Научная статья на тему 'Становление отечественной психологической науки в России'

Становление отечественной психологической науки в России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1022
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / УЧЕНЫЕ / SCIENTISTS / ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENTS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL ESSENCE / ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / DYNAMICS OF COGNITIVE ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Нина Васильевна

Первоначально психологическая наука была просто теоретической мировоззренческой дисциплиной На современном этапе она, сохраняя свою познавательную роль, стала областью профессионально-практической деятельности системы образования. Это разветвленная область научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования практических умений. Они содержат в себе научное наследие, труды сложной научно-исследовательской и экспериментальной работы научной мысли ведущих ученых XX века для совершенствования разумных человеческих достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A DOMESTIC PSYCHOLOGICAL SCIENCE IN RUSSIA

Initially, psychological science was just a theoretical ideological discipline at the present stage, while maintaining its cognitive role, it has become an area of professional and practical activities of the education system. This is an extensive area of scientific disciplines at different stages of the formation of practical skills. They contain the scientific heritage, the works of complex research and experimental work of scientific thought of the leading scientists of the XX century to improve intelligent human achievements.

Текст научной работы на тему «Становление отечественной психологической науки в России»

4. Волкова, Е. Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М.: Психол. Ин-т РАО, 1992. - 205 с.

5. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога. Теории практика - Н. Новгород. - 1995. - 97 с.

6. Кашлев, С. С., Глазачев, С. Н., Соколова, Н. И. Субъектность как профессиональная компетентность педагога. Материалы круглого стола «Экология человека: на пути становления гуманитарных образовательных технологий». - Вестник международной академии наук. - М., 2011. - С. 20 - 25.

7. Маркова, А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

8. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.

9. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. - № 1. - С 5 - 19.

10. Слободчиков, В. П., Исаев, Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога //Вопросы психологии. - 1996. - №4, С. 72 - 80.

11. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

Психология

УДК: 159.9

доктор психологических наук, профессор Мельникова Нина Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ

Аннотация. Первоначально психологическая наука была просто теоретической - мировоззренческой дисциплиной На современном этапе она, сохраняя свою познавательную роль, стала областью профессионально-практической деятельности системы образования. Это разветвленная область научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования практических умений. Они содержат в себе научное наследие, труды сложной научно-исследовательской и экспериментальной работы научной мысли ведущих ученых XX века для совершенствования разумных человеческих достижений.

Ключевые слова: наука, ученые, достижения, психологическая сущность, динамика когнитивных достижений.

Annotation. Initially, psychological science was just a theoretical - ideological discipline at the present stage, while maintaining its cognitive role, it has become an area of professional and practical activities of the education system. This is an extensive area of scientific disciplines at different stages of the formation of practical skills. They contain the scientific heritage, the works of complex research and experimental work of scientific thought of the leading scientists of the XX century to improve intelligent human achievements.

Keywords: science, scientists, achievements, psychological essence, dynamics of cognitive achievements.

Введение. С точки зрения отечественного психолога Б.Г. Ананьева (1907- 1972), психология призвана привести к синтезу, интегрировать данные и достижения смежных с нею наук на уровне конкретно-научного знания.

Учитывая эту заложенную в ней возможность, Александр Федорович Лазурский (1874 -1917 г.г.) будучи медиком, увлекался психологией душевно больных. Занимался медицинской психологией, изучал психотерапию. Совершенствовал медико-психолого-неврологическую практику. Изучал влиянием мышц на мозговое кровообращение, физиологию дыхания и связь с кровообращением. Определял воздействие внушенных эмоций на появление радости, горя, страха, гнева и считал головной мозг седалищем психической деятельности.

Он утверждал, что изучать психологию без анатомии и физиологии центральной нервной системы нельзя. Под индивидуальной психологией подразумевал «Науку о характере». Ввел дополнительный раздел в курс «психология детства». Им показана зависимость этапов развития истории психологии от успехов естествознания в целом. А.Ф. Лазурский создал учебник в 1909 г. «Психология общая и экспериментальная» и разработал «Программы исследования личности».

