Научная статья на тему 'Рынок сотовой связи России: от экстенсивного развития к интенсивному'

Рынок сотовой связи России: от экстенсивного развития к интенсивному Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2008
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакман Юлия Александровна, Панфилов Вячеслав Степанович

В статье анализируется рынок сотовой связи в России, его структура, операционные и финансовые показатели деятельности компаний. Приводятся прогнозные оценки объема этого рынка до 2011 г., исходя из детального рассмотрения основных стат, ей затрат сотовых операторов и предположения об изменении их динамики в будущем. Для обоснованности прогноза объема рынка на основе структуры издержек рассматриваются спросовые ограничения со стороны потребителей услуг сотовой связи, для этого вводится понятие потребительской функции сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок сотовой связи России: от экстенсивного развития к интенсивному»

РЫНОК СОТОВОЙ СВЯЗИ РОССИИ:

ОТ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ К ИНТЕНСИВНОМУ1

В статье анализируется рынок сотовой связи в России, его структура, операционные и финансовые показатели деятельности компаний. Приводятся прогнозные оценки объема этого рынка до 2011 г., исходя из детального рассмотрения основных стат, ей затрат сотовых операторов и предположения об изменении их динамики в будущем. Для обоснованности прогноза объема рынка на основе структуры издержек рассматриваются спросовые ограничения со стороны потребителей услуг сотовой связи, для этого вводится понятие потребительской функции сотовой связи.

В последние пять-семь лет в России активно развивается рынок телекоммуникаций. Доходы от оказания российскими компаниями услуг связи за период с 2000 по 2006 г. возросли со 146 до 835 млрд. руб. Самый бурный рост пришелся на сектор подвижной (сотовой) связи. Его удельный вес в общих доходах от услуг связи увеличился за период 2000-2006 гг. более чем в 1,8 раза, емкость рынка оказания услуг сотовой связи выросла за этот период с 40 млрд. руб. до 380 млрд. руб. (табл. 1) [1, 2]. Операторы «Большой тройки» (МТС, Вымпелком, Мегафон) стали крупнейшими по выручке телекоммуникационными компаниями России [3].

Таблица 1

Объем рынка сотовой связи

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Объем рынка сотовой связи, млрд. руб., текущие цены 40 70 104 140 222 282 380

Темп роста объема рынка, % - 171,4 137,5 135,5 158,2 127,5 132,7

Началом бурного роста систем сотовой связи в России можно считать 1999 г.: в то время как темпы роста абонентской базы в других развитых странах уже замедлялись, в России количество пользователей превысило первый миллион человек (рис. 1)2 [4-6]. Последующие пять лет темпы прироста количества абонентов в России не опускались ниже 100%, существенно сокращаться они начали лишь в 2005 г. Однако в этот год произошло и рекордное увеличение численности абонентов - на 52 млн. чел. В апреле 2007 г. количество действующих Бт-карт в России достигло 155 млн. шт., а уровень проникновения (число Б1ш-карт на 100 населения страны) составил 108% [6]. Сотовая связь стала объективной и неотъемлемой реалией российской жизни.

Отметим, что в данной работе понятие «абонент» определяется как держатель одной Бт-карты. В соответствии с этим определением держатель двух Бт-карт рассматривается как два абонента. Аналитические агентства и сотовые операторы используют также понятия «пользователи» (физическое лицо, пользующееся сотовой связью) и «реальные абоненты» (обладатели любого числа Бт-карт), однако расчет

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-02-00199а).

2 На рис. 1 к странам Западной Европы отнесены: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.

этих показателей затруднен. По оценкам экспертов, количество реальных абонентов сотовой связи в России составляло на конец 2006 г. около 90 млн. чел. [7].

Бт-карт/чел.

Рис. 1. Уровень проникновения сотовой связи:

---- Россия; -о- США; -о- Западная Европа; Япония; — Китай;------Мир

Помимо емкости рынка и величины абонентской базы, одним из ключевых показателей, характеризующих рынок сотовой связи, является средняя величина тарифа, взимаемого компаниями за минуту разговора (средняя цена минуты). В первом приближении можно считать, что доходы операторов состоят только из доходов от передачи голосового трафика. Тогда средняя цена минуты оператора в периоде рассчитывается как отношение его выручки за период к количеству минут разговора абонентов в периоде. Аналогично делением издержек оператора на количество минут разговора его абонентов получим средние затраты на предоставление минуты разговора. Динамика цены минуты разговора и расходов на предоставление этой минуты операторами показана на рис. 2 [8-11] (расчеты авторов).

Долл.

ГО-—1 ГО-—1 ГО-—1 ГО-—1 ГО-—1 ГО-—1 ГО

Рис. 2. Динамика сравнительных затрат на минуту разговора абонентов:

МТС (—), Вымпелком (-■-), Мегафон (-♦-) и Vodafone (ж); средней стоимости минуты разговора абонентов МТС (—), Вымпелком (-□-), Мегафон (-О-) и Vodafone (а)

До недавнего времени тарифы в России изменялись только в сторону их снижения, причем российские цены на сотовую связь по сравнению, например, с ценой минуты британского оператора Vodafone различаются в несколько раз. Чтобы выяснить, действительно ли в мире сотовая связь дороже, чем в России, были проведены международные сопоставления по ключевым показателям, характеризующим рынок. Такие сопоставления позволяют определить уровень и потенциал развития рынка сотовой связи России по сравнению с рынками других стран. При проведении сопоставлений учитывались не только стоимость минуты разговора и количество выговоренных минут, но и доля дополнительных неголосовых услуг в доходах операторов сотовой связи. Помимо российского рынка рассматривались рынки Японии и Европы (в среднем по странам: Великобритания, Германия, Италия, Испания, Ирландия (ВГИтИсИр)).

Для сравнения сотовых рынков разных регионов необходимо рассматривать показатели, аналогичные показателям объема рынка и количества минут разговора всех абонентов региона, рассчитанные по отношению к количеству пользователей услугой. Такими общепринятыми показателями являются:

- ARPU - средний за период (год) доход от сотового абонента в месяц в долларах США;

- MOU - среднее за период (год) количество минут разговора сотового абонента в месяц.

ARPU и MOU функционально зависимы:

ARPU = MOU p/(1 - q), (1)

где р - цена минуты разговора, q - доля дополнительных услуг в доходах сотовых операторов. Тогда общее количество минут разговора всех абонентов (С) находится как произведение 12 MOU N, где N - среднее число абонентов в периоде, а объем рынка сотовой связи:

V = 12 ARPU N = 12 MOU Np/(1 - q). (2)

В дальнейшем для удобства произведение 12 MOU N обозначено одной переменной C.

