АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Гукаленко
В.П. Борисенков
Ключевые слова:
педагогика работы с
детьми-мигрантами;
поликультурное
образовательное
пространство,
модульно-
компетентностный подход,
поликультурность, диалог культур, поликультурное образование; миграция, дети-мигранты.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматриваются педагогические проблемы, связанные с миграцией и подготовкой педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве, раскрыты причины, вызывающие трудности в этой деятельности, обоснованы актуальные направления ее совершенствования. Выявлены пути улучшения подготовки педагогов в контексте модульно-компетентностного и личностно-ориентированного подходов, принципов поликультурности и диалога культур.
На рубеже ХХ-Х1 вв. расширение миграционных потоков предстало в качестве одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не просто как механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической, политической и культурной жизни целого ряда государств. Сегодня в мире насчитываются десятки миллионов мигрантов, в том числе и на постсоветском пространстве, меняется их качественный и квалификационный состав, обостряются проблемы их интеграции в новых местах проживания. Отсюда вытекает необходимость всестороннего анализа социально-экономических и гуманитарных последствий миграции
как для России, так и для всего Евразийского пространства, находящегося в процессе его формирования. Резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудовых ресурсов в постсоветских регионах, в частности и в России, ставит на повестку дня задачу организации подготовки специалистов, работающих с мигрантами и их семьями.
Эффективными инструментами грамотной миграционной политики и практической работы с мигрантами выступает реализация норм международного, федерального и регионального права, наличие квалифицированных специалистов и подготовленность самих мигрантов к выполнению профессиональных и жизненных (в том числе и родительских) функций на новом месте проживания.
Попав в инокультурную среду, мигрант оказывается перед необходимостью определения новой жизненной стратегии и адаптации как профессиональной, так и социальной, что касается и членов его семьи, в том числе и детей. Знание и предвидение особенностей поведения мигранта имеет большое значение в предупреждении межэтнических и межконфессиональных конфликтов, примеры которых мы видим и в странах Европы, и у нас. Среди мигрантов, как правило, преобладают семьи: полные и неполные, благополучные и неблагополучные, обеспеченные и необеспеченные. В этих семьях в большинстве случаев есть дети, причем они становятся невольными мигрантами, поскольку решение о смене места жительства обычно, как правило, принимается без их участия. Наиболее остро проблема детей-мигрантов проявляется в городах-мегаполисах, где она затрагивает судьбы сотен тысяч детей. Негативные последствия неразрешенности педагогических проблем детей-мигрантов вполне очевидны и чреваты усилением в будущем межэтнических, межконфессиональных и социальных конфликтов в обществе.
Общеобразовательная и профессиональная школы должны учитывать масштабность явления миграции и специфические особенности поведения мигрантов в инокультурной среде. Школа в первую очередь призвана стать местом широкой культурной дискуссии, помочь учащимся и молодым людям научиться понимать, осмысливать и осознавать разнообразие современной многокультурной действительности, личностные и культурные различия, научить решать проблемы и конфликты межкультурного взаимодействия путем диалога и сотрудничества. Для этого следует обеспечить необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов, способных учитывать особенности работы с детьми-мигрантами, осуществлять их поддержку, защиту и адаптацию в новой социокультурной среде.
Однако решение проблемы подготовки специалистов для работы с детьми-мигрантами сопряжено с преодолением ряда противоречий. Это, во-первых, противоречие между массовостью явления миграции и неготовностью системы образования обеспечить их качественное обучение и воспитание на базе принципов поликультурности в связи с отсутствием отвечающей вызовам времени системной государственной политики, имеющей соответствующее финансирование, разработку правовой базы и методико-техноло-гического обеспечения работы с детьми - мигрантами и их семьями.
Во-вторых, налицо противоречие между острой необходимостью в специальной подготовке учителей, социальных педагогов, социальных работников и управленцев для работы с семьями мигрантов и их детьми и отсутствием соответствующих положений и рекомендаций в стандартах педагогического образования.
В-третьих, дети-мигранты - это социально-педагогическая реальность, которая пока еще не нашла должного внимания со стороны системы образования, социальных институтов, недостаточно отражается в средствах массовой информации, в сознании и деятельности педагогической и родительской общественности.
В мировой практике накоплен солидный опыт социально-педагогического сопровождения и поддержки детей-мигрантов в поликультурной среде (Англия, Германия, Израиль и др.), позитивные практики которого могут быть адаптированы к условиям российской действительности. Поучителен и интересен опыт русской эмиграции прошлого века по работе с детьми -мигрантами, который еще недостаточно изучен, хотя его ценность в современных условиях не вызывает сомнений.
