Научная статья на тему 'Анализ развития виртуальных операторов в России'

Анализ развития виртуальных операторов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3295
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MNO/MVNO / ВИРТУАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ИКТ / ЭКОНОМИКА СВЯЗИ / MVNO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобылко А. А.

Виртуальные операторы сотовой связи развиты в нашей стране крайне слабо. Анализируются основные проблемы, препятствующие развитию российских MVNO, и предлагаются пути их решения, а также проводится классификация операторов мобильной связи. Рассматривается иностранный опыт в данной области, подтверждающий, что MVNO не являются прямыми конкурентами классических операторов. На современном этапе развития виртуальным операторам необходима поддержка в виде изменений в законодательстве, в противном случае это отрицательно скажется на конкурентной среде отечественного телекоммуникационного рынка. В настоящее время формируется новый вид операторов связи, объединяющий в себе черты классического и виртуального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития виртуальных операторов в России»

Анализ развития виртуальных операторов в России

Виртуальные операторы сотовой связи развиты в нашей стране крайне слабо. Анализируются основные проблемы, препятствующие развитию российских МУЫО, и предлагаются пути их решения, а также проводится классификация операторов мобильной связи. Рассматривается иностранный опыт в данной области, подтверждающий, что МУЫО не являются прямыми конкурентами классических операторов. На современном этапе развития виртуальным операторам необходима поддержка в виде изменений в законодательстве, в противном случае это отрицательно скажется на конкурентной среде отечественного телекоммуникационного рынка. В настоящее время формируется новый вид операторов связи, объединяющий в себе черты классического и виртуального.

Ключевые слова: МУЫО, МЫО/МУЫО, виртуальный оператор, сотовая связь, организации связи, телекоммуникации, ИКТ, экономика связи.

Кобылко А.А.,

научный сотрудник ЦЭМИ РАН, к.э.н., [email protected]

Данная работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект12 06 31061мол_а).

Развитие российской отрасли телекоммуникаций происходит в русле мировых тенденций: уровень проникновения сотовой связи давно сравнялся другими странами, операторы предоставляют своим абонентам самые современные услуги. Однако для некоторых компаний телекоммуникационной отрасли существуют проблемы, сильно затрудняющие их функционирование и гармоничное развитие на данном рынке — количество так называемых виртуальных операторов и занимаемая ими доля рынка сильно отличаются от общемировых показателей.

Российские предприятия сотовой связи (ПСС) условно можно разделить на четыре вида: общероссийские, межрегиональные, региональные, а также виртуальные операторы.

Общероссийскими операторами являются три крупнейших компании сотовой связи, так называемая "Большая тройка": ОАО "Мобильные ТелеСистемы", "ВымпелКом" и "МегаФон". Их суммарная абонентская база в России составляет около 190 млн. абонентов (под количеством абонентов подразумевается количество активных, т.е. обслуживаемых в настоящий момент, БМ-карт, а не количество клиентов оператора: один человек может являться одновременно клиентом нескольких операторов) при общей абонентской базе в России в 230,5 млн. [1], т.е. 80 85% российского рынка.

К межрегиональным операторам можно отнести компании, предоставляющие свои услуги в нескольких регионах России, как то: ОАО "Ростелеком", в т.ч. присоединённые к нему региональный телекоммуникационные ком-

Т-Сотт #4-2013

пании (РТК), 'Теле2-Россия", ЗАО "СМАРТС" и ООО "Екатеринбург-2000". Абонентские базы каждого из таких операторов существенно меньше общероссийских — несколько миллионов абонентов.

Мелкие же региональные операторы! имеют небольшую базу в несколько десятков или сотен тысяч человек. Стоит отметить, что до 2011 г. к данному виду операторов можно было отнести гораздо большее количество РТК, однако они был присоединены к компании "Ростелеком" в процессе реорганизации холдинга "Связьинвест". Это такие широко известные в регионах торговые марки, как "НСС", Utel, "ЕТК" и др.

Можно выделить и ещё один вид предприятий, стоящий особняком от трёх других. Данный вид ПСС использует существующую инфраструктуру другого оператора, но предоставляют услуги под собственной торговой маркой — это так называемые виртуальные операторы, или MVNO (mobile virtual network operator).

