Научная статья на тему 'Особенности социокультурной адаптации детей этнических мигрантов в образовательном пространстве столичного мегаполиса'

Особенности социокультурной адаптации детей этнических мигрантов в образовательном пространстве столичного мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
291
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ДЕТИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ETHIC MIGRANTS' CHILDREN / MIGRATION OF THE POPULATION / SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION / EDUCATION IN THE CAPITAL / RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астафьева С. В.

Анализируется управленческая модель социокультурной адаптации и интеграции детей этнических мигрантов к условиям столичного мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF SOCIAL AND CULTURE ADAPTATION OF ETHNIC MIGRANTS' CHILDREN IN EDUCATION PROCESS IN THE CAPITAL CITY

The article analysis a management model of social and cultural adaptation and integration of ethic migrants' children in the conditions of the capital city.

Текст научной работы на тему «Особенности социокультурной адаптации детей этнических мигрантов в образовательном пространстве столичного мегаполиса»

Таким образом, широкое бесконтрольное экономическое, демографическое и другое проникновение Китая на территорию российского Дальнего Востока с определенной точки зрения может рассматриваться как угроза национальной безопасности нашей страны. Эта угроза весьма актуальна в связи с тем, что экономическое развитие Дальнего Востока буксует, в регионе отмечается депопуляция. В этом плане следует повышать уровень и качество российско-китайского сотрудничества, постоянно корректировать его в выгодном России направлении. Необходимо своевременно реагировать на отмеченные тенденции с тем, чтобы избежать закрепления за Китаем долговременных односторонних преимуществ в реализации сырьевых проектов на территории России. Актуальным видится, в частности, использование китайской активности для стимулирования конкуренции за российские сырьевые ресурсы среди иностранных инвесторов в целях оптимизации модели участия иностранного капитала в ресурсных проектах на Дальнем Востоке России.

Список литературы

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. - М., 2008.

Материалы конференции «Перспективы развития сотрудничества России и Китая в лесной промышленности». - М., 2006.

© Авраменко С.В., 2010

С.В. Астафьева

особенности социокультурной адаптации ДЕТЕй этнических мигрантов в образовательном

ПРОСТРАНСТВЕ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА

АСТАФЬЕВА Светлана Викторовна - главный специалист Управления образования ЗАО города Москвы, лауреат Премии правительства Москвы в области образования (e-mail: [email protected])

Аннотация. Анализируется управленческая модель социокультурной адаптации и интеграции детей этнических мигрантов к условиям столичного мегаполиса.

Ключевые слова: миграция населения; дети этнических мигрантов; социокультурная адаптация; столичное образование; русский язык.

Важной частью современных процессов глобализации стал невиданный прежде размах миграции населения. «Весь мир пришел в движение», -так охарактеризовала ООН гигантскую волну перемещений, охвативших практически все континенты и страны, все слои населения. На этом фоне четко проявляется усиление концентрации мигрантов в развитых странах. С 1960 по 2005 г. доля стран, принимающих мигрантов, возросла с 40 до 48%, а удельный вес мигрантов в составе местного населения в этих странах повысился с 3,4 до 10,3%1.

Миграционные проблемы, с которыми сталкиваются страны, принимающие мигрантов, во многом у всех схожи. Есть они и у России, уверенно вошедшей в число мировых лидеров по приему мигрантов и уступающей в этом только США. В связи с этим, как отмечают эксперты, существенной проблемой Российской Федерации становится не сама миграция, а неготовность государства должным образом ее регулировать По данным статистики, среди мигрантов, прибывающих в Россию на жительство, преобладают представители титульных наций стран СНГ Поэтому проблемы здесь следует решать с учетом мотивов миграции, трудностей, потребностей и условий пребывания мигрантов в России2.

Несомненно, что «этническая окрашенность» миграционных потоков в России, как и в развитых странах мира, надолго станет причиной обострения этноконфликтной ситуации, даже если будут предприняты эффективные меры по регулированию миграций. Так, по мнению Л.Л.Хоперской, «проблема миграции и изменения этнических пропорций населения страны является долгосрочным и дестабилизирующим фактором»3.

При столь масштабном росте миграции ее роль в жизнедеятельности страны резко возрастает. Особенно высока она столичном мегаполисе, где, по разным оценкам, на тот или иной промежуток времени задерживаются от 30 до 50% прибывающих в Россию мигрантов. В связи с этим вполне обоснован повышенный интерес ученых к многолетнему опыту управления миграционными процессами в г. Москве. Детальный анализ его результатов, использование его положительных результатов в отечественной практике позволят усилить эффективность миграционной политики Российского государства.

