Научная статья на тему 'Воспитание толерантности школьников как один из ключевых аспектов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе'

Воспитание толерантности школьников как один из ключевых аспектов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1248
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / PSYCHOLOGICAL ASPECTS / ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGY / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Елена Сергеевна

Статья посвящена воспитанию толерантности школьников, которое рассматривается как один из ключевых аспектов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе. В работе рассматриваются приоритетные направления деятельности педагога по созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе через проведение различных внеурочных форм взаимодействия между участниками классного коллектива, а также между учителем и учениками. Статья направлена на освещение вопросов, касающихся толерантности как особого качества личности. Большое внимание уделяется различным методам формирования коммуникативных, личностных и универсальных учебных действий в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Автор статьи утверждает, что воспитание толерантности в детском коллективе помогает сформировать у детей понимание приемов самостоятельного разрешения конфликтов, следовательно, является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Также в тексте работы приведена авторская разработка серии классных часов, направленных на формирование толерантности во взаимоотношениях внутри классного коллектива. Автором статьи высказывается мнение о необходимости формирования здорового психологического климата внутри детского коллектива, поскольку взаимоотношения между учащимися имеют важнейшее значение для личностного развития ребенка и способствуют лучшему усвоению учебного материала школьником, полноценному развитию его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching schoolchildren tolerance as one of the key aspects of creating a favorable psychological climate in a children's team

The article deals with teaching schoolchildren tolerance, which is looked upon as one of the key aspects of creation of favorable psychological climate in a children's collective. The article considers the priority kinds of activity of the teacher in creation of favorable psychological climate in the children's team through various extracurricular forms of interaction between the members of the form group, as well as between teacher and pupils. The article focuses on the problems connected with tolerance as a peculiar property of a personality. Much attention is paid to various methods of forming communicative, personal and universal learning actions in accordance with the Federal State Educational Standard of Basic General Education. The author of the article argues that education of tolerance in a children's group helps to form in the pupils understanding of techniques of independent solution of conflicts as is, therefore, an inseparable part of the education process. The article also provides the author's development of a series of out-of-class talks aimed at the formation of tolerance in relationships within the form group. The author of the article suggests the need to form a healthy psychological climate in a group of children, because the relationships between pupils are crucial for the personal development of the child and promotes better acquisition of educational material by the pupil and the fullest development of his personality.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности школьников как один из ключевых аспектов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»

УДК 37.034

ББК Ч420.051 +Ч420.03.

ГСНТИ 15.21.51

Код ВАК 13.00.02

Толмачева Елена Сергеевна,

магистр педагогики по специальности «Управление учебно-воспитательным процессом в средней школе», МАОУ Гимназия № 86, г. Нижний Тагил; 622035, Свердловская область, город Нижний Тагил, ул. Коминтерна, 47; e-mail: [email protected].

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность, воспитание, психологические аспекты, образование, педагогика.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена воспитанию толерантности школьников, которое рассматривается как один из ключевых аспектов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе. В работе рассматриваются приоритетные направления деятельности педагога по созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе через проведение различных внеурочных форм взаимодействия между участниками классного коллектива, а также между учителем и учениками. Статья направлена на освещение вопросов, касающихся толерантности как особого качества личности. Большое внимание уделяется различным методам формирования коммуникативных, личностных и универсальных учебных действий в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Автор статьи утверждает, что воспитание толерантности в детском коллективе помогает сформировать у детей понимание приемов самостоятельного разрешения конфликтов, следовательно, является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Также в тексте работы приведена авторская разработка серии классных часов, направленных на формирование толерантности во взаимоотношениях внутри классного коллектива. Автором статьи высказывается мнение о необходимости формирования здорового психологического климата внутри детского коллектива, поскольку взаимоотношения между учащимися имеют важнейшее значение для личностного развития ребенка и способствуют лучшему усвоению учебного материала школьником, полноценному развитию его личности.

Tolmacheva Elena Sergeevna,

Master of Pedagogy in the Field "Management of Education Process at secondary school", Municipal Autonomous Educational Institution Gymnasium № 86, Nizhny Tagil, Russia.

TEACHING SCHOOLCHILDREN TOLERANCE AS ONE OF THE KEY ASPECTS OF CREATING A FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN A CHILDREN'S TEAM

KEYWORDS: tolerance, education, psychological aspects, education, pedagogy.