Результаты международных сравнений, основанных на учете показателей ARPU, MOU, доли дополнительных услуг, а также среднего уровня экономического развития страны (выраженного в ВВП на душу населения по ППС), представлены в табл. 2 (расчет авторов по [8-16]).

Таблица 2

Операционные показатели рынков сотовой связи России, Европы (ВГИтИсИр), Японии, 2005 г.

Страны ARPU, долл. MOU, мин. Доля дополнительных услуг ВВП на душу населения, тыс. долл. по ППС

РФ 7,5 131,8 0,13 11,300

Европа 42,16 126,2764 0,195 28,165

Япония 57,114 150,5 0,297 30,615

Европа/РФ 5,6211 0,958 1,55 2,49

Япония/РФ 7,6152 1,142 2,28 2,71

Удельный объем рынка сотовой связи (АИРИ) в России в 7,6 раза меньше, чем в Японии, и в 5,6 - чем в Европе. Одним из факторов, который способен повлиять на увеличение российского объема рынка, является рост физического потребления услуг сотовой связи: этот показатель в России ниже, чем в Японии, в 1,14 раза. Наиболее перспективной «точкой роста» представляется оказание дополнительных услуг, которые крайне неразвиты в сравнении с рассматриваемыми аналогами.

Развитие рынка сотовой связи, естественно, связано с уровнем экономического развития страны: расходы населения на связь (через норму сбережения) обусловлены их доходами, которые тем больше в абсолютном выражении, чем выше уровень развития ее экономики. Анализ показывает, что доля расходов на связь в общих потребительских расходах населения - относительно постоянная величина для европейских стран и России (рис. 3) [17-20, расчеты авторов].

%

ф Япония

Швеция

__Франция * Норвегия

Португалия Италия Финляндия ♦

Россия Испания Германия Австрия

Греция

Дания

Англия

Л Бельгия

\ „

Швейцария

ВВП на душу населения, евро ППС

4

3

2

♦ США

0

5000

10000

20000

30000

35000

40000

Рис. 3. Расходы на связь в общих потребительских расходах населения

Рассмотрим, насколько изменился бы рынок сотовой связи РФ (в нашем случае выражаемый удельным показателем АИРИ), если бы потребление россиянами услуг связи (в физическом выражении) при прочих неизменных факторах было таким же, как у европейцев или японцев, а также, если Россия достигнет уровня экономического развития Европы и Японии по ВВП на душу населения (в ППС) (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение операционных показателей: «если бы Россия стала Японией», «если бы Россия стала Европой»

Показатель АИРИ МОИ Доля дополни- тельных услуг ВВП на душу населения в тыс. долл. по ППС

Сравнение с Японией РФ, при потреблении, как в Японии 10,59 150,5 0,29674 11,300

Япония/РФ (при потреблении, как в Японии) 5,39 - - -

РФ, при потреблении, как в Японии, уровне общеэкономического развития, как в Японии 28,69 150,5 0,29674 30,615

Япония/РФ (при потреблении, как в Японии, уровне общеэкономического развития, как в Японии) 1,99 - - -

Сравнение с Европой РФ, при потреблении, как в Европе 7,8 126,2764 0,195 11,300

Европа/РФ (при потреблении, как в Европе) 5,4 - - -

РФ, при потреблении, как в Европе, уровне общеэкономического развития, как в Европе 19,44 126,2764 0,195 28,165

Европа/РФ (при потреблении, как в Европе, уровне общеэкономического развития, как в Европе) 2,17 - - -

Из данных табл. 3 следует, что если бы каждый россиянин потреблял услуг сотовой связи в физическом выражении столько же, сколько средний японец, если бы

Россия находилась на уровне их экономического развития, а численность населения России была, как в Японии, то объем рынка сотовой связи в РФ все равно оставался бы меньше в 1,99 раза, чем в Японии и в 2,17 - чем в странах ЕС. Этот показатель отражает различие цен на сотовую связь в разных странах с учетом уровня жизни населения. Но при выполнении всех этих условий увеличение АИРИ в России все же было бы существенным: в 3,8 раза при достижении уровня физического потребления услуг сотовой связи, как в Японии, и в 2,6 раза, как в Европе.

Таким образом, для увеличения емкости рынка связи даже при насыщении абонентской базы есть серьезный потенциал: рост потребления дополнительных услуг и увеличение длительности разговоров. Одновременно с этим по мере роста доходов население сможет повысить долю расходов на услуги связи, при этом будут возрастать и расходы на сотовую связь, и объем рынка.

Однако благосостояние населения влияет на рост физического потребления услуг сотовой связи не само по себе, а в зависимости от соотношения роста доходов и стоимости услуги, т. е. покупательной способности минуты разговора. Анализ динамики потребления голосовых услуг сотовой связи показывает, что кривая зависимости общего числа затраченных на разговор минут всеми сотовыми абонентами от покупательной способности минуты разговора (средняя номинальная начисленная заработная плата по отношению к величине тарифа) имеет форму логистической кривой (рис. 4) (расчеты авторов по: [8-10; 17]).

Млн. минут разговора

Рис. 4. Зависимость физического потребления услуг сотовой связи (в минутах) от покупательной способности минуты разговора

Иными словами, массовое развитие сотовой связи в России определялось ростом доходов населения и снижением тарифов операторами, т.е. общее число минут разговора есть функция:

C = f (w / p), (3)

где p - средняя цена минуты разговора (тариф) в течение периода, w - средняя номинальная начисленная заработная плата.

Если предположить, что все сотовые компании в каждый конкретный момент максимизировали свою выручку, стимулируя спрос посредством изменения цены минуты, то в среднем по рынку они решали бы следующую задачу:

Vyy. = C p = pf (w/p) ——^max. (4)

Решением этой задачи является оптимальная цена, при которой формировалось бы потребление, обеспечивающее максимальный доход компаниям в каждый конкретный период времени. Динамика рассчитанных «оптимальных» тарифов для операторов в 2000-2006 гг. вместе с динамикой фактической цены показана на рис. 5.

Долл.

Рис. 5. Фактическая (-) и рассчитанные (оптимальные) (—)

цены минут разговора в 2000-2006 гг.

Как видим, та цена, которая обеспечивала бы операторам оптимальную выручку, не могла быть применена:

- до 2005 г. - вследствие того, что необходимый объем потребления со стороны населения обеспечивался бы ценой ниже себестоимости услуги, причем не было абонентов, которые смогли предъявить спрос на услугу в необходимых количествах;

- после 2005 г. для увеличения выручки необходимо было поднять цены, но замедление темпов роста абонентской базы и насыщение рынка «включили» механизмы конкуренции, которые заставили компании снижать цены в соответствии с нормой рентабельности.

