КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15070 УДК 159.922.6:316.647.5
Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15070. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l5/15070.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Попова Евгения Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования толерантности на разных возрастных этапах развития личности. Процесс формирования исследуемого качества рассматривается как непрерывный, имеющий свои особенности на каждом возрастном этапе. Рассмотрены психические, психологические, социальные предпосылки, а также психолого-педагогические условия формирования личностной толерантности на разных возрастных этапах, начиная с раннего детства до юности. Ключевые слова: толерантность, структура толерантности, формирование толерантности личности, предпосылки и условия формирования толерантности. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Современный этап развития человеческого сообщества характеризуется обострением различных по масштабу и содержанию противоречий: межнациональных, геополитических, религиозных, этнических и других. И судьба каждого народа, государства, а также человечества в целом во многом зависит от того, насколько общество будет следовать конструктивным стратегиям мышления и деятельности, демонстрируя терпимость и способность к компромиссам при решении самых разных вопросов. Исходя из этого, все более актуальной и значимой становится проблема формирования толерантности личности.
В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО сказано следующее: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека» (из материалов ЮНЕСКО). Таким образом, в данном определении толерантность рассматривается не только как положительное качество личности, но и как общественная необходимость и долг каждого культурного человека.
В структуре толерантности как психосоциальной характеристики личности можно выделить три подсистемы:
1) когнитивную - знания человека (понятие о толерантности, ее видах, характеристиках толерантной личности, процессах, характеризующихся толерантной направленностью);
2) эмоциональную - относительно устойчивые чувства и отношения человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке (эмоционально-ценностные отношения к другим людям, иному мнению, этническим и религиозным вопросам, к самому себе);
r\j Л r\j
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15070 УДК 159.922.6:316.647.5
Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15070. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l5/15070.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
3) деятельностную - предрасположенность к толерантному типу социального поведения; общая конструктивная, положительная направленность деятельности человека относительно объектов и явлений.
Как и большинство качеств личности, толерантность не является врожденной характеристикой, а формируется в процессе воспитания и обучения. И начинаться этот процесс должен на самых ранних возрастных этапах, а продолжаться в течение всей жизни человека. В современных психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание изучению факторов, условий, методов, средств формирования толерантности в раннем (С. К. Бондырева [1], Е. О. Смирнова [2] и др.), дошкольном (Н. В. Нижегородцева [3], А. С. Сиротюк [4], В. И. Долгова, Р. В. Овчарова [5]), младшем школьном (В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов и др. [6], Г. Б. Барышникова [7] и др.), подростковом (В. В. Барабанова, Е. А. Мухортова [8] и др.) и юношеском (В. А. Попков, А. В. Коржуев [9] и др.) возрастах.
На наш взгляд, целесообразно рассмотреть формирование исследуемого качества как непрерывный процесс, имеющий свои особенности на каждом возрастном этапе. Рассмотрим психические, психологические, социальные предпосылки, а также психолого-педагогические условия формирования личностной толерантности на разных возрастных этапах, начиная с раннего детства до юности. Для удобства восприятия материал представим в таблицах (табл. 1-5).
В табл. 1 представлены основные предпосылки и психолого-педагогические условия формирования толерантности личности в раннем детстве, от 0 до 3 лет.
Таблица 1
Предпосылки и условия формирования толерантности в раннем детстве
Предпосылки формирования толерантности Психолого-педагогические условия формирования толерантности
- Эмоциональная привязанность к значимому взрослому; - высокая потребность в безопасности и эмоциональной близости со взрослым; - формирование эталонного образа другого человека; - формирование элементов общения - чаще брать ребенка на руки, кормить по требованию, больше улыбаться и общаться; - вырабатывать сочувствие к другим совместно со стойкостью к собственным неприятностям; - своевременно вводить запреты; - формировать умение отдавать; - формировать отношение к красоте как ценности; - воспитывать культуру оценки, которая позволяет признавать и ценить разнообразие в любых его проявлениях; - расширять круг общения и границы освоения окружающего мира
Мы разделяем точку зрения С. К. Бондыревой [10], согласно которой начальные этапы психического развития ребенка являются ключевыми для того, в каком духе он формируется как личность - в духе толерантности или интолерантности. Кроме того, автором подчеркивается взаимное влияние толерантности и коммуникации, их взаимная обусловленность: с одной стороны, только толерантное общение может быть продуктивным, с другой - только благодаря общению с себе подобными у индивида формируется толерантность.
