Научная статья на тему 'Становление права на свободу передвижения'

Становление права на свободу передвижения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2504
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / СВОБОДА ВЫБОРА МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА / FREEDOM OF MOVEMENT / FORMATION OF THE RIGHT TO A FREEDOM OF MOVEMENT / THE PASSPORT SYSTEM / RESTRICTION OF FREEDOM OF MOVEMENT / FREEDOM OF RESIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцева А. В.

В статье рассматривается история развития права на свободу передвижения в России. Раскрываются этапы становления данного права. Поэтапно указывается на источники регулирования свободы передвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE RIGHT TO A FREEDOM OF MOVEMENT

The article examines the history of freedom of movement in Russia. Reveal stages in the development of the law. Step by step points to the sources of regulation of the freedom of movement.

Текст научной работы на тему «Становление права на свободу передвижения»

прайс \Ът=

А.В. КУДРЯВЦЕВА

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Государственного университета - УНПК E-mail: kimberly24@yandex.ru Тел. 8 910 306 63 11

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

В статье рассматривается история развития права на свободу передвижения в России. Раскрываются этапы становления данного права. Поэтапно указывается на источники регулирования свободы передвижения.

Ключевые слова: свобода передвижения, становление права на свободу передвижения, паспортная система, ограничение права на свободу передвижения, свобода выбора места жительства.

Становление права на свободу передвижения - это поэтапное развитие возможностей человека перемещаться в необходимом ему направлении, используя различные пути и средства для движения.

Абсолютной свободы при передвижении людей не существует, т. к. даже обращаясь ко времени, когда передвижение с одного места на другое было вызвано необходимостью и не существовало государственных границ и ограничений со стороны властей, существовали иные преграды в виде климатических и географических особенностей, а также физических возможностей самого человека. В современном мире свобода передвижения существует лишь в рамках закона.

Данное право развивалось шаг за шагом, двигаясь по ступеням нашей истории. Так, И.А. Алешкова выделяет четыре этапа его формирования. Первый этап - догосударственный период, когда право на свободу передвижения играло роль обыкновения, обусловленного природой человека. Второй этап - период существования раннефеодальных государств, когда исследуемое правомочие было выражено в виде правового обычая. Третий этап - конец XVIII в., где свобода передвижения выступала одним из естественных прав в определенных положениях концепции естественных прав и свобод. Четвертый этап - XX в., характеризовался юри-

дическим закреплением права на свободу передвижения и его всеобщим признанием [4, с. 33].

Юрист В. Ф. Могильный выделяет ещё пятый этап - XXI век, принесший несколько иные представления о возможности перемещения людей в современном мире. «Размывание» границ между государствами, упрощение паспортно-визового контроля, объединение стран в Европейский союз, транснациональные корпорации, межнациональные и межгосударственные инвестиционные потоки - вот новые черты свободы передвижения [13, с. 52].

Процесс становления права на свободу передвижения предлагается рядом авторов и в другой интерпретации. Однако они лишь дополняют и расширяют моменты формирования данного права.

На основе вышеизложенного представим своё видение пошагового развития права на свободу передвижения.

Первой ступенью на пути к осознанию человеком свободы передвижения как одной из основных прав личности, как ни странно, можно назвать первые ограничения возможностей человека в передвижении, появившиеся еще до нашей эры. Например, Законы Хаммурапи, где царь Вавилона закрепил следующее положение в статье 15: «Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит» [14, с. 13].

© А.В. Кудрявцева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Отметим, что закон прописывает ограничения в перемещении отдельного круга субъектов (рабов), предусматривая суровое наказание каждому, кто поспособствует им.

Даже если обратиться к Библии, то уже там мы найдем первое упоминание об ограничении передвижения в виде документа: «7. И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, 8. и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною» [5, с. 513]. Здесь Библия описывает события в Персидской империи во времена царя Артаксеркса I, когда служащий этому царю Неемия просит его разрешить проследовать по Персии до Иудеи и закрепить это разрешение в письменном виде, выдав документ, выполняющий функции современного паспорта.

