Библиографический список
1. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Трудности детского мышления. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для сред. мед. учеб. заведений. Москва, 2014.
2. Румянцева Л.И. Особенности процесса сравнения у младшего школьника. Типические особенности умственной деятельности младших школьников. Москва, 20l2.
3. Скрипченко А.В., Волынская Л.В., Огороднийчук З.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. Москва, 2015.
4. Меланов С.В. К вопросу о структуре и составе теоретического мышления. Мир психологии. 2017; 1.
5. Калмыкова С.И. Пути развития продуктивного мышления школьников. Вопросы психологии. 2013; 3.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Москва: Педагогическое общество России, 2016.
References
1. Rotenberg V.S., Bondarenko S.M. Trudnosti detskogo myshleniya. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya sred. med. ucheb. zavedenij. Moskva, 2014.
2. Rumyanceva L.I. Osobennosti processa sravneniya u mladshego shkol'nika. Tipicheskie osobennosti umstvennoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Moskva, 2012.
3. Skripchenko A.V., Volynskaya L.V., Ogorodnijchuk Z.V. Vozrastnaya ipedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2015.
4. Melanov S.V. K voprosu o strukture i sostave teoreticheskogo myshleniya. Mirpsihologii. 2017; 1.
5. Kalmykova S.I. Puti razvitiya produktivnogo myshleniya shkol'nikov. Voprosypsihologii. 2013; 3.
6. Obuhova L.F. Vozrastnaya psihologiya. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2016.
Статья проступила в редакцию 07 08.18
УДК 378.3
Medveditskova L.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia
(Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE DIVISIONS OF ATS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM.
The article deals with the issues concerning the general characteristics of a favorable psychological climate in the ATS units and the ways of its formation. It is shown that the nature of relationships between employees most fully reflects the psychological climate in the team. The characteristics of favorable and unfavorable psychological climate in the team are considered. The author concludes that the head of the department plays an important role in the formation of a favorable psychological climate. An important condition for maintaining a favorable psychological climate is the ability to combine different management styles, to apply an individual approach to employees, to promote their personal growth.
Key words: employees of ATS units, managers, psychological climate, management styles.
Л.В. Медведицкова, канд. юр. наук, доц., нач. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского
университета МВД России, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОВД КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся общих характеристик благоприятного психологического климата в подразделениях ОВД и путей его формирования. Показано, что характер взаимоотношений между сотрудниками наиболее полно отражает психологический климат в коллективе. Рассмотрены характеристики благоприятного и неблагоприятного психологического климата в коллективе. Автор делает вывод, что в процессе формирования благоприятного психологического климата большую роль играет руководитель подразделения. Важным условием поддержания благоприятного психологического климата является умение сочетать различные стили управления, применять индивидуальный подход к сотрудникам, способствовать их личностному росту.
Ключевые слова: сотрудники подразделений ОВД, руководители, психологических климат, стили управления.
В последнее время в учреждениях системы МВД уделяется большое внимание состоянию психологического климата в коллективах. Уже не требует доказательств тот факт, что эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД, помимо чисто профессиональных факторов, во многом зависит от характера взаимоотношений коллективах.
Прежде чем рассмотреть характер взаимоотношений сотрудников подразделений ОВД, выделим признаки, характеризующие специфику данных коллективов:
- закрытость коллективов от посторонних;
- нередко экстремальный характер деятельности;
- большое количество совместно проведённого времени членами коллектива (в том числе, подчас, круглые сутки - во время дежурств);
- чёткая регламентация времени и деятельности коллектива;
- субординация с руководителями подразделений и служб, а также с отдельными членами группы;
- приоритетное значение соблюдения служебной дисциплины и т. д.
Если рассматривать общие тенденции, в наибольшей степени влияющие на психологическое состояние работников подразделений системы МВД, то можно выделить следующие:
- государственная политика, определяющая основные цели и задачи деятельности системы МВД;
- кадровая политика системы МВД;
- авторитет и престиж органов внутренних дел в стране;
- уровень криминогенной обстановки в стране;
- состояние правовой культуры населения страны и отдельных социальных групп;
- общественное мнение о деятельности системы МВД в целом и сотрудников ОВД, в частности.
На основе анализа существующей практики и мнения учёных по данному вопросу, можно выделить следующие признаки, которые могут всесторонне охарактеризовать специфику взаимоотношений сотрудников отдельных подразделений системы МВД:
- психологический климат в коллективе;
- преобладающий эмоциональный фон;
- степень согласованности формальных и неформальных структур в коллективе;
- характер межличностных отношений между сотрудниками;
- степень сплочённости сотрудников;
- преобладание конструктивных или неконструктивных способов разрешения и предупреждения межличностных конфликтов;
- степень соответствия стиля руководства уровню развития коллектива и др.
На наш взгляд, наиболее полно учитывает характер взаимоотношений между сотрудниками психологический климат в
коллективе. При этом можно отметить, что психологический климат является отражением качественной стороны межличностных отношений, которые проявляются в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности каждого из работников в коллективе [1].