Виртуальный оператор закупает у своего базового классического оператора (MNO) большой объём трафика на передачу голоса, SMS-сообщений и тд и перепродаёт уже под своей торговой маркой абонентам. Такая схема работы позволяет MVNO исключить те капитальные вложения, которые необходимы для построения и поддержания сотовой сети "с нуля" (рис 1).

Первым виртуальным оператором в России стала "Корбина телеком", предоставлявшая сотовую связь с 1999 г. на основе сети стандарта DAMPS ЗАО "КБ Импульс" (позже "ВымпелКом") в московском регионе. Впоследствии компания "Корбина телеком" выкупила подразделение DAMPS целиком и продолжила предоставление услуг сотовой связи в качестве MNO. С тех пор стали появляться и другие MVNO, некоторые из которых являются широко известными торговыми марками, как, например, "А мобайл" — торговая марка сети супермаркетов "Ашан"; "Евросеть" — торговая марка одноимённого сотового ритейлера.

На данный момент существуют и другие довольно известные торговые марки российских виртуальных операторов, как то "Алло Инкогнито", Matrix Telecom, "ё" и др., но нельзя сказать, что все они составляют сколько-нибудь значимую конкуренцию для MNO — их абонентские базы редко когда составляют более десятка тысяч человек, среди которых много нелояльных абонентов. Можно выделить только одного, добившегося сколько-нибудь значимого результата — "Просто для общения". Это проект дочерних компаний "МегаФон", её филиалов — Столичного (бывшего оператора сети "МегаФон-Москва" — ЗАО "СоникДуо") и Сибирского (ЗАО "МегаФон-Сибирь"). "Просто для общения" планировал за два года работы

MNO

Услуги связи

Оплата услуг связи

Абонент

Трафик Услуги связи^

MNO Оплата MVNO Оплата Абонент

ітрафика услуг связи

Рис. 1. Упрощённая схема функционирования MNO и MVNO

11

(к концу 2010 г.) привлечь до миллиона абонентов в Москве и впоследствии занять до 10% этого рынка. Однако на конец первого полугодия 2010 г. подключил лишь 600 тыс. абонентов, и в конце года подключение на тарифный план было закрыто, а впоследствии все ранее подключённые абоненты были переведены в абонентскую базу "МегаФон" Москвы и Новосибирска. На сегодняшний день "Просто для общения" — это крупнейший российский MVNO по количеству абонентов в России.

До сих пор в России данный сегмент предоставления услуг сотовой связи развит не достаточно широко. В 2011 г. в мире было зарегистрировано около 650 виртуальных операторов, в то время как лишь 15-20 из них функционируют в России, что существенно меньше, чем в развитых странах в пересчёте на общее число абонентов [6]. По оценкам компании J'son & Partners Consulting, на начало 2012 г. доля абонентов MVNO составила лишь 0,5% совокупной абонентской базы России — около 1,1 млн. человек. Для сравнения, в таких странах как Бельгия и Ни-дерланды1, доля абонентов виртуальных операторов составляет до 15-30% совокупной абонентской базы1. В США и Европе существуют весьма крупные и успешные MVNO: Virgin Mobile, British Telecom, Blyk и др., где они составляют значительную конкуренцию MNO, например, виртуальный оператор Cubio занимает около 10% рынка подвижной связи Финляндии. Существуют примеры MVNO, которые ориентированы! на предоставление услуг сотовой связи какой-то конкретной целевой аудитории, например, Disney Mobile ориентирован на детскую аудиторию. Существуют примеры MVNO, нацеленных на иммигрантов, незнающих официального языка страны: тарифные планы полностью переведены на иностранные языки, абонентская служба также говорит на родном языке абонентов.

Европейская компания Effortel в начале 2012 г. объявила о создании в Италии нового виртуального оператора для выходцев из стран Северной Африки, проживающих в Италии. Новый MVNO под названием Bladna (что с арабского переводится как "Родина") будет работать в итальянской сети оператора Vodafone. Bladna создаётся для занятия быстрорастущей ниши носителей арабского языка в Италии. Новый виртуальный оператор предложит для арабов адаптированные услуги связи, например, абонентское обслуживание на родном языке. Для Effortel это не первый опыт создания подобного оператора — она уже владеет целой сетью MVNO: компания предоставляет услуги связи в Бельгии, Польше, Тайване, Израиле и Омане. Общее количество обслуживаемых

абонентов составляет более миллиона человек [2].

