Научная статья на тему 'Рынок сотовой связи России как сегмент рынка телекоммуникаций: методы прогнозирования'

Рынок сотовой связи России как сегмент рынка телекоммуникаций: методы прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2793
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакман Юлия Александровна, Панфилов Вячеслав Степанович

В работе приведены результаты анализа рынка сотовой связи России и представлена методика для прогнозирования его структуры, операционных и финансовых показателей деятельности компаний. Рассмотрены глобальные тенденции развития рынка телекоммуникаций в России и мире. Для обоснования возможности построения прогноза объtма рынка на основе структуры издержек, изучены спросовые ограничения со стороны потребителей услуг сотовой связи и введено понятие потребительской функции в сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia

The article deals with the analysis and forecasting of Russian cellular market, its structure, companies operating and financial results. Global trends on Russian and world cellular market are considered. In order to verify if the forecast of the market size being based on the costs structure is correct, demand restrictions of cellular services subscribers are analyzed and the consumption function on the cellular market is defined.

Текст научной работы на тему «Рынок сотовой связи России как сегмент рынка телекоммуникаций: методы прогнозирования»

^D-À- Ъакман, Â-C. Панфилов

РЫНОК СОТОВОЙ СВЯЗИ РОССИИ КАК СЕГМЕНТ РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ'

В последнее десятилетие с появлением технологий, обеспечивающих создание новых услуг в виде подвижной сотовой связи, доступа в Интернет и развитие на его базе, так называемой, «новой экономики», появляется необходимость другого взгляда на процессы внутри телекоммуникационного сектора

Этот новый взгляд был впервые сформулирован генеральным секретарем Международного Союза Электросвязи (МСЭ) Й. Утсуми на 3-м Всемирном форуме МСЭ: «Происходит фундаментальное изменение, сдвиг парадигмы телекоммуникационной индустрии, сдвиг, который по своей значимости далеко превосходит изменения персональных коммуникаций, вызванных когда-то переходом от телеграфа к телефону. Этот сдвиг - переход от традиционных телефонных сетей с коммутацией каналов к сетям передачи данных, сетям пакетной коммутации на базе IP-технологии» [12]. Сегодня все сложнее рассматривать отрасль связь в отрыве от таких инновационных секторов народного хозяйства, как наукоемкие подотрасли машиностроения (радиоэлектронный комплекс), а также от деятельности, связанной с использованием и производством информационных технологий. Все более распространенными становятся универсальные инфо-коммуникационные услуги, включающие в себя предоставление не только конкретного вида связи, но и создание и доставку потребителю информационного продукта в виде мультимедиа-контента (текст, видео, картинки, программы телевидения и радиовещания).

Используя переносной терминал (КПК (карманный персональный компьютер) или мобильный телефон), можно получить удаленный доступ к Интернет-ресурсам, а через них - доступ к отдельным теле- и радиопередачам. Уже сейчас активно развиваются услуги double (Интернет и платное ТВ) и triple-play (голос, Интернет и платное ТВ).

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-02-00199а).

Потребитель не придает большого значения тому, каким образом ему доставляется информация. Это может быть сотовая связь, наземные оптоволоконные сети или спутниковые системы. Поэтому данные системы, в чем-то конкурируя между собой, являются и взаимодополняющими компонентами: туда, где невозможны прокладка кабеля или установка базовой станции сотовой связи (или точки входа для беспроводного Интернета), придет спутниковая связь. Там же, где это возможно, в крупных мегаполисах проще использовать системы проводной и сотовой связи. Крупнейшие операторы спутниковых систем уловили это еще в 2002 г., например, компания Intelsat начала использовать собственную оптоволоконную сеть GlobalConnex, которая соединила между собой телепорты компании в США и Германии. В 2004 г. SES Americom, дочерняя компания SES Global выкупила активы оператора волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) Verestar и получила наземную связь своих станций в Европе и США. Волоконнооптические линии связывают между собой центры космической связи ФГУП «Космическая связь», а также и наземные станции управления компании ОАО «Газком».

Итак, перспективы развития телекоммуникаций связаны с предоставлением конвергентных услуг. Потребитель предпочитает универсальные устройства, обладающие свойствами телефона, радио, видеокамеры, фотоаппарата, плеера и персонального компьютера. На российском рынке сотовых телефонов происходит смещение потребительских предпочтений в сторону более высоких ценовых сегментов, а вместе с тем, телефонов, обладающих все большим количеством функций и дополнительных возможностей, смартфонов [1].

Министерство по информатизации и связи РФ также начало рассматривать секторы телекоммуникаций и информационных технологий как единый комплекс: с 2004 г. статистика по отрасли связь предоставляется вместе с показателями развития рынка информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Объем рынка ИКТ в 2005 г. составил по данным МинИнформСвязи 1197 млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 24%. В классификации МинИнформСвязи Инфокоммуникационный комплекс (ИКК) делится на рынок связи и рынок информационных технологий. Связь разбита по сегментам: местная телефонная связь; междугородная и международная связь; документальная электросвязь; радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковая связь и проводное вещание; почтовая и спецсвязь; подвижная связь; присоединения и пропуск трафика (с 2003 года); предоставленная с таксофонов; другие услуги связи.

