Научная статья на тему 'Проблемы адаптации детей-мигрантов младшего возраста в поликультурном пространстве школы'

Проблемы адаптации детей-мигрантов младшего возраста в поликультурном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТИ МИГРАНТОВ / ADAPTATION / TOLERANCE / MIGRATION / MULTICULTURALISM / INTERNATIONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CHILDREN OF MIGRANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилькова Ю.В.

В статье раскрывается проблема межнационального общения в процессе адаптации детей-мигрантов к условиям обучения в школах России. Особое внимание уделяется вопросам воспитания толерантного отношения к детям мигрантов, созданию благоприятных педагогических условий для поддержания здорового психологического климата внутри детского школьного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хилькова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of adaptation of workers’ younger children in multicultural school space

The article deals with the problem of international communication in the adaptation of migrant children to the conditions of schools in Russia. Particular attention is paid to the education of a tolerant attitude towards the children of migrants, creating favorable conditions for teachers to maintain a healthy psychological climate in the children's school community.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации детей-мигрантов младшего возраста в поликультурном пространстве школы»

DOI: 10.17689/psy-2016.1.7 УДК 159.923:316.6:37

Проблемы адаптации детей-мигрантов младшего возраста в поликультурном пространстве школы © 2016 Хилькова Юлия Викторовна* *психолог Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя школа №44 (г. Красноярск) xilkovay@mail .ru The problems of adaptation of workers' younger children in multicultural

school space © 2016 Hilkova Yuliya Viktorovna* psychologist of Municipal budgetary educational institution of "Secondary school №44" (Krasnoyarsk) xilkovay@mail .ru Аннотация: В статье раскрывается проблема межнационального общения в процессе адаптации детей-мигрантов к условиям обучения в школах России. Особое внимание уделяется вопросам воспитания толерантного отношения к детям мигрантов, созданию благоприятных педагогических условий для поддержания здорового психологического климата внутри детского школьного коллектива.

Ключевые слова: адаптация, миграция, толерантность, поликультурность, межнациональное общение, коммуникативная компетентность, дети мигрантов.

Annotation: The article deals with the problem of international communication in the adaptation of migrant children to the conditions of schools in Russia . Particular attention is paid to the education of a tolerant attitude towards the children of migrants , creating favorable conditions for teachers to maintain a healthy psychological climate in the children's school community.

Keywords: adaptation , tolerance, migration, multiculturalism, international communication, communicative competence, children of migrants .

В настоящее время, в связи с увеличением миграции народов по всему миру особой актуальностью пользуются вопросы, связанные с поликультурным пространством, в частности с проблемами адаптации ребенка в образовательном пространстве школы.

Миграция населения - это процесс переселения людей, пересекающих границу территорий со сменой места жительства, как навсегда, так и на длительный срок [5, с.7].

Люди мигрируют по разным причинам, но в основе, как правило, лежит поиск более благоприятных условий их жизни. Рассмотрим и проанализируем сводные данные по миграционным потокам на территории Красноярского края и за его пределами за последние два года (Таблица 1).

Таблица 1

Показатели международной миграции в Красноярском крае и за его

пределами

Январь - ноябрь 2015 Справочно

январь - ноябрь 2014

мигра- мигра-

число число ционны число число ционны

при- вы- й при- вы- й

бывши бывши прирост, бывши бывши прирост,

х х снижение (-) х х снижение (-)

Миграция 107749 105278 2471 103888 103070 818

в том числе:

в пределах России 97527 100967 -3440 95634 99516 -3882

в том числе:

внутрикраевая 63332 63332 - 62226 62226 -

Межрегиональная 34195 37635 -3440 33408 37290 -3882

международная 10222 4311 5911 8254 3554 4700

миграция

в том числе:

с государствами-участниками СНГ 9647 3729 5918 7574 2814 4760

Согласно статистическим данным, представленным Красноярскстатом, за январь - ноябрь 2014 и январь - ноябрь 2015 года, заметна тенденция к увеличению миграционных потоков [6].

Увеличение миграционного потока «смешивает» культуру регионов, привнося вместе с потоком людей их идеалы и ценности, в то время, как многие семьи являются патриотами своей Родины и приверженцами своих религиозных и культурных взглядов, в которых не находится места для «других».

По словам В.И. Матис, поликультурность - это сохранение и интеграция культурной самобытности личности в условиях многонационального общества, что позволяет формировать толерантные отношения между различными национальностями, воспитывает культуру межнационального общения [4, с.38].

Для семьи, и в частности для ребенка, воспитывающегося в рамках одной этнической культуры, трудно включится в сложившийся генофонд общества. Как правило, воспитание в семье основывается на культуре народов региона, где проживает ребенок, а в приоритет ставится культура его национальности. И зачастую, это является проблемой для многих семей.