Подобный опыт мог бы быть интересен для России, с целью создания подобного виртуального оператора, например, для приезжих из стран Центральной Азии. Хотя у "Большой тройки" есть тарифные планы, ориентированные на гастарбайтеров из стран СНГ, отличающиеся низкой стоимостью исходящих международных вызовов в страны СНГ В сети МТС — это тарифный план "Своя страна", в сети "МегаФон" — "Тёплый приём", сеть "Билайн" предлагает своим абонентам тарифный план "Добро пожаловать, соседи". Для таких крупных компаний, подобная ниша рынка достаточно мала, чтобы затрачивать на её развитие собственные ресурсы, поэтому всё продвижение подобных тарифных планов зачастую ограничивается лишь слабой рекламной кампанией, а для виртуальных операторов узкая сегментация целевой аудитории естественна [8].

Не углубляясь в технические подробности, стоит отметить, что MVNO ранжируются по степени зависимости от базового оператора. Одни из них могут ограничиться только использованием сети радиодоступа своего MNO и минимальными возможностями по транспортировке и маршрутизации вызовов (Full-MVNO), другие — наоборот — максимально использовать сети базового оператора с минимальными начальными инвестициями (pre-MVNO), существуют также и промежуточные виды виртуальных операторов (см. подробнее [9]).

В настоящее время в России абсолютно все MVNO относятся к виду pre-MVNO — это связано с несовершенством российского законодательства. Существует [Приказ..., 2008], разрешающий выдачу лицензий MVNO, в котором, однако, ничего не сказано про выделение таким операторам номерного ресурса, без которого виртуальный оператор не сможет функционировать как Full-MVNO. Сюда же стоит отнести и нежелание MNO создавать себе конкурентов. Именно по этой причини, например, в Норвегии и Гонконге местные законы обязывают классических операторов обеспечить доступ к своей сети для виртуальных. Стоит отметить, однако, что существует предписание Федеральной антимонопольной службы России о предоставлении недискриминационного доступа для виртуальных операторов к инфраструктуре LTE (Long Term Evolution — стандарт долговременного развития). Оно было выдано компаниям, владеющим LTE-лицензиями, целью создания условий для развития добросовестной и эффективной конкуренции на рынке услуг связи. В данном предписании содержится оговорка о наличии технической возможности у

MNO обеспечивать такой доступ для MVNO. Но нетрудно предположить, что любой оператор с лёгкостью докажет, что такой технической возможности у него нет. На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2012 г., к примеру, президент компании "Ростелеком" А. Провоторов сообщил, что будущие LTE-операторы, скорее всего, не пустят в свои сети виртуальных операторов; во всяком случае, у компании "Ростелеком" в московской сети такой возможности не будет.

Существует и ещё один негативный фактор: тарифы на услуги связи в России существенно ниже, чем в странах Европы, Америки и Азии. Показатель ARPU (average revenue per user — средняя выручка на одного абонента в месяц) в России редко превышает уровень в 10 долл. в мес., в то время как, например, в европейских странах он выше в 2 2,5 раза [3]. Это одна из основных проблем российского телекоммуникационного рынка. А сущность MVNO заключается в нескольких составляющих: узкая сегментация целевой аудитории, предоставлении принципиально новых услуг и предоставление более низких тарифов [6]; следовательно, последнее в российских условиях весьма проблематично.

Один из крупнейших европейских операторов Tele2 AB, также предоставляющий услуги сотовой связи более чем в 40 регионах России, функционирует в качестве MVNO в двух из 11 стран присутствия — Дании и Нидерландах [4]. В Голландии Tele2 оптом выкупала трафик у местной сети крупного оператора T-Mobile, предлагая своим абонентам тарифы примерно на 15% ниже. Это позволило Tele2 получать около 15% EBITDA. В Великобритании на базе оператора Everything Everywhere функционируют известные во всём мире крупные телекоммуникационные бренды T Mobile и Orange. Подобную модель 'Теле2-Россия" хотела применить в московском регионе [10], где компания никак не может получить лицензию на предоставление услуг сотовой связи. Москва и Подмосковье традиционно считаются ключевыми регионами для российских ПСС — здесь находятся наиболее доходные потенциальные абоненты (в т.ч. корпоративные) и выход на этот рынок нового оператора, безусловно, приведёт к обострению конкуренции и перераспределению абонентской базы. Как показало исследование [5], компании "Большой тройки" в московском регионе придерживаются стратегии завышения тарифов на услуги сотовой связи, в то время как в других регионах абонентам предлагают подобные услуги по более низким тарифам. Выбор такой стратегии определяется не столько высоким уровнем жизни в Москве и Подмоско-

