http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-3-32-38
УДК 377
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Декина Е.В., Шалагинова К.С., Брешковская К.Ю.
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула,
Российская Федерация
Аннотация. В статье проанализированы основные подходы к структуре и управлению процессом формирования социально-психологического климата в студенческой группе, результаты исследования состояния социально-психологического климата студенческих коллективов, определены условия формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе (организационные, содержательные и психолого-педагогические). Представлена модель по управлению процессом формирования благоприятным социально-психологическим климатом в студенческой группе в процессе обучения в техникуме, которая позволяет оценить динамику социально-психологического климата студенческой группы и выработать возможные пути его регулирования. Предложена система психолого-педагогических мероприятий, позволяющих руководителю техникума, преподавательскому составу, психологической службе образовательной организации решать задачи по управлению процессом формирования благоприятного социально-психологического климата студенческой группы: адаптационная неделя, тренинговые занятия, семинар для классных руководителей и др. Показано, что создание и соблюдение организационных, содержательных и психолого-педагогических условий, оказывает влияние на улучшение социально-психологического климата студенческой группы за счет учета психологических особенностей студенческого периода жизни, проведения психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата студенческой группы. Результаты исследования могут быть интересны психологам, социальным педагогам, классным руководителям, преподавателям учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: студенческая группа, социально-психологический климат, модель и технология управления.
На современном этапе развития общества возрастают требования к уровню психологической включенности личности в учебно-профессиональную, трудовую, творческую, социально значимую деятельность. Будущий специалист дол-
жен обладать не только знаниями, навыками профессиональной деятельности, но и занимать активную личностную позицию: быть способным самостоятельно ставить и достигать профессиональные и жизненные цели, быть конкурентоспособным.
—--—
~ 32 ~
—--—
Социально-психологические явления, происходящие в жизни человека значимы тем, что они действуют не только на отдельных индивидов, но и на жизнь групп. Важнейшей областью в пространстве социально-психологических отношений является взаимодействие внутри группы. Психические свойства группы, ее микроклимат, сплоченность, активность и психологическая совместимость являются главными составляющими благоприятного психологического климата. Условия, в которых взаимодействуют члены группы, влияют на успешность их взаимодействия, а также на удовлетворенность учебно-воспитательным процессом.
Социально-психологический климат был предметом изучения многих исследователей: Н.П. Аникеевой, А.А. Бодалева, А.И. Донцова, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, В.А. Петровского, Л.Г. Почебут и др. Н.П. Аникеева психологический климат определяет как эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами [1, с. 35]. Анализ литературы показывает, что социально-психологический климат рассматривается как качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние межличностных отношений и групповой психики, где объективно возникает необходимость совместной деятельности, общения. Это своеобразные установки, отношения, настроения, чувства, мнения членов группы. К характеристикам психологического климата можно отнести: удовлетворенность взаимоотношениями, активность, настроение, степень участия в самоуправлении, совместной деятельности, сплоченность и др. Социально-психологическая совместимость членов группы зависит от степени сплоченности-разобщенности в группе, от авторитета членов группы
по признакам симпатии-антипатии, от обнаружения внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, лидеров группы.
Обращение к проблеме формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе среднего профессионального образования и выделение ее в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающего значения психологической составляющей во взаимодействии студентов внутри учебной группы. Характерной особенностью социально-психологического климата в учебной группе является обеспечение благоприятных условий для овладения, каждым, учебной программой образовательного учреждения и всестороннего развития. Отсюда вытекает еще одна особенность группы, влияющая на ее климат, связанная с поэтапным формированием сплоченности.
Студенческий период жизни, по мнению В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, с одной стороны, связан с утратой налаженных форм жизни - взаимоотношений с другими, привычных условий жизнедеятельности; с другой - с новыми возможностями становления индивидуальности человека, сознательного и целенаправленного самообразования; взаимодействие с участниками событийной общности: со взрослыми, со сверстниками, с самим собой [2, с.320-323]. Обучение по программам среднего профессионального образования осуществляется в среднем 3-4 года. Обучение в техникуме дает студенту не только общее представление о профессии, но и практические профессиональные навыки.
Выборку исследования составили студенты ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум». В исследовании приняли участие студенты первых курсов трех студенческих групп специальностей: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (Э 1-1)», 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения» (Д 1-3), 21.02.09 «Гидрогеология и инженерная геология» (Г 1-9). Возраст студентов - от 16 до 19 лет. Общее количество респондентов составило 60 человек.
