Научная статья на тему 'Анализ развития рынка услуг подвижной связи с учетом модернизации радиотехнологий'

Анализ развития рынка услуг подвижной связи с учетом модернизации радиотехнологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1393
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНАЯ СВЯЗЬ / РАДИОТЕХНОЛОГИИ / СОТОВАЯ СВЯЗЬ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плющев Н. К.

Отражены основные аспекты, характеризующие динамику развития рынка услуг подвижной связи в зависимости от эволюции научноNтехнического прогресса, влияющего на совершенствование радиотехнологий, повышение качества и расширение потребительских свойств услуг связи. Указывается, что рынок сотовой связи отличается некоторыми специфическими особенностями, которые делают его непохожим на другие сектора и отрасли. Рассматриваются определенные особенности развития рынка услуг подвижной связи России. В частности, развитие российского рынка в первом десятилетии XXI в. идет высокими темпами, опережающими среднемировые. Рынок сотовой связи является олигополией: в общероссийском масштабе на нем представлено три крупных игрока, с подавляющей долей рынка, и несколько десятков существенно более мелких. Рынок сотовой связи относится к сетевым: чем больше размер сети оператора, чем больше у него абонентская база, тем более привлекательными становятся услуги этого оператора для потенциальных абонентов. Обращено внимание на тенденцию ускорения темпов смены технологий, необходимых для перехода к следующему поколению мобильной связи. Для перехода от первого поколения радиотехнологий (1G) ко второму поколению (2G) понадобилось 7 лет, а для следующего шага от 2G к 3G 6 лет, и всего лишь 2 года от 3G к 4G. Этот процесс увеличивает необходимость постоянного наращивания инвестиций, направленных на модернизацию технической базы, что создает определенные инвестиционные риски и осложняет финансовое состояние операторской деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития рынка услуг подвижной связи с учетом модернизации радиотехнологий»

Анализ развития рынка услуг подвижной связи с учетом модернизации радиотехнологий

Ключевые слова: Подвижная связь, радиотехнологии, сотовая связь, рынка, инвестиционные процессы.

Отражены основные аспекты, характеризующие динамику развития рынка услуг подвижной связи в зависимости от эволюции научно-технического прогресса, влияющего на совершенствование родиотехнологий, повышение качества и расширение потребительских свойств услуг связи. Указывается, что рынок сотовой связи отличается некоторыми специфическими особенностями, которые делают его непохожим на другие сектора и отрасли. Рассматриваются определенные особенности развития рынка услуг подвижной связи России. В частности, развитие российского рынка в первом десятилетии XXI в. идет высокими темпами, опережающими среднемировые. Рынок сотовой связи является олигополией: в общероссийском масштабе на нем представлено три крупных игрока, с подавляющей долей рынка, и несколько десятков существенно более мелких. Рынок сотовой связи относится к сетевым: чем больше размер сети оператора, чем больше у него абонентская база, тем более привлекательными становятся услуги этого оператора для потенциальных абонентов. Обращено внимание на тенденцию ускорения темпов смены технологий, необходимых для перехода к следующему поколению мобильной связи. Для перехода от первого поколения радиотехнологий (Ю) ко второму поколению (20) понадобилось 7 лет, а для следующего шага — от 20 к 30 — 6 лет, и всего лишь 2 года — от 30 к 40. Этот процесс увеличивает необходимость постоянного наращивания инвестиций, направленных на модернизацию технической базы, что создает определенные инвестиционные риски и осложняет финансовое состояние операторской деятельности в целом.

Плющев Н.К.,

эксперт департамента управления активами Банка Москвы, аспирант кафедры Экономика связи МТУСИ, kitovskiy@mail. ru

Эволюция развития подвижной связи и родиотехнологий

На сегодняшний день можно выделить четыре поколения сетей подвижной связи. Началом эры сотовой связи считается 1971 г., когда компания Bell System представила свой технический доклад о принципиально новой структуре построения радиосети в Федеральную комиссию связи США. Начало разработок сетей первого поколения (1G) было положено в1970 г., а в 1984 г. идея получила практическую реализацию. К основным недостаткам сетей первого поколения следует отнести то, что использование своего собственного частотного диапазона в каждой стране, со временем привело к тому, что владелец сотового телефона, приезжая в другое государство не мог им пользоваться. Помимо этого, все существующие на тот момент системы были аналоговыми, что не позволяло обеспечивать конфиденциальность разговора даже на самом примитивном уровне. Для решения этих проблем в 1982 г. на Европейской Конференции Администраций Почт и Электросвязи (CEPT), было принято решение использовать единый диапазон 900 МГц, несколько позже, по мере развития сотовой связи, было принято решение выделить для нового стандарта и диапазон 1800 МГц.