ABSTRACT. The article deals with teaching schoolchildren tolerance, which is looked upon as one of the key aspects of creation of favorable psychological climate in a children's collective. The article considers the priority kinds of activity of the teacher in creation of favorable psychological climate in the children's team through various extracurricular forms of interaction between the members of the form group, as well as between teacher and pupils. The article focuses on the problems connected with tolerance as a peculiar property of a personality. Much attention is paid to various methods of forming communicative, personal and universal learning actions in accordance with the Federal State Educational Standard of Basic General Education. The author of the article argues that education of tolerance in a children's group helps to form in the pupils understanding of techniques of independent solution of conflicts as is, therefore, an inseparable part of the education process. The article also provides the author's development of a series of out-of-class talks aimed at the formation of tolerance in relationships within the form group. The author of the article suggests the need to form a healthy psychological climate in a group of children, because the relationships between pupils are crucial for the personal development of the child and promotes better acquisition of educational material by the pupil and the fullest development of his personality.

rc

Сс

Повременная система образования, /согласно ФГОС ООО, призвана обеспечить всестороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей, включение в общественную деятельность. Именно в школьном возрасте происходит развитие личности и формирование ее основных черт, зависимое, в основном, от социума, в котором находится ребенок. На сегодняшний день важным условием опти-

мального развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата. Понятие «климат» характеризует особенную психологическую сторону коммуникации, представляющую собой взаимосвязи и взаимовлияния между людьми. В современной психологии под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, прояв-

© Толмачева Е. С., 2016

ляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [13].

Формирование и совершенствование социально-психологического климата через воспитание толерантности - важнейшая практическая задача педагогов школы. Воспитание как процесс взаимодействия непосредственно связан с толерантностью -способностью принимать и понимать то, что необходимо человеку для развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда «другому». Поэтому в процессе воспитания толерантности необходимо наличие педагогов, готовых увлечь детей собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю. А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем... Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением».

Создание благоприятного климата в детском или подростковом коллективе -ответственный и творческий процесс, требующий знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата невозможно без понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, отношений друг с другом. Таким образом, перед образовательным учреждением должна стоять задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность как основу собственной жизненной позиции.

Вместе с тем нужно учитывать, что воспитание толерантности будет эффективным только в том случае, если оно осуществляется в эмоционально благополучной обстановке. Этому способствуют различные воспитательные мероприятия (беседы, деловые игры, дискуссии и т.п.), направленные на сплочение детского коллектива, формирование доброжелательного отношения друг к другу. При правильной и грамотно выстроенной работе педагога в данном направлении у детей появляется потребность

в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях [11].

Также стоит отметить, что воспитание толерантности осуществляется не только со стороны педагога, а предполагает совместную деятельность участников педагогического процесса по подготовке, проведению и рефлексивной оценке классных и общешкольных мероприятий. В результате такого взаимодействия между педагогом и учащимися в условиях образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:

- участники детского коллектива осознают, что каждый человек уникален, но только сообща можно достичь более высоких результатов, чем поодиночке;

- каждый ребенок учится общаться с людьми;

- каждый член коллектива чувствует постоянную поддержку от своих товарищей в разных ситуациях (как успеха, так и неудач);

- школьники учатся правильно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей;

- среди членов детского коллектива формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций;

- учащиеся знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Таким образом, воспитание толерантности в детском коллективе помогает сформировать у детей понимание приемов самостоятельного разрешения конфликтов, следовательно, является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Также одним из аспектов воспитания толерантности является то, что работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а материал, который преподносится детям, - интересным и разнообразным, с использованием инновационных технологий и методик. Работа по воспитанию толерантности должна естественно и органично входить в целостный педагогический процесс и создавать в коллективе спокойную, благоприятную, доброжелательную обстановку [10].

При системной, методически грамотно выстроенной работе по воспитанию толерантности детский коллектив обретает благоприятный социально-психологический климат, который характеризуется:

- бодрым, жизнерадостным тоном взаимоотношений между учащимися, оп-

тимизмом, построением отношений на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;

- существованием норм справедливого и уважительного отношения ко всем членам коллектива;

- ценностью таких черт личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие;

- активностью и энергичностью, способностью быстро откликаться на выполнение поставленных целей и задач;

- способностью к сотрудничеству, стремлением добиваться высоких показателей в учебной и досуговой деятельности;

- умением сопереживать и поддерживать других членов коллектива [8].

В качестве примера, иллюстрирующего работу педагога по воспитанию толерантного сознания школьника, приведем авторскую разработку (автор - Толмачева Е. С.) серии классных часов «Наш класс вчера, сегодня, завтра...» (далее - проект).

О проекте.

