Научная статья на тему 'Инновационное развитие мобильного сегмента инфотелекоммуникационных систем Ставропольского края'

Инновационное развитие мобильного сегмента инфотелекоммуникационных систем Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашников А.А.

На сегодняшний день важными остаются вопросы развития инфотелекоммуникационной отрасли РФ. Анализ рынка инфотелекоммуникационных услуг показывает, что развитие сотовой связи России до сих пор остается самым доминирующим сегментом данной отрасли. Насыщение рынка сотовой связи Ставропольского края продолжается на протяжении 5-7 лет. В статье на основании расчетов показателей ARPU MOU APPM SAC показана программная реализация модели безубыточности, на основе которой рассчитаны основные показатели функционирования сотовой связи региона. Проведенный фазовый инновационно-инвестиционный процесс, происходящий в инфотелекоммуникационной отрасли, во-первых, обеспечивает развитие отрасли, во-вторых, увеличивает прибыль компаний мобильного сегмента инфотелекоммуникационой отрасли и, наконец, в-третьих, создает благоприятные условия для привлечения новых абонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие мобильного сегмента инфотелекоммуникационных систем Ставропольского края»

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МОБИЛЬНОГО СЕГМЕНТА ИНФОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

а.а. калашников,

кандидат экономических наук, доцент Ставропольский государственный университет

В мировом общественном сознании укрепилась мысль о том, что экономический прогресс непосредственно связан с уровнем развития информационных технологий. Инфотелекоммуникации являются одним из приоритетных направлений развития информационных технологий, что обусловлено их возможностями передачи данных, которые в современных условиях служат основой эффективного управления производственными и непроизводственными процессами. Анализ инфотелекоммуни-кационной отрасли показывает, что в процентном соотношении сегментов данной отрасли значительную долю занимает мобильный сегмент, который составляет 40 %, телефонная связь — 20 %, Internet — 15 %, телевидение — 13 % и т. д. (рис. 1).

Мобильная связь подразделяется на следующие составляющие: пейджинговая, транкинговая и сотовая связи. В процессе появления новых стандартов связи, новых протоколов и технологий, голосовых услуг пейджинговая связь уступила лидирующие позиции сотовой и транкинговой связям.

Транкинговая связь, основанная на способе автоматического распределения ограниченного числа свободных каналов связи, не является широко используемой, применяется в основном в структурах правоохранительных органов, аварийных служб, пожарных служб, подразделений МЧС, скорой помощи и т. д.

Сотовая связь сразу после своего появления развивалась бурными темпами. Число пользователей с каждым годом увеличивается в несколько раз. В эпоху начального этапа развития сотовая связь считалась связью дорогостоящей и недоступной для доминирующей части населения. Однако в

13%

процессе введения и перехода сетей на новые стандарты и вследствие этого удешевления услуг, предоставляемых сотовыми компаниями, ситуация на рынке сотовой связи изменилась, связь стала более доступной, о чем свидетельствует рост числа пользователей до 1,8 млрд абонентов в 2004 г., что примерно в 40 раз больше, чем в 1994 г.

Российский рынок сотовой связи настолько стремительно перешел на уровень массового рынка, что некоторые показатели, еще пару лет назад казавшиеся недосягаемыми, в 2004 г. кажутся весьма умеренными:

• в 2000 г. объем абонентских баз всех сотовых компаний в РФ не превышал объема месячного прироста абонентских баз сотовых компаний в конце 2004 г.;

• абонентская база «ВымпелКом» по итогам 2000 г. была меньше, чем среднемесячный прирост в 2004 г.;

• в 2001 г. было всего лишь 11 регионов (включая Москву и Санкт-Петербург), где объем абонентских баз сотовых компаний превышал 100 000 абонентов.

15%

40%

2% 4%

П Мобильная связь ■ Документальная электросвязь

□ Спутниковая связь □ Радиовещание

■ Телефонная связь □ Широкополосные кабельные технологии

■ Телевидение □ Internet

Рис. 1. Процентное соотношение сегментов инфотелекоммуникационной отрасли

Наряду с развитием сотовой связи, шло развитие технологии стандартов. На сегодняшний день самым распространенным стандартом для российских компаний сотовой связи является стандарт GSM — 900/1800. С переходом от сетей второго поколения (2G) к сетям третьего поколения (CDMA, UMPS — 3G), происходит вытеснение стандарта GSM — 900/1800, что характеризует переход к услугам сотовой связи высокой доступности и качества.