Другими словами, и в дальнейшем цена минуты будет определяться именно издержками оператора, связанными с «производством» этой минуты - нижней границей которых будет являться сумма затрат и нормы рентабельности, а верхней -оптимальная цена с точки зрения возможной величины потребления услуг абонентами. В силу этого важнейшим элементом анализа рынка сотовой связи является исследование структуры издержек сотовых компаний.

Структура издержек сотовых операторов была проанализирована на примере компании Мегафон, информация об операционной деятельности которой достаточно представительно и достоверно отражает структуру издержек и других операторов. Внимание было сфокусировано на основных статьях затрат сотовых компаний, составляющих около 70% общих затрат (рис. 6) [10]. К ним относятся плата за сетевые соединения, дилерские комиссионные, заработная плата и социальные отчисления, износ и амортизация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Плата за сетевые соединения. В 2005 г. она составила 17% всех издержек сотовых компаний, за период 2002-2005 гг. она изменялась в пределах 15-19%.

Данная статья затрат формируется следующим образом. За каждый звонок своего абонента в чужие сети (других сотовых операторов, операторов фиксированной связи) сотовый оператор платит принимающей стороне за осуществление коммутации и «приземление» трафика (плата за интерконнект). Величина тарифа определяется межоператорскими соглашениями и договорами. До 1 июля 2006 г. плата

операторов сотовой связи равнялась 1 центу за каждую минуту трафика в чужую сеть. Однако в результате вступления в силу с 1 июля 2006 г. поправок к Федеральному Закону «О связи» плата за входящие звонки для владельцев мобильных телефонов была отменена (принцип CPP, Calling Party Pays). Главным при согласовании новых условий работы стало урегулирование платежей при звонках с фиксированного телефона на мобильный. Отмена платы за звонки с городских телефонов на мобильные лишает сотовых операторов доходов за прием вызовов. Естественно, они потребовали компенсации выпадающих доходов. В результате, государство установило цену минуты разговора «фиксированный - мобильный телефон» в размере 1,5 руб., из которых 95 коп. перечислялись сотовым операторам за прием вызова. Аналогичная цена была установлена и сотовыми операторами в своих межопе-раторских расчетах.

Износ и амортизация 27%

Прочее

5%

Страхование

1%

Плата за радиочастоты 1%

Содержание офиса 1%

Материалы и запасы 2%

ерационные

налоги

2%

Ремонт и обслуживание сети 3%

Плата за Стоимость

сетевые /- SIM-карт

соединения 3%

16% //

Расходы по

роумингу

3%

Аренда

5%

Реклама

8%

Диллерские — вознаграждения Прочее 12%

1%

Заработная плата и социальные отчисления 10%

Рис. 6. Структура издержек сотовых операторов на примере Мегафон, 2005 г.

Помимо платы за приземление трафика, в данную статью издержек включена также плата за аренду наземных оптоволоконных каналов. Расходы сотовиков на аренду каналов можно оценить, зная объем российского рынка аренды цифровых наземных каналов (Кар.) и долю сотовых операторов в числе покупателей канальной емкости (а).

Рынок аренды наземных цифровых (без учета аналоговых и спутниковых) каналов составил в 2006 г. 450 млн. долл. [7]. Крупнейшими компаниями, предоставляющими услуги на данном рынке, являются Ростелеком (доля 47%), Транстелеком (43%) и другие, включая МРК «Связьинвест» (10%). Основными потребителями канальной емкости являются операторы сотовой связи (43%), фиксированной связи (44%) и различные компании и организации (совокупная доля 13%).

Плата за «приземление» трафика в чужую сеть (плата за интерконнект), как уже было сказано, определяется для оператора объемом трафика (количеством минут), переданного в чужие сети (рассчитывается как произведение общего числа минут разговора (С) и доли исходящих звонков на чужую сеть (Р)); а также стоимостью минуты интерконнекта (pintег), т.е. коммутации минуты разговора в чужую сеть:

Pnet = ^р.а + pinterC Р .

Оценка совокупных затрат всех компаний рынка на межсетевые соединения в 2006 г. составила:

Рынок аренды каналов, млн. долл. 450

Доля сотовых операторов в числе покупателей канальной емкости, % 43

Затраты сотовых операторов на аренду каналов, млн. долл. 193,50

Стоимость 1 минуты интерконнекта, долл. 0,022

Общее число минут разговора всех абонентов сотовой связи РФ, млн. мин 233395

Доля исходящих минут на чужую сеть в общем числе минут разговора, % 34,5

Плата за интерконнект, всего, млн. долл. 1505,7

Плата за сетевые соединения, всего, млн. долл. 1962,1

Вознаграждения дилерам - существенная статья затрат сотовых операторов. В 2005 г. их доля в издержках Мегафона составила 13%. Крупнейшими компаниями -дилерами сотовых контрактов и продавцами мобильных телефонов - являются в настоящее время: Евросеть, Связной, Диксис, Цифроград, Беталинк. Продажа телефонов составляет наибольшую часть доходов сотовых ритейлеров, однако и отчисления сотовых операторов приносят им около 15% совокупной выручки.

Затраты на дилерские вознаграждения были рассчитаны двумя способами. Первый - содержательный, отражает суть формирования данной статьи затрат и выявляет основные ее составляющие. Второй используется для проверки первого.

Способ 1. Вознаграждения дилерам складываются из комиссионных за прием платежей от абонентов и отчислений дилерам за каждого нового абонента. Комиссионные за прием платежей от абонентов определяются как процент от суммы платежа. Процент комиссии устанавливается операторами по договоренности с компаниями-дилерами. Если считать, что все абоненты пополняют свои счета через дилерские сети, то сумма платежей всех абонентов - совокупная выручка всех сотовых операторов, т.е. объем рынка. Величина комиссионных, выплачиваемых всеми сотовыми операторами дилерам за прием таких платежей, определяется как произведение объема рынка на процент комиссии (5).

Затраты сотовых операторов на вознаграждения дилерам за новых абонентов есть произведение числа проданных дилерами контрактов (Sim-карт) за год на величину вознаграждения за каждый новый контракт (R). Количество Sim-карт (N) в период t определяется по формуле:

Nt = Nt-1 + V - W, т.е.

V = Nt - Nt-1 + W = AN + W, (6)

где V - ввод новых Sim-карт (покупка новых контрактов абонентами); W - выбытие Sim-карт, происходит при смене тарифа или оператора абонентом. Для конкретного оператора это выбытие носит название оттока абонентов (или Churn rate -процент выбывших абонентов за период от среднего числа абонентов в периоде).

Итак, затраты операторов на вознаграждения дилерам определяются следующим образом:

Dcos t = V 8 + (ASim + Churn) у R,

где у - доля контрактов, продаваемых дилерами.