вье, сколько столичным статусом, так как в регионах с таким же уровнем жизни тарифные планы, предлагаемые "Большой тройкой", оказываются несколько ниже. Однако до сих пор менеджменту компании "Теле2-Россия" не удалось достигнуть соглашения ни с одним из операторов "Большой тройки" по оптовым тарифам на GSM-трафик, которые позволили бы и в московской сети Те1е2 реализовать модель оператора-дискаунтера.

Региональная экспансия ПСС может проводится двумя путями — покупкой местного оператора уже предоставляющего услуги сотовой связи в данном регионе или же строительством собственной сотовой сети "с нуля" [11]. Оба этих способа имеют свои достоинства и недостатки. Построение собственной сети сотовой связи позволит избежать проблем с интеграцией оборудования новой сети в уже существующую национальную сеть оператора, однако для этого требуется сначала получить лицензию на предоставление таких услуг, что не всегда оказывается возможным, например, как в случае с экспансией "Теле2-Россия" в московский регион. В таком случае, возможно применить другой способ — поглощение местного оператора. Это позволит сразу же начать предоставление услуг связи под собственной торговой маркой уже подключённым ранее абонентам поглощённого оператора. Недостаток такого способа в том, что подавляющее большинство местных операторов уже куплены другими крупным игроками, а в случае с московским регионом, их вовсе нет.

В настоящее время экспансия в московский регион компанией "Теле2-Россия" реализуется только через продажу SIM-карт линейки тарифных планов "Звони дешевле", позволяющих экономить средства на входящих и исходящих вызовах, находясь в соседних регионах, где у абонентов московских сетей "Большой тройки" вызовы тарифицируется как внутрисетевой роуминг.

К модели МУЫО постепенно приходят и общероссийские операторы [12]. К этому их вынуждают технические и прочие трудности перехода к стандарту четвёртого поколения (4G) [ТЕ. Их базовым МЫО стала компания "Скар-тел". Компания "Скартел" оказывавшая услуги мобильного широкополосного доступа в Интернет в стандарте WiMAX в нескольких крупных городах России; абонентская база составляет всего около 700 тыс. чел. Разрешение на строительство сетей [ТЕ "Скартел" получила в обмен на возврат лицензии WiMAX — оказание услуг в этом стандарте было прекращено в мае 2012 г. Стоит отметить, что подобное уже встречалось в мировой практике. В Швеции для строительства сети в стандарте [ТЕ было созда-

но совместное предприятие Net4Mobility, финансируемое на паритетных началах двумя крупными компаниями-операторами — Те1епог и Те1е2 АВ. Данная сеть обслуживает абонентов обоих операторов. Разделив расходы, две эти компании за короткий срок смогли сообща построить единую 4G-сеть на достаточно большой территории страны. Этот опыт мог бы оказаться полезным для нашей страны, т.к. наблюдается схожесть по показателям в плотности населения в Швеции и России и покрытие слабо населённых и отдалённых районов могло бы вполне обеспечить потребности абонентов всех операторов, присутствующих на таких территориях.

Весной 2011 г. "Скартел" объявила о выделении отдельной компании "Йота", которая занимается только обслуживанием абонентов, в то время как "Скартел" продолжит заниматься исключительно развитием инфраструктуры сетей связи. Это было сделано для того, чтобы собственные абоненты оператора не достались впоследствии "Большой тройке" и "Ростелеком", а сеть продолжила развиваться самостоятельно — в марте 2011 г. "Скартел" подписала соглашение с операторами связи "Мобильные ТелеСистемы", "МегаФон", "ВымпелКом" и "Ростелеком" о развитии сети [ТЕ в России: по условиям соглашения участники сделки не только получат доступ к инфраструктуре сети "Скартел", но и опционы на выкуп долей в компании в 2014 г.

Можно говорить, что появляется новая схема предоставления услуг связи, являющая симбиозом классического и виртуального операторов, отличная от той, что представлена на рис. 1.