Вторая ступень - появление источников регулирования свободы передвижения. В Англии гораздо раньше, чем в нашем государстве, был признан принцип свободного передвижения. Так, Великая хартия вольностей 1215 г. в ст. 41, 42 закрепляла следующее: «Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии, и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии, как по суше, так и по воде... Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность нам.» [14, с. 98]. В этой стране, благодаря особенностям ее политического развития, ранее, чем в других странах был решен основной вопрос о гарантиях личной свободы.

В нашей стране право на свободу передвижения на этом этапе еще не было законодательно закреплено, однако уже законодательно ограничивается передвижения населения. В том числе Соборным уложением 1649 года, которое стало юридическим закрепощением всего населения страны и обеспечением исполнения повинностей перед государством. В России согласно Соборному уложению 1649 года аналогом современного загранпаспорта служила «проезжая грамота». Для поездки в «иное государство»

подданным требовалось «бити челом государю ... а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити»; однако, указывалось, что в обязанности воевод входило выдавать эти проезжие грамоты «безо всякого задержания» [15, с. 80]. Уложение предусматривало три вида удостоверения личности: 1. Проезжие грамоты в иные государства; 2. Проезжие грамоты для служилых людей Сибири и Нижней Волги; 3. Проезжие грамоты для иностранцев. Введение такого контроля преследовало цели защиты государственных интересов, поэтому нарушение установленного «режима» строго каралось, вплоть до смертной казни. Если же будет обнаружено, что отлучившийся ездил «для торгового промыслу», то ему за то «ему за то учинити наказание бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати» [15, с. 80].

К концу 17 в. все более ограничиваются права населения на передвижение. Так, Царские указы 1684 и 1686 годов запрещали проживать в Москве лицам «без поручных записей».

Одной из причин такого жесткого контроля за передвижением населения является финансовые меры со стороны государства, так как государство имело возможность отслеживать людей не плативших налоги и подати, уплата пошлин за различного рода документов, а также взимание штрафов за неисполнения, например, в 1686 году цари Иоанн и Петр утвердили доклад стрелецкого приказа, по которому установлено взимать штраф с того, у кого объявятся люди без записки, в 1-й раз - в 25 руб. за каждого пришлого, во 2-й - в 50, а в 3-й раз - в 100 руб. Исключение из общего правила свободного проезда делалось в XVII ст. лишь относительно лиц духовного ведомства, которые не могли отлучаться без дозволения епархиальных архиереев, и относительно крестьян, которых, с развитием крепостного права, нельзя было ни принимать, ни держат «без-ъявочно» и «без отпускных» [8, с. 1]. Отдельные авторы выделяют и другие причины, например, «упрочнения абсолютной монархии и усиление бегства крестьян» [12, с. 37].

Таким образом, можно сделать вывод, что именно различного рода ограничения в нашей стране постепенно развились в сложную паспортную систему.

ПРАВО

Третью ступень можно соотнести с формированием паспортной системы в России. Становление права на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства, тесно связано с историей возникновения и развития паспортной системы в России.

В начале 18 века постепенно устанавливаются основные принципы паспортной системы в Российской Империи.

Устанавливается ряд правил, при которых сильно ограничивается передвижение населения, можно сказать, что государство пытается контролировать каждое перемещение. Так, лица, не имеющие при себе «пашпорта или проезжева или прохожева письма», должны быть признаваемы «за недобрых или за прямых воров» (указ из военной коллегии, 30-го октября 1719 г., о поимке беглых драгун, солдат, матросов и рекрут). В этом же указе повелено было, «чтобы никто никуда без проезжих или прохожих писем из города в город и из села в село не ездил и не ходил; но каждый бы имел от начальников своих пашпорт или пропускное письмо как о том Его Царского Величества особливые указы повелевают» [8, с. 1].

Таким образом, «именно при Петре I система контроля за перемещением населения впервые в России приобрела четкость и стройность, а появление «пашпорта» как основного документа, удостоверяющего личность, стало неотъемлемым элементом и основой паспортной системы нашей страны на протяжении всего исторического периода, сохранившись и в наше время» [16, с.18]. Стоит согласиться с Н. А. Лимоновой, ко -торая называет Петра I «подлинным основателем паспортной системы в России» [12, с. 37].