~ 33 ~
—--—
Диагностическая программа включала следующие методики: оценки социально-психологического климата студенческой группы (В.М. Завьялова), «Социометрия» (Дж. Морено), методика определения индекса групповой сплоченности (К.Э. Сишор), оценка психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фид-лер, Ю. Ханин), опросник САН: самочувствие, активность, настроение и др.
По результатам диагностики студенты групп (Э 1-1) и (Д 1-3) показали средние и средне-высокие показатели психологического климата в группе. Наибольшее число респондентов (9 человек) оценили психологический климат в группе (Г 1-9) как средне-низкий. 7 студентов оценили уровень сплоченности в группе как низкий, 9 студентов - как «ниже среднего». Наибольшее число респондентов (44 студента) оценили психологический климат в группе как средний. Наиболее высокие показатели по уровню групповой сплоченности были выявлены в группе (Э 1-1): почти половина студентов отметила средний уровень сплоченности. В группе (Д 1-3) показатели немного ниже: только 40% студентов оценили уровень групповой сплоченности как «средний». Наибольшее число студентов, оценивших уровень групповой сплоченности как «низкий» оказалось в группе (Г 1-9).
20 студентов оценили уровень психологической атмосферы в группе как благоприятный, 40 студентов - как неблагоприятный. В группах (Э 1-1) и (Д 1-3) респонденты оценили атмосферу в группе на среднем уровне. В группе (Э 1-1) 40% студентов отметили атмосферу в группе как «благоприятную». В группе (Д 1-3) только 30% отметили атмосферу в группе как «благоприятную». Наибольшее количество студентов, оценивших уровень психологической атмосферы в группе как «неблагоприятный» оказалось в группе (Г 1-9) (75% студентов дали отрицательную характеристику атмосферы в группе). По методике «Самочувствие, активность, настроение» (САН), 14 студентов оценили свое состояние как благоприятное, 46 студентов - как неблагоприятное. Группы (Э 1-1) и (Д 1-3) показали почти одинаковые результаты: неблагоприятное состояние оказалось у 73,7% и 71,4% студентов соответственно. У
группы (Г 1-9) только 20% студентов отметили свое состояние как «благоприятное», 80% студентов - как «неблагоприятное».
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что существует прямо пропорциональная зависимость между уровнем благоприятности социально-психологического климата в студенческой группе и уровнем групповой сплоченности. Группы, которые имеют низкий уровень групповой сплоченности, имеют неблагоприятный социально-психологический климат. На основе полученных данных была выделена группа риска, в которой по результатам всех методик были выявлены самые низкие показатели (Г 1-9).
На основе полученных данных была апробирована модель и технология управления процессом формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе. Структурными компонентами модели являются: отдел по воспитательной работе и коллектив учащихся (студенческие группы, студенческое самоуправление). Модель предусматривает комплекс условий: организационные (реализация данного условия осуществляется в формах учебной и внеучебной работы, различных видов практик, проведения психолого-педагогических мероприятий, при этом особая роль отводится включению студентов в построение и реализацию учебно-воспитательного процесса), содержательные (содержание психолого-педагогических, внеучебных мероприятий соответствует возрастным и индивидуальным интересам студентов, задачам их развития; включение в содержание дисциплин «Социальная психология», «Психология общения» разделов, направленных на формирование благоприятного психологического климата; проектирование содержания адаптационной недели, тре-нинговых занятий, семинара для классных руководителей и др.) и психолого-педагогические. Психолого-педагогические условия предполагают особую организацию взаимодействия педагога, классного руководителя и обучающихся через создание особой атмосферы открытости, доброжелательности, настроенности на диалог и по-
~ 34 ~
—--—
нимание. При этом создается пространство психолого-педагогической поддержки и взаимоподдержки студентов на пути их профессионального становления, выстраивания индивидуальной траектории саморазвития. Особое внимание уделяется личности самого классного руководителя, развитию его творческой индивидуальности. Важно, чтобы взрослый сам был носителем определенной интересной темы, проекта, исследования, в этом случае происходит выстраивание дет-ско-взрослой общности, которая в этом возрасте основывается на учебно-профессиональной деятельности.
Технология реализации модели управления процессом формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе включает организацию и проведение адаптационной недели, проводимой со студентами групп нового набора; программы тренинговых занятий, направленных на создание благоприятного психологического климата в группе, проектирование направлений работы классного руководителя (наставника) по формированию благоприятного психологического климата группы.