В соответствии с классификацией МинИнформСвязи нами была проанализирована динамика доли доходов отдельных сегментов связи в общих доходах от оказания телекоммуникационных услуг (рис. 1) [2]. Анализ показал, что, даже объединяясь в единую услугу, различные виды связи продолжают конкурировать между собой, новые виды связи постепенно вытесняют традиционную телефонию.

□ предоставленная с таксофонов

■ другие услуги связи

Ш присоединение и пропуск трафика

□ подвижная связь

□ почтовая и спецсвязь

■ радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковая связь и проводное вещание

■ документальная электросвязь

■ междугородная и международная телефонная связь

□ местная телефонная связь

Рис. 1. Доходы от услуг связи по сегментам

Так, доля доходов от фиксированной телефонии (местная + международная и междугородняя телефонная связь) сократилась с 70% в 1995 г. до 25,8% в 2006 г. С 20 до 6% процентов упала доля почтовой связи. В то же время за последние годы существенную долю рынка телекоммуникаций завоевали новые виды связи: сотовая связь, рынок пропуска и присоединения трафика - доступа в Интернет. В 2006 г. доля доходов от услуг доступа в Интернет составляла 10%. Самый бурный рост испытал сектор подвижной электросвязи, удельный вес доходов которого в общих доходах от услуг связи увеличился за период 2000-2006 гг. в 1,8 раза.

В России сотовая связь появилась в начале 1990-х годов сначала в С.-Петербурге, а затем и в Москве, с отставанием от других стран более чем на 10 лет. Однако провозглашение стандарта GSM в качестве одного из двух федеральных стандартов (NMT и GSM) сократило этот временной разрыв примерно до трех лет. В сентябре 1992 г. была основана компания «Вымпелком», ставшая впоследствии одним из крупнейших операторов сотовой связи России. В предприятии участвовали КБ «Импульс», Радиотехнический институт имени А. Л. Минца и ряд других предприятий. В 1993 г. было зарегистрировано ЗАО «Мобильные телесистемы» (МТС), которое было образовано «Московской городской телефонной сетью» (МГТС), Deutsche Telekom, Siemens и еще несколькими акционерами.

Начиная с 1999 г., распространение сотовой связи в России шло экспоненциальными темпами. За 2004 г. количество пользователей сотовой связи (вернее число подключенных SIM-карт) увеличилось ровно вдвое, составив 71 млн. чел., а в сентябре 2006 г. число использующихся SIM-карт превысило численность населения РФ. На 31 января 2008 г. уровень проникновения сотовой связи (число SIM-карт на 100 чел. населения страны) в России составляет 113% [3]. Сотовая связь стала объективной и неотъемлемой реалией нашей жизни.

Стоит отметить, однако, что реальное число активных пользователей (обладатель любого количества SIM-карт, пользующийся сотовой связью минимум раз в 3 месяца) сотовой связи в России по оценкам экспертов составляет не более 90 млн. чел.

Распространение услуг сотовой связи, как и любой новой технологии и услуги, происходит согласно логистическому закону, т.е. оно в соответствии логистической кривой проходит все характерные этапы развития от зарождения и периода бурного роста - к замедлению и стабилизации. На данный момент распространение сотовой связи в России уже преодолело период бурного развития и по динамике изменения количества абонентов проходит этап замедления роста.

В развитых странах темпы роста абонентской базы начали сокращаться еще в 1999 г., намечая тенденцию к насыщению [4-5].

Одна из особенностей рынка сотовой связи - та, что естественным ресурсом на нем является частота передачи информации, предоставляемая оператору государством, которое тем самым определяет игроков на рынке на несколько лет вперед. В этом смысле сложно говорить

об импорте или экспорте услуг сотовой связи, т.к. частотное регулирование регламентируется законодательством отдельных стран. Поэтому выход на международные рынки для операторов может заключаться только в покупке контрольного пакета или заключении соглашения с уже существующими в данной стране операторами.

Сложно также говорить и о том, что рынок сотовой связи близок по своим свойствам к идеальному рынку, т.к. количество участников на нем ограничено небольшим числом, а, главное, в силу особенностей установления цен. Хотя стоимость услуги определяется самим оператором, она находится под воздействием со стороны рынка, что заставляет операторов периодически пересматривать тарифы. Тарифообразование в области сотовой связи - сложная область для оператора, запутанная наличием огромного количества сервисов. Операторы пытаются извлечь весь доходный потенциал от каждого вида услуг, принимая во внимания весь набор факторов, включая доступность для конечного потребителя услуги, емкость и ценовые ограничения мобильных технологий и способность отличаться от конкурентов. Тарифы существенно влияют на отношения между операторами и их абонентами, а в долгосрочной перспективе влияют на коэффициент оттока абонентов. Правильно выбранная величина тарифа играет для операторов исключительную роль в возможности роста доходов от услуги голосовой передачи данных и может стимулировать подключение абонентов к дополнительным услугам и использование новых сервисов. Неправильная ценовая политика может создавать барьеры для роста и иметь неприятные последствия для операторов в долгосрочной перспективе.

