зависит от климата, сформовавшегося в ней с первого курса. Вот почему важно сформировать благоприятный социально-психологический климат именно в начале обучения.

Таким образом, если создать благоприятный социально-психологический климат еще на первом курсе и поддерживать его на протяжении всего времени обучения, то группа станет одной командой, замотивированной на успешное обучение и получение знаний. Такая группа сможет показать наилучшие результаты в учебе, благодаря наличию общих интересов и целей.

Список литературы:

1. Шкердина А. А. Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива (обзор литературы) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. №4. DOI: 10.17805/trudy.2018.4.11.

2. Хабарова А. С. Факторы формирующие социально-психологический климат организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. №2-2. С. 9092.

3. Петрова Т. Ю., Арсенова М. А. Проблема влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе на организацию образовательного процесса. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2013. С. 168-170.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010.

5. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории, СПб.: ИГУП, 1999.

6. Фролова Н. А., Николаева А. А. Социальная активность современной российской молодежи. Орел, 2010.

7. Николаева А. А., Савченко И. А., Корецкая Е. А. Корпоративная культура образовательной организации как средство разрешения и профилактики конфликтов // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №3 (24). С. 76-82.

8. Синюкова Е. М., Зенина В. П. Связь коммуникативных способностей студентов социально-психологическим климатом в их группах. Пенза, 2015. С. 643-660.

9. Orsini C. Binnie V., Wilson S., Villegas M. J. Learning climate and feedback as predictors of dental students' self-determined motivation: The mediating role of basic psychological needs

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

satisfaction // European Journal of Dental Education. 2018. V. 22. №2. P. e228-e236. doi.org/10.1111/eje.12277.

10. Adams C., Khojasteh J. Igniting students' inner determination: the role of a need-supportive climate // Journal of Educational Administration. 2018. V. 56. №4. P. 382-397. DOI: 10.1108/JEA-04-2017-0036.

References:

1. Shkerdina, A. A. (2018). Factors determining the social and psychological the climate of the team (literature review). Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, (4), doi:10.17805/trudy.2018.4.11.

2. Khabarova, A. S. (2018). Faktory formiruyushchie sotsial'no-psikhologicheskii klimat organizatsii. Aktual'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, (2-2), 90-92.

3. Petrova, T. Yu., & Arsenova, M. A. (2013). Problema vliyaniya sotsial'no-psikhologicheskogo klimata v pedagogicheskom kollektive na organizatsiyu obrazovatel'nogo protsessa. Cherepovets, Cherepovetskii gosudarstvennyi universitet, 168-170.

4. Andreeva, G. M. (2010). Sotsial'naya psikhologiya. Moscow, Aspekt Press.

5. Parygin, B. D. (1999). Sotsial'naya psikhologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii, St. Petersburg, IGUP.

6. Frolova, N. A., Nikolaeva A. A. Sotsial'naya aktivnost' sovremennoi rossiiskoi molodezhi. Orel, 2010.

7. Nikolaeva, A. A., Savchenko, I. A., & Koretskaya, E. A. (2018). Korporativnaya kul'tura obrazovatel'noi organizatsii kak sredstvo razresheniya i profilaktiki konfliktov. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii, (3), 76-82.

8. Sinyukova, E. M., & Zenina, V. P. (2015). Svyaz' kommunikativnykh sposobnostei studentov sotsial'no-psikhologicheskim klimatom v ikh gruppakh. Penza, 643-660.

9. Orsini, C., Binnie, V., Wilson, S., & Villegas, M. J. (2018). Learning climate and feedback as predictors of dental students' self-determined motivation: The mediating role of basic psychological needs satisfaction. European Journal of Dental Education, 22(2), e228-e236. doi:10.1111/eje.12277.

10. Adams, C., & Khojasteh, J. (2018). Igniting students' inner determination: the role of a need-supportive climate. Journal of Educational Administration, 56(4), 382-397. doi:10.1108/JEA-04-2017-0036.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 04.04.2019 г. 08.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Андреева К. В. Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 512-516. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/75.

Cite as (APA):

Andreeva, K. (2019). The Role of Social and Psychological Climate in the Formation of Motivation of Students to Training. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 512-516. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/75. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.