Переход из начальной школы в среднее звено, как известно, сопровождается рядом трудностей для учащихся. Это знакомство с новыми педагогами и предметами, большая степень свободы и выбора и т.д. Данные процессы входят в период адаптации школьника к новым условиям обучения. Любой педагог знает, насколько важной является помощь пятиклассникам именно в этот трудный для них период. Поэтому возникла идея разработки серии адаптационных классных часов для учащихся 5-х классов «Наш класс вчера, сегодня, завтра.». В ходе работы над проектом обучающиеся учатся управлять своей деятельностью, контролировать ее и вносить коррективы, проявлять инициативность и самостоятельность.

Проектная технология способствует формированию навыков решения проблем творческого и поискового характера. В ходе проекта мы учим школьников оценивать эффективность способов достижения результата, выбирать оптимальный вариант и аргументировать свой выбор. Планирование проектной деятельности ориентировано на вовлечение учащихся в деятельность по постановке целей, анализу и управлению процессом общения во время проведения учебного проекта и саморефлексии после его завершения.

Применение различных техник рефлексии дают ученикам возможность оценить собственный прогресс, а также прогресс во взаимоотношениях внутри классного коллектива. Именно поэтому внеучеб-ный проект «Наш класс вчера, сегодня, завтра.» направлен на развитие способности детей анализировать, интерпретировать и

выражать собственные мысли, чувства, желания, эмоциональное состояние, а также позволяет формировать следующие универсальные учебные действия:

Личностные результаты:

- самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;

- смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;

- ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование навыков контроля своей деятельности при решении двух параллельных задач (анализ собственной деятельности и деятельности коллектива и трансформация полученных результатов).

Познавательные универсальные учебные действия:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- навыки творческо-поисковой деятельности на этапе создания рисунков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- определение общей цели и путей ее достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Таким образом, самоконтроль, самооценка и рефлексия являются важнейшими этапами воспитательной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить ее коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения коммуникативными умениями, а также к переходу на новую ступень развития классного коллектива.

Актуальность проекта: учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение учащихся, формирует их ответственное отношение к общему делу и к окружающей действительности, создает необходимые условия для развития и личностного роста.

Содержание: серия адаптационных классных часов для учащихся 5-х классов.

Цель: способствовать формированию нравственных качеств учащихся.

Задачи:

- выявить представление учащихся о прошедшем школьном дне и о том, каким он должен быть;

- научить выражать собственные мысли без помощи слова;

- создать благоприятную атмосферу в классе;

- сформировать у детей положительную оценку своего классного коллектива.

Ожидаемые результаты:

- повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия;

- появление умения подчинять свое поведение ряду поставленных перед коллективом целей и задач;

- развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, а также в сфере общения и взаимоотношений.

Участники проекта: учащиеся 5-го класса (10-11 лет).

Возможные социальные партнеры:

- учитель изобразительного искусства, который поможет детям работать с цветом;

- школьный психолог, который поможет учителю проанализировать полученные результаты;

- родители, до которых нужно донести информацию о психическом состоянии ребенка и условиях адаптации с целью дальнейшей совместной работы.

Виды деятельности учащихся:

Информационно-аналитическая. Через выполнение данной работы ребенок учится анализировать свои поступки, чувства и эмоции, которые он переживает.

Познавательная. В первую очередь, это самопознание, а также познание мира через рисунок, краски, цвет.

Продуктивная. На основе собственных умозаключений учащиеся создают рисунки.

Содержание проекта.

Работа с учащимися длится в течение трех дней. Каждый раз учащиеся попадают в новые условия деятельности, перед ними стоят разные задачи, направленные на реализацию одной цели - воспитание толерантности и сплочение ученического коллектива.

После апробации данного проекта на нескольких классных коллективах мы пришли к выводу, что создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе должно утвердиться сегодня во всех образовательных процессах. Особую роль в данном направлении играет воспитание толерантного поведения среди учащихся. Постановка цели воспитания учащихся в духе толерантности обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике развитие ученика выступало не как самоцель, а как средство достижения каких-то других целей -усвоения, дисциплинирования, приобщения и взаимодействия. При воспитании толерантности должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает гуманистическую позицию педагога по отношению к детям. Предметом воспитания толерантности становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Учитель совершенно иным образом организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Результатом работы педагога по воспитанию толерантной личности становится развитый детский коллектив, который представляет собой необходимые условия для самоутверждения личности. Такому коллективу присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей - все то, что сегодня предполагает ФГОС ООО. Таким образом, психологический климат в детском коллективе имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка, так как способствует лучшему усвоению учебного материала школьником, полноценному развитию его личности. Следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди, воспитанные в духе толерантности, представляют особую ценность для современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. В контексте конфликтологии: диагностика и методология управления конфликтной ситуацией. М. : Институт социологии РАН, 2001. № 3.

2. В мире жить - с миром жить. Дружба и взаимопонимание в фольклоре народов России. // Н. А. Лопуленко, М. Ю. Мартынова. М., 2002.