Напомним основные общепринятые показатели, характеризующие рынок сотовой связи, помимо цены минуты разговора (тарифа):

• ARPU - средний за период (год) доход от одного сотового абонента в месяц, долл. США;

• MOU - среднее за период (год) количество минут разговора одного сотового абонента в месяц, минут.

ARPU и MOU функционально зависимы:

ARPU = MOU х p/(1 - q), (1)

где р - цена минуты разговора, q - доля дополнительных услуг в доходах сотовых операторов.

Тогда общее количество минут разговора всех абонентов есть 12xMOUxN, где N - среднее число абонентов в периоде, а объем рынка сотовой связи равен

V = 12xARPUxN = 12xMOUxNx^/(1 - q). (2)

Анализ динамики потребления голосовых услуг сотовой связи позволяет выявить потребительскую функцию в сотовой связи - зависимость общего числа выговоренных минут всеми сотовыми абонентами от покупательной способности минуты разговора (средняя номинальная начисленная заработная плата по отношению к величине тарифа):

Общее число минут разговора = N х MOU = f (—), (3)

Р

где p - средняя за период цена минуты разговора (тариф), —- средняя за период номинальная начисленная заработная плата. Явный графический вид этой функции представлен в [6].

Если предположить, что все сотовые компании в каждый конкретный момент максимизировали свою выручку, управляя спросом через стоимость минуты, то в среднем по рынку они решали следующую задачу:

^лосовых услуг = N х MOUx Р = Pf (— ) max. (4)

Решением этой задачи является оптимальная цена, при которой формировалось бы потребление, обеспечивающее максимальный доход компаниям в каждый конкретный период времени. Динамика рассчитанных «оптимальных» тарифов для операторов в 2000-2006 гг. вместе с динамикой фактической цены отображена на рис. 2, из которого видно, что цена, которая обеспечивала бы операторам оптимальную выручку, не могла быть применена до 2005 г. вследствие того, что необходимый объем потребления со стороны населения обеспечивался бы лишь понижением цены ниже ее себестоимости. При этом абонентов, которые смогли бы потреблять услугу в необходимых количествах, еще просто не существовало.

После 2005 г. для увеличения выручки необходимо было поднять цены, но замедление темпов роста абонентской базы и насыщение рынка «включили» механизмы конкуренции, которые заставили компании снижать цены к себестоимости с какой-то нормой рентабельности. В дальнейшем цена минуты будет также определяться издержками оператора, связанными с «производством» этой минуты: снизу ограничиваться затратами плюс норма рентабельности, а сверху - оптимальной ценой с точки зрения возможной величины потребления услуг абонентами. Поэтому важнейшим элементом

анализа рынка сотовой связи является исследование структуры издержек сотовых компаний.

Долл.

Рис. 2. Фактические (--) и рассчитанные (оптимальные) (—)

цены минут разговора в 2000-2006 гг.

Структура издержек сотовых операторов проанализирована на примере компании Мегафон, информация об операционной деятельности которой является достаточно представительной, а также отражает структуру издержек и других операторов. Внимание было сфокусировано на основных статьях затрат сотовых компаний, составляющих около 70% общих затрат [7]. Издержки сотовых операторов на примере Мегафона в 2005 г. выглядели следующим образом:

млн. долл

плата за сетевые соединения 279

стоимость 81М-карт 55

расходы по роумингу 51

реклама 128

дилерские вознаграждения 212

прочие коммерческие расходы 9

зарплата и соц. отчисления 168

аренда 82

ремонт и обслуживание сети 45

операционные налоги 27

материалы и запасы 29

содержание офиса 21

профессиональные услуги 1,6

плата за радиочастоты 10

страхование 8,8

прочее 82

износ и амортизация 466

Чтобы лучше понять, почему расходы сотовых операторов формируются именно таким образом, необходимо учитывать принципы их работы и особенности функционирования современных сетей GSM.

Плата за сетевые соединения. За каждый звонок своего абонента, предназначающийся в чужие сети, сотовый оператор должен пла-

тить принимающей стороне за осуществление коммутации и «приземление» трафика. Величина таких отчислений определяется меж-операторскими соглашениями и договорами. До 1 июля 2006 г. операторы сотовой связи платили друг другу один цент за каждую минуту трафика в чужую сеть. Однако вступление в силу поправок к Закону «О связи» 1 июля 2006 г. отменило плату за входящие звонки для владельцев мобильных телефонов (принцип CPP, СаШп§ Party Pays). Главным вопросом при согласовании новых условий работы была тема звонков «фиксированный телефон - мобильный телефон». При отмене платы за входящие сотовые операторы лишались бы дохода от вызовов на мобильные с городских телефонов, по сути, безвозмездно неся издержки по передаче входящего трафика от таких звонков по своим сетям. Вопрос был решен установлением цены минуты разговора «фиксированный - мобильный» в размере до 1,5 руб., 95 коп. из которых перечислялись сотовым оператором за прием вызова. Сотовые компании восприняли эту цену как индикативную и установили ее также и в своих межоператорских расчетах.