Как показано на рис. 2, ПСС одновременно может являться как MNO, так и MVNO. Например, предоставляя услуги в стандартах 2G и 3в на основе собственных сетей и, одновременно предоставляя абонентам услуги связи в стандарте 4G на основе сети другого оператора, т.к. не располагается собственной 4G-сетью. Таким образом, можно говорить о новом виде оператора

смешанного типа (MNO/MVNO).

Летом 2012 г. стало известно, что в результате достигнутого соглашения, 100% акций "Скартел" и более чем 50% акций "МегаФон" объединяются в холдинг Garsdale Services Investment Limited, основным владельцем которого станет "АФ Телеком", которому принадлежит 82% акций (на правах основного владельца "МегаФон"). По условиям Федеральной антимонопольной службы России, после объединения в единый холдинг, "Скартел" обязан предоставить свои сети LTE другим операторам "Большой тройки" и "Ростелеком", при наличии технической возможности. Компания "Ростелеком" также начала тестировать связь стандарт LTE также на частотах "Скартел". Только после анализа предложения услуг связи четвёртого поколения по модели MVNO, руководство "Ростелеком" примет решение о целесообразности строительства собственной сети стандарта LTE. Соглашение между компаниями "Мобильные ТелеСистемы" и "ВымпелКом" со "Скартел" о партнёрском запуске сетей LTE также достигнуто. Возможно, в результате такого сотрудничества в России появятся первые MNO/MVNO: виртуальные операторы вида Full-MVNO, которые сами являются базовыми MNO в сетях стандартов предыдущих поколений для работающих на их основе pre-MVNO.

С переходом на стандарт LTE для крупных компаний становится всё более естественным заключать партнёрские соглашения с конкурентами об обмене инфраструктурой, т.к. инвестиции в четвёртое поколение слишком высоки — одни только затраты на освобождение частотного диапазона 710-862 МГц, принадлежащего службам Министерства обороны РФ, который необходим для запуска в эксплуатацию стандарта LTE, составляют более 2 млрд. долл. Например, из сообщений в СМИ стало известно о том, что в феврале 2012 г. обмениваться инфраструктурой с целью экономии средств договорились компании "Мобильные ТелеСистемы" и "Ростелеком"; компании "Мобильные

Рис. 2. Упрощённая схема функционирования MNO/MVNO

T-Comm #4-2013

13

ТелеСистемы" и "ВымпелКом" в рамках Соглашения о стратегическом сотрудничестве по строительству и использованию инфраструктуры для предоставления услуг связи совместно построили и используют более 2 800 км волоконно-оптических сетей и более 430 башенных конструкций.

Несмотря на широкое развитие сетей сотовой связи и следование российской телекоммуникационной отрасли в русле общемировых тенденций можно сделать вывод о том, что виртуальные операторы в России развиты крайне слабо. Это связано не только с особенностью тарифной политики операторов сотовой связи, сложившейся за последние годы, а именно, с низкими тарифами на услуги связи и сложностью предложения услуг виртуальными операторами по более низким тарифам, но также и с нежеланием классических операторов обострять конкурентную борьбу на данном рынке. Выходом из сложившейся ситуации может стать поддержка со стороны государства в отношении виртуальных операторов. Основываясь на зарубежном опыте, такая поддержка может выражаться, например, в закреплении в законодательстве или в выдаваемых лицензиям требований для классических операторов в обязательном порядке резервировать в своих сетях ёмкости, предоставлять собственную инфраструктуру и обеспечить доступ к ней для виртуальных операторов.

Подобные меры способны привести не только к развитию виртуальных операторов, но и позволят различным межрегиональным операторам выйти в те регионы, выход в которые для них невозможен в классическом виде. Например, для компании "Теле2-Россия" предоставление услуг сотовой связи как виртуального оператора позволило бы обострить конкуренцию, предоставить потенциальным абонентам московского региона возможность более широкого выбора поставщиков услуг связи по разнообразным тарифам, так как в данный момент на этом рынке присутствуют только компании "Большой тройки".

Также стимулирование развития виртуальных операторов позволит межрегиональным и региональным операторам в условиях ограниченного частотного ресурса получить возможность предоставлять услуги в современных стандартах связи на основе сетей компаний "Большой тройки", "Скартел" и "Ростелеком".

