Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ'

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
944
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПРИЯТНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / НЕБЛАГОПРИТНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ВРЕМЕННЫЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ / ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА ПОДРОСТКОВ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО / СТЕПЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ ГРУППЫ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долганина Вера Васильевна, Циптаури Тамази Алексеевич

В статье отмечается, что для повышения качества образовательного процесса важно формировать и совершенствовать социально-психологический климат во временном ученическом коллективе подростков. Авторами разводятся понятия благоприятного и неблагоприятного социальнопсихологического климата. Подчеркивается, что для эффективности проведения диагностики временного ученического коллектива важно выявить и в дальнейшем руководствоваться критериями (ценностно-ориентационное единство, психологический климат в коллективе, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности) и уровнями (высокий, средний, низкий) формирования благопритного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND LEVELS OF FORMING A FAVORABLE SOCIOPSYCHOLOGICAL CLIMATE IN A TEMPORARY LEARNING GROUP OF TEENAGERS

The article considers that, in order to improve the quality of the educational process, it is important to form and improve the socio-psychological climate in the temporary learning group of teenagers. The authors separate the concepts of favorable and unfavorable socio-psychological climate. It is emphasized that to diagnose effectively a temporary learning group it is important to identify and continue to be guided by the criteria (value and orientation unity, group psychological climate, degree of group integration, interpersonal and intergroup relations, motivation to achieve success in the activity) and levels (high, medium, low) of development of a favorable socio-psychological climate in the temporary learning group of teenagers.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159. 9 ББК 88.6

DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-62-69

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ

CRITERIA AND LEVELS OF FORMING A FAVORABLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN A TEMPORARY LEARNING GROUP OF TEENAGERS

Долганина Вера Васильевна

Доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы, Ставропольский государственный педагогический институт, кандидат психологических наук E-mail: Dolganina.78@mail.ru

Циптаури Тамази Алексеевич

Магистр психолого-пеагогического образования, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт E-mail: tamazik9@mail.ru

Dolganina Vera V.

Assistant Professor at the Department of General and Practical Psychology and Social Work, Stavropol State Pedagogical Institute, PhD in Psychology E-mail: Dolganina.78@mail.ru

Tsiptauri Tamazi A.

Master in Psychology and Education, PhD post-graduate student at Stavropol State Pedagogical Institute E-mail: tamazik9@mail.ru

Аннотация. В статье отмечается, что для повышения качества образовательного процесса важно формировать и совершенствовать социально-психологический климат во временном ученическом коллективе

Abstract. The article considers that, in order to improve the quality of the educational process, it is important to form and improve the socio-psychological climate in the temporary learning group of teenagers. The

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Долганина В. В., Циптаури Т. А., 2021

подростков. Авторами разводятся понятия благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата. Подчеркивается, что для эффективности проведения диагностики временного ученического коллектива важно выявить и в дальнейшем руководствоваться критериями (ценностно-ориентационное единство, психологический климат в коллективе, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности) и уровнями (высокий, средний, низкий) формирования благопритного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе.

authors separate the concepts of favorable and unfavorable socio-psychological climate. It is emphasized that to diagnose effectively a temporary learning group it is important to identify and continue to be guided by the criteria (value and orientation unity, group psychological climate, degree of group integration, interpersonal and intergroup relations, motivation to achieve success in the activity) and levels (high, medium, low) of development of a favorable socio-psychological climate in the temporary learning group of teenagers.

Ключевые слова: благоприятный социально-психологический климат, неблагопритный социально-психологический климат, временный ученический коллектив, взаимоотношения в коллективе, психология временного коллектива подростков, ценностно-ориентационное единство, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности.

Keywords: favorable socio-psychological climate, unfavorable socio-psychological climate, temporary learning group, group relationships, psychology of a temporary learning group of teenagers, value and orientation unity, degree of group integration, interpersonal and intergroup relations, motivation to achieve success in the activity.