3. Валери П. Взгляд на современный мир. Избранные произведения. М., 1996.

4. Гаджиева Р. Г. Динамика тендерных стереотипов и их влияние иа профессиональную самореализацию личности : дис. ... канд. психол. наук. M., 2000.

5. Декларация принципов толерантности. URL: http://krotov.info/acts/20/1990/19951116.html.

6. Демииа Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности : учебное пособие. URL: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5854/Itemid,50/.

7. Козырева П. M. Толерантность и динамика социального самочувствия в современном российском обществе. M., 2002.

8. Комогоров П. Ф. Социальная толерантность и необходимость ее формирования : сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета / / Курган. гос. ун-т. Курган, l999-

9. Краткий психологический словарь. URL: http: //www.dedeve.narod.ru/ slovar/.

10. Круглова Н. В. Толерантность как задача практической философии // Перспективы практической философии иа рубеже тысячелетий : материалы теорет. семинара 9 марта l999 года. СПб., l999-

11. Программа курса «Культура мира, права человека, толерантность, иеиасилие и миролюбие» для учащихся старшей школы / Сост. Т. В. Болотина. M. : АПК и ПРО, 2002.

12. Психология. Словарь / Под общ. ред. A. B. Петровского. M. : Политиздат, l990.

13. Райгородский Д. Я. Хрестоматия по психологии. M. : Наука, 2002.

14. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. l983- № 2.

15. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. A., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Треиииг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. M. : Геиезис, 200l.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Толерантное созиаиие и формирование толерантных отношений. M. : Mосковский психолого-социальный институт, 2002.

17. Толерантность - мировоззрение современного общества : сборник научных трудов // Под ред. И. Ф. Исаева. Белгород : БелГУ, 2002.

LITERATURA

1. V kontekste konfliktologii: diagnostika i metodologiya upravleniya konfliktnoy situatsiey. M. : Institut sotsiologii RAN, 200l. № 3.

2. V mire zhit' - s mirom zhit'. Druzhba i vzaimoponimanie v fol'klore narodov Rossii. // N. A. Lopulenko, M. Yu. Martynova. M., 2002.

3. Valeri P. Vzglyad na sovremennyy mir. Izbrannye proizvedeniya. M., 1996.

4. Gadzhieva R. G. Dinamika tendernykh stereotipov i ikh vliyanie na professional'nuyu samorealizatsiyu lichnosti : dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2000.

5. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti. URL: http: //krotov.info/acts/20/l990/l995lll6.html.

6. Demina L. D., Ral'nikova I. A. Psikhicheskoe zdorov'e i zashchitnye mekhanizmy lichnosti : uchebnoe posobie. URL: http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5854/Itemid,50/.

7. Kozyreva P. M. Tolerantnost' i dinamika sotsial'nogo samochuvstviya v sovremennom rossiyskom obshchestve. M., 2002.

8. Komogorov P. F. Sotsial'naya tolerantnost' i neobkhodimost' ee formirovaniya : sbornik nauchnykh trudov aspirantov i soiskateley Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta // Kurgan. gos. un-t. Kurgan, l999.

9. Kratkiy psikhologicheskiy slovar'. URL: http://www.dedeve.narod.ru/slovar/.

10. Kruglova N. V. Tolerantnost' kak zadacha prakticheskoy filosofii // Perspektivy prakticheskoy filosofii na rubezhe tysyacheletiy : materialy teoret. seminara 9 marta 1999 goda. SPb., 1999.

11. Programma kursa «Kul'tura mira, prava cheloveka, tolerantnost', nenasilie i mirolyubie» dlya uchashchikhsya starshey shkoly / Sost. T. V. Bolotina. M. : APK i PRO, 2002.

12. Psikhologiya. Slovar' / Pod obshch. red. A. B. Petrovskogo. M. : Politizdat, l990.

13. Raygorodskiy D. Ya. Khrestomatiya po psikhologii. M. : Nauka, 2002.

14. Semenov I. N., Stepanov S. Yu. Lichnostno-refleksivnyy aspekt formirovaniya resheniya tvorcheskikh zadach // Voprosy psikhologii. l983. № 2.

15. Soldatova G. U., Shaygerova L. A., Sharova O. D. Zhit' v mire s soboy i drugimi: Trening tolerantnosti dlya podrostkov. 2-e izd., ster. M. : Genezis, 2001.

16. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnykh otnosheniy. M. : Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut, 2002.

17. Tolerantnost' - mirovozzrenie sovremennogo obshchestva : sbornik nauchnykh trudov // Pod red. I. F. Isaeva. Belgorod : BelGU, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.