Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ'

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок сотовой связи / проникновение / абоненты / технологии / финтех / электронные кошельки / идентификация / регулирование / telecom operator market / penetration / subscribers / technologies / fintech / ewallets / identification / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Гордюшина

В статье проведен анализ становления рынка сотовой связи в Кыргызской Республике. Рассмотрены основные этапы формирования рынка и факторы, повлиявшие на его развитие. Показано как операторы сотовой связи прошли путь от предоставления услуг голосовой связи до предоставления финансовых услуг с использованием инновационных цифровых технологий и больших данных. Обозначены перспективы встраивания сотовых операторов в финансовый сектор страны с образованием единой экосистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND PROSPECTS OF THE CELL COMMUNICATION MARKET IN THE KYRGYZ REPUBLIC

This article contains a review of how the cell communication market developed in the Kyrgyz Republic. The milestones of the market development and influencing factors are considered. The author shows how cell communication service providers passed their path from providing telecom services only to offering financial services using innovative digital solutions and big data. The article also highlights prospects of cell communication operators incorporating into the country’s financial sector with further development of a unified ecosystem.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ»

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Е.В. Гордюшина, старший преподаватель Кыргызско-Российский Славянский университет (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-100-105

Аннотация. В статье проведен анализ становления рынка сотовой связи в Кыргызской Республике. Рассмотрены основные этапы формирования рынка и факторы, повлиявшие на его развитие. Показано как операторы сотовой связи прошли путь от предоставления услуг голосовой связи до предоставления финансовых услуг с использованием инновационных цифровых технологий и больших данных. Обозначены перспективы встраивания сотовых операторов в финансовый сектор страны с образованием единой экосистемы.

Ключевые слова: рынок сотовой связи, проникновение, абоненты, технологии, финтех, электронные кошельки, идентификация, регулирование.

Рынок сотовой связи в Кыргызстане в современном виде сформировался в середине 2010-х годов и с тех пор представляет собой классическую олигополию, т.к. делится между тремя крупными сотовыми операторами. На это ушло практически 15 лет. Несмотря на то, что первый сотовый оператор связи в Кыргызстане появился в 1994 году - компания KATEL, но рождением современной сотовой связи считается 1 августа 1998 года. Тогда с появлением второго сотового оператора BITEL (ныне Beeline) был совершен первый звонок стандарта GSM - самого распространенного стандарта цифровой связи в мире [1]. GSM появился в начале 90-х годов XX века и уже спустя десятилетие полностью вытеснил с мирового рынка другие стандарты сотовой связи в массовом сегменте. Главная причина успеха стандарта GSM -это съемный модуль в мобильном телефоне в виде SIM-карты. Другие стандарты сотовой связи не предполагали смену сотового оператора без смены мобильного телефона, каждый телефон был привязан к конкретному сотовому оператору, кроме того, бесполезно было вывозить телефон из одной страны в другую по той же причине - телефон максимум мог выполнять функцию детской игрушки.

В середине 2000-х годов девять операторов имели лицензии на предоставления услуг сотовой связи, из них только два в стандарте GSM, именно они входят в тройку операторов Кыргызстана по состоянию на 2024 год.

Рынок сотовой связи стал одной из важных отраслей экономики Кыргызстана и на протяжении десятилетий является лидером по темпам роста выручки и налоговых отчислений [2].

Становление рынка сотовой связи в первую очередь стали отслеживать по динамике подключений абонентов, так если по итогам 1999 года в стране насчитывалось всего 2,6 тыс. абонентов, то спустя 4 года абонентская база всех сотовых операторов страны превысила 50 тыс. и стала расти в геометрической прогрессии, практически удваиваясь ежегодно до 2009 года. В начале подавляющее большинство абонентов являлись жителями города Бишкек - столицы Кыргызстана. По этой причине успехи в распространении сотовой связи измерялись исключительно по отношению к численности населения столицы вплоть до 2006 года, когда охват пользования сотовой связью составил 90% от населения города (рис. 1).

Абонентская база -■— Охват от Бишкека. %

1002 2«в ;nc4 ;oi>i

Рис. 1. Набор абонентов сотовых операторов в г. Бишкек [2]

В 2005 году количество абонентов сотовой связи впервые превысило количество абонентов фиксированной телефонной связи. Главным образом, это произо-

шло за счет того, что в 2004 году услуги сотовой связи начали предоставляться в Нарынской, Таласской и Баткенской областях (рис. 2).