В настоящее время государство предъявляет новые требования к качеству образовательной деятельности в целом и к детским центрам в том числе. Данные вопросы являются предметом регулярного обсуждения в научных кругах и среди практиков всех уровней образования, а также тех, кто работает в условиях кратковременного пребывания детей. Подчеркнем, что основной задачей современной системы образования является развитие и формирование всесторонне развитой творческой личности школьника.

При этом в данном вопросе существенное значение приобретает внешкольные учреждения и детские заведения, предполагающие временные рамки своего существования. Зачастую речь идет о городских и загородных детских лагерях в летний каникулярный период. В качестве ключевой функции данных учреждений является укрепление как физического, так и психологического здоровья детей, а также организация их культурного отдыха. Такое обстоятельство ставит перед педагогикой задачу разработать и научно обосновать методику и технологию воспитательной работы с детьми временного детского объединения. Такая работа возможна только лишь после глубокого теоретического изучения вопросов организации и формирования временного детского объединения, а также анализа передового педагогического опыта.

Уточним, что по своей структуре и назначению детские объединения бывают разными: временными, школьными, клубными, классными. Однако, несмотря на существенные внешние различия, среди данных групп существуют одни общие психолого-педагогические черты и условия формирования, о которых и пойдет речь в нашей статье.

Одним из ключевых показателей психологической компетентности педагога выступает организация работы по формированию благоприятного социально-психологического климата во временных детских коллективах. Исходя из данных размышлений, важные задачи воспитания эффективно могут быть решены благодаря профессиональной организации жизнедеятельности временного ученического коллектива. Пребывание именно в сплоченном коллективе учащиеся дает возможность приобрести опыт в межличностном взаимодействии, в групповом сотрудничестве, а также научиться социальной ответственности. Данный опыт может быть получен учащимися при условии создания педагогом благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе.

Изучением социально-психологического климата коллектива на современом этапе развития науки занимались Е. Н. Боровец, В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, Н. Ф. Лысова, В. Н. Панферов, Н. С. Шуленина [1; 2]. Вопросами организации и функционирования временных детских объединений посвящены исследования О. С. Газман, Б. Я. Гиндиса, Н. Е. Коробки-на, Ю. Г. Листопадова [3-6].

Анализ психолого-педагогических исследований по вопросам социально-психологического климата и его организации позволил нам прийти к выводу о том, что в науке описаны общие характеристики как благоприятного, так и неблагоприятного социально-психологического климата. Рассмотрим их более подробно.

Итак, благоприятный социально-психологический климат предусматривает: доброжелательное отношение учащихся друг к другу; присутствие духа товарищества; адекватной взаимной требовательности, которая определяет творческую эффективную деятельность личности; взаимопомощь в коллективе; открытость коммуникаций и наличие положительных эмоций от общения в рамках одного коллектива; комфорт и безопасность; оптимизм; уверенность в себе, в своих силах, возможностях; увереность в поддержке со стороны коллектива; наличие возможности свободно и творчески себя выражать, а также реализовывать собственные потенциальные возможности. Заметим, что благоприятный социально-психологический климат способен повысить как производительность, так и эффективность трудовой деятельности.

Что касается неблагоприятного социально-психологического климата, то он имеет прямо противоположные характеристики, а именно: пессимизм личности; проявление неуважения и недоверия к членам коллектива; демонстрация холодности и скрытности в отношениях; нежелание проявлять собственный личностный потенциал; демонстрация раздражительности по любому незначительному поводу; конфликтность и напряженность в отношениях; нежелание понять и принять другую точку зрения; проявление неуверенности; страха сделать ошибку, страх наказания и непринятия; чрезмерная подозрительность к членам коллектива. Неблагоприятный климат также на 20% снижает производительность и способен вызвать нарушения безопасности личности.

Одной из самых сложных и вместе с тем тонких сфер общественной деятельности является коллективное взаимодействие, которое может быть осуществлено в различных

сферах деятельности личности, каждая из них имеет свои взгляды, ценности, моральные и психологические установки. Социальные отношения имеют определенную динамику, наиболее активно проявляющуюся в период общения учащихся во временном ученическом коллективе подростков.

