Таким образом, широкое бесконтрольное экономическое, демографическое и другое проникновение Китая на территорию российского Дальнего Востока с определенной точки зрения может рассматриваться как угроза национальной безопасности нашей страны. Эта угроза весьма актуальна в связи с тем, что экономическое развитие Дальнего Востока буксует, в регионе отмечается депопуляция. В этом плане следует повышать уровень и качество российско-китайского сотрудничества, постоянно корректировать его в выгодном России направлении. Необходимо своевременно реагировать на отмеченные тенденции с тем, чтобы избежать закрепления за Китаем долговременных односторонних преимуществ в реализации сырьевых проектов на территории России. Актуальным видится, в частности, использование китайской активности для стимулирования конкуренции за российские сырьевые ресурсы среди иностранных инвесторов в целях оптимизации модели участия иностранного капитала в ресурсных проектах на Дальнем Востоке России.
Список литературы
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. - М., 2008.
Материалы конференции «Перспективы развития сотрудничества России и Китая в лесной промышленности». - М., 2006.
© Авраменко С.В., 2010
С.В. Астафьева
особенности социокультурной адаптации ДЕТЕй этнических мигрантов в образовательном
ПРОСТРАНСТВЕ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА
АСТАФЬЕВА Светлана Викторовна - главный специалист Управления образования ЗАО города Москвы, лауреат Премии правительства Москвы в области образования (e-mail: [email protected])
Аннотация. Анализируется управленческая модель социокультурной адаптации и интеграции детей этнических мигрантов к условиям столичного мегаполиса.
Ключевые слова: миграция населения; дети этнических мигрантов; социокультурная адаптация; столичное образование; русский язык.
Важной частью современных процессов глобализации стал невиданный прежде размах миграции населения. «Весь мир пришел в движение», -так охарактеризовала ООН гигантскую волну перемещений, охвативших практически все континенты и страны, все слои населения. На этом фоне четко проявляется усиление концентрации мигрантов в развитых странах. С 1960 по 2005 г. доля стран, принимающих мигрантов, возросла с 40 до 48%, а удельный вес мигрантов в составе местного населения в этих странах повысился с 3,4 до 10,3%1.
Миграционные проблемы, с которыми сталкиваются страны, принимающие мигрантов, во многом у всех схожи. Есть они и у России, уверенно вошедшей в число мировых лидеров по приему мигрантов и уступающей в этом только США. В связи с этим, как отмечают эксперты, существенной проблемой Российской Федерации становится не сама миграция, а неготовность государства должным образом ее регулировать По данным статистики, среди мигрантов, прибывающих в Россию на жительство, преобладают представители титульных наций стран СНГ Поэтому проблемы здесь следует решать с учетом мотивов миграции, трудностей, потребностей и условий пребывания мигрантов в России2.
Несомненно, что «этническая окрашенность» миграционных потоков в России, как и в развитых странах мира, надолго станет причиной обострения этноконфликтной ситуации, даже если будут предприняты эффективные меры по регулированию миграций. Так, по мнению Л.Л.Хоперской, «проблема миграции и изменения этнических пропорций населения страны является долгосрочным и дестабилизирующим фактором»3.
При столь масштабном росте миграции ее роль в жизнедеятельности страны резко возрастает. Особенно высока она столичном мегаполисе, где, по разным оценкам, на тот или иной промежуток времени задерживаются от 30 до 50% прибывающих в Россию мигрантов. В связи с этим вполне обоснован повышенный интерес ученых к многолетнему опыту управления миграционными процессами в г. Москве. Детальный анализ его результатов, использование его положительных результатов в отечественной практике позволят усилить эффективность миграционной политики Российского государства.
В Москве, как и в других регионах Российской Федерации, принимающих мигрантов на жительство, стремительно возрастает особая категория
1 См.: Цапенко, И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. - М.: Академия, 2009. - С. 8 - 9.
2 См.: Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / ГВ. Безглюева, С.К. Бондырева, Н.Н. Бушмарина, Н.И. Клименко. -М., 2008. - С. 20.
3 Хоперская, Л.Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. - Ростов- на -Дону., 2000. - С. 10.
нового населения - дети из семей этнических мигрантов. При достижении ими школьного возраста выясняется, что отечественная система образования, к сожалению, не подготовлена к решению этой задачи.