Вначале паспорта служили только средством контроля над передвижением населения. Но уже в 1763 году паспорта получили еще и фискальное значение в виде сбора паспортных пошлин.

С 1803 вводятся печатные паспорта, действительные только в России. А уже с 30-х гг. и до конца XIX века «Устав о паспортах и беглых» считался основным законом в вопросах передвижения и выбора местожительства в Российской Империи. Так, главное правило Устава гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта. Закон обязывал всех лиц предъявлять

паспорта полиции при переезде из одной губернии в другую.

В 1894 году роль паспорта только усиливается с принятием нового проекта под названием «Положения о видах на жительство», основанный на выводах паспортной комиссии, которой был поручен пересмотр устава о паспортах. Подготовительная комиссия признала, что «при существующем складе нашей общественной жизни, при существующем у нас полицейском устройстве, паспорт представляется необходимым как по целям полицейским, так и в интересах самого населения. В полицейском отношении - паспорта и прописка их представляются важными в деле наблюдения за передвижением населения; в интересах же населения - желательно сохранение паспортов, как документов, признаваемых бесспорными, в видах обеспечения обывателей от могущих быть недоразумений и даже ни на чем не основанных придирок в тех случаях, когда является необходимость в удостоверении личности» [8, с. 1]. Выводы комиссий имели целью не упустить контроль властями за передвижением населения, а также постоянное пополнение казны. Сказанное следует из того, что выводы, к которым пришла эта паспортная комиссия, резко отличаются от заключений предыдущей 11-ой комиссии, которая сделала следующее заключение: «содержащееся в действующем паспортном уставе общее воспрещение отлучаться с места своего постоянного жительства без узаконенного вида не представляется необходимым для охранения общественного порядка и безопасности, а потому в отношении лиц, для которых виды имеют значение исключительно полицейское (т. е. лиц, не принадлежащих к податным обществам), может, без действительных неудобств, быть ныне же отменено, с предоставлением каждому доказывать свою самоличность по требованию полиции, как узаконенным видом, так и иными способами» [8, с. 1].

После установления советской власти паспортная система была отменена, однако в 1919 году роль паспортов выполняли трудовые книжки, которые помимо основных функций паспорта по удостоверению личности, контроля над передвижением населения и пополнением казны, выполняли еще одну функцию по установлению контроля над привлечением к труду нетрудящихся.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Далее положение в стране все более усугублялось наличием огромного количества всевозможных документов, накопившихся у населения для удостоверения личности. По приблизительным подсчетам в обращении имелось девять видов документов, не считая тех, которые выдавались в уездах и волостях [7, с. 41].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что паспортная система возникла и развивалась, исходя из финансовых и полицейских потребностей государства, а не в интересах населения, как об этом говорится в заключении комиссии.

Четвертая ступень - юридическое закрепление права на свободу передвижения. На международно-правовом уровне данное право было закреплено в декабре 1948 года, когда ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Статья 13 гласит: каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительства в пределах каждого государства; каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну [1, с.1].

В России право свободно передвигаться и селиться на территории было закреплено декретом президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР от 24 января 1922 года, а также ст. 5 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. Почему же позднее в конституциях 1924, 1936, 1977 годов не нашла законодательного закрепления свобода передвижения и свобода выбора местожительства? «Это, конечно, никем не выставлялось на первый план, но факт тот, что это право не было записано. И это, кстати, не так плохо. Ведь очень многие права, которые были записаны, не предоставлялись, но были декларированы, что позволяло называть Конституцию простой декларацией и упрекать в лицемерии. Что касается права на свободу передвижения, -тут не упрекнешь, тут всё было чисто. Потому что и записано об этом не было. И вся система регистрации граждан по месту жительства, чем успешно и занималась существовавшая в стране административная система, заключалась в том, чтобы привязать человека к месту, где он живет и работает» [10, с. 63].

Многие авторы высказывались с предложением придать праву на свободу передвижения консти-

туционныи статус, выделяя, что «правовой статус советского гражданина как личности неполно охарактеризован действующей Конституцией» [6, с. 45]. В том числе, Г. С. Кусков отмечал: «Наиболее существенные права должны найти законодательное закрепление в Конституции СССР. Существующая свобода передвижения должна быть закреплена в Основном законе СССР и союзных республик» [11, с. 89].

