Научная статья на тему 'Теоретико-эмпирическое осмысление проблем интеграции детей-мигрантов в регионе (на примере Липецкой области)'

Теоретико-эмпирическое осмысление проблем интеграции детей-мигрантов в регионе (на примере Липецкой области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАЦИЯ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ / MIGRATION / CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTEGRATION INTO THE CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поляков Дмитрий Дмитриевич, Стояновская Ирина Борисовна

В статье предпринята попытка теоретического осмысления некоторых аспектов феномена миграции, в частности, процесса интеграции детей-мигрантов в принимающий социум. Также в статье представлены результаты мониторинга взаимодействия социума и детей-мигрантов в образовательной среде г. Ельца, на основе которого предполагается разработка и внедрение модели интеграции детей-мигрантов в культурно-образовательную среду региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поляков Дмитрий Дмитриевич, Стояновская Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND EMPIRICAL COMPREHENSION OF THE PROBLEMS OF MIGRANT CHILDREN'S REGIONAL INTEGRATION (ON EXAMPLE OF LIPETSK REGION)

In the article the theoretical comprehension of the integration process of the migrants' children into the different sociocultural environment is shown. Also in the article results of the monitoring of interaction of society and migrant children in the educational environment of Elets are presented, on which basis working out and introduction of the model of integration of migrant children into the cultural-educational environment of region is supposed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-эмпирическое осмысление проблем интеграции детей-мигрантов в регионе (на примере Липецкой области)»

УДК 37.061

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)1

© Дмитрий Дмитриевич ПОЛЯКОВ

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Липецкая область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected]

© Ирина Борисовна СТОЯНОВСКАЯ Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Липецкая область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected]

В статье предпринята попытка теоретического осмысления некоторых аспектов феномена миграции, в частности, процесса интеграции детей-мигрантов в принимающий социум. Также в статье представлены результаты мониторинга взаимодействия социума и детей-мигрантов в образовательной среде г. Ельца, на основе которого предполагается разработка и внедрение модели интеграции детей-мигрантов в культурно-образовательную среду региона.

Ключевые слова: миграция; культурно-образовательная среда; интеграция в культурнообразовательную среду.

В XX в. человечество столкнулось с двумя крупными миграционными потоками. Первый поток связан с общественно-политическими процессами, происходившими в России в XX в. Этот феномен в науке приня-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Проблема интеграции детей мигрантов в культурно-образовательной среде региона», проект №10-06-73605 а/Ц.

то называть российским зарубежьем. Уникальность данного феномена обусловливается тем, что русские эмигранты сумели создать целостное культурно-образовательное пространство, поэтому феномен российского Зарубежья особенно привлекает современных российских ученых (Р.И. Александрова, М.А. Кондратьева, О.Е. Осовский, Е.Г. Осов-ский, А. А. Стрельцов и др.).

Второй крупный миграционный поток обусловлен экономическими причинами: мигранты из Азии и стран «третьего мира» устремляются в более благополучные страны Западной Европы и США. В связи с этим с 1980-х гг. в науке стала разрабатываться проблема поликультурного воспитания. Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются: педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств; билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Крупнейшие исследователи проблем поликультурного воспитания за рубежом: Дайяна Равич, К. Кортес, Дж. Фаркаш (США), Ф. Оривель (Франция), Г. Ленард (Венгрия), Н. Тарроу (Великобритания), Р. Герцог (Германия), А.-Дж. Маклейн (Австралия), Принслоо, Дю Туа (ЮАР) и др.

Проблемами мигрантов и их образованием в настоящее время занимаются крупнейшие международные и национальные организации: ООН «Народонаселение мира в 2004 году», Конференция по политике ЕС и финансированию интеграции мигрантов (Брюссель, 13-14 марта 2008 г.), проект «Европейские региональные и местные органы власти по интеграции мигрантов» (ЭРЛАИМ) (ERLAIM project) и др.