Способ 2. Для проверки первого способа расчетов дилерских вознаграждений была проведена оценка величины отчислений дилерам отдельно по отчетам компаний Мегафон, Вымпелком, МТС (оценочно как 2/3 коммерческих расходов и расходов на маркетинг) и остальных сотовых операторов (оценочно по доле в общей абонентской базе). Результаты расчетов для всего рынка сотовой связи в 2005 г. при предположении о величине комиссии - 4,5% и отчислении за нового абонента - 9 долл. приведены в табл. 4.

Таким образом, два способа оценки совокупных дилерских отчислений сотовых операторов дают сходные результаты с весьма высокой степенью точности.

Таблица 4

Дилерские отчисления сотовых операторов в целом по рынку, 2005 г.

Показатель Способ 1 Способ 2

Объем рынка сотовой связи, млн. долл. 10500

Комиссия от начисления платежей

% 4,5

млн. долл. 473

Число абонентов на конец года, млн. чел. 126,20

Отток абонентов по всем операторам

% 7,00

млн. чел. 5,17

Число проданных $т-карт (ввод), млн. шт. 57,47

В том числе:

непосредственно оператором, % 3,00

дилерами 55,75

Отчисления оператора

за 1 проданный контракт, долл. 9,00

за проданные контракты, млн. долл. 501,74

Мегафон, млн. долл - 212,00

Вымпелком, млн. долл. - 236,46

МТС, млн. долл. - 400,00

Остальные сотовые операторы, млн. долл. - 126,78

Суммарный объем дилерских отчислений, млн. долл. 974,24 975,24

Заработная плата и социальные отчисления. Доля денежных средств, направленных на эту статью затрат, составила в 2005 г. 10% всех издержек компании Мегафон [10], среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в компании - 52,3 тыс. руб. Для сравнения: средняя заработная плата работников связи в России равнялась в этом году 11,4 тыс. руб. [17]. В то же время реальные темпы роста заработной платы среднего работника связи были гораздо выше аналогичного показателя, например, в компании Мегафон (табл. 5).

Таблица 5

Заработная плата, численность занятых и производительность труда в сотовой связи

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Темп роста реальной заработной платы Мегафон работников связи Численность занятых в сотовой связи, тыс. чел. Вымпелком МТС Мегафон Зарплата и социальные отчисления в отрасли сотовой связи, тыс. долл. Производительность труда, долл./чел. 1,051 1,19 15,81 4,50 9,00 1,66 311749 208743 0,95 1,15 26,63 7,60 15,20 3,21 511722 187774 1,099 1,10 39,36 10,90 21,80 4,98 907519 208353 0,94 1,15 51,27 13,90 27,80 7,00 1231052 204805

Итак, затраты оператора на заработную плату и социальные отчисления есть произведение численности сотрудников и средней заработной платы (включая социальные отчисления) одного сотрудника.

Рассмотрим также показатель, аналогичный по своей сути производительности труда:

ПР = V / L, (8)

сот.св. ’ 4 '

где Ь - численность занятых в сотовой связи.

Численность занятых в сотовой связи находится как сумма работников, занятых в компаниях «Большой тройки» (по доле в общей абоненткой базе) и в остальных сотовых компаниях. В 2002-2005 гг. численность работников сотовой связи увеличивалась линейно (см. табл. 5).

Амортизация основных средств и нематериальных активов. Это - наиболее существенная часть издержек сотовых операторов: в 2005 г. - 28% совокупных затрат Мегафона, 23 - Вымпелкома, 28% - МТС. При начислении амортизационных затрат сотовые компании используют линейный способ.

Амортизация, начисленная на технологическое оборудование сети, составляет 80% стоимости основных средств и начисленной амортизации в целом. Средства радиосвязи, включая аппаратуру и средства радиолокации и радионавигации, оборудование телефонной УКВ связи с подвижными объектами входят в пятую амортизационную группу классификации основных средств со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Это, в общем, согласуется и с расчетом среднего срока службы, рассчитываемого как отношение основного капитала к величине начисляемой амортизации. Структура активов сотовых компаний приведена в табл. 6 ([8-10]), также введены дополнительные показатели: отношение основного капитала к активам, отношение выручки к активам, которые далее использованы в прогнозных построениях.

Таблица 6

Структура активов и выручка компаний «большой тройки», 2006 г.

Показатель Мегафон МТС Вымпелком «Большая тройка»

Основной капитал, тыс. долл. 3920004 5075902 6606960 15602866

Оборотный капитал, тыс. долл. 739863 1190706 1016125 2946694

Активы, тыс. долл. 4659867 6266608 7623085 18549560

Выручка, тыс. долл. 3733000 4666000 4400300 12799300

Выручка к активам, тыс. 0,80 0,74 0,58 0,69

Доля основного капитала в активах, % 84 81 87 84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Срок службы, лет 6 6 7 7

Износ и Амортизация, тыс. долл. 676825 819300 900300 2396425

Доля основного капитала в активах компаний «Большой тройки» составила в 2006 г. 84%, а отношение выручки к активам - 69%. Совокупная амортизация материальных и нематериальных активов, начисленная в 2006 г. компаниями «Большой тройки», превысила 2,3 млрд. долл.

Таким образом был проведен анализ основных статей затрат сотовых компаний.

Структура дополнительньх услуг. Доходы операторов сотовой связи складываются не только из доходов от передачи голоса, но и от предоставления дополнительных услуг (VAS - Value Added Services). С 2002 по 2006 г. доля дополнительных услуг в доходах сотовых операторов увеличилась с 8,5 до 14% (рис. 7). В 2006 г. объем рынка дополнительных услуг был равен почти 2 млрд. долл. [2, 21].

Дополнительные услуги делятся на четыре сегмента:

- услуги по передаче SMS и MMS;

- предоставление беспроводного доступа в Интернет и передача данных, в мобильный Интернету (к WAP-сайтам);

- контент-услуги: скачивание контента (данных), т.е. логотипов, картинок, мелодий, Java-игр, развлекательной или полезной информации;

- базовые (традиционные) услуги: переадресация вызова, определитель номера, автоответчик и т.п. (рис. 8)5 [22].

3 Расчеты к рис. 8 выполнены авторами.

Млрд. долл.

16000 -| 14000 -12000 -10000 -8000 -6000 4000 2000 0

Год

Рис. 7. Доходы операторов от услуг связи: объем голосовых (□ ) и дополнительных (■ ) услуг

Рис. 8. Структура рынка дополнительных услуг, 2005 г.