2002 2003 2004 2005 2006

Рис. 2. Набор абонентов сотовой и фиксированной связи

Ежегодное удвоение количества абонентов в основном стало результатом радикального снижения цен на мобильные телефоны и тарифы сотовой связи, увеличения зоны покрытия, повышения качества и количества предоставляемых услуг. Сотовая связь становилась все более доступной для большего числа жителей страны.

В дальнейшем при анализе развития рынка сотовой связи был введен термин «проникновение». Проникновение сотовой связи - это отношение количества активных SIM-карт в стране к численности населения, интерпретируется как количество SIM-карт, приходящихся на 1 жителя

страны. Кыргызская Республика занимает первое место по уровню проникновения сотовой связи среди стран Центральной Азии - свыше 110% [3], для сравнения, Казахстан занимает второе место, третье -Таджикистан, четвертое - Узбекистан [4]. В 2014 году этот показатель достиг 131%, что означало, что на одного жителя страны приходилось 1,3 SIM-карты. Это было связано с высокими тарифами на звонки между разными операторами сотовой связи и поэтому среднестатистический абонент имел по 2-3 SIM-карты, чтобы оптимизировать свои расходы на звонки внутри сети, при этом цены на сами SIM-карты всегда были и остаются невысокими (рис. 3).

20G2 2003 20М 200i 2£>0S 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 201 i 2016 2017 2С18 2019 2020 2021 2022

Рис. 3. Набор абонентов сотовых операторов, млн

Вместе с развитием рынка сотовой связи, формировался и рынок мобильных телефонов. Доступность услуг сотовой связи за счет своей дешевизны вызвала спрос на мобильные телефоны, что привело к росту

ввозимых устройств в страну. Если в 2009 году в страну поступило 156 тыс. мобильных устройств, то в 2011 было ввезено их рекордное количество - более 3,8 млн шт. (рис. 4).

Рис. 4. Количество мобильных телефонов, ввезенных в Кыргызскую Республику

К концу нулевых годов, считается, что органический рост рынка сотовой связи завершился, практически вся страна стала пользоваться услугами сотовой связи и изменение количества абонентов отдельных операторов изменялось только за счет миграции от одного оператора к другому в

зависимости от выгодности проводимых акций. Рынок характеризовался как высококонкурентный, при этом его объем превысил 10 миллиардов сомов, что составило около 5% от ВВП Кыргызской Республики. Отрасль сотовой связи стала значимой в масштабах страны (рис. 5).

30 ■ Выручка услуг пиюсовой и SMS свячп, сомов

о

§ 25

Выручка от интернета, солюп

1.9

2.9

В 9

12,8 L2.7

7,3

В-У

V

10.1

11.8

14,2

Ю,о| 10,5 IIS 12>7 13'3 ^ 9.4 8,7 I I 8,9 |l0¿|1U

2004 2005 2006 2007 2008 200Э 20 LO 2011 2012 2013 2014 2015 2916 2017 2018 2019 2020 202 i 202

Рис. 5. Объем рынка услуг сотовых операторов

Из-за высокой конкуренции тарифы на сотовую связь ежегодно снижались на 515%, при этом объем рынка продолжал увеличиваться за счет расширения ассортимента предоставляемых услуг операторами. Вследствие чего сотовые операторы достигли потолка выручки. Но в начале 10-х годов стали складываться новые тенденции развития сотовых операторов, началась эпоха внедрения ЗО и 40 технологий и колоссальных вложений в строительство сетей. Развитие технологий стало новым средством для роста выручки, т.к. именно они стали толчком масштабного развития мобильного интернета на боль-

ших скоростях. Главными конкурентными преимуществами операторов становятся качество связи, скорость интернета, так как тарифы практически у всех сравнялись. Неожиданным ударом для сотовых операторов всего мира стало появления приложения WhatsApp, которое привело к потере выручки от SMS-трафика, классические SMS стали уходить в мессенджеры. Запуск звонков в WhatsApp в 2016 году обрушил рынок сотовой связи. Выручка от традиционных голосовых и SMS-каналов упала на 26%, выручка от интернета выросла на 19%. Рынок сотовой связи впервые показал падение за свою практически

20-летнюю историю успеха. Для сохранения общей выручки операторы массово стали переходить от тарификации за единицу трафика (минуты, SMS) к абонент-

ским платам за пакет услуг, чтобы гарантировано сохранить денежный поток (рис. 6).