И лишь в Конституции 1993 г. данное право получило юридическое закрепление. Статья 27 гласит: «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» [2, с. 20].

Так, право на свободу передвижения получило статус конституционного, а наряду с этим гражданин впервые получил право выезжать за пределы и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Пятая ступень - всеобщее признание права на свободу передвижения и последующее совершенствование законодательства.

Конституционные права, закрепленные в ст. 27, относятся к группе личных прав и свобод человека, которые также можно назвать естественными правами. Так как естественный характер происхождения исследуемых прав обусловлен «природой» человека, без этих правовых возможностей теряет смысл само его существование.

Долгое время в нашей стране не существовало закона, регулировавшего право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства. И это время можно смело назвать «беззаконием». Пробел в этой области был устранен лишь с принятием специального закона, который был принят 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». С его принятием мы сделали большой шаг вперед и со временем разрушили существовавший в стране разрешительный режим. Как и любой закон, направленный на улучшение прав граждан, данный закон имеет свои недостатки. В настоя-

ПРАВО

щее время праву на свободу передвижения уде -ляется особое внимание. И на сегодняшний день существует потребность в совершенствовании законодательства, так как до конца не устранены ограничения прав граждан исследуемого права. Абсурд в ограничении данного права видел еще в древности Сократ, который утверждал, что «любой, кто не любит нас и город и желает эмигрировать в колонию или любой другой город, может ехать, куда хочет, сохраняя свою собственность» [9, с. 15].

Таким образом, исторический опыт формирования права на свободу передвижения является мощным средством для совершенствования законодательства на современном этапе.

И без дальнейшего развития такого фундаментального права, как свобода передвижения и всемирной поддержки этого развития со стороны общества у современной цивилизации заведомо нет будущего.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

2. Конституция Российской Федерации //«Российская газета» от 25.12.1993 г. № 237.

3. Закон от 25 июня 1993 года № 5242-1 (ред. от 27.07.2010) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

4. Алешкова И. А. Право на свободу передвижения: историко-правовая ретроспектива

// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4. С. 33-37.

5. Библия книги священного писания Ветхого и Нового завета. 923 с.

6. Воеводин Л. Д. Свобода личности и правовое положение граждан в советском общенародном государстве. М.: Госюриздат., 1963. 48 с.

7. Граевский В. М. Удостоверение личности и прописка граждан. Административный вестник. 1927. № 1.

8. Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/deryuj/01.php

9. Доклад о развитии человека 2009. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие / Перевод с англ.; ПРООН М.: Издательство «Весь Мир», 2009. 232 с.

10. Иванов Л. О. Право на свободу передвижения: Сборник материалов семинара Московской Хельсинкской группы «Права человека» (Москва, июнь 1993 г.) /Под общей редакцией Л. И. Богораз. Вып. 6. М., 1994. 223 с.

11. Кусков Г. С. Паспортная система в СССР и её роль в охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук [Текст]/Г. С. Кусков М.: Академия МВД СССР, 1972. 186 с.

12. Лимонова Н. А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и деятельность органов внутренних дел по его обеспечению. (Вопросы теории). Дис. ... канд. юрид. наук. Москва 2000. 216 с.

13. Могильный В. Ф. История возникновения и развития права на свободу передвижения В. Ф. Могильный//Юрист Правовед № 6. 2007. С. 52-56.

14. Поликарпова Е. В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З. М. Черниловского. М.: Юрид.лит., 1984. 472 с.

15. ТихомировМ.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961. 431 С.

16. Уразалина С. Н. Развитие института свободы передвижения в период правления Петра 1//История государства и права, 2007, № 6. С. 17-19.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

A. V. KUDRIAVTCEVA FORMATION OF THE RIGHT TO A FREEDOM OF MOVEMENT

The article examines the history offreedom of movement in Russia. Reveal stages in the development of the law. Step by step points to the sources of regulation of the freedom of movement.

Key words: freedom of movement, formation of the right to a freedom of movement, the passport system, restriction of freedom of movement, freedom of residence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.