УДК 37.015 ББК 74.03(3)
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Дюжакова Марина Вячеславовна,
доктор педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и методики дошкольного
и начального образования
Воронежский государственный педагогический
университет
(г. Воронеж)
Аннотация. В данной статье представлен анализ возможности системы многоуровневого образования, т.е. возможности ступеней бакалавриата и магистратуры в подготовке педагогов к работе с детьми-мигрантами за счет интеграции поликультурного содержания в учебные программы, технологии обучения, а также педагогов, владеющих дополнительными квалификациями, ориентированных на работу с детьми-мигрантами.
Ключевые слова: моделирование, педагогическое образование, многоуровневая подготовка, миграция, миграционные процессы.
MODELINGOF SYSTEM CHANGES IN THE PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MIGRATION PROCESSES
Dyuzhakova M.V., Dr. Pedagog. Sci., Docent of the Department of pedagogics and methods of preschool and primary education of VSPU
Abstract. This article presents an analysis of the possibility of a multi-level education system, i.e. the possibility of bachelor's and master's degrees in teachers' training to work with migrant children through the integration of multicultural content in the curriculum, learning technology, as well as teachers who possess additional qualifications focused on working with migrant children.
Key words: modeling, pedagogical education, multilevel training, migration, migration processes.
Современное педагогическое образование испытывает влияние множества факторов экономического, социального, культурного и иного характера. При этом нельзя недооценивать те изменения в системе педагогического образования, которые обусловлены развитием миграционных потоков в различных регионах Российской Федерации. Как известно, массовая миграция на территории РФ была связана с распадом Советского Союза и вызвана после-
дующими межэтническими конфликтами, социально-экономической нестабильностью, национальной нетерпимостью [4]. Воронежская область является одним из регионов активной миграции как русского населения, так и представителей различных национальных групп. В конце 90-х годов ХХ века (по данным миграционной службы) Воронежская область занимала 4-е место в Центральном Федеральном округе по темпу прироста населения после Москвы,
Московской, Белгородской областей [8]. Сложившаяся ситуация обусловила множество проблем в работе педагогов школ, дошкольных учреждений, вузов, учреждений дополнительного образования, оказавшихся не готовыми к работе с детьми-мигрантами.
Исходя из этого, проблему нашего исследования определяет противоречие между потребностью в моделировании педагогического образования с позиций современной миграционной ситуации и недостаточной поликультурной подготовкой педагога к работе в многонациональном классе (группе).
Цель исследования - разработка модели системных изменений в подготовке учителя к работе с детьми-мигрантами, обусловленных притоком мигрантов в современные образовательные учреждения.
Важным теоретическим положением исследования является диалог культур, основанный на идеях открытости, диалогичности, культурного плюрализма. Философско-ме-тодологической основой данного положения является такое понимание диалога, когда все философские системы не отвергаются и даже не снимаются, в гегелевском смысле слова, а сосуществуют и взаимодействуют. Гуманизм такого взаимодействия заключается в том, что каждый субъект культуры должен пережить неполноту бытия перед бесконечным разнообразием всей мировой культуры. В таких условиях единственно разумной и вместе с тем нравственной дорогой подлинного объединения различных культур может быть признан только диалог между ними [1]. Диалоговый подход позволяет рассматривать образование как способ приобщения человека к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, способствующего тесному взаимодействию с представителями различных культур, гармонично интегрируясь в многокультурное образовательное пространство.
Также данное исследование основывается на теоретических положениях, сформулированных Г. Д. Дмитриевым, о многокультурности как важной составляющей профессионализма. Исходя из этого положения, студенты различных специальностей, особенно педагогических, должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать различие людей, уметь утверждать сво-
ими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе [3].
Начиная с конца 90-х годов, миграция (миграционные процессы) стала предметом изучения психолого-педагогических исследований, наряду с демографическими, социологическими, экономико-географическими, этнографическими, политическими и др. В монографии С.К. Бондыревой миграция населения рассматривается как пространственная активность (перемещение) индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства [2]. Наиболее характерный тип миграции на территории Воронежской области - это вынужденная миграция по политическим, этническим, экономическим и другим признакам. Воронежская область в эти годы приняла 17,2% переселенцев из республик бывшего Советского Союза от их общего числа по РФ [6]. В настоящее время их поток продолжает вливаться в население области, усиливая многонациональность региона.