Цель адаптационной недели: познакомить студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в техникуме; сформировать положительные установки в связи с изменением статуса студентов и начальную психологическую базу для преодоления трудностей периода адаптации к обучению. Задачи: сформировать у студентов положительную мотивацию учебно-профессиональной деятельности, первичную самооценку правильности профессионального выбора за счет расширения знаний о своей будущей профессии; познакомить с основами научной организации умственного труда. Используемые методы: лекции, практические занятия, тестирование, тренинги, экскурсии, круглый стол со студентами старших курсов, выпускниками, которые достигли значительных успехов в профессии.
Адаптационная неделя включает в себя цикл занятий, направленных на адаптацию студентов к учебно-воспитательной деятельности: «Тренинг знакомства в группе», «История техникума», «Моя будущая профессия», «Учись учиться»,
«Как построить карьеру в регионе», «Специфика обучения в техникуме», «Кодекс прав и обязанностей», «Учись общаться и взаимодействовать в коллективе», «Мои интересы и способности» и др. Занятия, направленные на адаптацию студентов, предполагают улучшить социально-психологический климат в группах нового набора и способствовать мотивации студентов к учебно-воспитательной деятельности в техникуме. Ожидаемый результат: адаптация студентов к успешному обучению в техникуме, знание истории и традиций техникума, устава образовательного учреждения, прав и обязанностей студентов, основных требований к учебной деятельности, основ научной организации труда, психологии общения.
Программа психологического тренинга направлена на создание условий для формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе, повышение уровня сплоченности группы. Задачи программы: развитие атмосферы доверия в коллективе, коммуникативных способностей студентов; формирование основ эмоциональной саморегуляции, эмоционального осознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия; развитие способности осознавать и выражать свои чувства; развитие способности к самоанализу и рефлексии, творческой активности. Ожидаемые результаты: благоприятный психоэмоциональный фон в группе; установление доброжелательного, толерантного отношения студентов друг к другу.
Педагог-психолог использует следующие формы и методы работы: групповая дискуссия, работа в парах, работа в микрогруппах, беседы, игровой метод (игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры). Так, у студентов вызывали затруднения задания, требующие откровенного разговора о личных чувствах, эмоциях и переживаниях относительно себя и другого, но в процессе дальнейшей работы участники группы стали более открыто выражать свое мнение.
Главное в деятельности классного руководителя (наставника) - содействие саморазвитию
~ 35 ~
—--—
личности и индивидуальности. Классный руководитель, учитывая особенности студенческого возраста и коллектива, осуществляет необходимую деятельность для создания благоприятной микросреды и комфортного социально-психологического климата в группе, а также координирует усилия других участников этого процесса. Классный руководитель выстраивает систему воспитательной работы, опираясь на следующие виды деятельности: познавательная, творческая, спортивно-оздоровительная, коммуникативная, проектная, научно-исследовательская, социально значимая и др.
Основные задачи работы классного руководителя: развитие личности и индивидуальности студента, анализ направленности интересов студентов, взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом, преподавателям дисциплин и кружковой деятельности, с родителями студентов; выявление уровня воспитанности студенческого коллектива; педагогическая поддержка студентов. Классный руководитель использует следующие методы воспитания: метод совместной деятельности (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем), метод целесообразности (всё делать с пользой), метод творческого отношения к делу, метод развития социальных инициатив и др. Для классных руководителей первых курсов был проведен семинар на тему «Формирование благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе». Семинар включал знакомство с результатами исследования групп; беседу «Возрастные особенности студенческого периода жизни», деловую игру по разработке детско-взрослых проектов, мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата в конкретной студенческой группе. Классными руководителями были разработаны следующие мероприятия: экскурсия на предприятие потенциального работодателя; групповой праздник «День группы»; классный час с участие актива техникума и др.
Следовательно, воспитание можно рассматривать как специально организованное общение взрослых и учащихся, учащихся между собой. За-
дача воспитания - научить учащихся взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром [3, с. 329]. Юноши и девушки приобретают умение взаимодействовать и работать в команде, понимать и оценивать точку зрения другого, вступать в содержательный диалог, развивают свою индивидуальность, что является важной задачей развития в данном возрастном периоде [4, с. 42]. В среде с благоприятным климатом студент чувствует себя уверенно и свободно высказывает свое мнение; имеет место высокий уровень взаимной ответственности студентов, интенсивный обмен учебно-деловой и иной информацией и т.д. Для успешной самореализации личности, проявления своей индивидуальности необходима благоприятная среда для развития познавательного, личностного и профессионального потенциала студента [5, с. 138-210].