Помимо платы за «приземление» трафика в данном исследовании была учтена также и плата за аренду наземных оптоволоконных каналов. В сумме эти статьи затрат составили в 2005 г. 17% от величины издержек сотовых операторов, варьируясь в пределах 15-19% в 2002-2005 гг. Расходы сотовиков на аренду каналов можно оценить, зная объем российского рынка аренды цифровых наземных каналов и долю сотовых операторов среди покупателей канальной емкости.

Рынок аренды наземных цифровых каналов (без учета аналоговых и спутниковых каналов) составил в 2006 г. 450 млн. долл. [7]. Крупнейшими компаниями, предоставляющими услуги на данном рынке, являются Ростелеком (доля 47%), Транстелеком (доля 43%) и другие, включая МРК «Связьинвест» (доля 10%). Основными потребителями канальной емкости являются операторы сотовой связи (43%), фиксированной связи (44%), а также различные компании и организации (совокупная доля 13%).

Плата за «приземление» трафика в чужую сеть (плата за интер-коннект), как уже было сказано, определяется для оператора объемом трафика (количеством минут), переданного в чужие сети, и стоимостью минуты интерконнекта, т.е. коммутации минуты разговора в чужую сеть.

Исходя из ретроспективных данных и зная цену (для оператора) минуты исходящего трафика на чужие сети, общее количество выговоренных минут и общую величину платы за сетевые соединения, можно вычислить долю исходящих минут на чужие сети в общем количестве вы-

говоренных минут. Также, зная доходы операторов от межсетевых соединений, можно рассчитать долю входящих минут с чужих сетей.

Расчеты платы за сетевые соединения на примере Мегафона для 2006 г. приведены ниже. Цена одной минуты интерконнекта в 2006 г. вычислялась как средняя между 1 центом (до середины 2006 г.) и 0,95 руб. (после середины 2006 г.):

Стоимость 1 минуты интерконнекта, долл. 0,022

Общее число минут разговора абонентов Мегафона, мин 66298,4

Доля входящих минут из чужой сети в общем числе минут разговора

Мегафон 0,23

Доля исходящих минут на чужую сеть в общем числе минут разговора

Мегафон 0,345

Рынок аренды каналов, млн. долл 450,00

Доля сотовых операторов среди покупателей канальной емкости 43%

Доля Мегафона на рынке сотовой связи, % 20%

Затраты Мегафона на аренду каналов, млн. долл 38,70

Плата за сетевые соединения - всего, млн. долл 541,09

В предположении, что структура трафика всех сотовых операторов сходна, можно распространить полученный результат на остальные компании сотовой связи.

Оценка совокупных затрат всех компаний рынка на межсетевые соединения в 2006 г. составила:

Рынок аренды каналов, млн. долл. 450

Доля сотовых операторов в числе покупателей канальной емкости, % 43

Затраты сотовых операторов на аренду каналов, млн. долл. 193,50

Стоимость 1 минуты интерконнекта, долл. 0,022

Общее число минут разговора всех абонентов сотовой связи РФ, млн. мин 233395

Доля исходящих минут на чужую сеть в общем числе минут разговора, % 34,5

Плата за интерконнект, всего, млн. долл. 1505,7

Плата за сетевые соединения, всего, млн. долл. 1962,1

Вознаграждения дилерам являются существенной статьей затрат сотовых операторов. В 2005 г. их доля в издержках Мегафона составила 13%. Дилерские комиссионные складываются из нескольких частей. Во-первых, дилеры приобретают у сотовых операторов договоры на предоставление услуг абонентам и карты предоплаты со скидкой и перепродают их абонентам по ценам, установленным оператором. Помимо этого, дилеры принимают от абонентов оплату за услуги и перечисляют эти средства операторам. В свою очередь, сотовая компания платит дилерам комиссионные, размер которых определяется как процент от полученных ими средств. Операторы также отчисляют дилерам фиксированные платежи за каждого нового подключенного абонента. Соответствующие скидки, комиссионные и фиксированные платы за новых абонентов и составляют расходы сотовых компаний на дилерские вознаграждения. Сотовые

компании не предоставляют точных данных о величине комиссии и платежей за подключенных абонентов, это является предметом их не афишируемых договоров с дилерами. Однако такие данные периодически придаются огласке при возникновении конфликтов между дилерами и операторами. Например, в 2005 г. в Петербурге практически одновременно все операторы сотовой связи в два раза (с 20 до 10 долл.) понизили ставки дилерских вознаграждений за подключение новых абонентов. Сотовые дилеры, контролирующие 88% рынка подключений города, предприняли попытку давления на операторов связи, угрожая прекратить подключение абонентов. Однако вмешательство Петербургской антимонопольной службы не позволило им осуществить бойкот. По всей видимости, отчисление сотовых операторов за нового абонента и сейчас не превышает 10 долл.