Ярким примером может служить интолерантное отношение к «иным», другим детям, приверженцам отличной от их собственной культуры, религии. Современные школы пестры национальным составом, и неудивительно, что здесь часто возникают вопросы, связанные с улучшением многонациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения; идеи толерантности и дружбы народов становятся в центре

внимания. Отсюда возникает проблема, связанная с качеством многонациональных отношений, правильностью воспитания ребенка в окружающем его поликультурном пространстве [3, С. 47].

Ряд учёных (Г.Н. Волков, Д. И. Латышина, Т.В. Сафонова, Р.З. Хайруллин и др.) связывают возможность решения проблемы межнациональных отношений педагогическими средствами в процессе воспитания культуры межнационального общения. Проявляясь в межличностных контактах различных этнических общностей, она обеспечивает адекватность поступков и действий, позволяет быстро достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Эта идея напрямую связана с воспитание толерантности [1, а152].

Ребёнок постоянно развивается, ему всё интересно, он любопытен к окружающему миру, но с таким большим потоком информации ему трудно справится в одиночку, к тому же, в чужой для него стране. И школа здесь имеет большие возможности для воспитания у детей правильной культуры взаимоотношений.

Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.

Пытаясь помочь ребенку-мигранту влиться в новую культурную среду, в группу сверстников, педагоги могут давать несложные поручения, которые он будет выполнять совместно с другими учениками [2].

Одним из главных средств педагогического воздействия является игра. Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом,

учением, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для успешной адаптации ребенка в обществе.

Для ребенка-мигранта чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества, так же, является одним из способов знакомства с культурой страны. Чаще всего у таких детей существует проблема языковой адаптации, и чтение для них в чистом виде дается довольно трудно. Здесь, возможно подкрепление наглядным материалом в виде карточек - пиктограмм по произведениям или применение ИКТ, в частности ярких, красочных презентаций. Педагог должен создать благоприятные условия для нахождения ребёнка-мигранта в детском коллективе. Помогать находить ему пути взаимодействия с одноклассниками, проводить занятия по расширению и углублению знания. Помогать ученику в самореализации в новом коллективе. Так же, здесь немаловажным является привлечение в школьную жизнь родителей детей мигрантов. Проводя консультации, различного рода мероприятия для родителей и детей, педагог тем самым знакомит окружающих с традициями и культурной различных наций, что способствует развитию толерантных межнациональных отношений. Понятие «поликультурности» охватывает духовное, культурное, а так же языковое пространство в котором находится ребенок, следовательно, его коммуникативное развитие, которое во многом зависит от взаимоотношение складывающихся в коллективе. Отсюда вытекает следующая проблема - проблема развития коммуникативной компетентности в детском возрасте, в основе которой лежит языковой барьер, будь то незнание языка или билингвизм ребенка.

Таким образом, адаптация ребенка-мигранта в пространстве школы имеет множество проблем, связанных со многими факторами. Приобщая ребенка к культуре своего народа и национальностей проживающих рядом,

взрослый должен формировать у детей представление о своей индивидуальности, культурной самоидентификации, при этом подчеркивая поликультурную значимость общечеловеческого.

Литература:

1. Глухова Т.В., Мутерперель С.В. Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте // Возрастные особенности формирования толерантности. М., 2003.С. 152-162.)

2. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учебное пособие //- 2-е изд. -М.: Высш. шк., 2009.

3. Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. - 2002. -№ 9. - С. 47-53.

4. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. Дис. ...д-ра пед.наук Барнаул, 1999

5. Рыбаковский Л.Л. Миграционные процессы: понятие, формы, виды и стадии.2000. - 7-8с.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю //http://www.krasstat.gks.ru/

References:

1. Gluhova T.V., Muterperel S.V. Natsionalnaya identichnost i mezhnatsionalnaya tolerantnost v podrostkovom vozraste // Vozrastnyie osobennosti formirovaniya tolerantnosti. M., 2003.S. 152-162.)

2. Golovneva E.V. Teoriya i metodika vospitaniya: uchebnoe posobie //- 2-e izd. -M.: Vyissh. shk., 2009.

3. Zaharchenko E. Yu. Deti-migrantyi v atmosfere sovremennoy rossiyskoy shkolyi // Pedagogika. - 2002. -# 9. - S. 47-53.

4. Matis V.I. Teoriya i praktika razvitiya natsionalnoy shkolyi v polikulturnom obschestve: avtoref. Dis. ...d-ra ped.nauk Barnaul, 1999

5. Ryibakovskiy L.L. Migratsionnyie protsessyi: ponyatie, formyi, vidyi i stadii.2000. - 7-8s.

6. Territorialnyiy organ Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki po Krasnoyarskomu krayu //http://www.krasstat.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.