Суть этой проблемы, которая начала обсуждаться еще в середине 90-х гг., сводилась к тому, что вступающие в школьный возраст дети мигрантов стали утрачивать навыки владения русским языком. Причем с годами эта проблема приобретала все большую остроту, поскольку. национальная элита большинства стран СНГ демонстрировала незаинтересованность в сохранении единого образовательного пространства и в наделении русского языка статусом языка межнационального общения1. В результате до 20 - 30% детей мигрантов в возрасте учеников начальных классов практически не владеют русским языком, строго придерживаются соблюдения национальных традиций и не стремятся к общению с детьми других этнических групп.
Важнейшим компонентом решения этой проблемы является, помимо обучения детей мигрантов русскому языку, целенаправленное и своевременное обучение младших школьников взаимодействию и сотрудничеству непосредственно в классных коллективах, что позволит избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, включая этнические. Поэтому центре внимания должно стать формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умение находить конструктивные решения. Вполне естественно, что перечисленными проблемами задача эффективной социокультур-
1 См.: Бондырева, С.К., Колесов, Д.В. Миграция (сущность и явление). - М., 2004; Жогин, Б.Г., Маслова, Т.Ф., Шаповалов, В.К. Интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. - Ставрополь, 2002; Калиненко, В.К. Проблемы психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов / Психология беженцев и вынужденных мигрантов: исследования и опыт практической работы. - М.: Смысл, 2001; Назарова, Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики в России: социологический аспект: монография. - М.: Союз, 1999; Соколова, Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. - 2001. - № 2; Солдатова, Г.У., Шайгерова, Л.А. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психология вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - М.: Смысл, 2001; Дети чужбины здесь - не чужие // ООН в России. - 2005. -№ 3; Хухлаев, О.Е. Страх у детей вынужденных мигрантов: причины и содержание // Мигранты из дальнего зарубежья. - Бюллетень. - 2000. - № 4; Шарова, О. Стратегии поведения детей беженцев в ситуации межкультурного взаимодействия // Мигранты из дальнего зарубежья. - Бюллетень. - 2000. - № 5; Вандышев, М.Н., Ве-селкова, Н.В. и др. Взаимодействие детей мигрантов с принимающим сообществом в системе школьного и дошкольного образования: обзор результатов исследования / Взаимодействие мигрантов и местного сообщества в условиях крупного российского города. Сб. науч. статей. - Екатеринбург, 2009.
ной адаптации детей из семей мигрантов в столичных школах не исчерпывается.
Весьма характерно, что свое место в этой проблематике все чаще находят заинтересованные общественные объединения. Так, например, Благотворительный фонд юношеских исследований «Я и Земля» осуществил в московском мегаполисе проект «Все вместе. Обучение детей взаимодействию и сотрудничеству». Особая ценность этого проекта, на наш взгляд, состоит в том, что он реализовывался на территории Москвы и Московской области, население которых, особенно дети, подростки и молодежь, тесно взаимодействуют в вопросах образования, культуры, досуга.
В основу проекта положено использование групповой творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время, был проведен цикл семинаров-тренингов с учителями и методистами начальной школы с охватом более 200 человек. Опираясь в этой работе на уже существовавшие авторские разработки, предусматривался способ организации работы детей, при котором тематика занятий могла быть любой: рисование, конструирование, создание текстов и др1. Это позволяет одновременно с обучением детей сотрудничеству решать другие образовательные и воспитательные задачи. Следовательно, для реализации программы не требуется вводить дополнительные учебные часы или изменять содержание учебных планов. Цели программы сводятся к следующему.
1. Создание положительного отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.
2. Формирование привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.
3. Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.
4. Развитие эмоциональной сферы. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т.п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров2.
1 Подробнее см.: Крушельницкая, О.И., Третьякова, А.Н. Все вместе: Обучение младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. - М., 2003.
2 См.: Крушельницкая, О.И., Третьякова, А.Н. Как помочь детям мигрантов // Отечественные записки. - 2004. - № 4. - С. 316 - 317.