Еще недавно, в период бурного роста числа абонентов сотовые компании пытались любыми способами увеличивать абонентскую базу, щедро одаривая дилеров за каждого нового абонента. Рынок подключений состоял из большого числа мелких компаний, зарабатывающих в основном на таких комиссионных. Сейчас, когда абонентская база почти достигла насыщения, и политика операторов скорее направлена на обеспечение лояльности своих абонентов, комиссионные снизились. Это заставило и дилеров диверсифицировать свой бизнес, перестраивать коммерческую и маркетинговую политику, привело к их укрупнению (так, например, возникла сеть «Цифроград»). Крупнейшими компаниями-дилерами сотовых контрактов и продавцами мобильных телефонов являются в настоящее время компании Евросеть, Связной, Диксис, Цифроград, Беталинк. Доля этих пяти ритейлеров на розничном рынке продаж сотовых телефонов на конец 2006 г. составила 78%. Для сравнения в январе 2006 г. она составляла 56%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рынок продаж сотовых телефонов в натуральном выражении составил в 2006 г. 29,27 млн. штук. Это на 14% меньше количества розничных продаж прошлого года и на 3% больше объема продаж 2005 г. в долларовом исчислении. В стоимостном выражении объемы в 2006 г. достигли 5,65 млн. долл. Рынок продаж абонентского оборудования стабилизируется вместе с насыщением рынка сотовой связи.

На данный момент почти 100% телефонов, продающихся на территории России, являются продукцией импорта. Наибольшей популярностью пользуются телефоны финской компании №кіа (до недавнего конфликта с Евросетью, крупнейшей дилерской сетью, телефоны этой марки лидировали по продажам в России). Также большую долю рынка занимают такие производители оборудования, как Siemens, Ьв, Samsung, Sony-Ericsson. Российский опыт создания

собственных сотовых телефонов был связан с компанией «Ситроникс» (дочерняя компании «Системы-Телеком») и производством телефонов по заказу МТС и под его торговой маркой. В конце

2004 г. было выпущено 2 модели, ориентированные на массового пользователя. Однако эти модели были предназначены для низшего потребительского сегмента, продавались только в салонах связи МТС и не пользовались большой популярностью.

Важно отметить, что сейчас в собственных салонах связи операторы продают не более 3% мобильных телефонов и контрактов. На российском рынке сложился устойчивый круг крупных, независимых от операторов дилерских сетей по продаже сотовых телефонов. Поэтому выход на рынок принципиально новых производителей сотовых телефонов будет затруднен, в том числе и наличием серьезного денежного барьера, связанного с существованием крупных дилерских сетей.

Продажа телефонов составляет наибольшую часть доходов сотовых ритейлеров, однако отчисления сотовых операторов все еще приносят около 15% их совокупной выручки. Как было сказано выше, эти отчислении складываются из комиссионных за прием платежей от абонентов и вознаграждение от операторов за каждый проданный контракт. Точных данных о величине комиссии нет, однако можно предположить, что она не превышает 5%. Такой процент обычно устанавливается относительно немногочисленными точками приема платежей, «живущими» не за счет скидок со стороны сотового оператора, а за счет комиссии, налагаемой на абонента. Таким образом, затраты сотовых компаний на комиссию дилерам за прием платежей есть совокупная выручка всех операторов, помноженная на процент комиссии.

Затраты сотовиков на вознаграждения дилерам за новых абонентов есть произведение числа проданных дилерами контрактов (SIM-карт) за год на величину вознаграждения за каждый новый контракт. Количество SIM-карт (N) в период t определяется через число SIM-карт в предыдущие периоды по следующей формуле:

Nt = Nt , + V - W, т.е.

t (5)

V = Nt - Nt-1 + W = AN + W = (ASim + Churm),

где V - ввод новых SIM-карт (покупка новых контрактов абонентами); W - выбытие SIM-карт, происходит при смене тарифа или оператора абонентом.

Другое название переменной W отток абонентов (так называемый, Churn rate - процент выбывших абонентов за период от общего числа абонентов в периоде) публикуется компаниям ежеквартально и обычно составляет 5-7% от абонентской базы оператора. Однако

абонент Вымпелкома и МТС начинает считаться выбывшим только после 6 месяцев неиспользования своей SIM-карты. Мегафон же «отбирает номер» если в течение трех месяцев по карте не была проведена хотя бы одна платная операция. Таким образом, число действующих SIM-карт, а вместе с ними и абонентов является завышенным. Однако эти данные могут быть вполне пригодны для расчета изменения числа SIM-карт. Итак,

Вознаграждения дилерам = (Объем рынка сотовой связи х х комиссия за начисления платежей) + (6)

+ (ASim + Churn) х доля контрактов, продаваемых дилерами х х отчисления сотовых операторов за проданный контракт. Результаты расчетов для всего рынка сотовой связи в 2005 г. приведены в табл. 1 (при предположении о величине комиссии 4,5% и отчислении за нового абонента в 9 долл.).