Йзложение основного материала статьи. Много внимания уделял созданию методических приемов и опубликовал работу «Метод систематического наблюдения» в сочетании с методами экспериментальной психологией. Явился разработчиком метода естественного эксперимента (1910 г.). Разработал цикл лекций «О назначении эксперимента в психологии». Им выдвинута концепция отношений личности, развитая позже Владимиром Николаевичем Мясищевым.

Начало научных трудов 20 века положили работы ведущего отечественного ученого, классика научной мысли российского психолога Льва Семеновича Выготского (1896 -1934 г.г.). В своих трудах он представил методологическую основу развития психологической науки, утвердил основные механизмы развития психики и дал понятие о психологии, как науки. Благодаря его трудам произошло выделение науки «психологическая педагогика».

Он активно исследовал развитие аномальных детей и был организатором экспериментального дефектологического института. Л.С. Выготский активно работал в области патопсихологии и пытался анализировать изменения в речи и мышлении, которые наступают при афазии у таких детей. Он высоко ценил социальный позитив воспитания ребенка с дефектами и коррекционно-воспитательную работу с такими детьми в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности. Главное для него - отбор в специальные учреждения.

Им раскрыто содержание культурно-исторической теории развития человека. Он разработал для детской психологии понятие о соотношения обучения и развития, где обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать за собой развитие детей. Этот тезис он обосновал, учитывая актуальный уровень развития и его потенциальные возможности, раскрыв понятие о зоне ближайшего развития (функции в процессе созревания находятся в зачаточном состоянии, как почки для дальнейшего развития).

Им обоснована закономерность для умственного развития: учет динамики процессов, которые еще в стадии становлении. Утверждал показатели оценки умственного развития: восприимчивости ребенка к помощи, и его способности решать самостоятельно задачи.

Огромное научное наследие оставил Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 - 1960 г.г.) - философ, теоретик общеметодологического подхода (деятельностный или субъективно-деятельностный), где субъект создается, определяется и проявляется самостоятельно творчески. Он утверждал категорию действующего субъекта как конкретно сознательной личности (принцип единства сознания и деятельности). Ему принадлежит критический анализ главных направлений зарубежной психологии.

Психика человека и его сознание формируется только в практической деятельности. Это новое пониманием соотношение сознания и поведения в 20-30 годы двадцатого века. Он изучал восприятие, память, речь, мышление. Он считал важным охватить всю мировую психологию науки в деталях и в общих тенденциях развития и стремился показать, как раскрывать её в подготовке психологов, как учить в целом эту науку.

Им создано учебное пособие «Основы общей психологии». Им опубликовано несколько книг для преподавания психологии методом исследования всех проблем психологии: системогенеза психики для изучения: в логической канве анализа истории, антропогенеза, онтогенеза, функций и бытийно-биографического аспекта. В нем заложена концепция о закономерности развития ребенка принципом историзма.

Им разработан деятельностный подход в философии, психологии и педагогике, принцип детерминизма, личностный подход. В структуре личности выделял интерес, идеал, характер, самосознание. Личность рассматривал субъектом жизненного пути. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода (в 30-е гг.).

С этих позиций приступил к обобщению достижений психологии. В его трудах не оказалось сведений об изучении психики по возрастной и педагогической психологии. Современной психологией еще не все изучено в трудах С.Л. Рубинштейна. в то время как им предложена система оригинальных положений о понимании проблем обучения и развития, связи психологии с педагогической практикой, становления когнитивной и мотивационно-эмоциональной сферы личности в онтогенезе.

Особая роль в психологической отечественной науке отводится Владимиру Николаевичу Мясищеву (1893 - 1978 г.г.), изучавшему индивидуально-психологические особенности человека, характер его межличностных отношений. В личности он выделял структурно-содержательные цели, систему отношения человека к миру и к себе, определяя это результатом отражения действительности и взаимодействия человека со средой.

Его тезис о связи личности с социумом, образующим опосредованные уровни обобщенности, как общий принцип науки психологии, раскрывающий переживания - становится ведущей идеей ученого. Сознательные отношения развиваются с опытом избирательной психологической активности показывая человеческие переживания. Они выражаются действиями - реакциями, предопределяя степень интереса, силу эмоций, желания, как движущую силу развития личности. Позже отношения, принимая устойчивость, становятся чертами характера.