Рост рынка дополнительных услуг напрямую зависит от наличия и качества сопутствующего информационно-развлекательного наполнения. К ним относятся ресурсы Интернета, всевозможный контент, медиапроекты и коммуникационные сервисы, т.е. все, что абонент желает слушать, смотреть, читать или участвовать в любом голосовании или чате. Данную нишу занял новый слой поставщиков услуг - контент-провайдеры. Это компании, производящие и распространяющие информационное наполнение (картинки, мелодии, игры), продвигающие на рынок коммуникационные услуги, информационно-развлекательные сервисы, мобильный маркетинг, медиаинтег-рированные проекты.

Рынок дополнительных услуг с 2002 г. растет темпами, опережающими рынок сотовой связи. В 2004 г. дополнительные услуги увеличились на 160%, что было, в частности, связано с резким возрастанием общей численности абонентов: в 2 раза -с 36 до 74 млн. чел. Вместе с тем к концу 2006 г. среднестатистический абонент тратил на дополнительные услуги не более 1 долл. Проблема использования дополнительных услуг - не столько дороговизна услуги, сколько соотношение «цена-качество», неудобство и сложность устройств. Сейчас стоимость 1Гб мобильного Интернета (по GPRS) в среднем по России составляет 253 долл., стоимость 1Гб wap-доступа - 8500 долл., причем файл размером в несколько мегабайт будет «качаться» через GPRS более часа. Даже наиболее дешевый мобильный Интернет в 20-40 раз дороже, чем проводной доступ, а стоимость обычного Интернета в России существенно дороже (с учетом уровня жизни), чем в других странах [5].

Немного улучшило ситуацию появление осенью 2006 г. более скоростного мобильного Интернета - EDGE. Этот протокол позволяет передавать данные со скоростью до 128 Кбит/с, но по ценам GPRS, большинство телефонов его уже поддерживают, но EDGE-покрытие пока имеет совсем небольшой охват. Максимально широкой EDGE-сетью в России в настоящее время обладает компания Мегафон. Развитие дополнительных услуг в России в перспективе будет связано с сетями третьего поколения.

Для абонента основное преимущество 3G перед 2G (GSM) состоит именно в более высоких скоростях передачи данных, которые сопоставимы с выделенным проводным доступом. В мире существуют два стандарта 3G: WCDMA (или UMTS) и CDMA2000. UMTS распространен в основном в Европе, CDMA2000 - в Азии и США. Услуги 3G впервые были запущены в 2001 г. японской компанией NTT DoCoMo. Сейчас это крупнейшая сеть 3G в мире. Успех компании связан еще и с тем, что одновременно с запуском новых сетей, DoCoMo начала выпускать и соответствующие мобильные телефоны под собственной маркой. В Европе запуск 3 G-сетей состоялся только в 2003 г. Отставание обусловлено тем, что европейские операторы были вынуждены потратить на приобретение 3G-лицензий более 100 млрд. евро. В начале 2000-х годов лицензии на 3G-услуги были выставлены на аукцион, цены на них резко возросли: правительство Германии, например, выручило за шесть

3G-лицензий 46,2 млрд. долл., а власти Британии - 35 млрд. долл. за пять лицензий. Но ожидаемой отдачи эти инвестиции не принесли - к внедрению новых услуг оказались не готовы ни потребители, ни производители оборудования, у которых не было телефонов для 3G. Для сравнения: российским сотовым операторам 3G-лицензии обошлись всего в 100 млн. долл. [23]. В апреле 2007 г. Федеральное агентство связи (Россвязь) объявило результаты конкурса на выдачу лицензий 3G; по его итогам лицензии на право построения сетей связи третьего поколения получили компании МТС, Вымпелком и Мегафон.

Реально в России уже есть мобильная связь третьего поколения. Это опытные некоммерческие участки сети UMTS, построенные участниками «Большой тройки». В стандарте CDMA-2000 уже работает оператор «СкайЛинк», но количество его абонен-

тов по состоянию на октябрь 2007 г. не превышало 510 тыс. чел. [24]: он не является федеральным сотовым оператором, а телефонные аппараты, поддерживающие этот стандарт, все еще слишком дороги. Поэтому и для «Большой тройки» успех развертывания сетей третьего поколения будет во многом зависеть от появления доступных абонентских терминалов, поддерживающих и GSM, и UMTS-форматы.

Существует еще одна технология, способная составить конкуренцию 3G-WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access) - стандартизированная институтом IEEE технология широкополосной беспроводной связи, дополняющая линии DSL и кабельные технологии в качестве альтернативного решения проблемы «последней мили». С технической и экономической точек зрения это гораздо более эффективный и быстрый способ доступа в Интернет. Для абонента основное преимущество и отличие 3G от 2G (GSM) состоит именно в более высоких скоростях передачи данных, которые сопоставимы с выделенным проводным доступом. Услуги так называемого фиксированного WiMAX (когда оборудование устанавливается стационарно и абонент не имеет возможности передвигаться даже в пределах одной базовой станции) предоставляются в России, например, компанией Synterra (холдинг «Телекоминвест»), правда, пока только корпоративным пользователям. Конкуренцию сетям 3G может составить только мобильный WiMAX (когда абонент получает возможность передвигаться от одной базовой станции к другой без необходимости настроек и без потери соединения), появление которого, по оценкам экспертов, ожидается к 2009-2010 гг. Иными словами, развитие связи на основе 3G зависит и от тарифной политики операторов и возможности снижения цен на услуги, позволяющих создать достаточную 3G абонентскую базу до появления мобильного WiMAX.

Однако сейчас начинают появляться сети связи четвертого поколения - 4G - которые смогут обеспечить скорости передачи данных до 100 Мбит/с и работать на частотах 40-60ГГц Пересылка данных осуществляется не коммутацией каналов, как в сетях 2G (TDMA-GSM), или простой коммутацией пакетов, как в случае 2,5 G (GPRS и EDGE) и 3G, а по протоколу IP версии 6 (IPv6). Такую связь уже начали тестировать в Китае, хотя в стране еще нет сетей третьего поколения. Также о планируемом введении 4G заявляет и японская NTT DoCoMo.

Жесткую конкуренцию сотовым сетям составляют IP-телефония, Skype, электронная почта и различные приложения онлайн-пейджинга (ICQ, Jabber и т.п.). Полугодовая аудитория Интернета в сентябре 2007 г. уже превышала 26 млн. чел. [25]. Однако существенными препятствиями для использования видеоконференций и IP-телефонии через компьютерные сети в России являются высокая стоимость трафика и недостаточное распространение сетей широкополосного доступа. Поэтому фактор конкуренции сотовых сетей с сетью Интернет как средством связи не учитывался при расчетах на прогнозном периоде.