Наличие разнообразия стандартов должно способствовать усилению конкурентной борьбы а, следовательно, и развитию рынка сотовой связи. Однако большое число сотовых компаний ведет к противоположному эффекту. В условиях, когда уровень потребления низок, а территория огромна, покрытие единой сетью хотя бы наиболее населенной части страны представляется весьма сложной задачей. В результате, недостаточный объем инвестиций распределяется малыми долями разным конкурирующим компаниям сотовой связи. С нехваткой инвестиций связано нежелание сотовых компаний уменьшать тарифы, так как резкое снижение стоимости услуг даже при быстром увеличении числа пользователей приведет к тому, что сотовые компании могут лишиться внутреннего

источника инвестиций.

Внедрение сетей связи третьего поколения в России признано актуальным и наиболее перспективным направлением, что нашло свое отражение в Концепции развития в России систем сотовой связи на период до 2010 г., одобренной Министерством информационных технологий и связи РФ.

Предоставление услуг сотовой связи третьего поколения стало массовым, и в условиях уменьшения ARPU (выручки в расчете на одного абонента в месяц), внедрение новых технологий и расширение спектра услуг становятся важнейшими факторами успешной деятельности компаний.

Проведенный анализ показал, что мобильный сегмент инфотелекоммуникационной отрасли является одним из сегментов, который значительно влияет на повышение эффективности отрасли, за счет увеличения прибыли, динамики валового продукта, объема инвестиций и т. д.

Проведя анализ существующих показателей эффективности мобильной связи, влияющих на развитие отрасли, за счет привлечения финансовых потоков, эффективного их распределения, представляется необходимым предложить следующую классификацию, представленную на рис. 2.

Показатели эффективности мобильной связи

Рис. 2. Классификация показателей эффективности мобильной связи

Отношение между связями, классифицирующими показатели эффективности мобильной связи, показывают, что основным источником разработки новых технологий, их развития, внедрения и реализации являются инвестиции.

Успешное инвестиционное развитие — путь к повышению конкурентоспособности региональных организаций, формированию инвестиционного имиджа края. Формирование инвестиционной привлекательности и благоприятного инвестиционного климата на территории края уже давно стало одним из важнейших направлений в работе краевого правительства.

По данным статистических органов Ставропольского края, в 2004 г. было привлечено в регион 20,3 млрд руб. инвестиций в основной капитал, или 100,8 % по отношению к уровню 2003 г. Уровень капитальных вложений — один из интегральных экономических показателей, который является индикатором не только положения дел в экономике, но также в динамике развития субъектов хозяйственной деятельности, их намерения связывать свой бизнес с конкретной территорией.

Одна из задач Правительства Ставропольского края — создание и реализация на практике единой системы перехода к инновационному пути развития, обеспечивающему наибольшую эффективность экономике региона.

Развитию регионального рынка сотовой связи препятствует не только нехватка инвестиций, но и непродуманная государственная политика.

Несмотря на перечисленные проблемы, рыночные возможности отрасли сотовой связи очень высоки. Этот рынок является одним из наиболее динамично развивающихся, приносит высокие доходы и, с точки зрения инвесторов, безусловно, привлекателен. В последнее время претерпела изменения и государственная политика в отношении сотовой связи. Становление и развитие систем подвижной связи в регионе базируется:

• на созданной системе государственного регулирования деятельности компаний сотовой связи в области подвижной связи на основе лицензирования, сертификации, процедуры частотных присвоений, государственной экспертизы, приемки сетей в эксплуатацию;

• разработанной концепции развития в регионе сотовых систем подвижной связи.

В 2004 г. в Ставропольском крае появилась новая компания сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы» — МТС, которая показывает интенсивные темпы роста. К концу 2004 г. абонентская база МТС в регионе достигала 60 000 абонентов (табл. 1).