Если же сети первого поколения позволяли передавать только голос, то второе поколение систем сотовой связи, которым является и GSM, позволяют предоставлять и неголосовые услуги. Самой известной и популярной услугой является передача коротких текстовых сообщений — SMS (Short Message Service). SMS — это двунаправленный сервис, позволяющий передавать текстовое сообщение с одного сотового телефона GSM на другой и являющийся улучшенным аналогом пейджинговой связи, так как нет необходимости связываться с операторской службой, для того чтобы отправить сообщение другому абоненту.

Также, в стандарте GSM был разработан протокол передачи данных CSD (Circuit Switched Data — передача данных по коммутируемым линиям), однако скорость передачи данных была низка (9600 бит в секунду). Бурное развитие Интернета в 90-х годах привело к тому, что многие пользователи захотели использовать свои

трубки как модемы, но существующих скоростей было явно недостаточно. Эту проблему решает изобретение WAP протокола (Wireless Application Protocol), протокола беспроводного доступа к приложениям.

WAP можно назвать упрощенной версией стандартного Интернет протокола HTTP, только приспособленного под ограниченные ресурсы мобильных телефонов, такие как небольшие размеры дисплея, небольшая производительность телефонных процессоров и небольшие скорости передачи данных в мобильных сетях.

В итоге, абоненты сотовых сетей хотя и получили доступ в Интернет, но в весьма "урезанном" и малоинтересном варианте. Помимо этого, пока клиент загружает или просматривает страничку, канал связи занят, и с лицевого счета списываются те же деньги, что и во время разговора. В результате, достаточно интересная технология какое-то время использовалась абонентами сотовых сетей весьма редко. Производители оборудования продолжили поиск новых решений, в результате появилась технология HSCSD (High-Speed Circuit Switched Data), обеспечивающая приемлемую скорость до 43 кбит/с. Она пользовалась популярностью только у узкого круга пользователей, так как не лишилась главного недостатка — данные все так же передавались по голосовому каналу.

Несколько позже появилась новая технология GPRS (General Packed Radio Services) — ^стема пакетной радио передачи данных. Основным преимуществом этой технологии для потребителя является то, что во время GPRS-соединения, телефон способен принимать звонки и SMS-сообщения. Теоретически технология позволяла передавать данные со скоростью 115 кбит/с, но большинство операторов сотовой связи предоставляли канал, ограничивающий скорость до 48 кбит/с.

На основе возможностей GPRS, был создан новый формат передачи сообщений, который был назван MMS (Multimedia Messaging Service — Сервис Мультимедийных Сообщений), который в отличие от SMS, позволяет отправлять с сотового телефона не только текст, но и различную мультимедиа информацию, например звукозаписи, фотографии и даже видеоклипы.

Процесс разработки третьего поколения (3G) был начат в 1990 г. и в 2002 г. задача создания сетей 3G была выполнена. В системах третьего поколения был сделан переход к использованию сети пакетной передачи данных. Перспективная для электросвязи идея использования идентификационных карт (SIM-card) впервые нашла

реальное воплощение в оборудовании сотовой связи (системы стандарта 0БМ). Они позволяют организовывать видеотелефонную связь, смотреть на мобильном телефоне фильмы1 и телепрограммы! и т. д.

К основным тенденциям развития сетей 30 можно отнести преобладание трафика dаtа-cаrds (иББ-модемы, Ехрге$$Са^/РСМ-С1А-карты для ноутбуков) над трафиком телефонов и смартфонов 30 и постоянное снижение цены 1 Мб трафика, обусловленное переходом операторов к более совершенным и эффективным технологиям.