В Москве, как и в других регионах Российской Федерации, принимающих мигрантов на жительство, стремительно возрастает особая категория

1 См.: Цапенко, И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. - М.: Академия, 2009. - С. 8 - 9.

2 См.: Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / ГВ. Безглюева, С.К. Бондырева, Н.Н. Бушмарина, Н.И. Клименко. -М., 2008. - С. 20.

3 Хоперская, Л.Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. - Ростов- на -Дону., 2000. - С. 10.

нового населения - дети из семей этнических мигрантов. При достижении ими школьного возраста выясняется, что отечественная система образования, к сожалению, не подготовлена к решению этой задачи.

Суть этой проблемы, которая начала обсуждаться еще в середине 90-х гг., сводилась к тому, что вступающие в школьный возраст дети мигрантов стали утрачивать навыки владения русским языком. Причем с годами эта проблема приобретала все большую остроту, поскольку. национальная элита большинства стран СНГ демонстрировала незаинтересованность в сохранении единого образовательного пространства и в наделении русского языка статусом языка межнационального общения1. В результате до 20 - 30% детей мигрантов в возрасте учеников начальных классов практически не владеют русским языком, строго придерживаются соблюдения национальных традиций и не стремятся к общению с детьми других этнических групп.

Важнейшим компонентом решения этой проблемы является, помимо обучения детей мигрантов русскому языку, целенаправленное и своевременное обучение младших школьников взаимодействию и сотрудничеству непосредственно в классных коллективах, что позволит избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, включая этнические. Поэтому центре внимания должно стать формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умение находить конструктивные решения. Вполне естественно, что перечисленными проблемами задача эффективной социокультур-

1 См.: Бондырева, С.К., Колесов, Д.В. Миграция (сущность и явление). - М., 2004; Жогин, Б.Г., Маслова, Т.Ф., Шаповалов, В.К. Интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. - Ставрополь, 2002; Калиненко, В.К. Проблемы психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов / Психология беженцев и вынужденных мигрантов: исследования и опыт практической работы. - М.: Смысл, 2001; Назарова, Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики в России: социологический аспект: монография. - М.: Союз, 1999; Соколова, Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. - 2001. - № 2; Солдатова, Г.У., Шайгерова, Л.А. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психология вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - М.: Смысл, 2001; Дети чужбины здесь - не чужие // ООН в России. - 2005. -№ 3; Хухлаев, О.Е. Страх у детей вынужденных мигрантов: причины и содержание // Мигранты из дальнего зарубежья. - Бюллетень. - 2000. - № 4; Шарова, О. Стратегии поведения детей беженцев в ситуации межкультурного взаимодействия // Мигранты из дальнего зарубежья. - Бюллетень. - 2000. - № 5; Вандышев, М.Н., Ве-селкова, Н.В. и др. Взаимодействие детей мигрантов с принимающим сообществом в системе школьного и дошкольного образования: обзор результатов исследования / Взаимодействие мигрантов и местного сообщества в условиях крупного российского города. Сб. науч. статей. - Екатеринбург, 2009.

ной адаптации детей из семей мигрантов в столичных школах не исчерпывается.

Весьма характерно, что свое место в этой проблематике все чаще находят заинтересованные общественные объединения. Так, например, Благотворительный фонд юношеских исследований «Я и Земля» осуществил в московском мегаполисе проект «Все вместе. Обучение детей взаимодействию и сотрудничеству». Особая ценность этого проекта, на наш взгляд, состоит в том, что он реализовывался на территории Москвы и Московской области, население которых, особенно дети, подростки и молодежь, тесно взаимодействуют в вопросах образования, культуры, досуга.

В основу проекта положено использование групповой творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время, был проведен цикл семинаров-тренингов с учителями и методистами начальной школы с охватом более 200 человек. Опираясь в этой работе на уже существовавшие авторские разработки, предусматривался способ организации работы детей, при котором тематика занятий могла быть любой: рисование, конструирование, создание текстов и др1. Это позволяет одновременно с обучением детей сотрудничеству решать другие образовательные и воспитательные задачи. Следовательно, для реализации программы не требуется вводить дополнительные учебные часы или изменять содержание учебных планов. Цели программы сводятся к следующему.

1. Создание положительного отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.

2. Формирование привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.

3. Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.

4. Развитие эмоциональной сферы. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т.п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров2.

1 Подробнее см.: Крушельницкая, О.И., Третьякова, А.Н. Все вместе: Обучение младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. - М., 2003.