Обращение к изучению международного опыта подготовки педагогов к решению новых проблем дает возможность не только расширить представления о мировом педагогическом процессе, проследить основные тенденции развития образовательных систем, но и провести его объективный анализ с целью эффективной реализации полученных результатов в условиях российской системы педагогического образования. Методологией адаптации прогрессивного отечественного и зарубежного опыта является методология системно-культурологического подхода, позволяющая определить последовательность «шагов» подготовки специалистов для работы с детьми-мигрантами:
- выделить ценностные основы поликультурного образования в современном мире;
- обосновать выбор стран, опыт которых адаптируется к условиям раз-
вития педагогического образования в части подготовки педагогов для работы с детьми-мигрантами в России;
- обобщить основные направления построения педагогического образования с учетом миграционных процессов и определить, что из этого может быть адаптировано к российской системе;
- построить обобщённую модель изменений педагогического образования в условиях развития миграционных процессов.
В отечественной педагогике разработаны теоретико-методологические основания педагогики работы с детьми-мигрантами ( Б.Л. Вульфсон, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, С.А.Дудко, А.С.Ильина, Л.М.Сухорукова,). В отношении педагогической работы с детьми-мигрантами интерес представляют концепции поликультурного, этнокультурного образования, раскрывающие различные подходы к организации межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного пространства России (В.П. Борисенков, Е.В. Бондаревская, Г.Н.Волков, Т.Т. Камболов, М.Н. Кузьмина, А.А. Магометов, С.В. Иванова, Л.Л. Супрунова и др.). В работах Л.Т. Ткач, М.А. Болдыревой, А.Н.Гуляевой актуализируется проблема поиска новых моделей подготовки поликультурно-ориентированного педагога с учетом происходящих в мире глобальных вызовов, связанных с процессами и проблемами миграции.
Несмотря на имеющиеся научные изыскания в области изучения миграционных процессов и поликультурного образования, общеобразовательная и профессиональная школы и педагоги недостаточно подготовлены к работе с детьми-мигрантами как в правовом, так и в организационно-содержательном, методологическом и методическом отношениях. В этой связи следует определить причины, вызывающие трудности в социально-педагогической работе с детьми-мигрантами: отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми-мигрантами; неумение профессионально грамотно выстраивать отношения с учащимися на основе принципов диалога, толерантности, поликультурности; неготовность педагогов вступать в общение с детьми разных этносов, национальностей и культур с позиции равенства культур в любой (учебной, внеклассной, игровой) совместной деятельности; отсутствие доступных практико-ориентированных социокультурных и поликультурных технологий; недостаточная подготовленность в установлении взаимодействия между социумом, образовательным учреждением, родителями, органами власти и институтами гражданского общества в решении вопросов, касающихся детей-мигрантов.
Совершенствование процесса подготовки педагогов для работы с детьми - мигрантами позволяет рассматривать эту подготовку как систему, процесс и результат целенаправленной образовательной деятельности, основанной на принципах поликультурности, модульно-компетентностного и личност-но-ориентированного подходов. Система профессиональной подготовки педагога для работы с детьми-мигрантами включает следующие компоненты: овладение профессиональной культурой; подготовка педагога-исследователя; формирование личности педагога; обеспечение широкого общегуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством; интеграция курсов педагогики, психологии и методики; возможность индивидуальной самореализации; дифференцированная оценка профессиональных умений, профессионального мастерства [3,с.199]. В этой связи в концепции организации подготовки педагогов в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального образования. Для построения системы подготовки педагога для работы с детьми - мигрантами требуется решение следующих задач:
- обоснование научно-теоретических и методологических основ подготовки специалистов для работы с детьми-мигрантами в контексте принципов поликультурности и диалога культур;
- разработка программно-методического и технологического обеспечения подготовки педагогов для работы с детьми-мигрантами на основе культуросообразного, деятельностного, модульно-компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Процесс подготовки педагогов для работы с детьми-мигрантами предполагает создание блоков, модулей, интегрированных курсов и программ поликультурного образования, направленных на формирование у них целостной, объективной картины мира, способов активного межкультурного взаимодействия. Тематика образовательных модулей может быть определена следующим образом: поддержка и защита детей-мигрантов в мировой и отечественной педагогике; этнопедагогические и этнопсихологические особенности работы с детьми - мигрантами; билингвизм: лингвистический статус и характеристики; поликультурное воспитание; основные направления обучения русскому языку детей-мигрантов; педагогика работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве и другие.
В подготовке педагогов для работы с детьми-мигрантами большое внимание уделяется учебной практике, в процессе прохождения которой
предусмотрены следующие виды работ: анализ программ, учебных планов и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; составление планов психолого-педагогической и методической работы педагога с детьми-мигрантами; выполнение планов психолого-педагогической и методической работы педагога с детьми-мигрантами; разработка и использование элементов учебно-методического комплекса в профессиональной деятельности; анализ предметно-развивающего поликультурного пространства; применение современных методов, методических приемов, средств, технологий обучения и воспитания детей-мигрантов в профессиональной деятельности.