В России проблемы мигрантов стали особенно актуальны с начала 90-х гг. ХХ в., когда миграционные потоки устремились из бывших союзных республик и приграничных очагов военных конфликтов. Но как показывает анализ источников, масштабного изучения процесса интеграции мигрантов, их детей в российский социум не осуществлялось (Н.М. Воскресенская, А.Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, В.И. Корсунов, И.В. Балицкая, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Суп-рунова, Е.А. Ямбург и др.). Проводились лишь отдельные исследования на уровне городов и регионов по частным вопросам и аспектам. Характеризуя географию исследования проблем интеграции детей-мигрантов в социум средствами образования, можно отметить, что это научное направление прогрессивно разрабатывается в Москве, Санкт-Петербурге и южных федеральных округах, таких как Краснодарский и Ставропольский край. В то время как в регионах ЦФО (на-

пример, в Липецкой области) отсутствует научный кворум изучения данной проблематики. Рассматривая же имеющиеся в российской науке достижения в решении проблемы интеграции детей-мигрантов в общество, следует подчеркнуть, что данная проблема не рассматривалась на уровне такого глобального феномена социокультурного бытия общества, как культурно-образовательная среда. Вместе с тем, ее потенциал значительнее ресурсов школы и иных образовательных учреждений, т. к. среда является целым комплексом социокультурного окружения, включающим и систему образования, культурно-просветительских учреждений, местных СМИ, культурно-информационную систему и т. д.

В рамках научного проекта «Проблема интеграции детей мигрантов в культурнообразовательной среде региона» предполагалось выявить условия и механизмы управления интеграцией детей-мигрантов в социум Липецкой области средствами культурнообразовательной среды региона. В данной статье мы попытались отразить результаты подготовительно-поискового этапа исследования, на котором мы ставили задачи теоретического осмысления феномена миграции и процесса интеграции, первичной оценки взаимодействия социума и детей-мигрантов в образовательной среде.

Но для выявления специфических особенностей интеграции детей-мигрантов в культурно-образовательную среду региона необходимо, на наш взгляд, прежде всего обратиться к опыту решения данной проблемы на общероссийском уровне.

Как было сказано, российский дискурс о миграции (лат. migratio - от migro - перехожу, переселяюсь) приобрел особую остроту в последние два десятилетия. С распадом Советского Союза сложилась новая геополитическая ситуация на всем постсоветском пространстве, отягощенная рыночным переворотом в экономике и межэтническими конфликтами (Сумгаит, 1988; Ферганская долина, 1989; Баку, 1990). Россия в 1990-е гг. столкнулась с новым для себя видом миграции - вынужденной (огромный поток беженцев из зон вооруженных конфликтов, репатриация русскоязычного населения из бывших республик СССР, спасающиеся от националистического давления титульных на-

родов). РФ присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев и Протоколу к ней, создала Федеральную Миграционную службу (1992), которая на протяжении ряда лет занималась приемом и социализацией беженцев и вынужденных мигрантов. В соответствии с нормами международного права совершенствовалось внутреннее законодательство, в 1993 г. вышли в свет федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Беженец не является гражданином РФ, но в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности [1]. Вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [2]. Проблемы вынужденной миграции постепенно сменились проблемами трудовой миграции, связанными с контролем за ее легализацией.

Сквозь призму демографических, социально-экономических исследований трудовая миграция для российских реалий приобрела значение одного из решающих факторов развития страны.

С 2007 г. Россия несколько либерализовала миграционную политику, изменяя режим управления миграционными потоками, упрощая регистрацию и выдачу разрешений на работу мигрантам. Странами-донорами трудовых мигрантов, ориентированных на Россию, являются преимущественно бывшие республики Советского Союза: из европейских стран - Украина, Молдавия, Белорусия; из Центральной Азии - Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия; из Закавказья - Армения, Азербайджан, Грузия.

Причем масштаб притока трудовой миграции в последние годы был стабильно высоким (в 2006 г. - более 1 млн человек, в 2008 г. - около 2,5 млн человек), лишь в 2009 г. в условиях общего кризисного снижения спроса на рабочую силу, ужесточения правил приема на работу количество прибывших уменьшилось до 1 181,3 млн человек. Трудовая миграция распределяется во многих секторах экономики: строительство, торговля, транспорт, ремонт дорог, жилищно-коммунальное хозяйство и уборка, сфера общественных и частных услуг в мегаполисах и крупных городах. Причины поиска работы трудовых мигрантов в пределах РФ - дисбаланс между демографической и экономической составляющими, высокая безработица, низкий уровень зарплат на родине [3, с. 20].