Исходя из этой логики отметим, что временный ученический коллектив привлекателен для подростков, так как он способен создавать новые возможности совершенствования своих качеств исходя из формирующихся отношений с новыми людьми, возможности самореализации в социально значимой для подростка деятельности: спорте, зрелищной культуре, творчестве, общении и др.

В этой связи для развития личности обучающихся важно не только ориентироваться на создание максимально благоприятных условий социализации, обучения и воспитания, но и учитывать психологические особенности возраста.

Временный ученический коллектив может существовать не более 14 дней. За это время подростки вносят свой опыт деятельности и отношений в него. Отметим очевидную связь психологии временного коллектива подростков с общим настроением учащихся. Эффективно организовать воспитательный процесс, достичь взаимопонимания с учащимися, задача довольно сложная, но осуществимая.

Для эффективного проведения диагностики, позволяющей выявить уровень сформи-рованности социально-психологического климата ученического коллектива подростков, нами были выделены критерии и уровни развития социально-психологического климата во временном ученическом коллективе. В основу наших исследований легли труды В.В. Долга-ниной, которая в своих исследованиях выделяет критерии оценки сформированности коллектива учащихся профильного класса, используемые для диагностики начального уровня и отслеживания динамики формирования коллектива учащихся. Так, в качестве критериев В.В. Долганина выделяет: благоприятный социально-психологический климат, высокий уровень социально-психологической адаптации в группе сверстников, ценностно-ориента-ционное единство, высокий уровень мотивации выбора профиля обучения [7-10].

Исходя из данной логики, а также содержательного анализа социально-психологического климата и временного ученического коллектива, нами были выделены следующие критерии формирования социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков: ценностно-ориентационное единство, межличностные и межгрупповые отношения, психологический климат в коллективе, степень интеграции группы, мотивация на достижение успеха в деятельности. Каждый из выделенных нами критериев имеет высокий, средний и низкий уровень своего развития.

Итак, теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил нам выделить критерии и уровни сформированности социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков.

Высокий уровень сформированности временного ученического коллектива подростков по критерию «Ценностно-ориентационное единство» включает полное совпадение оценок и позиций, проявление симпатии ко всем членам временного ученического коллектива подростков, наличие устойчивого профессионального интереса, высокой степени организации взаимодействия во временном ученическом коллективе подростков.

Средний уровень - в некоторых ситуациях совпадение оценок и позиций с членами коллектива, симпатия к членам временного ученического коллектива подростков имеет избирательных характер, профессиональный интерес обладает некоторой неустойчивостью во взглядах, в организации взаимодействия временного ученического коллектива отмечаются эпизодические сложности. Низкий уровень - полное несовпадение или частичное совпадение оценок и позиций с членами временного ученического коллектива, проявление чувства антипатии к преобладающему числу членов временного ученического коллектива, отсутствие или низкая выраженность профессионального интереса в организации взаимодействия временного ученического коллектива отмечаются регулярные проблемы.

Критерий «Межличностные и межгрупповые отношения» включает следующую характеристику уровней сформированности социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков. Высокий уровень - взаимная готовность учащихся временного ученического коллектива к позитивному типу взаимодействия; межличностная привлекательность большинства членов коллектива, дружеские отношения со всеми членами временного ученического коллектива подростков, наличие принимаемого и одобряемого лидера, позитивная динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений, полная удовлетворенность каждого ученика своим социометрическим статусом в группе сверстников.

Средний уровень - демонстрация готовности около 50% группы учащихся временного ученического коллектива к позитивному типу взаимодействия; межличностная привлекательность около 50% членов коллектива, дружеские отношения со многими членами временного ученического коллектива подростков, наличие принимаемого и одобряемого многими учениками группы лидера, отмечается небольшая динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений, удовлетворенность порядка 50% учеников своим социометрическим статусом в группе сверстников.

Низкий уровень - демонстрация менее 50% группы готовности к позитивному типу взаимодействия; межличностная привлекательность менее 50% членов коллектива, дружеские отношения с некоторыми членами временного ученического коллектива подростков, наличие принимаемого и одобряемого некоторыми учениками группы лидера, отмечается менее чем у 50% учеников удовлетворенность своим социометрическим статусом в группе сверстников.