Таблица 1

Объем предоставляемых услуг и число абонентов компаний сотовой связи Ставропольского края

Компания Объем предоставляемых услуг в 2004 г., млн руб. Число абонентов

на 01.12.2004

Билайн-Ставро- 325,5 1 050 000

поль

Мобиком-Кавказ 183,6 510 000

(Мегафон)

МТС-Ставрополь 15,120 60 000

ССС (AMPS/ 1,1 5 500

DAMPS)

РусСДО (CDMA) 1,5 5 000

Из табл. 1 видно, что компании аналоговой связи либо уже исчерпали свой потенциал, либо занимают незначительную часть регионального рынка сотовой связи. До настоящего времени компания «Билайн» является безусловным лидером на сотовом рынке Ставрополья. Однако уже в скором времени ее позиции в сегменте неголосовых услуг могут быть атакованы более энергичным конкурентом. Маловероятно, что это изменит позиции лидера в целом, но беспроводный высокоскоростной доступ в Интернет, предоставление дополнительных услуг может привлечь тысячи новых абонентов и существенно перераспределить зоны влияния между компаниями сотовой связи.

Основными показателями, влияющими на финансовые результаты деятельности компаний, являются операционные показатели: ARPU (выручка в расчете на одного абонента в месяц); MOU (средний трафик на одного абонента в месяц); APPM (средняя расчетная цена за минуту, ARPU/MOU) и SAC (затраты на привлечение одного абонента).

Для полного экономического анализа важно определение влияния объема предоставляемых услуг на финансовые результаты деятельности компании. Это особо важно, так как объем предоставления услуг является одним из важнейших факторов изменения совокупных издержек, выручки от предоставления услуг и прибыли.

Важным удельным показателем является выручка в расчете на одного абонента в месяц (ARPU). Показатель имеет четкую тенденцию к понижению, тем не менее в силу сезонного фактора, фактора роста объемов потребления услуг связи в летний период показатель обычно снижается скачкообразно. Потенциал снижения ARPU обычно происходит в первом и четвертом кварталах каждого года.

За 2004 г. показатель ARPU «МегаФон-Кавказ» снизился на 25,5 % (360 руб.), «Билайн» — снизился

на 25,7 % (310 руб.). Разница между показателями ARPU компаний сохраняется на уровне 1,8 долл. МТС, в свою очередь, показал за 2004 г. выручку в 288 руб. в месяц. За 2004 г. сотовым компаниям «Билайн» и «МегаФон-Кавказ» удалось повысить показатель MOU. По итогам 2004 г. МТС показал MOU 168 мин. «Билайн» показал прирост среднего трафика на одного абонента в месяц до 100 мин, «МегаФон-Кавказ» — 150 мин. Разница между показателями MOU компании в 2004 г. увеличилась на 50 мин в пользу «МегаФон-Кавказ». За 2004 г. показатель у «МегаФон-Кавказ» вырос на 5,7 %, а у «Билайн» понизился на 4,7 %. По итогам 2004 г. у обеих компаний снизилась средняя цена за мин (АРРМ). Показатель АРРМ у «МегаФон-Кавказ» снизился до уровня 2,4 руб. за мин, у «Билайн» — 3, 1 руб. за мин. Разница между показателями АРРМ компаний увеличилась до уровня 0,7 руб. за мин в пользу «Билайн». За 2004 г. показатель АРРМ «Билайн» снизился на 29,5 %, а АРРМ «МегаФон-Кавказ» — на 22 %. МТС за год работы на территории края показал АРРМ равный, 1,5 руб. за мин разговора. По итогам 2004 г. компаниям незначительно удалось снизить затраты на привлечение одного абонента (SAC). Динамика операционных показателей компаний представлена в табл. 2.

Опираясь на анализ операционных показателей для компаний сотовой связи, выполнена программная реализация модели безубыточности, на основе которой рассчитаны основные показатели функционирования сотовой связи, приведенные в табл. 3.

Расчет основных показателей функционирования компаний сотовой связи «большой тройки» Ставропольского края позволяет установить тенденцию к уменьшению затрат на привлечение абонентов и снижению цены за пользование сотовой связью, что решает задачу привлечения новых абонентов и увеличения региональной абонентской базы.