При этом мигрантам приходится остро ощущать правовую незащищенность не только в трудовом секторе (особенно в теневом), но и на социальном уровне, т. к. в российском обществе не перестает возрастать накал ксенофобских настроений и мигранто-фобии, зачастую подогреваемой политиками и СМИ.

По мнению исследователей, «порождаемые культурной дистанцией трудности и проблемы должны быть своевременно и правильно осмыслены, и должна быть выработана последовательная и грамотная политическая линия, направленная на максимальное смягчение этих трудностей и проблем» [4, с. 47]. В качестве «оздоравливающего» механизма следует рассматривать процесс интеграции мигрантов. Прибывая в иной для себя социум, люди не могут не испытывать определенного эмоционально-психологического дискомфорта, т. к. новая социокультурная среда, безусловно, ориентирует на новые представления об окружающем и правила поведения.

Интеграция предполагает объединение в целое каких-либо частей, обусловливая сближение и образование новых взаимосвязей. Международное законодательство трактует интеграцию мигрантов как «двусторонний процесс, основанный на существовании взаимных прав и обязанностей легально проживающих мигрантов и принимающего сообщества, которое стремится обеспечить полноценное участие мигрантов в своей жизни. Именно государственная политика

интеграции призвана содействовать и создавать условия для реализации этого стремления» [5]. Процесс интеграции мигрантов должен включать конкретные мероприятия со стороны принимающего сообщества -создание центров по изучению русского языка, информационных сервисов для мигрантов, обеспечивающих необходимые образовательные услуги, просветительскую работу среди местного населения о необходимости и важности в современных российских реалиях миграционных процессов.

Процесс интеграции приобретает особую остроту при изучении семейной миграции, когда люди прибывают вместе с детьми на длительный срок или на постоянное проживание в местный социум. Дети-мигранты, бесспорно, испытывают материальные, психологические и образовательные сложности в период адаптации к иным условиям. Дети мигрантов представляют собой особую проблемную группу населения, которой затруднен доступ к получению многих социальных услуг, и в т. ч. образовательных. Но, при этом, одним из ведущих мотивов переезда многих семей мигрантов в РФ является стремление предоставить детям достойное образование [6].

Образование - уникальный социальный институт, который содержит весь необходимый комплекс ресурсов, способствующих эффективному процессу интеграции детей-мигрантов в принимающее сообщество. В последнее десятилетие государственная политика РФ ориентирована на совершенствование образовательной системы в данном направлении. Так, в апреле 2001 г. в Государственной Думе прошел второй международный «круглый стол» «Проблемы культурной и психологической адаптации детей мигрантов и беженцев». Было принято немало федеральных и региональных целевых программ: в 1999 г. программа «Дети-мигранты», с 2003 г. программа «Дети России», где мигрантам посвящен один из разделов; с 2001 г. реализовывается проект «Обучение, социально-психологическая и культурноязыковая адаптация детей вынужденных мигрантов в городе Москве»; при Бюро ЮНЕСКО в Москве плодотворно работает кафедра Международного (поликультурного) образования по изучению и обобщению опы-

та по интеграции детей мигрантов средствами образования.

Безусловно, процесс интеграции детей в социокультурное пространство посредством образования вполне оправдан, т. к. оно является «наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию социальным институтом.., поскольку оно транслирует для них культуру принимающего сообщества, обеспечивает их социальную и профессиональную мобильность». При этом исследователи отмечают, что существуют определенные сложности в функциональном состоянии образования, не совсем соответствующем специфике социальной проблемы [6]. Так как центрами притяжения миграционный потоков в России стали, прежде всего, мегаполисы - Москва и Санкт-Петербург, то к настоящему моменту в образовательных учреждениях этих городов накоплен определенный опыт работы с детьми мигрантов, который может быть востребован и другими регионами РФ.