Прежде всего мигранты сталкиваются с проблемами, связанными с тем, что местное население имеет более высокий уровень образования. В первую очередь, это лингвистическая проблема - функциональная неграмотность или недостаточное владение русским языком как государственным. В этом же ряду могут быть названы и другие проблемы, связанные с возрастным созреванием, формированием культурной идентичности, психологической адаптацией к новым условиям обучения детей-мигрантов, т.е. включением в новые условия жизни и получением образования.
В теории и практике школьного образования в России накоплен опыт реализации некоторых организационно-содержательных моделей адаптации мигрантов к новым условиям жизни средствами образования. В качестве примера могут быть названы модели национальных школ, успешно функционирующие в городах-мегаполисах, начиная с 90-х годов; модель Центра русской словесности и коммуникативного мастерства (С.К. Бондырева, А.А. Мурашов); модели педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве (О.В. Гукаленко); разнообразные модели адаптации детей-мигрантов в общеобразователь-
ных школах (масштабные исследования научно-педагогической школы Е.В. Бондаревской) и целый ряд других.
Как показало наше исследование, проблемы детей-мигрантов носят региональный характер. И не каждая из существующих моделей может быть продуктивно реализована в том или ином регионе. Таким образом возникает потребность в разработке модели подготовки учителей к работе с детьми-мигрантами на основе региональных особенностей, предполагающей системные изменения структуры, содержания и технологий обучения. Учитывая структуру современного высшего образования, строящегося на многоуровневой подготовке кадров, рассмотрим возможности подготовки бакалавров и магистров с точки зрения их поликультурной составляющей, направленной на подготовку будущего учителя к работе в многонациональном классе (группе).
Подготовка специалистов к профессиональной педагогической деятельности в сфере образования в России регламентируется государственными образовательными стандартами, в нашем случае, стандартом высшего образования ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование».
Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).
Бакалавр образования подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:
• участие в исследованиях по проблемам развития системы образования;
• владение основными методами научных исследований;
• познание и понимание ребенка (ученика) в образовательном процессе;
• обеспечение образовательного процесса, ориентированного на достижение целей конкретной ступени образования с использованием современных здоровьесберегающих и информационных технологий;
• установление взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;
• создание и использование в педагогических целях образовательной среды в соответствии с профилем подготовки;
• проектирование и осуществление профессионального самообразования;
• использование знания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия;
• готовность вести с учащимися индивидуальную работу корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления;
• реализацию образовательных задач культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования, и анализировать результаты процесса обучения в различных типах учебных заведений, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень образованности.
Выпускники подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно-исследовательской; преподавательской; коррекционно-развивающей;
консультационной; культурно-просветительской; организационно-воспитательной; социально-педагогической.
Магистр педагогики подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:
• владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
• умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Стандарт предлагает довольно обширный выбор магистерских образовательных программ, но и он может быть расширен и дополнен в зависимости от потребностей региона.
Однако, как показал анализ практики, педагогические университеты не часто предлагают магистерские программы по проблемам работы с детьми-мигрантами. Развитие практики в этом направлении идет по пути встраивания в существующие программы отдельных лекций и семинаров, курсов по выбору, модулей, ориентированных на подготовку к работе с детьми-мигрантами. В качестве примеров можно привести следующие.
В Ростове в рамках исследований научной школы Е.В. Бондаревской по проблеме разработки педагогических основ адаптации детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве разработан и реализуется учебный курс «Педагогическое лингво-
строение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов», предназначенный для студентов педагогического училища, что соответствует уровню бакалавриата. Представители этого научного коллектива в рамках внедрения концепции «Школа русской культуры в условиях этнической неоднородности социума» и комплекта учебных программ по дополнительному образованию в педагогических вузах Ростова и Таганрога читают лекционные курсы, проводят семинарские и практические занятия в процессе преподавания курса «Практическая педагогика».