Александр Романович Лурия (1902 - 1977 г.г.) исследовал психофизиологию, детскую психологию и этнопсихологию, работал в области нейропсихологии, нейропсихологической диагностики «батарея луриевских методов», медицинской психологии, нейропсихолингвистики. Он исследовал скрытые аффективные комплексы, проблему локальных повреждений мозга. В русле этих исследований опубликовал свой труд «Основы нейропсихологии.

Он создатель направления - нейропсихологии (исследование мозговых механизмов) у больных. По существу это зоны сложных систем совместно работающих. В каждой зоне своё назначение. Им сформулированы принципы динамической локализации психических процессов, создана классификация аффазии, описаны формы нарушения речи. Он изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов и мозговые механизмы памяти.

А.Р. Лурия показал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Внес существенные изменения в близнецовый метод (по Канаеву). Считал главным решающее значение для развития близнецов - условия их воспитания. В дефектологии развал объективные методы изучения в развитии аномальных детей.

Совместно с другими учеными он разрабатывал культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, участвовал в создании теории деятельности, развивал идею изменчивости и пластичности системного строения высших психических функций, подчеркивая прижизненный характер их формирования.

Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988 г.г.) — отечественный психолог, член Харьковской школы, автор концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий и трактовке психологии ориентировочной деятельности субъекта на основе внешних действий.

Психологическое исследование, по его мнению, начинается с создания системы условий, обеспечивающих формирование действия с заранее заданными свойствами. В этой позиции он исходил из объективно заданной психики, её закрепленности продуктами материальной и духовной культуры общества, что в конкретных условиях усвоения станет собственной психической деятельностью субъекта.

Перед выполнением действия нужна активная ориентировка мотивации субъекта без ошибок в условиях действия, перевод действия в умственный план. Для этого необходимы орудия психической деятельности: эталоны, знаки, меры. Сначала разъясняется ориентировочная основа действия (схемы на карточке). Действие реализуется внешней речью, которая переходит во внутреннюю. Скрытая речь представляет внутреннее действие.

П.Я. Гальперин рассматривает действие как объективный процесс, в котором восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями. В формировании умственных действий он выделяет первичные действия: уровень выполнения действия (материальный, громкоречевой, «внешней речи про себя» и внутренней речи) и вторичные - производные от первых: мера освоения, разумность, сознательность, произвольность, критичность.

Согласно его теории, сначала процесс распознавания идёт развернуто - во внешнем материальном или материализованном плане, а в конце ребенок как бы непосредственно видит искомый образ. Выполняемая функция, по мысли П.Я. Гальперина, является «подлинным ядром понятия». Функция объектов выделена и

представлена в виде пространственной схемы, отражающей отношения объектов подводимых под соответствующее понятие.

В развитии теории и метода П.Я. Гальперина установлено три основных типов ориентировки:

а) субъект обращает внимание на внешнюю форму образца, самого действия и его продукта. Стихийно складывающаяся система ориентиров недостаточна для выполнения задания на высоком уровне.

Б) ребенку дают указания для правильного выполнения конкретного задания.

В) ребенка учат методу анализа объектов, который дает ему возможность самостоятельно установить систему ориентиров, позволяющую правильно выполнять любые задания в изучаемой области. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза правильно оценить ситуацию.

Для Алексея Николаевича Леонтьева (1903 - 1979 г.г.) психология, это - наука о порождении функций и строении психического отражения реальности личности процессом деятельности. Он - автор признанной общепсихологической теории деятельности, которая всегда включена в систему общественных отношений и условий. Как активный процесс она предметна.

Анализируя понятие «личность», утвердил её базовую структуру в иерархии мотивационно-смысловых образований, определив личность продуктом всех отношений человека к миру широтой связи с миром, степенью иерархивированности разнообразия деятельности. Это процесс связи с предметным миром, опосредованным объектом и субъектом. В ней необходимость удовлетворения связи мотива с духовной потребностью человека.

Он показал способность организма реагировать на абиотические (биологические центральные) воздействия, которые выполняют сигналы к биологически значимым раздражителям. Определил раздражимость как реакцию, а чувствительность способностью к отражению воздействий. Им утверждены стадии эволюционного развития человека: элементарная сенсорная психика, перспективная психика, интеллект. Он утверждал, что процесс восприятия развилось в результате перехода от гомогенной среды обитания к предметно выраженной.