Прогнозные расчеты. Прогноз развития рынка сотовой связи России был выполнен на период до 2011 г. Он основан на двух вариантах (оптимистичном и пессимистичном) развития российской экономики, входящих в «Прогноз социальноэкономического развития Российской Федерации» МЭРТ России [26]. В рамках каждого из вариантов построены два сценария развития рынка сотовой связи: экстенсивного и интенсивного роста. В результате были рассмотрены два варианта развития рынка сотовой связи:

- оптимистический-интенсивный, характеризующийся ускоренными темпами развития экономики и интенсивным ростом рынка сотовой связи;

- пессимистический-экстенсивный, характеризующийся инерционной динамикой развития российской экономики и экстенсивным ростом рынка сотовой связи.

При разработке принята гипотеза о сохранении в будущем вида потребительской функции сотовой связи (см. рис. 4), которая представляет собой зависимость физического объема потребления услуг сотовой связи абонентами от их покупательной способности:

С = f (w / p). (9)

Это первое из необходимых для прогноза уравнений4.'

Второе уравнение строилось следующим образом. С одной стороны, объем рынка складывается из доходов операторов от голосовых и неголосовых (дополнительных) услуг:

V = К.у+ УЛоп.у= (Cp)/(1 - q), (10)

где q - доля неголосовых услуг в доходах сотовых операторов (экзогенная переменная).

С другой - он определяется (через рентабельность к) издержками оператора, связанными с «производством» этой минуты. Таким образом, используя предположение о норме рентабельности, была получена зависимость будущего объема рынка от необходимых затрат на производство услуг:

V = к (W + DCos t + Pnet + A + OE), (11)

где А - амортизация; ОЕ - прочие затраты.

Прогноз издержек включал в себя расчеты по четырем блокам: заработная плата и социальные отчисления, вознаграждения дилерам, плата за сетевые соединения, износ и амортизация. Но расчеты по каждому блоку не могли быть проведены независимо от решения всей задачи в целом. Дело в том, что при формализации задачи неизменно возникает зависимость каждой из статей затрат либо от количества минут разговора всех абонентов в год (С), либо от объема рынка (Сp/(1 -q)), т. е. издержки зависят от двух эндогенных переменных - С и р:

Заработная плата и социальные отчисления (W):

W = ^раб,оТ,в. V / ЯРСоТ,в. = g! (V) = g! (С, р) , (12)

где ^рабсотсв. - средняя заработная плата и социальные отчисления 1 работника в

сотовой связи.

Вознаграждения дилерам (Dcost):

Dcos t = V 5 + (ASim + Churn)Y R = g 2 (V) = g 2 (C, p). (13)

Плата за сетевые соединения (Pnet):

Pnet = ^ар.a + pinterC в = g3 (C) . (14)

Амортизация и износ нематериальных активов (A) рассчитывается как:

выручка х (основной капитал / активы) ^

A = выручка —----------------- --------- -------= g 4 (V) = g 4 (C, p). (15)

срок службы х (выручка/ активы)

Здесь gi, g2, g4 - функции переменных C и p; g3 - функция переменной C.

Итак, получена система из двух уравнений с двумя неизвестными С иp:

\C = f (w / p)

[Cp /(1 - q) = k(f1(Cp) + f2(C))/

где f1, f2, - функции переменных C и p, C соответственно.

4 Обозначения переменных см. в уравнениях (1), (2).

Первое уравнение системы описывает потребительскую функцию в сотовой связи, график которой представлен на рис. 4. Второе - связь объема рынка и издержек сотовых компаний. После преобразований эта система сводится к следующему уравнению переменной р:

/(м> / р)(р е - g) - к = 0, (17)

где е, g и к - коэффициенты, определяемые экзогенными переменными, Ау>/р) -потребительская функция.

После такой формализации задачи решение ее численными методами приводит к результатам, указанным в табл. 9 и 10.

Оптимистический-интенсивный вариант исходит из того, что рынок сотовой связи будет развиваться в соответствии с оптимистическими ожиданиями последних лет.

Параметры основных экзогенных переменных приведены в табл. 7:

Таблица 7

Параметры экзогенных переменных (оптимистический-интенсивный вариант)

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Комиссия дилерам за начисление платежей, % Величина отчисления дилерам за 1 проданный 4,00 4,00 4,00 4,00 4,00 4,00

контракт, долл. 9,00 9,00 9,00 9,00 9,00 9,00

Churn rate (коэффициент оттока абонентов), % 7,00 6,50 6,00 5,50 5,00 5,00

Стоимость одной минуты интерконнекта, долл. Доля исходящих минут в структуре сотового трафи- 0,022 0,037 0,039 0,039 0,040 0,040

ка, произведенных на сеть чужого оператора Объем рынка аренды наземных цифровых 34,5 34,5 34,5 34,5 34,5 34,5

каналов, млн. долл. Доля сотовых операторов среди потребителей 450,00 550,00 650,00 750,00 850,00 950,00

наземной канальной емкости, % Доля основного капитала в активах сотовых 43 43 43 43 43 43

операторов, % Срок полезного использования основных средств 84 84 84 84 84 84

сотовых компаний, лет Отношение выручки к величине активов сотовых 7 7 7 7 7 7

операторов, % Норма рентабельности (отношение выручки 69 72 76 80 84 88

к затратам), % Доля дополнительных услуг в доходах сотовых 140 140 140 140 140 140

операторов, % Номинальная среднемесячная заработная плата 14,0 15,4 16,9 18,6 20,5 22,5

работника в экономике, руб. 10728 13066 15571 18094 20815 23537

Индекс потребительских цен, % 9,0 7,5 6,5 6,0 5,5 5,0

Курс доллара США Производительность труда в сотовой связи, 27,20 26,00 25,87 26,16 26,82 26,82

долл./чел Темп роста производительности труда 308252 323664 339847 356840 374682 393416

в сотовой связи, % - 105 105 105 105 105

Данный вариант предполагает сохранение высоких темпов экономического роста в прогнозном периоде. Ожидается, что политика компаний будет направлена на повышение лояльности абонентов и снижение коэффициента оттока до 5% в 2011 г. Ситуация на рынке сотового ритейла также будет оставаться неизменной, его развитие не приведет к дальнейшему укрупнению основных компаний-дилеров, в результате процент комиссии и отчисление за новых абонентов, которые и определяют совокупные дилерские вознаграждения, не увеличатся. Структура самого рынка сотовой связи и доли всех сотовых операторов в абонентских базах останутся постоянными. Предположительно договоренности операторов сотовой связи о стоимости коммутации минуты разговора в чужие сети останутся на прежнем уровне, а величина отчислений будет индексироваться раз в два года по индексу потребительских цен.