В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в ходе реализации инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» разработаны и апробированы специально встраиваемые в магистерские программы модули по подготовке будущих педагогов к работе с детьми-мигрантами:
1) модуль «Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности», ориентированный на освоение магистрантами теоретических и практических знаний, необходимых для операционального взаимодействия и выработки способностей принятия стратегических решений в инонациональной, инокультурной и инорелигиозной среде;
2) модуль «Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия», ориентированный на освоение магистрантами технологий и техник конструктивного взаимодействия различных этнических и конфессиональных групп, достижение взаимопонимания между ними, которое приобретает острый характер в условиях усиливающихся миграционных процессов и изменения демографической ситуации в разных регионах России, особенно в мегаполисах;
3) модуль «Технологии адаптации мигрантов», ориентированный на повышение уровня компетентности будущих специалистов в области технологий адаптации мигрантов;
4) модуль «Технологии социокультурной адаптации на Севере», ориентированный на расширение компетенций магистрантов в проблемах адаптации коренных народов Севера,
принадлежащих к неевропейскому культур-но-цивилизационному типу.
Однако, как показало наше исследование, масштаб разворачивающихся миграционных процессов таков, что необходима разработка специальных программ подготовки будущих педагогов к работе с детьми-мигрантами. Мы считаем, что продуктивным будет путь реализации трех следующих стратегий:
• подготовка специалистов, владеющих основными квалификациями, со специализацией в области работы с детьми-мигрантами, например, учитель русского языка как государственного языка межнационального общения;
• подготовка специалистов, владеющих дополнительными квалификациями, ориентированных на работу с детьми-мигрантами;
• подготовка будущих педагогов к работе с населением региона.
Рассмотрим каждую стратегию подробнее.
Подготовка специалистов, владеющих основными квалификациями, со специализацией в области работы с детьми-мигрантами.
Реализация этой стратегии направлена в первую очередь на подготовку учителей русского языка как языка государственного и языка, на котором ведется обучение.
Язык - не только средство общения между человеческими группами, но и форма выражения различных культур. А поскольку культуры широко разнятся между собой, то при дискриминации двуязычной ситуации и дистанции между языками возникает культурная дистанция между языковыми группами. Знание второго языка позволяет разным этносам избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии. Поэтому, если ребенок-мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе в России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка.
Как показал анализ проблем детей-мигрантов, основной из них является слабое знание русского языка, с одной стороны, а с другой - неготовность учителей русского языка к работе с детьми других культурных и языковых традиций. Методическая проблема, как отмечают С.К. Бондырева и А.А. Мурашов [5], заключается в том, что русский язык должен преподаваться детям-мигрантам для формирования
устойчивых учебных мотиваций при сохранении усвоенных этнокультурных особенностей нации, частью которой они должны себя осознавать. Поэтому методически должен доминировать коммуникативный подход с опорой на эталонные тексты русскоязычной культуры. Программа обучения должна быть построена в соответствии с программой, учитывающей базовые лингвистические понятия, полученные учащимися в иной культурно-языковой среде, в применении их к терминосистеме русского языка и к семиосистеме русской культуры, и ориентирована на формирование устойчивой психолого-когнитивной, адекватной, этнокультурной самоидентификации при опоре на эмпирически освоенные пласты культуры другого этноса.
Подготовка педагогов, владеющих дополнительными квалификациями, ориентированных на работу с детьми-мигрантами. Реализация этой стратегии направлена на подготовку специалистов, готовых к решению профессиональных задач в работе с детьми-мигрантами.
Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др. В результате наблюдается общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов, трудностей адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания. При обучении детей-мигрантов необходимо учитывать сложившуюся в стране предыдущего пребывания систему ценностей. Ее трансформация (или адаптация к новым условиям) требует терпения, педагогического такта и непременного психологического наблюдения, отсутствие чего ведет к формированию личностных комплексов, фрустрации, аутизации ребенка-мигранта. Учитывая масштабы миграционных процессов и устремленность всех обществ к открытости, можно предположить, что данная стратегия в ближайшем будущем окажется перспективной и востребованной.
Проектирование направлений подготовки специалистов в рамках этой стратегии может быть выявлено на основании теоретического анализа функций современного учителя и анализа запросов педагогической практики. Функция содействия реализуется в открытом образовательном пространстве, которое рассматривается на уровне класса, школы, социума. На уровне класса/школы также определяется функция поддержки реализации школьником индивидуального образовательного маршрута. На уровне школы/социума проявляется функция проектирования образовательной среды. На уровне школы/социума (локального сообщества) - функция взаимодействия с партнерами учителя - субъектами, содействующими образованию ребенка. На всех уровнях реализуется функция определения образовательной политики.