Следующий, выделенный нами критерий «Психологический климат в коллективе» включает следующую характеристику уровней. Высокий уровень - отмечается устойчивый уровень положительного группового настроя, наличие благоприятных условий для самосовершенствования и саморазвития, высокий уровень стрессоустойчивости личности.

Средний уровень - позитивный характер группового настроения имеет неустойчивое значение, частичные условия для самосовершенствования и саморазвития, среднее уровень стрессоустойчивости личности. Низкий уровень - присутствие негативного группового настроя, нет условий для самосовершенствования и саморазвития личности, низкий уровень стрессоустойчивости личности.

Критерий «Степень интеграции группы» включает следующую характеристику уровней. Высокий уровень - отмечается внутреннее единство всех членов временного ученического коллектива, которое проявляется во внутригрупповой идентификация,

сплоченности, проявлении объективности в любой спорной ситуации, принятии полной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности, также диагностируется максимальный уровень совместимости с другими членами временного ученического коллектива в общении и деятельности.

Средний уровень предполагает порядка 50% от общего числа всех членов временного ученического коллектива внутреннего единства, проявляемого во внутригрупповой идентификации, сплоченности, в некоторых ситуациях проявление объективности в возложении и принятии ответственности за неудачи и успехи в совместной групповой деятельности, также диагностируется средний уровень совместимости с другими членами временного ученического коллектива в общении и деятельности.

Низкий уровень - менее 50% от общего числа всех членов временного ученического коллектива внутреннего единства, проявляемого во внутригрупповой идентификации, сплоченности, низкой объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности, также в общении и деятельности отмечается низкий уровень совместимости с другими членами временного ученического коллектива.

Критерий «Мотивация на достижение успеха в деятельности» включает в себя следующую характеристику уровней. Высокий уровень диагностируется в том случае, если группа положительно или в достаточной степени мотивирована на успех в деятельности. Средний уровень - группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов. Низкий уровень - группа слабо или отрицательно мотивирована на получение положительных результатов в деятельности.

Кроме того, процесс формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков включает в свое содержание следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Итак, когнитивный компонент указывает на способность к рефлексии, на возможность предвидения того, как могут сложиться взаимоотношения во временном ученическом коллективе подростков, согласованность внутри своей группы, а также взаимодействие с другими группами.

Поведенческий компонент указывает на выбор стратегии поведения, в котором проявляются формально-динамические характеристики доверия, мера и избирательность. В результате каждой ситуации взаимодействия учащиеся временного ученического коллектива получают новый опыт, который может повлиять на изменение и трансформацию прошлых установок.

Эмоциональный компонент предусматривает эмоционально-ценностное отношение к себе (самоуважение, самопринятие) и другим людям. При этом отношение к себе возникает через отношение к другому человеку, в котором этот другой является величайшей ценностью со своей неповторимостью и уникальностью. Эмоциональный компонент проявляется также в переживаниях, которые сопровождают деятельность (табл. 1) [7].

Таким образом, изучение теоретических подходов проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков позволило нам выделить уровни (высокий, средний, низкий) и критерии, определяющие сформированность временного ученического коллектива подростков. Так,

Таблица 1

Критерии и уровни формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков

Компоненты Критерии сформированности временного ученического коллектива подростков Методики диагностики

Когнитивный Ценностно-ориентационное единство Методика «Ценностно-ориентационное единство» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)

Эмоциональный Психологический климат в коллективе Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А. Н. Лутошкин)

Степень интеграции группы Методика определения индекса групповой сплоченности Сишора

Поведенческий Межличностные и межгрупповые отношения Социометрия (Дж. Морено)

Мотивация на достижение успеха в деятельности Диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов)

к ним мы отнесли: ценностно-ориентационное единство, психологический климат в коллективе, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности. Эти критерии могут составить основу диагностики в эмпирической части исследования.

Список литературы

1. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1998.