С 2000 г. была начата разработка сетей четвертого поколения (40) и в 2008 г. новые услуги начали внедряться. Данная разработка ориентирована на ^-ориентированную сеть, поддержку мультимедиа, Интернет, а также организацию видеотелефонной связи. Сейчас во многих технически развитых странах используются технологии 30 и 3,50. Многие страны стремятся перейти к сетям 40, минуя 30. С использованием этого же стандарта строятся сети в США, Японии, Корее, Китае и Никарагуа. К проблемам, сдерживающим переход от стандарта 30 к 40 можно отнести недостаток аппаратов, способных работать с сетями 40, так как они характеризуются высоким энергопотреблением, вторым фактором является низкая активность инвесторов. Кроме того, развитие сетей четвертого поколения задерживает то, что сети 30 имеют высокий потенциал интенсивного и экстенсивного развития. В случае экстенсивного пути развития основными факторами роста будут являться количественные показатели, т.е. увеличение объемов предоставляемых услуг, а в случае реализации интенсивного пути развития, будут улучшаться качественные показатели.

Переход российских операторов на предоставление связи в стандартах 40 позволит им не отставать в уровне технического развития связи от других стран. Однако основную необходимость перехода к третьему поколению связи диктует прогнозируемое резкое увеличение объемов трафика передачи данных в подвижных сетях связи. Другими словами: переход к 40 — это метод проникновения в новые ниши рынка телекоммуникаций и соответствие с основными стратегическими тенденциями.

Анализ развития рынка услуг подвижной связи

Бурное развитие сотовой связи в мире началось в середине 1990-х гг. Прежде всего это связано со снижением тарифов на услуги и переходом от аналоговых стандартов связи первого поколения к более удобным стандартам второго поколения. Это привело к резкому увеличению абонентов во всем мире — первый миллиард был достигнут спустя двадцать лет с начала функционирования сетей сотовой связи, в то время как 3 млрд. абонентов, по расчетам аналитиков насчитывалось к концу 2007 г., а в 2011 г. этот показатель превысил 5 млрд.

Таким образом, на данный момент сотовой связью пользуется более двух третей населения Земли. Большой приток новых абонентов в последнее обеспечивают развивающиеся страны Африки и Азии. Но лидерами по уровню технологического развития по-прежнему остаются развитые страны Азии, Европы и Америки, несмотря на большой потенциал развивающихся стран.

Однако, уровень развития сотовой связи характеризует не столько абсолютный показатель — абонентская база, сколько относительный — уровень проникновения. Самая большая абонентская база в настоящий момент в Китае. Но даже при такой абонентской базе, степень проникновения довольно низкая. Также можно отметить еще более низкий уровень проникновения в другой стране с миллиардным населением — Индии.

Второе место занимает США, с абонентской базой практически в два раза меньшей, чем в Китае. Прежде всего, это связано с

меньшим населением страны. Но уровень проникновения сотовой связи в США гораздо выше, чем в Китае. Российская Федерация занимает третье место.

Развитие российского рынка сотовой связи в первом десятилетии XXI в. идет высокими темпами, опережающими среднемировые. Этому способствует большая территория страны и численность населения. Стремительно растут доходы операторов сотовой связи от оказания услуг, абонентская база, капитализация крупнейших российских компаний. Однако, даже в условиях постоянного роста существуют некоторые угрозы, которые могут оказать существенное влияние на развитие телекоммуникационной отрасли в будущем:

• для более мелких компаний есть вероятность их поглощения более крупными компаниями или укрупнение операторов путем их объединения;

• все чётче прослеживаются угрозы со стороны альтернативных, более конкурентоспособных видов связи (в частности Бкуре) или выхода на рынок принципиально новых средств связи;

• признаки возможного повторения глобального финансового кризиса 2008-2009 гг.;

• заградительные барьеры или противодействие регулирующих органов РФ;

• невозможность возврата средств, инвестированных в переход на более современные стандарты связи.

Особенности российского рынка услуг подвижной связи

К одной из особенностей рынка услуг подвижной связи в России можно отнести динамику изменения абонентской базы в России. Она демонстрирует увеличение с 3,3 млн. абонентов до 224,3 млн. абонентов, за последние 10 лет, т.е. более чем в 65 раз. Ещз в 2002 г. количество абонентов сотовых операторов превысило количество абонентов стационарной связи, и с тех пор этот разрыв стал существенно расти.