Данный вариант предполагает, что введенная в 2006 г. технология EDGE доступа в Интернет (превращающая 2G сети GSM в сети поколения 2,5G) расширит возможности пользователей по скачиванию контента, приведет к росту не только сегмента мобильного Интернета в доходах от дополнительных услуг, но и загрузки все более «утяжеленного» и соответственно более дорогого контента. Распространение современных телефонов с большими картами памяти приведет к увеличению спроса на java-игры. Количество отправленных сообщений будет увеличиваться с появлением большого числа развлекательных медиаинтегрированных проектов, создаваемых контент-провайдеров совместно с телеканалами и радио. Таким образом, доля дополнительных услуг в доходах сотовых операторов будет расти на 10% ежегодно и к 2011 г. достигнет 22,5%.

Изменение объема рынка аренды каналов предполагает сохранение динамики 2003-2006 гг., а также сохранение структуры потребителей канальной емкости:

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Рынок аренды наземных

цифровых каналов, млн. долл 166,7 250 350 450 550 650 750 850 950

Доля основного капитала в активах сотовых компаний последние несколько лет оставалась на уровне 84%. Приняв допущение о неизменности этого показателя и в будущем получим, что, отношение выручки к активам компании будет увеличиваться на 5% в год. Будем также считать, что развитие компаний приведет к большей фондоотдаче и увеличению выручки по отношению к величине активов компаний. На протяжении всего прогнозного периода компании будут осуществлять нормальное выбытие основных средств, их полезные сроки службы не будут отличаться от заложенных изначально. Также внедрение современных систем оптимизации труда и эффективного менеджмента приведет к росту производительности труда на 5% в год. Все это позволит сотовым компаниям сохранять норму рентабельности своего производства.

Пессимистический-экстенсивный вариант предполагает, что исчерпание возможностей экстенсивного развития, которое раньше происходило за счет быстрого увеличения абонентской базы, приведет российский рынок сотовой связи к снижению темпов роста и уменьшению рентабельности большинства компаний. Параметры основных экзогенных переменных, значения которых отличны от первого варианта, представлены в табл. 8.

Таблица 8

Параметры экзогенных переменных (пессимистический-экстенсивный вариант)

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Комиссия дилерам за начисления платежей, % 4,0 4,2 4,4 4,6 4,8 5,0

Chum rate (коэффициент оттока абонентов), % 7,15 7,30 7,45 7,60 7,75 7,90

Стоимость одной минуты интерконнекта, долл. 0,022 0,037 0,039 0,041 0,042 0,042

Объем рынка аренды наземных цифровых

каналов, млн. долл. 450,00 550,00 650,00 750,00 850,00 950,00

Отношение выручки к величине активов сотовых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

операторов, % 69 68 66 65 64 62

Норма рентабельности, (отношение выручки

к затратам), % 142 135 128 122 116 110

Доля дополнительных услуг в доходах сотовых

операторов, % 14,0 14,6 15,1 15,7 16,4 17,0

Номинальная среднемесячная заработная плата

работника в экономике, руб. 10728 13066 15224 17559 20053 22546

Производительность труда в сотовой связи,

долл./чел. 308252 308252 308252 308252 308252 308252

Данный вариант предполагает более низкие темпы роста номинальной начисленной заработной платы в среднем по экономике.

Предполагается также, что развитие рынка подключений и приема платежей приведет к дальнейшему укрупнению основных компаний-дилеров, вследствие этого все более крупные дилерские сети смогут диктовать свои условия сотовым операторам, повышая процент комиссии за прием платежей от абонентов.

Необоснованная маркетинговая политика контент-провайдеров приведет к раздуванию рекламных бюджетов для продвижения контента, спрос на который начнет падать, в том числе из-за распространения практики пиратского использования скачиваемой информации. Это приведет к стагнации рынка создания и продвижения контента, доля дополнительных услуг в доходах сотовых операторов будет расти на 4% в год и в 2011 г. едва достигнет 17%. Предполагается, что производительность труда сотовых компаний останется на уровне 2006 г.

В погоне за повышением лояльности абонентов и увеличением качества голосовой связи, оснащением базовых станций EDGE передатчиками операторы будут вводить в эксплуатацию все более дорогостоящее оборудование, не получая «отдачи» в виде притока новых абонентов. Это приведет к увеличенным по сравнению с выручкой темпам роста величины активов компаний. Насыщение абонентской базы привет к ужесточению конкурентной борьбы за новых абонентов, проведению агрессивной маркетинговой политики, невозможности повышения тарифов. Эти предпосылки станут причиной увеличения оттока абонентов в среднем до 7,9% в 2011 г. Данный вариант развития отрасли приведет к снижению средней нормы рентабельности на рынке сотовой связи.

Результаты всех прогнозных расчетов для двух вариантов развития представлены в табл. 9 и 10. По результатам расчетов объем рынка сотовой связи при опти-мистическом-интенсивном сценарии превысит в 2011 г. 712 млрд. руб., что на 7% больше, чем при пессимистическом-экстенсивном варианте развития. Цена минуты разговора возрастет при оптимистическом-интенсивном до 1,531 руб. (~0,0576 долл.) и до 1,5448 руб. (—0,0571 долл.) при пессимистическом-экстенсивном развитии рынка сотовой связи.

Таблица 9

Результаты расчетов (оптимистический-интенсивный вариант), в текущих ценах

Параметр 2006 г. (оценка) 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Заработная плата и социальные

отчисления, млн. руб. 1151 1507 1845 2103 2455 2871

Износ и амортизация, млн. руб. 2584 3081 3495 3684 3833 3897

Дилерские отчисления, млн. руб.: 851 894 953 1019 1088 1148

комиссия за начисление пла-

тежей 15014 17969 21296 23833 26694 28499

отчисления за новых абонентов 8129 5278 3365 2820 2493 2283

Плата за соединения, млн. руб. 54918 99538 118543 128021 140362 143658

интерконнект 49654 93389 111312 119586 130560 132703

аренда 5263 6149 7231 8435 9802 10956

Издержки, всего, млн. руб. 268111 320628 380223 425059 476307 508522

Объем рынка, млн. руб. 375360 449237 532412 595813 667358 712484

Темп роста объема рынка, % 126,267 119,682 118,515 111,908 112,008 106,762

Прибыль, млн. руб. 107249 128609 152189 170754 191051 203961

ARPU, руб. 225 239 271 290 320 338

MOU, мин. 144,7 151,7 162,0 166,5 169,8 171,1

Цена минуты, руб. 1,340 1,334 1,387 1,415 1,496 1,531

Таблица 10

Сравнение результатов расчетов по оптимистическому-интенсивному и пессимистическому-экстенсивному вариантам в 2011 г.