А.Н. Леонтьев много сделал для развития отечественной психологи, что дало ему право обосновано выделить психологию в числе двенадцати дисциплин и образовать в вузах страны факультеты психологии. Психологию он утвердил наукой о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, опосредования жизни индивида.

В его трудах разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы развития психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, проблемы человеческого сознания о личности.

А.Н.Леонтьев разрабатывал проблемы эффективного обучения и продуктивности памяти. Основные результаты исследований представлены в работе «Непроизвольное запоминание» (1961 г.). На примере учебной деятельности он представил психологическую характеристику сознания: сознание не замкнуто в себе самом, а оно введено в деятельность субъекта. Поведение связано с сознанием, это - принцип единства сознания и поведения, сознания и деятельности. Деятельность - активный процесс, сами действия предметны и реализуют предметные цели.

Сама деятельность субъекта - процесс его связи с предметным миром, в котором связь опосредуется объектом и субъектом. Она включена в систему общественных отношений и условий. Она предметна и подчиняется предмету: в ней необходимость удовлетворения потребности. В ней связь мотива и потребности. Потребности - связь материи и духовных предметов. Потребность - переживание нужды, что необходимо для продолжения жизни организма.

Александр Владимирович Запорожец (1905-1981 г.г.) считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов. Так восприятие — это ориентировка в свойствах качествах предметов, мышление - ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции ориентировка в личностных смыслах.

Это - ведущий психолог дошкольного детства отечественной психологии утверждал, что высокая эмоциональность дошкольника, эмоциональная окрашенность психической жизни и практического опыта составляют особенность дошкольного детства. Так восприятие — это ориентировка в свойствах качествах предметов. Исследование зрительного восприятия указывает на то, что существующие определенные образы - сенсорные эталоны лежат в основе восприятия и узнавания предметов.

Мышление - ориентировка в их связях и отношениях, где эмоции - ориентировка в личностных смыслах. Эмоции выполняют функцию ориентировки ребенка в тех личностных смыслах, которые имеют для него предметы окружающего мира. Они выполняют большую роль в формировании новых мотивов поведения детей, превращая их из знакомых в реально действующие, в реализации имеющихся у субъекта мотивов поведения где проявляется регулятивно-побудительная функция эмоций. Эмоции являются формой переживания чувств.

Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, A.B. Запорожец утверждал, что эмоции выполняют большую роль в формировании новых мотивов поведения, превращая их из знакомых в реально действующие, и в реализации имеющихся у субъекта мотивов поведения, где проявляется регулятивно-побудительная их функция.

Формирование эмоциональной жизни ребенка по мере его развития заключается в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире. Они становятся не только тем, что выражает живой отклик ребенка на все воздействия жизни и поступки людей, но и превращаются в русло для выявления его интересов, устремлений, убеждений. A.B. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов.

A.B. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения.

Борис Герасимович Ананьев (1907 - 1972 г.г.) - создатель Ленинградской школы. Он - автор фундаментальных работ в области восприятия. В «Психологии чувственного познания» он сформулировал принципы изучения человека, определил основные направления развития психологии, создал факультет психологии Ленинградского государственного университета.

С точки зрения Б.Г. Ананьева, психология призвана привести к синтезу, интегрировать данные и достижения смежных с нею наук на уровне конкретно-научного знания. Он определяет общение как

коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение, где цель общения - конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения.

В его трудах общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирование психики человека. Он одним из первых указал на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различал макро-, мезо- и микро -уровни общения: - общество, в котором общающиеся люди живут; - различные типы коллективов, членами которых они выступают; - ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.

В 60 - 70 годы Б.Г. Ананьевым разработана комплексная классификация групп методов: организаторские, эмпирические. методы обработки данных - количественно-статистический анализ; качественный анализ. Интерпретационные. Он выполняют свои функции и в современно психологии.

Лидия Ильинишна Божович (1908 -- 1981 г.г.) - создатель оригинальной концепции о личности, основанной на культурно-исторической теории Л.С. Выготского, которую она считала стержнем активности самой личности. Согласно её высказываниям, развитие ребенка, как личности, определяется последовательным формированием личностных новообразований.