В 2005 г. появились первые признаки насыщения сотового рынка России — первый год, за который прирост абонентской базы не превысил 100% за год. До этого момента, абонентская база по России удваивалась менее чем за год.

К ещз одной особенности рынка ПСС можно отнести то, что около 10 лет понадобилось, чтобы в стране появились более-менее приемлемые условия для предоставления услуг широким слоям населения. Однако сегодня по уровню проникновения сотовой связи Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. Наблюдается и устойчивый рост доходов в подотрасли мобильной связи и в последние годы мобильная связь стала явным и неоспоримым лидером по отношению к другим сегментам рынка услуг связи.

В настоящее время в пространственном отношении в России почти не осталось регионов, слабо или вовсе неосвоенных ПСС. Стратегические интересы межрегиональных и региональных ПСС в подавляющем большинстве случаев не выходят за рамки укрепления позиций уже в тех регионах, где функционируют их сети. Выход таких компаний на рынки других регионов, скорее всего, представляется невозможным в виду слабых стартовых позиций в "новых" регионах. В то же время компаниям "Большой тройки" такой выход осуществить проще. Более мелкие операторы не осуществляют экспансию в другие регионы, если в своих регионах имеют хорошие позиции в плане узнаваемости торговой марки и других локальных преимуществ.

Спецификой Российского рынка сотовой связи является его структура: ее можно охарактеризовать как олигополию. В общероссийском масштабе на нем представлено три крупных игрока, с подавляющей долей рынка — "Большая тройка" операторов сотовой связи: "ВымпелКом" (в составе холдинга У1тре!Сот Ltd.), "Мобиль-

ные ТелеСистемы" и "МегаФон". Каждый из них имеет собственные сети сотовой связи во всех регионах России.

Первые годы возникновения рынка сотовой связи в предоставлении своих услуг операторы ориентировались исключительно на богатые слои населения. Стоимость одной минуты соединения доходила до нескольких долларов. До конца 1990-х гг. распространение рынка предоставляемых услуг на другие слои населения по этой причине не представлялось возможным. Также крайне невысокой была площадь покрытия сетей сотовой связи — в основном это были только крупные города России, даже без пригородов.

К концу 1999 г. тарифы на услуги сотовой связи снизились практически на порядок. В крупных городах — прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге — началась активная конкурентная борьба за абонентов. Всего за два-три года снижения тарифов на услуги и увеличения территории покрытия в регионах операторы, такие как "Мобильные ТелеСистемы" и "ВымпелКом", увеличили свои абонентские базы с нескольких тысяч до десятков миллионов абонентов за счёт резкого увеличения числа новых абонентов.

На ценовую политику на рынке сотовой связи в регионах влияют многие факторы. Прежде всего — это узнаваемость торговой марки операторов, уровень конкуренции в данном регионе и платежеспособности его населения.

Начиная с 2006 г., лидерство на рынке занимала компания "Мобильные ТелеСистемы", стабильно удерживая треть всего сотового рынка. За этот период произошло перераспределение рыночных долей двух других компаний "Большой тройки". В 2010 г. "ВымпелКом" впервые уступил второе место компании "МегаФон", которое долго время была третьей. Выйти на второе место компании "МегаФон" позволили успешные акции по подключению новых абонентов. Большое влияние оказал тот факт, что компания "ВымпелКом" встала на путь повышения "качества" абонентской базы, а не ее количества: компания стремилась повысить ARPU (average revenue per user — средняя выручка на одного абонента, обычно в месяц) и снизить количество нелояльных абонентов. Последовала этому примеру и компания "Мобильные ТелеСистемы", заявив в сентябре 2011 г. о своих планах по снижению на 25% подключений новых абонентов с целью повышения ARPU и, тем самым, повышения "качества" своей абонентской базы (повышения числа лояльных абонентов).

Увеличение ARPU может быть достигнуто несколькими путями.

Во-первых, оператор может повысить тарифы! на основные и дополнительные услуги. Во-вторык, приблизить количество обслуживаемых Б1М-карт к количеству активных. Доход от активных Б1М-карт ежемесячно поступает операторам, на которых они зарегистрированы.

