Государственное санитарное законодательство предусматривает также обязательное согласование новых технологических процессов, видов оборудования, приборов и рабочего инструментария для предотвращения неблагоприятного влияния их на здоровье людей, осуществление мероприятий по санитарной охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней, проведение общесоюзных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия страны.
«Положение о государственном санитарном надзоре в СССР» (1973) потребовало разработки новых прогрессивных форм организации деятельности санитарно-эпидемиологической службы. Это в свою очередь предопределило дальнейшее совершенствование управления, направленное на повышение качества и эффективности работы. Эффективность государственного санитарного надзора определяется уровнем деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, который во многом зависит от их организационной структуры, форм управления, материально-технической базы, правильной расстановки, использования и воспитания санитарных кадров.
Совершенствование санитарно-эпидемиологической службы, как показал опыт последних лет, может идти по пути укрупнения санэпидстанций, отдельных их подразделений (централизация всего или отдельных видов государственного санитарного надзора и лабораторных исследований).
Оправдавшая себя на практике система централизации управления и финансирования санэпидстанций не ограничивает поиск новых, еще более прогрессивных форм организации деятельности санитарно-эпидемиологической службы, без которых невозможно ее дальнейшее развитие.
Прошло почти 10 лет с момента начала дей-
ствия последнего «Положения о государственном санитарном надзоре в СССР». За эти годы произошли важные исторические события — XXV и XXVI съезды КПСС, принятие новой Конституции СССР (1977), выход в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22/1Х 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения». Советский народ успешно завершил выполнение планов девятой и десятой пятилеток. В утвержденных XXVI съездом КПСС «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» предусматривается дальнейшее развитие генеральной профилактической линии советского здравоохранения. Поэтому важными задачами санитарно-эпидемиологической службы страны в одиннадцатой пятилетке по-прежнему будут дальнейшее усиление государственного санитарного надзора с целью улучшения охраны окружающей среды от загрязнения, создание нормальных, безвредных условий труда и жизни человека, снижение заболеваемости инфекционными, вирусными болезнями, снижение общей и профессиональной заболеваемости, решение вопросов гигиены детей и подростков, проб- < лемы рационального питания населения, пропаганда здорового образа жизни.
Успешная реализация решений XXVI съезда КПСС, положений и задач, выдвинутых Л. И. Брежневым в Отчетном докладе ЦК КПСС на XXVI съезде партии, в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» и постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22/IX 1977 г., явится достойным вкладом работников санитарно-эпидемиологической службы страны в решении важной социальной проблемы охраны здоровья нашего народа.
Поступила 13.05.82
УДК в 14.3/3:008(470)«1922—1982»
А. П. Шицкова, 10. В. Новиков, Р. В. Борисенкова, М. И. Гусев. И. И. Пономаренко, Р. С. Хамидуллин
СТАНОВЛЕНИЕ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ РСФСР
Московский НИИ гнгиены им. Ф. Ф. Эрисмака
11 /VII 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, ознаменовавший рождение самой прогрессивной социалистической системы здравоохранения. В Программе Коммунистической партии, принятой VIII съездом в 1919 г., в числе важнейших задач в области охраны народного здоровья выделена задача предупреждения болезней, проведения широких профилактических мероприятий. Поэтому санитар-
ная служба являлась и является одной из ведущих составных частей общей системы охраны здоровья населения нашей страны. Охрана народного здоровья всегда опиралась у нас на законы социалистического государства. Законодательство по охране народного здоровья создавалось и развивалось в соответствии с директивами и постановлениями съездов партии, пленумов ЦК, постановлениями съездов Советов и Советского правительства.
В годы гражданской войны задачами отечественного здравоохранения были помощь фронту, благополучие тыла и охрана здоровья детей, борьба с эпидемиями. В этот период издаются декреты Совнаркома РСФСР «Об учреждении Совета защиты детей», постановление Совета рабоче-крестьянской обороны об образовании особой Всероссийской комиссии по изучению са-ь ннтарного состояния республики (1919), декрет Совнаркома РСФСР «Об охране здоровья подростков и детей РСФСР» (1921) и др.