Параметр Оптимистический- Пессимистический- А, %

интенсивный вариант экстенсивный вариант

Заработная плата и социальные отчисления,

млн. руб. 77004 92975 17,178

Износ и амортизация, млн. руб. 104522 137982 24,250

Дилерские отчисления, млн. руб.: 30782 36779 16,305

комиссия за начисление платежей 28499 33308 14,437

отчисления за новых абонентов 2283 3471 34,233

Плата за соединения, млн. руб. 143658 150670 4,654

интерконнект 132703 139714 5,019

аренда 10956 10956 0,000

Издержки, всего, млн. руб. 508522 606386 16,139

Объем рынка, млн. руб. 712484 666157 -6,954

Прибыль, млн. руб. 203961 59771 -241,241

Норма рентабельности (отношение вы-

ручки к затратам), % 1,40 1,10 -0,430

ARPU, руб. 338 316 -6,954

MOU, мин. 171,11 169,01 -1,243

Цена минуты, руб. 1,5314 1,5448 0,868

Средняя ежемесячная выручка с одного абонента (ARPU) составит, по оптимистичным оценкам, около 340 руб. (~12,6 долл.), что в 3,3 раза ниже современного значения для Европы (в среднем по странам ВГИтИсИр) и в 4,5 - для Японии (по сравнению с 5, 6 и 7,6 раз соответственно в 2005 г. - см. табл. 2). В то же время среднее время разговора российских абонентов в месяц (MOU) в 2011 г. превысит и европейский, и японский уровень и составит, по оптимистичным оценкам, более 171 мин.

При пессимистическом-экстенсивном варианте развития рынка совокупная прибыль сотовых компаний снизится до 59 млрд. руб., при оптимистическом-интен-сивном будет характеризоваться ее ростом до 204 млрд. руб.

Анализ результатов прогнозных расчетов показывает, что возможностей экстенсивного развития рынка сотовой связи за счет увеличения абонентской базы практически не осталось. При сохранении существующих пропорций в структуре затрат сотовые компании уже в 2007-2008 гг. могут столкнуться с серьезной дилеммой: либо падением рентабельности продаж, либо значительным повышением цен на услуги. Однако такое повышение цен для компаний будет весьма затруднительным (в отсутствие сговора), так как на рынке действуют жесткие механизмы конкуренции. Для сохранения рентабельности необходимы прежде всего реструктуризация издержек, повышение производительности труда, увеличение отдачи капитала, развитие новых услуг. Все это предполагает необходимость органично использовать новейшие технологии в области телекоммуникационного оборудования, новые возможности получения дохода, т. е. по большому счету превращаться из операторов связи в сервис-агрегаторов - компании, не только зарабатывающие на передаче информации, но и создающие и агрегирующие эту информацию (контент). Однако успешное продвижение контента и новых услуг для сотовых компаний возможно только совместно с развертыванием инфраструктуры связи третьего поколения. В настоящее время российские операторы заявляют, что планируют начать коммерческую эксплуатацию различных участков сетей 3G уже в 2008 г. МТС намерена инвестировать в развитие сети 3G до 1 млрд. долл. в течение трех лет. Мегафон планирует инвестиции в том же объеме, что и МТС, а Вымпелком в 2007-2008 гг. намерен направить на эти цели 300-350 млн. долл. При этом МТС оценивает свою выручку начиная с 2011 г. в размере не менее 2,5 млрд. долл., а абонентскую базу МТС-3G в России к 2011 г. - в 11 млн. чел.

В данной работе был проведен анализ реалистичности оценки операторов их будущих доходов от 3G абонентов. По результатам прогнозных расчетов в рамках оптимистичного сценария развития рынка сотовой связи, ARPU 2G абонентов составит более 12 долл. к 2011 г. Операторы же ожидают, что ARPU абонентов 3G превысит 18 долл. в том же году, что в полтора раза больше результата наших прогнозных расчетов. Однако анализ показывает, что в среднем именно во столько раз 3G-абоненты японской DoCoMo тратят на связь больше абонентов 2G. Таким образом, планируемые средние доходы российских сотовых компаний от каждого 3G абонента выглядят вполне реалистичными.

Дальнейшая работа будет сосредоточена на изучении влияния финансовых результатов деятельности сотовых операторов на такие показатели компаний на фондовом рынке, как капитализация, отношениеp/e, дивидендная доходность и т.п.; на анализе справедливой цены их акций, сравнении этих показателей для российских операторов с телекоммуникационными компаниями других стран.

Литература

1. Министерство по информатизации и связи. http://www.minsvyaz.ru/

2. IKS—РЕИТИНГ: Сотовая связь в России // Специализированное агентство IKS-Consulting.

http://www.iksconsulting.ru

3. РосБизнесКонсалтинг: «Телекоммуникационная карта России». http://www.rbc.ru/

4. Международный союз электросвязи. http://www.itu.int

5. CNews.ru. http://cne~ws.r-u/

6. ACM-Consulting. http://www.acm-consulting.com

7. Аналитическая компания MForum Analytics. http://www.mforum.ru/analit/

8. Консолидированная финансовая отчетность компании ОАО «.Мобильные ТелеСистемы» (МТС) за 20022006гг.. http://www.mts.ru

9. Консолидированная финансовая отчетность компании ОАО «Вымпелком» (Билайн). За 2000-2006 гг.. http://www.vimpelcom.com

10. Консолидированная финансовая отчетность компании ОАО «Мегафон». За 2003-2006 гг.. http://www.megafon.ru

11. Финансовые результаты «Vodafone Group Plc» за 3 квартал 2006 г., консолидированная финансовая отчетность за 2005 г. http://www.vodafone.com

12. CIA WorldFactbook. http://www.gov.ru

13. Консолидированная финансовая отчетность компании О2. http://www.o2.co.uk/

14. Консолидированная финансовая отчетность компании NTT DoCoMo. http://www.nttdocomo.com/

15. Консолидированная финансовая отчетность компании KDDI Corporation. http://www.kddi.com

16. Консолидированная финансовая отчетность компании SoftBank Corporation. http://www.softbank.co.jp/

17. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru

18. Статистическая служба Европейского Союза, Евростат. http://ec.e-uropa.eu/e-urostat

19. Статистическая служба США. http://www.fedstats.gov/

20. Statistics Bureau of Ministry of Internal Affairs and Communications of Japan. http://www.stat.go.jp

21. Исследовательская компания ComNews Research. http://www.comnews-research.ru

22. Json&Partners. http:///son.ru/

23. Александр Будик. МТС, Билайн и Мегафон получили лицензию на 3G-связь в России // онлайн издание 3DNews Daily Digital Digest, 20.04.2007 http://www.3dnews.ru

24. Материалы сайта компании «Скай Линк». http://skylink.ru/

25. Фонд общественного мнения. Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 20. Лето 2007. http://www.fom.ru

26. Министерство экономического развития и торговли. http://www.economy.gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.