Одновременно инвестиционная привлекательность региона становится более выраженной и очевидной, соответственно возрастает привлечение денежных средств в регион. Сотовый сектор связи становится центральным звеном мобильного сегмента инфотелекоммуникационной отрасли Ставропольского края.

Анализ основных показателей функционирования компаний и привлечения дополнительных инвестиций позволяет сделать вывод о создании платформы инновационного развития отрасли.

Стратегия и механизмы инновационного развития в регионе в первую очередь зависят от того, насколько эффективно используется накопленный

Таблица 2

Динамика операционных показателей компаний сотовой связи «большой тройки» Ставропольского края

Компания 2003 г. I квартал 2004 г. II квартал 2004 г. III квартал 2004 г. IV квартал 2004 г.

Показатель ARPU, руб.

«Билайн» 340 340 380 372 310

МТС - 300 300 300 252

«МегаФон-Кавказ» 400 400 410 400 360

Показатель MOU, мин

«Билайн» 80 80 87,1 89 100

МТС - 180 180 180 156

«МегаФон-Кавказ» 170 170 180 180 160

Показатель APPM, руб.

«Билайн» 4 4 3,8 3,8 3,1

МТС - 3 2 2 1,5

«МегаФон-Кавказ» 2,5 2,3 2,5 2,4 2,4

Показатель SAC

«Билайн» 200 230 210 200 175,5

МТС - 200 200 160 153,15

«МегаФон-Кавказ» 165 165 161,38 160 150,74

Таблица 3

Основные показатели эффективности функционирования сотовой связи на одного абонента сети в 2004 г., руб.

Показатели эффективности «Билайн» МТС «МегаФон-Кавказ»

Прибыль (Р) 310 252 360

Точка безубыточности (ВЕС) 158,17 169,98 164,38

Отклонение от точки безубыточности 151, 83 82,02 195,62

Запас прочности, % 49 33 54

■о

а

0 н и и ш

1 5

О

а

§ «

3 I I

<и ш н

и &

4 &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

1-ч

X Р

Эндогенное инновационное развитие систем связи

Задачи:

1. Разработка новых технологий;

2. Получение дополнительных знаний;

3. создание интеллектуальной собственности;

4. Инновационные продукты;

5. Обеспечение доходности и др.

Результаты: знания, права собственности, интеллектуальная собственность, инновационные технологии

Внедрение инновационной техники и технологий

Доход (1+ф

Я

х Р.

У р

/ . ш

Экзогенные факторы функционирования и развития систем связи

Рис. 3. Модель инновационно-инвестиционных процессов инфотелекоммуникационной отрасли

интеллектуальный потенциал и создаваемый им инновационный продукт.

В современных условиях жесткой конкуренции на рынке сотовой связи финансовая деятельность компании выходит на первый план, так как изменение тарифной ставки, предложение новых тарифов , введение дополнительных специальных услуг позволяют получать большую прибыль, включая инновационную составляющую.

Одним из основных требований, предъявляемых к современному спектру предоставления услуг, является обеспечение высокого уровня предоставления услуг абонентам. Предоставление качественных услуг во многом предопределяет количество полученной прибыли и соответственно — объем денежных средств, инвестируемых в инновации.

Процессы, протекающие в инфотелекомму-никационной отрасли, настолько динамичны, что появление и развитие инноваций в этой сфере (появление новых тарифов, новых технологий, телефонных аппаратов, предоставление новых услуг абонентам и многое другое), можно охарактеризовать короткими периодами. Следовательно, за короткий временной интервал формируется и инновационная норма прибыли.

Инновационный процесс решает ряд задач: получение прибыли, накопление в результате инно-

вационной деятельности знаний, приобретение прав интеллектуальной собственности на патенты, инновационные технологии, образцы техники и т. д.

Инновационная отрасль в своем экономическом обороте при использовании инновационной продукции позволяет получать инновационную норму прибыли 1, а соответственно — увеличить в денежном выражении валовый продукт отрасли на величину (1 +1)п, где п — число лет использования инноваций. Получается положительная обратная связь, которая осуществляет преумножение валового продукта отрасли за счет эндогенного инвестиционного потока, обеспечивающего рост числа инновационных разработок из года в год.