Впервые в истории был издан Кодекс законов о труде, систематизировавший и закрепивший завоевания Великой Октябрьской социалистической революции в области охраны труда. В 1919 г. создана санитарная инспекция, в задачу которой входило изучение условий труда, влияющих на здоровье работающих, накопление материалов для планомерной борьбы с профессиональными вредностями, принятие мер к улучшению санитарно-гигиенических условий труда рабочих, контроль за выполнением всех норм и правил по промышленной санитарии.
В 1922 г. был издан декрет Совнаркома РСФСР «О санитарных органах республики», по-к доживший начало развитию санитарной организации. Он определил задачи и права санитарно-эпидемиологической службы как государственных санитарно-контрольных органов. Обязательным элементом работы санитарных врачей становится предупредительный санитарный надзор. Подобные постановления в последующие годы были приняты и в других союзных республиках.
В 1923 г. Наркомздрав опубликовал первые в стране официальные правила, направленные на ограничение загрязнения водоемов сточными водами. С тех пор в условиях увеличивавшихся темпов индустриализации и урбанизации правила многократно перерабатывались и совершенствовались, отражая процессы технико-экономического развития и повышения уровня науки и культуры, все возраставшие требования к охране водоемов и спуску в них сточных вод.
В постановлении «О санитарных органах республики» были также сформулированы положения о гигиене питания. В связи с ростом народного хозяйства и увеличением объема работы органов надзора 19/11 1927 г. Совнарком РСФСР вынес постановление «О нормах санитарных органов для обслуживания населения» и 8/Х 1927 г. утвердил «Положение о санитарных органах республики», возложив на санитарные органы обязанность санитарной охраны общественного питания.
Наркомздрав РСФСР в развитие этого постановления издал ряд инструкций и указаний о работе санитарных органов в области общественного питания. Этими указаниями на санитарные органы возлагались не только функции надзора за санитарным состоянием учреждений
общественного питания, но и в целях рационализации питания населения — обязанность проводить широкие оздоровительные мероприятия, разработку норм питания, раскладок, меню с учетом потребности рабочих разных профессий. Наркомздрав РСФСР предложил органам санитарного надзора широко пропагандировать среди населения идеи общественного, а также рационального питания, повысить санитарно-просветительную работу среди работников предприятий общественного питания, а также внедрить в практику надзора методы лабораторного контроля продукции этих предприятий. Не ограничиваясь общими указаниями, Наркомздрав РСФСР в первые же годы издал важные документы: ряд инструкций по обеспечению санитарным надзором предприятий общественного питания, санитарные минимумы для работников общественного питания, а в октябре 1931 г.— подробные санитарные правила устройства, оборудования и содержания этих предприятий.
Успехи хозяйственного строительства СССР, повышение культурного уровня масс, работа членов рабочих семей на производстве потребовали улучшения постановки дела общественного питания. Совнарком РСФСР в своем постановлении от 26/У1 1930 г. предложил Центросоюзу не только улучшить санитарное состояние предприятий и качество пищевых продуктов, но и обратить внимание на необходимость ускорения разработки и проведения в жизнь дифференцированных пищевых норм для различных профессиональных и возрастных групп населения и рационализацию всего суточного питания трудящихся и их семей, а также на ускорение введения горячих завтраков в школе. Этому вопросу уделяет внимание и Пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся в декабре 1930 г.
В августе 1931 г. ЦК ВКП(б) опубликовывает специальное постановление «О мерах улучшения общественного питания», в котором наряду с констатацией необходимости улучшения постановки общественного питания дается указание о мощном развертывании в течение 2—3 лет предприятий общественного питания, с тем чтобы довести число потребителей до 25 млн. человек. Это постановление предлагает полный охват горячими завтраками школьников и детей, обслуживаемых дошкольными учреждениями. Одновременно ЦК ВКП(б) предложил Нар-комздраву и органам здравоохранения установить специальное наблюдение за санитарным состоянием предприятий общественного питания. В эти же годы были созданы специальные органы по надзору за санитарным состоянием учреждений общественного питания.