Она их анализирует внутри пяти возрастных периодов личностного развития и утверждает, что главное личностное новообразвание 1-го года жизни - появление аффективно заряженных «мотивирующих »представлений, которые побуждают конкретное поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды. Для их действия не нужен диктат внешних воздействий, хотя ребенок еще это не осознает, так как субъектом он становится постепенно.

К концу раннего детства, центральным новообразованием является система «Я» и рождаемая новообразованием потребность действовать самому, выраженная в формуле «Я сам». Эта потребность продолжает доминировать: происходит столкновение двух сил «хочу» и «надо». Так начинается формирование самосознания ребенка.

Период с 7 до 8 лет Л.И. Божович соотносит со становлением ребенка как социального индивида: у него возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

К 12-14 годам формируется потребность к целеполаганию, а к 15-16 годам - к жизненной перспективе.

Ею изучалась проблема самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности. Она утверждала важность иметь свои собственные взгляды на жизнь и человеческие отношения, определять раньше свои моральные требования и оценки к окружающему миру и к себе, проявлять относительную устойчивость и не зависимость от чужих отрицательных взглядов и убеждений, воздействия окружающей социальной среды.

Она исследовала идеалы, высшие чувства, произвольность воли и стремилась переделать советское общество воспитанием коллектива в традициях европейского гуманизма. Л.И. Божович считала личностью человека, который достиг уровня своего развития. Уровень есть состояние когда человек в процессе самопознания, начинает воспринимать самого себя, как единое целое выражающееся в понятии «Я».

Даниил Борисович Эльконин (1904 - 1984 г.г.) разработал и внедрил понятие развивающего обучения. Это теория исторического развития детства - понимание и осмысление в изучении истории психологии, этнографии, истории образования. Правильным для него было понятие «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество». Дальнейшее развитие культурно-историческая психология нашла в трудах Д.Б. Эльконина.

Он разработал концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанную на понятии «ведущая деятельность». Смена типов ведущей деятельности определяет приобретение личностной позиции. Ребенок от 1 до 3 лет овладевает основами предметно-манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений с взрослыми и сверстниками (возникновение установки «Я сам»).

В возрасте от 3 до 7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте он в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления. Он разработчик проблемы детской игры (игра - это приобретение навыка, а игрушка - наглядное обучение ознакомления с миром). В игре он выделил: сюжет (во что играют), содержание (как играют), роли в воображаемой ситуации, правила, игровые действия и операции, игровые отношения.

Он создатель периодизации психического развития детей (деятельность в обществе определяет основы человеческой культуры). В ней выделил две стороны деятельности: познавательную и мотивационную, которые неравномерно развиваются, чередуясь по темпу развития.

Им выделено три эпохи развития психики ребенка: раннее детство, детство и подростковый возраст. В каждой эпохе есть периоды: первый - усвоение мотива и задач деятельности (формирование общественно-мотивационной сферы); второй - развитие предметно-операционной стороны действия. Практическая деятельность воплощена в человеческую деятельность предыдущего поколения.

Источником формирования психики ребенка Д.Б. Эльконин считал окружающую среду с социально-историческими условиями дая развития. В ней есть идеалы, как цели действий. Среда - движущая сила в разрешений противоречий между усвоением предметными и общественными действиями. Условиями становится рост и созревание организма, а формой - усвоение динамики.

В критические периоды развития проявляются свои условия, своя культура с законами развития психики в зависимости от требований общества, типа ведущей деятельности и особенностями психики. - Он стоял за изменение школьной системы образования, занимался проблемой развития речи и обучению чтения детей. Им разработано понятие - развивающее обучение и понятие «детство». Он считал, что обучение предшествует развитию, как факт педагогической деятельности.

Леонид Абрамович Венгер (1925 - 1992 г.г.) - психолог детства, изучавший познавательное развитие ребенка - дошкольника. Разработанная им теория развития восприятия у детей раскрыла содержание и направление их сенсорных способностей. Опираясь на тезис Л.С. Выготского «опосредованный характер высших психических функций», он подтвердил лонгитюдным экспериментом гипотезу наглядного

моделирования, как основной формы опосредования мыслительной деятельности дошкольника.