По инициативе Департамента образования г. Москвы подготовлена Концепция дальнейшего развития этнокультурного (поликультурного) образования в Москве. Перед столичным образованием была поставлена важная задача - воспитание подрастающего поколения в духе осознания общей исторической судьбы со всеми народами, населяющими Россию, и нашими ближайшими соседями; формирование общероссийского национального самосознания, российской гражданской идентичности и одновременно -этнической культурной самобытности [7].

В столичной системе образования большое внимание уделяется вопросам воспитания толерантного сознания и культуры мира, созданию атмосферы дружбы и межнационального согласия, взят ориентир на укрепление дружбы народов и интернациональное воспитание молодежи.

К настоящему времени выработаны самые разнообразные формы работы: организация детских и молодежных мероприятий объединительного межнационального характера с участием педагогов и родителей, квалифицированная и взвешенная пропаганда ценностей культуры мира и ненасилия, межнационального и межконфессионального согласия; клубы интернациональной дружбы; выездные межнациональные и международ-

ные лагеря; преподавание курсов этнологии (или народоведение); создание этнографического музея и этнографического театра (драматический, кукольный, театр моды, театр теней) [8, с. 58], туризм с элементами исследовательской деятельности; проведение тематических межшкольных фестивалей,

включающих разные виды детской деятельности: «круглые столы», инсценировки, тренинги межкультурной коммуникации и др.

Таким образом, не является преувеличением утверждение, что московская система образования накопила достаточный опыт этнокультурного (поликультурного) образования, который может быть трансформирован в системы общего и профессионального образования различных регионов РФ.

Однако в связи с обсуждаемой проблемой несправедливо будет не упомянуть о самой разнообразной деятельности по интеграции детей-мигрантов, которая осуществляется в различных субъектах Российской Федерации, хотя показатель миграционного прироста в них сильно дифференцирован.

Так, в Центральном регионе РФ, в Воронежской области под влиянием миграционных процессов меняется состав населения от мононационального к полиэтническому. Исследователи не остаются в стороне от возникающих проблем детей вынужденных переселенцев и разрабатывают пути их интеграции в местный социум средствами школьного образования с помощью новых педагогических моделей [9].

В Нижнем Новгороде большое распространение получило совместное обучение русскоязычных детей и детей, у которых родной язык не русский. В поликультурных и полиэтнических классах осуществляется методическая комплексная работа с учащи-мися-инофонами (плохо владеющими русским языком, т. к. в семье общение происходит на родном языке) [10].

Накоплен немалый опыт по интеграции детей-мигрантов в русскоязычной среде и в Ивановской области. В МОУ СОШ № 18 с национально-культурным компонентом одно из важных направлений работы - интеграция детей-мусульман разных национальностей в русскоязычную среду, при этом русскоязычные учащиеся знакомятся с культурой и изучают языки восточных народов [11].

Полномасштабная научно-исследова-

тельская работа проводилась в г. Ростов-на-Дону в соответствии с региональной исследовательской программой Южного отделения РАО «Психолого-педагогические и медико-физиологические основы работы с детьми-мигрантами» под руководством

Е.В. Бондаревской.

В Липецкой области успешно реализуется Программа по переселению соотечественников и ведется работа по адаптации трудовых мигрантов. Но вместе с тем проблема интеграции детей мигрантов в культурнообразовательную среду региона не выделялась ни педагогическим сообществом, ни общественными организациями, ни СМИ. Данным обстоятельством был обусловлен наш исследовательский интерес.

На первоначальном этапе нашего научно-исследовательского проекта мы выявили состояние миграционного потока в г. Елец, второго в регионе города по притоку мигрантов. ФМС по г. Елец констатировала сложившуюся ситуацию как довольно благополучную и спокойную. В последние годы город привлекателен преимущественно для временных трудовых мигрантов, пребывающих на сезонные работы, а также в сферу строительства, услуг, торговли. В большинстве это неквалифицированные рабочие, чей труд низкооплачиваем.