Квалификационные требования к педагогам, которые будут работать с детьми-мигрантами, должны учитывать особенности сферы их будущей деятельности - собственно преподавательскую, работу с родителями и социальным окружением, управленческую деятельность и профессиональное самообразование. В каждой сфере деятельности развиваются и проявляются профессионально значимые умения в коммуникативной, социальной и информационной сферах, что предполагает развитие у педагогов соответствующих компетенций.
Коммуникативные компетенции:
- сочувствовать ребенку - мигранту и понимать его;
- строить конструктивное взаимодействие с детьми другой национальности;
- понимать особые трудности ребенка в общении с другими детьми; учитывать особенности смешанных браков;
- выстраивать толерантные отношения с родителями других национальностей;
- конструктивно взаимодействовать с другими ОУ, в которых обучаются дети-мигранты, заимствовать позитивный опыт;
- устанавливать контакты и сотрудничать с национальными диаспорами, этнокультурными общинами;
- критически анализировать результаты своей работы с детьми-мигрантами и их родителями.
Социальные компетенции:
- помогать родителям, другим педагогам понимать ребенка - мигранта;
- оказывать поддержку ребенку-мигранту в установлении контактов с другими детьми в образовательном учреждении и социальном окружении;
- пропагандировать и демонстрировать толерантное поведение в образовательном учреждении и вне его;
- помогать осваивать культуру, культурные ценности, традиции страны проживания (России);
- содействовать проведению культурных акций, этнонациональных праздников с опорой на особенности поликультурного пространства региона;
- способствовать дружественному взаимодействию ребенка-мигранта с другими детьми в образовательном учреждении;
- соблюдать этические нормы межкультурных взаимоотношений.
Информационные компетенции:
- использовать в образовательном процессе информацию об особенностях разных национальных культур;
- интегрировать информацию о странах, откуда приехали дети-мигранты, в содержание преподаваемых предметов;
- создавать информационную коммуникативную среду для расширения контактов детей-мигрантов со сверстниками и социальным инокультур-ным окружением;
- способствовать распространению достоверной информации об истории, культуре, обычаях, традициях народов и стран, откуда приехали дети-мигранты;
- использовать разные способы информирования и технологии организации поликультурных праздников и культурных акций;
- представлять и защищать интересы воспитанников, учащихся разных национальностей при проектировании образовательных программ;
- использовать различные источники информации для расширения знаний и опыта по вопросам, касающимся работы с детьми-мигрантами.
В поликультурном образовательном пространстве Москвы выстраивается система педагогической работы с детьми мигрантами на модуль-но-компетентностной основе в контексте принципов поликультурности и личностно-ориентированного подхода. В данном направлении приоритеты политики Москвы в сфере общего и дополнительного образования, обозначенные в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) - Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), состоят в том, чтобы обеспечить вклад образования в формирование человеческого капитала города Москвы, в улучшение жизни детей и всего населения, в повышение глобальной конкурентоспособности
города Москвы, одно из направлений которых - обучение детей-мигрантов русскому языку, реализация программ их культурной адаптации и интеграции в общество города Москвы.
Развитие поликультурного образовательного пространства России, современная социокультурная ситуация определяют необходимость существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, оказавшихся уже сегодня несостоятельными в смысле обеспечения развития современного поликультурного общества, в котором усилились миграционные потоки и обострились проблемы мигрантов. В данной работе представлены отдельные направления оптимизации педагогического образования, позволяющие подготовить конкурентоспособного, компетентного специалиста в контексте развития социально-педагогической работы с детьми - мигрантами. Таким образом, подготовку учителя к деятельности в поликультурном образовательном пространстве необходимо начинать с реорганизации педагогического образования, обновления его концептуальных основ на культурологических принципах, внедрения в процесс подготовки учителя интегрированных курсов и междисциплинарных программ в контексте педагогической работы с детьми - мигрантами.
Современный педагог, работающий в поликультурном образовательном пространстве, является связующим звеном между воспитательными, социальными институтами и факторами, которые в той или иной мере способствуют разрешению проблем миграции и интеграции семей мигрантов и их детей в инокультурную среду. В этой связи совершенствование подготовки педагогов для работы с детьми - мигрантами отвечает вызовам времени и задачам формирования целостного поликультурного образовательного пространства России.
Литература
1. Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Тирасполь, 2000. - 89 с.
2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: ООО «Педагогика», 2006. - 464 с.
3. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Бендеры, 2000. - 288 с.
4. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика.
Пекин, 2013. - 367с. (на кит.яз.)
5. Гуляева А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей-мигрантов в иноэтнической среде. М., 2007.
6. Дудко С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России // Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского. - 2012. - №28. - С. 757-761.
7. Миграционная ситуация в странах СНГ. М.: Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, 2000.-208с.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002.
9. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 248 с.
10. Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии: Учебное пособие /А.В. Сухарев. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 264 с.