Таблица 1

Дилерские отчисления сотовых операторов в целом по рынку, 2005 г.

Показатель

Объем рынка сотовой связи, млн. долл. 10500

Комиссия от начисления платежей

% 4,5

млн. долл. 473

Число абонентов на конец года, млн. чел. 126,2

Отток абонентов по всем операторам

% 7,00

млн. чел. 5,17

Число проданных SIM-карт (ввод), млн. шт. 57,47

В том числе:

непосредственно оператором, % 3,00

дилерами 55,75

Отчисления оператора

за 1 проданный контракт, долл. 9,00

за проданные контракты, млн. долл. 501,74

Суммарный объем дилерских отчислений, млн. долл. 974,24

Чтобы проверить расчеты суммарного объем дилерских отчислений в

2005 г., можно оценить также величину дилерских отчислений отдельно по компаниям Мегафон, Вымпелком, МТС (оценочно, как 2/3 коммерческих расходов и расходов на маркетинг) и остальных сотовых операторов (оценочно, по доле в общей абонентской базе) (табл. 2).

Таким образом, оба способа оценки совокупных дилерских отчислений сотовых операторов дают сходные результаты с весьма высокой степенью точности.

Таблица 2

Дилерские отчисления сотовых операторов _______по данным компаний, 2005 г._________

Компания Объем отчислений млн. долл.

Мегафон Вымпелком 212 236,46

МТС (оценочно, как 2/3 от коммерческих расходов и расходов на маркетинг) 400,00

Остальные сотовые операторы (оценочно, по доле в общей абонентской базе) 126,78

Суммарный объем дилерских отчислений по

всем сотовым операторам 975,24

Заработная плата и социальные отчисления составили в 2005 г. 10% всех издержек компании Мегафон [9]. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в компании в 2005 г. составляла 52,3 тыс. руб. Для сравнения, средняя зарплата работников связи в России равнялась в том же году 11,4 тыс. руб. [11].

В то же время реальные темпы роста заработной платы среднего работника связи в РФ были гораздо выше, чем например, в компании Мегафон (табл. 3).

Таблица 3

Заработная плата, численность работников и производительность труда в сотовой связи

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Темп роста реальной заработной платы Мегафон работников связи Численность занятых в сотовой связи, тыс. чел. Вымпелком МТС Мегафон Фонд заработной платы и социальные отчисления в отрасли сотовой связи, тыс. долл. Производительность труда, долл./чел. 1,051 1,19 15,81 4,50 9,00 1,66 311749 208743 0,95 1,15 26,63 7,60 15,20 3,21 511722 187774 1,099 1,10 39,36 10,90 21,80 4,98 907519 208353 0,94 1,15 51,27 13,90 27,80 7,00 1231052 204805

Итак, затраты оператора на заработную плату и социальные отчисления есть произведение численности работников и средней зарплаты (с учетом социальных отчислений) одного работника.

В предположении, что информацию о величине заработной платы сотрудника в компании Мегафон можно распространить на остальные компании рынка, а также зная общую численность работников

всех операторов сотовой связи, можно определить совокупный объем средств, направленных ими на заработную плату.

Численность работников в сотовой связи определим как сумму работников большой тройки с учетом (по ее доле в общей абонентской базе) остальных сотовых компаний. В 2002-2005 гг. численность работников сотовой связи увеличивалась линейно (табл. 3).

Меньше всего сотрудников в 2005 г. было в компании Мегафон, а в МТС работало вдвое больше людей, чем в аналогичном по масштабу Билайне. Однако в 2006 г. в рамках реструктуризации и оптимизации издержек МТС сократили численность своих сотрудников на 30-50% (по разным данным). Вследствие чего сократилось и общее число работников в сотовой связи и, по нашим оценкам, составило 44,77 тыс. чел.

Введем также показатель, аналогичный по своей сути производительности труда. Определяя его как отношение объема рынка сотовой связи к численности работников.

Амортизация основных средств и нематериальных активов составляет самую существенную часть издержек сотовых операторов. В 2005 г. - 28% совокупных затрат Мегафона, 23% - Вымпелкома, 28% - МТС. При начислении амортизационных начислений сотовыми компаниями используется линейный способ.

По основным средствам срок полезного использования устанавливается в соответствии с классификацией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Применяются следующие сроки полезного использования основных средств:

• здания и сооружения - 7-20 лет;

• коммутационное оборудование, включая биллинговые системы - 3-7 лет;

• базовые станции, включая программное обеспечение - 7 лет;

• прочее сетевое оборудование - 5-7 лет;

• машины и офисное оборудование - 3-5 лет.