Нами был осуществлен мониторинг 13 образовательных учреждений и произведен количественный анализ плотности детей-мигрантов в школах г. Ельца и Елецкого района.

За последнее десятилетие в образовательных учреждениях г. Ельца заметно увеличилось число детей разных национальностей, что свидетельствует о семейной миграции конца 1990-х гг. Многие из прибывших иностранных граждан смогли натурализоваться (получить гражданство РФ, процесс, занимающий около S лет). По результатам мониторинга школ г. Ельца и близлежащих районов (Елецкий, Становлянский, Хлевен-ский) было выявлено, что 3 % учащихся являются мигрантами. Наибольшее количество детей-мигрантов наблюдается из стран ближнего зарубежья (б8 %): народы Закавказья (5Q %), народы Средней Азии (13 %), народы Восточной Европы (5 %). 3Q % детей-мигрантов - народы РФ (внутренняя мигра-

ция), и незначительную часть - 2 % - составляют дети-мигранты из дальнего зарубежья.

Нами было проведено анкетирование педагогов школ г. Ельца и близлежащих районов (всего в опросе приняли участие 96 учителей, работающих с детьми-мигран-тами).

Так, результаты анкетирования сформировали наше первичное представление о проблеме взаимодействия жителей города и районов с мигрантами. В г. Ельце прецедентов явно выраженной ксенофобии, мигран-тофобии не наблюдалось (88 % респондентов считают, что в городе нет проблем с мигрантами, жители довольно толерантно к ним относятся, 67 % опрошенных считают, что жители города вполне доброжелательно, терпимо относятся к мигрантам). Тем не менее, за последний год возникало немало социальных проявлений, провоцирующих неприязнь, вражду между людьми разных национальностей (недостойные надписи на строениях, домах). Показательны в этом отношении ответы респондентов на такие вопросы: «Как Вы полагаете, мигранты и представители иных меньшинств представляют угрозу в социуме, в котором Вы проживаете?» и «Как Вы полагаете, имеют ли место в вашем социуме проявления фобий, агрессии в адрес мигрантов?». 24 % опрошенных положительно ответили на данные вопросы.

По результатам анкетирования педагогов мы выяснили характер их взаимодействия с детьми-мигрантами. Так, лишь 9 % респондентов отметили, что с детьми-мигрантами очень сложно работать, встречаются конфликты на национальной почве. 24 % учите -лей считают, что взаимодействие с детьми-мигрантами ничем не отличается от работы с остальными детьми. 67 % респондентов утверждают, что дети-мигранты «открытые, хорошие дети, легко идут на контакт», «стремятся к знаниям», «у них сильны семейные традиции», «по воспитанности превосходят русских».

С целью выявления уровня толерантности среди учащихся образовательных учреждений было проведено тестирование (2305 учеников) [12]. Низкий уровень терпимости наблюдается у 45 % учащихся, средний - у 47 % и высокий - только лишь у 8 %. На наш взгляд, это определенный симптом, сигнализирующий о необходимости реализации на-

учной, учебной, просветительской деятельности в сфере поликультурного образования принимающего сообщества. В этом также убеждены 7б % опрошенных педагогов, полагающих, что у учащихся необходимо развивать межкультурную коммуникацию.

Однако ответы учителей на вопросы, касающиеся их видения путей интеграции де-тей-мигрантов в принимающее сообщество, довольно расплывчаты, не систематизированы, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности общекультурной, профессионально-педагогической, методической и диагностической компетентности в сфере поликультурного воспитания.

Результаты проведенного мониторинга обсуждались представителями общественности, СМИ, ФМС, руководителями и педагогами образовательных учреждений на региональном научно-методическом семинаре «Проблема интеграции детей мигрантов в культурно-образовательной среде региона» 19 октября 2Q1Q г. в ЕГУ им. И. А. Бунина. Исследователи проекта и собравшиеся сошлись на мнении, что культурно-образовательная среда нашего региона обладает необходимыми ресурсами для эффективной интеграции в социум семей мигрантов, их детей: относительно стабильная в социальноэкономическом и эмоционально-психологическом отношении обстановка в городе (отсутствие мигрантофобии, ксенофобских настроений); наличие развитой образовательной и культурно-просветительной инфраструктуры; готовность к сотрудничеству ФМС г. Ельца с образовательными учреждениями; заинтересованность местных СМИ в пропаганде толерантности среди принимающего сообщества.