С первых лет осуществления пятилетнего плана индустриализации страны в Советском Союзе начинается бурное строительство крупных пищевых предприятий. К производству пищевых продуктов и их качеству сразу стали
предъявлять высокие санитарные требования, без выполнения которых нельзя было гарантировать доброкачественность продуктов.
23/ХП 1933 г. издается историческое обращение ЦК ВКП(б) ко всем партийным организациям, в котором им предлагалось в кратчайший срок улучшить работу; пищевым предприятиям предписывалось провести борьбу с их антисанитарным состоянием и добиться выпуска высококачественной продукции.
Одновременно с обращением ЦК ВКП(б) вышло постановление ЦИК и Совнаркома СССР об образовании в составе наркомздравов союзных республик Государственной санитарной инспекции, возглавляемой заместителем народного комиссара здравоохранения.
Все нараставшие темпы индустриализации и изменявшиеся требования практики к определению условий спуска в водоемы промышленных сточных вод с содержащимися в них специфическими загрязнениями вызывали необходимость научной разработки проблемы. В связи с этим А. Н. Сысин, отражая новые научные взгляды наиболее дальновидных гигиенистов, указывал в 1940 г., что как бы ни трудна была задача, исследование атоксичности концентраций ядовитых веществ в водоемах является необходимым звеном в цепи общих санитарно-технических мероприятий. При последующем переиздании правил (ГОСТ 1324—43) было впервые указано, что ПДК ядовитых веществ промышленных сточных вод, спускаемых в водоем, устанавливается Государственной санитарной инспекцией СССР.
В годы Великой Отечественной войны деятельность санитарных органов обусловливалась обстановкой военного времени. Особое внимание уделялось предотвращению эпидемий, помощи детям и матерям. Приказы министра здравоохранения — уполномоченного Государственного комитета обороны — предусматривали тщательные санитарные мероприятия в освобожденных от немецких оккупантов районах. По инициативе Н. А. Семашко работала комиссия, изучавшая санитарные последствия войны; она организовала несколько конференций и выработала рациональные предложения по оздоровлению населения страны.
XII съезд гигиенистов в 1947 г. принял решение об объединении санитарной и противо-эпидемиологической служб. В развитие этого решения в 1949 г. было утверждено новое положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции. В 1951 г. оно было дополнено рядом положений, в частности об изучении санитарного состояния населенных пунктов.
В 1963 г. Совет Министров СССР утвердил «Положение о государственном санитарном надзоре», внесшее организационную четкость в построение санитарно-эпидемиологической службы. Оно значительно расширило права Минздрава
СССР в области государственного санитарного надзора, установив, что санитарно-гигиенические нормативы и правила по всем вопросам гигиены обязательные для выполнения всеми министерствами, госкомитетами и ведомствами. Сейчас нет ни одного вида строительства, ни одной отрасли хозяйства не подлежащих гигиенической проверке, если формы их деятельности затрагивают интересы здоровья населения. А
В декабре 1969 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», явившиеся руководящей законодательной основой деятельности санитарных органов. Этот законодательный акт предусматривает устранение факторов и условий, вредно влияющих на здоровье граждан, объявляет охрану здоровья населения обязанностью всех государственных органов и предприятий, указывает на необходимость создания на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий для устранения причин производственного травматизма, профессиональных болезней и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье, обязывает проводить мероприятия по оздоровлению внешней среды, обеспечению санитарной I охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха, предусматривает использование в деятельности учреждений здравоохранения достижении науки, утверждение общесоюзных санитарно-гигиенических и санитарно-нротивоэпидемиоло-гических правил и норм, осуществление мероприятий по санитарной охране территории СССР, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и рациональной безопасности.