Точное количество базовых станций, установленных сотовыми операторами, неизвестно; компании не публикуют такую информацию. Однако, по оценкам экспертов, в 2004 г. число станций Вымпелкома в России составляло 12440, МТС - 10500, Мегафон - более 4 тыс. Средняя стоимость одной базовой станции оценивается в 60100 тыс. долл., вышки для базовой станции - 50-60 тыс. долл., одной базовой станции для метро - 40 тыс. долл.

Среднее число абонентов компании Мегафон в Москве и Московской области в расчете на одну базовую станцию составляет около 1700 чел. (в начале 2007 г. количество мегафоновских «вышек» в Московском регионе достигло 2007 ед.). Если предположить, что все

базовые станции оператора оборудованы современными передатчиками с единовременной пропускной способностью в 200 каналов, то на каждый такой канал связи приходится около 8,5 абонентов Мегафона.

Однако оценка необходимого количества базовых станций серьезно усложняется тем, что их характеристики различаются по количеству одновременно обслуживаемых абонентов (емкости), а зона обслуживания станции сильно зависит от географии местности. Количество каналов современных базовых станций варьируется от 6 до 200. Также, в сельской местности, например, используется преимущественно диапазон 900 МГц, требующий существенно меньшего числа базовых станций для обслуживания большей территории, чем в диапазоне 1800 МГц. В городе же с высокой концентрацией размещения абонентов на первый план выходит преимущество диапазона 1800 МГц -высокая плотность радиоканалов и большая емкость сети, но меньший размер соты. Также существуют комбинированные базовые станции, на которых размещаются передатчики обоих диапазонов.

Технологическое оборудование сети составляет 80% стоимости основных средств и начисленной амортизации.

Средства радиосвязи, включая аппаратуру и средства радиолокации и радионавигации, оборудование телефонной УКВ связи с подвижными объектами входят в пятую амортизационную группу классификации основных средств со сроком полезного использования от

7 до 10 лет. Это в общем, согласуется с расчетом среднего срока службы через отношение основного капитала к величине начисляемой амортизации. Структура активов сотовых компаний представлена в табл. 4 ([8-10]). Также введены дополнительные показатели: отношение основного капитала к активам, отношение выручки к активам, которые будут использоваться в прогнозных построениях.

Таблица 4

Структура активов и выручка компаний «большой тройки», 2006 г.

Показатель Мегафон МТС Вымпел- ком Большая Тройка

Основной капитал, тыс. долл. 3920004 5075902 6606960 15602866

Оборотный капитал, тыс. долл. 739863 1190706 1016125 2946694

Активы, тыс. долл. 4659867 6266608 7623085 18549560

Выручка, тыс. долл. 3733000 4666000 4400300 12799300

Выручка к активам, 0,80 0,74 0,58 0,69

Доля основного капитала в активах, % 84 81 87 84

Срок службы, лет 6 6 7 7

Износ и амортизация, тыс. долл. 676825 819300 900300 2396425

V = V + V = — F (9)

рынкасот. связи голоса доп.услуг ч ’ ^ '

Методика прогнозных расчетов. В основу данной методики положено предположение о сохранении в будущем вида потребительской функции в сотовой связи. Эта функция представляет собой зависимость физического объема потребления услуг сотовой связи абонентами от их покупательной способности:

w

12 х N хMOU = f (—) (8)

Р

Модель замыкалась следующим образом. С одной стороны, объем рынка складывается из доходов операторов от голосовых и неголосовых услуг.

12 х N х MOU х p (1 - q)

где q - доля неголосовых (дополнительных) услуг в доходах сотовых операторов (экзогенная переменная)

С другой стороны, объем рынка определяется (через рентабельность k) издержками оператора, связанными с «производством» одной минуты. Таким образом, используя предположение о норме рентабельности, была получена зависимость будущего объема рынка от необходимых затрат на производство услуг:

Vрынка сот. связи = k[(W + соЧ . отчисления ) +

+ (вознагражд ения дилерам ) + (10)

+ (плата за сетевые соединения ) +

+ (амортизаци я ) + прочие затраты ].

В рамках прогноза издержек сотовых операторов был проведен расчет для четырех блоков: зарплата и социальные отчисления, вознаграждения дилерам, плата за сетевые соединения, износ и амортизация. Расчеты по каждому блоку не могли быть проведены независимо от решения всей задачи в целом. Дело в том, что при формализации задачи неизменно возникает зависимость каждой из статей затрат либо от количества минут разговора всех абонентов в год

(12хNхMOU), либо от объема рынка (12 х N х MOU х Р ), т е. ю-

(1 - q)

держки зависят от двух эндогенных переменных: 12х^МОИ и p .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарплата и социальные отчисления есть функция объема рынка (формула (7)), а значит, функция переменных 12хNхMOU и p . Здесь

основные экзогенные переменные: средняя зарплата и соц. отчисления одного работника, производительность труда в сотовой связи.