Уже на начальном этапе перехода к стандарту НЕ очевидно, что "Большая тройка" и "Ростелеком" не станут предоставлять доступ к своим сетям другим оператором, ссылаясь на техническую невозможность его предоставления, о которой упоминается в требованиях Федеральной антимонопольной службы России.

Это в свою очередь не позволит развиваться в технологическом плане межрегиональным операторам и, как следствие, не позволит им предлагать своим абонентам высокотехнологичные услуги, что существенно ослабит их позиции в конкурентной борьбе с компаниями, получившим лицензии на предоставление 3G-и 4G-услуг, что в свою очередь отрицательно скажется на развитии телекоммуникационной отрасли.

В свете сложностей с выделением частот, пригодных для стандарт 1ГЕ, компания "Скар-тел" имеет хорошие шансы занять более сильную позицию на рынке подвижной связи, чем та, которую она занимала в период предоставления услуг мобильного Интернета в стандарте WiMAX. Она сможет не только предоставлять свою сеть как базовый оператор для виртуальных, но также нарастить собственную абонентскую базу и впоследствии превратиться в полноценного оператора связи.

Как показывает опыт многих стран, где виртуальные операторы развиты лучше, чем в России, они не всегда являются прямыми конкурентами классических операторов, а занимают те ниши рынка, которые для классического оператора малы или неинтересны, тем самым обеспечивая последним возможность получения дополнительной прибыли.

Литература

1. Cellular Data 2012 [электронный ресурс] / AC&M Consulting [сайт]. — Режим доступа: http://www.acm-consulting.com/data-downloads/cat_view/7-cellular/19-cellular-2012.html (14.03.2013).

2. Effortel. Story [электронный ресурс] / Elfortel [сайт]. — Режим доступа: http://www.elfortel.com/ en/aboutus/story (07.12.2012).

3. Russian Mobile Segment: Recent Developments [электронный ресурс] / AC&M Consulting [сайт]. — Режим доступа: http://www.acm-consulting.com/ data-downloads/doc_download/105-russian-mobile-market-trends-may-2012.html (14.03.2013).

4. Tele2 AB. Our Company [электронный ресурс] /Tele2 AB [сайт]. — Режим доступа: http:// www.tele2.com/our-company.html (14.03.2013).

5. Кобылко AA. Стратегии ценообразования на региональных рынках предприятий сотовой связи России // Вестник Российской академии естественных наук, 2009, Т. 9, № 4. — С. 109-113.

6. Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России (MVNO Russia — 2012) / Доклады Первой всероссийской конференции, 21 марта 2012 г., Москва.

7. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 № 116 "Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи".

8. Прокопенко С. MVNO как способ повышения КПД компании // Экспресс электроника, 21 марта 2006.

9. Сиднев СА., Ожерельев С.В. Экономический эффект сотового оператора от услуг, предоставляемых MVNO // T-Comm — Телекоммуникации и транспорт, 2011, № 12. — С. 108-109.

10. Страшнов Д.Е. Сегодня Tele2 — полноправный федеральный оператор мобильной связи / Д. Страшнов; беседу вёл С. Ерохин // Мобильные телекоммуникации, 2011, № 9. — С. 8-12.

11. Субанов Б.С Проблемы выбора стратегии регионального развития национальных операторов сотовой связи / Стратегическое планирование и развитие предприятий / Материалы Четвёртого все-рос. симп. Секция 3. — М.: ЦЭМИ РАН, 2003. — С. 128-129.

12. Фомичёва А. 4G в обмен на частоты // РБК daily, 30 августа 2012 г.

ANALYSIS OF MOBILE VIRTUAL NETWORK OPERATORS IN RUSSIA Alexander Kobylko, Candidate of Economic Sciences, Research Scientist CEMIRAS, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract

Mobile virtual network operators developed in Russia is extremely weak. This paper analyzes the main problems hindering the development of MVNOs, and the ways to solve them, as well as a classification of mobile operators. The author considers the international experience in this field, proving that the MVNOs are not in direct competition with MNOs. At the present stage of development of Russian MVNOs need support in the form of changes in the law of Russian Federation; otherwise it will adversely affect the competitive environment of the telecommunications market. There is a new k'nd of operator, combining classical and virtual.

Keywords: MVNO, MNO/MVNO, telecommunications, cellular, mobile virtual network operator, economic of telecommunications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.