К настоящему времени сложилась система санитарно-эпидемиологического обеспечения населения. Основным организационным элементом системы является территориальная санэпидстанция, осуществляющая контроль за соблюдением установленных санитарно-гигиенических норм и правил. Основными задачами санитарно-эпидемиологической службы является предупредительный и текущий надзор за проведением санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию загрязнений окружающей среды и их предупреждение на оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения; организация и проведение мер по профилактике, снижению и ликвидации инфекционных заболеваний. Государственный санитарный надзор осуществляется с широким привлечением населения, профсоюзного актива, актива Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, общественных советов при санэпидстанциях, научных медицинских обществ и обществ охраны природы. Выполнение возложенных на санитарно-эпидемиологическую службу функций обеспечивает разветвленная сеть санитарно-эпидемиологических учреждений, оснащенных необходимой современной аппаратурой
и лабораторным имуществом, укомплектованных квалифицированными кадрами, а также большую помощь в этой работе оказывают на-учно-исследовательские институты санитарно-гигиенического профиля и кафедры гигиены медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей.
Охрана здоровья граждан СССР, гарантированная конституцией СССР 1977 г., обеспечивается развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии, мерами по оздоровлению окружающей среды, развертыванием исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни, проведением мер, обеспечивающих сохранение в чистоте воздуха и воды, улучшение окружающей среды. Большая программа развития здравоохранения предусмотрена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977).
Ленинские идеи о ведущей роли гигиенической науки и санитарной практики в деле охраны здоровья населения нашли яркое отражение и в ряде правительственных документов, принятых в последние годы: в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» (1978), «О дальнейшем развитии медицинской науки в районах Сибири и Дальнего Востока» (1979), в «Законе СССР об охране атмосферного воздуха» (1980).
Значительная роль гигиенической науки в обеспечении санитарного благополучия страны.
Исключительно большое внимание уделялось организации профильных научно-исследова-тельских институтов. В 1920 г. был основан Государственный институт народного здравоохранения, в состав которого вошел санитарно-гиги-енический отдел. В 1921 г. на базе городской санитарной станции, созданной Ф. Ф. Эрисма-ном, был организован институт им. Ф. Ф. Эрис-мана. В 30-х годах на санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов создаются самостоятельные кафедры гигиены труда, гигиены питания, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены.
В связи с ростом промышленности и городов в годы первых пятилеток, в связи с социалистическим переустройством сельского хозяйства возникла потребность в научной разработке вопросов гигиены планировки и гигиены жилища; все более актуальными становились вопросы борьбы с загрязнением водоисточников и атмосферного воздуха. Первостепенное значенне приобрели проблемы зонирования территории населенных мест по функциональному признаку. Впервые было привлечено внимание к городскому шуму.
В 50-е годы в советской гигиенической науке восторжествовало фнзиолого-гигиеническое направление. Принципиально изменилось содержание исследований в гигиене, которая стала считать своей главной задачей изучение влияния факторов окружающей и производственной среды на человека и разработку на этой основе гигиенических нормативов и санитарных мероприятий, необходимых для обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения. Ускоряющиеся темпы урбанизации и научно-технического прогресса выдвинули на первое место вопросы, связанные с загрязнением внешней среды. Проводится гигиеническое нормирование факторов микроклимата с учетом комплексного воздействия их на функциональное состояние организма человека в разных климатических зонах (С. И. Ветошкин, М. С. Горомосов, А. И. Шафир, Л. Ф. Тулякова, Г. А. Антропов); в результате разрабатываются дифференцированные нормативы, вошедшие в строительные нормы и правила (СНиП) в 1904 г. Была дана гигиеническая оценка типовому жилищному строительству, уточнены дозы ультрафиолетовой облученности и разработаны нормативы освещения жилых и общественных зданий. Выполнены физиолого-гигиенические исследования городского шума и обоснованы допустимые его уровни (И. Л. Карагодина).
