Научная статья на тему 'Диагностика конкурентной среды сотовой связи Новгородской области'

Диагностика конкурентной среды сотовой связи Новгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиковский А. А., Бондаренко С. В.

Дается краткая история формирования рынка сотовых операторов Новгородской области, общая его характеристика и строится конкурентная карта 2002 2005 гг. Рынок сотовой связи региона оценивается по покрытию, относительному приросту абонентов, темпам роста и прироста абонентской базы, а также по коэффициентам интенсивности конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика конкурентной среды сотовой связи Новгородской области»

УДК 339.3

А.А.Пиковский, С.В.Бондаренко

ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ СОТОВОЙ СВЯЗИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Институт экономики и управления НовГУ

The article presents short history of cellular operators' formation in Novgorod region and its general characteristic; competitive map of 2002-2005 is being built. Cellular market of the region is evaluated by the covering, the relative increase of subscribers, the growth rate and the increase of churn rate, also by the factors of competitive intensity.

За последние десять лет происходили чрезвычайно важные изменения, вызванные появлением мобильных операторов связи. Это хорошо видно на примере Новгородской области. Рынок сотовой связи

развивается очень интенсивно, и есть все основания полагать, что в ближайшее время он вытеснит стационарные телефоны. За 1995 — 2005 гг. число абонентов сотовой связи увеличилось в 2638 раз, тогда

как число абонентов стационарной связи возросло лишь на 76%, причем в основном за счет городских абонентов. Сейчас в Новгородской области около 530 тыс. абонентов сотовой связи. Принимая во внимание, что доля сельского населения составляет примерно 30%, можно считать, что около 160 тыс. абонентов проживают в сельской местности. Это говорит об увеличении роли мобильной связи в повышении уровня социального развития районов Новгородской области. В этой связи существенный интерес представляет вопрос: у кого из конкурирующих операторов региона больше шансов завоевать ведущее положение на рынке? Операторы предоставляют дифференцированные услуги, отличающиеся тарифными планами, качеством и зоной охвата. Целью работы является определение наиболее вероятной ситуации на новгородском рынке, что представляет большой интерес как для потребителей услуг связи, так и для населения в целом.

В данной работе основным критерием оценки новгородского рынка сотовой связи и операторов, действующих на нем, является их абонентская база. Под абонентом подразумевается физическое или юридическое лицо, заключившие договор на предоставление услуг связи и имеющее отрицательный баланс счета не более двух месяцев, если иное не оговорено в договоре. Под абонентской базой подразумевается совокупность абонентов определенного оператора связи или всего региона в целом.

Краткая история новгородского рынка сотовой связи

Рынок сотовой связи в Новгородской области существует с 1995 г. В стандарте NMT 450 в декабре 1995 г. в качестве дилера ЗАО «Дельта Телеком» (Санкт-Петербург) стартовала первая новгородская сотовая компания ОАО «Мобильный телефон». В апреле 1998 г. появилась торговая марка «Юнисел» (владелец ЗАО «Новгородские телекоммуникации»), оказывающая услуги в стандартах AMPS/D-AMPS. «Новгородские телекоммуникации», работая в аналоговом и цифровом стандартах, предоставили возможность плавного перехода от аналоговой к цифровой системе передачи данных [1]. В ноябре 2001 г. ЗАО «Дельта Телеком» открыло свое представительство в Великом Новгороде (стандарт NMT 450).

Первым оператором, работающим в цифровом стандарте GSM на новгородском рынке, стало ОАО «Северо-Западный GSM», купившее в 2001 г. ОАО «Мобильный телефон». Выстроенную сеть стандарта NMT 450 «Мобильный телефон» продал ЗАО «Дельта Телеком» [1].

На март 2002 г. в Новгородской области работали три оператора сотовой связи: ОАО «СевероЗападный GSM» (8452 абонента, доля рынка 64%), ЗАО «Новгородские телекоммуникации» (3847 абонентов, доля рынка 30%) и ЗАО «Дельта Телеком»

(830 абонентов, доля рынка 6%). Абонентская база региона составляла 13129 чел., покрытие — около 1,8%, потенциальный рынок — 720 тыс. чел. (Все данные по числу абонентов представлены компаниями ОАО «Телеком XXI» и ОАО «Мегафон»).