На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы [1; 2], дадим общую характеристику этого сложного явления:
Психологический климат - это свойство служебного коллектива, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли; устойчивый психический настрой членов коллектива, имеющий многообразные формы проявления во всей жизнедеятельности коллектива сотрудников ОВД. Психологический климат представляет совокупность взаимообусловленных психологических особенностей группы, определяется как совокупность качеств и состояний, выражающих самочувствие каждого члена коллектива, доминирующее настроение членов коллектива, преобладание групповых настроений и взглядов; в которых обнаруживается отношение профессиональной деятельности, друг к другу, интеллектуальная и нравственная атмосфера.
Среди наиболее значимых, учёные [2] выделяют следующие признаки благоприятного психологического климата в коллективах (табл. 1):
Таблица 1
Признаки благоприятного психологического климата в коллективах
№ Признаки
1) отсутствие выраженного давления руководителей на подчиненных
2) удовлетворённость сотрудников принадлежностью к данному коллективу
3) преобладание делового настроения в течение рабочего дня у большинства сотрудников
4) наличие доброжелательной и деловой критики в коллективе
5) групповая сплочённость членов коллектива
6) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу
7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в критических и повседневных ситуациях жизнедеятельности коллектива
8) адекватные, основанные на взаимоуважении взаимоотношения между руководителем и подчиненными
9) достаточная информированность членов коллектива об основных задачах и состоянии производственных дел
10) наличие возможности выражения собственного мнения при обсуждении производственных вопросов
11) принятие всеми сотрудниками ответственности за состояние дел в коллективе
12) справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений
Между тем, необходимо чётко вычленять и признаки неблагоприятного климата в коллективах подразделений ОВД (табл. 2).
Таблица 2
Признаки неблагоприятного психологического климата в коллективах
6) равнодушное отношение большинства сотрудников к происходящему в коллективе
7) отсутствие критики и самокритики
8) возникновение частых конфликтных ситуаций между сотрудниками;
9) отсутствие желания вместе проводить время, досуг и пр.
10) низкие показатели в профессиональной деятельности и др.
Для формирования благоприятного климата в подразделении ОВД большое значение имеют даже не отдельные свойства сотрудников, а их сочетание. В этой связи крайне важен уровень психологической совместимости сотрудников в коллективе.
Психологическая совместимость - это благоприятное сочетание свойств членов коллектива (темперамента, черт характера, личностных качеств, способностей), обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворённость каждого сотрудника. Совместимость проявляется во взаимопонимании, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу [3; 4].
Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов приводит к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
В процессе формирования благоприятного психологического климата большую роль играет руководитель подразделения. Прежде всего, важен стиль профессиональной деятельности. Как показывает практика, при управлении достаточно сплочённым коллективом, каждый член которого характеризуется высоким уровнем дисциплинированности, ответственности и профессионализма, когда сформирована команда единомышленников, стабильна служебная дисциплина, ведущая роль должна отводиться демократическому стилю управления. При демократическом стиле руководства в группе создается самая благоприятная атмосфера для работы, для решения наиболее сложных задач, для удовлетворения многих важных социальных потребностей. Но следует помнить, что обозначенный стиль руководства бывает эффективным только при наличии вышеперечисленных характеристик членов коллектива. При недостаточной дисциплинированности сотрудников и невысоком уровне их профессионализма, в большей степени подходит авторитарный стиль, который, в процессе роста сплочённости коллектива, может быть заменён на авторитарно-демократический. В экстремальных ситуациях, в условиях дефицита времени, когда необходимо добиться высокой согласованности действий, более эффективным является авторитарный стиль руководства. Практика показывает, что в условиях системы МВД либеральный стиль, скорее, будет неблагоприятным, так как в атмосфере низкого контроля руководителем своих подчинённых может привести к снижению дисциплинированности и ответственности членов коллектива (за исключением тех случаев, когда члены коллектива отличаются исключительной сознательностью, дисциплинированностью, высоким уровнем профессионализма). Всё больше учёных-практиков склоняется к мысли о том, что для формирования благоприятного психологического климата в коллективах системы МВД, наиболее удачным будет гибкий или комбинированный стиль управления, сочетающий в себе отдельные элементы разных стилей, в зависимости от характера производственных ситуаций.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что с целью формирования благоприятного психологического климата, руководителю следует придерживаться следующих рекомендаций:
- быть для сотрудников личным примером, оказывать на них конструктивное положительное влияние;
- регулярно проводить мониторинг состояния психологического климата в коллективе, при необходимости, принимать меры по коррекции существующих взаимоотношений;
- постоянно создавать условия для дальнейшего развития группы, роста профессионализма всех сотрудников;
- вовлекать членов коллектива в новые виды деятельности, которые не только могут заинтересовать, но и поднять общий жизненный тонус подразделения, предоставят возможность для раскрытия личности сотрудников с новых сторон;
- осуществлять индивидуальный подход к сотрудникам в процессе управления, учитывать личностные особенности сотрудников и их взаимоотношения.