Согласно С. К. Бондыревой, в психическом развитии ребенка проявления толерантности и интолерантности сочетаются и чередуются с раннего возраста: плач - это проявление интолерантности к голоду, дискомфорту, незнакомому человеку; улыбка -проявление толерантности к жизни, удовольствию, близкому человеку. «Главное - расставлять ориентиры толерантности и интолерантности и направлять развитие в сторону уравновешенных, сбалансированных, гармоничных отношений с окружающими» [11].
rw IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15070 УДК 159.922.6:316.647.5
Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15070. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l5/15070.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
На следующем возрастном этапе - дошкольное детство - процесс формирования толерантности продолжается, но имеет другие основания и требует создания других условий, что определяется иными психическими особенностями, иной социальной ситуацией развития (табл. 2).
Таблица 2
Предпосылки и условия формирования толерантности в дошкольном возрасте
Предпосылки формирования толерантности Психолого-педагогические условия формирования толерантности
- Формирование целостной картины мира; - расширение и углубление социальных контактов; - сензитивный период для формирования нравственных представлений и воспитания нравственных качеств; - интенсивное развитие психических функций; - высокая познавательная активность; - гендерная идентификация; - формирование осознанности поведения собственного и других людей - Расширение опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками; - создание толерантного пространства дошкольного учреждения; - соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога ДОУ; - применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, эмпатии; - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании толерантности; - формирование гендерной толерантности; - формирование позитивной этнической идентичности; - знакомство с культурами разных народов (фольклор, игры и т. д.)
Данный возрастной период очень важен для становления личности в целом и для формирования толерантного сознания и поведения в частности. По словам А. Н. Леонтьева, дошкольное детство - период «первоначального фактического складывания личности». Именно на этом этапе происходит формирование толерантности как сознательного принятия убеждений, взглядов, обычаев, поведения других людей, отличающихся от собственных.
Младший школьный возраст характеризуется новой социальной ситуацией развития - ребенок становится школьником, новой ведущей деятельностью - учебной, дальнейшим усложнением психических процессов. Соответственно, задачи формирования толерантности усложняются, расширяются, возрастает роль образовательных учреждений в этом процессе. Основные характеристики процесса формирования личностной толерантности у детей младшего школьного возраста представлены в табл. 3.
На наш взгляд, ведущим условием, определяющим эффективность и успешность формирования толерантности у младших школьников, является создание атмосферы толерантности в образовательном учреждении. Только демонстрируя образцы толерантных суждений, взглядов, поступков, педагог будет мотивировать детей следовать тем же принципам и правилам толерантного поведения. Только в условиях психологически безопасной образовательной среды возможно формирование у учащихся толерантного мышления и поведения.
Следующий возрастной период - подростковый - является одним из самых противоречивых и сложных в процессе становления личности. В связи с этим мы посчитали необходимым перечислить как те возрастные особенности, которые способствуют формированию толерантности на этом этапе, так и те характеристики, которые могут при неблагоприятном стечении социальных и психолого-педагогических обстоятельств препятствовать ему. В табл. 4 они представлены в графе «Предпосылки» соответственно со знаками «+» и «-».
rw о ^
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15070 УДК 159.922.6:316.647.5
Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15070. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l5/15070.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Предпосылки и условия формирования толерантности
Таблица 3
в младшем школьном возрасте
Предпосылки формирования толерантности Психолого-педагогические условия формирования толерантности
- Изменения в соотношении нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования рефлексии, самоконтроля, сознательной регуляции поведения; - с приходом ребенка в школу расширяется взаимодействие между учениками, которые являются представителями разных социальных и этнических групп; - овладение национальной и региональной культурой в связи с активным формированием характера, установок, стереотипов поведения и мышления, мировоззрения личности; - закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе, другим людям, окружающему миру - Формирование в рамках образовательного пространства школы отношений открытости, реальной заинтересованности в культурных различиях; - обеспечение психологической безопасности каждого ребенка независимо от его этнической, религиозной принадлежности, состояния здоровья и т. д.; - толерантное отношение педагогического коллектива школы к учащимся; - пресечение негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому; - постановка перед детьми творческих задач в процессе обучения и воспитания; - обучение детей правилам эффективной организации совместной работы; - использование диалога как базового метода в педагогическом процессе; - формирование просоциальной направленности личности, вовлечение учащихся в социально значимую деятельность; - поликультурное воспитание
Таблица 4
Предпосылки и условия формирования толерантности в подростковом возрасте
Предпосылки формирования толерантности Психолого-педагогические условия формирования толерантности