Одной из основных проблем становится изучение влияния выбросов промышленных предприятий на санитарные условия жизни населения, определение санитарно-защитных зон на основе установленных впервые в мировой практике ПДК вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Комплексные исследования, проводимые совместно с клиницистами, позволили разработать нормативы вредных веществ с учетом их комбинированного действия. В результате первых в стране комплексных многолетних исследований, осуществленных Московским НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана при участии Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова и направленных на изучение закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, были разработаны «Указания по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (СН 369—74). Результаты расчетного прогнозирования и действующие гигиенические нормативы легли в основу научного обоснования управления качеством воздушной среды населенных мест. Проведенные в комплексе с техническими институтами натурные и экспериментальные исследования позволили впервые в мире разработать гигиенические нормы шума для жилища, лечебно-профилактических учреждений, школ и общественных зданий, жилых территорий и мест отдыха. Были разработаны и допустимые нормы авиационного шума и на этой основе определено допусти-
мое расстояние населенных пунктов от аэропортов гражданской авиации. Развернулись работы и в новой области гигиены — в гигиене синтетических строительных материалов. На основе результатов этих исследований разработана инструкция Минздрава СССР по оценке и применению полимерных материалов. В последние годы дана гигиеническая оценка более 186 новым полимерным материалам. Получили развитие комплексные гигиенические исследования на Крайнем Севере.
Научная деятельность Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрнсмана в 70-е годы была направлена на гигиеническую оценку районной планировки, изучение внешней среды городов РСФСР. Комплексные гигиенические исследования выполнены в регионе БАМ, в нефтегазоносных районах Тюменской области. Дана гигиеническая оценка новым типам жилых зданий в разных климатических зонах, внесены коррективы в главу СНиП «Жилые здания». Исследуется действие атмосферных загрязнений и планировочных факторов на состояние здоровья населения. Впервые начато изучение вибрации, инфразвука и звукового удара в условиях населенных мест. Социально-гигиеническое исследование шума проводится совместно со странами — членами СЭВ и некоторыми капиталистическими странами (Дания, Франция). Разработаны нормативные документы и стандарты СЭВ.
Большое народнохозяйственное значение имеют исследования, направленные на разработку гигиенических аспектов Генеральной схемы комплексного использования водных ресурсов страны на перспективу. Они имеют следующие основные направления: гигиеническое прогнозирование условий водопользования населения различных регионов с учетом особенностей их экономического развития; изучение гигиенических вопросов зарегулирования и перераспределения водных ресурсов в связи с проектированием и проведением крупных водохозяйственных мероприятий; изучение влияния различных компонентов водного фактора на здоровье населения.
Особое место занимало изучение изменений санитарного состояния отдельных речных бассейнов (Волги, Урала и др.) в связи с осуществлением широких водоохранных мероприятий, предусмотренных соответствующими постановлениями партии и правительства. Накопленные данные позволили выявить эффективность и степень надежности реализуемой системы мер по охране водных объектов, разработать прогноз санитарных условий водопользования в районах размещения крупных промышленных узлов, интенсивно развивающихся в изучаемом регионе.
Широкие комплексные исследования выполнялись в районах интенсивного освоения природ-
ных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Рост темпов экономического развития этих регионов сопровождается постоянным ростом потребностей в питьевой воде и привлечением для водо-обеспечения новых источников водоснабжения, что требует детального их гигиенического изучения и оценки с учетом геохимических и кли-матогеографическнх особенностей. Исследования позволили охарактеризовать качество воды Енисея, Чулыма и др. на участках, используемых населением Красноярского, Канско-Ачинского и Саяно-Шушенского территориально-производственных комплексов; установлена роль хозяйственной деятельности в формировании состава и свойств речной воды, выявлены ведущие химические компоненты, определяющие качественный состав воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В решении вопросов профилактики профессиональных заболеваний химической этиологии и предупреждения неблагоприятных отдаленных последствий контакта с новыми химическими веществами ведущая роль принадлежит таким мерам, как государственная стандартизация химических продуктов с учетом их токсических свойств, запрещение производства особо опасных химических веществ и замена их менее опасными. Основой производственно-гигиенических мероприятий, повсеместно систематически проводящихся на предприятиях, является гигиеническое нормирование химических веществ. Ни в одной стране не ведется столь большой работы, как в СССР, по токсикологической оценке новых химических веществ и установлению их ПДК в воздухе рабочих помещений. Исходя из пороговости действия вредных производственных факторов, советские гигиенисты разработали в настоящее время свыше 1000 ПДК для воздуха рабочей зоны. В результате планомерных оздоровительных мероприятий профессиональная заболеваемость на предприятиях Российской Федерации непрерывно снижается.