Анализ практики инновационной деятельности целого ряда образовательных учреждений позволяет определить перечень необходимых для развития современной школы специальностей, таких как:
• координатор сетевых программ поликультурного взаимодействия;
• педагог межнационального взаимодействия;
• организатор образовательной среды предпрофильного или профильного обучения для детей-мигрантов;
• организатор развивающей образовательной среды школы поликультурного содержания;
• менеджер в сфере образования, совместных детско-взрослых образовательных проектов, внутрифирменного обучения;
• разработчик образовательных программ, эстетического содержания образования, образовательных дизайн-программ;
• эксперт-аналитик образовательных программ;
• тьютор по работе с детьми-мигрантами;
• консультант по проблемам оценки качества образовательной среды;
• дизайнер культурного образовательного пространства.
Таким образом, многоуровневая система высшего педагогического образования имеет значительный организационный ресурс для коррекции программ подготовки педагогических кадров для работы с детьми-мигрантами.
Реализация предложенных стратегий возможна через следующие направления:
• интеграция содержания обучения (включение в содержание дисциплин общекультурного блока тем, разделов, заданий поликультурного содержания; построение содержания дисциплин психолого-педагогического цикла с учетом практики работы с детьми-мигрантами через модули поликультурного содержания; организация учебной и педагогической практики, содержащей поликультурную составляющую; разработка материалов итоговой аттестации с учетом готовности выпускников к работе с детьми-мигрантами и т.д.);
• дополнительное знание (разработка курсов по выбору поликультурного содержания, целенаправленно готовящих студентов к работе с детьми-мигрантами: «Поликультурное образование», «Миграция населения как социальная проблема современности», «Педагогическая поддержка детей-мигрантов», «Технологии адаптации мигрантов», «Межнациональная коммуникация», «Культурно-образовательная среда Воронежского края», «Наш новый дом - Воронежский край», «История Воронежа в архитектуре и памятниках и т.д.);
• социально активные действия, направленные на преодоление негативных стереотипов, предубеждений (привлечение будущих педагогов к работе с детьми-мигрантами в детских образовательных учреждениях Воронежа, в том числе в детских оздоровительных лагерях, дошкольных учреждениях, организациях дополнительного образования; проведение совместно со студентами в рамках сетевого взаимодействия акций, праздников, конкурсов с участием детей-мигрантов).
Третья стратегия - подготовка будущих педагогов к работе с населением региона.
Реализация данной стратегии предполагает следующие направления:
• содействие развитию межкультурных взаимодействий между представителями различных национальностей региона;
• содействие созданию мультикультурной медиасреды региона;
• реализация программ сопровождения адаптации детей, подростков и молодежи в поликультурной среде региона.
Содействие развитию межкультурных взаимодействий между представителями различных национальностей региона предполагает включение учащихся в активную социокультурную деятельность, направленную на расширение знаний о культурных традициях представителей различных национальностей, как самих подростков, так и населения региона в целом. Основными инструментами реализации этой стратегии являются следующие мероприятия:
• праздники национальной культуры, праздники толерантного отношения друг к другу;
• творческие вечера, встречи, посвященные выдающимся представителям культур, национальностей, представленных в регионе;
• ярмарки, гуляния в дни значимых национальных праздников представителей национальностей региона;
• фольклорные и театрализованные представления для жителей региона.