Эндогенные процессы одновременно привлекают внешних инвесторов, государственных и коммерческих инвесторов, новых абонентов; целевые программы и повышают инновационный потенциал отрасли, а также эффективность ее деятельности.

Изложенные процессы формирования инновационной нормы прибыли инфотелекоммуника-ционной отрасли позволяют построить ее фазовую структурную модель (рис. 3).

В данной модели показан механизм, обеспечивающий инвестиционно-инновационную часть цикла на основе эндогенного инновационного развития. На базе представленных инновацион-но-инвестиционых процессов в инфотелекомму-никационной отрасли предлагается определение валового продукта отрасли (в ¿-й год) по формуле:

V-! - М-С >

V V (1+й)-'|1+-

К-1

(1)

где V.! — валовый продукт отрасли в предлагаемый год; 1 — инновационная норма прибыли; I—текущий период времени; i — базовый период времени (начало использования инноваций г); Му — затраты на амортизацию, издержки, заработную плату и т. д.; С — денежные средства, расходуемые на конечное потребление.

Разработанная экономико-математическая модель инфотелекоммуникационной отрасли отличается:

Новые абоненты сети

Новые абоненты |

I

сети Новые абоненты

сети

8

П

и «

а

н

о «

а о ю

2

и «

х <и Я

О

Рис. 4. Структурно-логическая модель оценки приоритетных компаний сотовой связи

• учетом эндогенных инновационных составляющих;

• учетом смены инновационных поколений оборудования.

При этом валовый продукт отрасли при числе инноваций, равном п (и начале их использования в разные годы), вычисляется по формуле:

V-1 - -с ^

V = (1+d) (1+d)+1 ...(1+d)+"|1+

V-1

(2)

где п — число рассматриваемых интервалов времени.

Из формулы (2) вытекает следующее равенство:

(

V = V .

п(1 + й)'-'

\ + У,-! - М-с ^

V-!

(3)

у У

Таким образом, инновационная норма прибыли отражает математически эндогенные инвестиционные процессы в отрасли, обеспечивая инноваци-онность средств. Инновационная норма прибыли, полученная в процессе расчетов в размере 46 %, позволяет за счет инновационной инфотелеком-муникационной отрасли Ставропольского края обеспечить эндогенное инвестирование в область до 100 млн долл. в 2004 г., при годовом увеличении ин-

вестиций до 28 % в 2000 г. и до 48 % в 2004 г.

Цель любой компании — получение прибыли, стабильное функционирование и развитие, причем основным способом получения дополнительной прибыли компаниями сотовой связи является увеличение абонентской базы.

Компания сотовой связи, получая доход от предоставления услуг, инвестирует часть средств в инновации (новые или усовершенствованные технологии, стандарты, протоколы и т. д.), расширяя предложение новых услуг, условий и тарифов, их предоставления, управляя формированием спроса. Для потенциальных потребителей услуг важно иметь оценку компании сотовой связи, с этой целью разработана структурно-логическая модель оценки приоритетных компаний сотовой связи, представленная на рис. 4.

В соответствии со структурно-логической моделью компания сотовой связи, предоставляя услуги, получает от абонентов доход, а соответственно прибыль, часть дохода, являясь эндогенными инвестициями, направляется на инновации (новые технологии, стандарты, протоколы и т. д.).

Новые технологии и системы, несущие в себе дополнительную ценность, которую получает компания сотовой связи, внедряются в структуру отрасли. Информация, отображающая инновационно-инвестиционный цикл, предоставляется компании для оценки и выбора отрасли. Потенциальный пользователь, основываясь на полученной информации, а также рассматривая условия предоставления услуг, производит оценку и выбор компании сотовой связи.

Таким образом, фазовый инновационно-инвестиционный процесс, происходящий в инфотелеком-муникационной отрасли, во-первых, обеспечивает развитие отрасли, во-вторых, увеличивает прибыль компаний мобильного сегмента инфотелекоммуни-кационой отрасли, в-третьих, создает благоприятные условия для привлечения новых абонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.