«+» - Высокая потребность в самореализации, самопознании, самовоспитании; - формирование всех видов идентичности (Э. Эриксон: «кризис идентичности»); - формирование самосознания и его центрального компонента - самооценки; - расширение кругозора, формирование ценностных ориентаций, мировоззренческой позиции; - формирование социально значимых норм и правил поведения, активная адаптация к миру взрослых; - развитие абстрактного мышления «-» - психологическая неустойчивость и социальная незрелость обусловливают подверженность подростков влиянию различных националистических, псевдопатриотических идей; - гипертрофированное стремление к самореализации может стать основой для экстремистского поведения; - гормональные изменения обусловливают временное снижение функций внимания, мотивации и саморегуляции; - высокая вероятность рискового и девиантного поведения - Развитие толерантной среды образовательного учреждения; - организация межкультурного, межличностного взаимодействия на принципах гуманизма и толерантности; - реализация воспитательных и обучающих программ по развитию толерантности личности; - формирование конструктивных способов общения, эмоциональной устойчивости личности, навыков рефлексии; - формирование позитивной Я-концепции подростка; - создание благоприятных условий для протекания кризиса идентичности
rw Д IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15070 УДК 159.922.6:316.647.5
Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15070. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l5/15070.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, для того чтобы процесс формирования толерантности как качества личности подростка был результативным, необходимо создавать такие психологопедагогические условия, которые бы нивелировали негативные и усиливали позитивные характеристики данного возрастного этапа. Остановимся особо на таком пункте, как «создание благоприятных условий для протекания кризиса идентичности». По мнению М. Б. Хомякова [12], «процесс формирования идентичности прямо противоположен процессу формирования толерантности. Действительно, в первом случае мы имеем сосредоточение на различиях - в культуре, мнении, поведении, тогда как во втором речь идет о временном забвении различий и сосредоточении на уважении другого человека, «равного» субъекту толерантности». В то же время тот факт, что процессы формирования идентичности и толерантности противоположны друг другу, не означает их взаимоисключения. Напротив, чем позитивнее и стабильнее идентичность, тем выше толерантность личности. Дело в том, что уважение к другому мнению, мировоззрению, поведению вовсе не предполагает обязательного согласия с ними.
Соответственно, планируя работу по формированию толерантности у подростков, необходимо обеспечивать максимально благоприятные условия для развития позитивной личностной идентичности.
Следующий этап, который играет важнейшую роль в становлении личности, - юношеский возраст. В этот период толерантность как качество личности приобретает новые характеристики, что связано в первую очередь с профессиональным становлением человека. Данный тезис подтверждают многочисленные исследования, посвященные личностному и профессиональному развитию в юношеском возрасте (В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева [13], Е. В. Мельник [14] и др.). И при условии, что задачи формирования толерантности на предыдущих возрастных этапах были успешно решены, в юношеском возрасте все компоненты данного качества (когнитивный, аффективный, деятельностный) достигают достаточно высокого уровня сформированности. В табл. 5 представлены предпосылки и условия формирования толерантности на данном этапе.
Таблица 5
Предпосылки и условия формирования толерантности в юношеском возрасте
Предпосылки формирования толерантности Психолого-педагогические условия формирования толерантности
- Активное взаимодействие с культурой своего и других этносов, расширение круга общения; - - дальнейшее развитие рефлексии, эмпатии, познавательной мотивации; - потребность в коммуникации и социальной активности; - профессиональное самоопределение, осознание значимости толерантности как профессионально важного качества - Использование содержания высшего и среднего профессионального образования для формирования толерантности; - формирование системности и диалектич-ности мышления; - организация педагогического общения «преподаватель - студент» на принципах толерантности; - использование интерактивных методов обучения; - специальные курсы и тренинги
Итак, мы рассмотрели предпосылки и психолого-педагогические условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах. Безусловно, в юности данный процесс не заканчивается, но в дальнейшем имеет смысл говорить о самовоспитании личности.
Подведем итоги и сделаем выводы:
- формирование толерантности, как и любого другого качества личности, начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни человека;
(V г м
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15070 УДК 159.922.6:316.647.5
Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15070. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l5/15070.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- сфера образования имеет самое непосредственное отношение к формированию толерантности личности;
- одно из важнейших условий воспитания всех видов толерантности - создание толерантной образовательной среды и подготовка педагогов к организации общения с учащимися на принципах толерантности;
- при формировании толерантности необходимо следовать общепедагогическим принципам: систематичности, деятельностного подхода, личностного подхода, культуросообразности и др.;
- задачи, содержание, методы и средства формирования толерантности зависят от возрастных характеристик и должны соответствовать психическим особенностям, ведущей деятельности, социальной ситуации развития личности ребенка.
Ссылки на источники
1. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). - М., 2003.
2. Смирнова Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / под ред. В. С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - С. 64-130.
3. Нижегородцева Н. В. Психологические механизмы и условия развития толерантности в детском возрасте: культурно-исторический подход // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. / под науч. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 21-23.
4. Сиротюк А. С. Содержательно-прогностическая модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды психологического центра. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. - 128 с.
5. Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 6. - С. 40-48.
6. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / В. Н. Гуров, Б.
З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. - М., 2004. - 240 с.
7. Барышникова Г. Б. Исследование проблемы толерантности в младшем школьном возрасте // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. - С. 268-270.
8. Барабанова В. В., Мухортова Е. А. Опыт изучения толерантности подростков // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. ст. - С. 211-213.
9. Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М., 2004. - 432 с.
10. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Указ. соч.
11. Там же.
12. Хомяков М. Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / под ред. В. С. Магун. - М., 2006. - С. 37.
13. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. - М.: Перо, 2014. - 196 с.
14. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. - 253 с.
Evgeniya Popova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]
Prerequisites and conditions of personal tolerance formation at different age stages
Abstract. The paper is devoted to the problem of tolerance formation at different age stages of personality development. The process of formation of the studied feature is seen as continuous process with its own characteristics in each age stage. The author views mental, psychological, social backgrounds and psycho-pedagogical conditions of personal tolerance formation at different age stages, from early childhood through youth.
Key words: tolerance, structure of tolerance, tolerance of a person, prerequisites and conditions of tolerance
formation.
r>J
6 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15070 УДК 159.922.6:316.647.5
Попова Е. В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15070. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/20l5/15070.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Refereoies
1. Bondyreva, S. K. & Kolesov, D. V. (2003) Tolerantnost' (vvedenie vproblemu), Moscow (in Russian).
2. Smirnova, E. O. (2003) “Razvitie tolerantnosti v rannem i doshkol'nom detstve”, in Sobkin, V. S. (ed.) Vozrastnye osobennosti formirovanija tolerantnosti. Trudy po sociologii obrazovanija. T. VIII. Vyp. XIV, Centr sociologii obrazovanija RAO, Moscow, pp. 64-130 (in Russian).
3. Nizhegorodceva, N. V. (2011) “Psihologicheskie mehanizmy i uslovija razvitija tolerantnosti v detskom vozraste: kul'turno-istoricheskij podhod”, in Novikov, M. V. & Nizhegorodceva, N. V. (eds.) Tolerantnost' v sovremennom obshhestve: opyt mezhdisciplinarnyh issledovanij: sb. nauch. st., Izd-vo JaGPU, Jaro-slavl', pp. 21-23 (in Russian).
4. Sirotjuk, A. S. (2012) Soderzhatel'no-prognosticheskaja model' professional'noj dejatel'nosti psihologa po formirovaniju tolerantnosti u detej doshkol'nogo vozrasta v uslovijah inkljuzivnoj razvivajushhej sredy psihologicheskogo centra, Tver. gos. un-t, Tver', 128 p. (in Russian).
5. Dolgova, V. I. & Ovcharova, R. V. (2014) “Psihologicheskie determinanty nravstvennogo razvitija dosh-kol'nika”, Vestnik ChGPU, № 6, pp. 40-48 (in Russian).
6. Gurov, V. N., Vul'fov, B. Z., Galjapina, V. N. et al. (2004) Formirovanie tolerantnoj lichnosti v polijetnich-eskoj obrazovatel'noj srede, Moscow, 240 p. (in Russian).
7. Baryshnikova, G. B. (2011) “Issledovanie problemy tolerantnosti v mladshem shkol'nom vozraste”, Tolerantnost' v sovremennom obshhestve: opyt mezhdisciplinarnyh issledovanij: sb. nauch. St., pp. 268270 (in Russian).
8. Barabanova, V. V. & Muhortova, E. A. (2011) “Opyt izuchenija tolerantnosti podrostkov”, Tolerantnost' v sovremennom obshhestve: opyt mezhdisciplinarnyh issledovanij: sb. nauch. st., pp. 211-213.
9. Popkov, V. A. & Korzhuev, A. V. (2004) Teorija i praktika vysshego professional'nogo obrazovanija, Moscow, 432 p. (in Russian).
10. Bondyreva, S. K. & Kolesov, D. V. (2003) Op. cit.
11. Ibid.
12. Homjakov, M. B. (2006) “Identichnost', tolerantnost' i ideja grazhdanstva”, in Magun, V. S. (ed.) Gra-zhdanskie, jetnicheskie i religioznye identichnosti v sovremennoj Rossii, Moscow, p. 37 (in Russian).
13. Dolgova, V. I. & Gol'eva, G. Ju. (2014) Jemocional'naja ustojchivost' lichnosti: monografija, Pero, Moscow, 196 s. (in Russian).
14. Dolgova, V. I. & Mel'nik, E. V. (2007) Jempatija i kommunikativnaja kompetentnost', Izd-vo “ATOKSO”, Cheljabinsk, 253 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
r>J
7 ~