Рис. 6. Структура выручки сотовых операторов, %

Становление рынка сотовой связи в Кыргызской Республике в современном виде завершилось к концу 2010-х годов. К тому времени сотовые операторы прошли через ценовые и маркетинговые войны, различные инструменты государственного регулирования, выравнивание тарифов и ассортимента услуг, обеспечили качественное покрытие 30 и 40 технологиями для 99% заселенной территории страны, вложив колоссальные инвестиции в строительство сети и различные цифровые платформы, необходимые для непрерывного, качественного функционирования. В результате, когда сотовая связь стала частью повседневной жизни, операторы столкнулись со стагнацией из-за перенасыщения рынка и снижения цен. Эта тенденция привела к наступлению нового периода конкурентной борьбы за сохранение не только абонентской базы, но и за сохранение маржинальности бизнеса, т.к. поддержка и развитие качественной инфраструктуры требует значительных затрат. Перед операторами встала задача в разработке долгосрочной стратегии дальнейшего развития, которая, может быть реализована двумя путями:

1. Целенаправленное замедление снижения темпов доходов (стратегия замедления).

2. Нахождение новых ниш и способов их монетизации (стратегия трансформации).

Стратегия замедления

Стратегия сохранения или замедления бизнеса в случае сотового оператора может быть реализована главным образом через оптимизацию расходов: сокращение издержек, путем реорганизации процессов, объединение инфраструктуры с другими игроками рынка, уменьшения маркетинговых расходов на рекламу и различные акции. Таким образом оператор становится в своем роде поставщиком коммунальной услуги в виде сотовой связи, которая уже сравнялась по ценности и распространению как электричество, вода и др. Также операторы могут искать партнерство с другими компаниями для создания синергии, совместного предложения услуг или совместного использования ресурсов или сосредоточится на качестве обслуживания, чтобы удержать существующих абонентов и гарантировать определенный доход. Учитывая, что от сотового оператора как от провайдера интернет-услуг общество ждет запуск новых технологий, таких как 50, то оператору в условиях стагнации будет достаточно сложно изыскивать средства для инвестирования в новое оборудование, чтобы удовлетворять спрос своих абонентов на новые услуги.

Стратегия трансформации

Главным вектором развития в текущих реалиях для операторов становится трансформация из сотового оператора в финтех оператора, т.е. предоставление финансо-

вых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение и др. Как правило, в странах с развивающейся экономикой уровень проникновения сотовой связи выше, чем уровень проникновения банковских услуг. Кыргызская Республика не является исключением, что дает преимущество сотовым операторам в быстром распространении финансовых услуг на своих абонентов. К тому же, рынок связи в Кыргызской Республике делят между собой всего 3 оператора с предоставлением услуг 100% экономически активного населения, в то время как финансовый рынок делится между 23 коммерческими банками, которые охватывают лишь 50% экономически активного населения безналичными платежами.

В результате все игроки рынка сотовой связи выбрали стратегию трансформации. В 2017 году один из операторов первым среди сотовых операторов выпустил на рынок электронный кошелек О!Деньги на базе своего мобильного приложения для абонентов, остальные игроки рынка подтянулись только к 2019 году. Теперь все операторы на рынке Кыргызской Республики позволяют абонентам использовать

Заключение

За 25 лет становления рынка сотовой связи, операторы Кыргызской Республике прошли путь от предоставления дорогостоящих голосовых услуг для сверхбогатых людей до технологичных гигантов, предоставляющих весь спектр сотовых, интернет и финтех услуг для всего населения страны. Их путь был достаточно сложен в поиске своего абонента, в инвестировании в дорогостоящее оборудование,

средства на балансе номера, не только как источник денежных средств для оплаты услуг связи, но и для оплаты коммунальных и госуслуг, товаров и сервисов, штрафов, денежных переводов на электронные кошельки других абонентов и делают первые шаги как маркетплейсы и микрокредитные организации.