Вознаграждения дилерам - аналогично, функция объема рынка (формула (6)), следовательно и функция переменных 12xNx MOU и p. Здесь основные экзогенные переменные: процент комиссии за начисление платежей, численность абонентов (SIM-карт), средний по компаниям коэффициент оттока абонентов (Chum), доля контрактов, продаваемых дилерами, отчисления сотовых операторов за проданный контракт.

Плата за сетевые соединения:

Плата за сетевые со- = единения

Стоимость +( 1 минуты ' интеркон-некта

Объем рынка ( аренды наземных ( цифровых каналов

x (12xNxMOU) x

) +

Доля сотовых операторов среди < потребителей канальной емкости

Доля исхо-

дщхзуон")= Ъ (12xNxMOU)

жую сеть

(її)

Здесь основные экзогенные переменные: стоимость одной минуты интерконнекта, доля исходящих минут (в структуре трафика), произведенных на сеть чужого оператора, объем рынка аренды наземных цифровых каналов, доля сотовых операторов среди потребителей канальной емкости.

Амортизация и износ нематериальных активов:

Аморти-= Вы- г Вы- х ( Основ. / Активы)] / [ Срок х ( Вы - / Активы)] = зация ручка ручка капитал службы ручка

=/ (У™)/ (12xNxMOU, р). (12)

Здесь основные экзогенные переменные: полезный срок службы основных фондов, отношении величины выручки к активам сотовых компаний, доли основного капитала в их активах.

Итак, получена система из двух уравнений с двумя неизвестными 12xNxMOU и p:

w

12x N x MOU = / (-)

< p (13)

12x N x MOu x p = k (/1(12 x n x mou x p) + /2(12 x N x MOU)),

i - q

где /1 - функция переменных 12 x N x MOU и p , /2 - функция переменной 12 x N x MOU .

Первое уравнение системы описывает потребительскую функцию в сотовой связи. Второе - связь объема рынка и издержек сотовых компаний. После преобразований эта система сводится к следующему уравнению переменной p: w

/(—)(p x e - g) - h = 0, (14)

p

где / (—) - потребительская функция; e, g и h - коэффициенты, оп-p

ределяемые экзогенными переменными.

Такие модельные построения допускают решение задачи численными методами, а также нахождение перспективных значений основных эндогенных переменных (объем рынка, средняя цена минуты разговора, MOU, ARPU), путем варьирования значений экзогенных переменных, в соответствии с определенными сценариями.

Использование в качестве одной из посылок предположения о сохранении вида потребительской функции в сотовой связи позволяет остановиться на определенном уровне упрощения задачи. Это дает возможность провести прогнозные расчеты, однако не снимает вопроса о том, какие факторы и в какой мере определяют вид потребительской функции. Например, одним из таких факторов является возрастная (или социальная) структура населения, которая изменяется со временем. Точно также важным фактором является структура потребления товаров и услуг населением, и, в частности, структура потребления телекоммуникационных услуг. Иными словами, уровень конкуренции сотовой связи с другими видами связи во многом определяет вид потребительской функции, а вместе с ним - и доходы операторов.

Имеют место и другие взаимосвязи. Компания, работающая в определенном сегменте телекоммуникаций, зачастую производит конечную услугу с помощью компаний, функционирующих на смежных рынках. Например, для предоставления своим абонентам выхода в Интернет сотовый оператор может сотрудничать с Интернет-провайдером. И вместе с тем, конкурировать с этим провайдером на рынке доступа в Интернет и передачи трафика. Исчезновение Интернет-провайдеров влечет за собой потерю выручки и для сотовой компании.

Поэтому для дальнейшего рассмотрения представляют интерес вопросы: в какой мере развитие одного сегмента рынка телекоммуникаций зависит от развития другого, что в результате перевешивает плюсы от сотрудничества или минусы от конкуренции.

Литература и информационные источники

1. Информационно-аналитическое агентство «Сотовик». http://www.sotovik.ru

2. Министерство по информатизации и связи. http://www.minsvyaz.ru/

3. ACM-Consulting. http://www.acm-consulting.com

4. Международный союз электросвязи. http://www.itu.int

5. CNews.ru. http://cnews.ru/

6. Ю.А. Бакман, В. С. Панфилов Рынок сотовой связи от экстенсивного развития к интенсивному // Проблемы прогнозирования, №5, 2008.

7. Аналитическая компания MForum Analytics. http://www.mforum.ru/analit/

8. Консолидированная финансовая отчетность компании ОАО ««Мобильные ТелеСистемы» (МТС) за 2002-2006 гг. http://www.mts.ru

9. Консолидированная финансовая отчетность компании ОАО «Вымпелком» (Билайн). За 2000-2006гг.. http://www.vimpelcom.com

10. Консолидированная финансовая отчетность компании ОАО «Мегафон». За 20032006 гг. http:// www.megafon.ru

11. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru

12. Международный союз электросвязи. www.itu.int

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.