Анализ диагностической программы после проведения психолого-педагогических мероприятий в группе риска (Г 1-9) показал, что количество респондентов, ранее оценивающих социально-психологический климат в группе как «средне-низкий», уменьшилось на 40%, количество респондентов, оценивающих социально-психологический климат в группе как «средний», «средне-высокий» увеличилось соответственно на 20%. Имеет место увеличение количества лидеров по параметру «учеба» и «дружба», уменьшение количества аутсайдеров.
Социально-психологический климат в студенческой группе стал благоприятнее, т.к. в процессе апробации разработанной модели и технологии осуществлялись: учет атмосферы психологического климата в студенческой группе и выявленных в ходе диагностики лидеров и аутсайдеров; психолого-педагогическая поддержка студентов; создание психологически безопасной образовательной среды и ситуаций успеха; организация скоординированного профессионального взаимодействия лиц, привлеченных к работе со студентами, имеющим низкие показатели по результатам исследования, проектирование специальных мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата.
~ 36 ~
—--—
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
[2] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
[3] Исаев Е.И. Педагогическая психология. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 347 с.
[4] Декина Е.В. Психолого-педагогические условия становления индивидуальности будущих педагогов-психологов / Сборник научных трудов, посвященный 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Е.И. Исаева «Антропологические перспективы психологического образования педагога». - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2017. - 178 с.
[5] Психолого-педагогические основы образования и развития конкурентоспособных кадров: Монография / Под ред. С.В. Пазухиной. - Гродно: ООО «ЮрСаПринт», 2017. - 295 с.
FORMATION OF A FAVORABLE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL
CLIMATE IN THE STUDENT GROUP OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATION: MODEL AND TECHNOLOGY OF MANAGEMENT
Dekina E.V., Shalaginova K.S., Breshkovskaya K.Yu.
Tula state Lev Tolstoy pedagogical university, Tula, Russian Federation
Annotation. The article analyzes the main approaches to the structure and management of the process of formation of the socio-psychological climate in the student group, the results of the study of the state of the socio-psychological climate of student collectives, and the conditions for the formation of a favorable socio-psychological climate in the student group (organizational, substantive and psychological-pedagogical). A model for managing the formation of a favorable socio-psychological climate in the student group in the process of training in a technical school is presented, which allows to assess the dynamics of the socio-psychological climate of the student group and to develop possible ways of its regulation. A system ofpsychological and pedagogical measures is proposed that allows the head ofthe technical school, the teaching staff, the psychological service of the educational organization to solve the tasks of managing the process of forming a favorable social and psychological climate for the student group: an adaptation week, training sessions, a seminar for class leaders, etc. It is shown that the creation and adherence to organizational, substantive and psychological-pedagogical conditions, has an impact on the improvement of the socio-psychologist climate of the student group by taking into account the psychological characteristics of the student's life period, conducting psychological and pedagogical activities aimed at creating a favorable social and psychological climate for the student group. The results of the research may be of interest to psychologists, social educators, class teachers, teachers of secondary and higher vocational education institutions.
Key words: student group, socio-psychological climate, model and management technology.
—-дъэ+ы3-—
~ 37 ~
Анализ литературы и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы: модель управления процессом формирования благоприятного социально-психологического климата студенческой группы позволили оценить динамику социально-психологического климата студенческой группы и выработать возможные пути его регулирования, что дало возможность повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в техникуме; создание и соблюдение организационных, содержательных и психолого-педагогических условий, оказывает влияние на улучшение социально-психологического климата студенческой группы за счет учета психологических особенностей студенческого периода жизни, проведения психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата студенческой группы.
—--—
REFERENCES
[1] Anikeeva N.P. Psychological climate in the team. -Moscow: Education, 1989. - 224 p.
[2] Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of human development: Development of subjective reality in ontogenesis. - Moscow: School Press, 2000. - 416 p.
[3] Isaev E.I. Pedagogical psychology. - Moscow: Yur-ayt Publishing House, 2012. - 347 p.
[4] Dekina E.V. Psychological and pedagogical conditions for the emergence of individuality of future pedagogues and psychologists / Collection of scientific works, dedicated to the 65th anniversary of Doctor of Psychology, Professor E.I. Isaev "Anthropological Perspectives of the Psychological Education of a Teacher". - Tula: Publishing house Tul. state. ped. University of them. L.N. Tolstoy, 2017. - 178 with.
[5] Psychological and pedagogical foundations of education and the development of competitive personnel: Monograph / Ed. S.V. Pazukhina. - Grodno: LLC "YurSapPrint", 2017. - 295 p.
~ 38 ~