В Воронежской области накоплен определенный опыт по развитию межкультурных взаимодействий между представителями различных национальностей региона, инициируемый региональной общественной организацией «Ассамблея народов Воронежской области». За несколько десятилетий сложились традиции участия различных диаспор в культурной и социальной жизни области и города. Одной из них является проведение 4 ноября Дня национального единства, организованного силами Комитета по делам национальностей Общественной палаты по Воронежской области и Воронежской региональной общественной организацией «Ассамблея народов Воронежской области». В этот день все диаспоры области, их официально 14 (организация кыргызов «Мурас», азербайджанская община «Хазар», армянская организация «Ани», дагестанская, корейская национально-культурная автономия, среднеазиатская община, татарская община «Рефах», украинская национально-культурная автономия, чеченская община «Вайнах», Се-веро-Донской казачий округ, езидо-курдская община «Медиа», туркменская община, грузинская община «Багратион», узбекская община «Ватан»), представляют свою выставку, которая рассказывает об истории, традициях, народных промыслах каждой из представлен-
ных этнических групп. Одной из форм работы стал показ документальных фильмов об истории каждого народа, его знаменитых людях. Во время выставки ее участники и посетители (среди которых много представителей русского населения) проходят от одной экспозиции к другой, знакомясь с разными культурами, расспрашивая об особенностях разных исторических периодов, о традициях и обычаях, ремеслах. Этот акт национального взаимодействия и является целью проводимой выставки. По окончании выставки показывают концерт, организованный силами диаспор, где можно увидеть национальные подлинные костюмы, послушать национальную музыку и пение, познакомиться с поэзией, посмотреть национальные танцы. Важно, что участвуют в концертах и взрослые, и дети.
Другая традиция, сложившаяся в области,
- проведение смотра-конкурса на лучшую постановку работы образовательных учреждений города по укреплению межнациональной дружбы, формированию толерантного сознания, профилактике экстремизма в молодежной среде совместно с Управлением по образованию города и Ассамблеей народов Воронежской области. Заслуживает внимания разработанный усилиями Ассамблеи и Городского управления по образованию смотр-конкурс на лучшую постановку работы муниципальных образовательных учреждений по укреплению межнациональной дружбы, формированию толерантного сознания, профилактике экстремизма в молодежной среде, проведенный в целях повышения воспитательного потенциала образовательных учреждений города. В Положении о смотре-конкурсе сказано, что одной из основных воспитательных тем, над которой в течение ряда последних лет работают педагогические коллективы школ города, является тема «Школа толерантности
- школа взаимопонимания». Формирование толерантного сознания учащихся в общеобразовательных учреждениях города осуществляется в рамках общей системы воспитания и обучения, основной целью которой является воспитание таких личностных качеств, как гражданственность, патриотизм, нравственность, духовность, терпимость и уважение к людям других национальностей.
Содействие созданию мультикультур-ной медиасреды региона. Одним из важней-
ших элементов культуры современного общества стали средства массовой коммуникации (СМК), реализующие ряд социальных функций (терапевтическую, эстетическую, познавательную, компенсаторную, рекреативную, информационную, коммуникативную и др.). При этом воспитательная функция, направленная на передачу ценного социокультурного опыта от одного поколения к другому, занимает в этом ряду авангардные позиции. Социально-политические трансформации в России послужили импульсом к развитию социокультурного пространства, формируемого СМК. Законодательно устранена монополия государства в этой сфере, что способствовало выходу на информационный рынок новых сил, отражающих спектр идеологических, политических, социокультурных параметров различных стратификационных групп. Однако традиционные воспитательные ценности, находившиеся в советский период в ядре целеполагания СМК, переместились на периферию.
В публикациях по педагогике звучит озабоченность в связи со «сниженным» отношением СМК к вопросам нравственности и духовной жизни человека, со склонностью к эпатажу, «смакованию» агрессии и различных видов насилия, что отрицательно влияет на социализацию подрастающего поколения. Данные обстоятельства актуализируют деятельность по созданию региональной медиа-среды, оказывающей позитивное влияние на преодоление межэтнических конфликтов, ксенофобии. Элементами медиасреды являются аудиовизуальные коммуникации, средства массовой информации (радио, печать, телевидение). Рассмотрим воспитательный потенциал некоторых элементов медиасреды, с целью обращения внимания к этой малоизученной в области педагогики сферы влияния на молодежь и население. Содержание и структура воспитательного взаимодействия в пространстве радио определяются характером коммуникаций в сфере СМК, которые представлены разными интенциями: распространение знаний о социальной действительности; просвещение и распространение культурных ценностей; формирование в индивидуальном и общественном сознании идей гармонии, добра, красоты, любви и других общезначимых гуманитарных ценностей; оказание помощи и поддержки людям
и социальным группам в решении сложных (реальных или потенциальных) жизненных ситуаций. К числу интенций отнесены также интенции воздействия, манипуляции, оказания влияния на общественное мнение, поведение и сложившиеся эмоциональные оценки людей как представителей определенных социальных групп; интенции, направленные на развлечения, увеселения, которые отвечают потребностно-мотивационной сфере значительной части молодежи и часто сопряжены с интенциями отвлечения внимания от насущных проблем жизни, создания абстрагированных от реалий социальной практики моделей (например, жизни эстрадных «звезд» или экономических элит); интенции, направленные на конкурентное противостояние другим СМК. По мере развития общества, индивидуального и общественного сознания разрабатываются все более утонченные варианты реализации этих интенций. Названные интенции и их использование в радиовещании, в особенности местном, приближенном к жизненному миру молодежи, имеют достаточно выраженный педагогический характер, легко прочитываются на языке общей педагогики.