2 См.: Крушельницкая, О.И., Третьякова, А.Н. Как помочь детям мигрантов // Отечественные записки. - 2004. - № 4. - С. 316 - 317.

Программа позитивно оценена столичными педагогами и организаторами образования в Москве. Учителя, занимавшиеся в семинарах, самостоятельно готовили методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, вели дневники, где отмечали, какие изменения происходят во взаимоотношениях детей. Педагоги, обучающиеся в вузах, избрали тему формирования навыков взаимодействия и сотрудничества у детей для разработки в своих курсовых и дипломных работах. В отзывах на программу учителя из Москвы и других регионов отмечали, что проблема адаптации детей мигрантов и, в целом, обучения детей сотрудничеству очень актуальна для них в настоящее время и что предлагаемые для решения этой проблемы методы интересны и эффективны1.

Обобщены аналогичные творческие начинания и усилия отдельных педагогов и целых школьных коллективов и этнокультурных общественных объединений. Департамент образования г. Москвы заложил результаты этого опыта основу «Программы интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурной адаптации к условиям столичного мегаполиса», утвержденную в марте 2006 г.

В рамках этого документа в каждом округе г. Москвы работают годичные «Школы русского языка», призванные осуществлять интенсивную языковую подготовку детей иноязычных мигрантов, после которой они могут успешно учиться в московских образовательных учреждениях. Эти школы рассчитаны на детей, практически не владеющих русским языком, в основном младшего и среднего, возраста. Кроме того, во многих школах работают специализированные группы, где проводятся дополнительные, корректировочные занятия по русскому языку для иноязычных учащихся2.

В Москве налажена также эффективная система взаимодействия с российскими регионами в этой сфере. Так, достаточно перспективным представляется ежегодный конкурс образовательных проектов «Диалог - путь к пониманию», который дает возможность собрать и обобщить ценную информацию об инновационном опыте образовательных учреждений, социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов, их обучения государственному русскому языку, традициям страны и региона их пребывания.

В 2008 г. конкурс проводился в третий раз и был разбит на региональные и московский этапы. В заключительном этапе участвовали 135 образовательных учреждений и общественных организаций из 23 регионов России, а также трех сопредельных стран, лауреатами стали 14 проектов из Краснодарского и Ставропольского краев, республик Адыгеи, Башкортостана,

1 См.: Крушельницкая, О.И., Третьякова, А.Н. Учимся жить вместе // Начальная школа.- 2003. - № 9.

2 См.: Ларионова, О.Н. Мы разные - в этом наше богатство // Этносфера. -2009. - № 4. - С. 6-7.

Мурманской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области.

Со времени появления первой волны мигрантов система столичного образования наладила деловые отношения с международными организациями, занимающимися беженцами и мигрантами - ЮНЕСКО, Управлением Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН. Так, один из проектов, который Департамент образования осуществляет с ЮНЕСКО - воспитание и образование детей младшего возраста, который, в частности, предусматривает интеграцию детей в дошкольном образовании1.

Таким образом, в системе московского образования в целом сложилась и реализуется оригинальная управленческая модель социокультурной адаптации и интеграции детей этнических мигрантов к условиям столичного мегаполиса. Учитывая, что в современных условиях институты семьи и СМИ, которые наряду с системой образования являются основными каналами социализации подрастающего поколения из числа детей мигрантов, не проявили себя должным образом, основная роль в этой работе отводится образовательным учреждениям, профессионализм работников которых позволяет перевести непростую этносоциальную ситуацию в цивилизованное русло2.

Список литературы

Цапенко, И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. - М.: Академия, 2009.

Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Н.Н.Бушмарина, Н.И. Клименко - М., 2008.

Гаврилова, И.Н. Выступление на заседании «круглого стола» Лица детской национальности. Проблемы межнациональных отношений учащихся московских школ // Этносфера. - 2009. - № 9.

Крушельницкая, О.И., Третьякова, А.Н. Как помочь детям мигрантов // Отечественные записки. - 2004. - № 4.

Мурашов, А.А. Педагогическая специфика обучения детей - мигрантов русскому языку //Мир образования - образование в мире. - 2007. - № 1. Приложение к журналу.

© Астафьева С.В., 2010

1 См.: Горячев, Ю.А. Выступление на заседании комиссии по национальной политике Совета Федерации ФС РФ // Альманах «Этнодиалоги». - 2009. - № 1. -С. 50-52.

2 См.: Гаврилова, И.Н. Выступление на заседании «круглого стола»: Лица детской национальности. Проблемы межнациональных отношений учащихся московских школ // Этносфера. - 2009. - № 9. - С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.