Для операторов мобильной связи регион характеризуется средней, по российским меркам, экономической привлекательностью и невысоким проникновение сотовой связи. Темп роста в 2001 г. составил 200% (5600 абонентов). Действующие компании разработали новые тарифные планы, рассчитанные на широкие круги населения. Впервые отменена плата за подключение, абонентская плата снижена до трех долларов, а входящие звонки с мобильного телефона на мобильный стали бесплатными.

В апреле 2002 г. на новгородский рынок сотовой связи выходит ОАО «Телеком XXI», торговая марка МТС, стандарт GSM. Появление нового оператора увеличило доступность мобильной связи, усилив конкурентную борьбу, и вызвало снижение тарифов. Так, в июле в связи с замедлением роста абонентской базы ОАО «Телеком XXI» (за неполный апрель подключилось 958 человек, а в июне — только 525) компания снизила стоимость внутрисетевых звонков до 0,045 доллара, звонков на городские телефоны — на 0,01 доллара; на месяц стоимость SMS-сообщений упала до 0,01 доллара, была также отменена плата за определитель номера.

В мае 2002 г. компания ОАО «Северо-Западный GSM» была переименована и реорганизована в ОАО «Мегафон», объединив еще девять региональных операторов. ОАО «Мегафон» стало первым общероссийским оператором мобильной связи [2].

За 2002 г. абонентская база в Новгородской области увеличилась на 33 тыс. чел., т.е. в четыре раза по сравнению с 2001 г. или в 222 раза по сравнению с 1995 г.

В ноябре 2003 г. ситуация на региональном рынке сложилась такая: абонентская база достигла 112398 чел., покрытие составило 16,24%, потенциальный рынок уменьшился до 692 тыс. чел. На рынке лидировали ОАО «Телеком XXI» (56251 абонент, доля рынка 50,5%) и ОАО «Мегафон» (49740 абонентов, доля рынка 44,3%). Операторы «Дельта Телеком» и «Новгородские телекоммуникации» привлекли 460 и 5947 абонентов, завоевав чуть более 5% рынка на обоих.

В декабре 2003 г. на новгородский рынок выходит ОАО «Вымпелком-Р», торговая марка Билайн, стандарт GSM. А в мае 2004 г. компания «Новгородские телекоммуникации», входящая в холдинг «Индиго Групп», запустила в коммерческую эксплуатацию сеть стандарта GSM-1800. Таким образом, последней на новгородский рынок вышла торговая марка Индиго. Рост числа абонентов за 1995 — 2005 гг. представлен на рис.1.

-число абонентов

- население области

Рис.1. Абонентская база и население Новгородской области в 1995 — 2005 гг.

Оценка новгородского рынка сотовой связи на октябрь 2005 г.

На новгородском рынке мобильной связи работают пять операторов: все три оператора «большой тройки» (торговые марки Мегафон, МТС, Билайн) и две региональные компании — торговые марки Индиго и Дельта. Общая картина развития рынка за 10 лет представлена в табл.1.

0. В то же время интенсивность конкуренции по распределению рыночных долей М уменьшилась с 26% до 17%, что говорит об усилении конкуренции на новгородском рынке. Данная ситуация легко объяснима тем, что новгородский рынок сотовой связи десять лет развивался за счет притока новых потребителей услуг. Операторы скорей привлекали потенциальных абонентов и мало конкурировали между со-

Таблица 1

Общая характеристика рынка сотовой связи региона

Год Число абонентов, чел. Население области, чел. Покры тие, % Абсолютный прирост абонент. базы относительно предыдущего года, чел. Темп роста абонент. базы относительно предыдущего года, % Темп прироста абонент. базы относительно предыдущего года, %