№ Признаки
1) высокая текучесть кадров
2) Неточное или халатное выполнение решений и приказов руководства
3) распространение слухов, жалобы
4) устраивание сотрудниками, при возможности, длительных перерывов во время работы
5) низкая активность сотрудников при обсуждении служебных вопросов;
Библиографический список
1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник. Под общей редакцией В.Я. Кикотя. Москва, 2009.
2. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в структурных подразделениях органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. Барнаул, 2007.
3. Романенко, И.И. Туманов В.Д., Филиппенкова Н.Ю. Диалектические аспекты процесса воспитания как основы морально-психологического обеспечения органов внутренних дел. Вестник ВИПК сотрудников МВД России. 2011; 3 (19): 34 - 38.
4. Юридическая педагогика в МВД. Под редакцией A.M. Столяренко. Москва, 1997.
References
1. Vospitatel'naya rabota s lichnym sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: uchebnik. Pod obschej redakciej V.Ya. Kikotya. Moskva, 2009.
2. Rol' rukovoditelya v formirovanii social'no-psihologicheskogo klimata v strukturnyh podrazdeleniyah organov vnutrennih del: uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul, 2007.
3. Romanenko, I.I. Tumanov V.D., Filippenkova N.Yu. Dialekticheskie aspekty processa vospitaniya kak osnovy moral'no-psihologicheskogo obespecheniya organov vnutrennih del. Vestnik VIPK sotrudnikov MVD Rossii. 2011; 3 (19): 34 - 38.
4. Yuridicheskaya pedagogika v MVD. Pod redakciej A.M. Stolyarenko. Moskva, 1997.
Статья поступила в редакцию 13.08.18
УДК 378
Mikailov D.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CONTENTS AND SOFTWARE FOR FORMING THE LEGAL COMPETENCE OF THE BACHELOR OF TEACHER EDUCATION. In the article it is noted that the formation of the legal competence of the bachelor of pedagogical education took into account the peculiarities of students as a specific social group of people, the researchers determine the scientific and methodological support and content of the professional training of bachelors of pedagogical education, in accordance with the tasks of our study, we combined the content into separate groups humanitarian and social disciplines, singled out the disciplines that unite scientific knowledge in the framework of the studied problem. Important conditions of high-quality legal training of students is the qualification and competence of teachers, development of technology of formation of legal competence of the future bachelor of pedagogical education.
Key words: content, formation, competence, legal competence, bachelor of pedagogical education.
Д.А. Микаилов, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье отмечено, что формирование правовой компетентности бакалавра педагогического образования происходило с учетом особенностей студентов, как специфической социальной группы людей. Научно-методическое обеспечение и содержание профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования было опреленено в соответствии с задачами нашего исследования. При этом мы объединили в отдельные группы содержание гуманитарных и социальных дисциплин, выделили дисциплины, объединяющие научные знания в рамках изучаемой проблемы. Важными условиями качественной правовой подготовки учащихся выступали квалификация и компетентность педагогов, разработанность технологии формирования правовой компетенции будущего бакалавра педагогического образования.
Ключевые слова: содержание, формирование, компетентность, правовая компетентность, бакалавр педагогического образования.
Несмотря на то, что правовая компетентность будущего педагога должна иметь профессиональную направленность, она начинает формироваться не в процессе реализации педагогической деятельности, а гораздо раньше, еще в период обучения. При формировании правовой компетентности бакалавра педагогического образования необходима организация учебной деятельности таким образом, чтобы она осуществлялась в профессиональном ключе с учетом задач и специфики профессии педагога. Практически наблюдения показывают, что уровень правовой компетентности бакалавра педагогического образования достаточно низок. Для его повышения следует ввести в учебные программы предметы «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности», «Основы права». Для разработки методического обеспечения формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования необходим анализ процесса формирования необходимых качеств у студентов в период их обучения в вузе.
В процессе формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования мы учитывали следующие критерии отбора содержания профессиональной подготовки:
• критерий соответствия содержания обучения целям формирующей работы, т. е. содержание обучения и выбранные в соответствии с ним методы обеспечивают формирование правовой компетентности бакалавра педагогического образования;
• критерий опоры на ценности гуманизма означает, что студенты должны воспринимать профессиональную коммуникацию как общение равных партнеров. Противоречия в данной среде решаются с опорой на терпимость по отношению к другой личности и уважение к ней;
• критерий опоры на имеющийся актуальный опыт означает, что работа со студентом должна быть индивидуальной, личностно-ориентированной. Она определяется уровнем культуры конкретного студента и его опытом в общении;
• критерий отбора содержания образования с целью формирования правовых компетенций означает, что студент должен приобрести правовые компетенции, позволяющие ему находить адекватные способы решения проблем, возникших в процессе выполнения им своей профессиональной деятельности.
Основную нагрузку в процессе формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социального цикла несут дисциплины: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности», «Основы права».
Дисциплина «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности» в учебном плане входит в число дисциплин гуманитарного блока и предусматривается для изучения всеми ФГОС Во. Содержание отдельных разделов и тем, указанных в разработанной программе дисциплины, способству-