Содержание пыли на рудниках, где добываются руды черных и цветных металлов, снижено до ПДК или близких к ним величин. Благодаря этому резко снизилось число больных пневмокониозом. На многих рудниках, например, Норильского горно-металлургического комбината, новые случаи заболеваний пневмокониозом не выявляются уже в течение ряда лет.
При проведении оздоровительных мероприятий особое внимание уделяется охране материнства и детства. В нашей стране создаются условия для успешного совмещения женщиной общественно полезного труда и счастливого материнства. Улучшение условий и охрана труда работающих женщин постоянно находятся в центре внимания советских, партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций и органов Государственного санитарного надзора.
Ввиду того что женский организм чувствительнее, чем мужской, к различным производственным факторам, на производствах с наиболее тяжелыми условиями труда и там, где возможен контакт с вредными веществами, труд женщины резко ограничен или полностью исключен. Согласно действующему законодательству, женщины не допускаются к работе по основным специальностям горнорудной, металлургической ^ и некоторых видов химической промышленности, им запрещено работать в производстве свинца. Еще более ограничен труд женщины в производствах с вредными условиями труда в период беременности и кормления грудью.
Много внимания уделялось развитию проблемы гигиены детей и подростков. Каждая детская возрастная группа требует особого подхода со стороны санитарной организации. В применении к детям опасно пользоваться общими нормами и санитарно-гигиеническими правилами. Каждое санитарно-профилактиче-ское и оздоровительное мероприятие в области гигиены детей должно проводиться с учетом их возрастных физиологических особенностей и условий среды, в которой дети растут, воспитываются, обучаются, отдыхают. ^ «Партия считает одной из важнейших задач,— сказано в Программе КПСС, — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил». Только за последнее десятилетие принят ряд постановлений партии и правительства, направленных на дальнейшее улучшение условий обучения и воспитания подрастающего поколения, на повышение уровня лечебно-профилактической помощи детям и подросткам. Это постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972), «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973), «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977), «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977), «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) и др.
Огромное внимание, уделявшееся партией и
правительством вопросам оздоровления пищевой промышленности и общественного питания, настойчивая работа в этой области органов здравоохранения быстро привели к резкому улучшению санитарного состояния этих предприятий.
Бурное развитие химической промышленности и использование большого количества полимерных материалов для контакта с пищевыми продуктами вызвали необходимость их гигиенического изучения. В целях осуществления мер по профилактике загрязнения продуктов питания мономерами и другими веществами, которые могут мигрировать из полимеров, впервые в мировой науке заложены основы гигиены и токсикологии полимерных материалов, применяемых в пищевой промышленности, созданы нормативно-технические документы, регламентирующие их использование для указанных целей, установлены допустимые количества миграции отдельных ингредиентов пластмасс.
В связи с постановлениями партии и правительства по сельскому хозяйству получают широкое развитие исследования по токсикологической оценке ядохимикатов и гигиенической оценке обработанных ими растительных продуктов. Устанавливаются допустимые остаточные количества пестицидов в продуктах питания, выявляются тонкие механизмы их биологического действия, разрабатывается система прогнозирования остаточных количеств пестицидов в продуктах растениеводства и сроков проведения последних обработок.
Огромные задачи стоят перед гигиенической наукой о питании в связи с претворением в жизнь исторических решений XXVI съезда КПСС. Выдвинутая Л. И. Брежневым Продовольственная программа предусматривает в возможно более сжатые срокн решить задачу бесперебойного снабжения населения продуктами. Поэтому намечается повысить качество химических средств защиты растений и удобрений, наращивать производство овощей и фруктов, улучшать их транспортировку, хранение и переработку. Будет развиваться производство высококачественных полимеров с заданными технологическими характеристиками и т.д.
На основе последовательного решения продовольственной проблемы будет обеспечено дальнейшее улучшение питания населения за счет роста потребления наиболее ценных в питательном отношении продуктов.
Поступила 13.05.82