1995 200 744000 0,03

1996 600 741100 0,08 400 300 200

1997 1100 737800 0,15 500 183 083

1998 2500 736900 0,34 1400 227 127

1999 3200 733900 0,44 700 128 28

2000 5600 727100 0,77 2400 175 75

2001 11200 719400 1,56 5600 200 100

2002 44338 710900 6,24 33138 396 296

2003 126509 692000 18,28 82171 285 185

2004 364610 682600 53,41 238101 288 188

2005 527702 674000 78,29 163092 145 45

На сентябрь 2005 г. число абонентов достигло 527702 чел., так что на каждых 10 жителей Новгородской области приходилось семь договоров на оказание услуг сотовой связи. Наибольший абсолютный прирост абонентской базы Новгородской области наблюдался в 2004 г., а наибольший темп роста был в 2002 г. (см. табл.1). После 2002 г. прирост рынка значительно замедляется, что говорит о его насыщении и переходе на этап зрелости. Показатель динамики рынка очень высокий [3], но также имеет тенденцию к снижению (см. табл.2). От ускоренного роста рынок перешел к стабилизации, хотя приток абонентов еще наблюдается.

В диагностике конкурентной среды на новгородском рынке сотовой связи мы исходим из методики, представленной в [3-5]. Интенсивность конкуренции (см. табл.2) по динамике рынка Ш минимальна: лишь в 2005 г. и составила 0,43%, до этого равнялась

бой. Теперь увеличение доли возможно только путем переманивания уже подключенных к сотовой связи людей. Хотя на размер прибыли влияет не только доля фирмы на рынке и число подключившихся абонентов, но и тариф и объем трафика. В дальнейшем рост прибыли возможен за счет роста прежде всего объема голосовых и неголосовых услуг.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана [3] за анализируемый горизонт времени постепенно уменьшается и на 2005 г. составляет 3400, что связано прежде всего с увеличением количества действующих операторов на новгородском рынке. Четырехдольный показатель концентрации близок к единице. Региональный рынок монополизирован и разделен, по сути, между тремя операторами — Мегафоном, МТС и Билайном. Суммарная доля других операторов — менее 5% (см. табл.2).

Таблица 2

Анализ интенсивности конкуренции в 2001 — 2005 гг.

Операторы Количество абонентов, ^, тыс. чел. Доли операторов на новгородском рынке, Si, %

2001 2002 2003 2004 2005 2001 2002 2003 2004 2005

Мегафон 6,77 21,99 56,14 150,42 239,00 60,4 49,6 44,4 41,3 45,3

МТС 16,35 62,65 129,84 154,59 0,0 36,9 49,5 35,6 29,3

Билайн 1,20 63,94 109,90 0,0 0,0 0,9 17,5 20,8

Индиго (Юнисел) 3,69 5,00 6,08 19,41 23,00 32,9 11,3 4,8 5,3 4,4

Дельта 0,75 1,00 0,44 1,00 1,20 6,7 2,3 0,3 0,3 0,2

Всего 11,20 44,34 126,51 364,61 527,70

Среднеарифметическая доля, Sm, % 30 25 20 20 20

Темп роста, Tm, % 175 165 165 137

Темп прироста, ТС, % 296 185 188 045

Интенсивность конкуренции по доле, Ш, % 26 24 21 19 17

Интенсивность конкуренции по темпу роста рынка, Ш, % 0,00 0,00 0,00 0,43

Индекс Херфиндаля — Хиршма-на, ЩH 4800 4000 4400 3300 3400

Наглядно динамика передела рынка за пять лет представлена на рис.2.

Конкурентная карта регионального рынка 2002 — 2005 гг.

Для построения конкурентной карты новгородского рынка мобильной связи всех операторов сотовой связи разбили на две группы: на тех, чья доля рынка больше среднеарифметической, и на тех, чья доля меньше [4]. В результате получаем сильную группу операторов, с долей рынка больше средней: Мегафон, МТС и Билайн в 2005 г.; и слабую группу, с долей рынка меньше средней: Индиго, Дельта и Билайн в 2003 — 2004 гг. Оценив операторов по рыночной доле и ее приросту, а также сравнив эти показатели со среднеарифметической долей и темпом прироста рынка в целом, получаем конкурентную карту (табл.3).