Интересно отметить, что доход от реализации услуг различных видов связи абонентам, не пропорционален тем долям рынка, которые на нем занимают предприятия "Большой тройки". Например, доход компании "Мобильные ТелеСистемы" практически равен доходу "ВымпелКом", в то время как величина абонентской базы МТС ощутимо больше, чем в сети "Билайн". Причинами тут являются более высокий показатель АРРи для "ВымпелКом".

Довольно большая часть оборотных активов компаний "Большой тройки" — это заемные средства. Особенностью финансовой деятельности ПСС как раз является привлечение больших объемов заемных средств. Величина долговой нагрузки для каждой из компаний нередко превышает несколько миллиардов долларов. Однако в среднем она находится в районе 1 млрд. долл., а заемные средства примерно поровну разделены между российскими рублями, долларами США и евро (хотя в последнее время компании предпочитают брать кредиты в рублях).

Для всех компаний "Большой тройки" присущи в основном схожие стратегии. Основными видами стратегий в них являются стратегии ценообразования, рыночной конкуренции и масштабов производства.

• ОАО "Мобильные ТелеСистемы" стратегия расширения масштабов производства с элементами ценового лидерства и концентрации усилий на завоевании потребителей и рекламе продукции.

• ОАО "ВымпелКом" стратегия расширения масштабов производства с элементами ценообразования на базе индивидуальных издержек и концентрации усилий на завоевании потребителе и рекламе продукции.

• ОАО "МегаФон" стратегия расширения масштабов производства с элементами минимизации цен на услуги и концентрации усилий на завоевании потребителе и рекламе продукции.

В последнее время эти различия между операторами (особенно между операторами "Большой тройки") сглаживаются. Намечается общее, генеральное направление для всех крупных российских операторов, которого они придерживаются с теми или иными отклонениями. Основой такого генерального направления являются три составляющие:

NASDAQ Telecommunications

■ ”IXUT ■ имтв

May 10

Sep 10

May 11

Sep 11

Примечания:

1) тикер "IXUT иллюстрирует индекс NASDAQ Telecommunications;

2) с мая 2010 г. тикер VIF относится к холдингу VimpelCom Ltd., в который выходит ОАО "ВымпелКом" (к которому этот тикер относился ранее).

Рис. 1. Динамика стоимости акций компании "Мобильные ТелеСистемы" и холдинга Мтре!Сот Ш. на Нью-Йоркской фондовой бирже

• расширение ассортимента и номенклатуры услуг;

• горизонтальная и диагональная интеграция;

• технико-технологические инновации.

Российские компании, в особенности "Большая тройка", имеют высокую капитализацию, в частности из-за большого количества как нынешних, так и будущих абонентов. Также, серьезную роль играет и высокий потенциал развития. В связи с этим, компании представляют интерес для инвесторов, в том числе иностранных. Две крупнейшие компании-операторы сотовой связи — ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и ОАО "ВымпелКом" представлены на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE). С момента размещения депозитарных расписок, они очень хорошо зарекомендовали себя — рост стоимости акций продолжался даже в те месяцы, когда телекоммуникационный сектор находился в глубоком кризисе. Кризис был вызван не оправдавшимися прогнозами относительно внедрения стандарта связи 3G в Европе и Америке. В тот момент в России как раз начиналось активное развитие сотовой связи еще только второго поколения. На рис.1 показана динамика роста акций "ВымпелКом" (тикер VIP) и "Мобильные ТелеСистемы" (тикер MBT), являющихся так называемыми "голубыми фишками".

На российском рынке сотовой связи существуют также небольшие региональные предприятия, представленные в небольшом количестве регионов России, а зачастую в одном или нескольких крупных городах и обладающие базой в несколько десятков или сотен тысяч человек, не сравнимой с базами "Большой тройки" по количеству абонентов. Наиболее известный из таких операторов является ООО "Екатеринбург-2000" (торговая марка "Мотив") в Свердловской области (в 2011 г. получило лицензии на предоставление услуг в Курганской области, Ханты-Мансийском АО и Ямало-Ненецком АО); ЗАО "Кодотел" (торговая марка "Кодотел") и др. Их финансовые показатели не оказывают какого-либо существенного влияния на общеотраслевые показатели.