Чрезвычайно важное значение имеет местная печать, к которой учреждения образования зачастую относятся без должного внимания. А тем не менее муниципальные газеты являются самым прямым и доступным каналом коммуникации для многих представителей социума. Именно эту особенность региональной печати используют сегодня авторы изданий религиозного характера. Поэтому использование данного канала коммуникации представляется в современных условиях чрезвычайно значимым.
Телекоммуникационные технологии также служат организующим компонентом поликультурной деятельности. Телекоммуникационные технологии - это сетевые технологии, использующие глобальную сеть Интернет в синхронном и асинхронном режимах времени в образовательных целях для развития межкультурной компетентности. Дидактические свойства и возможности телекоммуникационных технологий позволяют формировать деятельностную основу обучения, с их помощью образуется среда межкультурного взаимодействия, они непосредственно реализуют принцип «диалога культур», задают социокультурный кон-
текст и контекст профессиональной и учебной деятельности, позволяют создавать ситуации успеха, образуют межкультурное пространство, в котором развиваются эмоции, чувства, личностные качества.
Необходимо отметить, что создание поликультурной медиасреды региона не является задачей для нашего исследования, но для развития идей поликультурного образования и трансляции его ценностей в социум эта среда выполняет ведущую роль. Поэтому, на наш взгляд, необходимо проведение самостоятельных междисциплинарных исследований в данном проблемном пространстве.
Реализация программ сопровождения адаптации детей, подростков и молодежи в поликультурной среде региона. Опыт реализации подобных программ складывается в различных регионах нашей страны. В Санкт-Петербурге, например, разработана и реализуется «Единая адаптационная программа для детей и семей мигрантов на основе имеющегося образовательного потенциала СПб» [7]. Актуальность данной программы обусловлена постоянно возрастающим потоком миграции в Санкт-Петербурге, резким увеличением числа детей из семей мигрантов в образовательных учреждениях города; изменением соотношения представителей различных национальностей и культур в национальной палитре города, а также увеличением числа иноязычных мигрантов, не владеющих нормами русского языка и культуры; обострением межэтнических отношений, выраженным ростом ксенофобии как в латентной, так и в открытой формах. Цели программы: интеграция детей и семей переселенцев в культурное пространство России, адаптация детей Санкт-Петербурга к совместной жизни в многонациональном государстве, воспитание взаимной толерантности в полиэтническом школьном коллективе, формирование социально-активной личности.
Разработка программ сопровождения адаптации детей к новой среде жизнедеятельности должна учитывать региональные особенности, в том числе национальный состав города (области), степень конфликтности в регионе, культурологические, религиозные предпочтения мигрантов и местного населения, социокультурный потенциал региона и т.д.
Механизмы реализации программы:
1. Первоначальное скрининговое обследование поступающих в школы детей переселенцев (социальное и материальное положение семьи; уровень владения русским языком - письменным и устным; психофизическое состояние ребенка). Выделение детей, нуждающихся в индивидуальном психолого-социально-педагогическом сопровождении.
2. Всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик, главным центром которого должен стать методический центр подготовки преподавателей русского языка как не родного. Организация работы межвозрастных языковых классов и групп в нескольких школах каждого района города, обеспечение посещений занятий в этих классах всеми детьми района, имеющими низкие языковые знания. Открытие «нулевых» (подготовительных) классов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не владеющих русским языком. Обязательные дополнительные занятия и культурные мероприятия второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных языковых программ, участие в секциях, кружках). Подготовка, издание и использование специальных дидактических пособий, включая мультимедийные, с целью знакомства иноэтничных учащихся с историей и культурой России и Воронежской области и выравнивания знаний по русскому языку, подготовка к сдаче ЕГЭ по государственным нормативам.
3. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей-переселенцев в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владением языком может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками. Получить опыт успеха дети могут на спортивных соревнованиях, технических олимпиадах, творческих турнирах: танца, рисунка, прикладного искусства. Получение данного опыта имеет особо важное значение для облегчения первого периода адаптации.
4. Психолого-социально-педагогическое сопровождение детей и семей групп риска, не справляющихся с адаптационными проблемами. Организация консультаций (консультативных центров). Проведение практических семинаров для родителей.
148 -|
5. Чрезвычайно важным временным ресурсом для реализации программ по работе с детьми-мигрантами является внеучебное время и школьные каникулы. В каникулярное время во всех районах города при многих школах действуют лагеря отдыха дневного пребывания. Участие в программах лагерей является действенным инструментом социализации и интеграции недавних мигрантов. В рамках режима дня должны быть организованы курсы практического русского языка в разновозрастных группах. Также необходимо привлечение к участию в данных курсах родителей, в первую очередь неработающих матерей, и организация семейного обучения.
6. Привлечение к образовательной и воспитательной работе с детьми представителей национальных диаспор, имеющих профильное педагогическое образование и опыт успешной адаптации, из числа родителей и представителей общественных организаций. Данные специалисты являются своего рода проводниками между двумя культурами.
7. Активизация работы с семьями. Проведение семейных проектов по двум направлениям: объединяющие мероприятия, способствующие сближению учащихся и становлению их активной гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные соревнования, проведение общегражданских праздников). Максимальное вовлечение учащихся классов с полиэтническим составом и, по возможности, их семей в волонтерские, добровольческие программы; а также мероприятия с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты. Данные мероприятия служат сохранению и развитию этнических традиций многонационального города, включению их в общую палитру культурной жизни. В их число входят многонациональные школьные фестивали, выставки, презентации национальных костюмов, кухни, ремесел, фольклорные и театральные мероприятия, включая фестивали семейных театров и фольклорных групп.
Таким образом, подготовка современного педагога к работе в многонациональном классе требует системных изменений в высшем педагогическом образовании, которые можно представить через 3 основные стратегии: под-
готовка специалистов, владеющих основными квалификациями, со специализацией в области работы с детьми-мигрантами; подготовка специалистов, владеющих дополнительными квалификациями, ориентированных на работу с детьми-мигрантами; подготовка будущих педагогов к работе с населением региона. Моделирование данных системных изменений выявило основные направления совершенствования структуры и содержания педагогического образования, включая: интеграцию содержания обучения; дополнительное знание; социально активные действия, формирующие преодоление негативных стереотипов, предубеждений; содействие развитию межкультурных взаимодействий между представителями различных национальностей региона; содействие созданию мультикультурной медиасреды региона; реализация программ сопровождения адаптации детей, подростков и молодежи в поликультурной среде региона. Хочется подчеркнуть, что именно комплексная работа в вузе способна обеспечить современный запрос общества на подготовку учителя, готового и способного к работе в поликультурном классе.
Литература:
1. Библер, В.С. Диалог культур / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-43.
2. Бондырева, С.К. Миграция (сущность и явление) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 296 с.
3. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
4. Дюжакова, М.В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов / М.В. Дюжакова. - Воронеж: Изд-во НПП «АИСТ», 2010.
- 264 с.
5. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: учеб. пособие / С.К. Бондырева, А.А. Мурашов. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.
6. Мясников, В.Я. Образование и миграционные процессы в СНГ / В.Я. Мясников // Мир образования
- образование в мире. - 2007. - № 2 (26). - С. 44-55.
7. Нагавкина, Л.С., Рузина, М.С., Сидорова-Шпилкер, М.Н. Миграционная педагогика: социально-педагогические технологии: методическое пособие / Л.С. Нагавкина, М.С. Рузина, М.Н. Сидорова-Шпилкер.
- СПб: СПбАППО, 2008. - 76 с.
8. Численность населения Российской Федерации до 2025 г. (статистический бюллетень). - М.: Росстат, 2005. - 314 с.
I- 149