К 2023 году количество электронных кошельков в стране достигло 6,5 млн штук. Они включают в себя как электронные кошельки сотовых операторов, так и коммерческих банков [5]. Взрывной рост количества электронных кошельков произошел при отсутствии должного внимания со стороны финансового регулятора. В 2020 г. в Кыргызской Республике вступило в силу постановление Национального банка, согласно которому использование не-идентифицированных кошельков запрещается. Таким образом, число реально активных электронных кошельков, прошедших процедуру идентификации, по требованию НБКР всего 2 миллиона, что составляет 39% от всего населения (табл.). По экспертным оценкам около трети электронных кошельков занимают кошельки сотовых операторов, и их доля ежегодно растет в общей структуре, вымещая электронные кошельки коммерческих банков.

ожидании отдачи и окупаемости бизнеса. Теперь мобильный телефон стал не только средством простого общения и передачи важной информации, но и одним из главных помощников под рукой, делая жизнь людей комфортнее и безопаснее. Новые цифровые технологии в сотовой связи помогают людям экономить время, получать доступ к образовательным услугам и телемедицине и многим другим полезным сервисам.

Таблица. Количество электронных кошельков [5]

Год Количество электронных кошельков (ЭК), млн Темп прироста, % Постоянная численность населения, млн чел Проникновение ЭК от населения, %

Всего Идентифицированных

2019 1,9 6,5 29%

2020 3,5 84% 6,6 53%

2021 4,7 1,2 34% 6,8 69% (18%)*

2022 5,5 2,0 17% 6,9 80% (29%)*

2023 6,5 2,7 18% 7,0 93% (39%)*

*Идентифицированные кошельки

Исходя из действий операторов за последние несколько лет, бесспорно все 3 игрока на рынке сотовой связи Кыргызской Республики выбрали стратегию трансформации и готовы менять свои бизнес-модели под новые тенденции. Операторы уже развивают на базе своей инфраструктуры финансовые технологии, трансформируясь из поля предоставления услуг связи в предоставление финансовых услуг используя абонентский номер телефона.

Становясь не просто операторами сотовой связи, но и финансовыми институтами, операторы попадают под двойное государственное регулирование - Службой по

регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития и Национальным банком Кыргызской Республики, что создает дополнительные трудности и в какой-то мере замедляет развитие. Но, бесспорно, сотовые операторы имеют большие перспективы и преимущества для развития финансового сектора страны, образуя единую экосистему и все шансы для передела финансового рынка в новую бизнес-модель в связке «оператор-финансовый сервис», вытесняя из него классические коммерческие банки, обладая огромными клиентскими базами и масштабными платформами для их обслуживания.

Библиографический список

1. Сковпин М.С., Лапшина М.Л. Планирование и оптимизация сетей сотовой связи // Вестник воронежского государственного технического университета. - 2013. - №6-3. -С. 81-84.

2. Ежегодные отчеты 2003-2022 гг. // Служба по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nas.gov.kg (дата обращения: 10.05.2024).

3. Кыргызстан в цифрах: «Население», «Транспорт и связь» // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.kg (дата обращения: 28.04.2024).

4. How is Mobile Communications and the Internet Developing in Central Asia? // Central Asian Bureau for Analytical Reporting: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cabar.asia/en/how-is-mobile-communications-and-the-internet-developing-in-central-asia (дата обращения: 15.04.2024).

5. Бюллетень национального банка c 2018 г. // НБКР: [сайт]. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.nbkr.kg (дата обращения: 20.05.2024).

DEVELOPMENT AND PROSPECTS OF THE CELL COMMUNICATION MARKET IN

THE KYRGYZ REPUBLIC

E.V. Gordiushina, Senior Lecturer Kyrgyz Russian Slavic University (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article contains a review of how the cell communication market developed in the Kyrgyz Republic. The milestones of the market development and influencing factors are considered. The author shows how cell communication service providers passed their path from providing telecom services only to offering financial services using innovative digital solutions and big data. The article also highlights prospects of cell communication operators incorporating into the country's financial sector with further development of a unified ecosystem.

Keywords: telecom operator market, penetration, subscribers, technologies, fintech, e-wallets, identification, regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.