Подводя итоги, участники семинара резюмировали, что в нашем регионе необходимо выработать целостную стратегию интеграции детей-мигрантов в местный социум, включающую: консультирование педагогов по проблемам интеграции детей-мигрантов; подготовку и повышение квалификации учителей по решению вышеуказанной проблемы (подготовка педагогов для учебной и воспитательной работы с детьми-мигрантами); активизацию информационных ресурсов; поддержку страницы на сайте кафедры педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, посвященной данной проблеме; сотрудничество исследо-

вательской группы с местными СМИ, общественными организациями, государственными структурами регионального уровня. Только комплексные мероприятия, аккумулирующие усилия и со стороны мигрантов, и со стороны местных властей и жителей региона, способны обеспечить эффективный процесс интеграции мигрантов и членов их семей в социокультурную среду города и региона, и сформировать отношения, основанные на взаимопонимании, терпимости, миролюбии с принимающим сообществом.

1. О беженцах: федеральный закон от

19.02.1993 г. № 4528-I (с изменениями и дополнениями): СПС Гарант. URL: http://

base.garant.ru/10105682 (дата обращения:

12.10.2010).

2. О вынужденных переселенцах: закон РФ от

19.02.1993 г. № 4530-I (с изменениями и дополнениями): СПС Гарант. URL: http://

base.garant.ru/10105693 (дата обращения:

12.10.2010).

3. Миграция и демографический кризис в России: Серия: Миграционный барометр в Российской Федерации / под ред. Ж. А. Зайонч-ковской, Е.В. Тюрюкановой. М., 2010.

4. Зайончковская Ж., Мкртчян Н., Тюрюканова Е Россия перед вызовами миграции // Постсоветские трансформации: отражение в миграциях. М., 2009.

5. Ивахнюк И. Как преодолеть страх чужого // Миграция XXI век. 2010. № 1. С. 26-29.

6. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.

7. Горячев Ю.А. [и др.]. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. М., 2008.

8. Найденова Е.А. Народоведение как учебная дисциплина // Этнодиалоги. 2002. № 1 (18).

9. Дюжакова М.В. Организационно-содержательные модели интеграции детей-мигрантов в новые условия жизни средствами школьного образования (на примере Воронежской области). иКЬ: http://elibrary.ru/item.asp?id=1169 6683 (дата обращения: 01.10.2010).

10. Егорова Г.И. Поликультурное образование и интеграция детей-мигрантов в школе. иКЬ: http://festival.1september.ru/articles/568676 (дата обращения: 01.10.2010).

11. Опыт ивановских мусульман по интеграции мигрантов востребован в регионах центральной России: информационно-аналитический портал Ыат№. иКЬ: http://www.islamrf.ru/ news/russia/rusnews/17999 (дата обращения:

15.10.2010).

12. Тушканова О.И. Тест «Насколько Вы терпимы?» // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. М., 2002. С. 357-359.

Поступила в редакцию 6.12.2011 г.

UDC 37.061

THEORETICAL AND EMPIRICAL COMPREHENSION OF THE PROBLEMS OF MIGRANT CHILDREN’S REGIONAL INTEGRATION (ON EXAMPLE OF LIPETSK REGION)

Dmitriy Dmitriyevich POLYAKOV, Elets State University named after I.A. Bunin, Elets, Lipetsk region, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: [email protected]

Irina Borisovna STOYANOVSKAYA, Elets State University named after I.A. Bunin, Elets, Lipetsk region, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: [email protected]

In the article the theoretical comprehension of the integration process of the migrants' children into the different sociocultural environment is shown. Also in the article results of the monitoring of interaction of society and migrant children in the educational environment of Elets are presented, on which basis working out and introduction of the model of integration of migrant children into the cultural-educational environment of region is supposed.

Key words: migration; cultural-educational environment; integration into the cultural-educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.