Таблица 3

Конкурентная карта операторов новгородского рынка сотовой связи 2002 — 2005 гг.

Изменения позиции Классификация по рыночной доле, Si

Лидер Сильная конкурентная позиция Слабая конкурентная позиция Аутсайдер

Классификация по Ts Быстрое улучшение позиции МТС 2003 МТС 2002 Билайн 2005 Билайн 2004

Улучшение позиции Мегафон 2005 Индиго 2004 Билайн 2003

Ухудшение позиции Мегафон 2002 — 2004

Быстрое ухудшение позиции МТС 2004 МТС 2005 Индиго 2002, 2003, 2005 Дельта 2002 — 2005

2001 2002 2003 2004 2005

И Мегафон ■ МТС □ Билайн □ Индиго (Юнисел) ■ Дельта

Рис.2. Изменение долей операторов новгородского рынка сотовой связи за 2001 — 2005 гг.

Наиболее стабильной компанией за анализируемый период можно признать Мегафон. Она постоянно лидирует на рынке. Однако в 2003 и 2004 гг. оператор делил свое лидерство с компанией МТС. За 2002 — 2004 гг. позиция компании ухудшалась. Его доля постоянно уменьшалась, что связано прежде всего с приходом в Новгородскую область новых сильных сотовых компаний — МТС в 2002 г. и Билайн в конце 2003 г. В 2005 г. Мегафон улучшил свою позицию на рынке региона, его доля впервые за рассматриваемый период возросла, а число абонентов превышает абонентскую базу ближайшего конкурента на 150 тыс. чел.

Оператор МТС начал свою работу на региональном рынке как сильный конкурент с быстро улучшающейся позицией. В 2003 г. компания стала лидером рынка, продолжив его стремительное завоевание. Однако уже на следующий год оператор стал сдавать свои позиции, причем довольно быстро — в 2004 г. доля рынка уменьшилась до 35,6%, а в 2005 г. — до 29,3%. В результате МТС утратил лидерство, но еще сохранил сильную конкурентную позицию.

Компания Билайн в 2003 г., выйдя на новгородский рынок, стала аутсайдером с улучшающейся конкурентной позицией. В последующие два года оператор добился быстрого улучшения своей позиции, став в 2004 г. слабой конкурентной компанией, а в 2005 г. добился сильной позиции на рынке, завоевав долю в 20,9%. Однако чтобы догнать ближайшего конкурента — МТС, Билайну необходимо подключить еще 50 тыс. абонентов.

Оператор Индиго — аутсайдер на новгородском рынке. Лишь в 2004 г. ему удалось улучшить свою позицию до слабой конкурентной компании.

Компания Дельта — стабильный аутсайдер с постоянно и быстро ухудшающейся позицией.

Выводы

В настоящее время ведущее положение на новгородском рынке занимают Мегафон, МТС и Билайн, причем за последний год МТС несколько сдал свои позиции, а Мегафон и Билайн укрепились. Такую ситуацию на рынке можно объяснить тем, что Мегафон первым пришел на новгородский рынок, имеет наибольшую зону охвата и предоставляет недешевые, но качественные услуги. Билайн улучшает свою конкурентную позицию благодаря относительно дешевым тарифным планам и доступной тарифной политике. А МТС предоставляет услуги достаточно дорого, как Мегафон, но не имеет такой развитой сети вне города и не всегда выполняет взятые на себя обязательства.

1. http://www.sotovik.ru/lib/

2. http://www. megafon.ru/main/comp any/

3. http://www.rimaspb.ru/pmtechniques.php

4. Управленческая экономика / Сост. А.А.Пиковский, Т.В.Кудряшова, А.В.Заводина, А.В.Веткина, И.А.Петрова; под науч. ред. А.В.Бухвалова. В.Новгород: НовГУ, 2001. 178 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.