2. Лысова Н. Ф., Боровец Е. Н., Шуленина Н. С. Исследование социально-психологического климата в классных коллективах // Педагогика высшей школы. 2016. № 3. С. 133-135.

3. Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». М.: Педагогика, 1982. 96 с. (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки).

4. Гиндис Б. Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе (На материале Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок»): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1976. 20 с.

5. Коробкина Н. Е. Педагогические условия саморазвития старшеклассников во временном детско-юношеском объединении: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2000. 18 с.

6. Листопадов Ю. Г. Проблемы подготовки преподавателя к работе с временным детским коллективом в условиях летнего лагеря // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. М. - Шуя, 1999. Вып. 2. С. 180-191.

7. Долганина В. В. Психологическое сопровождение формирования коллектива учащихся профильного класса (на примере гимназии педагогического профиля): автореф. . дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. 25 с.

8. Долганина В. В. Практика формирования нового коллектива учащихся юношеского возраста в процессе их адаптации к обучению в профильных классах школы в условиях рыночной экономики // Вестник Московской академии труда и информационных технологий. 2006. № 32. С. 52-57.

9. Долганина В. В. Психологический климат как целостная характеристика коллектива // Вестн. Ставропольского гос. пед. ин-та. 2006. № 7. С. 58-60.

10. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения (программно-методическое обеспечение) / И. И. Кобзарева, Э. Е. Толгурова, В. В. Долганина, В. С. Гор-гома. Ставрополь, 2006.

References

1. Boyko V. V., Kovalev A. G., Panferov V. N. Sotsialno-psikhologicheskiy klimat kollektiva i lichnost. Moscow: Mysl, 1998.

2. Lysova N. F., Borovets E. N., Shulenina N. S. Issledovanie sotsialno-psikhologicheskogo klimata v klassnykh kollektivakh. Pedagogika vysshey shkoly. 2016, No. 3, pp. 133-135.

3. Gazman O. S., Matveev V. F. Pedagogika v pionerskom lagere: Iz opyta raboty Vserossiyskogo p/l "Orlenok". Moscow: Pedagogika, 1982. 96 p. (Pedagogicheskiy poisk: opyt, problemy, nakhodki).

4. Gindis B. Ya. Formirovanie vzaimootnosheniy v kratkovremennom detskom kollektive (Na materiale Vserossiyskogo pionerskogo lagerya TsK VLKSM "Orlenok"). Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, 1976. 20 p.

5. Korobkina N. E. Pedagogicheskie usloviya samorazvitiya starsheklassnikov vo vremennom detsko-yunosheskom obyedinenii. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Khabarovsk, 2000. 18 p.

6. Listopadov Yu. G. Problemy podgotovki prepodavatelya k rabote s vremennym detskim kollektivom v usloviyakh letnego lagerya. In: Akmeologicheskie problemy podgotovki prepodavateley. Moscow - Shuya, 1999. Iss. 2. Pp. 180-191.

7. Dolganina V.V. Psikhologicheskoesoprovozhdenie formirovaniya kollektiva uchashchikhsya profilnogo klassa (na primere gimnazii pedagogicheskogo profilya). Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Stavropol, 2007. 25 p.

8. Dolganina V. V. Praktika formirovaniya novogo kollektiva uchashchikhsya yunosheskogo vozrasta v protsesse ikh adaptatsii k obucheniyu v profilnykh klassakh shkoly v usloviyakh rynochnoy ekonomiki. Vestnik Moskovskoy akademii truda i informatsionnykh tekhnologiy. 2006, No. 32, pp. 52-57

9. Dolganina V. V. Psikhologicheskiy klimat kak tselostnaya kharakteristika kollektiva. Vestn. Stavropolskogo gos. ped. in-ta. 2006, No. 7, pp. 58-60.

10. Kobzareva I. I., Tolgurova E. E., Dolganina V. V., Gorgoma V. S. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie profilnogo obucheniya (programmno-metodicheskoe obespechenie). Stavropol, 2006.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1

Статья поступила в редакцию 15.06.2020 The article was received on 15.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.