Рынок сотовой связи относится к сетевым, это еще одна его особенность, т.е. эффект потребления услуг сотовой связи положительно зависит от количества пользователей этих услуг. Чем больше размер сети оператора, чем больше у него абонентская база, тем более ценной становится этот оператор потенциальному абоненту. Такое свойство данных типов рынка впервые было описано Т. Вейлом в начале XX в. в цикле работ на тему монополии на телефонные услуги и во время исследования телефонной компании Bell Telephone Laboratories и получило название "сетевой эффект". Наличие сетевого эффекта значительно усложняет анализ подобного рода рынков, в частности, рынка сотовой связи.

Российские компании подвижной связи большое внимание уделяют не только развитию своего основного вида услуг—сотовой связи, но также развиваются в таком секторе, как предоставление услуг дальней связи — междугородней и международной, где занимают лидирующие позиции по сравнению с традиционными поставщиками этих услуг.

Заключение

Подводя итог проведенному анализу развития рынка подвижной связи с учетом развития радиотехнологий, можно отметить некоторые тенденции и сделать ряд выводов. В частности, переход на новые стандарты!, сменяющие друг друга, происходит за все более короткие временные промежутки, чему способствуют увеличивающиеся потребности в современных услугах связи и разработка соответствующих спросу новых стандартов связи совершенствование технологий. Учитывая, что процессы разработки и внедрения инновационных технологий требуют постоянных инвестиционных потоков, можно сделать вывод, что потребность в инвестициях будет лишь возрастать по мере развития рынка подвижной связи и рынка сотовой связи в частности. В условиях активизации развития рынка услуг подвижной связи, возрастают технологические и финансовые риски внедрения новых технологий. Таким образом, оптимизация инвестиционной деятельности операторов связи при переходе на новые технологии должна осуществляться на основе более детального изучения инвестиционных процессов, направленных на технологическое развитие рынка подвижной связи в России, выявления дополнительных источников и объемов инвестирования, учета инвестиционных рисков.

Литература

1. ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.".

2. Мерзляков АС. Факторы влияние на лояльность на рынках сотовой связи. // Маркетинг, № 6, 2009.

3. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Руководители авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. — М.: Наука, 2001. — С. 453.

4. Рейман МД Формирование и развитие рынка инфокоммуникаци-онных услуг. Автореф. дис. ... док. экон. наук: 08.00.05. — СПб.: ИНЖЭКОН, 2004.

5. Российский статистический ежегодник . — М. : Росстат, 2010.

6. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — Минкомсвязь России (www.rninsvyaz.ru).

7. ОАО "ВымпелКом" (www.beeline.ru, www.v'mpe!com.com).

8. ОАО "МегаФон" (wwwrnegafon.ru).

9. ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (www.rnt5.ru).

The analysis of development of the market of services of mobile communication taking into account modernisation of radio technologies

Plyuschev N.K. Abstract

In considered article the basic aspects characterizing dynamics of development of the market of services of mobile communication depending on evolution of scientific and technical progress, influencing perfection of radio technologies, improvement of quality and expansion of consumer properties of a telecommunication service are reflected. It is underlined that the cellular communication market differs some specific features which do its unlike other sectors and branches. Certain features of development of the market of services of mobile communication of Russia are besides considered. In particular, development of the Russian market of cellular communication in the first decade of 21 centuries goes the high rates advancing среднемировые. The cellular communication market is an oligopoly: in the all-Russian scale on it some tens essentially smaller are presented three large players, with an overwhelming share of the market, and. The cellular communication market concerns the network: than size of a network of the operator more, than the user's base is more at it, especially attractive there are services of this operator to the potential subscriber. The attention to a tendency of acceleration of rates of change of the technologies necessary for transition to following generation of mobile communication is paid. Transition from the first generation of radio technologies (1G) to the second generation (2G) needed 7 years, and for a following step - from 2G to 3G - 6 years, and only 2 years - from 3G to 4G. This process increases necessity of constant escalating of the investments directed on modernization of technical base that creates certain investment risks and complicates a financial condition of camera activity as a whole.

Keywords: Mobile communication, radio technologies, cellular communication, features of the market, investment processes.

78

T-Comm, #12-2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.