Л.А. Венгер считал, что детское развитие обусловлено освоением систем психической деятельности, которые человечество перерабатывает в процессе своего становления. Под его руководством изучалось умственное развитие детей в диагностике, что позволило создать теорию развития познавательных способностей у детей.

В этот период познавательные способности выступают прижизненной сложившейся системой оперирования психическими средствами. На этой основе были созданы программы умственного развития и развивающие игры. Он говорил о детской одаренности и был хорошим экспериментатором, а его лаборатория стала настоящей научной школой.

Выводы. Анализ отдельных научных исследований отечественной психологии свидетельствует, что практически для ученого были обозначены мотивы научной деятельности: понимание их личной значимости в достижении истины, стремление донести свои мысли и результат теоретической и экспериментальной работы вкладом в разрешение научных проблем, развитие познавательно-глубокого интереса к науке.

Это принципиально постепенно перестраивает систему познания окружающего мира формированием честности и порядочности, веры и терпимости, доброжелательности и милосердия по отношению к другим ученым и их научным трудам. Это система личностных смыслов - индивидуализированное выражение личности к тем научным объектам, ради которого совершенствуется научная деятельность, как ценности.

Литература:

1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности [Текст] / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов. - Казань: Изд-во «Карпол», 2002. - 230 с.

2. Ждан, А.Н. История психологии от античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан. - М.: Академический проспект, 2004. - 576 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]: монография / A.A. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова.- М.: Смысл, 2005. - 431 с.

4. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]: избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ. 2004. - 399 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Мизина Наталья Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Шаповаленко Зинаида Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ В СИТУАЦИИ «ДОМАШНЕГО ВОРОВСТВА», СОВЕРШЕННОГО РЕБЕНКОМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Рассматривается проблема разработки технологии психологической помощи родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития, склонных к «домашнему воровству». Представлены модель и разработанная на ее основе программа психологической поддержки родителей детей с задержкой психического развития. Рассматриваются результаты реализации представленной программы психологической поддержки родителей.

Ключевые слова: психологическая поддержка, задержка психического развития, «домашнее воровство», родители, семейное воспитание.

Annotation. The problem of development of technology of psychological assistance to the parents raising children with a delay of mental development, inclined to "house theft" is considered. The model and the program of psychological support of parents of children developed on its basis with a delay of mental development are presented. Results of implementation of the presented program of psychological support of parents are considered.

Keywords: psychological support, delay of mental development, "house theft", parents, family education.

Введение. Как отмечает Л.М. Шипицына [3], психологические механизмы воровства у ребенка с задержкой психического развития в разные возрастные периоды, роль биологических и социальных факторов, вопросы профилактики воровства у этих детей, применение различных форм и методов психокоррекционного воздействия к ворующему ребенку на сегодняшний день изучены крайне недостаточно.

Среди основных причин совершения воровства ребенком с задержкой психического развития Л.М. Шипицына выделяет психологическую неудовлетворенность ребенка, основным мотивом которой, по мнению автора, является «нарушение материнской или отцовской привязанности» [3, с. 20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что одним из вариантов (достаточно часто встречающимся) совершения ребенком дошкольного или младшего школьного возраста с задержкой психического развития воровства является так называемое «домашнее воровство».

Проблема «домашнего воровства» как одного из вариантов отклоняющегося поведения ребенка, которая рассматривается в Российской практической психологии в рамках изучения вопросов воровства, совершенного ребенком, все еще не до конца изучена. Информация по этой проблеме представляется в разрозненных статьях большей частью в формате рекомендаций для родителей, а также для психологов, которые проводят психокоррекцию с ребенком. Крайне недостаточно исследований о «домашнем воровстве», совершаемом детьми с задержкой психического развития.

Изложение основного материала статьи. Мы определяем склонность ребенка к «домашнему воровству» как форму отклоняющегося поведения, основой которого является нарушение ребенком норм семейной жизни, которые регламентируют владение предметами материальной собственности, и которое воспринимается родителями как экспансия в их личностные пространства [1]. Вследствие данного процесса актуализируется потребность родителя в получении психологической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.