Программа позитивно оценена столичными педагогами и организаторами образования в Москве. Учителя, занимавшиеся в семинарах, самостоятельно готовили методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, вели дневники, где отмечали, какие изменения происходят во взаимоотношениях детей. Педагоги, обучающиеся в вузах, избрали тему формирования навыков взаимодействия и сотрудничества у детей для разработки в своих курсовых и дипломных работах. В отзывах на программу учителя из Москвы и других регионов отмечали, что проблема адаптации детей мигрантов и, в целом, обучения детей сотрудничеству очень актуальна для них в настоящее время и что предлагаемые для решения этой проблемы методы интересны и эффективны1.
Обобщены аналогичные творческие начинания и усилия отдельных педагогов и целых школьных коллективов и этнокультурных общественных объединений. Департамент образования г. Москвы заложил результаты этого опыта основу «Программы интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социокультурной адаптации к условиям столичного мегаполиса», утвержденную в марте 2006 г.
В рамках этого документа в каждом округе г. Москвы работают годичные «Школы русского языка», призванные осуществлять интенсивную языковую подготовку детей иноязычных мигрантов, после которой они могут успешно учиться в московских образовательных учреждениях. Эти школы рассчитаны на детей, практически не владеющих русским языком, в основном младшего и среднего, возраста. Кроме того, во многих школах работают специализированные группы, где проводятся дополнительные, корректировочные занятия по русскому языку для иноязычных учащихся2.
В Москве налажена также эффективная система взаимодействия с российскими регионами в этой сфере. Так, достаточно перспективным представляется ежегодный конкурс образовательных проектов «Диалог - путь к пониманию», который дает возможность собрать и обобщить ценную информацию об инновационном опыте образовательных учреждений, социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов, их обучения государственному русскому языку, традициям страны и региона их пребывания.
В 2008 г. конкурс проводился в третий раз и был разбит на региональные и московский этапы. В заключительном этапе участвовали 135 образовательных учреждений и общественных организаций из 23 регионов России, а также трех сопредельных стран, лауреатами стали 14 проектов из Краснодарского и Ставропольского краев, республик Адыгеи, Башкортостана,
1 См.: Крушельницкая, О.И., Третьякова, А.Н. Учимся жить вместе // Начальная школа.- 2003. - № 9.
2 См.: Ларионова, О.Н. Мы разные - в этом наше богатство // Этносфера. -2009. - № 4. - С. 6-7.
Мурманской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области.
Со времени появления первой волны мигрантов система столичного образования наладила деловые отношения с международными организациями, занимающимися беженцами и мигрантами - ЮНЕСКО, Управлением Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН. Так, один из проектов, который Департамент образования осуществляет с ЮНЕСКО - воспитание и образование детей младшего возраста, который, в частности, предусматривает интеграцию детей в дошкольном образовании1.
Таким образом, в системе московского образования в целом сложилась и реализуется оригинальная управленческая модель социокультурной адаптации и интеграции детей этнических мигрантов к условиям столичного мегаполиса. Учитывая, что в современных условиях институты семьи и СМИ, которые наряду с системой образования являются основными каналами социализации подрастающего поколения из числа детей мигрантов, не проявили себя должным образом, основная роль в этой работе отводится образовательным учреждениям, профессионализм работников которых позволяет перевести непростую этносоциальную ситуацию в цивилизованное русло2.
Список литературы
Цапенко, И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. - М.: Академия, 2009.
Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Н.Н.Бушмарина, Н.И. Клименко - М., 2008.
Гаврилова, И.Н. Выступление на заседании «круглого стола» Лица детской национальности. Проблемы межнациональных отношений учащихся московских школ // Этносфера. - 2009. - № 9.
Крушельницкая, О.И., Третьякова, А.Н. Как помочь детям мигрантов // Отечественные записки. - 2004. - № 4.
Мурашов, А.А. Педагогическая специфика обучения детей - мигрантов русскому языку //Мир образования - образование в мире. - 2007. - № 1. Приложение к журналу.
© Астафьева С.В., 2010
1 См.: Горячев, Ю.А. Выступление на заседании комиссии по национальной политике Совета Федерации ФС РФ // Альманах «Этнодиалоги». - 2009. - № 1. -С. 50-52.
2 См.: Гаврилова, И.Н. Выступление на заседании «круглого стола»: Лица детской национальности. Проблемы межнациональных отношений учащихся московских школ // Этносфера. - 2009. - № 9. - С. 17.